Чтобы узнать о других значениях этого термина, см. Tucano (значения) .
ЭМБ 314/А-29 | ||
A-29 Super Tucano ВВС Бразилии | ||
Тип | Наземная атака / Борьба с повстанцами / Обучение | |
национальное происхождение | Бразилия Бразилия | |
Создатель | Эмбраер | |
Первый полет | июня 1999 г. | |
Вставлено | 2003 г. | |
Состояние | В сервисе | |
Основные пользователи | ВВС Бразилии ВВС США ВВС Чили ВВС Колумбии ВВС Индонезии ВВС Доминиканы ВВС Эквадора | |
Производство | 2003-настоящее время | |
построено | 259 | |
Себестоимость единицы продукции |
| |
Развитие | Embraer EMB 312 Тукано | |
[ редактировать данные в Викиданных ] |
Embraer EMB 314 Super Tucano
(« Супертукан на португальском языке ), также называемый
ALX
или
A-29
в ВВС Бразилии , представляет собой турбовинтовой боевой самолет, предназначенный для наземных атак , борьбы с повстанцами и повышения квалификации пилотов, оснащенный современным оборудованием авионики и системы вооружения, разработанные в Бразилии . Он используется в основном ВВС Бразилии , ВВС Колумбии и ВВС Чили.. Он также используется в качестве тренажера для наблюдения за операциями в бассейне Амазонки .
Разработка и дизайн
Бразилии нужен был легкий штурмовик для пополнения своих ВВС. Запрос на покупку легкого штурмовика был частью проекта правительства Бразилии SVA (Amazon Surveillance System). Этот самолет должен был летать вместе с самолетами R-99A и R-99B , которые в настоящее время находятся на вооружении, и отвечать за перехват незаконных полетов самолетов, контроль за контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и патрулирование бразильских границ.
Проект ALX был создан тогда бразильскими ВВС , у которых также была потребность в военно-учебном самолете с высокой маневренностью, простотой в управлении и хорошими характеристиками в полете на средних и малых высотах, чтобы иметь возможность заменить предыдущий Embraer EMB . 326 Гб Ксаванте . Проект нового самолета подходил для района Амазонки, он мог выдерживать высокие температуры, влажность и осадки, низкие угрозы.
ALX был разработан как самолет с прямым крылом, с хорошими летными характеристиками на средних и малых высотах, с турбовинтовым двигателем, большой дальностью и дальностью полета, который может нести 3 внешних топливных бака, 1 под центральным фюзеляжем и 2 под крыльями. , которые могут работать в любую погоду, ночью и днем, и способны приземляться на короткие взлетно-посадочные полосы, на которых отсутствует основная инфраструктура, коммерческие аэропорты, взлетно-посадочные полосы второго уровня, шоссе и дороги Земли.
Он имеет современную кабину с цифровыми навигационными приборами и боевым компьютером для запуска бомб с лазерным наведением, обычных свободнопадающих бомб и ракет; куполообразная кабина , предназначенная для хорошего обзора, что очень необходимо для полетов на малой высоте между горами и задач глубокого проникновения, для атаки на территории противника, открывается в правую сторону, чтобы экипаж мог войти в кабину слева Борт оснащен современными катапультируемыми креслами с нулевой скоростью и нулевой высотой, сравнимыми с теми, что используются в сверхзвуковых истребителях.
Первый полет одноместного, серийного самолета Super Tucano произошел
июня 1999 года, а первый полет двухместной версии состоялся октября 1999 года .
Выгода
Сравнительно недорогие современные турбовинтовые машины А-29 с неплохим оптоэлектронным комплексом разведки, наблюдения и целеуказания, плюс c хорошим набором управляемого вооружения,пригодного для применения с повышенных высот (УАБ) — выгодны.
У него два члена экипажа с отличным обзором, при отсутствии угрозы сопротивления на нем можно с большим удобством, чем на скоростном истребителе, поражать цели пушечно-пулеметным огнем или неуправляемыми реактивными снарядами (которые сейчас модно дорабатывать в относительно дешевые управляемые). В случае если противник попался чуть более зубастый — так же как и на истребителях, он может уйти на высоту в несколько километров и применять корректируемые бомбы с лазерным или спутниковым наведением, точность и стоимость которых не зависят от несущей их платформы.
При барражировании на некотором удалении от линии соприкосновения с противником такая платформа практически неуязвима для средств ПВО ближнего действия (ПЗРК, ЗПУ), при этом вынуждают противника, для противодействия ей, применять полноценные ЗРК малой/средней дальности — которых а) количество ограничено; б) которые нельзя слишком близко подтягивать к линии фронта из-за их уязвимости — от той же артиллерии и РСЗО.
При этом для стрельбы с А-29 AGM-114 «Хеллфаерами» с дистанции нескольких километров ограничений по сути нет. Например, первоначально в Ираке турбовинтовые Cessna AC-208B Combat Caravan несли основную нагрузку по авиационному поражению отрядов ИГИЛ.
Взятые тогда на время у коммерсантов доработанные OV-10G+ Bronco, и даже переделанные сельхозсамолеты, участвующие в конфликтах низкой интенсивности, показали, что концепция вполне жизнеспособна
А-29 могут быть очень эффективны против разного рода военизированных групп, а в воздухе успешно бороться с БПЛА и боевыми вертолётами. На голову превосходя последние по скороподъёмности, устоявшейся скорости разворота и максимальной скорости полёта.
