ПТ-76 — это единственный образец легкого плавающего танка, созданный в послевоенный период. Он был принят на вооружение в 1951 г. и считается самым массовым и удачным в своем классе в истории танкостроения. Толчком к разработке этой машины явилась острая нехватка переправочных средств и отсутствие амфибийной техники на вооружении в Советской Армии. Правительству СССР было понятно, что в случае острого конфликта с Западом военные действия развернулись бы в Центральной Европе, которая отличается значительным количеством водных преград.
Танк ПТ-76 – видео
Отсутствие плавучей техники существенно замедлило бы продвижение российских войск. Именно поэтому уже к концу 40-х гг. XX в. были разработаны и приняты на вооружение различные переправочные средства, включая автомобили и транспортеры. Работы над созданием плавающего танка начались с постановления правительства, обращенного сразу к двум конструкторским бюро, которые располагались в Ленинграде и Челябинске. Параллельно стали разрабатываться «Объект 740» и плавающий бронетранспортер «Объект 750», получивший позднее индекс БТР-50. Согласно распоряжению, масса танка не должна была превышать 14 т, кроме того, предполагалось, что машина станет развивать скорость до 40 км/ч по суше и 10 км/ч на плаву и будет оснащена 76-мм пушкой. Опытная модель танка была представлена конструкторами уже весной 1950 г. По многим качествам новая машина превосходила параметры, заданные постановлением. На ней конструкторы применили ряд агрегатов и узлов, ранее не использующихся для плавающих танков: водометные движители, систему охлаждения, систему очистки воздуха с автоматическим удалением пыли, гидравлические амортизаторы.
Хорошую скорость, маневренность на воде, высокая проходимость даже по водоемам, заросшим кустарником, в полной мере обеспечивали водометные движители. При этом низкое удельное давление гусениц на грунт обеспечивало машине довольно легкое преодоление сильно заболоченных участков. Кроме того, она занимала меньше места и была проста в обслуживании. Использование гидроамортизаторов вкупе с индивидуальной торсионной подвеской благоприятным образом повлияло на плавность хода и повысило среднюю скорость движения танка, а также меткость стрельбы с ходу. На машине установили также систему защиты от ОМП и автоматическое противопожарное устройство. Танк хорошо проявил себя в форсированных маршах до 510 км.
Вооружение
Машина была принята на вооружение под индексом ПT-76, что расшифровывалось как «плавающий танк с 76-мм орудием». Помимо основного вооружения, танк оснащался пулеметом 7,62-мм СГМТ, поэтому машина была способна довольно успешно выполнять огневые задачи в разведке и при десантных операциях.
Модификации
Выпускаемые модификации ПТ-76 в большинстве своем различались только типом оружия:
ПТ-76 Модель 1 — с орудием Д-56Т. Бронебойность снаряда на 2000 м — 60 мм (броня под углом 60 градусов)
ПТ-76 Модель 2 — с орудием Д-56ТМ. Модернизирован дульный тормоз на пушке.
ПТ-76 Модель 3 — с орудием Д-56ТМ. Двухкамерный дульный тормоз на пушке.
ПТ-76Б Модель 4 — с орудием Д-56ТС. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Танк производился с 1959 по 1963 год.
ПТ-76М — экспериментальная машина на базе ПТ-76Б. Была сделана в единственном экземпляре, который провалил испытания из-за недостаточной мореходности.
Боевой модуль АУ-220М — разработан в 2000-х годах ЦНИИ «Буревестник». Модуль состоит из 57-мм автоматической пушки БМ-57 на базе зенитки С-60) и спаренный с ней пулемёт ПКТ с модернизированной системой управления огнём. Разработчики АУ-220М уже предлагают устанавливать данную установку на плавающий танк ПТ-76 в качестве основного орудия при модернизации. Впервые прототип, оснащенный боевым модулем с 57-мм автоматической пушкой, был представлен в 2013 году в Нижнем Тагиле на оборонной выставке Russian Expo Arms-2013.
