Вертолет Ми-34 был разработан как учебная и спортивная машина, а также для замены старых моделей вертолетов, которые выполняли эти функции. Это в основном были вертолеты Ми-1 и Ми-2. Проект нового вертолета был составлен в Москве на легендарном вертолетном заводе имени Миля. Изготовление данного аппарата планировалось на Закарпатском заводе, где было настроено все производство и установлена соответствующая аппаратура. Но из-за распада СССР там был изготовлен только один вертолет Ми-34, который был передан в конструкторское бюро Миля. После закрытия выпуска в Закарпатье вертолеты этой модели начали изготовлять в Арсеньевске. Первый опытный полет Ми-34 осуществил осенью 1986 года.
Основной задачей вертолета является перевозка почты, обучение пилотов, деловые поездки, патрулирование, а также его можно использовать как санитарный пункт.
Описание вертолета Ми-34
Первоначальная модель вертолета была оснащена силовой установкой модели М-14 от вертолета Ка-26, которая имела мощность в 242 кВт. Данная модель двигателя широко использовалась на спортивных самолетах. При разработке и изготовления нового вертолета были использованы самые новые и качественные детали и материалы, более простые конструкции, которые только улучшили характеристику машины. За счет использования более простого шасси, а именно лыжного типа, вертолет стал более практичным и получил лучшие летные характеристики.
Для того чтобы вертолет эффективно выполнял свои задачи, конструкторы продумали и рассчитали большие перегрузки, которые он может выдерживать. Именно эти характеристики позволяют вертолету Ми-34 выполнять разнообразные фигуры высшего пилотажа.
Вертолет Ми-34 можно использовать как спортивную машину и выступать на международных соревнованиях. На сегодняшний день эта машина выполняет полеты на точность и навигацию, достаточно сложные спортивные фигуры в воздухе. Во время испытаний этот аппарат смог выполнить такие тяжелые фигуры пилотажа, как «бочка», а также «петля Нестерова». До этого ни один советский вертолет не мог выполнить эти задачи.
Второй прототип данной модели вертолета был готов в 1987 году. Тогда же Ми-34 был представлен на Парижском салоне авиации и космонавтики, а в дальнейшем и на многих выставках мира, где демонстрировал свои великолепные летные характеристики.
В процессе дальнейших модернизаций вертолет Ми-34 получил более широкие возможности. Этот аппарат использовали как пассажирский и грузовой. Также он служил патрульной воздушной машиной и выполнял задания связного пункта.
начал разрабатываться в качестве легкого учебно-спортивного вертолета для замены использовавшихся для этих целей вертолетов
Ми-1
и
Ми-2
. В качестве силовой установки на вертолете первоначально было решено использовать имеющийся поршневой двигатель М-14В-26 конструкции И.М. Веденеева взлетной мощностью 242кВт, применяющийся на вертолетах
Ка-26
, учитывая также то, что двигатели М-14 широко применяются на использующихся в ДОСААФ спортивных самолетах. Использование при разработке
Ми-34
последних технических достижений, новых материалов в конструкции фюзеляжа, несущего винта и трансмиссии, а также более простых конструктивных решений, например лыжного шасси, позволило получить простой по конструкции и удобный в эксплуатации вертолет с высокими летными характеристиками. При проектировании вертолета были заложены высокие, расчетные перегрузки — от 2.5g до -0.5g, что обеспечивало выполнение сложных фигур высшего пилотажа и позволяло использовать вертолет для выполнения спортивных упражнений по программам международных соревнований, включая полеты на точность пилотирования и навигации и вертолетный слалом.
Первый опытный вертолет Ми-34
совершил первый полет в ноябре 1986 года (летчик-испытатель Б.В. Савинов, позже погиб при испытаниях вертолета
Ми-34
), во время испытаний на вертолете
Ми-34
было продемонстрировано выполнение таких фигур высшего пилотажа, как «бочка» и «петля Нестерова», впервые для наших вертолетов. В 1987 году была завершена постройка второго опытного вертолета; в 1987 году вертолет
Ми-34
впервые был показан на Парижском авиационно-космическом салоне, а затем на многих других международных выставках, демонстрируя высокие летные характеристики.