И это не говоря о простоте и удобстве экспедиционного базирования — с грунтового аэродрома на современном истребителе особо не полетаешь..
Операторы
Операторы A-29 Super Tucano. A-29 Super Tucano ВВС Колумбии во время авиашоу F-Air в 2008 году .
- Афганские ВВС . 23 на вооружении США. Один погиб в аварии в провинции Баглан в 2022 г., экипаж катапультировался и был спасен [ 3 ] и еще один в Узбекистане в 2022 г. из-за столкновения в полете с МиГ-29 ВВС Узбекистана , экипаж катапультировался [ 4 ] . A-29B Super Tucano ВВС Эквадора .
- Ангольские ВВС. 6 заказано и в процессе доставки. [ 5 ]
- Бразильские ВВС . 100 в эксплуатации. [ 6 ]
- ВВС Буркина-Фасо. 3 самолета. [ 7 ]
- Чилийские ВВС . 24 актива. В сентябре 2022 года поставлено 2 новых единицы. [ 8 ] [ ]
- Колумбийские ВВС . На вооружении 24 машины. Было доставлено 25, но один из них потерпел аварию 11 июля 2012 года. Это были первые самолеты этой модели, вступившие в настоящий бой. Все самолеты были поставлены в 2008 году и заменили Rockwell OV-10 Bronco . [ 10 ]
- Доминиканские ВВС . 8 единиц в эксплуатации. Завершена поставка в октябре 2010 года.
- Эквадорские ВВС . Всего было получено 18, но один разбился в марте 2012 года. На сегодняшний день в строю остаются 17 самолетов.
- ВМС США . 1 арендованный самолет для испытаний.
- Программа LAS (Light Air Support): 20 самолетов по заказу правительства США доставлены и переданы авиации Афганистана. Остальные 8 запрошенных единиц останутся на территории США для обучения пилотов на базе Moody’s. [ 11 ] [ ] [ ]
- ВВС США . 6 самолетов в Командовании специальных операций США . [ 14 ]
- Филиппинские ВВС . В сентябре 2022 г. были доставлены первые 4 единицы из 6, первоначально заказанных в 2022 г. [ 15 ]
- ВВС Ганы . 5 самолетов заказаны и находятся в процессе доставки. [ 16 ]
- ВВС Индонезии . 16 единиц заказано для замены Rockwell OV-10F Bronco. [ 17 ]
- Ливанские вооруженные силы . 6 единиц оборудованы системами ночного наблюдения.
- ВВС Мали. В 2022 году приобретено 4 единицы, оснащенных системами ночного наблюдения.
- ВВС Мавритании . Введено 3 самолета. [ 18 ]
- Нигерийские ВВС . Введено 12 самолетов. [ 19 ]
- ВВС Туркменистана . Они заказали 6 самолетов. Первые 2 доставлены в декабре 2022 г. [ 20 ]
Противопартизанская история
История текущего конкурса, неоднократно менявшего название (сейчас остановились на «Легкий штурмовик/вооруженный разведчик» — Light Attack/Armed Reconnaissance, LAAR) и цели, насчитывает уже больше 10 лет. В середине нулевых, когда в Ираке, как казалось, была уже одержана окончательная победа, но в то же время сохранялась нестабильность, а кампания в Афганистане явно стала затяжной, американские военные в очередной раз задумались о несоизмеримости возможностей и стоимости своей боевой авиации задачам, которые перед ними ставятся. И это немудрено — пара незадачливых вчерашних крестьян на убитом пикапе с помнящим еще СССР пулеметом в кузове просто неспособна в должной мере оценить то, что их взорвал высокоточной бомбой сверхзвуковой, малозаметный для радаров самолет с мощным комплексом средств радиоэлектронной борьбы, чей многочасовой вылет даже без учета стоимости боеприпасов стоил за сотню тысяч долларов. Кроме расходов бюджетных средств надо помнить и о том, что сложная техника попусту тратит в кампаниях низкой интенсивности ресурс.
Штурмовик_1
Штурмовик A-1 Skyraider
Фото: commons.wikimedia.org/Kogo
Идея использования для противопартизанских операций, или, как сейчас принято говорить, конфликтов низкой интенсивности, более простые машины — отнюдь не нова. В ходе вьетнамской войны прекрасно показал себя созданный в конце Второй мировой A-1 Skyraider. ВВС и КМП США активно использовали легкие двухдвигательные турбовинтовые OV-10 Bronco в качестве легких штурмовиков, а армия в качестве разведчика и целеуказателя — OV-1 Mohawk. Обе машины ожидала достаточно долгая и успешная, хоть и сопровождавшаяся временами тяжелыми потерями, карьера, которая закончилась в середине 1990-х годов. Примечательно, что армейцы тоже рады были бы открыто использовать Mohawk как штурмовик (по-тихому пытались), но были скованы разделяющими компетенции договоренностями между видами Вооруженных сил США — соглашениями Кей-Вест 1948 года и Джонсона–Макконнелла 1966-го, по которым армия сдала самолеты-штурмовики и транспорты, а ВВС в ответ отказались от большей части «вертолетных» компетенций.
Штурмовик_2
Разведывательный самолет OV-1 Mohawk
Фото: commons.wikimedia.org/Cory W. Watts
Впрочем Mohawk и Bronco были на момент Вьетнама достаточно новыми самолетами, которые делались в первую очередь в качестве разведчиков-корректировщиков — ближе к обсуждаемой теме лежат упорные попытки в те годы фирмы Cavalier (и позднее Piper Aircraft) продать ВВС США в качестве противопартизанского самолета модернизированный «Мустанг» времен Второй мировой. Несмотря на неудачу дома и эксцентричность идеи, небольшое количество «Мустангов 2.0» было продано в Боливию, Сальвадор и Индонезию.
