Соревнование советских и германских конструкторов танков. Огнеметные танки

Определение 1

Огнемётный танк — это боевая машина, основным вооружением которой является огнемёт.

Основное назначение огнеметного танка — поддержка пехоты при штурме позиций противника. Огнемётные танки обычно создаются на основе обычных серийных танков путём установки вместо основного или вспомогательного вооружения огнемёта.

Накануне Второй мировой войны СССР имел значительное количество химических танков, но их штат почти полностью состоял из устаревших машин, использовавших шасси Т-26. Велись работы по установке огнемётов на современные для той поры танки. В 1939 году начались разработки огнемётного танка А-32, ставшего затем прототипом Т-34. Начало войны и эвакуация предприятий задержали запуск производства танка, но в начале 1942 года начался серийный выпуск ОТ-34, который стал самым массовым советским серийным огнемётным танком времен Отечественной войны.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Немецкие огнеметные танки

Определение 2

Flammpanzer III — это немецкий огнемётный танк.

В октябре 1942 года Службой вооружений было принято решение о выпуске на базе Pz.III 100 огнемётных танков. Фирма MIAG передала 100 машин модификации M фирме Wegmann AG для переоборудования в огнемётные. У фирмы имелся опыт таких работ при переделке танков Pz.II и французских танков B1bis. В башне Pz. вместо пушки III устанавливалась стальная труба — защитный кожух для ствола огнемёта. Рабочее давление 15 МПа, создавалось при помощи вспомогательного двигателя DKW. Перед стрельбой два бака с огнесмесью по 100 л нагревались 5 минут горячей водой из системы охлаждения. Расход огнесмеси позволял делать 125 односекундных выстрелов с дальностью стрельбы до 55 м.

Вспомогательное вооружение — пулемёты MG 34 — сохранилось на штатных местах. Их боекомплект составлял 3750 патронов. В экипаже танка были три человека — командир (стрелок-огнемётчик), механик-водитель и стрелок-радист. Заказ на изготовление танков был выполнен к весне 1943 года, и они были отправлены на Восточный фронт.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Соревнование советских и германских конструкторов танков. Огнеметные танки 440 ₽ Реферат Соревнование советских и германских конструкторов танков. Огнеметные танки 250 ₽ Контрольная работа Соревнование советских и германских конструкторов танков. Огнеметные танки 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 3

Flamm.Pz.B2 — это осуществленная вермахтом модификация французского тяжелого танка Char B1.

Доработки были сведены к монтажу на месте 75-мм гаубицы огнемёта. Над огнемётом была сооружена будка для огнемётчика с прицельным приспособлением. Поскольку в танке места для бака с огнесмесью не нашлось, его установили на корме, обшив резервуар 30-мм броней. Баллоны со сжатым воздухом лежали в боевом отделении. Действие огнемета обеспечивал двухтактный мотор от мотоцикла. Ещё одной особенностью огнемётного варианта был перенос на правый борт антенны радиостанции F. Таким образом было модернизировано 60 машин. К июню 1941 оказались закончены 24 танка, вошедшие в состав 102-го огнеметного танкового батальона. Через месяц боев безвозвратно были потеряны две машины. Оставшиеся были модернизированы.

Юрий Пашолок. Огнеметный малыш по-немецки

Главная » Реальная история » История Войн » Юрий Пашолок. Огнеметный малыш по-немецки

История ВойнКниги по истории танков

byakin 27.12.2021 570 0 комментариев

14

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Юрий Пашолок. Огнеметный малыш по-немецки

История огнеметного танка Pz.Kpfw.II(F), который периодически называют Flammpanzer II, либо Flamingo

Со стороны история немецкого танкостроения может показаться вполне логичной и простой. К 1937 году немецкая армия имела 4 модели танков. Первым из них был Pz.Kpfw.I, созданный под впечатлением английских «патрульных» танков (еще и содранный с трактора Carden-Loyd, по сути вариации шасси того самого патрульного танка). Вторым стал Pz.Kpfw.II, по массе и назначению близкий к Vickers Mk.E, правда, немцы решили сделать башню одноместной, а вместо пушки калибра 37-47 мм поставили 20-мм автоматическую пушку. Справедливости ради, 20-мм автоматы (а то и чего полегче) тогда в подобные машины много кто ставил. Третьим танком являлся Pz.Kpfw.III, типичный средний танк с 37-мм пушкой. Наконец, четвертым выступал Pz.Kpfw.IV, танк поддержки с 75-мм короткоствольным орудием. Правда, если начать разбираться, как у немцев получилось два легких и два средних танков, начинают вылезать разные забавные подробности. А уж если вы начнете копать еще глубже, вылезет еще больше веселья.