В процессе разработки вертолета Ми-34
были расширены возможности его использования как многоцелевого вертолета для пассажирских и грузовых перевозок, а также в качестве связного и патрульного вертолета. Разработан ряд вариантов вертолета:
- Ми-34 ВАЗ — с двумя роторно-поршневыми двигателями ВA3-430мощностью по 162кВт, обладающий лучшими высотными характеристиками и большими грузоподъемностью и дальностью полета. Планировалось, что вертолет Ми-34 ВАЗ
совершит первый полет в 1993 году, однако из-за задержки в создании двигателей затянулось и создание вертолета. На выставке МАКС-95 демонстрировался макет вертолета
Ми-34
с американским ГТД Аллисон-250; - Ми-34М — усовершенствованный военный вариант вертолета Ми-34 ВАЗ
с такими же двигателями; предполагалось использование для целеуказания и разведки;
- Ми-34 — патрульный для милиции, с осветительной фарой и громкоговорителями; впервые демонстрировался на МАКС-95 и на 27-м Европейском вертолетном форуме в Санкт-Петербурге.
Начато производство вертолетов малой серией на Арсеньевском авиационном заводе с последующей их доводкой на МВЗ.
КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, с одним ПД (или двумя РПД) и лыжным шасси.
Фюзеляж каркасной конструкции из алюминиевых сплавов с широким применением КМ плавно переходит в коническую хвостовую балку с кожухом сверху для вала рулевого винта, с левой стороны на конце хвостовой балки установлено стреловидное вертикальное оперение с Т-образно расположенным горизонтальным оперением прямоугольной формы в плане.
В кабине с большой площадью остекления спереди размещаются сиденья для летчиков с двойным управлением, за ними общее сиденье для двух пассажиров, при одном летчике в кабине размещаются три пассажира. По бокам кабины имеются по две двери.
Шасси неубирающееся, лыжное, на нижнем конце вертикального оперения имеется предохранительная опора. Колея лыж шасси 2.06м.
Несущий винт четырехлопастный, с упругим креплением лопастей. Втулка имеет горизонтальные и осевые шарниры и упругие элементы, обеспечивающие перемещение лопастей в плоскости вращения. Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлены из стеклопластика, усиленного волокнами углерода; хорда лопасти 0.22м, профиль NACA 230.
Рулевой винт диаметром 1.98м, двухлопастный, толкающий, с общим горизонтальным шарниром. Лопасти прямоугольной формы в плане, с хордой 0.1м, изготовлены из стеклопластика.
Силовая установка вертолета Ми-34
состоит из одного звездообразного девятицилиндрового поршневого двигателя воздушного охлаждения М-14Б-26, установленного в центральной части фюзеляжа, снабженного вентилятором и редуктором. Двигатель обладает хорошей приемистостью и невосприимчивостью к попаданию выхлопных газов в воздухозаборник, что очень важно при выполнении фигур высшего пилотажа.
Топливная система включает один легкий бак емкостью 160л в центральной части фюзеляжа под двигателем и рассчитана на работу при полете в перевернутом положении.
Система управления вертолетом механическая, управление в кабине двойное, органы управления для левого летчика могут быть удалены.
Оборудование состоит из УКВ-радиостанции, автоматического радиокомпаса, радиовысотомера, авиагоризонта.
Е.И.Ружицкий «Вертолеты», 1997
Вертолет разработан Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля в инициативном порядке и предназначен для использования как в вооруженных силах (для разведки и наблюдения, патрулирования и поддержания связи между штабами), так и в народном хозяйстве, где он должен занять место морально устаревших машин Ми-2
и
Ка-26
.
Первый полет опытного образца вертолета состоялся в ноябре 1986 года. После длительных испытаний малосерийный выпуск Ми-34
освоен на Арсеньевском механическом заводе. Производственные возможности завода позволяют выпускать 100-150 машин этого типа в год.
Ми-34
спроектирован по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами и с легким полозковым шасси. Цельнометаллический фюзеляж разделен на кабины экипажа и пассажиров, двигательный и приборный отсеки. В целях облегчения вертолета ряд люков и капотов выполнены из композиционных материалов. Композиционные материалы используются также в конструкциях киля, стабилизатора и несущего и рулевого винтов.
Двухместная кабина экипажа обеспечивает хороший обзор через имеющее большую площадь лобовое и боковое остекление. В кабине установлено сдвоенное управление, что позволяет использовать вертолет для обучения пилотов. При выполнении коммерческих полетов на месте второго пилота может быть размещен пассажир. Еще два пассажира могут занять места в кабине пассажиров. Для доступа в каждую из кабин по обе стороны фюзеляжа имеется по одной двери.
На основной модификации вертолета предусматривается использовать в качестве силовой установки поршневой девятицилиндровый двигатель М-14В-26В мощностью 242кВт. Этот надежный двигатель хорошо освоен промышленностью и широко использовался на легкомоторных самолетах. При расходе топлива 47л на 100км емкость установленного под двигателем топливного бака (160л) достаточна для полета на дальность более 300км.
