Танки. Боевое применение танков серии Т-64 украинской армией


ОСНОВНОЙ ТАНК Т-64

ОСНОВНОЙ ТАНК Т-64

Танк Т-64 стал первой боевой машиной так называемого второго поколения послевоенных советских танков. Разработка его началась в первой половине 1950-х годов и в настоящее время, спустя 50 лет, эта машина вызывает у специалистов самые противоречивые оценки. От восторженных эпитетов «этапная» и «революционная» до жесткой критики этих самых «этапности» и «революционности», доставшихся стране слишком дорогой ценой, да к тому же и небесспорных. Однако обо всем по порядку.

Первоначальная концепция нового харьковского танка была разработана главным конструктором КБ-60 А.А. Морозовым в 1953 году. При этом тактико-технические характеристики танка сопоставлялись с характеристиками уже устаревающего танка Т-54, принятого на вооружение в 1946 году. Суть же концепции состояла в том, чтобы увеличить огневую мощь без изменения калибра пушки, а также усилить на 10 % броневую защиту и подвижность. Масса же танка должна была остаться в пределах 36 т. Стоит особо отметить, что неотъемлемой частью концепции являлась разработка для танка двигателя совершенно новой конструкции.

Основной танк Т-64 (объект 432).

Эскизный проект танка, получившего обозначение «объект 430», был готов к концу 1954 года. Машина имела классическую компоновку и в целом ее конструкция не содержала в себе каких-либо революционных решений, за исключением двигателя.

В танк планировалось установить горизонтальный двухтактный турбопоршневой дизель 4ТПД со встречным ходом поршней. Работы над такими двигателями были начаты еще во время Великой Отечественной войны на основе полученных по ленд-лизу из США тепловозных двухтактных дизелей Fairbanks-Morse. В сочетании с малогабаритными планетарными бортовыми коробками передач использование этого двигателя позволяло уменьшить объем МТО вдвое по сравнению с танком Т-54. Кроме того, на танке предполагалось использовать эжекционную систему охлаждения вместо вентиляторной. Корпус и башня должны были иметь большие углы наклона броневых деталей, а в качестве основного вооружения была выбрана новая 100-мм танковая пушка Д-54ТС.

Танки Т-64А на марше.

В 1955 году увидело свет Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, окончательно узаконившее применение в новом танке двухтактного Н-образного двигателя. Проектирование его поручалось Харьковскому заводу имени Малышева (завод № 75). При заводе создавалось КБ по двигателям, главным конструктором которого был назначен А.Д. Чаромский. Все эти шаги довольно трудно объяснить с точки зрения здравого смысла, так как в «заделе» у Чаромского имелся лишь незавершенный проект авиационного двухтактного дизеля с противоположно движущимися поршнями М-305. Используя этот «задел», новое КБ начало разработку танкового двигателя 5ТД мощностью 580 л.с.

В июле 1956 года в Харькове разработали технический проект танка «объект 430». В нем были учтены замечания НТК ГБТУ и скорректированные тактико-технические требования. В 1957 году были изготовлены два опытных образца для заводских испытаний, а затем еще три — для полигонно-войсковых. С самого начала испытаний выявилась ненадежность работы двигателя 5ТД. Выяснилось, например, что при наиболее вероятных температурах окружающего воздуха (+25 °C и ниже) двигатель нельзя запустить без предварительного прогрева с помощью подогревателя. Кроме того, обнаружилось немало недостатков и в других агрегатах танка, в том числе крайне ненадежная работа облегченной ходовой части.

К 1960 году всесторонние испытания нескольких опытных образцов, проведенные на заводском полигоне под Харьковом и в 38-м НИИ в подмосковной Кубинке, показали, что «объект 430» по основным показателям превосходит серийные танки Т-54 и Т-55. Однако превосходство это было не настолько существенным, чтобы становилось целесообразным принятие на вооружение принципиально новой боевой машины.

Качественное превосходство нового танка над Т-54 и Т-55 было достигнуто только после установки на нем гладкоствольной 115-мм пушки Д-68 с механизированным заряжанием. Доработанный прежде всего в направлении противоатомной и противокумулятивной защиты, танк получил обозначение «объект 432». Первый опытный образец изготовили в сентябре 1962 года, второй — в октябре. 22 октября на полигоне 38-го НИИ в Кубинке состоялся показ новой техники сухопутных войск руководителям партии и правительства. Новый харьковский танк произвел благоприятное впечатление на Н.С. Хрущева, который заявил: «Будем брать!» В итоге танк прошел полигонные испытания не в полном объеме, и многие недостатки в его конструкции выявились уже в процессе войсковой эксплуатации.

Первые серийные танки сошли с конвейера завода имени Малышева в октябре 1963 года. На сентябрь 1964 года были выпущены 54 танка, а к 1 декабря 1965 года — 218 машин. Практически все эти танки поступали в опытную эксплуатацию в 41-ю гвардейскую танковую дивизию, дислоцировавшуюся в Чугуеве, недалеко от Харькова. Это позволяло оказывать военным квалифицированную заводскую помощь, крайне необходимую им при освоении новых, сложных, капризных и ненадежных машин.

Т-64А.

Основной танк Т-64Б.

«Объект 432» был принят на вооружение постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1966 года под обозначением Т-64. Выпускался серийно до 1969 года.

