Главная » Альтернативное танкостроение » Послевоенные танки Третьего Рейха
Выбор редакции Альтернативное танкостроение
boroda 17.03.2021 3116
13
в Избранноев Избранномиз Избранного 5
Тема победившего Третьего Рейха одна из самых популярных в альтернативной истории. Чего только стоят такие шедевры как Человек в высоком замке и тому подобные. Поэтому тема послевоенной бронетехники Рейха так же не менее популярна.
Совсем недавно я перевыкладывал давнюю статью с нашего сайта в которой было представлено видение этой темы нашего западного коллеги 1Wyrmshadow1.
В этой же статье представлю, то как видят послевоенные танки Германии в компании Modelcollect Hobby Inc., которая специализируется на производстве пластиковых моделей АИ машин.
Первые послевоенные танки
Англичане в годы войны начали проектировать универсальный танк, в дальнейшем названный «Центурионом». Внедряя всё лучшее, что было в танках разных типов, его постоянно модернизировали. «Центурион» выпускали с 1947 по 1962 г. Американцы улучшали свой тяжёлый танк М-26 «Першинг», появившийся в конце войны. Совершенствуя ходовую часть, меняя форму корпуса и башни, усиливая вооружение и мощность силовой установки, они довели эту конструкцию до совершенства. Так получился танк М-60 «Паттон», оснащённый 105-мм пушкой и защищённый 120-мм бронёй в лобовой части корпуса и 175-мм – в башне. Созданный в 1960 г. М-60 до сих пор состоит на вооружении ряда стран.
Вооружение «Центуриона» усилили: калибр пушки с 76 увеличили до 105 мм
Американский танк М-60 «Паттон» строился в 60-е гг. ХХ в.
Самым известным послевоенным танком стал советский Т-54. Благодаря улучшенному дизельному двигателю, установленному в корпусе танка не продольно, как прежде, а поперечно, удалось укоротить моторный отсек и сделать корпус ниже. Эти работы были выполнены ещё в конце войны на Т-44. Уменьшение размеров танка, улучшение ходовой части позволило увеличить толщину лобовой брони до 100 мм! Постепенно менялась и башня. На Т-54 она стала полусферической, а толщина в лобовой части достигла 200 мм! Т-54 получил и 100-мм пушку.
Вслед за Т-54 в СССР создали танк Т-55 с более мощным двигателем, увеличенным боекомплектом, системой автоматического пожаротушения и оснащённым приборами ночного видения. Последним танком данного семейства стал Т-62, вооружённый гладкоствольной 115-мм пушкой, что позволяло стрелять оперёнными бронебойными снарядами, вылетающими из ствола с огромной скоростью. Дальность прямого выстрела у Т-62 составляла 4 км.
Особенностью Т-55 была система противоатомной защиты
Советские танки на войне
Фото: пресс-служба ЦВО
С началом войны Мировой танковые войска начинают перевооружать – разработана целая линейка машин на замену старым: Т-35 – КВ, Т-28 – Т-34, БТ – А-20, Т-26 – Т-50, Т-37А/Т-38 – Т-40. Проблема была в том, что на смену огромного арсенала танков старых требовался такой же огромный арсенал танков новых, а его быстро произвести не выходило. Также она была в крайней ненадёжности двигателей и ходовых новых машин, а ещё в организационном бардаке – когда старые модели уже не выпускают, как и комплектующие к ним, а выпуск новых ещё не начат. Точнее – начат, но по чайной ложке в час.
