Танк «Шерман» – самый массовый американский танк времён Второй Мировой войны

Танк Шерман

Средний танк американского производства «Шерман» прошёл несколько войн 20 века, но всемирную известность он получил во время Второй Мировой войны, став одним из самых массовых средних танков в мире, уступив пальму первенства лишь советским Т-34 и Т-54. Своё название этот танк получил от британцев, которые дали его в честь американского генерала Уильяма Шермана, так как танки модели М4 поставлялись в Британию в больших количествах.

Русским танкистам танк «Шерман» М4А2 тоже был хорошо знаком. По ленд-лизу США поставили советской армии около 4 000 танков м4 «Шерман», оснащённых дизельными двигателями. Попасть служить на американский танк «Шерман» считалось большой удачей, так как его уровень комфорта был на порядок выше любого танка советского производства. Огромное впечатление на советских танкистов производила кофеварка, которая считалась штатным оборудованием и была установлена внутри танка М4А2.

Памятник Шерману

История танка «Шерман», как он появился и почему стал таким популярным

История появления танка «Шерман» началась ещё в 1939 году. Именно тогда американцы решили разработать свой средний танк, так как во всей армии США средних танков было около трёх сотен, а европейские танковые армады производили огромное впечатление на американцев.

Первым американским танком стал М2. Данный танк не участвовал в боях, так как его вооружение и броня оказались слишком слабыми. Поняв, что без мощной пушки толку от среднего танка мало, американские конструкторы разработали средний танк М3 «Ли». Данный так имел неплохое орудие, но его маневренность была сильно ограничена, что было недопустимым для средних танков. Американским конструкторам пришлось срочно разрабатывать новую боевую машину. Переходной моделью между М3 и М4 «Шерман» был прототип, получивший индекс Т6, в конструкции которого использовались узлы от М3 и принципиально новая компоновка.

Шерманы в строю

В 1942 году появился новый средний танк М4 «Шерман». Кроме модификации М4А2 (которая поставлялась в СССР), существовало ещё 7 различных модификаций, среди которых был и знаменитый танк М4А3Е8 «Sherman». Кроме того, на базе М4 было построено множество специальных боевых машин и САУ.

Крупная мишень

Тот факт, что «Шерман» был просторным танком — одновременно и его плюс, и минус. «Американец» значительно выше советского собрата (высота «Шермана» — 3 метра, а Т-34 — 2,3 метра). Следовательно, он был более удобной мишенью для вражеских снарядов. Пожалуй, уже только это обстоятельство легко перекрывает все доводы о комфорте. На поле боя, чем выше ты сидишь, тем больше у тебя шансов угодить под обстрел. К тому же машине с высоким центром тяжести гораздо легче перевернуться.

Другим недостатком было то, что американский танк хорошо горел. Все дело в бензиновом двигателе. Дизельное топливо, на котором ездили наши «тридцатьчетверки», конечно, тоже горело неплохо, но машины все-таки вспыхивали не так быстро. Это давало экипажу несколько дополнительных секунд — счет шел именно на секунды — чтобы вылезти и спастись. Обратите внимание, что одевались танкисты по-особенному, избегая цепляющихся элементов: зашивали или спарывали на форме карманы, не надевали ремней. Делали все, чтобы в экстренном случае ни за что не зацепиться и не сгореть в танке заживо. Впрочем, предположу, что раз «Шерман» был просторнее наших Т-34, то и выбираться из него было проще.

Обзор танка «Шерман»

Танк М4 «Шерман» позаимствовал у среднего танка М3 множество основных узлов:

  • Мощный двигатель;
  • Ходовую часть;
  • Трансмиссию;
  • Вооружение.

Несмотря на это, его внешний вид совершенно не напоминал М3, так как корпус танка «Шерман» получил традиционную компоновку для танков Германии и СССР, а главное получил вращающуюся башню, избавившись от главного недостатка М3 «Ли».

Экипаж танка «Шерман» состоял из 5 человек. Водитель-механик и стрелок-радист находились в передней части танка, остальные трое – в башне. Общий вес среднего танка «Шерман» составлял 30 тонн.