Один из первых Pz.Kpfw.II (F). Несмотря на быструю подготовку первого образца, переделка обычных танков в огнеметные началась только в 1940 году

Такого вот веселья хватало и по Pz.Kpfw.II. Начиная с того, что танк появился в результате неспособности Krupp воткнуть на шасси Kleinetraktor (будущий Pz.Kpfw.I) 20-мм пушку и 3 членов экипажа. Поэтому появился проект 6-тонного танка, который быстро дошел до массы 7,5 тонн, а потом тенденция к перееданию только возрастала. При этом 6-й отдел Департамента Вооружений совершил ошибку, навязав подвеску по типу Pz.Kpfw.I. Она оказалась неудачной, в результате MAN потратил немало усилий, чтобы Pz.Kpfw.II стал надежным танком. Это удалось, но к тому моменту Генрих Книпкамп запустил работу по La.S.138, более совершенному танку, который должен был сменить Pz.Kpfw.II. Оснащенный торсионной подвеской танк создавался первым из «гоночных танков» Книпкампа. Но и тут что-то пошло не так. Крупной серии не получилось, а производство Pz.Kpfw.II Ausf.D прекратилось в апреле 1939 года. Еще хуже дела обстояли с Pz.Kpw.II Ausf.E, который получал траки с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами. Их построили всего 7 штук, причем как шасси. Танками они так и не стали.

Задержка была напрямую связана с проблемами шасси. Их пришлось возвращать для доработки

О том, что Pz.Kpfw.II Ausf.D и Ausf.E не станут крупносерийными, стало понятно еще к началу 1939 года. Каких-то особых преимуществ перед Pz.Kpfw.II Ausf.C этот танк не имел, более того, еще в июне 1938 года начала разработка танка нового поколения — VK 9.01. Эта машина должна была стать еще более быстрой и получала более удачную, по мнению Генриха Книпкампа, ходовую часть. Посему в начале 1939 года In 6 задумалась о трудоустройстве La.S.138. Как не странно, из этой машины было решено создавать огнеметный танк. 21 января 1939 года In 6 заказала 90 танков Pz.Kpfw.II(F), получивших сквозной индекс Sd.Kfz.122. Эта цифра соответствовала объему выпуска La.S.138 по уже полученному MAN контракту. Таким образом, уже в январе 1939 года стало понятно, что даже ранее выпущенные танки будут позже переделаны в огнеметные. Об этих скоростных огнеметниках и поговорим.

Принцип работы огнемета. Огонь, к слову, ведется из того самого танка, которых был захвачен Красной Армией летом 1941 года

В качестве подрядчика по разработке новой башни, подбашенной коробки и непосредственно огнеметной установки выбрали Wegmann & Co. Вагоностроители из Касселя, безусловно, имели более существенные амбиции, но выбрали для себя несколько иную нишу. Полностью танки они не строили, но башни выглядели тоже очень неплохим бизнесом. Контракт на 90 башен с подбашенными коробками и огнеметное оборудование на 1939 год выглядел довольно жирным, да и в дальнейшем Wegmann не раз привлекали к теме огнеметных танков.

Принципиальная схема огнемета, применявшегося на Pz.Kpfw.II (F). Дальность его действия была крайне низкой — всего 35 метров

Изначальная концепция Pz.Kpfw.II(F) предусматривала 2-местную боевую машину, имевшую вооружение из 2 огнеметов, независимых друг от друга, и пулемета MG 34. Впрочем, далее концепция несколько изменилась, да и работы по огнеметному танку затянулись. Несмотря на планы по переделке ранее выпущенных танков в огнеметные, Pz.Kpfw.II Ausf.D повоевали в Польше, а их использование в частях продолжалось до марта 1940 года. Справедливости ради, опытный образец огнеметного танка Wegmann изготовила в июле 1939 года, но лишь ​весной 1940 года работы по переделке в Pz.Kpfw.II(F) перешли в практическую стадию.

