Линкор, дредноут, крейсер, эсминец – что это за корабли, боевое применение, сходство и различия

Российский корвет «Стерегущий»

Корвет — тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

Эсминец «Сарыч»

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Эсминец и фрегат: разговор о будущем

Вроде бы все ясно и понятно с современными классами военных кораблей, но это если просто посмотреть на термины «эсминец» и «фрегат». А если вдумчиво – начинаются вопросы и недоумения.


Да, с первого взгляда все понятно – корабли теоретически различаются по водоизмещению, вооружению, размерам, задачам… Это теоретически. А вот на практике…

А на практике имеет место мировой военно-морской бардак. В общем, явление на волнах насквозь обыденное и привычное, примерно как злой боцман на утреннем построении.

И выясняется, что, собственно, как такового четкого определения классов-то и нет! Совсем нет!

Вот как пример всем известный тип «Арли Берк». Полное водоизмещение 9 000 тонн. Это эсминец.


Вот его оппонент, «Сарыч». Тоже эсминец. Водоизмещение полное под 8 000 тонн.


А вот иранский эсминец «Джамаран» класса «Moudge».


И его водоизмещение… 1500 тонн! То есть, вроде бы это фрегат или даже корвет, но в Иране эти корабли называют эсминцами!

Есть «Замволт» с его почти 15 000 тонн водоизмещения. Есть китайский «Тип 055» с 12 000 тонн. Строится пока, но ведь будет построен.

А уж если в эту эскадру добавить задумку эскадренного миноносца проекта 23560 «Лидер», водоизмещение которого приближалось по бумагам к 19 000 тонн…

То есть, кто что хочет, то и творит.

С фрегатами тоже не все так просто, это вообще, наверное, самый такой противоречивый класс в океанских волнах. Достаточно вспомнить, откуда вообще он произошел. От французов, которые и изобрели этот небольшой, но верткий корабль с одной (позже с двумя) орудийной палубой для борьбы с пиратами.

Так как в основном фрегат занимался патрульной службой, разведкой, эскортом торговых судов и рейдерской службой, которую тогда называли крейсированием. Так и получилось, что некоторые по сути фрегаты стали крейсерами. А когда получили паровые машины, башни и броню, то стали сперва пароходофрегатами, а потом официальными крейсерами.


Орудийная палуба ушла в прошлое, а с ней и само понятие фрегата исчезло примерно в конце 19 века и не появлялось до середины 20-го.

Зато в это время появился миноносец.


Маленький, но очень зловредный корабль с самоходными минами, а позднее торпедами. А позднее появились эсминцы, более крупные корабли, с более сильной артиллерией, основной задачей которых было топить миноносцы, защищая от них эскадры крупных кораблей.


А во время Второй Мировой войны снова возникли фрегаты. Их вернули британцы, которые для защиты конвоев были вынуждены придумать новый класс кораблей.


Новый фрегат был не так хорошо вооружен, как эсминец и был меньше. Но этот корабль был крупнее сторожевого катера, и мог конвоировать транспорты через океан. А его вооружения было достаточно, чтобы отбиться от самолетов немцев, и – главное – прогнать от конвоя подводные лодки, которые были в то время настоящим бичом божьим для Великобритании.

Получился промежуточный класс между эсминцами и сторожевыми катерами, по факту – корабль противолодочной обороны.

У американцев во время войны были свои корабли, аналогичные по характеристикам английским фрегатам. Их отнесли к подклассу эсминцев: DES — Destroyer Escort Ships — эскортный эсминец.


После войны они были переклассифицированы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года «фрегатами» назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерах эскадренных миноносцев. А затем американцы перешли в британскую систему классификации.

Действительно, британский фрегат был между эсминцем и катером, а американский – между крейсером и эсминцем. А НАТО требовало хотя бы примерного единообразия.

Сегодня грань между фрегатом и эсминцем постепенно стирается. В целом, эсминец пока немного больше фрегата, вооружен несколько тяжелее, возможно быстрее.

