Шведский легкий танк-невидимка CV90120
Сложилось так, что в реальных боевых событиях не находится места легким танкам. Это связано с развитием вспомогательных броневых средств для подразделений, таких как БТР, БМП, САУ и др. Иначе на эту проблему смотрят шведы, театр военных действий которых в некоторых случаях не позволяет применять тяжелую технику.
Особенности тактики применения легких танков
Несмотря на то что министерство обороны Швеции выбрало в качестве основного боевого танка германский танк Leopard 2, и проводит замену танков S и Centurion на новое изделие немецких военных промышленников, компания Hägglunds продолжает цикл своих работ над легким вариантом танка. С этой целью под опытный образец используется БМП CV 90, который в настоящее время уже модифицирован и получил название CV90120-T.Стремление специалистов этой компании запустить танк в «серию» легко объяснимо.
Здесь есть две причины, которые объясняют рвение шведских инженеров быстрее закончить модернизацию новой боевой машины.
Во- первых, Вооруженным Силам королевства необходимо укомплектовать танками две корландские бригады, которые дислоцируются на северном направлении. Тяжелый танк Leopard 2 для этой цели не подходит, так как в районах с повышенным уровнем снежного покрова нужно обеспечить применение легких, проходных танков. При этом очень важно сохранение огневой мощи, т. е танковая пушка должна быть калибром не менее 120 мм.
Во-вторых, ряд азиатских, африканских и южно-американских государств могут войти в число возможной клиентуры, так как покупка средних и тяжелых танков нецелесообразна из-за рельефа местности и дороговизны проекта. Легкий танк дешевле, тем более если его вооружение соответствует категории, применяемой средними и тяжелыми танками. К примеру, Малайзия изначально заинтересовалось шведской разработкой CV 90-120, но потом предпочтение было отдано танку РТ-91 (Польша).
Проект CV 90-120
В 1997 году компания Hägglunds приступила к осуществлению проекта CV 90-120, в ходе реализации которого было выявлено, что появилась проблема с башней, которая соответствовала бы шасси боевой машины по весовым параметрам, все предлагаемые варианты башенного отсека были громоздки и тяжелы. В результате в качестве башни «maison» был использован доработанный башенный комплекс от изделия IKV 91 с пушкой калибром 105-мм, которая была заменена на 120 мм орудие.
Техническое оснащение
В танке CV 90-120 применяется такое же шасси, что и у базовой версии БМП С90, при этом добавлены особенные ребра жесткости, чтобы сохранять инерцию массы при выстрелах 120 мм, пушки. Из-за этого несколько снизились динамические характеристики модели.
V – образный 8 –цилиндровый мотор Scania развивает мощность в 640 л. с., что создает легкому танку удачное соотношение мощности и веса изделия. Двигатель агрегатирован с трансмиссией Perkins X 300, которая является последней модернизацией трансмиссии Allison. При весе в 26 тонн с боекомплектом изделие развивает скорость в 70 км/ч. Подвеска и амортизаторы на опорных катках обеспечивают равномерное распределение нагрузки на шасси. Геометрические параметры гусениц и днища упрощает движение CV 90-120 по снежному покрытию. Водитель снабжен тремя приборами телескопического типа для обзора местности, центральный из которых может быть заменен ПН AN/WS.
Конфигурация корпуса изделия ровная, плоская, адаптирована к местности. Радиаторы системы охлаждения двигателя размещены справа в корпусе, рядом с выхлопной трубой. Это сделано для уменьшения возможности обнаружения танка инфракрасными излучателями, сокращая площадь покрытия танка в ИК- зоне. В заднем отсеке предусмотрено место для боекомплекта. Там же имеется дополнительное место для пятого члена команды, также оно может применяться для рекогносцировки местности.
Огневые возможности танка
Огневые возможности танка представлены 120 мм пушкой стандарта OTAN, установленной в башенном комплексе. Заряжающий находится в левой части башни. Он включает автоматическую систему подачи боеприпасов и заряжания. Кассета боеприпасов рассчитана на 12 выстрелов. Остальной боекомплект в количестве 33 выстрелов – возимый, место хранения — в корме танка Автоматическая система заряжания выдерживает темп огня в 14 выстрелов в минуту.
Танковое орудие изготовлено компанией RUAG de Thun ( Швеция). Эта гладкоствольная пушка оборудована тормозом откатных частей и прибором для абсорбции копоти. Конструкция пушки готовилась в 70 –х годах XX столетия под ранний проект танка, который по каким-то причинам не пошел в «серию».
Это орудие было взято за прототип новой пушки, к которой добавили тормоз откатных частей, что сыграло на руку конструкторам башенных комплексов легкого типа, так как отдача стала заметно меньше.
Автоматические приводы наведения на цель дают возможность придавать башне круговое вращение с углом возвышения орудия от -8°до +22°. Стрелок снабжен прибором целеуказания UTAAS с лазерным дальномером и тепловизором. Командир танка применяет дневные прицельные приспособления Thales Optronics с тремя кратными увеличениями (Х1,5; Х6; Х24)
Система маскировки Adaptiv
На танке CV 90-120 впервые применяется система маскировки в инфракрасном диапазоне. Эта разработка прошла освидетельствование в королевском исследовательском институте, правообладателем этой «технологии маскировки» является компания Hägglunds.
Наружными компонентами системы Adaptiv являются шестиугольные пластинки, который придают ей необычный вид. С их помощью танк не только превращается в «невидимку», но и показывает вместо себя в тепловизорах ложный объект, фантом, «нарисованный» электроникой.
Происходит это следующим образом. На матрицу этих компонентов транслируется изображение грузового автомобиля, к примеру, в инфракрасном диапазоне с реальным разрешением. На определенной дальности в тепловизоре воспроизводится этот «фантом». В случае угрозы нанесения боевого удара датчики защиты активизирует систему маскировки. Танк покрывается облаком разбрызгивающейся аэрозоли. Емкости на 300 литров аэрозольного состава хватает для удержания невидимого экрана более двух минут. Конфигурация трубок такова, что разбрызгиваемая жидкость создает эффект схожести с длиной волны в ИК — диапазоне, между 5 и 25 Mm, в результате чего получается требуемый феномен поглощения света.
По словам руководителя проекта в фирме Hägglunds, инфракрасная маскировка лишь начало, они работают над созданием подобного эффекта с РЛС системами
Электронная защита CV90120
Электронная защита CV90120 – заслуга фирмы Celsius Tech et Grintek Avitronics. Лазерные детекторы от компании Thales Optronics ставят экипаж в известность о курсе на цель, производящую разведывательный поиск. Здесь есть вариант постановки специальных помех или физического уничтожения цели. Радар доводит информацию о возможном обнаружении цели техническими средствами противника или начала стрельбы противником на поражение с использованием авиации или артиллерии.