Схема электрооборудования. У машин из 100-го батальона, соответственно, не имелось дымовых мортирок

Несмотря на изначальную идею по поводу переделки в двухместный танк, финальная концепция Pz.Kpfw.II(F) стала трехместной. Убирать радиста всё же не решились, тем более что он не особо мешал. Шасси исходного танка сохранялось без изменений, такой же осталась и лобовая деталь подбашенной коробки. А вот башню поменяли полностью. Такое впечатление, что Wegmann выдали набор деталек и дали задание собрать из них что-то приличное. В результате получилась весьма необычная башня, аналогов которой у немцев более не существовало. Вместо характерной «подковы» получилась граненая конструкция, в носовой части которой поставили шаровую установку Kugelblende 30. Такую обычно ставили в лобовой части подбашенной коробки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. На передних скосах поставили смотровые приборы Fahrersehklappe 30, также перекочевавшие с лобового листа подбашенной коробки среднего танка. Решения довольно странные, но при этом получился весьма неплохой обзор.

В ходе ремонта. Снимок ценен тем, что тут видны баллоны с огнесмесью

Появление Fahrersehklappe 30 в боковых скосах лба башни объяснялся особенностью огнеметных установок. Дело в том, что на Wegmann не пошли простым путем и сделали огнеметы подвижными. Получились дистанционно управляемые «башенки», установленные на передних крыльях. У этих самых «башенок» суммарный угол горизонтального обстрела составлял 120 градусов (по 90 градусов во «наружу» и по 30 во внутреннюю), то есть получался своеобразный «чистильщик окопов». Огнеметные установки наводились независимо друг от друга (угол вертикальной наводки от -10 до +20 градусов), причем этим могли заниматься как командир, так и радист. Причем командиру это было делать сподручнее, поскольку он имел куда лучший обзор. Для этого и требовались Fahrersehklappe 30. Надо сказать, что огнеметная установка получилась так себе с точки зрения дистанции ведения огня. Всего 35 метров, как у ХТ-26, на который у нас изначально ругались на малую дистанцию ведения огня. Немцы же считали, что 35 метров хватит. По задумке, Pz.Kpfw.II(F) в атаку шли цепью, взвод мог охватить участок в 250 метров, а рота — до километра полосы наступления. Задумка интересная, но сразу возникает вопрос, на что немцы рассчитывали с толщиной брони 30 мм. Опыт Польши уже как бы намекал, что главной опасностью стали уже не 20-25-мм автоматические пушки, а орудия калибра 37 мм и выше.

Башню на Wegmann построили сами, без участия 6-го отдела Департамента Вооружений. Поэтому она и так отличалась

По бокам от подбашенной коробки разместили баки для огнесмеси, по 160 литров в каждом. Их установили в бронированных коробах. Решение вполне удачное, поскольку в случае поражения бака для огнесмеси она не попадала внутрь. Огнесмеси, к слову, за один пуск вылетало немного — всего 4 литра (итого 40 выстрелов на огнемет). Огнеметы были пневматические, на каждый приходилось по 2 баллона со сжатым азотом, которым и производился пуск огнесмеси. Эти баллоны размещались внутри корпуса. Естественно, дополнительная нагрузка сказалась на массе машины. Вместо 11 тонн она достигла 12, впрочем, сильно динамические характеристики не пострадали. Чего не скажешь об удельном давлении на грунт, которое превысило 0,9 кг на квадратный сантиметр. В этом смысле влажные фантазии по поводу хождения цепью на траншеи выглядят слегка забавно.

100-й огнеметный батальон перебирается через Буг в первый день войны. Спустя 2 дня он лишится своего командира

Изначально планировалось, что первые 2 Pz.Kpfw.II(F) будут сданы в январе 1940 года, в феврале сдавали 4 штуки, 4 в марте, и с апреля по 10 штук. Больше того, первые шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D/Ausf.E уехали в Кассель еще в апреле 1939 года. Всего на 1 сентября 1939 года их имелось 46 штук. Но дальше была кампания в Польше, которая показала, что шасси требуют доработки. По этой причине реальная сдача огнеметных танков началась только с мая 1940 года. По факту их изготовили раньше, но приняли позже, поскольку потребовались доделки. Всего с мая по октябрь 1940 года переделали 86 машин, в это число не входит опытный образец с подбашенной коробкой и башней из конструкционной стали. Еще 3 комплекта несколько застряли, поэтому оставшиеся 3 танка сдали в феврале 1941 года. Итого 89 серийных образцов, из которых 7 построили на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.E. Хотя бы в таком виде они пошли в работу.