Если взять как пример старый эсминец проекта 956 «Сарыч» и сравнить его с фрегатом проекта 22350 «Адмирал Горшков», то по водоизмещению «Сарыч» больше фрегата, 8 000 тонн против 5 400 тонн. Скорость тоже выше у эсминца, 33 узла против 29 у фрегата. Дальность у кораблей примерно одинакова, около 4500 миль.

Фрегат «Адмирал Горшков»

А вот в плане вооружения все не так однозначно.

Артиллерийское вооружение сильнее у эсминца. 2 артустановки АК-130 (4 ствола 130-мм) против одной 130-мм установки А-192М.

Зенитная артиллерия сильнее на эсминце. 4 х 6 х 30 мм ЗАУ АК-630 против 2 х 1 х 30 мм ЗАК «Палаш».

Зенитно-ракетное вооружение лучше у фрегата, однозначно «Редут» лучше «Урагана» (это морская версия «Бука»). Ракет в залпе больше у эсминца, но все-таки «Редут» — новое поколение.

Ну и главное вооружение корабля – тактическое ракетное. 2 х 4 ПКР П-270 «Москит» у эсминца против 2 х 8 «Оникс», «Циркон», «Калибр» у фрегата. А в перспективе, у следующих моделей, будет 4 х 8, то есть, 32 пусковых ячейки.

Ну и скажем честно – «Москит» устарел давно. И даже если его заменить на что-то современное, все равно у фрегата получается больше «стволов».

Минно-торпедное вооружение тоже лучше у фрегата.

В общем, понятно, что сегодня новый фрегат намного эффективнее старого эсминца. Кроме того, фрегаты несколько дешевле, правда, так было всегда. Это позволяло штамповать фрегаты, как пирожки.

Здесь стоит посмотреть на опыт КНР. Китайцы значительно разнесли между собой два класса кораблей. Эсминцы типа 052Д «Куньмин», которые составляют основу ударных морских сил, имеют водоизмещение 7500 тонн и несут оружие в 64 ПУ.


Фрегаты типа 053Н3 «Цзянвей-2» значительно легче (2500 тонн) и оружие несут по минимуму, как нормальные фрегаты: 8 ПУ для ПКР и 4 ПУ для ЗРК.


Примерно такая же развесовка и у японского флота. Только фрегаты типа «Абукума», которых всего-то 6, еще легче по вооружению, чем китайские корабли. Ну а японские эсминцы, что «Конго», что «Атаго», они вообще родственники «Арли Беркам».

Разница между классами, как это ни странно, сегодня начинает стираться. На наших страницах уже говорили о том, что «Арли Берк» — это ¾ «Тикондероги», а если взять и поставить рядом с американским крейсером новый китайский эсминец проекта 055, то станет ясно, что толи крейсер очень легкий (9 800 тонн), то ли китайский эсминец раскормили (12 000 тонн). Но крейсер меньше эсминца – это как-то в картину не вписывается.

Примерно то же самое будет твориться и классом ниже, где корветы (например, корветы проекта 20385 типа «Стерегущий») вполне себе наступают на пятки фрегатам. Те же 2 500 тонн водоизмещения, те же 8 ячеек для пуска ПКР типа «Калибр», «Оникс», «Циркон», тот же «Редут» в качестве ПВО и так далее.

И такой корвет запросто один на один может иному фрегату навалять. Или иранскому «эсминцу», если тот под форштевень подвернется.

Простите, но где тогда разница?

По-хорошему, в мире остается всего два класса кораблей океанской зоны, помимо авианосцев. Это большие корабли (крейсера, эсминцы) и малые (фрегаты и корветы). Грубо говоря, как не вспомнить классификацию Советского флота, где были корабли 1 и 2 рангов.

Да и крейсеров как таковых в мире не так уж и много. Если серьезно – то 2,5 тяжелых российских крейсера, 3 ракетных крейсера и 22 американских «Тикондероги» — это в общем, все крейсера на сегодня. Не так уж и много, а учитывая более чем ветеранский возраст крейсеров, то можно предположить, что через 10 лет от этого отряда останутся считанные единицы.