Приборный комплекс «запускает» аэрозольную маскировку или производит отстрел гранат для постановки специальных завес.
5:02 / 28.07.15 Оружие мира: лёгкий танк CV90120-T (Швеция)
В 1998 году шведская фирма BAE Systems Hagglunds показала на проводившейся в Париже выставке «Eurosatory» свою последнюю разработку — легкий танк (истребитель танков) CV90120-T
, созданный в качестве частной инициативы на базе модифицированного шасси боевой машины пехоты CV90. На шасси установлена модифицированная трехместная башня от истребителя танков Ikv-91, вооруженная 120-мм гладкоствольной пушкой шведского производства. Первый прототип CV90120 был завершен в середине 1998 года, а в конце 1998 года были проведены стрельбы.
Проект CV 90-120 / Фото: www.dogswar.ru
Первая демонстрационная модель CV90120 имела трехместную башню TML105 производства фирмы Nexter Systems, вооруженную 105-мм нарезной пушкой. Для стрельбы использовались стандартные боеприпасы НАТО. Затем был разработан танк CV90120-T
на шасси машины CV90, оснащенный новой трехместной башней производства фирмы BAE Systems Hagglunds. Вооружение танка состоит из 120-мм гладкоствольной пушки L50 производства фирмы RUAG Land Systems и спаренного с нею 7,62-мм пулемета. 120-мм гладкоствольная пушка оснащена дульным тормозом, термокожухом, экстрактором пороховых газов и системой пристрелки канала ствола.
Орудие CTG разработано швейцарской компанией RUAG специально для установки на лёгкие и малоразмерные бронеобъекты. Для снижения отдачи орудие оснащено дульным тормозом. Для продувки ствола после выстрела имеется эжектор. Ствол орудия заключен в термоизоляционный кожух для повышения точности стрельбы. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.
В кормовой части башни смонтирован полуавтомат заряжания на 12 выстрелов. При его использовании скорострельность может достигать 12-14 выстр./мин. Остальной боекомплект (33 выстрела) размешается в кормовой части корпуса и может быть быстро загружен через кормовую дверь.
Имея такое вооружение, легкий танк CV90120-T обладает такой же огневой мощью, как и основной боевой танк Leopard 2, однако, при боевом весе 35 тонн имеет лучшую стратегическую и тактическую мобильность. Полный боекомплект рассчитан на 45 выстрелов, из которых 12 готовы для стрельбы, а 33 хранятся в стеллажах. Для сравнения боекомплект танка Leopard 2 составляет 42 выстрела. Утверждается, что благодаря применению цифровой системы управления огнем (СУО) достигается высокая вероятность поражения подвижных и неподвижных целей с первого выстрела.
Проект CV 90-120 / Фото: www.dogswar.ru
Танк CV90120-T
имеет компоновку с передним расположением моторного отделения и ведущего колеса. Это обусловлено тем, что его шасси является дальнейшим развитием шасси БМП CV9040. Шасси БМП было изменено для размещения в корме трехместной башни, кроме того, у него было усилено бронирование в передней части.
Броня CV90120-T по фронтальной дуге корпуса и башни обеспечивает защиту от 30-мм бронебойных снарядов, и противопулевую защиту со всех сторон калибра 12,7-мм. Помимо основной брони и аэрозольной системы противодействия управляемому вооружению, на CV90120-T была установлена система активной защиты (active armour concept – AAC), которую для шведской армии разработала немецкая компания IBD Diesenroth Engineering совместно со шведской компанией Akers Krutbruk. За пределами Швеции компания Diesenroth предлагает эту систему как часть своей системы улучшенной модульной защиты (AMAP-ADS или просто ADS). В Великобритании система получила маркировку “Hard-Kill DAS” (система вспомогательной защиты).
Точные данные модулей системы пока не раскрываются, однако известно, что модуль состоит из датчиков и системы перехвата и может быть установлен для защиты как верхней, так и боковой проекции от кумулятивных ракет, бронебойных противотанковых снарядов и снарядов с сердечником формирующимся взрывом.
Фото: www.dogswar.ru
Новая активная броня, обеспечивает лучшую защиту от противотанковых управляемых снарядов; установлен улучшенный бортовой экран для снижения сигнатуры машины в инфракрасном поле; а также машина имеет маскировочную окраску для проведения операций в городских условиях. Активная броня, как заявляют разработчики, является «улучшенной системой активной защиты», которая «обнаруживает, идентифицирует и устраняет атаку на короткой дистанции». Система успешно прошла испытания на шасси CV90. Тогда стало известно, эта защита покрывает 360 град. вокруг и увеличивает массу машины на 400 кг. Использование активной системы защиты AMAP-ADS и замена более 2 т. пассивной брони, при сохранении внутреннего объёма, позволяет уменьшить массу машины на 1,6т.
Основной причиной установки 120-мм пушки, было стремление объединить огневую мощь танка и подвижные характеристики более легкой машины. Боевой вес CV90120-T
составляет около 35 тонн, в то время как танк весит почти в два раза больше. На башне CV90120-T установлена 120 мм пушка «Compact Tank Gun CTG120/L50», производства компании Swiss Ruag. В середине 1990-х на шасси CV90 была установлена башня Giat TML со 105 мм пушкой, но, в отличие от новой пушки, она не была полностью стабилизирована.
Система управления огнем CV90120-T – Универсальная танковая система управления огнем, предусматривающая возможность стрельбы по воздушным целям (UTAAS), производства компании SAAB. Эта же система использовалась и в CV90. Представитель компании Hagglunds заявил, что с UTAAS машины серии CV90 «обладают более высокой точностью стрельбы, чем танки Leopard 2».
В боекомплект орудия входят оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном (APFSDS), кроме того, в него планируется ввести фугасные выстрелы, разрабатываемые и «Израэл милитари индастриз» для основного боевого танка Leopard-2, в качестве альтернативы стандартным кумулятивным боеприпасам.
В распоряжении наводчика имеется универсальный танковый/зенитный прицел «Цельсиустек» с дневным и ночным каналами и лазерным дальномером, который выпускается для оснащения других боевых машин.
Экипаж CV90120-T
состоит из 4 человек — командира, наводчика, заражающего (второй командир) и водителя. Рабочее место водителя размешено в передней части корпуса у левого борта. Рабочие места остальных членов экипажа размешаются в боевом отделении. Наводчик и командир размешаются справа от орудия (впереди наводчик, а за ним и выше — командир). Заряжающий находится слева от орудия.
