Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ударный вертолёт Ми-24 стал первой специализированной штурмовой машиной подобного типа, разработанной в Советском Союзе. Да и в мире он уступил первенство только американскому вертолёту AH-1 “Кобра”. Сконструированный в ОКБ Миля на рубеже 60-70-х годов прошлого века, он до сих пор стоит на вооружении армейской авиации множества стран.

Обладая огромным потенциалом модернизации, вертолет не теряет боевой эффективности и по основным параметрам не уступает современным конкурентам. И именно эта машина вошла в массовое сознание, как собирательный образ советского штурмового вертолёта.

История создания и устройство “крокодила”

Первым отечественным боевым вертолётом можно считать опытный Ми-1МУ, вооружённый противотанковыми ракетами “Малютка”. В серию эта машина не пошла, зато следующий образец – транспортно-боевой Ми-4АВ, был принят на вооружение и применялся в фронтовой авиации. А в 1967 году министерство обороны СССР объявило конкурс на создание нового ударного вертолёта, в котором приняли участие Московский и Ухтомский заводы.

Проект КБ Камова представлял собой вариант противолодочной машины Ка-25. КБ Миля предложило проект В-24. Этот вертолёт, оснащённый двумя мощными двигателями ТВЗ-117, значительно превзошёл Ка-25 по максимальной скорости, не уступая по боевой нагрузке. Вооружение обоих проектов составляли пушка ГШ-23, неуправляемые ракеты и ПТУР “Фаланга”. В ходе конкурса вооружение предложили изменить: противотанковые ракеты на более совершенные, а пушку на крупнокалиберный пулемёт.

В мае 1968 года КБ Миля начало полномасштабную разработку В-24, а уже в 1969 году был готов первый опытный образец. Опытная эксплуатация машин началась в 1971 году. Ми-24 создавался в рамках концепции, которую можно назвать “летающий БМП”. Обычно геликоптеры, доставляющие пехоту на поле боя (например, американский UH-1), несли только оборонительное вооружение, а их штурмовые варианты нести десант уже не могли.

Специализированные ударные вертолёты, вроде AH-1, вообще не могли использоваться, как транспортные.

Ми-24, наоборот, обладая мощным стрелково-пушечными ракетным вооружением, имел еще и небольшую кабину десанта, рассчитанную на восемь человек.

Построена “двадцатьчетвёрка” по классической одновинтовой схеме, Вертолёт имеет два турбовальных двигателя и вспомогательную силовую установку со стартёр-генератором. Двигатели передают крутящий момент на несущий винт через трёхступенчатый главный редуктор, и на рулевой – через промежуточную трансмиссию с хвостовым редуктором. Несущий винт пятилопастной, вращающийся по часовой стрелке.

Рулевой винт – трёхлопастной, с механическим изменением шага. Пять топливных баков общим объёмом 2130 л расположены около центра масс, под полом и позади десантного отсека. Под крыльями можно подвесить дополнительный баки ёмкостью 450 л.

Кабины экипажа и десантный отсек герметизированы и оснащены кондиционером. Кабина экипажа и кресло лётчика защищены бронёй из стальных плит, лобовые стёкла бронированные. Грузовая кабина имеет четыре иллюминатора, доступ в неё осуществляется через двустворчатые двери в правом и левом бортах. Шасси убираемое, трёхопорное. Вертолёт оснащён тремя гидросистемами – основной, вспомогательной и аварийной. Подача жидкости выполняется насосами, расположенными на двигателях.

Описание основных модификаций

Первой серийной модификацией вертолёта был Ми-24А, вооружённый пулемётом А-12,7А, ПТРК “Фаланга-МВ” и блоками НАР С-5. Этот вертолёт за характерный вид кабины пилотов прозвали “Стакан” — такое название осталось уникальным для ранних Ми-24. А вот прозвище “Крокодил” впоследствии перешло на все варианты вертолёта.

Уже в 1971 году пошёл на испытания Ми-24Б с улучшенным вооружением.