Шаг на пути в тысячу миль: новые ракеты армии США
Пентагон разрабатывает оружие, нарушающее договор о РСМД
Операционная история
- 1 марта 2008 года отряд самолетов Super Tucano ВВС Колумбии участвовал в операции «Феникс» на территории Эквадора, где был убит Рауль Рейес из FARC-EP . Судя по всему, в этой миссии «Супер Тукано» использовали бомбы с лазерным наведением Griffin-3 NG-LGB и 4 × 70- мм ракеты .
- 22 сентября 2010 года эскадрилья самолетов Super Tucano колумбийских ВВС снова участвовала в операции «Содома » , в ходе которой был убит Виктор Хулио Суарес Рохас по прозвищу «Эль Моно Джохой», лидер организации FARC .
- Они участвовали в различных миссиях по наблюдению, воздушному пресечению самолетов, используемых торговцами наркотиками, обучении новых пилотов из летной академии, наземных тренировках для поддержки боевых частей, борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Эквадоре , Доминиканской Республике и Колумбии . авиация против наркотических культур и авиационное сопровождение боевых вертолетов, транспортировка войск и спасение в зонах боевых действий.
- 11 июля 2012 года самолет ВВС Колумбии, пролетавший над муниципалитетом Хамбало, департамент Каука, упал, в результате чего погибли два члена экипажа. Причины аварии не установлены и продолжают выясняться. афганские супер туканы
- В 2011 году Super Tucano был объявлен победителем конкурса контрактов на легкую авиаподдержку США, а в 2013 году для ВВС Афганистана было закуплено двадцать самолетов . [ 21 ] Первые четыре самолета прибыли в страну в январе 2016 года, в следующем году они совершили около 2000 воздушных налетов, около 40 в неделю с рекордом в октябре, с более чем 80 вылетами за одну неделю. В 2018 году ВВС имели на вооружении 12 самолетов А-29 и использовали в бою бомбу GBU-58 Paveway II, что стало первым случаем, когда афганская армия применила оружие с лазерным наведением против талибов. [ 22 ] В августе 2022 г. во время падения Кабула, некоторые афганские пилоты бежали из страны, прихватив с собой неизвестное количество самолетов, в том числе А-29, и по крайней мере один Super Tucano был захвачен талибами в международном аэропорту Мазари-Шарифа. [ 23 ]
Боевое применение турбовинтовых штурмовиков EMB-314 Super Tucano
Турбовинтовые противопартизанские штурмовики
. В настоящее время наиболее распространенными противопартизанскими турбовинтовыми самолётами являются изделия бразильской фирмы Embraer EMB-312 Tucano и EMB-314 Super Tucano. Самолёт EMB-314 Super Tucano создан на базе EMB-312 Tucano и имел обозначение ЕМВ-312Н. Первый полёт прототипа состоялся в 1991 году. Первоначально предполагалось увеличить мощность двигателя, установить встроенное вооружение, повысить дальность полёта. На международных выставках вооружения ЕМВ-312Н рекламировался как турбовинтовой боевой самолёт, предназначенный для борьбы с легкомоторной авиацией, вертолётами и оказания непосредственной авиационной поддержки. Эта модификация имела удлинённый фюзеляж, усиленный планер, более мощную силовую установку. Но в связи с возросшими требованиями заказчика в конструкцию «Супер Тукано» были внесены более глубокие изменения. Вес пустого самолёта увеличился до 2420 кг, а длина почти на полтора метра.
Турбовинтовые самолёты EMB-312 Tucano и EMB-314 Super Tucano
Согласно техзаданию, выданному командованием ВВС Бразилии, новый турбовинтовой боевой самолёт должен был обладать большой дальностью полета и автономностью, способностью работать днем и ночью в любых метеорологических условиях и возможностью базирования на слабо подготовленных грунтовых аэродромах с минимальным техническим обслуживанием. Ресурс планера EMB-314 Super Tucano доведён до 14000 часов с возможностью продления ещё на 4000 часов. На ЕМВ-312 назначенный ресурс планера составляет 8000 часов.
Серийное производство EMB-314 Super Tucano началось в 2003 году. От ранней модели эта машина отличалась новым фонарём кабины, усовершенствованной авионикой с использованием жидкокристаллических индикаторов и возможностью использования приборов ночного видения. Помимо инерциальных навигационных систем, в состав БРЭО введён приемник спутниковой навигации. Кабина и наиболее уязвимые конструктивные элементы прикрыты броневыми преградами из кевлара, удерживающими бронебойные винтовочные пули выпущенными с расстояния 300 м. При действиях в зоне сильной ПВО возможно усиление бортов кабины керамическими пластинами, но это примерно на 200 кг снижает массу боевой нагрузки. Лобовое бронестекло способно выдерживать столкновение с крупными птицами на скорости 500 км/ч. Топливные баки протектированы и заполняются нейтральным газом. Спасение экипажа обеспечивается катапультными креслами Martin Baker Mk 10 LCX.