Танк производился в Польше под наименованием PT-76. В поздней модификации добавлен ещё один 7,62-мм пулемёт и отдельные люки для командира и наводчика.
В Индонезии в конце 1990-х годов ПТ-76 были модернизированы, на них установили новые двигатели, трансмиссии и 90-мм пушки «Коккериль». Эти машины обозначаются в западной печати как ПТ-2000.
Средства наблюдения и связи
В небоевых условиях командир ПТ-76 может вести наблюдение за местностью, стоя в открытом люке. В бою, помимо прицела, командир имеет три перископических смотровых прибора, размещённых во вращающейся командирской башенке. Приборы установлены плотной группой и обеспечивают обзор лишь сравнительно узкого сектора. Основным из них на танках ранних выпусков являлся бинокулярный командирский ТПКУ, на ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б сменённый незначительно отличавшимся ТПКУ-2. Оба прибора имеют увеличение 5× и поле зрения 7,5° по горизонту, позволяя осуществлять наблюдение на дальности до 3000 метров и снабжены координатной сеткой для целеуказания и корректировки огня, а также дальномерной шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 м («танк»). По бокам от него размещены два призменных перископических прибора ТНП однократного увеличения.
Заряжающий для обзора местности в бою имеет лишь один поворотный перископический прибор МК-4 однократного увеличения, размещённый в крыше башни перед люком. Механик-водитель на марше ведёт наблюдение через открытый люк, в бою же для обзора местности ему служат три прибора ТНП, расположенных веером перед люком и обеспечивающие обзор лобового сектора. Для наблюдения на плаву при поднятом волноотражательном щитке на танках ранних выпусков используются перископические приборы ПЕР-17 или ПЕР-17А, позднее заменённые на ТНП-370. Для вождения танка ночью ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б оборудованы бинокулярным прибором ночного видения ТВН-2Б, устанавливающимся на место центрального ТНП. ТВН-2Б представляет собой электронно-оптический прибор, работающий за счёт подсветки фарой ФГ-100, или, на ПТ-76Б, ФГ-125 с инфракрасным светофильтром, обеспечивая механику-водителю дальность видения 50—60 м и поле зрения в 30° при однократном увеличении. Остальные члены экипажа каких-либо приборов ночного видения не имеют.
Боевое применение
ПТ-76 широко использовались в ряде вооружённых конфликтов, в том числе во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, индо-пакистанской войне 1971 года, югославской войне 1991—1995 гг., эпизодически — в ходе боевых действий в Чечне.
Война во Вьетнаме
Первое крупное столкновение вьетнамских танков с американскими состоялось 3 марта 1969 года. 4-й батальон 202-го танкового полка силами 12 танков ПТ-76 и нескольких бронетранспортёров БТР-50ПК атаковал американский лагерь Бен-Хет. Целью атаки было уничтожение позиций батареи 175-мм самоходных пушек М107. Головной ПТ-76 подорвался на мине, но его экипаж продолжал вести по противнику пушечный огонь. Остальные танки были встречены взводом М48 «Паттон» 69-го танкового полка армии США и двумя зенитными самоходками М42. Один M48 был поражён в башню снарядом ПТ-76. Другой «Паттон» ответным огнём уничтожил один танк вьетнамцев. Атака захлебнулась после потери двух ПТ-76 и одного БТР-50ПК.
ПТ-76, подбитый в сражении у лагеря спецназа Бен-Хет, Южный Вьетнам, 1969 год
Индо-пакистанская война 1965 года
С весны 1965 года участились нападения пакистанской стороны на границе, в результате Индия обратилась к Советскому Союзу для получения защиты от возможного вторжения. Первые танки ПТ-76 Индия получила в августе 1965 года. Перед началом войны Индия имела два полка таких танков, в составе около 90 штук. Первое время новые танки неизвестной конструкции индийские солдаты называли «Паттонами».