Но это всё решалось, не решалось другое – взгляд на применение танков, которое виделось в стиле атаки бригады Яковлева при Халхин-Голе, многочисленными и плотными массами. Под это и затачивали новые мехкорпуса – мало мотопехоты, мало тихоходной артиллерии, слабое ПВО, зато танков более тысячи. И в таких условиях наши машины могли быть идеальны, танкисты героическими до безумия. Однако. Пусть количество хоть в десять раз больше, но это преимущество нивелировалось перед порядком. А порядок у немцев был не только в бою – их ремонтно-эвакуационная служба была выше всяких похвал, у нас же…
На войне
Собственно, начало войны это и доказало – корпус Хацкилевича (самый сильный мехкорпус ЗОВО) погнали в наступление без ПВО, без знания обстановки и без поддержки ВВС. И толку в массе что новых КВ и Т-34, что старых БТ и Т-26? Так было везде – и в контрударе четырех мехкорпусов на Броды на фронте Юго-Западном, и в безумных контрударах на фронте Северо-Западном. В этом смысле лозунгом командиров РККА могло бы стать английское «у короля много». Танки жгли в атаках, бросали с мелкими поломками прямо на дорогах, танки атаковали не только без ПВО, но часто и без пехоты. И наоборот, командиры общевойсковые где могли раздёргивали дивизии танковые – сведённые в дивизии танки не могли оказать поддержку пехоте, а она была нужна.
К концу лета стало наступать отрезвление – техника стала кончаться, а промышленность колоссальные потери восполнить не могла физически. Да и среднее звено командиров, кто пережил пограничное сражение, начало думать.
«4-я танковая бригада отважными и умелыми боевыми действиями с 04.10.1941. по 11.10.1941., несмотря на значительное численное превосходство противника, нанесла ему тяжёлые потери и выполнила поставленные перед бригадой задачи прикрытия сосредоточения наших войск… В результате ожесточённых боёв бригады с 3-й и 4-й танковыми дивизиями и мотодивизией противника фашисты потеряли 133 танка, 49 орудий, 8 самолётов, 15 тягачей с боеприпасами, до полка пехоты, 6 миномётов и другие средства вооружения. Потери 4-й танковой бригады исчисляются единицами.»
И думать грамотно, стоило избавиться от теоретических иллюзий и довоенной практики, как товарищ Катуков малочисленной бригадой громит немецкую танковую дивизию, что не удавалось и мехкорпусам всего пару месяцев ранее. Думал и Генштаб: дивизии в 350 танков сначала ужали до 150-200, а потом и вовсе до бригад, с количеством танков меньше, чем в довоенном полку. Зато добавили мотопехоту, подвижную артиллерию, разведку… А ещё прекратили погоню за рекордными машинами, хотя это вышло во многом случайно. Война жрала машины, их нужно было много и относительно надёжных, такой машиной и стал Т-34 – во всех модификациях танк неприхотливый и массовый – 65 800 штук, самая массовая серия в истории танков во всём мире.
Производили и другое, конечно, и КВ, и легкие Т-60/70 и тяжелые ИС, но войну выиграли именно Т-34. Интересный момент – в 1941 году немцы уступали нам по качеству техники, но на голову превосходили по организации и побеждали. К концу войны мы превосходили их по организации, но уступали по качеству – и взяли Берлин. Важна не техника, а организация, о чём у нас, впрочем, быстро забыли, и как только отгремели залпы, мы начали готовиться ко второму изданию Отечественной войны.
