История морского флота Испании
Предпосылки первого регулярного военно-морского флота Испании появились в начале тринадцатого века. В то время территория современной Испании была под контролем 2-ух испанских и 1-го арабского государства.
Габсбургская Эра
Габсбургская Эра является моментом соединения двух испанских государств (Арагон и Кастилия), по итогам чего два мощных флота вошли под командование одного. Начало данной эры приходит на середину пятнадцатого века. Пятнадцатый век является веком открытия «Нового Мира» – мира, который породил межконтинентальную торговлю и колонизацию.
Испанская Армада имела важнейшую роль в этих достижениях своей страны. Первые открытия, первые завоевания и первые колонии были достигнуты именно моряками. После открытия Америки испанцы завоевали Кубу, Перу и Мексику. После успеха в новой части света, Испанская Армада продолжила свой путь в Индию, после чего обосновала там Испанскую Ост-Индийскую Колонию.
В шестнадцатом веке на пути Испании появилась Османская Империя, которая серьезно снизила влияние Испании в Средиземноморье. Более того во второй половине того же века, развитие голландского флота отразилось на испанской экспансии.
Габсбургская эра продолжилась до конца семнадцатого века. За этот промежуток времени Испанский Флот прошел как взлеты, так и падения, но все же сохранил свою позицию как одного из лидеров в аспекте морских сил.
Барбуновская Эра
После того как был убит последний представитель Габсбургской семьи, на трон Испании пришли семья Барбунов, при которой прошел явный спад мощи Испанской Армады. Период правления Бармудов продлился вплоть до середины девятнадцатого века.
Правление Барбунов началось для них черной полосой – Испания потеряла Сицилию, Сардинию, Гибралтар, многие острова в Атлантическом океане и в Индии. Более того в связи с возвышением Великобритании и Франции, Испания старалась поддерживать их колонии в Америке против них. Однако в связи с тем, что Испания сама стала терять колонии в Америке, задача была не выполнена.
Несмотря на то, что Испания имела довольно обширный флот, ее флот был переделан из торговых кораблей и больше подходил для патрулирования, чем для прямого боевого контакта с противником.
Девятнадцатый Век
Девятнадцатый век является провальным веком для ВМС Испании. Самой главной причиной этому является Трафальгарское морское сражение, где объединенные морские группы Испании и Франции были полностью разбиты Королевским Флотом Британии. Главным героем того сражения является Адмирал Нельсон, который своими блестящими навыками смог потопить более 70% объединенного флота.
В связи с потерей большей части колоний в Америки и проигрыша в Трафальгаре, после долгих дискуссий, правительство Испанской Империи решило, что им уже не стоит содержать столь большой флот. Данное решение окончательно выбил Испанскую Армаду из топ – листа мощнейших флотов того времени.
Двадцатый Век – Флот Гражданской Войны 1936-1939 гг.
Нейтралитет Испании во время Первой Мировой Войны является одним из прямых источников тому, что на момент Гражданской Войны устроенная Франко, Испанские Военно-Морские Силы имели достаточно сильный флот. На счету Испанской Армады находились:
- 2 единицы Линкора;
- 7 единиц Крейсеров;
- 17 единиц Эсминцев;
- 8 Миноносцев;
- 17 подводных лодок.
Во Второй Мировой Войне Испания также не принимала участие.
Эмблема ВМС Испании
Приход фашистов к власти в Испании
В начале ХХ века Испания переживала затяжной кризис. Для того чтобы выйти из него, правительство должно было преодолеть феодальные пережитки, ввести демократические порядки и провести преобразования, направленные на улучшение положения рабочих и крестьян. Поскольку испанский король и его министры не шли на уступки населению, в государстве появились радикально настроенные левые и правые группировки. За два десятилетия радикалы совершили несколько государственных переворотов, в ходе которых пала монархия. В 1936 году на парламентских выборах победил блок коммунистических и социалистических партий, что вызвало возмущение националистически настроенных военных кругов. Военные решились на очередной переворот, ключевую роль в котором сыграла Фаланга — фашистская организация, созданная в 1933 году. Мятеж перерос в трёхлетнюю гражданскую войну, по окончанию которой к власти в Испании пришли фашисты во главе с генералом Франсиско Франко.
Гитлер всё это время оказывал активную поддержку испанским фашистам, поставляя в Испанию вооружение и военных специалистов.
Современное состояние флота
Испания является одной из не многих стран, которая имеет хорошие кораблестроительные ресурсы. Во первых страна имеет несколько больших судостроительных верфей. Во вторых большая часть военно-морской техники страны отечественного производства. Более того Испания не только сама использует свою военно-морскую технику, но и производит активный сбыт своего товара за рубеж. Основными покупателями испанской военно-морской техники являются страны Латинской Америки и Индийского бассейна.