И главной силой (авианосцы не беру в расчет) в основном большинстве мировых приличных флотов станет эсминец. Который не будет уступать по своим возможностям крейсерам. Те же 112 УВП китайского «Тип 055» мало чем уступают 122 УВП «Тикондероги».

В общем и целом, крейсера уйдут в историю, как когда-то ушли сперва их линейные родственники, а потом и линейные корабли.

Главной ударной силой на море по-прежнему будет авианосец и мутировавший до размеров крейсера эсминец. А в качестве кораблей прикрытия и различных эскортных операций (и пиратов погонять) будут работать фрегаты и корветы, которые очевидно тоже сольются в один класс.

По крайней мере, сегодня весьма непросто становится отличить фрегат от корвета. Но это тема отдельного разговора.

Фрегат

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Определение

Фрегат – военный корабль среднего водоизмещения, выполняющий задачи оборонительного и ударного характера. В парусном флоте он был трехмачтовым, с парусным оснащением и орудийной палубой (двумя орудийными палубами) судном. Во время военных операций фрегаты, как правило, не участвовали в линейных боевых действиях, а выступали в качестве самостоятельных боевых единиц или флагманов эскадр. По размеру фрегаты были меньше линейных кораблей.


Фрегат

Корвет также относится к военным кораблям. Он имеет свои технические характеристики, оборудование и назначение. Будучи парусником, корвет имел схожее с фрегатом парусное вооружение.


Корвет

Крейсер

Ракетный крейсер «Москва»

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Броненосец

Броненосцы появились во второй половине XIX века, когда стало возможным создавать корабли, оснащённые мощной бронёй, мощным вооружением и имеющими достаточную силовую установку, чтобы корабль со всем этим мог передвигаться. Характерной особенностью броненосцев является наличие нескольких (обычно трёх) групп артиллерии, различающихся по калибру: крупная, средняя, малая.

Батарейный броненосец

Казематный броненосец

Барбетный броненосец

Башенный броненосец

Линкоры


Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году
Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами — огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Ранг I[]

Линкор (ЛК)

– наиболее мощные артиллерийские корабли, хорошо бронированы, но не слишком подвижны. Предназначены для уничтожения кораблей всех классов, орбитальных сооружений и орбитальной бомбардировке поверхности планет.

Линейный крейсер (ЛинКР)

– облегченная, за счёт бронирования версия линкора. Более подвижный линейный крейсер предназначен не только для линейного сражения, но и для рейдерских и разведывательных операции. Прикрытия флангов эскадры, сопровождения авианосцев. Начиная с этого класса корабли могут нести на себе оружия класса «разрушитель планет».

Тяжелый (ударный) авианосец (АВТ)

– крупные авианесущие корабли, предназначены для уничтожения силами авиагруппы, космических целей всех типов, непосредственной поддержки войск, завоевания превосходства в кубатуре пространства, ударных операций, обеспечения ПВО\ПКО\ПРО баз и соединений.

Десантный авианосец (АВД)

– разновидность тяжелых авианосцев, предназначенная для базирования и десантирования пехотных соединений. Обычно несколько превосходят по габаритам своих братьев-АВТ.

Боевая орбитальная платформа (БОП) – крупный космический город-крепость, вооруженный и бронированный на уровне линкора.

Дредноут (Д)

– он же «суперлинкор». Самые большие корабли ВКС сверхдержав, совмещающие в себе мощь линкора и способности тяжелого авианосца.

Основные элементы

Любой тип парусных судов собой представляет устройство, которое состоит из корпуса, где размещается команда, провизия, необходимое снаряжение.

Горизонтальная площадка сверху судна называется палуба. Задние и передние элементы корпуса, соответственно — корма и нос, подводная часть снизу — киль, ограничения двум сторонам — правый и левый борт.