На борту виден «волчий крюк», характерный для огнеметных батальонов на Pz.Kpfw.II 9F)

Задержка в начале производства машин не помешала начать организацию огнеметных батальонов. Первым из них стал 100-й огнеметный батальон, приказ о его формировании последовал 1 марта 1940 года. За день до того подготовили штаты по подразделениям. Структура была вполне типовой: вообще она предусматривала 45 танков, но по факту батальон, официально сформированный 5 марта 1940 года (командир — майор, позже оберт Герхард фон Цецшвиц), никогда не имел их больше 43. Полностью боеготовым он стал 15 июля 1940 года, впрочем, на войну с Францией батальон не успел. По тому же штату 4 мая 1940 года сформировали второй батальон — 101-й (командир — майор Маст). Он получил еще меньше танков — 42. Самое интересное, что в январе 1941 года была зафиксирована безвозвратная потеря двух танков.

В колонне 100-го батальона виден Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e). Они там были как тот самый суслик: по штату вроде нет, а на самом деле есть

В дальнейшем оба батальона неоднократно «трясло» с точки зрения структуры. 1 февраля 1941 года приняли новый штат огнеметной роты — K.St.N. 1177. По нему полагалось 12 огнеметных танков в 3 взводах, а 2 танка управления и 5 танков 4-го взвода являлись обычными Pz.Kpfw.II. Общая структура батальона теперь включала 42 огнеметных Pz.Kpfw.II, 24 обычных Pz.Kpfw.II, 5 Pz.Kpfw.III и 1 командирский танк. По факту и тут были нюансы. Уже в феврале 1941 года в 100-го танкового огнемётного батальона была включена рота трофейных английских крейсерских танков Beutepanzer-Kompanie (e). В нее вошло 9 трофейных английских крейсерских танка Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e), которые, как не странно, по документам не проходят. Прямо как тот суслик — его не видно, а он есть.

Для 100-го батальона бои закончились во второй половине октября 1941 года

О том, как действовали огнеметные танки, немцы особо не расписывали. 100-й огнеметный батальон действовал совместно с 18-й танковой дивизией, 24 июня оказавшись в районе Слонима. Здесь батальон потерял своего командира, на всякий пожарный, это один из авторов знаменитой книги Heigl’s Taschenbuch der Tanks. К 16 июля батальон уже находился в районе Смоленска, далее его понесло на юг. В начале октября 1941 года батальон направился в сторону Брянска, восточнее которого его боевой путь по факту и закончился. По состоянию на 20 октября 1941 года в стою находилось всего 7 огнеметных танков. Окончательно с фронта батальон отозвали 5 ноября, при этом он передал 2 Pz.Kpfw.II (F), 11 Pz.Kpfw.II и 2 Pz.Kpfw.II в состав 18-й танковой дивизией, с которой продолжал совместно действовать до самого конца.

На учениях 1940 года

Гораздо более долгим и бурным оказался путь 101-го огнеметного батальона. Штатно он входил в состав 39-го моторизованного корпуса 3-й танковой группы. Начала свой путь группа в Прибалтике, затем завернула в сторону Минска, воевала под Смоленском. В состав этого батальона попали все огнеметные танки на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.E. Также все танки этого батальона получили характерное оснащение в виде блоков из 3 дымовых мортирок по бортам корпуса, в кормовой части.

101-й батальон в бою

Как обычно, немцы пишут об успехах, но про то, где они отхватили, как правило нет. Тем не менее, летом 1941 года батальон нес потери. Один из таких эпизодов случился 20-21 августа 1941 года под Духовщиной. Неудачная атака 7-й танковой дивизии, с которой совместно ходил в бой батальон, закончилась плачевно. Один из Pz.Kpfw.II (F) оказался не просто потерян, а машину захватили в более-менее исправном состоянии. Трофеем оказалась машина 3-й роты с башенным номером 311. Так получилось, что трофеем оказался один из семи построенных огнеметных танков на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.E. Машину 24 августа оттащили в тыл, а далее она оказалась на территории НИБТ Полигона.