Система управления огнем CV90120-T состоит из трех независимых элементов. Наводчик имеет UTAAS — систему, которая включает стабилизированный прицел день/ночь и лазерный дальномер. Система управления огнем командира DNGS имеет примерно те же возможности что и у наводчика, но его прицел имеет возможность изменения кратности в пределах 1,5, 6 и 24 крат. Кроме того, имеется еше одна система прицеливания PLSS — ей могут пользоваться как наводчик так и командир. Причем командир может осушествлять поиск целей и передачу их наводчику для уничтожения. Все члены экипажа имеют мониторы связанные обшей шиной данных, что повышает оперативность управления CV90120-T в бою.
Система маскировки / Фото: topwar.ru
На танке CV 90-120 впервые применяется система маскировки в инфракрасном диапазоне. Эта разработка прошла освидетельствование в королевском исследовательском институте, правообладателем этой «технологии маскировки» является компания Hägglunds.
Наружными компонентами системы Adaptiv являются шестиугольные пластинки, который придают ей необычный вид. С их помощью танк не только превращается в «невидимку», но и показывает вместо себя в тепловизорах ложный объект, фантом, «нарисованный» электроникой.
Происходит это следующим образом. На матрицу этих компонентов транслируется изображение грузового автомобиля, к примеру, в инфракрасном диапазоне с реальным разрешением. На определенной дальности в тепловизоре воспроизводится этот «фантом». В случае угрозы нанесения боевого удара датчики защиты активизирует систему маскировки. Танк покрывается облаком разбрызгивающейся аэрозоли. Емкости на 300 литров аэрозольного состава хватает для удержания невидимого экрана более двух минут. Конфигурация трубок такова, что разбрызгиваемая жидкость создает эффект схожести с длиной волны в ИК — диапазоне, между 5 и 25 Mm, в результате чего получается требуемый феномен поглощения света.
По словам руководителя проекта в фирме Hägglunds, инфракрасная маскировка лишь начало, они работают над созданием подобного эффекта с РЛС системами Ходовая часть CV90120-T
(одного борта) состоит из семи сдвоенных опорных катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса установленного в корме корпуса. Направляющее колесо имеет гидравлический механизм натяжения управляемый с места водителя. Гусеница набрана из одногребневых стальных траков с резиновыми беговыми дорожками. Траки соединяются при помощи резино-металического шарнира. Подвеска катков индивидуальная торсионная. Гидравлические амортизаторы двухстороннего действия установлены на узлах подвески первого, второго и седьмого катков.
Моторно-трансмиссионное отделение танка размешено в передней части корпуса у правого борта. В нем установлен четырехтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения V-8 Scania DI16 мощностью 670 л.с. Он приводит танк в движение через автоматическую трансмиссию Perkins Engines Соmpany / Allison Х-300 имеющую четыре передачи переднего хода и две — заднего. Хотя истребитель танков CV90120-T разрабатывается фирмой BAE Systems Hagglunds в инициативном порядке, руководство фирмы довело до сведения командования шведской армии, что CV90120-T является потенциальной заменой устаревшему Ikv-91, кумулятивный снаряд которого уже не эффективен против брони танков последнего поколения.
Основными покупателями CV90120-T
, очевидно, станут страны, в которых сейчас используются машины серии CV90: Финляндия, Норвегия, Швеция и Швейцария. Данная модернизация также заинтересовала Данию и Голландию. Разработка CV90120-T полностью завершена, и машина подготовлена к серийному производству. До настояшего времени заказы на её производство отсутствуют.
Фото: topwar.ru
Характеристики CV90120-T
Масса, кг | 28000 |
Экипаж, человек | 4 |
Длина, мм | 8900 |
Ширина, мм | 3200 |
Высота, мм | 2800 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 70 |
Градиент, % | 60 |
Уклон, % | 40 |
Траншея, мм | 2400 |
Вертикальная стенка, мм | 1000 |
Глубина водной преграды, мм | 1500 |
Запас хода по шоссе, км | 600 |
Калибр основного орудия, мм | 120 |
Боекомплект основного орудия, шт. | 45 |
Угол возвышения, максимум, градусы | 22 |
Угол склонения, минимум, градусы | -8 |
Калибр вспомогательного орудия, мм | 7.62 |
Плоскостей стабилизации орудия | 2 |
Плоскостей стабилизации поля зрения наводчика | 2 |
Панорама, шт | 1 |
Тепловизор, шт | 2 |
Мощность двигателя, л.с. | 615 |
Количество передач вперед | 4 |
Количество передач назад | 2 |
При написании материала использовались данные открытых интернет источников:
1.
Сайт
Dogs War
2. Сайт Военное обозрение, статья
Лебедева Сергея
Теги: Оружие мира, лёгкий танк, CV90120-T, Швеция
Шведская броня: семейство боевых машин CV-90
Работы по разработке системы бронетанкового вооружения 1990-х годов в Швеции начались в 1982 году. Руководство шведских вооруженных сил желало получить новый основной танк и семейство бронемашин на едином унифицированном гусеничном шасси. Первоначально в их планы входило создание БМП вооруженную 40-или 57-мм пушкой, БТР Pbv L с 25-мм пушкой, машину огневой поддержки (условное обозначение машины Pbv G), ЗСУ Pvkv A2, КШМ (командно-штабной машины), машины передовых артиллерийских наблюдателей, самоходного миномета, бронированной медицинской машины и самоходного ПТРК. Головной и первоочередной машиной в этом семействе должна была стать 20-тонная БМП, отличающаяся хорошей бронезащитой, высокой проходимостью и достаточно мощным вооружением. Машина огневой поддержки отличалась от БМП наличием на ней ПТРК «Bill» (см. подробно >>>), разработка которого в это время вступила на завершающую стадию. Первые БМП CV90 планировалось направить в нордландские пехотные бригады.
По шведским документам разрабатываемое семейство боевых машин получило традиционное шведское обозначение «Stridsfordon 90» (или «боевая машина 90-х» – Strf 90), но позже наибольшее распространение получило более употребляемое англоязычное обозначение «Combat Vehicle 90» или сокращенно CV90.
В 1985 году небольшая , организованная совместно и «Hagglunds und Sonar» (позднее – «Hagglunds Vehicles»), получила от Главного материально-технического управления министерства обороны Швеции контракт на разработку пяти прототипов базовой боевой машины CV90. В том же году «Hagglunds» представила полномасштабный деревянный макет БМП, в котором уже просматривался будущий дизайн машины. Несколько раньше были выданы отдельные задания на разработку двухместной башню и системы автоматической диагностики состояния машины. В 1986 году заключили контракты на три варианта башни с 40-мм пушкой и один – с 25-мм. С 1985 года 40-мм пушка «Bofors» испытывалась на шасси шведского плавающего 15,5-тонного танка Ikv 91. Рассматривались также варианты установки автоматической 57-мм пушки «Trinity Bofors» на основе универсальной корабельной SAK57 Mk2 или 60-мм израильской HVMS-60 IMI.