Также в устройство парусного корабля входит:

  • паруса (прямые и косые);
  • такелаж — бегущий и стоячий (всевозможные цепи, металлические, веревочные канаты);
  • рангоут (мачты с гафелями, реями, бушпритом, гиком, стеньгами).

Бушпритом матросы называют брус, являющийся продолжением носовой части и располагающийся под углом к поверхности морской глади, куда закрепляются косые паруса.

Гафель — это рея, которая наклонена под углом к мачте, сюда закрепляется трапецеидальный косой парус. Гик — горизонтальная рея снизу. Стеньга фиксируется с мачтой и является ее продолжением.

Стоячий такелаж, как ясно из названия, неподвижен. Эти снасти надежно крепят стеньги и мачты, при этом они имеют следующие разновидности:

  • бакштаги, которые крепят бушприт;
  • штаги, закрепляющие мачты впереди;
  • фордуны и ванты, находящиеся по бокам (напоминают канатную лестницу).

Существуют следующие разновидности такелажа:

  • шкот (требуется для управления парусным снаряжением);
  • галс (фиксирует наклон паруса относительно гика, бушприта, палубы);
  • брас (необходим, чтоб развернуть рею горизонтальной к палубе в плоскости);
  • фал (требуется для поднятия паруса).

Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме бывают в виде прямоугольника, треугольника, трапеции.

По месторасположению — вдоль корпуса либо поперек — верхний парус и нижний (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (кливер, стаксель — оба являются добавочными) и прямые (брамсель, марсель, грот).

Также существуют латинские паруса — имеют вид треугольника, крепящегося к рее длинной частью, наклонены к мачте под углом около 44−57 град.

https://youtube.com/watch?v=mCq5vUHAuN4

Внешние ссылки [ править ]

СМИ, связанные с военно-морскими кораблями, на Викискладе?

vтеВоенно-морские корабли и военные корабли в эпоху позднего Нового времени
  • Классы военно-морских кораблей на вооружении подводная лодка
  • вспомогательный
  • Рабочие зоны
    • Голубой флот
    • Коричнево-водный темно-синий
    • Зелено-водный флот
  • Размещение оружия
    • Бродсайд
    • Центральная батарея
    • Каземат
    • Турели
Авианосцы
  • Авиационный крейсер
  • Десантный корабль
  • Противолодочный авианосец
  • Воздушный шар
  • CAM корабль
  • Перевозчик сопровождения
  • Истребитель катапульты
  • Перевозчик флота
  • Крейсер летной палубы
  • Вертолетоносец
  • Штурмовой корабль запрета
  • Легкий авианосец
  • Торговый авианосец
  • Гидросамолет тендер
  • Подводный авианосец
  • Суперкарриер
Линкоры
  • Корабль береговой обороны
  • Дредноут
  • Быстрый линкор
  • Линкор до дредноута
  • Супер-дредноут ( линкор стандартного типа )
  • Линкор договора
Крейсеры
  • Броненосный крейсер
  • Линейный крейсер
  • Ракетный крейсер
  • Тяжелый крейсер
  • Легкий крейсер
  • Торговец-налетчик
  • Защищенный крейсер
  • Крейсер-разведчик
  • Ударный крейсер
  • Торпедный крейсер
  • Незащищенный крейсер
Эскорт
  • Авизо
  • Спасательное судно конвоя
  • Разрушитель
  • Эсминец сопровождения
  • Лидер эсминца
  • Эсминец сопровождения
  • Эскортёр
  • Фрегат
  • Управляемый ракетный эсминец
  • Kaibkan
  • Шлюп
Транспорт
  • Док-амфибия
  • Десантный корабль
  • Атакующий транспорт
  • Док-десантный корабль
  • Десантные суда
  • Десантный авианосец
  • Десантный корабль поддержки
  • Десантный корабль Heavy
  • Десантный корабль, пехота
  • Логистика десантных судов
  • Десантный корабль Средний
  • Десантный Корабль, Танк
  • Десантный корабль
  • Военный корабль
Патрульный корабль
  • Вооруженный десантный пароход
  • Вооруженная яхта
  • Прибрежная моторная лодка
  • Корвет
  • Канонерская лодка
  • Моторный старт Harbour Defense
  • Моторный старт
  • Морской дрифтер
  • Военно-морской траулер
  • Посадочное судно в океане
  • Патрульный катер
  • Q-корабль
  • Паровая артиллерийская лодка
  • Охотник за подводными лодками
  • Торпедный катер
Быстрое атакующее судно
  • Электронная лодка
  • МАС
  • МГБ
  • Ракетный катер
  • MTB
  • MTM
  • МТСМ
  • Катер PT
  • Шинъё
Противоминная война
  • Danlayer
  • Эсминец тральщик
  • Судно противоминной обороны
  • Шахтная сеялка
  • Minehunter
  • Минный заградитель
  • Тральщик
Командование и поддержка
  • Удобства корабль
  • Корабль боеприпасов
  • Вспомогательный ремонтный док
  • Вспомогательное судно
  • Кольер
  • Корабль с боевыми припасами
  • Командный корабль
  • Крановое судно
  • Корабль-депо
  • Эсминец тендер
  • Диспетчерское судно
  • Корабль быстрого боевого обеспечения
  • Корабль выдачи общего имущества
  • Госпитальное судно
  • Морской буксир
  • Сеткоукладчик
  • Ремонтное судно
  • Пополнение масленки
  • Подводный тендер
Подводные лодки
  • Ударная подводная лодка
  • Подводная лодка с баллистическими ракетами
  • Прибрежная подводная лодка
  • Подводная лодка с крылатыми ракетами
  • Крейсерская подводная лодка
  • Глубоководный аппарат
  • Подводная лодка флота
  • Человеческая торпеда
  • Сверхмалая подводная лодка
  • Подводная лодка
  • Мокрый переводник
Разнообразный
  • Корабль Арсенала
  • Корабль казарм
  • Монитор грудного вскармливания
  • Большой корабль
  • Флагман
  • Сторожевой корабль
  • Прибрежный боевой корабль
  • Монитор
  • Речной монитор
  • Учебный корабль