Башенный 311, который захватили под Духовщиной 20-21 августа 1941 года

В документах эта машина проходила как «немецкий огнеметный танк». В виду того, что времени оказалось немного, подробного технического описания машины поначалу не составлялось. Вместе с тем, общие данные по ней оказались более-менее верными. Это касалось боевой массы, плюс-минус габаритов, а также броневой защиты. Отдельно изучалось огнеметное оборудование. Немцам польстили: дальность огнеметания оценили в 50 метров, на треть больше реальных данных. Успели подготовить и общую схему огнеметного оборудования.

Этот же танк в сентябре 1941 года

По большому счету, особого интереса немецкая новинка не вызвала. Для начала, немецкое огнеметное оборудование, с советской точки зрения, было вчерашним днем. У нас уже похожую систему огнеметания пробовали, и она не понравилась. Также в Советском Союзе поставили на пороховые огнеметы, обеспечивавшие большее высокую дальность стрельбы. Они получались и более компактными. Ну а сама идея поставить огнеметное оборудование на танк с противопульной защитой выглядела крайне смелой. Да, у нас тоже хотели воткнуть огнемет на Т-40, но до серии дело не дошло.

По неизвестной причине родные траки заменили на конструкцию от полугусеничного тягача

Что же касается 101-го огнеметного батальона, то и его командир 1941 год не пережил — погиб 4 октября 1941 года. В октябре 1941 года батальон попал в состав 41-го моторизованного корпуса, который сражался в районе Калинина (Тверь). По состоянию на 27 октября 1941 года в составе батальона имелось 8 Pz.Kpfw.II, 12 Pz.Kpfw.II (F) и 3 Pz.Kpfw.III. 6 ноября 4 Pz.Kpfw.II и 4 Pz.Kpfw.II (F) оказались оставлены на СПАМ в Калинине. 16 ноября батальон сражался в районе Волоколамска. Впрочем, уже к 20 ноября значительная часть танков сломалась. Далее часть из них использовалась 2-й танковой дивизией, но продолжалось это недолго.

Финал боевых действий Pz.Kpfw.II на советско-германском фронте

Формально с фронта 101-й огнеметный танковый батальон отозвали 8 декабря 1941 года, но к тому моменту он числился на бумаге. Вскоре из его остатков сформировали 24-й танковый полк, но вообще уже было понятно, что с огнеметными «малышами» что-то пошло не так. Часть машин 100-го и 101-го батальона эвакуировали в Германию, но не все. Снимки этих танков есть и на рембазе №82 в Москве.

Трофей лета 1941 года незадолго до утилизации

Результаты боевого применения Pz.Kpfw.II (F) оказали самое прямое влияние на дальнейшее развитие программы. Дело в том, что еще в марте 1940 года начались разговоры о выпуске дополнительной партии из 150 танков. Причем это было уже третье по счету шасси — Pz.Kpfw.II Ausf.D2. По сравнению с предшественником был разработан улучшенный трак, поменялась конструкция ленивца и ведущего колеса. Про траки с резиновыми подушками уже не вспоминали, они явно не подходили для танков. Окончательно контракт на 150 шасси утвердили 1 марта 1941 года. Согласно ему, первые шасси La.S.138 второй серии сдавались в августе 1941 года, а последние в феврале 1942 года.

Шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2

Согласно танковой программе, принятой в мае 1941 года, планировалось иметь на вооружении 250 огнеметных танков. В августе того же года речь шла уже о том, чтобы сделать огнеметными только 90 шасси, остальные шли как обычные танки. MAN, как и планировалось, стала сдавать шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2 с августа 1941 года, но дальше начались проблемы с корпусами. В них обнаружились трещины. Всего за 1941 года сдали 39 огнеметных танков Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B. Еще 23 танка сдали в первые три месяца 1942 года. Впрочем, к концу 1941 года стало понятно, что время огнеметных танков подошло к концу. В результате эти танки, получившие серийные номера в диапазоне 27101-27250, уже с весны 1942 года начали переделывать в истребители танков 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.).

Всего успели сдать 62 таких танка, но воевать им было уже не суждено

Несмотря на такой финал, можно сказать, что огнеметным танкам повезло. После переделки остались башни, которые далее отравились на Атлантический Вал. Ныне известно минимум 9 таких башен, которые применялись как неподвижные огневые точки. Можно с ехидством заметить, что Норвегия, где и стоят эти башни, является обладателем самого большого арсенала немецких огнеметных танков. Как выяснилось в 1941 года, на большее они в условиях советско-германского фронта рассчитывать не могут.