Полезные свойства брони

Танк «Шерман» имел у отечественных танкистов добрую славу. И дело тут не только в удобстве внутреннего оснащения. Так, у американцев не было проблем с никелем и прочими броневыми присадками. В результате броня у них получалась вязкой: даже в случае пробития корпуса, если снаряд не убивал кого-то из экипажа или не выводил из строя двигатель, танк продолжал выполнять боевую задачу.

У отечественных же машин броня была твердой. Если снаряд пробивал ее (даже в области, свободной от двигателя или экипажа), внутри машины бушевал целый ураган из мелких осколков окалины. Много танкистов оказались убиты или покалечены именно по этой причине.

Особенности корпуса среднего танка «Шерман»

Корпус Шермана очень высок

Хотя компоновка корпуса танка стала традиционной (по сравнению с его предшественником М3 «Ли»), он всё равно выделялся на фоне других средних танков из-за своей высоты. К такому нестандартному конструкторскому решению пришлось прибегнуть из-за особенности двигателя, который был разработан для авиации. Конструкторы не подумали, что высокий танк будет отличной мишенью для врага, кроме того, его устойчивость тоже оставляла желать лучшего.

Корпуса всех модификаций танка «Шерман» были изготовлены из бронеплит, которые сваривались между собой. Качество сварки и подгонки деталей было на высоком уровне. Литьевой метод решили не использовать, так как это значительно усложняло производство, не говоря о повышении себестоимости танка.

Верхняя лобовая броня была изготовлена из 7 частей, качество сварки между которыми было особенно высоким. Нижняя часть лобовой брони сначала соединялась с помощью болтов, но после многочисленных жалоб, её стали делать цельной. Толщина брони лобовой части танка составляла 50 мм, хотя была сильно ослаблена из-за люков для приборов наблюдения, которые были убраны в процессе модернизации. Бортовая броня корпуса была толщиной 38 мм, корма имела такую же толщину.

Главной особенностью брони танка «Шерман» было качество и особенности металла, который использовался для её производства. Металл был достаточно вязкий, что хотя и снижало прочность, но прекрасно удерживало осколки, не позволяя им проникать внутрь корпуса танка.

В днище танка имелся аварийный люк, через который экипаж мог быстро покинуть подбитую машину. Люк механика-водителя, который располагался на крыше корпуса танка, был сделан весьма неудачно, так как его крышка откидывалась вверх и могла задавить водителя при повороте орудия танка. После нескольких таких инцидентов конструкторы изменили систему открывания люка, сделав его сдвигаемым в сторону.

Боекомплект также располагался не очень удачно – часть его находилась вдоль бортов, что гарантировало смерть экипажу при попадании снаряда в борт танка. Этот недостаток был устранён в 1944 году, когда боеукладка была перенесена на дно танка.

Уязвимая трехэтажка

Другого «генерала» — М3с — наши танкисты окрестили «братской могилой на семерых». Встретив войну практически без танков, американцы нередко принимали решения, лежащие на поверхности, ибо времени на глубокую проработку проектов не оказалось. Поэтому 75-мм пушку разместили в бортовом спонсоне (выступе), что было куда легче и быстрее, нежели разрабатывать оригинальную башню. Ограниченный угол обстрела 75-мм пушки компенсировали, установив башню с 37-мм пушкой, а над той — еще и пулеметную. Так образовался 27-тонный трехэтажный мастодонт высотой 3 м; 340-сильный девятицилиндровый звездообразный авиамотор Continental разгонял сие многопушечное великолепие до 42 км/ч, так что по подвижности М3с не уступал немецким танкам. Что же касается вооружения, то при всех недостатках его компоновки оно до 1942 года оставалось достаточно мощным. По мнению англичан, «Генерал Ли» оказался самым сильным танком из тех, коими они располагали в Северной Африке: его 75-мм орудие раскалывало как орех броню любых немецких машин, а 37-мм броня уверенно держала удары неприятельских снарядов. Хуже было с живучестью ходовой части. В 1941—1942 годах было произведено 6258 «Ли» шести модификаций, отличавшихся лишь технологией изготовления. 1386 танков М3 прибыло и к нам