Однако нужно отметить тот фактор, что в связи с кризисом в стране правительство страны приняла декларацию по сужению бюджета страны. Одним из основных видов сужения бюджета стала армия страны, а именно Военно-Морской Флот страны. Тем самым страна продала или списала огромное количество боевой морской техники. Так например в 2013-ом году был списан легкий авианосец «Принсип Де Асуриос», вошедший в строй военно-морских сил в 1988-ом году. Нужно отметить тот факт, что авианосец прослужил всего 25 не полных лет – это является очень малым сроком службы для кораблей данного типа. Следующими кораблями, которые готовятся на списание – являются фрегаты класса «F-80», которые так же имеют средний возраст службы чуть более 28 лет. Тем самым можно сказать, что несмотря на свои судостроительные перспективы, Испания не является сверх – морской державой. Основной причиной этому является кризис в стране, который продолжается уже более 10 лет.
Крейсера | Испания
Тяжелый крейсер «Canarias»
Крейсер был построен на верфи «El Ferrol» и принят на вооружение в 1936 г., а списан в 1975 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 10,6 тыс. т, полное – 13,1 тыс. т; длина – 183 м; ширина – 19,5 м; осадка – 6,2 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 90 тыс. л.с.; запас топлива – 2,6 тыс.т. нефти; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 780 человек. Бронирование: пояс – 51 — 38 мм; погреба — 102 мм; башни — 25 мм; палуба – 25 – 37 мм; рубка – 25 мм. Вооружение: 4х2 — 203-мм орудия; 8х1 – 120-мм орудий; 2х1 – 57-мм орудия; 4х1 – 40-мм зенитных автоматы; 2х2 – 37-мм зенитных автомата, 4х1 – 20-мм зенитных автомата, 2 – бортовых бомбомета, бомбосбрасыватель.
Легкий крейсер «Navarra»
Крейсер «Reina Victoria Eugenia» был принят на вооружение в 1923 г. В 1931 г. был переименован в «Republica». В 1937-1938 гг. прошел модернизацию и получил название «Navarra». С 1941 г. служил в качестве учебного корабля, а в 1955 г. был списан. ТТХ корабля: водоизмещение — стандартное 5,7 тыс. т, полное – 6,5 тыс. т; длина – 134 м, ширина – 15 м; осадка – 4,8 м; скорость – 25 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 25,5 тыс. л.с.; запас топлива – 1,2 тыс.т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 400 человек. Бронирование: пояс – 50 — 31 мм, погреба — 102 мм, башни — 25 мм, палуба – 38 мм, рубка – 25 мм. Вооружение: 6х1 – 152-мм орудий, 4х1 – 88-мм орудия, 4х1 – 20-мм зенитные автоматы.
Легкий крейсер «Mendez Nunes»
Крейсер «Mendez Nunes» из одноименной серии был принят на вооружение в 1925 г. В 1939 г. корабль был разоружен и на протяжении 1943-1947 гг. проходил модернизацию и преобразование в крейсер ПВО. В 1963 г. корабль был списан. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 4,9 тыс. т, полное – 6 тыс. т; длина – 134 м, ширина – 14 м; осадка – 4,8 м; скорость – 29 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 45 тыс. л.с.; запас топлива – 0,7 тыс.т. нефти и 0,8 тыс. т. угля; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 340 человек. Бронирование: пояс – 76 мм; оконечности – 38-25 мм; палуба – 25 мм; рубка – 150 мм. Вооружение: 6х1 — 152-мм орудий; 4х1 – 47-мм зенитных автомата, 4х3 – 533-мм торпедных аппарата.
Легкий крейсер «Galicia» («Principe Alfonso», «Libertad»)
Легкий крейсер «Almirante Cervera»
Легкий крейсер «Miguel de Cervantes»
Легкие крейсера типа «Principe Alfonso» были построены на верфи «El Ferrol» и состояли из 3 единиц («Galicia», «Almirante Cervera», «Miguel de Cervantes»). «Principe Alfonso» был принят на службу в 1925 г. В 1931 г. он переименован в «Libertad», а в 1939 г. — в «Galicia». Крейсера «Almirante Cervera» и «Miguel de Cervantes») были ведены в эксплуатацию в 1927 и 1930 гг. соответственно. В 1940 – 1944 гг. «Galicia», а «Miguel de Cervantes» в 1940-1946 гг. прошел модернизацию. Списаны корабли соответственно в 1970, 1965 и 1964 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 7,5 тыс. т; полное – 9,2 тыс. т; длина – 166 м, ширина – 16 м; осадка – 6 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 1,7 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 560 человек. Бронирование: пояс – 76 мм; оконечности – 50 — 25 мм; палуба – 25 — 50 мм; рубка – 152 мм, орудийные щиты – 12,7 мм. Вооружение «Almirante Cervera»: 3х2 и 2х1 — 152-мм орудия; 4х1 – 105-мм орудия, 4х1 — 20-мм зенитных автомата, 4х3 – 533-мм торпедных аппараты. Вооружение «Galicia», «Miguel de Cervantes»): 4х2 – 152-мм орудия, 8х2 – 37-мм зенитных автоматов, 5х4 – 20-мм зенитных автоматов, 4х3 – 533-мм торпедных аппараты, катапульта и гидросамолет («Miguel de Cervantes»).