Список источников:

  1. ЦАМО РФ
  2. Архив Игоря Желтова
  3. Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010.
  4. NUTS & BOLTS 24 Pz.Kpfw. II Ausf. D/E and Variants (Brückenleger, Fahrschulpz., Flammpz. & Marder II), Joachim Baschin, NUTS & BOLTS GrB, 2009.
  5. eBay
  6. Архив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ognemetnyi-malysh-ponemecki-61c1c030035d0054b1286a78?&

Советские огнеметные танки

Определение 4

ОТ-34 — это огнеметный танк на базе Т-34.

ОТ-34 был вооружён автоматическим поршневым огнемётом АТО-41, который располагался на месте курсового пулемёта, что дало возможность сохранить 76-мм пушку. За счёт стрелка-радиста экипаж сокращался до трёх человек. ОТ-34 разработали в 1941 году, в 1942 году было налажено серийное производство, которое продолжалось до 1944 года. Всего было выпущено 1170 экземпляров , таким образом танк стал самым массовым огнеметным танком войны.

Разработанной в 1942 году улучшенной моделью огнемёта АТО-42 ОТ-34 оснащался с 1943 года.

С 1944 года выпускался огнемётный танк на базе Т-34-85. На вооружении ОТ-34-85 стоял огнемёт АТО-42, установленный на месте курсового пулемёта.

До создания ОТ-34 использовались танки Т-26, но слабое бронирование сделало их уязвимыми. Танковые огнемётные батальоны и полки использовали при атаке населенных пунктов и укрепленных полос для поражения живой силы и уничтожения огневых средств противника в укрепленных сооружениях и укрытиях. Они придавались стрелковым частям.

Для уменьшения потерь экипажей огнемётных танков был разработан специальный огнестойкий костюм.

Определение 5

КВ-8 — это советский тяжёлый огнемётный танк.

Замечание 1

«КВ» — это инициалы от имени и фамилии одного из первых маршалов Советского Союза, Климента Ворошилова.

Работы по созданию танка начались на Челябинском тракторном заводе в ноябре 1941 года. Конструкторами были А. Малинин, С. Федоренко, Г. Манилов. Они решили поместить поршневой огнемёт АТО-41 на место пулемёта в башне КВ-1. Но при габаритах огнемёта это было невозможно совместить с сохранением 76,2-мм пушки. Поэтому последнюю решили заменить 45-мм орудием и замаскировать ствол ложным кожухом, который имитировал ствол калибра 76,2 мм. Танку был дан индекс КВ-8. 29 декабря 1941 года прошли испытания на полигоне в Кубинке. В производстве танк был с февраля 1942 года до февраля 1943.

Италия

Опять вернемся к танкетке «Карден-Ллойд». Ита­льянцы тоже увлекались переделкой их в свои танкетки — Cv-3/33, некоторые из которых в свою очередь оборудовались пневматическим огнеметом вместо пулемета в кор­пусе, бак для смеси помещался на крыше. Также была модификация с пневматическим огнеметом в при­цепе. Успели повоевать в граждан­ской войне в Испании, в Северной Африке, на Балканах и даже на Вос­точном фронте в 1942 году.


Итальянская огнеметная танкетка Cv-3/33

Великобритания

В июне 1940 года было сфор­мировано управление «не­фтяной войной», ведавшее зажига­тельным вооружением. Англичане начали работу над огнеметными танками с опытов над пехотным танком «Валентайн» (Valentine).

В 1941 г. модифицировали два танка «Валентайн» — на один установи­ли фугасный огнемет, метательное действие которого производилось зарядами кордита, на другой — пневматический, действовавший давлением газа (азота). Огнесмесь перевозилась в прицепе-цистерне, а огнемет устанавли­вался в лобовом листе корпуса или в поворотной башенке на крыше отделения управления. Испытания, начавшиеся в 1942 г., показали, что лучшей является пневматическая система. Огнеметные «Валентайны» так и не повоевали.