Двигатель Pratt &Whitney Canada PT6 A-68C мощностью 1600 л.с. обеспечивает в горизонтальном полёте максимальную скорость 590 км/ч. Крейсерская скорость — 508 км/ч. Самолёт предыдущей модели, EMB-312 Tucano, с силовой установкой EMB-312 мощностью 750 л.с. мог развить скорость 458 км/ч. Самолёт способен находиться в воздухе более 8 часов. Перегоночная дальность полёта – 2500 км. Боевой радиус с нагрузкой 1500 кг – 550 км. Нормальная взлётная масса составляет 2890 кг, а максимальная – 3210 кг. «Супер Тукано» способен работать в условиях высокой температуры и влажности, имеет хорошие взлётно-посадочные характеристики, что позволяет ему базироваться на ограниченных по протяженности грунтовых взлётно-посадочных полосах.
По сравнению с EMB-312 Tucano вооружение EMB-314 Super Tucano значительно усилено. В крыле установлены два 12,7-мм пулемёта FN Herstal M3P с темпом стрельбы по 1100 выстр./мин. Боекомплект – 200 патронов на ствол. Также предусмотрена подвеска 20-мм пушки GIAT M20A1 и четырёх контейнеров с 7,62-12,7-мм пулемётами. На пяти внешних узлах может быть размещено вооружение общей массой до 1550 кг: блоки НАР, бомбы и кассеты весом до 250 кг, управляемое вооружение. Для применения управляемого вооружения установлена система отображения данных на шлеме пилота, интегрированная в аппаратуру управления средствами поражения самолёта. Система создана на базе цифровой шины MIL-STD-553B и работает по стандарту HOTAS (Hand On Throttle and Stick).
Благодаря введению в боекомплект ракет воздушного боя AIM-9L Sidewinder, MAA-1A Piranha и Python 4 «Супер Тукано» способен вести оборонительный воздушный бой с реактивными истребителями. Расширились возможности по борьбе с вертолётами и легкомоторными самолётами. Для противодействия ракетам с тепловым наведением и постановки помех РЛС имеются автоматы отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей.
Благодаря универсальности, относительно невысокой стоимости и низким эксплуатационным расходом EMB-314 Super Tucano на сегодняшний день является наиболее успешно продаваемым лёгким турбовинтовым боевым самолётом. По состоянию на 2022 год заказчикам поставлено более 250 «Супер Тукано». В 2009 году в США был объявлен конкурс на поставку 100 лёгких противопартизанских штурмовиков. Помимо EMB-314 Super Tucano, в нём участвовал AT-6B Texan II, предложенный компанией Hawker Beechcraft.
AT-6B Texan II
Лёгкий штурмовик AT-6B Texan II совершил свой первый полет 5 апреля 2010 года. Эта машина является вооруженной модификацией двухместного УТС T-6 Texan II, который, в свою очередь, создан на базе швейцарского Pilatus PC-9. На AT-6B Texan II установлен ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-68D мощностью 1600 л.с. Максимальная скорость полёта 580 км/ч. Крейсерская скорость — 426 км/ч. Вес пустого – 2671 кг. Максимальный взлётный вес — 4536 кг. На семи внешних узлах может быть подвешено вооружение общей массой до 1319 кг. Самолет оснащен индикатором на фоне лобового стекла, многофункциональными дисплеями и электронно-оптической инфракрасной камерой L-3 Wescam Mx-15Di. Предусмотрена установка аппаратуры защиты от ИК и лазерных ГСН УР классов «земля-воздух» и «воздух-воздух», системы предупреждения о радиолокационном облучении и автомат отстрела ИК-ловушек. На самолете имеется система управления средствами РЭБ ALQ-213, защищенная система радиосвязи ARC-210, цифровая аппаратура передачи данных.
В 2012 году победителем конкурса был объявлен «Супер Тукано», но компания Hawker Beechcraft подала апелляцию, и его итоги признали недействительными. Тем не менее, повторные испытания состоявшиеся в 2013 году подтвердили превосходство EMB-314 Super Tucano, и МО США оформило первоначальный контракт на закупку 20 самолётов общей стоимостью $427 млн. Помимо турбовинтовых штурмовиков, предусматривалась покупка расходных материалов и запчастей.
Основной причиной победы EMB-314 Super Tucano над AT-6B Texan II, помимо меньшей закупочной цены, стали более низкая стоимость эксплуатации и больший вес полезной нагрузки. При этом «Супер Тукано» американской сборки должны комплектоваться радиоэлектронным оборудованием, аналогичным устанавливаемому на АТ-6В Texan II. Специально оговаривается возможность ночного применения и использования лёгких высокоточных боеприпасов, что должно повысить ударный потенциал штурмовиков. В то же время, несмотря на проигрыш в конкурсе объявленном ВВС США, компания Hawker Beechcraft одновременно с продажей УТС T-6 Texan II обсуждает возможность поставки AT-6B в Мексику и Аргентину.