Несмотря на внушительный вид, красноармейцы и командиры относились к ним неважно, о чем говорит данное им столь мрачное прозвище

Башня танка «Шерман»

Башня танка

Башня танка «Шерман» была литой, за счёт чего получилось сделать её цилиндрической формы, что увеличивало шанс рикошета в случае попадания. Лобовая броня башни была толщиной в 76 мм, а «маска», защищающая орудие имела толщину брони в 89 мм. Угол наклона лобовой брони башни был равен 60 градусам. Борта и корма башни получили одинаковую толщину брони, которая составляла 51 мм.

Поворот башни осуществлялся с помощью электрогидравлики или полностью электрического привода (это зависело от конкретной модификации «Шермана»). Поворот башни мог осуществляться и за счёт ручного привода, причём повернуть башню на 360 градусов можно было за 15 секунд. Слева в башне находился заряжающий, справа наводчик и командир за ним.

Как играть на m4a1 revalorise

Чтобы не сливать бои на M4A1 REVALORISE, нужно помнить о характеристиках машины. Итак, мы не имеем брони и не можем похвастать динамикой. Однако машина обладает убойным единичным уроном и вполне комфортным бронепробитием. Поэтому данный танк подходит только для второй линии. Кроме этого, нужно стараться избегать попадания вражеских снарядов и всеми силами сохранять свой запас ХП. Не забываем, что практически любое попадание будет «заходить» с уроном, поэтому держимся за стальными спинами сокомандников и играем от холмов и складок местности.


Кроме этого, «француз» может отлично поиграть от альфы, поэтому придерживаемся такой тактики: выезд из-за укрытия, выстрел и уход на КД. Можно и тролить неповоротливых противников, появляясь с неожиданной стороны и нанося урон. Отсюда можно сделать такой вывод: полностью реализовываем характеристики орудия. Стреляем только с безопасного расстояния и при полном сведении. Не стоит забывать, что ТТХ машины идеально подходят для танка поддержки. Поэтому меняем фланги, поддерживаем прорыв союзников, помогаем сдерживать направления. M4A1 REVALORISE может неплохо пополнить игровую копилку, соответственно основная задача – это максимум нанесённого урона. Грамотная игра поможет «как фармит m4a1 revalorise » из боя не меньше 40 000 серебра, даже при средней результативности. M4A1 REVALORISE однозначно достоин места в ангаре игроков. В умелых руках, машина способна навевать ужас на противника, появляясь в самых неожиданных местах (если заранее предугадывать появление противника, так как динамика не совсем позволяет успевать за ходом событий в бою) и нанося сокрушительный урон. При этом лучше действовать в команде, когда союзники могут защитить вас от атак врага.

Вооружение среднего американского танка «Шерман»

Первые модели М4 оснащались 75 миллиметровой пушкой, которыми оснащались танки М3. Позже, на «Шерман» были установлены:

  • Защитная маска орудия, которой не было у танка М3;
  • Мощный спаренный пулемёт;
  • Качественный телескопический прицел для наводчика.

Орудие имело вертикальную стабилизацию, которая осуществлялась с помощью гироскопа. По своей эффективности орудие на танке М4 практически ни чем не отличалось от советской пушки Ф-34, которой оснащались танки Т-34. Орудие танка «Шерман» достаточно эффективно расправлялось с немецкими танками ранних годов выпуска.

С появлением новых моделей немецких танков серий «Тигр» и «Пантера» остро стал вопрос о замене старого орудия на что-то, способное пробить толстую броню новых немецких танков с достаточного расстояния. Таким орудием была выбрана модель М1, калибра 76,2. Данное орудие выпускалось в нескольких вариантах.