Танковый океан
Даже специалисты спорят – сколько танков построили у нас в годы Холодной войны, точнее – что считать танками, что было наше, а что – «союзников» по ОВД? Если по типам, то получаем следующее:
ИС-2 – 1140 в 1945 году ИС-3 – 2315 ИС-4 – 258 Т-10 – 1593 машины Т-44 – 1823 Т-54 – 16 675 Т-55 – 13 287 Т-62 – около 20 тысяч Т-64 – 1192 Т-64А – 3997 на 1990 год в строю Т-72 – около 30 тысяч Т-80 — около 5000 в строю на 1990 год ПТ-76 – 3039
В итоге танков у нас стало не просто много, как в период предвоенный, а очень много. Понятно, что-то списывалось, что-то раздавалось союзникам по всему миру, что-то просто терялось армейским способом, но всё равно к 1990 году мы имели настоящий танковый океан. По сути, наши генералы и маршалы учли все ошибки Второй мировой и приготовили полный комплект танков как для частей линейных, так и ещё один – для частей мобилизуемых. Под танки разработали и системы ПВО, и САУ, и легкую бронетехнику, и вообще – всё необходимое для войны со всем миром, вместе взятым. Не учли только мелочи – повтора Второй мировой не намечалось, а ядерное оружие полностью перевернуло стратегию и тактику. И не только оно – конкретно у танков ещё в конце Великой Отечественной появился новый враг – ручное противотанковое реактивное оружие, легкое и компактное, которое в дальнейшем только развивалось. А позже ПТУРы, штурмовики и вертолеты, новые типы мин, а ещё позже – БПЛА ударные и разведывательные. В итоге массовое применение танков против серьёзного противника стало затруднительным, что войны раз за разом и доказывали, но любовь к танкам (в циклопических количествах) у советских генералов не проходила.
Не прошла она и после развала СССР. Так, небогатая Украина глубоко и дорого модернизировала Т-64 до «Булата». В итоге же:
«Танки Т-64БМ «Булат» в силу большого веса и слабого двигателя оказались неэффективными, были переведены в резерв, и заменены линейными Т-64.»
Впрочем, и Т-64А выбивались вполне неплохо, даже по украинским официальным данным, в Донбассе повреждено 519 танков и полностью уничтожено – 79. Для понимания – повреждённым считается то, что утащили с поля боя, что с ним случилось дальше – большой вопрос, может, и в печь да на иголки. И это при том, что противником механизированной армии выступали «партизаны» с ручным оружием, подкреплённые небольшим числом добровольцев с боевым опытом. С 2015 и вовсе применяли танки в условиях позиционного фронта своеобразно – как подвижные огневые точки, некие эрзац-САУ.
Другие войны показали, в принципе, то же самое – без господства в воздухе, без многочисленной и хорошо обученной пехоты, современный танк – склеп для экипажа, броня уже давно не панацея, а средства поражения шагнули очень далеко вперёд. И роль начинает играть не масса, а качество. Хотя что в этом нового-то? В принципе, та же Вторая мировая, только на другом техническом уровне, организация бьёт количество.
Откуда и вопрос – а нужна ли современной РФ масса танков? Или всё-таки поменьше, но получше, а на остальные средства заняться подготовкой мотострелков, зенитчиков, РЭБ, БПЛА? Танки наш символ, они лучшие в мире, но в 1941 году они не принесли пользы сообразно вложенным средствам, а в 1991 году стали одним из факторов гибели страны, в силу своей многочисленности и дороговизны. Не зря в Минобороны не спешат с Арматой, перевооружение – это деньги, деньги колоссальные, а рывка танковых армий к Ла-Маншу как-то не предвидится, да и невозможен он с поры Хиросимы и Нагасаки. Времена меняются, и это тоже надо понимать и успевать за ними.
«Тридцатьчетвёрка» ХХI столетия
Легендарная «тридцатьчетвёрка» времён Великой Отечественной войны была не самым мощным, не самым быстрым, не самым защищённым танком в мире. Однако всё в этом танке было так сбалансировано, что по комплексу боевых свойств Т-34 на порядок превзошёл все остальные танки мира. Таким же танком в последней четверти ХХ в. считался советский Т-72. Если поставить в один ряд Т-34, Т-44, Т-54, Т-62 и Т-72, то можно проследить развитие отечественных боевых машин. Кажется, что это один и тот же танк, который за десятилетия своей жизни «раздался в плечах» и прижался к земле, став менее заметным на поле боя. Однако Т-72 – это танк революционный. От своих предшественников он отличается так же, как и Т-34 в своё время отличался от БТ.