Для ускорения работ и снижения их стоимости использовались узлы и агрегаты различных фирм, в том числе зарубежных. В разработке башни принимали участие норвежская «Cverner», швейцарская «Oerlicon», германская «Mauser», американские «McDonnell Douglas Helicopter» и «FMC» совместно с «Emerson Electric»). Свои варианты башен представили также французские SAMM (с 40-мм пушкой «Bofors») и «Kreso-Luar» (с 25-мм пушкой «Bushmaster»).
Боевая машина пехоты Strf 9040 (CV9040)
Боевая машина пехоты CV90 разрабатывалась специально с учетом достаточно специфичных климатических и территориальных условий Швеции. Это достаточно компактная и маневренная машина, обладающая достаточно низким силуэтом, низким коэффициентом отражения радиолокационного импульса и слабым тепловым излучением в лобовой проекции, пониженным уровнем шумности и уязвимости к воздействию электромагнитного импульса. В ходе проведения многолетних исследований и технических проработок и «Hagglunds» добились того, чтобы у новая боевая машина полностью соответствовала всем требованиям шведской армии по тактической и оперативной подвижности, защищенности и огневой мощи.
Повышение тактической подвижности должно было осуществляться за счет снижения удельного давления на грунт, большого клиренса, высокой удельная мощность двигателя, увеличения максимальной скорости движения и повышения маневренности машины. Требования обеспечения высокой стратегической подвижности предусматривали возможность осуществления перевозки машин железнодорожным транспортом и обеспечения большого запаса хода по топливу.
Обеспечить необходимую защищенность машине и ее экипажу должны были большие углы наклона броневых плит корпуса, низкий силуэт, надежная защита от оружия массового поражения, быстродействующая и надежная система противопожарной безопасности. Кроме того одним из требований выдвигалось возможность обеспечения самостоятельной защиты от воздушных средств нападения, что предусматривало установку комплекса вооружения с большими углами вертикального наведения основного оружия, обладающего высокой скорострельностью и высокими скоростями наведения в обеих плоскостях.
Требования по огневой мощи боевой машины предусматривали обеспечения способности вести борьбу с бронированными объектами. Для этого планировалось установить 40-мм автоматическую пушку, подкалиберные снаряды с сердечником из вольфрама которой способны поражать практически все бронецели, за исключением основных танков, в лобовые проекции.
Кроме этого в качестве дополнительных требований к машине шведские военные выдвигали такие, как удобство в эксплуатации и возможность дальнейшего развития и усовершенствования машины. С этой целью выдвигались такие условия, как использование в конструкции машины дешевых запасных частей и механизмов, ограниченное применение электроники, простота обслуживания. Для создания потенциала по дальнейшему усовершенствованию БМП должна была быть предусмотрена возможность монтирования новых систем стабилизации оружия, новых типов броневой и другой защиты, а также повышения огневой мощи комплекса вооружения без существенных изменений конструкции БМП.
Первый опытный образец БМП с 40-мм пушкой был передан на испытания в октябре 1988 года. В мае следующего года был представлен предсерийный образец. Первый заказ на 200 серийных машин министерство обороны Швеции выдало в 1991 году с условием начала поставок в октябре 1993 года и окончания в 1997-м. Общая стоимость контракта составила 2,9 млрд. шведских крон.
В 1993 году БМП CV90 с 40-мм автоматической пушкой, получившая обозначение CV9040, была принята на вооружение, и первые 30 машин поступили в войска. Это событие совпало с выбором нового основного танка для армии Швеции. Правда, им стал танк не шведской разработки (работы по проектированию танка «Stridsvagen 2000» министерство обороны прекратило еще в 1991 году), а германский танк «Leopard 2A5» (шведское обозначение Strv 122), выигравший тендер у российского Т-80У несмотря на то, что шведские военные в большинстве своем были за российскую машину. Как выяснилось позже, решение в пользу немецкого танка было принято шведским правительством из-за опасения смены власти в Москве после известных событий в октябре 1993 г. В 1995 году министерством обороны Швеции было принято решение заказать еще 150 БМП, доведя общую стоимость заказа до 3,7 млрд. шведских крон.
Шасси машины целиком строится на предприятиях , после чего их передают на предприятия , на которых устанавливается башня с комплексом вооружения, завершается монтаж оборудования. Поставку готовых машины армии осуществляет уже непосредственно . CV90, вошедшая в число БМП второго поколения, относится к классу «тяжелых» машин, способных более успешно и тесно взаимодействовать с танками в условиях боя, насыщенного многообразными средствами поражения, включая противотанковые.
Компоновка машины CV9040 является классической для БМП: в носовой части корпуса справа расположено МТО, слева от него – место механика-водителя, вооружение устанавливается во вращающейся башне в средней части корпуса машины, в кормовой части корпуса расположено десантное отделение. Башня смещена на 200 мм влево от продольной оси корпуса, уравновешивая тем самым правое расположение двигателя. Рабочее место наводчика расположено в башне справа, командиpa – слева. В крыше башни у каждого имеется люки, бронекрышки которых откидываются назад.
Восемь десантников сидят вдоль бортов, что обеспечивает большее свободное пространство внутри десантного отделения и удобную посадку и высадку десантников через широкую откидывающуюся вниз аппарель в корме. Кроме того, в крыше десантного отделения есть два прямоугольных люка с откидными вверх крышками.
Цельносварные из броневой стали корпус и башня имеют большие углы наклона лобовых листов. Бронирование может усиливаться дополнительными съемными элементами, обеспечивающими защиту от попадания бронебойных снарядов 20-30-мм автоматических пушек.
Ходовая часть прикрыта съемными экранами. Дополнительную защиту лобовой проекции башни дают закрепленные на ней запасные траки. Максимальная ширина башни составляет 2180 мм, общая высота с подвесным поликом – 1520 мм. В бронемаске башни установлена 40-мм автоматическая пушка L70B (40/70В) на основе ее же широко известной зенитной пушки L70 модели 1951 года. Чтобы разместить в башне пушку, ее пришлось перевернуть на 180° магазином вниз, в связи с чем стреляные гильзы выбрасываются вверх вперед через крышу башни. На дульной части пушки закреплен конический пламегаситель, противооткатные устройства укрыты коробчатым бронекожухом. Максимальный угол возвышения пушки составляет +50°, склонения -8°. Вертикальное наведение пушки и поворот башни осуществляются электроприводами, но при необходимости можно использовать и дублирующие механические ручные приводы.