Вспомогательным оружием на американском среднем танке «Шерман» служили пулемёты, которых было несколько штук:

  • Пулемёт наводчика был спарен с пушкой и имел калибр 7, 62. Данный пулемёт оснащался электроспуском;
  • Пулемёт стрелка-радиста был такой же модели, как и пулемёт наводчика, только располагался он в шаровой установке. Общий боезапас двух пулемётов составлял 4 750 патронов;
  • Командир танка располагал турельной установкой с мощным зенитным пулемётом калибра 12,7 мм. Данный пулемёт имел боезапас в 300 патронов.

Хотя пулемёты являлись вспомогательным оружием, иногда с их помощью удавалось спасти танк от поражения.

Размножение генералов

Танк предназначался для выпуска на всех предприятиях, которые на тот момент собирали M3, но для того, чтобы перейти на новые машины, требовалось время. Паровозный (Lima Locomotive Works) начал производить M4A1 только с февраля 1942 года. В марте на новый танк переключился авто (Pressed Steel Car Company, или просто Pressed Steel — PS), в июне — «Пасифик Кар энд Фаундри» (Pacific Car and Foundry Company — PCFC).

Один из самых ранних «Шерманов» M4A1 на заводе. Танк имеет все признаки ранней машины: три курсовых пулемёта, роторный прицел, прямые приборы наблюдения, тележки с поддерживающим катком над пружинами

Несмотря на то, что M4 по нумерации был первым, выпуск этого танка на не начался до июля месяца. В июле же начали собирать танк на в Детройте (Detroit Tank Arsenal). В сентябре производство M4 запустили на Американском паровозном заводе (American Locomotive Works — ALCO), а в январе 1943 года — на паровозном (Baldwin Locomotive Works). Последним в мае 1943 года «классический» M4 начали строить на (Pullman Standard Car Company — PSCC).

В 1943 году выпуск этого танка и закончился. «Прессд Стил» прекратил выпуск первым, всего построив к сентябрю 1000 машин. Месяц спустя последний 689-й M4 собрали на PSСC, в декабре на 2150 танках прекратил производство ALCO. «Болдуин» и Детройтский арсенал продержались дольше всех, выпустив к февралю 1944 года 1233 и 1676 танков соответственно. Последний также провёл модернизацию и капитальный ремонт ещё 1610 машин. Последние M4, выпущенные на заводе в Детройте, стали гибридными: вместо катаной лобовой плиты корпуса устанавливалась литая. Это не была копия лобовой плиты M4A1: она имела такие характерные черты M4, как два вентилятора спереди и отдельный выступ для антенны. Всего выпустили 6748 танков M4.

«Майкл» до сих пор почти полностью сохранил вид раннего М4А1

Закат выпуска M4A1 начался примерно в то же время. Первым танк в августе 1943 года перестали производить на PSC, перейдя на более совершенный M4A1(76)W. В сентябре 1943 года послала танк в отставку «Лима», выпустив 1655 экземпляров. В декабре, после выполнения контракта на 926 машин, сборку прекратили и на PCFC. Всего M4A1 построили 6281 штуку.

Среди 1655 танков, собранных «Лимой», два были уникальными. Первый M4A1, выпущенный на этом заводе, имел корпус старой конструкции, с отверстиями для бортовых люков — правда, их заварили. Второй корпус отлили уже без бортовых отверстий, но и этот танк получился особенным. Его назвали «Michael» в честь Майкла Девара, главы британской танковой миссии в США. Как можно догадаться, «Майкла» отправили англичанам. Так как танки делали под их заказ, машины получили регистрационные WD-номера британского Военного министерства: первый — T.25189, второй — T.25190. Оба танка собрали с пушками М2, но «Майкл» впоследствии получил более длинную пушку M3. Тогда же ему присвоили новый WD-номер T.74195.

Строевой M4 с полным набором экранов

Машины продолжали изменяться даже после окончания выпуска. Заметным изменением стала установка экранов: один смонтировали на правой «щеке» башни, три по бортам корпуса, для защиты боеукладок, и два перед выступами для водителя и его помощника в лобовой броне. На танках M4A1 вместо экранов начали отливать более толстую броню в уязвимых местах, а старые экземпляры подвергались модернизации в полевых мастерских. Попадаются и танки, на которых утолщённая броня всё равно экранировалась. Также машины обросли различными неофициальными приспособлениями вроде импровизированных экранов из запасных траков, мешков с песком, креплений для маскировочных средств и многими другими.