Корпус танка Т-64 сваривался из катаных броневых листов, расположенных в носовой части под большими углами наклона. Борта корпуса — вертикальные, в средней части имели выштамповку для увеличения внутреннего объема и установки башни. Башня представляла собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приваривалась крыша. Максимальная толщина брони по горизонтальной составляющей (по западным данным) достигала у корпуса — 815 мм, у башни — 460…627 мм.

В башне танка устанавливалась 115-мм гладкоствольная пушка Д-68, стабилизированная в двух плоскостях. Боекомплект состоял из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 30 находились в конвейере механизма заряжания в L-образных кассетах. Снаряды располагались в кассетах горизонтально «головами» к оси вращения. Заряды с частично сгорающей гильзой устанавливались вертикально, металлическими поддонами вверх.

Защитный кожух антенного устройства наведения ракет КУВ 9К112 «Кобра».

Основной танк Т-64Б с установленным КДЗ.

В кормовой части башни был смонтирован механизм заряжания гидроэлектромеханического типа. В боекомплекте имелись снаряды трех типов: осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и кумулятивные. После нажатия наводчиком кнопки выбранного боеприпаса на пульте управления механизма заряжания происходил поворот конвейера, извлечение кассеты из боеукладки, разворот снаряда и заряда в линию и досылание их в казенник. После выстрела механизм улавливания захватывал поддон и укладывал его в освободившийся лоток конвейера. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов.

Силовая установка танка состояла из двигателя 5ТДФ — 5-цилиндрового, рядного, горизонтального, двухтактного, турбопоршневого дизеля жидкостного охлаждения с прямоточной продувкой, поршневым газораспределением, встречно-движущимися поршнями и двухсторонним отбором мощности. Мощность двигателя составляла 700 л.с. при 2800 об/мин.

Трансмиссия — планетарная с семью передачами вперед, одной назад и фрикционным включением. Состояла из двух планетарных бортовых коробок передач с соосными планетарными бортовыми передачами.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, четырех одинарных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса. Подвеска индивидуальная торсионная. В узлах подвески 1, 2 и 6-го опорных катков были смонтированы гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеницы стальные мелкозвенчатые с РМШ шириной 540 мм и 78–79 траками в каждой.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли машине массой 36 т развивать скорость до 65 км/ч. Запас хода по шоссе до 700 км (с дополнительными топливными бочками). Экипаж танка состоял из 3 человек.

Механизм подачи:

1 — рычаг механизма подачи; 2 — исполнительный цилиндр; 3 — лоток; 4 — правый копир; 5 — снаряд; 6 — заряд; 7 — казенник; 8 — механизм улавливания поддонов; 9 — механизм досылания.

В 1963 году, параллельно с конструкторским сопровождением серийного производства Т-64, началась работа по установке в этот танк новой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81Т (2А26). Технический проект танка, которому был присвоен индекс «объект 434», выполнили в 1964 году. В этом же году была изготовлена установочная партия из 20 машин, которые в 1966–1967 годах проходили войсковые испытания. В мае 1968 года новый танк был принят на вооружение Советской армии под обозначением Т-64А.

Установка новой пушки потребовала внесения существенных изменений в конструкцию башни и механизма заряжания, а также замены дневных и ночных прицелов и стабилизатора вооружения. Боевая масса танка возросла до 37 т. Емкость механизма заряжания сократилась до 28 выстрелов, а боекомплект пушки в целом — до 37 выстрелов. В дальнейшем были введены зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес» с дистанционным управлением, башня с повышенным уровнем защиты (комбинированная броня с корундовым наполнителем), оборудование для самоокапывания, крепление для монтажа колейного ножевого минного трала КМТ-6 и встроенное оборудование для самовытаскивания, система «Брод» для преодоления без подготовки водных преград глубиной до 1,8 м, система «Гора — равнина» для обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система запуска дымовых гранат 902А «Туча» и т. д.

Танк Т-64Б-1 с установленным оборудованием для подводного вождения и трубой-лазом преодолевает водную преграду.

В 1973 году Харьковское конструкторское бюро по машиностроению (ХКБМ) приступило к разработке технического проекта танка Т-64А с ракетно-пушечным управляемым вооружением и с усовершенствованной системой управления огнем («объект 447»). Этот танк отличался от Т-64А прежде всего 125-мм пушкой/пусковой установкой 2А46-2, позволявшей вести стрельбу противотанковыми управляемыми ракетами 9М112 комплекса управляемого вооружения 9М112 «Кобра». Ракета имела полуавтоматическую систему управления, по узконаправленному радиолучу, при которой наводчик-оператор через оптический прицел следил только за целью, а слежение за ракетой и выработка команд управления производились автоматически станцией наведения, установленной в боевом отделении танка.

Танк «объект 447А» в 1976 году был принят на вооружение Советской армии под маркой Т-64Б и кодовым наименованием «Сосна». Однако возросшая стоимость не позволяла оснащать все танки комплексом управляемого вооружения. Поэтому параллельно с танком Т-64Б выпускался его упрощенный вариант Т-64Б-1 («объект 437А»), отличавшийся отсутствием этого комплекса. Танки Т-64Б и Т-64Б-1 до 1985 года выпускались совместно с Т-64А. В результате в танковых дивизиях нередко один полк был вооружен танками Т-64Б, другой — Т-64Б-1, а третий — Т-64А. На вооружении некоторых танковых полков все три типа танков состояли одновременно.