21 сентября рота “С” 7-го полка, вооружённая ПТ-76, контратаковала захваченную пакистанцами деревню Татти Джаймал Сингх. В ходе боя индийские ПТ-76 выбили пакистанцев из деревни, подбив один «Паттон», один «Шерман» и захватив 2 джипа с 106-мм орудиями M40 и 2 грузовика с боеприпасами, в свою очередь пакистанцам удалось подбить один индийский танк. Общие индийские потери в ходе войны составили около роты ПТ-76, в основном брошенных, 6 или 7 из которых было захвачено пакистанцами.
Индо-пакистанская война 1971 года
Индийские и пакистанские ПТ-76 участвовали в войне 1971 года. Индийцы задействовали на восточном фронте два полка и 2 независимых эскадрона таких танков (всего у индийцев имелось около 150 таких танков), у пакистанцев было 6-7 ПТ-76. Всего на Восточном фронте столкнулись около 150 индийских танков и 75 пакистанских. Практически все части, вооружённые ПТ-76, были сосредоточены против пакистанской группировки в Восточной Бенгалии. Плавающие танки как нельзя лучше подходили для действий в дельте Ганга.
9 декабря рота из 1-го отдельного эскадрона с гуркхскими стрелками на броне прорвалась к докам порта Чандпур. В это время по реке Мегхне в направлении Дакки двигались три речные канлодки с 450 солдатами. ПТ-76 открыли огонь. Все три канлодки были потоплены, выжило только 180 пакистанских солдат. 11 декабря эти же танки потопили ещё один пакистанский корабль, 83 пакистанских солдат было убито и 33 взято в плен.
Днём позже на другом участке фронта ПТ-76 69-го танкового полка, опять-таки с гуркской пехотой на броне, совершали обходной маневр. Пройдя 55 км по заболоченным джунглям, форсировав несколько рек, они неожиданной атакой 12 декабря заняли г. Богра. Во время штурма огнём 76-мм пушек были уничтожены танк М24 «Чаффи», два 106-мм безоткатных орудия M40 и захвачено 55 3-х тонных грузовиков.
За две недели боёв было уничтожено и повреждено 13 индийских танков ПТ-76. Пакистанцы потеряли все танки что имели в Восточном Пакистане, 66 М24 «Чаффи» и 6-7 ПТ-76. Индийские ПТ-76 внесли один из самых значительных вкладов в победу.
ПТ-76 в Камбодже
Шестидневная война
Египетские ПТ-76 участвовали в войне 1967 года. Они использовались не по назначению и без особого успеха. В результате боёв из 29 ПТ-76 всего 2 были уничтожены и 7 брошены. 7 трофейных плавающих танков были введены в строй 88-го разведывательного батальона армии Израиля. На этих машинах заменили двигатели, установили американские пулемёты и новые радиостанции.
Война Судного дня
Танки ПТ-76 участвовали с обеих сторон в войне Судного дня 1973 года. Ночью 16 октября израильские ПТ-76 начали операцию, которая стала переломным моментом в ходе войны. 7 танков и 8 БТР-50П с мотопехотой из состава 11-й резервной танковой бригады полковника Ела Гонена переправились в северной части Большого Горького озера на его западный берег и захватил плацдарм в районе станции Абу-Султан. В течение двух последующих суток израильские войска наносили удары по правофланговым частям 2-й египетской армии, тесня их к каналу. К концу 18 октября для поддержки десанта было переброшено до 200 танков. Утром 19 октября войска, находившиеся на плацдарме, перешли в решительное наступление. Его особенностью стало широкое применение танков мелкими группами (до роты с мотопехотой и ПТУР на БТР). Действуя на широком фронте, они находили слабые места в обороне египетских войск и прорывались в тыл. Лёгкие танки ПТ-76 на большой скорости выходили к позициям ЗРК и РЛС и, уничтожая их, способствовали успешным действиям авиации. К исходу 20 октября на плацдарме находились три бронетанковые и две механизированные бригады Армии обороны Израиля, которые к концу дня 21 октября расширили плацдарм по фронту до 30 км и 20 км в глубину и продолжали наступление.