Вертолет оснащен четырехлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов изготовлены из композиционных материалов и имеют прямоугольную форму в плане. Выбор четырехлопастного винта для вертолета взлетной массой всего 1450кг обусловлен прежде всего стремлением обеспечить хорошую управляемость вертолета, снизить уровень вибрации и шумов по сравнению с двухлопастными и сдвинуть спектр вибраций в более высокую и соответственно более безопасную с медицинской точки зрения область частот. Выполненные из композиционных материалов лопасти обладают повышенным ресурсом и сохраняют работоспособность при простреле их пулями. Конструкция вертолета в целом позволяет совершать маневры с перегрузкой более трех «g» и выполнять все фигуры высшего пилотажа, включая «петлю Нестерова» и «бочку».
По сравнению с большинством вертолетов своего класса, Ми-34
имеет гораздо более разнообразное и совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав этого оборудования входят автоматический радиокомпас АРК-22, магнитный компас Ки-13К, авиагоризонт АГР-29, курсовая система «Гребень-1», радиовысотомер А-037, высотомер ВМ-15ПВ, вариометр ВАР-30МК и указатель скорости УС-350. На вертолете может быть установлена также аппаратура спутниковой системы навигации фирмы Allied Signal.
Кроме базовой модели вертолета с двигателем М-14В-26В разработаны несколько его модификаций:
- Ми-34А
— вертолет с газотурбинным двигателем
Allison 250-C20R
; - Ми-34ВАЗ
— вертолет с двумя производимыми Волжским автозаводом роторно-поршнсвыми двигателями
РПД-430ВАЗ
(типа «Ванкель»). При суммарной мощности двигателей
325кВт
вертолет с четырьмя пассажирами на борту развивает скорость до
180км/ч
. Расход автомобильного бензина составляет 25л на 100км; - Ми-34М
— военная модификация, представляющая собой вариант
Ми-34ВАЗ
со специальным оборудованием для целеуказания и разведки. Первый испытательный полет вертолет
Ми-34М
совершил в 1993 году. - Ми-34П
— патрульный вертолет для контроля дорожного движения. Вертолет оборудован мощной фарой и громкоговорителем. Для выполнения патрульных полетов ночью предусмотрена возможность установки тепловизора израильской фирмы
Elbit
; - Ми-34С
— модификация, прошедшая государственные, сертификационные и эксплуатационные испытания и имеющая сертификаты типа вертолета, типа двигателя и сертификат типа по шуму на местности, выданные Авиарегистром Межгосударственного комитета.
Все перечисленные модификации не имеют вооружения. однако, как показывает опыт мирового вертолетостроения, практически на каждом вертолете можно смонтировать съемные консоли для размещения подвесного вооружения и установить соответствующие прицельные приборы.
В.Н.Шунков «Боевые вертолеты», 1999
Технические данные Ми-34
Силовая установка: 1 x 9-цилиндровый звездообразный ПД Веденеева М-14В26
мощностью
242кВт
, диаметр несущего винта:
10.0м
, длина фюзеляжа:
8.71м
, взлетный вес:
1350кг
, вес пустого:
800кг
, запас топлива:
120кг
, максимальная скорость:
210км/ч
, крейсерская скорость:
180км/ч
, скороподъемность:
9.15м/с
, динамический потолок:
4500м
, статический потолок:
1500м
, дальность полета с нагрузкой 90кг:
450км
Конструкция многоцелевого вертолета Ми-34
Вертолет имеет конструкцию стандартного одновинтового вертолета с использованием хвостового рулевого винта. Шасси имеет упрощенную конструкцию и представлено лыжами.
Корпус изготовлен из сплава алюминия, где широко используется КМ, после чего конструкция переходит в хвостовую балку, на которой расположен кожух для хвостового винта. Хвостовая балка оснащена с левой стороны стреловидным оперением. Кабина пилотов имеет большую площадь остекления, что дает больший обзор при маневрах. Управление вертолетом могут осуществлять как двое, так и один пилот, управление дублировано для обоих летчиков. Позади пилотов размещены еще два кресла для пассажиров. С каждой стороны кабины имеются две двери.
Несущий винт представлен четырехлопастной системой, причем лопасти крепятся упруго. Втулка и шарниры обеспечивают надежное и упругое вращение винта в горизонтальной плоскости. Лопасти главного винта имеют прямоугольную форму и изготовлены из стеклопластика, который усилен углеродным волокном. Рулевой винт машины имеет диаметр в 1,98 метра. Он состоит из двух лопастей, которые имеют толкающую функцию и тоже изготовлены из стеклопластика.