Для облегчения доступа «Супер Тукано» на рынок стран-союзников США американской компанией Sierra Nevada Corporation (SNC) и бразильской Embraer было организовано совместное производство турбовинтовых самолётов. При этом стоимость одного самолёта, собранного на предприятии в Джексонвилле во Флориде, в 2022 году составляла более $18 млн. Обучение иностранных пилотов осуществляется инструкторами 81-й истребительной эскадрильи ВВС США на авиабазе Муди в Джорджии.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты А-29 Super Tucano на авиабазе Муди
В американских вооруженных силах турбовинтовой штурмовик получил обозначение А-29 Super Tucano. Известны две модификации:
— А-29А: одноместный самолёт, на котором на месте второго члена экипажа установлен дополнительный топливный бак на 400 литров. Этот самолёт в основном предназначен для нанесения ударов по наземным целям с использованием неуправляемых авиационных боеприпасов, перехвата легкомоторных самолётов, борьбы с вертолётами и беспилотными летательными аппаратами. По информации фирмы Embraer, одноместный А-29А с поисковым подвесным контейнером, фиксирующим тепловое излучение, благодаря увеличенной дальности полёта прекрасно зарекомендовал себя в роли ночного истребителя при перехвате лёгких самолётов контрабандистов;
— А-29В: двухместный вариант, на котором оператор вооружения при помощи подвесной оптикоэлектронной станции и РЛС бокового обзора может вести поиск воздушных и наземных целей в тёмное время суток. На данной модели расширены возможности по применению высокоточных боеприпасов. А-29В очень хорошо зарекомендовали себя в боевых действиях в Колумбии и Афганистане.
А-29А Super Tucano ВВС Бразилии
По состоянию на вторую половину 2022 года самолёты А-29А и А-29В были приобретены Анголой, Афганистаном, Бразилией, Буркина-Фасо, Ганой, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Индонезией, Колумбией, Ливаном, Мали, Мавританией, Нигерией, Сенегалом, Туркменией, Чили, Филиппинами. Кроме того, несколько А-29 имеется в распоряжении Командования специальных операций ВВС США.
А-29В Super Tucano ВВС Нигерии
По состоянию на 2022 год около 200 штурмовиков EMB-314 Super Tucano налетали более 150 000 часов, в том числе 22 000 часов в боевых вылетах. Благодаря высокой манёвренности, низкой тепловой заметности и хорошей живучести самолёты прекрасно зарекомендовали себя во время выполнения боевых задач. Ни один турбовинтовой штурмовик не потерян от зенитного огня. Впрочем, в зоне боевых действий «Супер Тукано» не всегда выполняют ударные функции, зачастую они используются как самолёты разведки и наблюдения.
Хотя «Супер Тукано» принят на вооружение в большинстве стран-эксплуатантов относительно недавно, этот самолёт имеет уже серьёзный опыт боевого применения. ВВС Бразилии получили 99 самолетов общей стоимостью $214,1 млн.: 33 одноместных A-29А и 66 двухместных А-29В.
А-29В Super Tucano ВВС Бразилии
Благодаря наличию второго члена экипажа, выполняющего обязанности оператора вооружения и лётчика-наблюдателя, двухместный А-29В является оптимальным для использования в операциях, где осуществляется вооруженная разведка. При этом «Супер Тукано» использовался как часть системы контроля Амазонки SIVAM (Sistema para Vigilancia de Amazonas) совместно с другими разведывательными и ударными самолётами.
3 июня 2009 года два «Супер Тукано» ВВС Бразилии, наводимые по командам самолёта ДРЛО EMB-145 AEW&C, перехватили в районе Альта-Флореста-д’Эсте самолет Cessna U206G с незаконным грузом из Боливии. После того как по курсу «Цессны» были произведены предупредительные очереди из 12,7-мм пулеметов, самолёт контрабандистов совершил посадку в аэропорту Кокоаль. Два члена экипажа пытались скрыться, но были задержаны полицией. На борту оказалось 176 кг концентрированной кокаиновой пасты, что было достаточно для изготовления почти тонны кокаина.
В рамках борьбы с криминальной деятельностью в бассейне Амазонки 5 августа 2011 года началась операция «Агата». В операции приняли участие более 3000 военных и полицейских, было задействовано 35 самолётов и вертолётов, несколько вооруженных катеров. В течение 30 дней осуществлялись мероприятия по пресечению незаконной вырубки ценных пород древесины, добыче полезных ископаемых и торговле редкими видами животных. Уничтожались фабрики по изготовлению наркотиков и места их хранения. Самолёты А-29 Super Tucano для разрушения объектов наркоторговцев сбрасывали 227-кг авиабомбы Mk 82. При этом поиск целей и наведение штурмовиков на цель осуществлялись с беспилотников израильского производства Hermes 450.
15 сентября 2011 года на границе с Уругваем, Аргентиной и Парагваем стартовала операция «Агата-2». В ходе её «Супер Тукано» уничтожили три аэродрома в джунглях и совместно с истребителями F-5Е/EM перехватили 33 самолета, перевозившие наркотики. Бразильским силовикам удалось захватить 62 тонны наркотических веществ, произвести более 3000 арестов и изъять более 650 тонн оружия и взрывчатых веществ.
22 ноября 2011 года Бразилия в районах, граничащих с Боливией, Перу и Парагваем, начала операцию «Агата-3». В ней участвовало 6500 человек при поддержке 10 вооруженных речных судов, 200 единиц автотранспорта и бронетехники, а также 70 самолетов. «Агата-3» стала самой масштабной бразильской спецоперацией с участием армии, флота и ВВС по борьбе с незаконной торговлей людьми и организованной преступностью в приграничной зоне. Помимо А-29А/В, в операциях принимали участие боевые самолёты АМХ, F-5 Tiger II, самолёты ДРЛО EMB-145 AEW&C и БПЛА. После окончания спецопераций «Агата» представитель Министерства обороны Бразилии сообщил, что по состоянию на начало 2011 года было изъято наркотиков на 1319% больше, чем за предыдущее полугодие.