Огнеметный танк Churchill Crocodile

А вот на долю огнеметных «Черчиллей» (Churchill) вы­пало немало боев. Сам по себе пехотный танк «Черчилль» был медлительной (до 25 км/ч) тяжелой толстошкурой 40-тонной машиной. Решение о создании огнеметного танка на базе «Черчилля» было принято перед высадкой в Дьеппе в 1942 году. Бак с огнесмесью устанавливался на корме, трубопровод шел вдоль левого борта, брандспойт огнемета системы «Ронсон» находился между выступа­ми гусеничного обвода ближе к левому борту. Дальность стрельбы составила около 40 м. Танк получил название Churchill Oak (Oak — дуб). Три таких танка участвовали в провальном рейде на Дьепп и были уничтожены еще до их высадки на берег.


Огнеметный танк Churchill Crocodile ведет огнеметание

После проведенных в 1942 году вышеупомянутых ис­пытаний огнеметных цистерн Генштаб принял в качестве стандартной систему пневматического огнемета, исполь­зующего давление азота. Разработки закончились в 1943 году, первоначальный заказ на бронированные цистер­ны составил 250 единиц. В качестве танка-носителя вы­брали хорошо бронированный «Черчилль» IV. В октябре 1943 его поменяли на «Черчилль» VII. Сам же огнеметный танк получил название «Черчилль Крокодил» (Churchill Crocodile). Огнесмесь подавалась из бронированного прицепа-цистерны (броня 15 мм) через гибкий рукав к огнемету, установленному вместо курсового пулемета BESA в лобовой части корпуса. При емкости 1818 л ог­несмеси прицеп весил 6,6 т, сжатый азот размещался в прицепе в пяти баллонах. Дальность стрельбы составила 120—135 метров. Запаса смеси хватало на 80 односекунд­ных выстрелов. Давление сжатого азота в баллонах — 175—200 кг/см2, рабочее давление — 20 кг/см2. Поджига­ние струи — электрической запальной свечой. В качестве огнесмеси использовали бензин с алюминиевой струж­кой. В случае необходимости вся огнеметная аппаратура могла сниматься, дабы снова превратить «Крокодил» в обычный пушечный танк. В последних сериях все «Чер­чилль» VII можно было довольно быстро переоборудо­вать в «Крокодилы». Толщина лобовой брони (152 мм) по­зволяла подвести танк достаточно близко к укреплениям противника. При опорожнении или поражении прицеп­цистерну можно было быстро отсоединить с помощью пиропатрона в механизме сцепки. Разумеется, основное вооружение машины — 75-мм пушка — также могло использоваться. Танк сохранял и спаренный с пушкой 7,92-мм пулемет. Боекомплект — 65 выстрелов к пушке и 6525 патронов к пулеметам. На левом борту башни кре­пился 50,8-мм дымовой гранатомет.

Как и большинство других специальных машин на танковом шасси, огнеметные танки разрабатывались и ис­пытывались на базе специально сформированной 79-й бронетанковой дивизии. Танками «Черчилль Крокодил» во­оружили два бронетанковых полка. «Черчилль Крокодил» использовались в Италии и в Северо-Западной Европе в 1944—1945 гг. в составе инженерно-штурмовых групп или для непосредственной поддержки пехоты при атаке пози­ционной обороны. «Крокодил» успешно применялся для выжигания гарнизонов ДОТов и окопов. Сбрасываемый прицеп давал безусловный выигрыш — уменьшилась по­жароопасность танка. Но плюс породил и многие минусы: снизились маневренность и проходимость (танкисты по­стоянно боялись потерять прицеп при движении по пересе­ченной местности и преодолении препятствий, ухудшилась поворотливость), действия в населенных пунктах затруд­нялись, да и огнеметная аппаратура усложнилась. Также недостатком прицепа было быстрое падение давления газа, вытеснявшего огнесмесь из прицепа, поэтому экипажам приходилось закачивать газ непосредственно перед боем.

Всего к маю 1945 г. было выпущено 800 комплектов аппаратуры «Крокодил», 250 из них предназначались для Дальнего Востока. «Крокодилы» находились в строю до конца войны, но после июля 1944 г. обычно держались в резерве на случай операций прорыва — как, например, планировавшийся прорыв «линии Зигфрида». Роту «Чер­чилль Крокодил» использовали в Корее в 1950 г. Было по­строено также небольшое количество танков «Шерман Крокодил» с той же огнеметной системой, но только че­тыре штуки нашли применение в армии США. «Черчилль Крокодил» был снят с вооружения британской армии в 60-е годы.