К концу ХХ в. Т-72, один из самых популярных танков в мире, приняли на вооружение более 20 стран
На Т-72 применили новую комбинированную трёхслойную броню (сталь – стеклотекстолит – сталь). В связи с этим ввели термин «эффективная толщина брони» (толщина брони в пересчёте на обычную броневую сталь). К примеру, у Т-72 эффективная толщина брони башни – 50 0 мм. Это равнозначно стальной броне полуметровой толщины. Для защиты от кумулятивных снарядов танк прикрывался противокумулятивными экранами и навесной динамической защитой, состоявшей из уложенных поверх брони плоских коробок с взрывчатым веществом. Коснувшись коробки, противотанковая ракета разрушалась направленным взрывом. Огневая мощь Т-72 возросла. На нём установили гладкоствольное 125-мм орудие.
В середине 1970-х гг. это было самое мощное танковое орудие в мире. Т-72 мог стрелять оперёнными снарядами и управляемыми ракетами. Главная «изюминка» – система управления огнём и автомат заряжания пушки. Подача снаряда в ствол и выброс поддона гильзы производился без участия человека. У Т-72 возросла плавность хода и скорость передвижения за счёт новой ходовой части с дополнительными роликами, поддерживающими гусеницу. Максимальная скорость составляла 60 км/ч.
Появление новых наступательных и оборонительных систем расширило боевые возможности танков. Так появился Т-90 с комплексом оптико-электронного противодействия вражеским противотанковым средствам. Инфракрасные прожекторы помогают подавлять системы наведения вражеских управляемых ракет. Система защиты предупреждает экипаж о лазерном облучении. Она обеспечивает выброс из специального гранатомёта устройства, создающего аэрозольное облако, непроницаемое для лазерных лучей. Это сбивает наведение ракет, управляемых с помощью лазера.
Защищённость Т-90С повышена за счёт встроенной динамической защиты нового поколения
Российский танк Т-80, в отличие от дизельных Т-72 и Т-90, оснащается более мощным газотурбинным двигателем, что повышает его динамику и обеспечивает максимальную скорость до 70 км/ч – выдающееся значение для боевой машины весом в 46 т.
Т-80У — первый в мире танк со встроенной (вместо навесной) динамической защитой. В Чечне был зафиксирован случай, когда «восьмидесятка» выдержала в бою восемь попаданий от РПГ
На смену устаревшим танкам в 1946 г. был принят на вооружение танк Т-54, разработка которого велась в годы войны [378, с. 14]. Наряду с выпуском новых образцов в первые послевоенные годы продолжалось производство танков Т-34-85, Т-44, ИС-3 и самоходных установок СУ-100. В дальнейшем на заводах промышленности и танкоремонтных заводах Министерства обороны были проведены мероприятия по модернизации танков Т-34-85, Т-44, ИС-2, ИС-3 (Т-44М, ИС-2М, ИС-ЗМ) и самоходных артиллерийских установок СУ-76М, СУ-100 и ИСУ-152 (ИСУ-152М, ИСУ-152К) [376, с.43-46].
К лету 1947 г. в Советской Армии ещё числились 163 танка Mk-III «Валлентайн», 8 танков Mk-II «Матильда» и Mk-IV «Черчилль» и 2353 аэросаней [351, с.159-160].
По состоянию на 1 октября 1947 г. в бронетанковых и механизированных войсках Вооружённых Сил СССР имелось 2315 танков Т-34-76, в том числе: 1459 – исправных, 176 –требовавших среднего ремонта, 638 – капитального ремонта и 42 – подлежащих списанию. При проведении капитального ремонта на заводах Министерства обороны часть танков Т-34-76 (а впоследствии и Т-34-85) была переоборудована в танковые тягачи Т-34-Т и краны СП К-5 и КТ-15 [379, с. 43, 45].