В январе 1985 года на вооружение были приняты варианты танков Т-64Б и Т-64Б-1 с установленными на башне и корпусе комплектами навесной динамической защиты «Контакт» из 179 металлических контейнеров. На башне были установлены 80, а на корпусе — 99 контейнеров. Боевая масса танка возросла до 42,4 т. Серийное производство танков, получивших обозначения Т-64БВ и Т-64БВ-1, продолжалось до 1987 года.

На базе линейных были созданы и выпускались серийно командирские танки Т-64К, Т-64АК, Т-64БК, Т-64АКМ. С использованием ходовой части и трансмиссии Т-64 производились артиллерийские тягачи МТ-Т, плавающий транспортер ПТС-2, паромно-мостовая машина ПММ-2М.

Танки Т-64 всех модификаций в первую очередь поступали на вооружение танковых соединений Советской армии, дислоцировавшихся в Группе Советских войск в Германии. Помимо этого, они имелись в некоторых соединениях, размещенных в других группах войск в Восточной Европе и на территории европейской части СССР. На военном параде в Москве «шестьдесятчетверки» были показаны только один раз — 9 мая 1985 года. Это были танки Т-64Б-1. Данных о количестве выпущенных машин семейства Т-64 в отечественной печати не приводилось. Однако согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на этом континенте находилось 3977 танков Т-64 всех модификаций.

Танки Т-64 на экспорт не поставлялись и в составе Советской армии в боевых действиях участия не принимали. Свое боевое крещение они получили уже после распада Советского Союза при не совсем обычных обстоятельствах.

Учебный бой. В атаке — Т-64Б-1.

Танк Т-64БВ одной из частей 14-й армии. Приднестровье, июнь 1992 года.

Весной 1992 года разгорелся вооруженный конфликт в Приднестровье. Поначалу участвовавшие в нем стороны использовали только легкое стрелковое оружие. Однако вскоре молдавские формирования смогли существенно пополнить свой арсенал за счет вооружения и боевой техники, переданных 14-й общевойсковой армией бывшего Одесского военного округа. Передача осуществлялась в рамках раздела имущества Советской армии между бывшими союзными республиками. Кроме того, вновь создаваемая молдавская армия получала оружие и из Румынии. В частности, румынской стороной были переданы бронетранспортеры и партия танков Т-55. В свою очередь, у приднестровцев имелись в распоряжении считанные единицы боевой техники. Артиллерийскому обстрелу и атакам бронетехники молдавской стороны им нечего было противопоставить.

В мае 1992 года после трехдневного артиллерийского обстрела г. Дубоссары терпение местных жителей лопнуло. Пятнадцатитысячная толпа заступила дорогу танковой и мотострелковой ротам 14-й армии, возвращавшимся с полигона. Было захвачено 10 танков Т-64БВ и 10 бронетранспортеров БТР-70. Из местных жителей сформировали бронегруппу. Ее бросили в район, откуда велся интенсивный обстрел. Бронегруппе удалось раздавить артиллерию Молдовы. Но не обошлось и без потерь. Неустановленным противотанковым средством одна из «шестьдесятчетверок» была подожжена. В результате сдетонировал боекомплект и танк превратился в груду металлолома.

О формировании бронегруппы и дальнейшем ее боевом использовании рассказал в своих воспоминаниях, опубликованных в газете «Трудовой Тирасполь», Сергей Васильевич Вуколов, кадровый офицер-танкист, прослуживший в Советской армии 25 лет.

«Большая трудность заключалась в том, что люди знали только машины класса Т-55, а с современными Т-64Б совсем не были знакомы, они насыщены электроникой, автоматикой, то есть намного более сложные машины. Все это не могло не сказаться на подготовке экипажей.

Было создано две танковые роты. Одна находилась на боевых позициях на Дубоссарском направлении, а вторая проходила подготовку в учебном центре, изучала технику. Хотя, конечно, за такой короткий срок трудно было что-то успеть. 2-я танковая рота должна была 20 июня убыть на Дубоссарское направление. Но 19 июня молдавская сторона ввела в Бендеры свои подразделения. После этого 20 июня в 2 часа ночи по нашему радио прозвучал сигнал „Белая акация“. Конечно, все не успели, поэтому пришлось формировать сборные экипажи. Слаженность отсутствовала. Многих людей я совсем не знал».

В 19.00 19 июня по Кишиневской и Каушанской трассам в Бендеры вошли молдавские колонны бронетранспортеров, артиллерии, танков Т-55. В течение нескольких часов город был занят армией Молдовы. Беспорядочная стрельба из всех видов оружия привела к огромному количеству жертв среди мирного населения. Массированные удары молдавские части наносили по зданию горисполкома, казармам гвардейцев Приднестровской Молдавской Республики, горотделу милиции. На рассвете 20 июня части армии Молдовы захватили вокзал Бендеры-1, жилсоцбанк. Огонь вели танки, САУ, БТРы; из села Липканы велся минометный обстрел города.

Танк Т-64БВ подбитый на окраине г. Бендеры. Приднестровье, июнь 1992 года. Башня танка сорвана взрывом боекомплекта.

Видя, как уничтожается город, женщины из Бендерского забастовочного комитета захватили несколько единиц боевой техники 59-й мотострелковой дивизии Российской армии. На этой технике гвардейцы, казаки и ополченцы из Тирасполя двинулись к Бендерам, смяв обе батареи артиллерии Молдовы на мосту, пробились к осажденному зданию горисполкома. Эти танки прорвали кольцо осады. Войска Республики Молдова стали беспорядочно отступать. К утру 21 июня они контролировали лишь два микрорайона Бендер и пригородное село Варница.