Чем линкор отличается от эсминца или броненосца?

Линкор (англ. battleship) — самый тяжеловооружённый и защищённый артиллерийский корабль. Русскоязычное название происходит от того, что эти корабли предназначались для «линейного боя», то есть когда корабли выстраивались в линию друг за другом (кильватерную колонну) и мочили противника бортовыми залпами.
Линкоры появились ещё в эпоху парусного флота (водоизмещение до 2-3 кт, вооружение до 140 орудий). Когда парусные корабли стали сходить с исторической арены, начался довольно продолжительный период поиска оптимальной конструкции цельнометаллического боевого корабля. Начиналось всё с небольших бронированных уродцев, вооружённых 1-2 крупнокалиберными пушками, которые у англичан назывались ironclad, а у русских — броненосец.

В конце концов устоялась конструкция «классического броненосца». Это был корабль водоизмещением около 10-15 кт, вооружённый четырьмя 305-мм орудиями в двух башнях и 12-16 скорострельными орудиями калибра 152 мм в казематах или одно-двухорудийных башнях. Самым известным русским классическим броненосцем был «Потёмкин». У англичан эти корабли назывались battleship, у русских — броненосец, но в начале 20 в. русские броненосцы были переименованы в линкоры. С этого времени понятия «линкор» и battleship стали тождественными и означали самый крупный, тяжело вооружённый и тяжело бронированный артиллерийский корабль. Термин «броненосец» с тех пор в русском языке применяется только в историческом аспекте.

В годы второй мировой войны линкоры потеряли своё ведущее военное значение на море, уступив его авианосцам и подводным лодкам. Последние линкоры (четыре американских линкора типа «Айова») находились в составе флота до 1980-х годов и применялись для артиллерийской поддержки наземных операций в прибрежных районах. Имели водоизмещение 50+ кт, главный калибр — девять 406-мм орудий.