Пулемёт заменили на ЯкБ-12,7 — оружие с вращающимся блоком стволов (так называемая система Гатлинга), с темпом стрельбы до 4500 выстрелов в минуту. Внедрили новую модель ракет “Фаланга”, оснащенную полуавтоматическим наведением.

Но работы быстро остановили – опыт эксплуатации вертолётов доказал, что конструкция кабины неудачна, обзор с мест экипажа плох. Так в 1972 появился Ми-24В с полностью изменённой носовой частью в которой находилась новая тандемная кабина. Однако разработка новых ПТУР “Штурм” задерживалась, и это привело к появлению переходной модели – Ми-24Д, в которой новая кабина сочеталась с комплексом вооружения от Ми-24Б.

В 1975 завершились испытания Ми-24В с новыми, сверхзвуковыми противотанковыми ракетами “Штурм”. На этой же модификации для повышения эффективности доработали рулевой винт путем переноса с правого борта на левый. В приводе использован редуктор от Ми-14, винт стал тянущим, что позволило улучшить устойчивость полета, и повысило эффективность управления.

Первый “пушечный” вариант Ми-24П пошёл в серийное производство в 1981 году. Его вооружили неподвижно установленной курсовой пушкой ГШ-2-30К калибра 30 мм. Опыт применения такого вертолёта показал недостаточную эффективность неподвижной пушки, и на модификации Ми-24ВП появилась подвижная установка с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

Существовал вариант Ми-24 для использования в качестве корректировщика — Ми-24К.

Он оснащался аэрофотоаппаратом и цифровым корректировочным комплексом. Модификация Ми-24Р предназначалась для ведения разведки на заражённых территориях и комплектовалась системой жизнеобеспечения, аппаратурой анализа, а ракетное вооружение заменили дистанционно управляемыми экскаваторами для взятия проб грунта. Такие машины применяли во время Чернобыльской катастрофы.

Ми-24ВМ впервые взлетел в 1999 году. На этот вертолёт установили стеклопластиковый несущий винт, четырёхлопастной рулевой винт, управляемые ракеты “Атака”. Шасси сделали неубирающимся, потому как убирающееся заметного преимущества так и не дало. Фирма ATE из ЮАР предложила собственную программу модернизации вертолётов.

Известные, как “Superhind” (Hind – так Ми-24 называют в странах НАТО), эти машины имеют облегчённую конструкцию, усиленную бронезащиту, может использовать вооружение, соответствующее стандартам НАТО.

Ми-24 — видео

Серийно в СССР вертолёты строились на заводе № 168 ( Ростовское Вертолётное производственное объединение, затем авиастроительная ).

На 2014 год является первым по распространённости ударным вертолётом в мире (произведено более 3500 шт.), тогда как занимающего второе место AH-64 Apache — около 2000 шт.

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полёта из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные лётные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, рулевой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Конструкция

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами.

Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортовой техник может размещаться на откидном сиденье в грузовой кабине за кабиной лётчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой кондиционирования или системой жизнеобеспечения (для вертолётов Ми-24Р), для предотвращения попадания заражённого воздуха и радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое избыточное давление.

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронированое, откидное с бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла органические, не бронированные.

Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в которой могут разместиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размещения оборудования и ниш уборки основных стоек шасси.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Вал несущего винта наклонён вправо на 2,5° благодаря чему удалось существенно уменьшить углы крена и скольжения вертолёта в полёте, неизбежные для всех винтокрылых летательных аппаратов одновинтовой схемы, и тем самым повысить точность стрельбы из неподвижного оружия.

Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает до 50 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.

Модификации

Ми-24 — Опытные машины. Кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7 (боекомплект — 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.

Ми-24 Super Hind — Глубокая модернизация Ми-24, проведённая южноафриканской фирмой ATE с участием АО «Роствертол». Установлены новые средства связи стандарта НАТО, заменена навигационная аппаратура, система управления вооружением, переработан несущий винт, изменена центровка.