Вспоминает С.В. Вуколов: «Женщины взяли в 14-й армии около пяти утра три танка (то есть угнали их, попросту говоря, их „приватизировал“ женский забастовочный комитет). Пулеметов на них не было. Были и неисправности, которые очень влияли на ведение боевой работы. Допустим, оторван кронштейн крепления пулеметной коробки — уже проблема. На старых машинах класса Т-55 ленту можно было заряжать в пулемет любой стороной, начать с любого конца — и пулемет работал. Здесь так уже не получалось. И угол подачи пулеметной ленты должен быть соответствующим, и соответствующая укладка ленты в пулеметных коробках. Вроде бы все это мелочи, но они сыграли большую роль при атаке. В самый критический момент пулемет начало клинитъ, и он перестал стрелять.

Пулеметы получили уже в Парканах и пошли в атаку на мост. Это была скорее психическая атака, хотя свою задачу танкисты, конечно, выполнили с честью. Здесь я должен отметить следующее: ребята-танкисты прекрасно знали, что идти в бой на неподготовленной машине — равносильно смерти. Но они пошли.

И еще надо было взять мост. Против нас стояли вооруженные до зубов противники. У каждого — огневые средства по борьбе с танками, еще были ПТУРСы и около десятка противотанковых 100-мм пушек „Рапира“. Практически наша затея была бесполезной, однако решительность и смелость — пойти сразу в бой — сыграли свою роль. Мост был взят».

В том бою танк Вуколова сделал несколько выстрелов по молдавским позициям. Наводчик попытался подбить вражеский бронетранспортер, но промазал. Сказалась непристрелянность орудия. Появилась еще одна цель — бронемашина, поливавшая приднестровцев огнем из крупнокалиберного пулемета. Сделав поправку, врезали по ней — бронемашина разлетелась в клочья. Затем началась атака на засевших у моста молдавских полицейских.

Танковый полк 14-й армии на учениях. Впереди — БМП-1П, сзади — Т-64БВ. Приднестровье, март 1995 года.

Потом было еще несколько яростных бросков на позиции противника. Из восьми участвовавших в бою приднестровских танков два были уничтожены огнем противотанковых пушек МТ-12 «Рапира». Стрельба по танкам велась из засад в боковые проекции — один был поражен бронебойно-подкалиберным снарядом в борт корпуса, второй — кумулятивным снарядом в борт башни. И та и другая машины сгорели. Еще два танка были повреждены: у одного выстрелом из гранатомета РПГ-7 перебили гусеницу, другой получил повреждения двигателя. Как вспоминает Вуколов, подбитые Т-64, кроме двух сгоревших, эвакуировали в Тирасполь, где их в кратчайшие сроки отремонтировали. Затем эти танки вновь приняли участие в боевых действиях.

Необходимо отметить, что защитники Приднестровья, получившие в свое распоряжение танки, «шестьдесятчетверок» не знали. Захваченные у Российской армии машины в большинстве своем были абсолютно не готовы к боевому применению: на многих отсутствовали пулеметы, не работали средства связи, не были заправлены огнегасящей смесью баллоны противопожарного оборудования (ППО). В итоге возникновение даже небольшого возгорания внутри машины приводило к взрыву боекомплекта. Кроме того, контейнеры динамической защиты не имели пластин и зарядов взрывчатого вещества.

В конце июля 1992 года при вводе в Приднестровье миротворческих сил из состава 14-й армии один танк Т-64БВ был уничтожен выстрелом из станкового гранатомета СПГ-9. На этой машине контейнеры динамической защиты также были пусты, а система ППО — не заправлена. В результате возникшего пожара произошла детонация боекомплекта. В районе моста через Днестр по другому танку из состава 14-й армии был произведен выстрел бронебойно-подкалиберным снарядом из противотанковой пушки МТ-12. Снаряд попал в защитное стекло командирского прибора наблюдения ТКН-3 и сорвал крышку командирского люка. Командир танка погиб, но танк сохранил боеспособность.

Приведенными фактами практически исчерпываются эпизоды боевого применения танков Т-64. В настоящее время на вооружении армии Приднестровской Молдавской Республики находится 18 танков этого типа.

Танк Т-72Б азербайджанской армии на боевых позициях в окрестностях поселка Шали. Азербайджан, Агдамский район, 24 мая 1992 года.

Т-64БВ в бою

Т-64 действительно мало участвовал в войнах. Та война к которой он был предназначен, к счастью не случилась, готовился он к противостоянию с США и НАТО, составлял основу ГСВГ. Единственное боевое применение — это война за независимость Приднестровья, где этот танк сыграл решающую роль. Основным местом применения Т-64БВ стали бои за г. Бендеры, занятого молдавскими войсками. 20 июня произошел так называемый «захват гражданским населением» танков находившихся на длительном хранении 59 мотострелковой дивизии 14 армии.

В тот же день наспех снятые с консервации танки уже приняли участие в боях. Подготовка Т-64БВ к штурму Бендер, проводилась в селе Парканы, непосредственно за виадуком моста через р. Днестр.

Схема боевых действий с применением Т-64БВ в боях за Бендеры.