В настоящее время «Супер Тукано» совершают регулярные патрульные полёты над труднодоступными районами Бразилии. Для повышения эффективности патрулирования самолёты в большинстве случаев несут контейнеры с разведывательной аппаратурой американского и французского производства. В 2014 году стало известно, что на части бразильских А-29В используется компактная РЛС бокового обзора, способная обнаруживать группы вооруженных людей и транспортные средства, укрытые под кронами деревьев. Из 99 самолётов, полученных Força Aérea Brasileira, четыре потеряны в лётных происшествиях.
В 2005 году Колумбия заключила контракт стоимостью $234 млн. на поставку 25 А-29В Super Tucano. Все самолёты были получены в период с декабря 2006 по июнь 2008 года. В тот же период США в рамках военной помощи предоставили высокоточные авиационные боеприпасы.
А-29В Super Tucano ВВС Колумбии
Первый боевой вылет колумбийских «Супер Тукано» состоялся 18 января 2007 года. В этот день эскадрилья А-29В сбросила 227-кг авиабомбы Mk 82 на позиции «Революционных вооружённых сил Колумбии» (FARC). В 2008 году в ходе операции «Феникс» «Супер Тукано» ВВС Колумбии, вооруженный бомбами с лазерным наведением Griffin, нанёс удар по цели на территории Эквадора. При этом была уничтожена группа боевиков, среди которых находился заместитель главнокомандующего FARC Рауль Рейеса. Это событие привело к дипломатическому разрыву между двумя странами.
21 сентября 2010 года началась операция «Содома», во время которой две эскадрильи А-29В сбросили 7 тонн бомб на лагерь FARC, где находилось около 700 бойцов. После авиаудара с вертолётов высадился колумбийский спецназ. В результате партизаны отступили, оставив в лагере более 20 убитых, среди которых были руководители движения FARC. В октябре 2022 года во время операции «Дарьен», проводимой в департаменте Чоко, экипажи турбовинтовых штурмовиков в ночное время для обнаружения групп повстанцев использовали инфракрасные камеры и наносили по ним удары 70-мм управляемыми ракетами с лазерным наведением.
15 октября 2011 года вооруженные силы Колумбии начали крупную антиповстанческую операцию «Одиссео». Помимо других боевых самолётов, непосредственную авиационную поддержку оказывали 18 «Супер Тукано», груженные 113 и 227 кг авиабомбами. Пять самолётов использовались для применения 500-фунтовых корректируемых авиабомб. В конце 2011 года колумбийская армия сумела нанести партизанам тяжелые потери. В ходе операции «Одиссео» был убит лидер «Революционных вооруженных сил Колумбии» Альфонсо Кано.
На рассвете 22 февраля 2012 года А-29В сбросили корректируемые бомбы на лагерь FARC в 15 км к северу от Боджая, недалеко от границы с Панамой. В ходе операции «Фронтера» было убито шесть повстанцев, в том числе Педро Альфонсо Альварадо (псевдоним Мапанао), который был ответственен за бойню в Боджайе в 2002 году, в ходе которой погибли 119 мирных жителей.
Ранним утром 21 марта 2012 года во время операции «Фараон» пять «Супер Тукано» бомбили базу FARC в Арауке, недалеко от границы с Венесуэлой, убив 33 повстанцев. Пять дней спустя в ходе операции «Армагедон» девять турбовинтовых штурмовиков атаковали передовой укреплённый блокпост партизан в районе Виста-Эрмоса. В течение трёх минут на цель было сброшено тридцать шесть 227-кг авиабомб. При этом атакованный объект оказался полностью разрушен, было убито 36 повстанцев.
В конце мая 2012 года шесть А-29В обстреляли ракетами лагерь «Армии национального освобождения» (ELN), расположенный в окрестностях Санта-Роза в департаменте Боливар. 31 мая 2012 года в результате бомбардировки лагеря ELN в труднодоступном районе департамента Чоко погибли семь боевиков.
6 июня 2012 года во время бомбардировки объекта FARC, расположенного в северном департаменте Антиокия, пять «Супер Тукано» сбросили 227-кг бомбы, убив 12 повстанцев.
В сентябре 2012 года турбовинтовые штурмовики выявляли объекты боевиков и обеспечивали непосредственную авиационную поддержку во время операции «Омега», в ходе которой более 20 партизан были убиты и четверо взяты в плен. Среди погибших оказалось несколько командиров. При этом колумбийская военная разведка считает, что повстанцы понесли большие потери, но успели похоронить значительную часть уничтоженных в ходе бомбардировки бойцов.
Успешные действия правительственных сил, поддерживаемых точными и эффективными авиаударами турбовинтовых боевых самолётов, привели к утрате былого положения FARC и ELN, боевики которых ранее контролировали около половины территории страны. В результате уцелевшие лидеры повстанцев объявили об отказе от вооруженной борьбы и начале переговоров с правительством. В 2012 году представители FARC заявили о том, что один «Супер Тукано» удалось сбить зенитным огнём. Однако в ходе обследования обломков самолёта, проведённого специалистами Fuerza Aérea de Colombia и представителями компании Embraer, боевых повреждений не обнаружилось.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Т-27 Tucano и А-29В Super Tucano на авиабазе Апиай
В настоящее время в ВВС Колумбии числится 24 самолета А-29В Super Tucano. Турбовинтовые штурмовики размещены на трёх авиабазах и используются для патрульных полётов и пресечения наркотрафика.
В 2010 году компания Embraer объявила о выполнении контракта на поставку восьми А-29В в Доминиканскую Республику. Самолёты предназначались для обучения пилотов, обеспечения внутренней безопасности, пограничного патрулирования и борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Для контроля воздушного пространства страны и наведения перехватчиков на цель в международных аэропортах Лас-Америкас и Пунта-Кана были развёрнуты радиолокационные посты.