Двигатели и трансмиссия танка «Шерман»

Двигатель Шермана

Первым двигателем, из-за которого танк и получил такую высоту корпуса, стал Continental R975 C1, развивающего мощность 350 л.с. Кроме этого, «Шерманы» оснащались ещё 4 различными двигателями:

  • М4А2 получил спарку из двух дизельных двигателей GM 6046 мощностью 375 л. с. Так как советские танкисты привыкли к дизельным танкам, пришлось выпустить дизельную модель «Шермана», получившую индекс М4А2;
  • Модификация М4А3 получила самый мощный двигатель в гамме (V8Ford GAA), развивающий 500 сил;
  • М4А4 оснащался длинным двигателем Chrysler A57 multibank, из-за которого корпус танка пришлось немного удлинить;
  • М4А6 был оснащён дизелем Caterpillar RD1820, но эта модель была непопулярной, так как дизельный двигатель был откровенно неудачным.

Для того, чтобы прогреть двигатель и зарядить аккумулятор, танк «Шерман» был оснащён дополнительным двигателем небольшого объёма.

Трансмиссия танка располагалась в передней части корпуса, что служило дополнительной защитой для экипажа в случае лобового попадания в корпус танка.

Коробка передач на среднем танке «Шерман» была пятиступенчатая, а система поворотов осуществлялась путём применения двух раздельных тормозов гусениц, которые управлялись рычагами, оснащенными сервоприводами.

За все годы выпуска танка М4 трансмиссия не подвергалась значительным изменениям, так как её конструкция показала себя эффективной и надёжной. Единственными изменениями стали замена управления стояночным тормозом с ручного на ножное и установка литой защиты трансмиссии.

Некоторые недостатки

Впрочем, дальнейшие испытания показали, что военные рано радовались: при малейшем повышении массы испытываемой машины начинала ощущаться нехватка мощности, а система охлаждения совершенно не справлялась с возросшей нагрузкой. Кроме того, из-за повышения температуры в самом карбюраторе резко снижалась плотность попадающего туда воздуха, из-за чего опасно падала мощность. В таких условиях двигатель танка «Шерман» мог проработать только 100 часов, после чего ему потребовался полноценный капитальный ремонт.

Ходовая часть танка «Шерман»

Подвеска танка М4 была практически полностью скопирована с танка М3, получив только незначительные изменения конструкции. На каждой стороне танка находились три опорные тележки, с прикреплёнными к ним двумя катками и установленными вертикально буферными пружинами. Данный тип подвески называется «Vertical Volute Spring Suspension», что можно перевести одним словом «вертикальная».

В 1945 году данная подвеска подверглась глубокой модернизации, в результате которой получила двойные катки и горизонтальные пружины, оснащённые амортизаторами с гидравлической системой. Новая подвеска называлась «Horisontal Volute Spring Suspension», или горизонтальная. Подвеска нового типа дала танку улучшенную проходимость и повышенную ремонтопригодность. В результате того, что плавность хода танка увеличилась, для пехоты появилась возможность вести огонь, не слезая с брони танка.

Оборудование для M4 Sherman

Без правильного и сбалансированного выбора дополнительных модулей не обходится ни один уважающий себя танкист, ведь это отличный способ улучшить свой танк. В нашем случае упор следует делать на повышения комфорта стрельбы, а в целом на танк M4 Sherman оборудование

лучше ставить такое:1. – превосходный вариант для обеих пушек, ведь с ним мы сможем чаще стрелять, а значит и наносить больше урона.2. – иного способа улучшить точность на этой машине нет, а ведь она очень сильно нуждается в повышении данного параметра.3. – стандартный вариант для подвижного среднего танка, который в нашем случае позволит сделать и без того хороший обзор отличным.