Ми-24 Super Hind Mk. III — Модификация Ми-24В, проведённая южноафриканской фирмой ATE и украинским государственным предприятием «Конотопский авиаремонтный » для ВВС Алжира в 1999—2004 годах. Для ВВС Алжира было модифицировано 33 бывших украинских вертолёта.

Ми-24 Super Hind Mk. IV — Модификация Ми-24К, проведённая южноафриканской фирмой ATE и украинскими государственными предприятиями «Конотопский авиаремонтный » и «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч»» для ВВС Азербайджана в 2010—2011 годах. Вооружена ракетами «Барьер-В», в 2010 году принята на вооружение Азербайджана под обозначением Ми-24G. Для ВВС Азербайджана было модифицировано 12 вертолётов.

Ми-24А — серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.

Ми-24Б — Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолёт прошёл испытания в 1971—1972 годах.

Ми-24БМТ — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался.

Ми-24В — Самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.

Ми-24ВК-1/2/1.2 — (Экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ — Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса «холодный танк» — с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4-мя (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В — адаптированные для вертолётов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км, а также 4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» (для сравнения — ПЗРК «Игла», которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гиперзвуковая ЗУР «Сосна» — до 14 км. Тем не менее, и «Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М).

Ми-24ВК-2/ПК-2 — Модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342 и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по планёру и вооружению.

Ми-24ВМ — Модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Р-60 и «Игла-В». На 2004 год планировалось завершить ГСИ. Поставляется в войска России с 2011 года.

Ми-24ВП — Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке НППУ-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом общее количество ПТУР доведено до 12-ти, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20-ю 80-мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства Р-60 монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно, устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке. Таким образом на 1989 год Ми-24ВП был единственным вертолётом, способным к эффективной обороне от истребителей при помощи высокоманёвренных и помехозащищённых ракет с дальностью до 14 км. Для поражения дозвуковых и сильнозащищённых в/ц (вертолёты и штурмовики потенциальных противников) в комплекс ПТУР также была введена РВВ (ракета «воздух-воздух») 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным взрывателем. Для поражения лёгких и малоопасных воздушных целей — БПЛА и вертолёты-разведчики — под законцовочные АПУ для двух ПТУР «Атака» подвесили полуавтономный (но управляющийся лётчиком) 72-мм ПЗРК «Игла-С» с дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомандного наведения для ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для лётчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) и ОПС «Радуга-УН». Выпускался с 1989 года. Выпущено не более 25-30 машин (в ряде источников указывается не соответствующая действительности цифра в 179 машин). Ми-24ВП по всем параметрам — скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению превосходил своего заокеанского конкурента — AH-64A «Apache», как и его усовершенствованный вариант, когда последний ещё только разрабатывался.

Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И — Проект модернизации для вооружённых сил России, поставки для армейской авиации ВС РФ были запланированы с 2006 года, однако данные проекты модернизации строевых и поставки новых машин выполнены не были.

Ми-24В-МСБ — Украинский ремоторизованный вариант Ми-24В, оснащённый двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В производства ОАО «Мотор Сич», что позволило увеличить максимальную высоту полёта на 1500 м и повысить грузоподъёмность вертолёта на 1000 кг.

Ми-24Д — С новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 годах. Изготовлено более 600 машин.

Ми-24ДУ — Учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.

Ми-24К — Разведчик-корректировщик, с системой наблюдения «Ирис», цифровым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута» и аэрофотоаппаратом АФА-100 для перспективной съёмки в правом борту кабины.

Ми-24М — Противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.

Ми-24П — Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект — 250 снарядов. Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг.

Ми-24ПН — Модификация для выполнения боевых задач в ночное время, телевизор/тепловизионная ночная прицельная подсистема наведения. Поставляется в войска России с 2003 года. 14 вертолётов переданы в 2004 году.