Миноносцы (destroyer) первоначально были небольшими катерами, предназначенными для атаки вражеских кораблей торпедами. Со временем их размеры и скорость увеличивались, мореходность улучшалась, появилась артиллерия. Миноносцы, способные действовать в составе эскадры (то есть достаточно быстрые и мореходные) стали называться по-русски эскадренными миноносцами или эсминцами. По-английски их название не изменилось — destroyer. Классический эсминец второй мировой войны – это корабль водоизмещением 2-3 кт, со скоростью 35-40 узлов, вооружённый орудиями калибра 100-130 мм. Это был самый слабый и самый быстрый из основных боевых надводных кораблей. Основная задача — ПВО и ПЛО.

В 1950-х годах артиллерийские корабли стали сходить с исторической арены, и смысл термина «эсминец» изменился. Сейчас это универсальный ракетный корабль водоизмещением 6-10 кт, предназначенный для ПВО и ПЛО, а также артиллерийской поддержки десанта. Не считая авианосцев, это самый крупный из основных боевых надводных кораблей.

В России классификация кораблей несколько отличается. Западному термину «destroyer» у нас примерно соответствует «большой противолодочный корабль». Российский же «эсминец» (сейчас у нас есть эсминцы только одного типа — проект 956) — это корабль водоизмещением примерно 8 кт, предназначенный для уничтожения кораблей противника (для этого он вооружён сверхзвуковыми противокорабельными ракетами), ПВО и артподдержки. Аналогичных кораблей на западе нет.

otvet.mail.ru

Корабли обеспечения

Военные-морские базы и порты, находящиеся на берегу при нынешних средствах поражения не способны быть устойчивой системой базирования флота. Более приспособленной к современным условиям можно считать систему подвижного базирования. В следствии с новой структурой военно-морских сил возникли корабли обеспечения, использующиеся для материально-технического обеспечения флота.

Основной задачей таких кораблей является обеспечение ударно-боевых судов, находящихся в открытом море, необходимыми средствами и оборудованием. К таким кораблям можно относить:

  • плавучие базы, направлены на обеспечение кораблей оружием и боеприпасами, запасными частями, горючим, водой, электроэнергией и прочим. Существует базы, занимающиеся обслуживанием:
      подводных лодок
  • эскадренных миноносцев
  • противоминных кораблей
  • торпедных катеров
  • ремонтные средства, предназначены для ремонта систем корабля. Таких как вооружение, приборы управления стрельбой, двигателя, механизмы и элементы корпуса. Состоят из плавучих мастерских и плавучих доков;
  • суда снабжения, занимаются сопровождением боевых кораблей и снабжением их необходимыми ресурсами. Корабли снабжения можно разделить на универсальные корабли снабжения, эскадренные танкеры снабжения, эскадренные сухогрузные корабли снабжения и специализированные корабли снабжения;
  • исследовательские корабли и аппараты, занимаются отработкой и испытанием новых корабельных техник и систем вооружения
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, можно разделить на спасательные корабли подводных лодок, надводные спасательные корабли, противопожарные суда и судоподъемные средства;
  • специальные корабли, испытывающие оружия обеспечения космических систем. Представляют собой мишени учебно-тренировочных стрельб по передвигающейся цели. Мишень может быть буксируемой и самоходной, управляемой по радио. Для последней также требуется корабль-водитель.;
  • учебные корабли, служат для тренировок личного состава судов и учебных отрядов.

Также обеспечением военно-морских баз и кораблей флота занимаются базовые плавучие средства ВМС, каждая из них выполняет определённую функцию: транспортировка ресурсов, снабжение кораблей топливом и водой, прокалывание льдов для передвижения судов и другие. К ним относятся ледоколы, буксиры, самоходные и несамоходные баржи, танкеры, водолеи и прочие виды плавучих установок.