Однако некоторые игроки захотят пренебречь обзором в пользу повышения огневой мощи и комфорта нанесения урона, в таком случае предпочтительнее заменить последний пункт на , которая даст 5-процентный буст к наиболее важным характеристикам.

Любимец танкистов

Мк.I Valentine также был пехотным танком. По массе (16 т) он, скорее, относился к легким, хотя по толщине брони (65 мм) превосходил иные тяжелые машины. Максимальная скорость его была такой же, как у «Матильды», что объяснялось менее мощным двигателем. На Valentine I устанавливали карбюраторный двигатель мощностью 135 л.с., на остальных же модификациях стояли дизели АЕС и GMC мощностью 131, 138 и 165 л.с. Несмотря на увеличение мощности, динамические характеристики машины не изменились, поскольку возросла ее масса: начиная с Valentine VIII вместо 40-мм ставили 57-мм пушку, а на Valentine XI — пушку калибром 75 мм.


Погрузка танков «Матильда» в одном из британских портов для отправки в СССР.

Особенностью этого танка было отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни; бронелисты обрабатывали по шаблонам и размерам так, что они взаимно замыкались. При сборке корпуса отдельные узлы соединяли болтами и заклепками. В противоположность «Матильде», ходовая часть «Валентайна» не бронировалась: более того, тормозные барабаны располагались вне корпуса, что отрицательно сказывалось на их живучести. Недостатком была и плотная компоновка боевого отделения, особенно у машин с трехместной башней моделей III и V. В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388 канадских «Валентайнов»; у последних вместо английского спаренного 7,92-мм пулемета BESA был установлен американский 7,62-мм «Браунинг» М1914А1. Поставлялись машины с 40- и 57-мм пушками. У советских танкистов «Валентайн» был самым популярным из британских танков. Достаточно сказать, что в 1944—1945 годах его производство сохранялось исключительно для удовлетворения советских заявок.

Игровое орудие

Ну и стоит поговорить непосредственно о вооружении «американца». В этом разделе, возможно, вы найдете и ответ на вопрос о том, какую пушку ставить на М4 “Шерман”. В игре существует два варианта орудия. Первое и наиболее подходящее – это пушка шестого уровня на 76 мм. Её преимуществом является скорострельность. За 60 секунд она производит аж 14,3 выстрела. При этом бронепробиваемость 177 мм, а вот урон ими же – 110.

Если вы выбираете это орудие, учтите, что на ваши плечи ляжет тяжелая ноша поддержки. С таким уроном и пробитием вам не стоит лететь вперед и пытаться кого-то просветить. Лучше всего спрятаться где-то в кустах и ждать засвета соперников.

А вот второе орудие – фугасное, имеет 105 мм. Мало кто поверит, но иногда эта пушка может одним выстрелом уничтожить какого-нибудь загулявшего светляка. За минуту производит 7,5 выстрелов, а вот бронепробиваемость равна 53 с уроном в 410.

Глядя на характеристики, следует сказать, что у фугасного орудия очень плохая точность, поэтому лучше всего приблизиться к врагу и застать его врасплох на малой дистанции. Многие игроки и вовсе считают, что это отличное веселое орудие, которое принесет хорошее настроение в бою.

Следующие советы помогут вам с улучшением вашего танка. Начнем с ответа на вопрос о том, какие модули ставить на М4 “Шерман”. Прежде всего нужно будет определиться с ролью вашей машины. Большинство игроков выбирают досылатель, усиленные приводы наводки и стабилизатор, тем самым улучшая точность орудия. В некоторых случаях можно установить улучшенную вентиляцию. А если вы хотите улучшить не без того отличный обзор, устанавливайте оптику.

А вот когда вы хорошенько прокачали танк, а точнее, экипаж, возникнет другой вопрос: “Какие умения для экипажа М4 “Шерман” нужны?” Прежде всего можно прокачать лампочку и ремонт. Дальше можно взять перки на обзор, чтобы опять же улучшить наши поисковые способности. Потом уменьшаем разброс орудия и прокачиваем перки на стабилизацию. Ну а после можно позаботиться о динамике, а заряжающему установить маскировку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]