Для стрельбы из пушки L70 разработала несколько типов боеприпасов:
• APFSDST – трассирующий оперенный бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном,
• PFPP – программируемый осколочный снаряд с дистанционным взрывателем,
• PFHE Мк2 – осколочно-фугасный снаряд с дистанционно-ударным взрывателем (этот и предыдущий типы боеприпасов используются для борьбы с самолетами и вертолетами),
• HET – трассирующий осколочно-фугасный снаряд,
• МРТ – многоцелевой трассирующий снаряд (используется для уничтожения наземных целей и живой силы противника),
• ТРТ – учебный трассирующий снаряд.
Корпус оперенного подкалиберного снаряда, одновременно являющийся и бронебойным сердечником, массой около 0,5 кг, выполнен из вольфрамового сплава. Он имеет большое удлинение и начальную скорость 1600 м/с. Бронепробиваемость этого снаряда составляет до 140 мм по нормали на дальности до 1,5 км.
Боекомплект пушки составляют 240 выстрелов с осколочно-фугасными и бронебойными подкалиберными трассирующими снарядами с отделяемым поддоном. Питание пушки осуществляется от трехсекционного коробчатого магазина в котором снаряжаются 24 выстрела – по восемь выстрелов в каждой секции. Перезаряжание секций может производиться в течение 20 секунд вручную из боеукладок. 48 выстрелов находятся во вращающемся барабане на полике башни, еще 168 выстрелов размещены в боеукладках в корпусе машины в боевом отделении.
Система питания позволяет быстро переключаться с одного типа выстрелов на другой. Огонь ведется одиночными выстрелами или очередями с темпом стрельбы 60 и 300 выстр./мин. Дальность эффективной стрельбы по танкам в бортовую или кормовую проекции и бронемашинам достигает 1,5–2 км, по вертолетам 3,5–4 км.
С пушкой спарен 7,62-мм пулемет Ksp m/39. Для его установки в борту башни выполнен специальный прилив. Его боекомплект составляет 2000 патронов. На одном из первых опытных вариантов башни спаренный пулемет был расположен в специальном наплыве на правой стороне башни и жестко связан с механизмом вертикального наведения орудия.
Дымовые гранатометы расположены двумя блоками по бортам башни. Первоначально блоки включали 6 стволов, но на серийных машинах установлены трехствольные гранатометы.
Автоматизированная система управления огнем (СУО) разработки включает баллистический вычислитель MYBOF, лазерный дальномер «Simrad» Nd-YAG LV-401 с дальностью действия от 200 м до 9990 м и точностью измерения ±10 м, комплект датчиков, комбинированный прицел наводчика NTAA со стабилизированной в двух плоскостях независимой линией визирования, лазерным дальномером и тепловизионным каналом. Оптический канал имеет переменное семи- и двухкратное увеличение, ночной канал – только 4,7-кратное увеличение. Головная часть прицела прикрыта бронеколпаком с откидной крышкой. Большинство функций наводчиком выполняется при помощи пульта с двумя рукоятками, на которых лежат ладони наводчика. Большим пальцем правой руки он приводит в действие лазерный дальномер, указательным пальцем этой же руки нажимает на электроспуск пулемета, а указательным пальцем левой руки – на электроспуск пушки. Часть остальных кнопок также находится вблизи ладони, что позволяет хорошо обученному наводчику работать, не отрываясь от прибора наблюдения и прицеливания. Контрольные панели системы управления огнем сгруппированы на правой стенке корпуса. С их помощью можно вручную вводить данные, необходимые для ведения огня, с одновременным контролем задаваемых параметров, которые высвечиваются на небольшом экране.
Рабочее место командира машины оборудовано командирской башенкой кругового вращения с перископами и прибором для наблюдения и прицеливания «Sopelem» M371. В горизонтальной плоскости и при 1-кратном увеличении сектор обзора одного окуляра составляет 38°, в вертикальной плоскости – 12°. При использовании двух окуляров эти значения меняются соответственно на 77° и 32°. Командир может переключить увеличение на 6-кратное, но при этом сектор обзора сужается до 10°. Производитель гарантирует надежную работу прибора в диапазоне температур от -40°С до +70°С. Для защиты глаз командира от ослепления лазерным излучением имеется специальный светофильтр. Управление основным оружием командир осуществляет при помощи джойстика, на котором имеется под большим пальцем руки кнопка выбора типа оружия (пушка или пулемет). Под указательным пальцем расположена кнопка электроспуска. Благодаря такому решению основные функции выполняются быстро и точно.
Установки для оружия десанта отсутствуют. Ведение огня десантниками из личного оружия можно осуществлять при частично открытых крышках верхних люков. Подобный подход воспринимается неоднозначно: с одной стороны, отсутствие стрелковых установок снижает плотность огня и делает десантников обычными пассажирами, с другой – повышается защищенность бортов машины.
В качестве силовой установки на CV-9040 (как и на остальных машинах этого семейства) используется дизельный двигатель с турбонаддувом и промежуточным воздушным охлаждением «SAAB Scania» DS14, развивающий максимальную мощность 555 л.с. при 2200 об./мин. Вместе с трансмиссией он образует единый моноблок. В 1988 г. на CV90 впервые испытывалась модифицированная трансмиссия типа «Cross Drive» X400-4B, производившаяся по лицензии английской (англичане использовали ее для своей БМП «Warrior»). Однако обычно устанавливались аналогичные автоматические агрегаты Х300-5, обеспечивающие движение вперед на четырех скоростях и назад на двух скоростях. В состав трансмиссии X300-5 входят гидромеханическая передача с блокирующей муфтой, планетарная коробка передач, дифференциальный механизм с гидростатической передачей, многодисковый фрикцион и две бортовые передачи.
Силовая установка и трансмиссия обеспечивают БМП CV9040 максимальную скорость движения до 70 км/ч при движении вперед и 43 км/ч при движении ходом, а с места разгоняется до 30 км/ч всего за 7 секунд. Доступ к двигателю и трансмиссии обеспечивает съемная наклонная плита, служащая одновременно и крышей МТО. Для обеспечения максимально низкого профиля машины радиатор системы охлаждения двигателя размещен справа в кормовой части корпуса, как и в немецкой БМП «Marder». Размещение отделения управления рядом с моторно-трансмиссионным отделением существенно упростило систему управления двигателем, коробкой передач и механизмами поворота. Механик-водитель изменяет направление движения при помощи штурвала, а использование в системе управления гидростатической передачи позволяет разворачивать машину с произвольными радиусами. CV9040 может разворачиваться также вокруг своей оси, что особенно важно при маневрировании в населенных пунктах, в горах и в лесу.
Основной топливный бак емкостью 525 л установлен вдоль левого борта корпуса на надгусеничной полке. Стенки бака и топливо играют роль дополнительной защиты от кумулятивных боеприпасов. В кормовой части левого борта размещены аккумуляторные батареи, а по правому борту функцию дополнительной защиты выполняют ящики для запасных частей и инструментов, радиатор и элементы выхлопной системы.