Приднестровские экипажи не знакомы с Т-64БВ, хотя это и были опытные танкисты, готовились они на танки Т-55 и Т-62. На наспех снятых с консервации танках не успели подготовить вооружение к бою, произвести его выверку. Крупнокалиберные зенитные 12, 7 мм пулеметы не были установлены, комплекс динамической защиты «Контакт-1» не был укомплектован элементами динамической защиты 4С20. Часть танков была укомплектована элементами ДЗ частично (только в наиболее уязвимых участках). Молдавская сторона обладала на данном участке достаточно мощной противотанковой обороной основой которой были 100 мм противотанковые пушки МТ-12 «Рапира», противотанковые гранатометы и ПТРК «Конкурс».

Молдавские ПТП «Рапира» обороняющие мост через Днестр.

Противотанковые пушки «Рапира» и противотанковые гранатометы были основными противотанковыми средствами молдавской стороны.

Танки шли уступом, насколько позволяла ширина моста.

Танк Вуколова, въехав на мост, с места сделал шесть выстрелов по позициям противника уничтожив БТР. После чего было уничтожено ещё несколько целей.

Танки прорвались через линию обороны и оказались на площадке возле постовой будки ГАИ без поддержки пехоты на открытом и хорошо простреливаемом из парковой зоны пространстве. Небольшой десант, находившийся на броне, вел бой у самого схода с моста и не мог прикрывать танки. Танковая атака произвела большое психологическое воздействие на молдавских солдат, среди которых началась паника. Так при проходе моста, первым выстрелом танка был убит наблюдатель противотанковой батареи с молдавской стороны. Расчеты двух орудий «Рапира» разбежались. За орудие оставшейся «Рапиры» встал подполковник Карасёв

Танк, подбитый огнем молдавских орудий МТ-12 «Рапира», серьезно поврежденный, ушел из Бендер, и сгорел при въезде в село Парканы. Экипаж пересел в другой танк и снова пошел в бой.

Попадание в кормовую часть башни танка Т-64БВ в ходе второй атаки.

Вторая атака была предпринята двумя танками Т-64БВ. Экипаж одного из танков повёл танк по тому же пути, что и поврежденные до этого танки. Танк шёл вперёд и снаряды от «Рапиры» с рикошетом уходили от брони.

Т-64БВ в ходе второй атаки рядом с подбитым у поста ГАИ танком.

Дойдя до подбитого танка у развилки танк развернулся и подставил боковую сторону кормы, выстрелом из РПГ-7, был поврежден в самом центре парковой зоны. Пробыв там танк всё же завёл двигатель и ушёл обратно в Паркан с установкой дымовой завесы при помощи термодымовой аппаратуры (ТДА).

Танки после боя в селе Парканы. Попадание в лобовую проекцию, повреждения ДЗ башни, термоизоляционного кожуха осколками.

Поврежденные танки эвакуировали в Тирасполь, где их в кратчайшие сроки ремонтировали, два танка можно отнести к безвозвратным потерям не подлежащим восстановлению. Затем эти танки вновь приняли участие в боевых действиях. Операция по деблокированию Бендер завершилась лишь 21 июня.

Решающая атака началась вечером около 8 часов, в ней участвовали три Т-64БВ и три БТР. В этот раз была обеспечена достаточная поддержка танков пехотой…

Атака происходила по уже известному (и единственно возможному) маршруту в сторону поста ГАИ. Противотанковые пушки «Рапира» открыли огонь по наступающим, один из выстрелов попал в борт башни первого танка, его командир А. Смирнов погиб. Атакующие обошли поврежденный танк, и атака продолжилась, завязался продолжительный бой. Ночью молдавские войска покинули свои позиции.

Т-64БВ около городского совета г. Бендеры.

После ряда случаев поражения танков Т-64БВ в кормовые участки башни и корпуса были приняты решения по повышению их защиты.

Была установлена дополнительная защита при помощи штатного комплекса навесной динамической защиты «Коктнакт-1».

Недостатки данного решения заключаются в высокой вероятности повреждения систем моторно-трансмиссионного отделения танка при совместном срабатывании динамической защиты и противотанкового боеприпаса.

Еще одно преимущество Т-64 — наличие закрытой (управление из под брони танка) пулеметной установки способной обстреливать верхние этажи зданий, обеспечивать защиту от танкоопасной пехоты не выходя из под броневой защиты. На Т-72 и Т-80 командир вынужден вылазить из танка по пояс, или даже полностью для стрельбы из пулеметной установки. Это является крайне важным аспектом для ведения боя в условиях городской застройки.

И 2011………. Девять танков Т-64БВ прошли по улицам столицы ПМР Тирасполя.

[media=https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=syin5-HNV74]

Т-64БВ, как уже было сказано участвовал всего в одной войне, но это танк, сыгравший в ней решающую роль, танк-победитель.

Примечание. Я обещался с свидетелями (участниками) данных событий как с стороны ПМР, так и Молдавии. К сожалению данные от них сильно различаются ,во многом противоречат друг другу. Я здесь очень КРАТКО попытался рассмотреть события тех дней на основе анализа видео

[media=https://www.youtube.com/watch?v=sm3LpmhUXHY&lc=1IO1KVHfTzJTxnS5JJE10Nc0lVWh0w4dD-Ke-8P2zc8&lch=email&feature=em-comment_received]

(съемки С. Скрипника, с которым я так же общался), данные приднестровской стороны. К сожалению, многое просто у участников забылось, многое неверно оценено, я, в то же время, не претендую, что данный материал полностью отражает события тех дней.

К обеим сторонам тех событий я отношусь одинаково уважительно.