Поделиться в:
«Швейцарский нож» флота
По наиболее распространенной версии, после операции по принуждению к миру Грузии в августе 2008 года была осознана потребность в оперативной переброске экспедиционных сил морской пехоты, причем, не исключено, на театры куда более удаленные, нежели Грузия. Опыт использования французами своих «Мистралей» в ходе операций в Ливии в 2011-м и в Мали в 2013 году показал, что эти корабли хорошо подходят для таких задач. Наконец, необходимость крупных современных десантных кораблей продемонстрировал в 2012-м «сирийский экспресс», в котором Россия, за неимением другого, пользовалась построенными в 1980-х годах большими десантными кораблями (БДК) проекта 775 польской постройки и еще более старые БДК проекта 1171.
В термине «универсальный десантный корабль» эпитет «универсальный» не менее важен, чем «десантный». В самом деле, УДК, в частности «Мистраль», сочетает в себе функции собственно крупного десантного корабля океанской зоны, корабля управления и плавучего госпиталя.
В военной науке есть постулат: важны не намерения, важны возможности. И «Мистрали» дают российскому флоту возможности, которых раньше у него не было. ВМФ очень нужен корабль управления разнородной группировкой на значительном удалении от берегов России в течение длительного времени, особенно после решения создать постоянно действующую эскадру в Средиземном море. Для этого «Мистраль» прекрасно подходит. Адмирал Владимир Высоцкий, главком ВМФ России в 2007-2012 годах, отмечал, прежде всего, потенциал «Мистраля» именно как корабля управления, способного обеспечивать штаб полной информацией об обстановке на обширных театрах военных действий и в режиме реального времени.
На «Мистрале» созданы все условия для работы штаба соединения, и не придется конфликтовать за рабочие места в главном командном посту, вычислительные мощности и каналы связи с боевым расчетом самого корабля, как это случается сейчас. Штаб, особенно высокого уровня, на борту боевого корабля сильно ограничивает возможности его применения по прямому назначению. Кстати, именно полноценную работу штаба соединения американские моряки считают важным преимуществом крейсеров типа «Тикондерога» перед эсминцами типа «Арли Берк».
Разгрузка бронетехники с УДК Dixmude ВМС Франции в порту Дакар
Фото: Mamadou Toure Behan / AFP
Не стоит забывать и о док-камере, вмещающей, например, два крупных десантно-высадочных катамарана EDA-R, а также летной палубе с шестью взлетно-посадочными позициями и авиагруппе численностью до 16 вертолетов. Вертолет — поистине универсальный инструмент флота и, в зависимости от состава авиагруппы, «Мистраль» может решать разные задачи — от поисково-спасательных до противолодочных — и обеспечивать непосредственную поддержку десанта (для чего, собственно, и создается морская модификация знаменитого Ка-52 «Аллигатор»).
Благодаря авиагруппе и возможности развернуть на борту крупный госпиталь «Мистраль» мог бы стать и элементом «мягкой мощи» России, участвуя в совместных с МЧС гуманитарных операциях по помощи странам, пострадавшим от стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций. Наконец, не стоит забывать и о способности эвакуировать значительное число российских граждан из кризисных регионов, в особенности там, где использование самолетов МЧС невозможно или небезопасно.
Системный подход
В советскую эпоху безусловным приоритетом военно-морского строительства была подготовка к крупномасштабной и, вполне вероятно, ядерной войне с США и НАТО. Это предполагало акцент на развитие морской компоненты стратегических ядерных сил (МСЯС), борьбу с МСЯС вероятного противника и его авианосными соединениями.
После распада СССР картина мира изменилась, что требовало и соответствующего переосмысления концепции российского флота. На первый план вышли задачи «мирного времени»: борьба с «иррегулярными угрозами» (пиратство, международный терроризм и т.д.), участие в миротворческих и гуманитарных операциях, конфликтах низкой интенсивности, военно-морская дипломатия и демонстрация флага.
Выявились некоторые слабые места ВМФ в океанской зоне, которыми раньше пренебрегали: обеспечение длительного присутствия сил морской пехоты с техникой, в том числе вертолетами, вдали от границ России, управление разнородными группировками, а также переброска грузов и людей военными кораблями на значительные расстояния.
На французской военно-морской выставке Euronaval в конце октября 2008 года главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий проявил неподдельный интерес к УДК типа «Мистраль». Что привлекло в этом корабле российских моряков?