Откидывающаяся назад крышка люка механика-водителя оснащена тремя перископами для наблюдения за местностью впереди машины. Сектор обзора охватывает 158°. При необходимости центральный перископ можно заменить пассивным прибором ночного видения. В днище отделения управления за сиденьем механика-водителя предусмотрен люк для аварийного выхода из машины.
На крыше на шарнире установлены две 71-мм пусковые трубы системы «Liran» для пуска осветительных и дымовых ракет на дальность до 1300 м. Такая система подсветки местности вовсе нелишняя в условиях скандинавского севера с продолжительными ночами.
Ходовая часть CV9040 состоит из четырнадцати (по семь на каждый борт) стальных двойных опорных катков с резиновыми бандажами, двух ведущих зубчатых колес переднего расположения, двух направляющих колес заднего расположения и двух гусениц. Поддерживающих катков нет, хотя возможность их применения рассматривалась еще во время ходовых испытаний. В корме БМП находятся гидравлические механизмы натяжения гусениц.
Нажатием на соответствующую педаль механик-водитель может изменять натяжение гусениц, не покидая своего рабочего места, что значительно упростило эту трудоемкую и требующую времени процедуру. Емкости гидравлической системы находятся в кормовой части на надгусеничных полках. Одногребневая гусеница состоит из 84 траков шириной 535 мм с шагом 152 мм, соединенных замками со специальными выступами-грунтозацепами, облегчающими передвижение по болотистой местности и глубокому снегу. Благодаря большой длине опорной поверхности (около 4 м) значение удельного давления на грунт составляет 0,48-0,53 кг/см2. На внешней поверхности гусениц могут устанавливаться съемные резиновые асфальтоходные накладки.
Подвеска на БМП CV9040 индивидуальная торсионная. При этом первый, второй и седьмой узлы подвески оборудованы поворотными гидравлическими амортизаторами. Верхние верви гусениц закрыты броневыми экранами, которые являются дополнительной защитой бортов корпуса от кумулятивных боеприпасов. Небольшое удельное давление на грунт в сочетании с высокой удельной мощностью (24,1 л.с./т) обеспечивают машине высокую проходимость и подвижность даже на слабых грунтах и на заснеженной местности.
В состав стандартного оборудования машин семейства CV90 входят система защиты от оружия массового поражения, разработанная английской фирмой MDH, и система пожаротушения, расположенная в моторно-трансмиссионном отделении.
Кроме БМП CV9040, вооруженной 40-мм пушкой, созданы другие варианты боевой машины, которые отличаются оборудованием башни и стоимостью. Это позволило приспособиться к конкретным требованиям и возможностям потенциальных зарубежных заказчиков.
В варианте машины огневой поддержки внутри CV9040 предусмотрено размещение расчета, пусковой установки и ПТУР к ПТРК RBS-56 «Bill». Стрельбу из ПТРК расчет ведет с машины через люк десантного отделения или с грунта. Экипаж БМП не отвлекается на работу с ПТРК.
Легкий танк (истребитель танков) CV90120-T
В 1998 году шведская представила в Париже свою новую разработку – легкий танк (истребитель танков) Grkpbv 90120 (GranatKastarPansarBandVagn), более известный под экспортным обозначением CV90120-T, созданный на базе модифицированного шасси БМП CV90. На данное шасси была смонтирована модифицированная трехместная башня от шведского истребителя танков lkv-91, оснащенная 120-мм гладкоствольной пушкой также шведского производства. Первый прототип был построен в середине 1998 года, а уже в конце года были проведены первые стрельбы.
Первая демонстрационная модель танка оборудовалась 105-мм нарезной пушкой TML105 , однако в итоге разработчики остановили свой выбор на 120-мм гладкоствольной пушке L50 производства швейцарской и спаренном с ней 7,62-мм пулемете. Данное орудие разработано швейцарской компанией специально для установки на малоразмерные и легкие бронеобъекты. Для того чтобы снизить отдачу оно оснащается дульным тормозом. Для повышения точности стрельбы ствол орудия помещен в специальный термоизоляционный кожух. Для продувки ствола от пороховых газов после выстрела используется эжектор.
Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Основной причиной установки 120-мм пушки было стремление шведских инженеров объединить подвижность более легкой боевой машины с огневой мощью основного танка.
В кормовой части трехместной башни истребителя танков CV90120-T находится полуавтомат заряжания на 12 выстрелов. При его применении скорострельность орудия может доходить до 12–14 выстрелов в минуту. Полный боекомплект орудия состоит из 45 выстрелов, из которых 12 изначально готовы для ведения стрельбы, а еще 33 расположены на специальных стеллажах в кормовой части корпуса. Оттуда они могут быть оперативно загружены в башню через специальную кормовую дверь.
Обладая таким солидным вооружением, легкий танк CV90120-T сопоставим по огневой мощи с основным немецким боевым танком «Leopard 2», обладая при этом массой в 35 тонн и гораздо лучшей тактической и стратегической мобильностью.
Данный легкий танк обладает компоновкой с передним расположением МТО и ведущих колес, что обусловлено тем, что его шасси – это дальнейшее развитие шасси БМП CV9040. Для размещения в корме машины более тяжелой трехместной башни шасси было незначительно изменено, при этом бронирование фронтальной проекции было усилено.
Броня легкого танка во фронтальной проекции башни и корпуса обеспечивает защиту экипажа от попадания бронебойных 30-мм снарядов, а также обеспечивает противопульную защиту от пуль калибра до 12,7 мм во всех проекциях. Помимо основной брони и специальной аэрозольной системы для противодействия управляемому вооружению, наводящемуся по лазерному лучу, на танке смонтирована система активной защиты, которая для шведской армии была разработана немецкими конструкторами из совместно со шведской . Точные данные модулей данной активной системы защиты пока что не раскрываются. Известно лишь, что система состоит из ряда датчиков и системы перехвата и может использоваться как для защиты верхней, так и боковой поверхности от воздействия бронебойных снарядов и кумулятивных ракет.
Новая активная броня, по словам разработчиков, обеспечивает машине лучшую защиту от управляемых снарядов. Дополнительные бортовые экраны снижают сигнатуры машины в инфракрасном поле. Помимо этого танк получил традиционную маскировочную окраску для проведения боевых операций в городских условиях. Активная броня, по словам разработчиков, является «улучшенной системой активной защиты», которая в состоянии обнаружить, опознать и устранить угрозу на короткой дистанции.
СУО танка CV90120-T представляет собой универсальную танковую систему управления огнем производства компании SAAB, которая предусматривает также возможность стрельбы по воздушным целям. СУО состоит из трех независимых элементов. Наводчик имеет систему UTAAS, которая состоит из комбинированного (дневного/ночного) прицела со стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания и лазерного дальномера.