Сравнение танков Абрамс и Т-64Б1 образца 1985 года

Главная » Танки настоящего и будущего » Сравнение танков Абрамс и Т-64Б1 образца 1985 года

Танки настоящего и будущегоТанки настоящего и будущего

admin 17.01.2013 641

-2

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

На ютубе неправильно назван ролик. Там не Т-72, там Т-64Б. Вот его копии на Яндекс видео.

Прежде, чем приступать к дискуссии смотрим кино и запоминаем, что заряжание произведено на 3-й секунде с момента нажатия на кнопку МЗ, а соответственно выстрел на 7-й секунде. Отмечаем, что наводчик управляет стрельбой самостоятельно: нажал на кнопку и пушка отработала угол прицеливания, помощь командира ему требуется лишь в целеуказании. В американском «Абрамсе» командир вынужден считать данные самостоятельно и передавать их наводчику, а вместо механизма орудие заряжает вполне смертный, устающий и ошибающийся человек. Как в этом странном ролике Т-90 против «Абрамса», где заряжающий белый американский негр досылает в ствол боеприпас кулаком.

Вот ещё стрельбы из Т-64Б. Первый выстрел на 8-й секунде.

Беру для сравнения машины именно 85 года, потому, что в этот момент в американские сухопутные части уже начали поступать машины с пушкой «Рейнметалл», калибром 120 мм. А советские машины, размещенные в Европе, стали получать динамическую броню и наваривать лобовую только в 1986. Тем самым, предоставляя некоторую фору янки.

Источники информации «Зарубежное военное обозрение» №8 за 1984 г., сайт харьковского танкового завода, интернет и собственная память.

Корпус танка представляет собой сварную конструкцию с большим углом наклона верхнего лобового бронелиста.

Из за чего, по всем законам физики, рикошетирующие от лобовой детали бронебойные снаряды, автоматически поражают высоко поднятую башню снизу.

В передней части корпуса находится отделение управления объемом 2,5 м куб. Регулируемое по высоте сиденье механика-водителя с мягкой обивкой, подголовником и поясничной опорой расположено по оси танка. В боевом положении, при закрытом люке механик-водитель занимает положение полулежа с приподнятыми относительно сиденья ногами. Управление движением танка осуществляется с помощью Т-образной рулевой колонки мотоциклетного типа и педали тормоза. Все необходимые органы управления сгруппированы на рулевой колонке: переключатель передач заднего и переднего хода, регулятор подачи топлива.

В советских танках не только педаль газа регулирует подачу топлива, но и может устанавливаться ручная регулировка подачи. Что весьма облегчает жизнь механику-водителю.
Экипаж «Абрамса» — смертники – нижнего люка не предусмотрено.
В башне расположено основное и вспомогательное вооружение — стабилизированная в двух плоскостях пушка и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости — от -9° до +20°. На командирской башенке смонтирован зенитный пулемет Браунинг М2 калибра 12,7 мм (углы наведения в вертикальной плоскости от -10° до +65°), а перед люком заряжающего — еще один MAG-58. Дистанционного управления башенные пулеметы не имеют, стрельба из них возможна только “вручную” при открытых люках.

Советский танк вооружен 125 мм. гладкоствольной пушкой, 7,62 спаренным с ней пулеметом, и 12,7 мм зенитным пулеметом. На Т-64Б1 командир стрелял из 12,7 мм пулемета дистанционно, с закрытыми люками. На Т-72 такая возможность появилась в начале 90-х. Фактически, это означает, что во время боевых действий командирский, крупнокалиберный пулемет «Абрамса» и пулемет перед люком заряжающего бесполезны, поскольку никто не будет высовываться из люка под обстрелом..

Фирма Крайслер при разработке танка Ml отказалась от системы управления огнем опытного ХМ-803, в которой использовались комбинированные прицел наводчика и панорамный прицел командира, оба с независмой стабилизацией линии прицеливания. Такая СУО представялась чрезмерно дорогой (43% от общей стоимости машины) и сложной. Фирма Крайслер поставила задачу добиться на танке M1 близкой к ХМ-803 точности стрельбы и при этом втиснуть цену приборов управления огнем в 23% от стоимости всей машины. Разработкой СУО занималась фирма Хьюз Эйркрафт. Детальному анализу с точки зрения критерия стоимость-эффективность пришлось подвергнуть все элементы СУО. Исследования показали, что на долю абсолютно необходимой системы ночного видения приходится примерно 1/5 всей суммы, следовательно — не получается в рамках определенной стоимости всей СУО сделать двухплоскостную независимую стабилизацию линии визирования основного прицела наводчика. В то же время, наибольший вклад в повышение точности стрельбы вносит независимая стабилизация оптической оси прицела в вертикальной плоскости (в три раза выше, чем при стабилизации линии прицеливания только по горизонту), к тому же стабилизировать ось по углу места проще и дешевле, чем по азимуту. Поэтому пришлось пойти на компромисс— оптическая ось основного монокулярного прицела наводчика GPS (Gunner periscop sight — перископический прицел наводчика) имеет независимую стабилизацию только по углу места, по азимуту — прицел стабилизируется вместе с пушкой.

На наших «шестьдесятчетверке» в 1985 году прицел и орудие были стабилизированы в двух плоскостях, что превращало танк в высокоточное оружие с вероятностью поражения цели 85%.


Прицел наводчика имеет оптическую головку с 3- и 10-кратным увеличением.

У американцев 2 варианта: либо 3, либо 10 кратное увеличение. Наш прицел был от 3 до 9,5 кратного, с плавной регулировкой.