Ми-24ПС — Милицейский патрульно-спасательный вертолёт. Известно два варианта. Один — на базе Ми-24П и вооружён 30-мм неподвижной пушкой ГШ-30К. Оснащён системой спутниковой связи и комплексом связи, применяемым российским спецназом. Установлена поисковая фара ФПП-7, громкоговорители и гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в носовой части фюзеляжа установлен метеолокатор. В грузовой кабине может транспортироваться штурмовая группа из шести человек. Для облегчения десантирования на фюзеляже вертолёта установлены поручни, захваты и зацепы (одновременно по канатам могут опускаться на землю четыре человека), а также бортовая лебёдка ЛПГ-4. Второй Ми-24ПС не оснащён метеолокатором и пулемётно-пушечным вооружением. Крыло меньшего размаха, под которым на пилонах крепятся два подвесных топливных бака. В носовой части фюзеляжа машины в подвижном шарообразном контейнере установлен тепловизор, служащий для поиска объектов ночью. Имеются мощные громкоговорители.

Ми-24ПУ1 — Украинская модернизация Ми-24П. Установлены модернизированные двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В-02, станция оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ, система сбора и регистрации полётной информации БУР-4-1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковая навигационная система GPS МАР-695, ультракоротковолновая радиостанция КY-196В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350. Принят на вооружение ВС Украины в 2012 году.

Ми-24Р — Вертолёт РХБ-разведки с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка уровня заражения местности). Построено 160 машин.

Ми-24РА — Вертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика.

Ми-24У — Учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине лётчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.

Ми-24ХР — Вертолёты Ми-24ХР(Р) предназначены для ведения оперативной радиохимической разведки заражённых районов, для обозначения их границ на местности и на картах. Разведка проводится, в основном, в интересах сухопутных войск. Вертолёты этого типа в количестве 1-2 машин входят в состав вертолётных полков, либо отдельных смешанных авиаполков и эскадрилий, которые во времена СССР придавались воздушным и сухопутным армиям.

Ми-25 — Экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.

Ми-35 — Экспортный вариант Ми-24В.

Ми-35ВН/ПН — Экспортный вариант Ми-24ВК-2/ПК-2.

Ми-35М — Экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся.

Ми-35П — Экспортный вариант Ми-24П

Ми-35ПМ — Версия Ми-35П с новым несущим и Х-образным рулевым винтом с лопастями из композиционных материалов.

Достоинства и слабые места

Боевая эффективность “двадцатьчетвёрок” достигалась совокупностью положительных качеств: мощным комплексом разнообразного вооружения, хорошей бронезащитой и высокой скоростью. Надёжность и неприхотливость вертолёта обусловили его популярность во всём мире, а большой потенциал для модернизаций позволяет и сейчас не устаревать.

Недостатки у “Крокодила”, конечно же, были. Но фатальных конструкторских огрехов среди них не было, а имеющиеся легко устранялись. Уже упомянутую неудачную конструкцию исходного варианта кабины исправили на Ми-24В. Недостаточная эффективность рулевого винта была побеждена на Ми-24Д.

Во время афганской войны вертолёты стали оснащать высотными двигателями.

Бронирование оценивалось, как хорошее, а живучесть повышали путем заполнения топливных баков пенополиуретаном, установкой тепловых ловушек для защиты от ПЗРК и стальной защитой магистралей гидросистемы.

Пулемёт ЯкБ в ходе войны в Афганистане зарекомендовал себя, как мощное, но чрезвычайно капризное и ненадёжное оружие. Пулемет перегревался, заклинивал, лента рвалась. А вот более поздние пушечные модификации оказались гораздо лучше. Отказы, конечно, случались, но в целом пушку полюбили и лётчики и оружейники.

“Крокодила” пытались вооружить и тяжёлыми ракетами С-24 и С-25. Оказалось, что двигатели мощных ракет своим шлейфом газов нарушают режим работы моторов вертолёта, в итоге пуски ракет доверяли только опытным лётчикам. Да и применяли такие ракеты лишь эпизодически. Вплоть до 90-х годов не удавалось решить и проблему обеспечения ночной работы.