СУО командира получила название DNGS, она имеет практически те же возможности, что и у наводчика, при этом прицел командира может изменять увеличение в пределах 1, 5, 6 или 24 крат. Помимо этого существует еще и третья система прицеливания PLSS, которой могут пользоваться и командир, и наводчик танка. При этом командир танка может самостоятельно вести поиск целей и передавать их наводчику для дальнейшего поражения.
Все члены экипажа танка имеют информационные мониторы, объединенные общей шиной данных, что позволяет повысить оперативность действий экипажа в боевых условиях. Представители компании разработчика СУО, заявляют, что ее использование позволяет с высокой долей вероятности поражать неподвижные и подвижные цели с первого выстрела, при этом танк обладает более высокой точностью стрельбы, нежели «Leopard 2».
Экипаж легкого танка CV90120-T состоит из 4 человек – командира, наводчика, заряжающего (второй командир) и механика-водителя. Рабочее место водителя находится, как и в БМП CV9040, в передней части корпуса у левого борта, рабочие места остальных членов экипажа находятся в боевом отделении корпуса и башни танка. Командир и наводчик размещаются справа от пушки (впереди сидит наводчик, за его спиной чуть выше – командир), заряжающий находится слева от пушки.
Ходовая часть легкого танка CV90120-T по устройству аналогична ходовой части БМП CV9040.
Моторно-трансмиссионное отделение танка, так же, как и на БМП расположено спереди с правого борта. В нем устанавливается дизельный двигатель жидкостного охлаждения V-8 «Scania» DI16, развивающий максимальную мощность в 670 л.с. Трансмиссия используется та же, что и на БМП CV9040.
Боевая машина пехоты Strf 9030 (CV9030)
Эта машина является экспортным вариантом семейства БМП CV90, вооруженным 30-мм автоматической пушкой «Bushmaster II» и использующимся в вооруженных силах Норвегии под индексом CV9030N. Кроме комплекса вооружения отличается от шведской CV9040 более мощным двигателем (605 л.с.) и наличием дополнительного люка и командирской башенки для командира десанта с правой стороны кормовой части корпуса БМП. Контракт на поставку 104 БМП в Норвегию был подписан 21 апреля 1994 года. В 1996 году Норвегия в рамках контракта получила четыре предсерийных машины. Серийное производство CV9030 продолжалось с 1998 по ноябрь 2000 года.
Производство башни осуществляла норвежская Окончательную сборку машины проводила «Hagglunds Moelv AB».
Семнадцать БМП CV9030 повышенной боевой эффективности для применения на зарубежных ТВД получили обозначение 9030NF1 и используются норвежской армией в афганистане.
БМП Strf 9035 (CV9035 Mklll)
Экспортный вариант БМП CV90, вооруженный 35-мм автоматической пушкой «Bushmaster III».
Контракт на поставку Нидерландам 184 машин CV9035 Mklll был подписан в декабре 2004 года. Изготовитель машины, разработку модификации БМП CV9035 Mklll осуществила в период между 2005 и 2007 гг. Осенью 2007 года состоялась передача первого прототипа такой машины вооруженным силам Нидерландов для войсковых испытаний. Передача всей партии последовала в декабре 2008 года. БМП CV9035 Mklll принята на вооружение сухопутных войск Нидерландов в декабре 2008 года. Нидерландская является изготовителем бронебашни и осуществляет окончательную сборку БМП.
Отличительными особенностями CV9035 Mklll являются комплекс вооружения на базе бикалиберной 35/50 мм пушки «Bushmaster III», система управления огнем «Saab» UTAAS, в состав которой входит надульный программатор боеприпасов, прицельный комплекс, построенный на принципе «Hunter/killer», предполагающем наличие у командира машины и наводчика независимых друг от друга и от основного вооружения, полностью стабилизированных прицелов, с дневным и ночным каналами.
Также на шасси БМП CV90 разработаны:
• ЗСУ Lvkv 90 (LuftVärnsKanonVagn) с новой башней с 40-мм автоматической пушкой и РЛС со связанной с ней системой управления огнем;
• командно-штабная машина Stripbv 90 (StridsledningsPansarBandVagn) с сокращенным до 7,62-мм пулемета вооружением в уменьшенной башне;
• машина передовых артиллерийских наблюдателей Epbv 90 (EldledningsPansarBandVagn), схожая по конструкции с командно-штабной машиной, но оснащенная дополнительными средствами наблюдения;
• БРЭМ Bgbv 90 (BärgningsBandVagn), оснащена подъемным краном, поворотной лебедкой и другим ремонтным оборудованием.
Кроме Швеции машины семейства CV90 в различных вариантах исполнения состоят на вооружении армий следующих стран:
• Дания – поставлены 45 машин CV9035;
• Нидерланды – поставлены 184 машины CV9035;
• Норвегия – поставлены 103 машины CV9030N, кроме того, партия из 43 модернизированных БМП будет поставлена в 2013–2018 гг.;
• Финляндия – поставлены 120 машин CV9030;
• Швейцария – поставлены 186 машин CV9030;
• Эстония – в 2014 г. заказана поставка из Нидерландов 44 подержанных CV9035.
Вступайте в нашу группу «Отвага 2004»
Поделиться в социальных сетях:
Швеция
Швеция
IKV-91
В середине 1960-х годов шведская армия составила требования на истребитель танков, предназначенный для замены танка Strv 74 и самоходных пушек. Было представлено 14 проектов, и в апреле 1968 года с компанией Hagglund und Soner был заключен контракт на проектирование IKV-91 (Infanterikanonvagn — самоходное орудие поддержки пехоты). Первый опытный образец был готов в декабре 1969 года, два других — в 1970 году. Контракт на производство заключили в марте 1972 года. В 1974 году выпущены два предсерийных экземпляра. Серийное производство продолжалось с 1975 по 1978 год. Для шведской армии выпущено 210 единиц.
Серийные модификации:
IKV-91 — имеет цельносварной корпус и башню из стальной брони. Компоновка — классическая. Водитель находится слева спереди в корпусе, остальной экипаж — в башне. Интересной особенностью танка являются размещение двигателя в корме корпуса по диагонали и соединение его с трансмиссией с помощью углового редуктора. Для защиты от кумулятивных боеприпасов борта корпуса над гусеницами сделаны двойными. Движение на плаву осуществляется с помощью перемотки гусениц. Выпущено 210 танков.
IKV-91-105— модернизация с заменой 90-мм пушки Bofors на 105-мм пушку, оснащенную эжектором и теплоизоляционным чехлом. Система управления огнем модернизирована применительно к 105-мм орудию. Оно снабжено двухплоскостным стабилизатором и новыми прицелами командира и наводчика. Для компенсации возросшей массы и сохранения запаса плавучести увеличены размеры носовой части и добавлены поплавки, выполняющие роль бортовых экранов. Боевая масса 18 т. Размеры 9720x3250x2495 мм. Выпущен опытный образец.