А-29В Super Tucano ВВС Доминиканской Республики
Вскоре после того как доминиканские «Супер Тукано» стали подниматься на перехват воздушных судов, незаконно вторгающихся в воздушное пространство страны, количество нарушений воздушной границы сократилось более чем на 80%. В мае 2012 года президент Доминиканской Республики Леонель Фернандес отдал приказ вооруженным силам направить «Супер Тукано» для борьбы с наркотиками на Гаити.
В составе ВВС Эквадора с мая 2010 года имеется 10 А-29В Super Tucano. Две эскадрильи размещены на авиабазе Манта на западе страны. Самолёты одной эскадрильи используются для повышения квалификации и поддержания лётных навыков пилотов, а вторая является штурмовой и применяется для борьбы с инсургентами в джунглях. В этой роли они заменили предельно изношенные штурмовики A-37 Dragonfly.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты А-29В Super Tucano на авиабазе Манта
В настоящее время «Супер Тукано» активно воюют в Афганистане. В 2011 году лёгкий турбовинтовой штурмовик А-29В Super Tucano стал победителем конкурса на лёгкий боевой самолёт, которым предполагалось заменить боевые вертолёты российского производства в ВВС Афганистана. Финансовые средства для этого были выделены американским правительством. Стоимость одного А-29 составляет около $18 млн.
А-29В Super Tucano ВВС Афганистана
В декабре 2016 года Афганистан получил 8 двухместных штурмовиков А-29В. В 2022 году афганцам было передано 20 самолётов. Согласно справочным данным, в начале 2022 года в афганских ВВС имелось 26 «Супер Тукано». В ближайшее время ожидается поставка ещё 6 самолётов. А-29В Super Tucano, собранные для ВВС Афганистана в американском Джексонвилле, оснащены весьма продвинутым БРЭО и превосходят в этом отношении самолёты, построенные в Бразилии. Для снижения уязвимости от зенитного огня упор делается на применение управляемого вооружения. На самолёте установлены авионика и аппаратура отображения информации израильской компании Elbit Systems и прицельно-поисковые системы производства Boeing Defense, Space & Security. При использовании управляемых боеприпасов задействуется аппаратура отображения данных на шлеме пилота, интегрированная в систему боевого управления самолёта. Система создана на базе цифровой шины MIL-STD-553B и работает по стандарту HOTAS (Hand On Throttle and Stick). Сообщается, что часть афганских А-29В оснащена подвесной РЛС, созданной компанией OrbiSat. Радар способен работать по воздушным и наземным целям и обнаруживать с высокой вероятностью одиночные миномётные позиции. На борту также имеются инерциальные и спутниковые навигационные системы и аппаратура закрытой связи.
Первые боевые вылеты афганских А-29В состоялись в начале 2017 года. По мере поступления новых самолётов и освоения их лётным и техническим составом интенсивность боевых вылетов увеличивалась. Уже весной 2022 года «Супер Тукано», нанося удары по позициям талибов, совершали до 40 боевых вылетов в неделю.
Согласно информации, опубликованной Воздушным корпусом Афганистана в июле 2017 года, турбовинтовые штурмовики без потерь выполнили более 2000 авиаударов. Они оказывали непосредственную авиационную поддержку наземным силам и уничтожали объекты боевиков. В марте 2022 года с афганского А-29В Super Tucano по позициям талибов была впервые применена корректируемая авиабомба GBU-58 Paveway II.
Афганский А-29В Super Tucano с управляемой авиабомбой GBU-58 Paveway II
«Супер Тукано» оказались неплохой заменой вертолётам Ми-35. Немаловажным фактором считается то, что А-29В, в отличие от вертолётов, легко преодолевают горные хребты, неся при этом максимальную боевую нагрузку. Существенным плюсом турбовинтовых штурмовиков является лучшая топливная эффективность и относительно невысокая стоимость лётного часа, которая в 2016 году составляла примерно $600. В то же время стоимость лётного часа транспортно-боевого вертолёта Ми-17В-5 превышала $1000, а у Ми-35 приближалась к $2000. С учётом того, что авиационное топливо на афганские авиабазы доставляется самолётами военно-транспортной авиации или автомобильными конвоями, для сопровождения которых необходимо выделять сильную охрану, топливная эффективность имеет очень существенное значение. Время подготовки Ми-35 к повторному боевому вылету занимает гораздо больше времени, чем у «Супер Тукано». Отдельно отмечается способность А-29В успешно действовать в тёмное время суток, что было крайне проблематично для афганских Ми-17В-5 и Ми-35.
Таким образом, А-29В при аналогичной или даже более высокой боевой эффективности в условиях Афганистана оказался экономически более выгодным, чем тяжелый ударный вертолёт.
Окончание следует…
Характеристики
Общие характеристики
- Экипаж:
1 (А-29А), 2 (А-29Б). - Длина:
11,33 37,17 футов - Размах крыла:
11,14 м 36,55 футов - Высота:
3,97 м 13,02 фута - Пустой вес:
3020 6658 фунтов - Вес в снаряженном состоянии:
4520 кг 9965 фунтов. - Максимальный взлетный вес :
5 400 кг 11 464 фунта - Планта мотор:
1 турбовинтовой Pratt & Whitney Canada PT6A-68C .
Мощность :
1193 кВт 1600 л.с.
1 × Hartzell HC-B5MA-2 с 5 лопастями на двигатель.