В него встроен тепловизионный канал ночного видения и лазерный дальномер.

У нас были 2 раздельных видеоканала – ночной и обычный.

Тепловизионная система представляет собой дальнейшее развитие аналогичной системы пассивного типа, устанавливаемой на танке М60А1. ИК система и лазерный дальномер разработаны фирмой Хьюз Эйркрафт. Тепловизиор обеспечивает дальность видения в темное время суток до 2000 м,

Как и у нас. Но не указано, какую прицельную дальность он обеспечивал. Сравнить не могу. По нашим нормативам, мы, ночью, отстреливали с ходу движущиеся мишени БОНА на дистанции 700 метров.

лазерный дальномер дает возможность определять дальность до цели, как с места, так и с движения на дистанциях от 200 до 8000 м.

Советский лазерный дальномер имел ограничение по дальности 10000 метров. Количество замеров в короткие сроки не ограничивалось.

Прицел имеет окулярный отвод для командира. С пушкой прицел связан в вертикальной плоскости посредством синхронной электрической следящей системы. Стрельбу из орудия может вести как наводчик, так и командир.

Для командира в Т-64Б1 не предусмотрена возможность ведения огня из орудия. Такая функция, в те годы, была реализована лишь на Т-80. Но командиру этого и не нужно, его задача наблюдение за полем боя и командование.

В качестве вспомогательных используются монокулярные нестабилизированные прицелы фирмы Кол-морген; М919 с 3- кратным увеличением — у командира

У советского командира имеется бинокулярный прицел с ночным видением, прицел зенитного пулемета, большой триплекс в командирской башенке и 2 триплекса на люке.

и М920 с 8-кратным увеличением — у наводчика. Прицел М919 установлен во вращающейся крышке люка башни и связан с крупнокалиберным пулеметом параллелограмным механизмом.

В советской технике всегда предусматривалось дублирование. Зенитным пулеметом командира можно было управлять с помощью электроприводов, либо вручную вращая командирскую башенку. У американцев, как видим, надежность и устойчивость системы меньше.

То же самое с управлением огнем пушки и спаренного пулемета. Наши могли вести огонь с помощью СУО в полностью автоматическом режиме. Т.е. наводчик находил цель, нажимал на кнопку заряжания орудия, робот заряжал пушку, наводчик наводил на цель прицельную марку, нажимал на кнопку замера. Лазерный дальномер замерял расстояние, и передавал данные в баллистический вычислитель, бортовой компьютер получал информацию от внешних датчиков и вычислял угол наведения орудия, после чего, передавал команду исполнительным механизмам, которые наводили орудие на цель. В этот момент наводчик мог стрелять.

Согласно советских Упражнения Контрольных Стрельб (которые проводились каждые полгода штатным снарядом и ежедневно по два раза вкладным стволом) первый выстрел должен был произведен не позднее 10-й секунды.

При отказе СУО (попадание снаряда, подрыв на мине и тд.) можно было заряжать орудие и вести огонь в полуавтоматическом режиме, либо вручную. В американских машинах, при отключении двигателя танк небоеспособен.

…В СУО танка М1 используется цифровой вычислитель ХМ21. Автоматически в вычислитель вводятся данные от датчика ветра, лазерного дальномера, датчиков скорости цели и крена цапф орудия. Тип снаряда, данные об износе канала ствола, атмосферном давлении, температуре заряда и поправки на ошибки выверки прицела вводятся в вычислитель вручную.

В этом вопросе американцы сильно отстают от СССР до сих пор. До сих пор, командиры их танков вынуждены вручную вводить данные и передавать их наводчику.

Что ограничивает возможность самостоятельного поиска цели командиром

,
в добавление к этому относительно небольшое увеличение и отсутствие стабилизации поля зрения прицела М919 не позволяют уверенно обнаруживать и идентифицировать цели при движении танка даже в условиях хорошей освещенности. Командир может вести обзор местности с помощью основного прицела GPS, однако в этом случае наводчик исключается из процесса поиска и становится “четвертым лишним”, а время принятия решения на выстрел и прицеливания возрастает.
Для наблюдения за местностью на рабочем месте командира в командирской башенке установлено шесть призматических приборов наблюдения, у заряжающего — призматический прибор, закрепленный на вращающейся опоре.

С приборами наблюдения заряжающего Т-64Б1 катастрофически отстал от «Абрамса», поскольку его нет, впрочем, как и самого заряжающего.

Во многом именно использование турбины, а не дизеля обеспечило танку фирмы Крайслер победу над конкурентом. Выбор турбинного ХМ1 является, отчасти, реверансом в сторону новейшего тогда советского “реактивного” танка Т-80, хотя как показало время, точка в споре между дизелем и турбиной до сих пор так и не поставлена. Каждый тип силовой установки имеет свои преимущества и недостатки, которые весьма сильно зависят от театра военных действий. Неслучайно, из-за склонности танковых турбин к перегреву в условиях жаркого климата и их чувствительности к попаданию посторонних частиц (песка, пыли), Т-80 так и не использовались в Афганистане, а надежность “Абрамсов” в ходе “Бури в Пустыне” вызвала массу нареканий.

Если учесть маленький забронированный объем и низкий силуэт, то превосходство советской машины становится подавляющим.

