Т-40 — прародитель легких танков СССР времён Второй Мировой Войны

В конце 30-х годов в Красной армии существовал оригинальный класс гусеничных машин малого веса, приспособленных к самостоятельному преодолению водных преград. Для движения по воде танку требовалось съехать в воду, затем механик-водитель подключал через редуктор отбора мощности гребной винт. Для изменения направления движения использовался руль.

Но существовавшие машины постепенно устаревали, и на смену им был создан танк Т-40, отличавшийся повышенной мореходностью и усиленным вооружением. Теоретически, машина могла использоваться как бронекатер, но начавшаяся война привела сначала к прекращению выпуска плавающих гусеничных машин, а затем и к полному исчезновению класса.

История создания

К концу 30-х годов в РККА имелось две разновидности легких плавающих машин – Т-37А и Т-38, созданные на базе британской машины «Карден-Ллойд». Машины имели слабое вооружение, но главной бедой стала низкая мореходность и отсутствие возможности модернизации конструкции. В начале 1939 года началась разработка проекта новой машины, работы велись в бюро московского завода №37, главным конструктором стал Н.А. Астров. Машина, получившая обозначение 010, базировалась на основе решений, заложенных в конструкции Т-38.

К лету была построена партия из 4 машин, оснащенных подвесками различной схемы. На серии прототипов использовался американский силовой агрегат Dodge D5, поскольку советский аналог освоен промышленностью не был. В ходе испытаний были отмечены недостатки, которые оперативно устранили. Наиболее крупной доработкой стало удлинение и расширение корпуса.

В конце 1939 года танк проекта 010 был принят на вооружение под обозначением Т-40, начало серийного производства планировалось на 1940 год.

Выпуск продолжался до начала войны, а затем завод №37 планировали переключить на выпуск средних машин Т-50. Но из-за отмены заказа в июле 1941 года серию пошел сухопутный вариант (обозначается в исторической литературе как Т-40С, в армейской документации индекс не использовался), который отличался отсутствием магистралей гребного винта и части компонентов, используемых при движении по воде.

В корпусе сохранилась ниша под установку винта, часть листов стала выполняться из брони толщиной 13…20 мм. Позднее танк еще раз модернизировали, усилив вооружение и проведя перекомпоновку внутренних отсеков. Машины получили обозначение Т-30, став ступенькой к созданию новой машины проекта 060 или Т-60.

Всего изготовили 960 машин модификаций Т-40, 40С и 30. Основная масса машин была собрана в Москве, некоторое число танков выпустили из задела деталей в Свердловске, куда был эвакуирован завод №37.

Т-40, Легкий танк

ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-40

Легкий плавающий танк Т-40 был разработан в 1939 году на заводе № 37 под руководством Н.А.Астрова и предназначался для замены в войсках танков Т-37А и Т-38.

Корпус Т-40 изготавливался из катаных броневых листов, соединявшихся сваркой или клепкой. Остойчивость танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса – поплавки отсутствовали. В нижней части кормы корпуса находилась ниша для установки четырехлопастного винта и двух водоходных рулей. Башня в форме усеченного конуса устанавливалась на шариковой опоре и была смещена влево от продольной оси танка. Двигатель располагался вдоль правого борта корпуса. В амбразуре башни в броневой маске монтировалась спаренная установка пулеметов ДШК и ДТ. Для скорострельности пулемета ДШК его боекомплект помещался в кольцевой боеукладке.

Танк Т-40 прошел обширную программу испытаний, в ходе которых был организован пробег по маршруту Москва – Минск – Киев – Москва, протяженностью 3000 км с преодолением всех встречавшихся водных преград. 19 декабря 1940 года танк приняли на вооружение. Заказ на 1940 год составил 100 машин, однако завод смог изготовить только 41. До 22 июня 1941 года изготовили еще 181 машину. Таким образом, на начало войны Красная Армия располагала 222 танками Т-40.

В ходе первых же боев стала очевидной недостаточность вооружения танка. Летом 1941-го на Т-40 установили 20-мм авиационную пушку ШВАК с боекомплектом 154 выстрела, одновременно ликвидировав гребной винт и его привод. Последнее обстоятельство ускоряло процесс производства, а в реальной боевой обстановке плавать танку практически не приходилось. Этот вариант получил обозначение Т-40С (“С” – сухопутный).