Представление
- Максимальная рабочая скорость (V нет ) :
654 км/ч (320 узлов , 406 миль/ч ) - Скорость сваливания (V с ) :
148 км/ч (92 мили в час , 80 узлов ) - Дальность :
4820 (2995 миль ) - Практический потолок :
10 670 35 008 футов - Скорость подъема :
24 м/с 79 футов/с
Вооружение
- Ракетное вооружение:
Внутренние (расположены на крыльях): 2 × 12,7 — мм пулемета FN Herstal M3P с боезапасом 200 патронов и частотой 950 выстрелов в минуту
- 1 × 20-мм автоматическая пушка GIAT M20A1 в контейнере под фюзеляжем.
Он может нести 1500 кг внешнего вооружения в пяти точках подвески под фюзеляжем и крыльями, в том числе широкий спектр ракет класса «воздух-земля», таких как AGM-65 Maverick , а также реактивные снаряды и управляемые бомбы. Он также может быть вооружен ракетами класса «воздух-воздух», такими как AIM-9 Sidewinder, MAA-1 Piranha и Python 3 или 4, для действий по перехвату и возможному сбитию самолетов или вертолетов в рамках операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими незаконными действиями. виды деятельности.
- Насосы :
Обычные насосы: (5x) Мк 81 - (5x) Мк 82
- (2x) М-117
- БНЦ-300
- БЛГ-252
- ФПГ-82
- Chaff & Flares (меры противодействия)
- Ракеты класса «воздух-воздух»: Сайдвиндер AIM-9L
- АГМ-65 Маверик
Авионика
- MIL-STD-1553
- ПНВ АНВИС-9 ( ночное видение )
- CCIP / CCRP / CCIL / DTOS / LCOS / SSLC (режимы компьютеризированной атаки)
- Бортовой приемопередатчик R&S{RT} M3AR VHF/UHF (двустороннее шифрование)
- СКИН / ХОТАС
- HMD с UFCP (передняя панель управления)
- Лазерная ИНС с системой GPS-навигации .
- CMFD (цветной многофункциональный дисплей) жидкокристаллическая активная матрица
- Интегрированная радиосвязь и навигация
- Видеокамера
- Автопилот с возможностями планирования миссии.
- Stormscope WX-1000E (бортовая система картирования погоды)
- Лазерный дальномер
- WiPak
использованная литература
- https://www.strategypage.com/htmw/htairfo/articles/20090427.aspx
- «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2007 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
- Авария с Super Tucano в Афганистане
- Дипломат, Франц-Стефан Гади, The. «Подтверждено: первые четыре легких штурмовика А-29 прибыли в Афганистан» . Дипломат
(en inglés estadounidense) . Consultado эль 18 де Enero де 2017 . - «Бразилия предоставляет кредит на продажу шести военных самолетов» (на португальском языке). РТП,
23 ноября 2011 г. - «FAB получает сотый самолет A-29 Super Tucano производства Embraer» (неопр .) . fab.mil.br
(на португальском языке) . 9 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 29 сентября 2022 г. - Фернандо Вальдуга (7 сентября 2011 г.). «ЭКСКЛЮЗИВ: Три Super Tucano сфотографированы во время перелета в Буркина-Фасо» . cavok.com.br
(на португальском языке) . Проверено 29 сентября 2022 г. - «Embraer продает Super Tucano правительству Чили» . лист онлайн . Консультация 16 августа 2008 г.
- https://aviacionline.com/2020/09/embraer-entrega-a-29b-super-tucano-a-chile-y-filipinas/
- «Embraer доставил последний из 25 Super Tucanoe в Колумбию» (неопр .) . Зритель
. 11 августа 2008 г. . Проверено 24 марта 2009 г. - «Военные самолеты: Blackwater покупает бразильские бомбардировщики» . Страница стратегии
. 27 августа 2007 г. . Проверено 29 сентября 2022 г. - «The Penny Drops: Самолет COIN для Blackwater?» . Ежедневник оборонной
промышленности . 30 августа 2007 г. . Проверено 29 сентября 2017 г. - «Отчет: Blackwater Worldwide закупает истребитель бразильского производства» . ФоксНьюс
. _ 2 июня 2008 г. . Проверено 29 сентября 2022 г. - Ошибка цитирования: Неверный ярлык ; содержимое вызываемых ссылок не определеноWorld Air Forces 2021
- https://aviacionline.com/2020/09/embraer-entrega-a-29b-super-tucano-a-chile-y-filipinas/
- {{новостная цитата | https://www.defensa.com/index.php?option=com_content&view=article&id=14748:ghana-confirma-la-compra-a-embraer-de-5-aviones-super-tucano&catid=55:latinoamerica&Itemid=163 Гана подтверждает покупку 5 самолетов Super Tucano у Embraer]
- ↑ Дикки Кристанто (24 января 2010 г.). «ВВС приобретут 16 истребителей Super Tucano» . TheJakartaPost._
_ _ Проверено 29 сентября 2022 г. - Embraer Defense and Security доставила первый A-29 Super Tucano в Мавританию
- Первый A-29 Super Tucano ВВС Нигерии успешно совершил первый полет
- Parten de Brasil — первые Super Tucanos… ]
- Super Tucano побеждает AT-6 в тендере афганской легкой авиационной поддержки
- Афганский А-29 сбросил первую бомбу с лазерным наведением на Талибан
- Талибан имеет доступ к военным самолетам США. Что теперь происходит?