машины

ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ «АБРАМСОВ»

Вначале США пытались поставить «Абрамс» странам Западной Европы в качестве основного боевого танка, однако эти попытки не увенчались успехом. Тогда США заинтересовались ближневосточным рынком. Первым танки М1 решил экспортировать Египет. В 1988 году было заключено соглашение, согласно которого США должны были поставить этой стране небольшое количество готовых «Абрамсов», а также комплектующие для сборки танков на заводе в Каире. Первый танк, собранный в Египте, сошел с конвейера в 1992 году. В настоящее время эта страна имеет 973 танка «Абрамс» М1А1.

Саудовская Аравия для замены своих устаревших танков заказала «Абрамсы» в модификации M1A2. В отличие от американских танков, эти машины не оснащены «тяжелой броней», за счет чего их вес несколько уменьшен. В настоящее время Саудовская Аравия располагает 315 «Абрамсами», из них 115 — в строю, 200 – на хранении.

Еще одной ближневосточной страной, принявшей «Абрамс» на вооружение, стал Кувейт. Здесь «Абрамс» выиграл конкурс у британского «Челленджера». Поставки начались в 1992 году. Сейчас Кувейт имеет 218 танков М1А2.

Ираку планируется поставить 140 «Абрамсов» М1А1, однако первые танки начали поступать только в августе 2010 года.

В отличие от Ближнего Востока, попытки американцев поставить «Абрамсы» европейским странам потерпели неудачу. В сравнительных тестах, проводившихся в Европе, «Абрамс» неизменно проигрывал германскому «Леопарду-2» и российскому Т-80У. Так, например, на конкурсе, проводившемся в 1998 году в Греции, при совершении тысячекилометрового марша «Абрамс» часто останавливался в связи с необходимостью регулировки двигателя. При преодолении брода глубиной 2,15 м произошло затопление двигателя. При сходе со стенки высотой 1 м греческий экипаж получил травмы. Обучение экипажа на «Абрамсе» требовало 3 месяца и 120 выстрелов. Для сравнения, обучение экипажа на Т-80У заняло 10 дней, при этом сделано 16 выстрелов. В итоге ни одно европейское государство так и не приняло «Абрамсы» в качестве ОБТ для своих вооруженных сил.

(По брошюре Ю.Спасибухова «М1 «Абрамс», материалам сети Интернет)

Бортовая и кормовая броня, по результатам поражается пушками 30 мм пушками БМП-2 с 2000 м (при использовании бронебойных подкалиберных снарядов).

По данным зарубежных специалистов реактивные гранаты ПГ-7В п с вероятностью 55% поражают «Абрамс» в борт башни и борт корпуса над катками. С вероятность 70% — в крышу башни.

Выяснилось также, что “Абрамсы” в полевых условиях “сжигают” больше горючего, чем им положено по норме. Были трудности с доставкой запчастей для вышедших из строя машин, в результате чего многие поврежденные танки неудовалось отремонтировать и они были разобраны на запасные части для ремонта своих более удачливых собратьев

По информации официальных источников на основе действий 3-й Механизированной дивизиии США можно сделать следующие выводы о уязвимости танка «Абрамс»: -Ракет «Корнет» в Ираке не обнаружено -Верх, бока, и тыловая броня восприимчивы к поражению. -Зарегистрированные случаи, где 30 мм бронебойные снаряды пробивали танк с тыла. -Левая и правая сторона бортовых экранов, пробивается РПГ. -Косметические повреждения при поражении противопехотными выстрелами к РПГ. -Не отмечено случаев, поражения танков противотанковыми минами (в отличии от 1991 года). -Вышибные панели на башне работали штатно, зарегистрированные случаи попадания в боеукладку к гибели экипажа не приводили. -Двигатель продемонстрировал низкую надежность и крайне высокую пожароопасность. -Для полного поражения танка достаточно 1 термитной гранаты (внутрь), 2 ракет «Майверик» или выстрела БПС (в область боеукладки) -Для вывода танка из строя достаточно от одного выстрела РПГ по боковым частям корпуса.

На многих уничтоженных «Абрамсах», пораженных огнем ручных противотанковых гранатометов типа РПГ-7 в борт, противокумулятивные экраны пробивались даже гранатами ПГ-7В (это один из наиболее старых типов гранат для РПГ-7), и ее кумулятивной струи было достаточно, чтобы после экрана пробить и бортовую броню. Имелись случаи безвозвратных потерь из-за воспламенения вспомогательных силовых установок (ВСУ) и/или воспламенения емкостей с запасами ГСМ, которые попадали в моторно-трансмиссионное отделение и тем самым воспламеняли двигатель. Так сгорел один «Абрамс» («из-за вторичного эффекта»), который был обстрелян из 12,7-мм пулемета ДШК. Пуля попала в левую заднюю часть башни, где как раз и расположена ВСУ, пробила ящик, вывела из строя установку, а горящее топливо и масло из нее устремились вниз, в МТО. Произошло возгорание силовой установки, которая полностью выгорела, танк восстановлению не подлежит. Кстати, о ВСУ танка «Абрамс». По материалам Автобронетанкового управления армии США (TACOM) и центра изучения опыта сухопутных войск США (CALL) 3-й Механизированной дивизией за 21 день проведения операции огнем противника или в результате дружественного огня было поражено всего 23 танка M1A1 «Абрамс» и БМП M2/M3 «Бредли». Пятнадцать из них (включая девять «Абрамсов» и шесть «Бредли») были поражены из РПГ-7. Один танк этой дивизии в результате обстрела из стрелкового оружия и, как следствие, неуверенных действий механика-водителя, упал с моста в реку Тигр, экипаж погиб.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]