ТТХ в сравнении с вертолётами вероятных противников

Ми-24AH-1 CobraAH-1Z ViperAH-64D
Диаметр несущего винта, м17,313,4114,614,63
Диаметр рулевого винта, м3,9082,592,972,79
Длина фюзеляжа, м17,5113,5913,8715,06
Ширина фюзеляжа, м1,70,990,99
Высота, м3,94,94,374,95
Максимальная взлётная масса, кг11 5004535840910 400
Силовая установкаТВ3-117В (ВМА)T53-L-703T700-GE-401CT700-GE-701D
Мощность двигателя, л.с.2 х 25001 х 16902 × 17232 х 2000
Экипаж, чел2-3 (до 8 десантников)222
Максимальная скорость в горизонтальном полёте, км/ч335315287265
Дальность полёта практическая, км450510680480
Практический потолок, м4950372059006100
Стрелково-пушечное вооружение12.7 мм пулемёт (Ми-24А-Д), 30 мм пушка (Ми-24П), 23 мм пушка (Ми-24ВП-ВМ)7.62 мм пулемёт, 40 мм гранатомёт.20 мм пушка30 мм пушка
Ракетное вооружениеНАР С-5, С-8, С-13, С-24. ПТУР “Фаланга”, “Штурм-В”, “Атака-М”, “Гермес-А”70 мм НАР70 мм НАР Hydra, ПТУР Hellfire70 мм НАР Hydra, ПТУР Hellfire

Кабина Ми-24


Внутри грузовой кабины Ми-24

Похожее

Ми-28Н Ночной охотник Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-8 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Ка-52 Аллигатор Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-26 Двигатели. Размеры. Грузоподъемность. История. Дальность полета

Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет AH-64 Апач Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-50 Чёрная акула Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-6 Грузоподъемность. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-2 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Белл UH-1 Ирокез Вооружение. Скорость. Размеры. Двигатель

Вертолет Ми-12 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ми-4 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-27 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-26 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-62 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-14 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Як-24 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ми-1 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-38 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ми-34 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-29 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет В-7 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-60 Касатка Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-25 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-10 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-8 Иркутянин Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-118 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-22 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-18 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-126 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-15 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-31 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-37 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Применение в боях

Когда американцы создавали свою “Кобру”, вовсю шла война во Вьетнаме, так что конструкторы заранее знали, на какой театр военных действий их машина отправится, и с чем там столкнётся. А вот Ми-24 проектировался не для тех войн, в которых ему пришлось участвовать. Первыми конфликтами для “крокодилов” стали война за Огаден, где они наносили удары по сомалийским силам, и война Ливии с Чадом.

С января 1980 года “двадцатьчетвёрки” начали применяться в Афганистане. Именно эта война стала тем полигоном, где отрабатывалась тактика применения ударных вертолётов и совершенствовалось его вооружение.

Первоначально Ми-24 казался не очень приспособленным для местных условий, его считали слишком тяжёлым и недостаточно маневренным. Однако с течением времени “универсальные” Ми-8 для выполнения ударных задач стали применяться всё реже, а вот Ми-24 – всё чаще. По транспортному назначению “крокодил” почти не применялся. С десантом на борту маневренность падала ещё сильнее, а сама кабина была слишком тесной.

В Афганистане отработали следующую тактику применения: пускались неуправляемые ракеты, за ними следовал огонь из пулемёта или пушки, и, наконец, сбрасывались бомбы.

НАР С-5 калибра 57 мм постепенно заменили более мощными С-8 калибра.

Некоторое количество Ми-24 оставалось в ВВС Афганистана после вывода советских войск. Там они воевали на стороне правительственных войск, а затем принимали участие в новом витке гражданской войны и появились уже и у противников режима.

После развала СССР Ми-24 применялись в Нагорном Карабахе, причём обеими сторонами. Российские “двадцатьчетвёрки” активно использовались в ходе войны в Чечне. Ирано-иракская война интересна тем, что в её ходе Ми-24 неоднократно применялись для воздушных боёв. При выполнении таких “непрофильные” заданий иракским вертолётам удавалось сбивать даже истребители.