Австралия

Еще в июле 1942 г. австралийцы получили 140 тан­ков «Матильда» (еще 33 машины были получены в 1944 г. из Новой Зеландии).

Пехотный танк «Матильда Mk.II» (Matilda II) британ­ского производства имел толстую броню и 40-мм (2-х фун­товое по британской терминологии) орудие, стреляющее только бронебойными снарядами. Отсутствие осколочно­фугасного снаряда было терпимо для Северной Африки и Восточного фронта («Матильды» поставлялись в СССР по ленд-лизу и появились на фронте под Москвой в дека­бре 41-го), так как союзным войскам довольно часто при­ходилось сталкиваться с немецкими танками или хотя бы БТРами.

Но для австралийских танкистов, воевавших на остро­вах в Тихом океане против японцев, практичность такого танка была под вопросом — все-таки японцы имели очень мало танков, а против пехоты, еще и в условиях тропиче­ского леса, одним пулеметом не обойтись. Находящиеся в австралийской эксплуатации танки подверглись целому ряду переделок, связанных, главным образом, со специ­фикой театра военных действий. Лобовые ветви гусениц защитили установкой литых крыльев, а погон башни — наваркой бруствера по всему периметру (японские артил­леристы чаще всего стремились перебить гусеницу или заклинить башню австралийских танков). Крыша моторно­трансмиссионного отделения закрывалась либо стальной сеткой, либо крышкой, сваренной из высечки — стальных полос с круглыми отверстиями. И то, и другое защища­ло танки от ручных противотанковых гранат. Серьезное внимание было уделено гидроизоляции днища корпуса, поскольку «матильдам» часто приходилось высаживаться с десантных судов и преодолевать полосу прибоя вброд, а также форсировать многочисленные реки в джунглях. На кормовой части танка разместили розетку телефона для связи с пехотой. Позже британцы поставили и модифици­рованную модель Matilda CS с 76-мм орудием, а сами ав­стралийцы разработали осколочно-фугасный снаряд для танков с 40-мм орудием. Но все же в джунглях была нужна неуязвимая машина с огнеметом.


Австралийский огнеметный танк Matilda Frog

В конце 1944 года двадцать пять «Матильд» переде­лали в огнеметные и прозвали «Матильда Фрог» (Matilda Frog. Frog — лягушка). Брандспойт огнемета в бронеко­жухе заменил 2-фунтовую пушку в стандартной маске в башнях танков. Резервуар емкостью 364 л огнесмеси типа «Гелетроль» и баллоны со сжатым воздухом размещались в башне на местах наводчика и заряжающего. На корме корпуса размещался сбрасываемый бак с еще 455 л огнес­меси, кроме того, 234 л заливалось в бачки в отделении управления — из них огнесмесь подкачивалась в основной резервуар по мере расходования. Дальность огнеметания достигала около 90 м, но на практике получалось меньше. За один выстрел расходовалось до 37 л смеси. Между вы­стрелами проходило от 20 до 30 с, необходимых для полу­чения нужного давления воздуха с помощью насоса. Кор­мовой сбрасываемый бак танкисты чаще всего оставляли пустым, дабы избежать пожара. Применялись в боях на Борнео и на Новой Гвинее в 1944-45 гг.

Несовершенная конструкция огнемета (эффектив­ность ограничивалась паузой между выстрелами, необхо­димой для получения необходимого давления воздуха с помощью насоса) заставила австралийцев задуматься над усовершенствованием конструкции огнеметной «Матиль­ды». Новая «Матильда Мюррей» (Murray — река в Австра­лии), созданная в 1945 г., внешне была аналогична «Фрог», за исключением того, что пневматический огнемет теперь был заменен фугасным, действовавшим за счет давления пороховых газов, образующихся при сгорании заряда кор­дитного пороха, что позволило обеспечить огнеметание очередями. Емкость основного резервуара в башне увели­чилась до 591 л. Успешному применению огнемета способ­ствовало бронирование танка «Матильда» (толщина лобо­вой брони составляла 78 мм) и почти полное отсутствие у противника адекватных противотанковых средств. Огне­метные танки оснащались дымовыми гранатометами на бортах башни. Повоевать «Мюрреям» так и не удалось в виду поражения Японии в войне.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]