На следующей модификации – Т-30 – отсутствовала уже и ниша для винта – кормовой лист корпуса был прямым. В остальном водоизмещающий корпус остался без изменений, но максимальная толщина брони возросла до 15 мм. Боекомплект пушки довели до 750 выстрелов. Следует, однако, отметить, что все три варианта танка в войсках по-прежнему именовались Т-40. Не разделялись они и в статистической отчетности, поэтому указать, сколько было изготовлено танков того или иного варианта, не представляется возможным. Всего же выпустили 709 танков Т-40, которые вместе со своим “младшим братом” Т-60 состояли на вооружении одного из трех батальонов в танковых бригадах смешанной организации и использовались до середины 1942 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-40

БОЕВАЯ МАССА, Т: 5,5. ЭКИПАЖ, чел.: 2. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: Длина – 4035, ширина – 2230, высота – 1905, клиренс – 300, ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет ДШК калибра 12,7-мм: 1 пулемет ДТ калибра 7,62 мм. БОЕКОМПЛЕКТ, патронов: ДШК – 500, ДТ – 2016. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТМФП и механический прицел. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма – 13, крыша – 6, днище – 4, башня – 10, ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-11 , модель 202. шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения: рабочий объем 3480 куб.см; мощность 70 л.с. (51,5 кВт) при 3400 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы с тормоза ми, бортовые передачи ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемным зубчатым венцом, направляющее колесо с кривошипным натяжным механизмом, три поддерживающих катка; подвеска опорных катков индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 87 траков шириной 160 мм. СКОРОСТЬ макс., км/ч: на суше – 45: наплаву – 6. ЗАПАС ХОДА, км: 300. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 34, ширина рва, м – 1,7, высота стенки, м – 0,6.

Конструкция

Бронированный корпус плавающего танка Т-40 имел трапециевидное продольное сечение, широкая часть расположена сверху. Подобная конфигурация позволила повысить мореходные качества техники. Спереди размещалось рабочее место механика водителя, установленное практически по оси машины. В башне находился стрелок, одновременно являвшийся командиром танка. Башня располагалась со смещением к левому борту, вдоль правой стороны располагался силовой агрегат. Обслуживание мотора осуществлялось изнутри машины, для доступа к узлам требовалось снять элементы броневого кожуха.

Коробка передач и бортовые фрикционы размещались перед ногами механика водителя, что позволило сохранить переднее расположение ведущих колес. За передней частью мотора (развернутого маховиком к фронтальной проекции танка Т-40) установлен радиатор. Вдоль бортов кормовой части расположены 2 симметричных бака для бензина Б-70, рассчитанных на 100 л жидкости каждый. Запаса топлива хватало на 220 км пути по шассе, дополнительно имелся 6-литровый аварийный бачок, горючее подавалось в карбюратор самотеком.

На Т-40 использовался нижнеклапанный 6-цилиндровый мотор ГАЗ-11А, развивавший мощность 85 л.с.

В конструкции мотора использовались разные карбюраторы с восходящим и падающим потоком, часть агрегатов оснащалась ограничителем оборотов. В трансмиссии использовалось полуцентробежное сцепление и 4-ступенчатая коробка, унифицированная с узлом грузовика ГАЗ-ММ. В бортовых передачах имелись 2 цилиндрические шестерни.

В кормовой части корпуса Т-40 имелась выемка, в которой размещался гребной винт и руль направления. Вокруг винта установлена защита от повреждений. Вал выведен от коробки передач. Распределение агрегатов внутри корпуса позволило обеспечить небольшой дифферент на корму. Для снижения заливаемости передней части установлен управляемый отражательный щиток.

Дополнительно герметизировали все люки, расположенные на корпусе Т-40. Машина позволяла перемещаться по воде в условиях волнения силой до 3 баллов, внутри размещались спасательные жилеты для членов экипажа.

Ходовая часть оснащалась индивидуальными торсионами, на каждый борт имелось по 4 катка с внешней амортизацией. Позднее, на Т-30, появились литые катки с внутренним резиновым кольцом. В конструкции ходовой части имелись ограничители хода балансиров, верхняя ветвь мелкозвенчатой гусеницы поддерживалась тремя роликами. Натяжение гусеничной ленты выполнялось ленивцем кормового расположения, внешне идентичным опорным каткам.

Для повышения защищенности использован принцип наклонной установки листов.

Башня, выполненная в виде усеченного конуса, имела высоту 470 мм, снижавшую геометрическую высоту и заметность танка. Листы корпуса соединялись сваркой, причем швы располагались изнутри. Таким образом обеспечивалось сохранение твердого цементированного и закаленного верхнего слоя листов.

Для усиления соединений ограничено использовались пулестойкие заклепки. Верхние листы корпуса установлены на болтах, герметичность обеспечена брезентовой прокладкой с промазкой свинцовым суриком.

Толщины и углы наклона листов приведены в таблице. Защита Т-40 не пробивалась бронебойной пулей винтовочного калибра на всех дистанциях и под любым углом встречи.