В декабре 1947 г. и.о. командующего БТМВ маршал бронетанковых войск Богданов обратился к министру Вооружённых Сил СССР с предложением изменить порядок комплектования танками и САУ и соответственно штаты танкосамоходных полков в танковых механизированных и стрелковых дивизиях и танкосамоходных батальонов в стрелковых бригадах ввиду недостатка в БТМВ средних танков и САУ и избытка тяжёлых и легких САУ [351, с. 202-203]. В итоге от разнотипной техники перешли к однотипной:
– тяжелый танкосамоходный полк танковой дивизии (всего 23) – было 2 батальона танков ИС-2 или ИС-3 (46 ед.) и батальон САУ СУ-100 (21 ед.), вместо которого был включен батальон ИСУ-122 (21 ед.);
– тяжёлый танкосамоходный полк механизированной дивизии (всего 47) – был батальон танков ИС-2 или ИС-3 (24 ед.) и 2 батальона САУ СУ-100 (42 ед.) – полк стал одного штата с полком танковой дивизии;
– танкосамоходный полк стрелковой дивизии (всего 58) – было 2 батальона танков Т-34-85 (52 ед.), а также батальон САУ СУ-100 (16 ед.), вместо которых, за редким исключением, в наличии были СУ-76 – именно за счет изъятия СУ-100 из дивизий БТМВ должны были укомплектоваться стрелковые дивизии;
– танкосамоходный полк отдельной стрелковой бригады (всего 51) – остался в своем составе (по штату 15 Т-34-85 и 7 СУ-100 – реально имелись СУ-76).
При этом надо отметить тот факт, что если в 1947-1949 гг. производство танков было незначительно, то с 1950 г. и далее оно только возрастало, что позволило в 1950-е гг. практически полностью укомплектовать дивизии Сухопутных войск бронетехникой (табл. 5.4
).
Таблица 5.4
Производство танков в СССР в 1946-1955 гг.
Год | Танки и САУ по типам | Всего | ||||||
ИС-3 | ИС-4 | Т-10 | Т-34-85 | Т-44 | Т-54 | ПТ-76 | ||
1946 | 830 | — | — | 2701 | 718 | — | — | 4019 |
1947 | 600 | 52 | — | — | 200 | 22 | — | 264 |
1948 | — | 10 | — | — | — | 593 | — | 748 |
1949 | — | 155 | — | — | — | 152 | — | 164 |
1950 | — | 12 | — | — | — | 1007 | — | 1032 |
1951 | — | 25 | — | — | — | 1566 | 10 | 1576 |
1952 | — | — | — | — | — | 1854 | 58 | 1912 |
1953 | — | — | 10 | — | — | 2000 | 210 | 2220 |
1954 | — | — | 30 | — | — | 2276 | 400 | 2706 |
1955 | — | — | 90 | — | — | 2665 | 500 | 3255 |
Кроме того, не прекращалось и производство САУ, правда, в незначительных объемах – так, например, в 1947 г. было выпущено 50 ИСУ-152 и 194 СУ-100.