История создания
Еще до Второй мировой в СССР активно разрабатывались плавающие танки. К началу войны работы по ним прекратили, так как перед конструкторами появились куда более важные задачи. К 1941 году у СССР был крупнейший в мире парк плавающих танков, однако уже в начале войны практически все они были потеряны. Да и надежность и боевые возможности этих машин оставляли желать лучшего.
После окончания войны проблему отсутствия амфибийной техники надо было решать. Особенно актуально это было потому, что в случае конфликта с Европой сражаться бы пришлось на их территориях, где очень много водных преград.
В 1949 году начались работы сразу над двумя новыми машинами: плавающим танком Объект 740 и плавающим бронетранспортером Объект 750, который позже стал БТР-50.
К весне 1950 года был завершен опытный образец плавающего танка, и его сразу же отправили на государственные испытания. Также к этому же времени был завершен аналогичный танк с другого завода – К-90.
На сравнительных испытаниях Объект 740 показал, что он гораздо проходимее К-90, и при этом превосходит выданные требования практически по всем параметрам. В итоге в 1951 году Объект 740 приняли на вооружение, назвав его ПТ-76, Плавающий Танк с 76-мм орудием.
Тактико-технические характеристики ПТ-76
Экипаж, чел.: 3 Компоновочная схема: классическая Производитель: Волгоградский тракторный завод Годы производства: 1951—1967 Количество выпущенных, шт.: 3039
Вес ПТ-76
– 14,5 тонн
Размеры ПТ-76
– Длина корпуса, мм: 6910 – Длина с пушкой вперёд, мм: 7625 – Ширина корпуса, мм: 3140 – Высота, мм: 2195 – База, мм: 4080 – Колея, мм: 2740 – Клиренс, мм: 370
Броня ПТ-76
– Тип брони: стальная катаная гомогенная высокой твёрдости – Лоб корпуса (верх), мм/град.: 10 / 80° – Лоб корпуса (середина), мм/град.: 10 / 45° – Лоб корпуса (низ), мм/град.: 10 / 45—90° – Борт корпуса (верх), мм/град.: 10 / 0° – Борт корпуса (низ), мм/град.: 8 / 0° – Корма корпуса (верх), мм/град.: 6 / 0° – Корма корпуса (середина), мм/град.: 6 / 45° – Корма корпуса (низ), мм/град.: 6 / 45—90° – Днище, мм: 5 – Крыша корпуса, мм: 6 / 85—90° – Лоб башни, мм/град.: 15 / 35° – Борт башни, мм/град.: 15 / 35° – Корма башни, мм/град.: 10 / 35° – Крыша башни, мм: 6
Вооружение ПТ-76
– Калибр и марка пушки: 76-мм Д-56Т – Тип пушки: нарезная пушка – Боекомплект пушки: 40 – Углы ВН, град.: −4…+30° – Углы ГН, град.: 360° – Дальность стрельбы, км: до 12 – Прицелы: телескопический ТШК-66 – Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМТ
Двигатель ПТ-76
– Тип двигателя: В-6 – Мощность двигателя, л. с.: 240
Скорость ПТ-76
– Скорость по шоссе, км/ч: 44 – Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25 (10,2 на плаву) – Запас хода по шоссе, км: 240—260 – Запас хода по пересечённой местности, км: 180—210 (60—70 на плаву) – Удельная мощность, л. с./т: 17,1 – Тип подвески: индивидуальная торсионная – Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,5 – Преодолеваемый подъём, град.: 38° – Преодолеваемая стенка, м: 1,1 – Преодолеваемый ров, м: 2,8 – Преодолеваемый брод, м: плавает
Конструкция
Постепенно дорабатывая конструкцию соединительной муфты коленчатых валов, удалось заметно сократить длину спарки. Блоки цилиндров доработали, особенной у второго мотора. Ему обрезали переднюю часть коленвала, сразу перед шестернёй привода распередвала. Переднюю и заднюю коренные шейки коленвалов просверлили и нарезали в отверстиях по 8-м шлицов. Коленвалы соединили шлицевой шпилькой. На передний конец заднего коленвала (извините за громоздкость описания) одевалась втулка с шестерней привода распредвала и ответным фланцем для стыковки с передним коленвалом.