IKV-91
Легкий танк IKV-91
Истребитель танков IKV-91 уже более двадцати лет состоит на вооружении шведской армии и показал себя достаточно надежной машиной. В отличие от советского ПТ-76 или китайского Тур 63, он не является полноценным танком-амфибией, так как требует подготовки перед переправой, имеет небольшую скорость на плаву и малый запас плавучести. Ведение огня на плаву также исключено. По мощности вооружения IKV-91 превосходит ПТ-76 и Тур 63.
Продаж за рубеж IKV-91 не имел, хотя и была разработана его специальная экспортная модификация с 105-мм пушкой. Этот танк предлагался Индии для замены ПТ-76, испытывался, но не был принят, так как успех ПТ-76 в индо-пакистанском конфликте был обусловлен именно тем, что он танк-амфибия.
Рассматривался IKV-91-105 и в США с точки зрения возможного принятия на вооружение по программе AGS, но предпочтение было отдано М8, а позже программу свернули.
В настоящее время танки IKV-91 в достаточной степени устарели и требуют или модернизации для улучшения боевых качеств, или замены новыми танками.
Вид сверху на легкий танк IKV-91
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА IKV-91
БОЕВАЯ МАССА, т: 16,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 8840, ширина — 3000, высота — 2320, клиренс — 370.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 90 мм, 1 спаренный пулемет калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет калибра 7,62 мм, 6 установок для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 59 выстрелов, 4250 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел наводчика TP-1050L с 10-кратным увеличением, лазерный дальномер Bofors и электронный баллистический вычислитель, командир имеет возможность наводить башню на цель по горизонтали.
БРОНИРОВАНИЕ: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: Volvo-Penta TD120A, 6-цилиндровый рядный дизель с вертикальным расположением цилиндров жидкостного охлаждения; мощность 330 л.с. при 2200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: Allison HT-740-D, автоматическая, 4 скорости вперед, 1 назад.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо, подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-го и 6-го опорных катков; гусеницы М70 с РМШ, ширина трака 450 мм. Движение на плаву за счет перемотки гусениц.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65 (6,5 —на воде).
ЗАПАС ХОДА, км: 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва, м — 2,8; высота стенки, м — 0,8; глубина брода, м — плавает.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.
Опытный легкий танк IKV-9I-105
Легкий танк CV90105-TML
Этот танк представляет собой совместную разработку шведской фирмы Hagglunds (шасси) и французской Giat Industries (башня и вооружение). В июне 1994 года он был впервые представлен на широкое обозрение и предлагался для продажи на экспорт.
Серийные модификации:
CV90105-TML — шасси шведской БМП CV9040 переделано для установки башни TML105 с 105-мм пушкой G2, идентичной по баллистике английской пушке L7. Шасси имеет классическую для БМП компоновку с двигателем и трансмиссией, размещенной в носовой части, слева от мотора размещен водитель, за ними башня, а сзади остается отделение, которое можно использовать для дополнительного боекомплекта или размещения десанта. Изготовлен опытный образец.
CV90120 — легкий танк на базе БМП CV9040, вооруженный 120-мм пушкой от танка IKV-91. Возможна установка как немецкой пушки фирмы Reinmetal, так и швейцарской 120-мм пушки, разработанной для танка Pz 68. Боекомплект около 50 выстрелов. Только проект.
Легкий танк CV90105-TML
CV90105
CV90120
Для сокращения расходов при создании легкого танка на базе БМП CV9040 применяется установка на нее башен, уже прошедших испытания на других бронеобъектах. Например, башня TML105 устанавливалась и прошла испытания на французском бронеавтомобиле AMX-10RC (6×6) и швейцарском MOWAG Piranha (10×10). Ее вариант со стабилизированным орудием, которое также может быть установлено на танки БМП CV9040, проходил испытания на французском броневике VEXRA (8×8). Причем и сама башня выполнена по модульному принципу и может оснащаться не только пушкой G2, но и пушками GIAT 105-мм F2 или 105-мм Rn 105-20 немецкой разработки.
Предлагаемый фирмой Hagglunds в инициативном порядке легкий танк CV90120, предназначенный для замены IKV-91, также представляет собой комбинацию уже имеющихся шасси, башни и вооружения.
В случае принятия решения о серийном изготовлении шведский легкий танк CV90120 станет самым мощно вооруженным легким танком.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА CV90105-TML
БОЕВАЯ МАССА, т: 22,50.
ЭКИПАЖ, чел.: 4 (возможна перевозка 3 — 4 пехотинцев).
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 8800, ширина — 3100, высота — 2910, клиренс — 450.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Giat G2 калибра 105 мм, 1 спаренный пулемет калибра 7,62 мм, 14 установок для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 5000 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет (возможна установка по требованию заказчика).
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: комбинированный перископический прицел наводчика со стабилизированным полем зрения (дневной и ночной тепловизионные каналы), лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель, командир имеет перископический прицел М336 и монитор с отводом от тепловизионного прицела наводчика.
БРОНИРОВАНИЕ: противопульное, как у БМП CV90, может быть усилено по требованию заказчика.
ДВИГАТЕЛЬ: Scania DSI14, дизель жидкостного охлаждения, мощность 606 л.с. при 2200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: Perkins Engines Х-300-5 автоматическая, 4 скорости вперед, 2 назад.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), обрезиненное направляющее колесо, механически связанное с последним опорным катком, подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-, 2- и 7-го опорных катков, гусеницы с РМШ, обрезиненными беговыми дорожками; траки шириной 533 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.
ЗАПАС ХОДА, км: 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва, м — 2,9; высота стенки, м —1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.
Следующий номер «Бронеколлекции»: монография «Амфибии Красной Армии»
Американский легкий танк М41 «Уокер Бульдог» в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке
Английский легкий танк «Скорпион» на выставке IDEX-2001. Абу-Даби, март 2001 г.
Шведский опытный танк CV90120, вооруженный швейцарской 120-мм пушкой CTG
Шведский легкий танк IKV-91
Легкий танк «Стингрей» (США) во время испытаний
Легкий танк М551 «Шеридан» 82-й американской воздушно- десантной дивизии. Операция «Щит пустыни», Саудовская Аравия, осень 1990 г.
Модернизированный легкий танк M41DK. Дания, конец 80-х годов
Легкий танк китайского производства Тур 63. 202-й танковый полк Вьетнамской Народной Армии, апрель 1972 г.
Легкий танк АМХ-13. Армия обороны Израиля, 1967 г.