Производство бронетехники в первые послевоенные годы и до 1960-х гг. осуществлялось практически на тех же предприятиях, что и в годы войны, но в гораздо меньших объемах и зачастую наряду с народнохозяйственной техникой. Помимо продукции народнохозяйственного назначения, в первый послевоенный период серийные бронированные машины выпускали:
– завод № 75 (с марта 1957 г. – производственное объединение Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева) в Харькове – средние танки Т-44, Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55, огнеметные танки ТО-54 и ТО-55,танковый мостоукладчики МТУ-12;
– завод № 183 (с 1945 г. – Уральский танковый завод им. И.В. Сталина, с сентября 1963 г. – Уральский вагоностроительный завод) в Нижнем Тагиле – средние танки Т-34-85, Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-62, бронетягач БТС-2, танковый мостоукладчик МТ-55;
– завод № 174 (завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции) в Омске – средние танки Т-34-85, Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, огнеметные танки ТО-54 и ТО-55, самоходную установку СУ-100 (на базе танка Т-34-85), самоходную установку СУ-122 (на базе танка Т-54), зенитную самоходную установку ЗСУ-57-2 и мостоукладчик МТУ-20;
– Челябинский Кировский завод (с 20 июня 1958 г. – Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), с мая 1968 г. – ЧТЗ им. В.И. Ленина) – тяжёлые танки ИС-3, ИС-4, Т-10, Т-10А, Т-10Б, Т-10М;
– Ленинградский Кировский завод – тяжёлые танки Т-10М (до января 1964 г.), самоходные пусковые установки ракетных комплексов;
– Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского (с 1961 г. – Волгоградский тракторный завод) – легкие танки ПТ-76, ПТ-76Б, самоходное шасси ракетного комплекса «Луна», гусеничные бронетранспортеры БТР-50П, БТР-50ПК, командно-штабную машину БТР-50ПУ;
– завод № 40 (с 26 сентября 1948 г. – Мытищинский машиностроительный завод) – зенитную самоходную установку ЗСУ-23-4 зенитного артиллерийского комплекса «Шилка», авиадесантную самоходную установку АСУ-57, самоходно-артиллерийскую установку СУ-85, артиллерийский наблюдательный пункт АПНП-1 и артиллерийский тягач АТ-П;
Основной боевой танк
В конце ХХ в. в армиях ведущих стран мира функции средних и тяжёлых танков стал выполнять единый или основной боевой танк (ОБТ). Все единые танки несут мощное вооружение, включающее нарезную или гладкоствольную 120- или 125-мм пушку, имеют многослойное противоснарядное бронирование, усиленное встроенной или навесной динамической защитой. Особенность ОБТ – усовершенствованная силовая установка: двигатель и автоматическая трансмиссия выполняются в виде единого блока, что позволяет поменять её за 30 минут. Современные танки способны «выживать» даже в условиях применения химического и ядерного оружия.
В России основными боевыми танками являются Т-72, Т-80 и Т-90, о которых было уже рассказано. Наши боевые машины выделяются небольшими размерами, их вес не превышает 46–47 т, поэтому они отличаются высокой маневренностью и малозаметны на местности. Мощное вооружение российских танков оказало влияние на развитие зарубежных единых танков. Немцы приложили немало усилий для того, чтобы сделать башню танка «Леопард-2» непробиваемой 125-мм снарядами. В результате танки «Леопард-2» последних модификаций оказались гораздо тяжелее российских. То же самое можно сказать и об английском танке «Челленджер». Чуть легче получился французский единый танк «Леклерк». Он весит около 55 т. Главная его особенность – насыщенность электронными приборами и цифровыми вычислительными устройствами, которые смогут помочь экипажу первым увидеть и поразить противника.
Боевая масса немецкого танка «Леопард» доходит до 62 т
«Леопард-2» ранних модификаций (на фото) был выполнен в типичных для Германии «тигриных» традициях. Но время неумолимо стерло его отличительные черты. С обтекаемыми формами последних модификаций танк сегодня почти невозможно отличить от других машин
Японский Тип-90 — своего рода «леопард» азиатского происхождения
Французский танк «Леклерк» называют электронным чудом
Основной американский танк М-1 «Абрамс» — один из наиболее совершенных единых танков мира. Это единственный из всех зарубежных танков, который оснащён газотурбинной силовой установкой. Для повышения бронестойкости лобовых деталей корпуса и башни танков в состав их многослойной брони стали включать панели из обеднённого урана. Англичане, немцы, французы и американцы оснастили свои тяжёлые танки мощными 1200–1500-сильными силовыми установками для увеличения скорости передвижения и необходимой маневренности.