Так получалось надежное и компактное соединение позволившее передать момент. Соединять распределительные валы не стали, т.к. это не дало заметной пользы. Привод помпы заднего мотора сделали от распредвала. Главной особенностью спарки стало использование единого 8-ми контактного распределителя (трамблера) от ЗИС-101. Так решили вечную проблему синхронизации оборотов двух моторов. Оба блока смонтировали на мощной и жесткой раме из швелеров, и соединили между собой кронштейнами. В итоге получился рядный 8-ми цилиндровый мотор, мощностью в 80 л/с. Главными недостатками двигателя были: длина – с сцеплением и КПП, но без радиатора, длина составляла 1,7 метра и нпониженный ресурс заднего коленвала. Но в целом, мотор работал достаточно надежно, выдавая свои 80 л/с и 31кгм крутящего момента.
Зато после модернизации моторов, мощность спарки возросла до 100 л/с, (в дальнейшем до 108л/с) и 34 кгм крутящего момента, что делало его весьма интересным для легкой бронетехники.
Плавющий танк ПТ-5 стали разрабатывать в 1938-м году, под новый мотор-спарку. Из-за высокой длины, мотор, как и на реальных Т-70/СУ-76 разместили вдоль правого борта. Трансмиссия стала развитием Т-38 и Комсомольца, сильно напоминая таковую танка Т-40, что логично.
Силовая установка, мощностью около 100 л/с обеспечивала максимальную скорость в 65-70 км/ч. Скорость ограничивалась коробкой передач от газовского грузовика, которой не хватало передач. С КПП от ЗИС-101, максимальная скорость, по расчетам, должна была достигнуть 75-80 км/ч, но по технологическим соображениям, делать такую модификацию не стали. Тем не менее, скорость получилась очень немалая, подвеска и гусеница танка Т-38 для таких скоростей не подходили: блокированные тележки имели слишком короткий динамический ход, а пружины без амортизаторов вызывали дополнительную раскачку и часто ломались. Гусеница шумела, слетала и ускоренно изнашивалась. Подвеску модернизировали: пружины заменили рессорами (они лучше работают без амортизаторов), а сами тележки также подвесили на цилиндрических пружинах. Так обеспечили большой динамический ход подвески. Кроме этого, в штоки пружин установили энергопоглощающие буферы, по типу таковых от пулемета Браунинг М1919.
В качестве гусениц использовали усовершенствованные резино-металлические от танкетки МУ-1. Две резиновые полосы усиленные стальными тросиками соединялись поперечными швеллерообразными стальными перемычкам, в которых закреплялись резиновые башмаки. Конструкция гусениц напоминает гусеницы ЗИС-42. Такая гусеница лучше подходила для высоких скоростей и обладала сравнительно хорошей долговечностью: изношенные башмаки менялись легко, цена их невысока. Опять же, шума от резиновых гусениц было меньше, чем от стальных. Единственный недостаток – гусеницы были уязвимы при обстреле. Но для танка-разведчика это посчитали не столь существенным.
Из-за размещения мотора справа, башню сместили к левому борту, место мехвода также слегка сдвинули влево от продольной оси. Корпус танка сделали довольно сложной формы, борта поставили с развалом, и кроме этого в межгусеничных пространствах были устроены понтоны, обеспечивающие дополнительную плавучесть и защиту.
На плаву танк приводился в движение традиционным винтом, с приводом от КОМ КПП. Скорость на плаву была немного выше, чем у Т-38М, за счет лучшей гидродинамики корпуса и более мощного двигателя.
В кормовой части, за герметичной 3мм перегородкой разместился большой бензобак, обеспечивавший запас хода в 300 км. Кроме этого, в качестве дополнительных баков можно было задействовать бортовые були. В задней части танка за башней был отсек, в котором можно было разместить дополнительный боезапас, ЗИП или даже одного человека. Радиостанция размещалась в корпусе, у левого борта.
Фото ПТ-76
ПТ-76М — экспериментальная машина на базе ПТ-76Б
ПТ-76 на плаву
Источник