Впрочем, чаще всего схватки проходили между вертолётами. Противником “двадцатьчетвёрок” выступала “Кобра”, тоже слабо (если не хуже) приспособленная для воздушных боёв. Исход таких схваток определялся обычно уровнем подготовки лётчиков, но список побед машин Миля в итоге оказался длиннее.

Воевали Ми-24 в Анголе, в Индокитае расстреливали лагеря “красных кхмеров”, в Перу помогали бороться наркомафией. А в ходе войны в Сьерра-Леоне в 90е годы Ми-24 имелись в распоряжении ЧВК “ExecutiveOutcomes”.

В ходе гражданской войны в Сирии Ми-24 применяются как ВВС Сирии, так и российской авиацией.

К сожалению, именно Ми-24 (конкретно Ми-35М, экспортный вариант Ми-24) стал первым вертолётом, потерянным Россией в этом конфликте.

Ветолёт ЭГ ОКБ Яковлева

Крис Джонс

Сюрпризом стал выпуск модели вертолёта ЭГ КБ Яковлева PROP & JET [#72202]

. Этот набор очень сильно отличается от, вобщем-то базового комплекта, модели от UNICRAFT того же вертолёта. В комплекте около 50 хорошо отлитых деталей из серой смолы, две плёнки приборных панелей и два комплекта вакуумформованного остекления (один запасной). Детали остекления с проработанными панельными линиями изготовлены так же хорошо, как и детали из смолы.

Комплект включает в себя чудный пятицилиндровый двигатель и сопутствующие ему детали, которых, к сожалению, будет почти не видно. Отливки лопастей и втулок винтов сделаны таким образом, что можно избежать утомительной процедуры сверления и штифтования соединений, так часто необходимой при сборке моделей из смолы. Некоторые ручки управления и другие детали надо будет изготовить самостоятельно из тянутых литников или других подходящих материалов. Инструкция состоит из девяти диаграмм. Будьте внимательны: номера деталей двигателя на центральной диаграмме не соответствуют номерам этих деталей на литниках.

Редакция выражает благодарность
Антону Цюпке
и
Мусе Закорееву
за предоставленную модель.

Разное

Первые макеты Ми-24 (тогда ещё В-24) были окрашены традиционно для советских вертолётов – однотонный тёмно-зелёный цвет и светло-голубой из фюзеляжа. Но уже опытный образец в 1969 году имел двухцветный деформирующий камуфляж.

В 1984 году для съёмок фильма “Красный рассвет” были изготовлены “фальшивые” Ми-24. На французские вертолёты “Пума” установили макеты крыльев с блоками НАР, а нос закрыли обтекателем из тонированного стекла.

В целом получилась довольно сносная имитация ранних “двадцатьчетвёрок”, но обтекатель слишком сильно ухудшал обзор пилотов. В результате, когда те же вертолёты в той же роли появились в фильмах “Рэмбо-2” и “Рэмбо-3”, от их грима остались только крылья с ракетными установками. И сходство с Ми-24 было совершенно утеряно.

В менее известных боевиках, например, в “Красном скорпионе”, роль Ми-24 исполнял S-62, которому декоративные крылья с блоками НАР не обеспечивали даже минимального сходства с “Крокодилом”. А вот в фильме “Огненный лис” использовали не настоящие вертолёты, а радиоуправляемые модели — зато достоверно передающие облик ранних “Стаканов”.

Уже более трёх десятилетий “крокодилы” воюют в разных уголках земного шара.

Когда-то они предназначались для переброски в тыл противника десантно-штурмовых подразделений, поддерживая их огнём. А в итоге им пришлось даже участвовать в воздушных боях, которые раньше считались надуманным сценарием, малоосуществимым в реальности. И “двадцатьчетвёрка” выдержала все испытания с честью, её репутация “классического” ударного вертолёта полностью заслужена.

Возможно Ми-24 не был самым лучшим вертолётом в своём классе. Но результативность его боевого применения, популярность среди пилотов и у заказчиков говорят сами за себя – это выдающаяся боевая машина, грозный враг и достойный соперник.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]