Американский «абрамс» от огня советских РПГ не спасли в Ираке ни шумная реклама, ни современные «навороты», ни броня с применением обедненного урана
Южнокорейский Тип-88 — это уменьшенный, в связи с малым ростом корейцев, «абрамс», который благодаря гидропневматической подвеске первых двух колес может «приседать»
Сегодня английский «челленджер» — один из самых тяжелых танков в мире
Танк «Озорно» назван в честь национального героя Бразилии
Сегодня многие страны не только оснащают свои армии единым основным танком, но и модернизируют средние танки до у ровня ОБТ, устанавливая совершенные системы управления огнём, повышая их огневую мощь, усиливая бронезащиту, увеличивая мощность силовой установки.
Национальные интересы
В небольшой армии Швеции немного танков. К тому же и танки здесь нужны особенные, учитывая, что на протяжённом побережье Швеции невозможно организовать сплошную линию обороны. Шведские инженеры разработали необычный танк береговой обороны. Предполагая, что противник должен наступать только с одного направления (с моря), на танк решили не ставить поворотную башню. Это уменьшило его высоту. В корпусе жёстко установили три пулемёта, пушку и автомат перезаряжания орудия, что повысило скорострельность до 15 выстрелов в минуту!
Один из самых необычных танков – Strv-103 – получился и самым низким танком в мире. От его лобовой брони с большим углом наклона рикошетируют все снаряды. Управлять оружием может и командир, и механик-водитель. Радист сидит лицом назад. В момент опасности он управляет танком, выводя его задним ходом с огневой позиции. В настоящее время этот необычный танк снят с вооружения – ведь он не может вести огонь с хода.
В танке Strv-103 наведение оружия на цель осуществляется за счёт изменения положения в пространстве ходовой части
Иной танк потребовался армии Израиля, которой приходилось вести бои и с регулярными армиями соседних государств, и с палестинскими повстанцами. Во время «наведения порядка» именно танкам приходилось превращаться в опорные пункты. В таких ситуациях высокая скорость, маневренность и большой запас хода не нужны. На границе танки основное время стояли неподвижно, повернувшись носом в сторону вероятного противника. Израильским солдатам нужен был не танк, а хорошо защищённый стальной дом, вокруг которого обычно и велась жизнь мобильного патруля или блокпоста. Вот почему в Израиле создали необычный танк «Меркава» (в переводе с иврита «колесница»). Исходя из специфических особенностей Израиля, шасси танка приспособили для условий горно-пустынной местности.
Вооружён танк «Меркава» 105- или 120-мм пушкой, тремя пулемётами и 60-мм миномётом
При создании «Меркавы» во главу угла поставили защищённость экипажа и пехотинцев (в танке есть отсек для 10 десантников!). Требование сохранения жизни экипажа появилось по той причине, что каждый солдат этой маленькой страны, особенно хорошо подготовленный танкист, на счету. «Меркава» получила многослойную броню, а броневые листы корпуса и башни спереди установили под большим углом. На последних модификациях танка поверх основной брони могут устанавливаться дополнительные броневые модули. Двигатель установлен спереди, что стало дополнительной преградой на пути бронебойных снарядов. В освободившейся кормовой части появилась просторная «бытовка», которая может превратиться в каземат для боеприпасов или в лазарет.
Сегодня «Меркава» – один из самых тяжёлых танков в мире. Её вес превышает 60 т. «Меркава» выделяется и большими размерами. Такова плата за высокую защищённость и наличие «обитаемого» отсека.
Pz.Kpfw.VI King Tiger (Королевский тигр)
Ну и последним в нашем обзоре идёт вполне себе реальный Королевский Тигр, однако прошедший модернизацию, то ли в 1946, то ли в 1947 годах.
Предыстория, думается, у этой машины такая. После войны на вооружении Панцерваффе осталось большое количество Королевских тигров и вместо того что бы их отправить в переплавку рачительные немцы решили провести их глубокую модернизацию. Суть её состояла в том, что машины получали абсолютно новые башни с новым вооружением. Какая пушка устанавливалась на танках авторы моделей, понятно, не указывают. Но по виду, мне кажется, она имеет калибр не более 88 мм.