Тип деталиТолщина, ммУгол наклона, град.
Т-40Т-40С
Лоб корпуса132025
Нос корпуса101530
Борт10150
Бортовые ниши101522
Корма91330
Дно4-6590
Крыша6590
Башня102025

Вооружение Т-40 состояло из 12,7 мм пулемета ДШК, спаренного с 7,62 мм стволом ДТ. Дальность стрельбы из крупнокалиберного оружия достигала 4000 м. В боекомплект входили пули бронебойного и бронебойно-зажигательного действия, обеспечивавшая 100% пробитие вертикального листа брони толщиной 16 мм на дистанции 300 м. Боекомплект состоял из 450 патронов, размещенных в 9 замкнутых между собой лентах.

Внутри танка имелась дополнительная лента на 50 выстрелов. Для пулемета ДТ имелось 2016 патронов, магазины уложены вдоль левого борта. Члены экипажа имели возможность ведения огня через лючки, закрытые стальными пробками. Для дополнительной защиты применялись гранаты Ф-1.

Во время войны велись работы по усилению огневой мощи легкого танка Т-40, было создано несколько опытных машин с 23 и 20 мм орудиями. На части Т-40С поздних выпусков устанавливалась 20 мм пушка ТНШ, созданная на базе авиационного образца. В боекомплект входили снаряды с вольфрамовым сердечником, пробивавшие с дистанции 50 м броню толщиной 25 мм.

Некоторое количество Т-40 было переоборудовано под установку направляющих для реактивных снарядов.

Наведение ДШК производилось с помощью оптического прицела с ночной подсветкой. Разворот и изменение угла наклона стволов выполнялись вручную. На шариковом погоне башни расположены зацепы, предотвращающие отделение узла при наклоне танка Т-40. Обзор осуществлялся через смотровые приборы, снабженные стеклянными броневыми блоками.

Для ориентации при движении по воде применялся магнитный компас. Часть Т-40, оборудованных как командирские, оснащалась радиостанцией с дальностью действия до 15-16 км. Для связи между членами экипажа использовалась светосигнальная система.

Краткое описание Т-40.

Экипаж танка Т-40 составлял механик-водитель и командир, расположеные друг за другом, вблизи продольной оси. Башня танка уставлена со смещением на 0,25м к левому борту танка.


Вооружение Т-40 составляла спаренная установка крупнокалиберного пулемета ДШК и танкового 7,62-мм ДТ. Башня танка конусной формы, в ней в специальном коробе основная часть боекомплекта крупнокалиберного пулемета — девять сцепленных между собой лент из десяти для крупнокалиберного пулемета. Таким образом, была достигнута необходимая непрерывность питания и скорострельность ДШК. В отличие от прежних танков, для облегчения прицеливания Т-40 был оборудован оптическим прицелом ТМФП.

Двигатель Т-40 марки «Додж» установили вдоль правого борта, трансмиссию — в передний части корпуса. Мотор от боевого отделения отделен бронеперегородкой. Топливные баки, каждый по емкостью в сто литров — в корме танка, обеспечивали запас хода в 220 км. Справа, между двигателем и бортом, отбываемые при движении по воде, радиатор и теплообменники.

Движение по воде обеспечивали плоские рули и трехлопастный винт. Для защиты от повреждений размещенные в нише в корме танка Т-40. Отбор мощности от мотора для вращения винта карданным валом, посредством коробки мощности установленной на КПП.

Для наблюдения имелись три оптических прибора механика-водителя (по одному в каждом из бортов и лобовом листе), и по одному для каждого из бортов башни для командира.

Торсионная подвеска по типу опытной подвески тягача «Комсомолец» и Т-38. Из ведущего и направляющего колеса, трех поддерживающих, четырех опорных катков, применительно к борту. Имелся также вариант Т-40 с рессорной подвеской схожей с таковой у тягача «Комсомолец». Помимо подвески танки отличались типом использованных КПП и двигателей:

  • Танк Т-40 с рессорной подвеской имел 76 сильный двигатель «Додж», сцепление грузовика «Форд» и «доджевскую» КПП;
  • Танк с торсионной 85 сильный двигатель «Додж», сцепление и КПП грузовика ГАЗ-АА.

Оба варианта Т-40 прошли испытания в на протяжении двух последних летних месяцев тридцать девятого года. Тестировали условия работы экипажа танка, приборы наведения вооружения, способность танка преодолевать как водные рубежи так и искусственные препятствия.

Вкратце, результаты испытаний можно подытожить следующим образом:

  • торсионная подвеска предпочтительней рессорной;
  • система охлаждения работает неудовлетворительно ;
  • отсутствие вентиляции и как следствие высокая задымленность на рабочих местах;
  • установка вооружения, а также приборов наблюдения не доработана;
  • конструкция катков неудовлетворительна;
  • существующие недостатки следует изжить на этапе освоения в производстве танка Т-40.