Оглавление

Раздел первый. УСТРОЙСТВО КОРАБЛЯ И ОБОРУДОВАНИЕ верхней ПАЛУБЫ

Возвращение крейсера «маршал устинов»

Глава 1. Устройство надводного корабля и подводной лодки

1.1. Устройство надводного корабля1.2. Защита надводного корабля 1.3. Устройство подводной лодки 1.4. Рангоут и такелаж
Глава 2. Оборудование верхней палубы надводного корабля и подводной лодки
2.1. Швартовное устройство 2.2. Буксирные устройства 2.3. Леерные и тентовые устройства, трапы и выстрелы2.4. Шлюпбалки
Глава 3. Якорное устройство
3.1. Схема якорного устройства 3.2. Классификация и основные технические данные якорей 3.3. Типы якорей 3.4. Якорные цепи 3.5. Стопоры для якорных цепей и якорей 3.6. Якорные и палубные клюзы, цепные трубы и ящики 3.7. Подъемные якорные механизмы 3.8. Уход за якорным устройством 3.9. Меры безопасности при работе с якорным устройством

Раздел второй. ТРОСЫ, ТАКЕЛАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПАРУСИНА

Глава 4. Тросы

4.1. Стальные тросы4.2. Растительные тросы4.3. Синтетические тросы
Глава 5. Предметы такелажного оборудования
5.1. Блоки5.2. Гаки5.3. Скобы5.4. Талрепы, обухи, рымы, коуши и такелажные цепи
Глава 6. Такелажные работы
6.1. Инструменты и приспособления для такелажных работ6.2. Морские узлы6.3. Такелажные работы с тросами
Глава 7. Парусина и изделия из нее
7.1. Артикулы, сорта и пропитки парусины7.2. Правила приемки, ремонт, окраска и хранение парусины

Раздел третий. Содержание КОРАБЛЯ

Глава 8. Корабельные работы

8.1. Осмотры корпуса корабля8.2. Уход за корпусом корабля 8.3. Корабельные приборки 8.4. Меры безопасности при корабельных работах
Глава 9. Окраска корабля
9.1. Коррозия и борьба с ней 9.2. Компоненты лакокрасочных материалов 9.3. Лакокрасочные материалы на масляной основе 9.4. Лакокрасочные материалы на смоляной (натуральной и синтетической) основе 9.5. Клеи и их применение 9.6. Инструменты и материалы, используемые в окрасочных работах 9.7. Организация окрасочных работ и меры безопасности

Раздел четвертый. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ НА КОРАБЛЕ

Глава 10. Грузоподъемные устройства корабля

10.1. Гордени и тали10.2. Переносные грузовые балки, стрелы и краны10.3. Простейшие приспособления для грузоподъемных работ
Глава 11. Прием на корабль грузов
11.1. Организация погрузочных работ11.2. Прием продовольствия и питьевой воды11.3. Прием топлива11.4. Погрузка грузов большого веса11.5. Основы эксплуатации грузоподъемных устройств11.6. Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

Раздел пятый. КОРАБЕЛЬНЫЕ ПЛАВУЧИЕ И СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Глава 12. Корабельные плавсредства

12.1. Назначение и классификация12.2. Корабельные шлюпки12.3. Корабельные моторные катера12.4. Размещение корабельных плавсредств, спуск их на воду и подъем на корабль12.5. Управление моторными катерами и шлюпками12.6. Содержание корабельных плавсредств
Глава 13. Спасательные средства
13.1. Индивидуальные спасательные средства13.2. Коллективные спасательные средства13.3. Пребывание в море на коллективных спасательных средствах

Раздел шестой. ОБОРУДОВАНИЕ РЕЙДОВ И ГАВАНЕЙ. ДОКОВАНИЕ

Глава 14. Оборудование рейдов и гаваней

14.1. Рейдовые бочки и бридели14.2. Мертвые якоря14.3. Швартовное оборудование пирсов и гаваней
Глава 15. Доки и судоподъемные сооружения
15.1. Способы докования кораблей15.2. Сухие доки15.3. Наливные доки15.4. Плавучие доки15.5. Слипы, склизы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]