По результатам испытаний, заводом изготовителем №37 внедрено значительное количество улучшений, направленных на повышение надежности танка Т-40. Прежде всего изменения коснулись корпуса, опорных катков, траков и торсионных валов. Двигатель «Додж» должен был сменить отечественный ГАЗ-202. Гребной винт сменили на новый имеющий четыре лопасти. В этом виде Т-40 приняли на вооружение. Плановое задание заводу №37 предусматривало производство в 1940 году не меньше ста танков, при этом первые опытные машины необходимо предъявить не позднее марта.

Чертеж плавающего танка Т-40 выпуска 1941г.

Чертеж не плавающего танка Т-40с выпуска 1941г.

Схема бронирования танка Т-40

Схема бронирования танка Т-40с

ТТХ в сравнении с аналогами противника

Танк Т-40, позволяющий перемещаться по воде, не имеет прямых иностранных аналогов. Единственной машиной, приспособленной к преодолению водной преграды, является японская «Ка-Ми», оборудованная внешними поплавками. При использовании танка на грунте поплавки демонтировались.

Масса машины при установке понтонов увеличивалась на 3 т, достигая 12500 кг.

Т-40Мицубиси Ка-Ми
Боевой вес, кг55009500
Экипаж, чел25
Длина, м4,114,83
Ширина, м2,332,79
Высота,м1,9052,34
Вооружение1х12,7 мм и 1х7,62 мм пулеметы37 мм пушка и 2х7,7 мм пулемета

Японский танк оборудовался дизельным двигателем, разгонявшим машину по шоссе до 37 км/ч, на плаву техника перемещалась со скоростью 10 км/ч. В ходовой части использовался ленивец, опущенный до поверхности грунта. Подобным образом удавалось снизить удельное давление. Советская машина была способна разогнаться до 44 и 12 км/ч на шоссе и воде соответственно.

Боевое применение

К началу лета 1941 года в действующей армии находились всего 132 экземпляра танка Т-40, но в активной эксплуатации были только машины учебных частей. Большинство танков было утрачено уже к середине лета. Например, подразделения Юго-Западного фронта за месяц боев потеряли 84 машины из имевшихся 88 экземпляров. Брошенная техника не заинтересовала наступающую немецкую армию – у Т-40 даже не появилось германского обозначения. Как минимум один захваченный танк применялся румынскими подразделениями.

Сухопутная версия Т-40С в отчетах подразделений не разделена с танками Т-30. Техника поставлялась в армию в конце лета и начале осени 1941 года, использовалась на всех фронтах. Из-за сложившейся непростой ситуации машины использовались как линейные танки, для разведки почти не применялись. К концу лета 1942 года почти все имевшиеся Т-40 были уничтожены, несколько машин применялось в учебных подразделениях и запасных полках. Последние упоминания об эксплуатации Т-40 датируются 1946 годом.

След в истории и игромании

Танк Т-40 стал венцом развития легких гусеничных машин, приспособленных для преодоления водных преград. Новая конструкция в ходе войны не появилась, а после 1945 года о подобных танках уже никто не вспоминал. Вместо гусеничных плавающих машин стали использоваться колесная техника, оснащенная системой регулировки давления в шинах.

До настоящего времени сохранился один подлинный танк Т-40С (оснащенный ШВАК), который хранится в экспозиции в Кубинке.

Оригинальной машины Т-40 ни в каком виде не сохранилось, не найдено даже обломков такого танка. Несмотря на малое распространение, танк встречается в играх Sudden Strike и Panzer General III.

На рынке сборных моделей пластиковую копию танка в масштабе 1-35 выпускают только с использованием пресс-форм молдавской компании AER. Оснастка изготовлена более 15 лет назад, качество и проработка отливок оставляют желать лучшего.

Основные модификации малого танка Т-40

  • Т-40 — Базовая модель. Водоизмещающий сварной корпус. Башня в форме усеченного конуса смещена к левому борту, а двигатель — к правому. Возможность движения на плаву.
  • Т-40С — Сухопутный вариант. Изъяты гребной винт с карданным приводом, коробка отбора мощности, водяные рули, трюмный насос, водоотбойный щит, теплообменник, компас.
  • Т-30 — Сухопутный вариант. Прямой кормовой лист корпуса без ниши гребного винта. Бронирование: лоб и борт корпуса-15 мм, подбашенная коробка- 20 мм. На части танков устанавливалась 20-мм автоматическая пушка ТНШ-20 (ШВАК) и спаренный с ней пулемет ДТ. Боекомплект: 750 выстрелов и 1512 патронов.

На базе танка Т-40 было изготовлено небольшое количество ракетных пусковых установок БМ-8-24, которые использовались до конца войны. В качестве учебных, отдельные машины использовались до 1946 г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]