Вертолет Ми-34 оснащен девятицилиндровой силовой установкой, которая имеет воздушное охлаждение. Двигатель установлен посредине корпуса вертолета, оснащен редуктором и охладительным вентилятором. Силовая установка обладает высокой приемистостью и нечувствительна к попаданию выхлопов в воздухозаборник. Последняя характеристика очень важна для вертолетов, которые выполняют очень сложные маневры или спортивные фигуры.
Бак вертолета имеет небольшой объем, всего 160 литров. Он расположен в центральной части корпуса машины, может обеспечивать двигатель топливом даже в перевернутом положении. Вся система управления полностью механическая и имеет дублированную систему для двоих пилотов. В случае ненадобности управление для левого пилота может быть демонтировано. Кабина пилотов имеет современное оборудование, которое представлено высотомером, радиостанцией, авиагоризонтом и радиокомпасом.
Технические характеристики
- Длина — 8851
- Высота — 2750
- Диаметр несущего винта — 10м
- Масса — 1137 кг
- Экипаж — 1-2
- Количество пассажиров — 2-3
- Максимальная взлетная масса — 1450 кг
- В качестве силовой установки используется двигатель 1 x ПД М-14В26В, мощностью 1 х 325 л. с.
- Максимальная скорость — 200 км/ч
- Крейсерская скорость — 155 км/ч
- Практическая дальность — 349 км
- Практический/Статический потолок — 900м / 4000м
- Максимальная перегоночная дальность — 700 км.
Модификации вертолета Ми-34
Наиболее успешной модификацией можно считать модель Ми-34 ВАЗ, которая оснащена двумя поршневыми двигателями, которые имеют мощность в 430 лошадиных сил. Такая силовая установка предоставляет машине большую грузоподъемность и обеспечивает значительную дальность полета.
В планах конструкторов было изготовление этой модели в 93 году. К сожалению, произошла задержка разработки, и впервые эта модификация была представлена в 95 году на выставке. Конструкторы также изготовили и военную машину под названием Ми-34М, которая должна выполнять разведку.
Для нужд милиции был изготовлен вертолет, который способен проводить патрулирование. Для этой задачи он был оснащен прожектором и громкоговорителем. Кроме всех этих моделей, существует вертолет, который оснащен газотурбинной силовой установкой модели Allison 250. Все модификации вертолета Ми-34 не имеют никакого вооружения. Но практика использования похожих машин показывает, что их можно укомплектовать различным оружием и прицельным оборудованием.
Эксплуатанты
По состоянию на 27 февраля 2013 года
[1]
- Россия Россия
- ОКБ М. Л. Миля — 2 опытных вертолёта модификации Ми-34С1.
- Румыния Румыния
- 2 вертолёта Ми-34С, зарегистрированные на частные лица.
- Новая Зеландия Новая Зеландия
- Неназываемая новозеландская компания приобрела в 2013 году шесть вертолётов Ми-34С из наличия ВВС Нигерии. Все поставлены в декабре 2013 года. Из них четыре проходят ремонт на предприятии авиаремонтной компании Heli Maintenance, один был разобран на запчасти, а судьба ещё одного повреждённого вертолёта не определенаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2107 дней
]
Бывшие эксплуатанты
- Россия Россия
- Главное управление внутренних дел Москвы — 2 Ми-34
- Башкирские авиалинии — 5 Ми-34С
- Казахстан Казахстан
- Авиаслужба ГУВД Алматы — в 2003 году 2 вертолёта Ми-34С были куплены для авиаслужбы ГУВД Алматы, но из-за слабой мощности двигателей и, вследствие этого, малой высотности вертолётов, эксплуатация была прекращена[11].
- Нигерия Нигерия
- ВВС Нигерии — всего в Нигерию в 2001—2002 годах было поставлено 9 вертолётов Ми-34С, которые планировалось использовать в качестве учебных машин для пилотов, летающих на Ми-35П. Но в ходе эксплуатации обнаружился низкий ресурс редуктора несущего винта (300 часов вместо заявленных при продаже 1,5 тысячи) и по выработке ресурса эксплуатация была прекращена[12].
- Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина
- ВВС Боснии и Герцеговины — 1 Ми-34, приобретённый для обучения пилотов в конце 90-х годов.
Спортивные достижения Ми-34
Впервые в истории российской вертолетной авиации наша команда приняла участие в международных спортивных состязаниях летом 2007 года. Основным спонсором стала . По итогам этих состязаний мы смогли занять призовые места в чемпионатах таких стран, как Италия, Англия и Франция.
Вертолет Ми-34 изначальнобыл спроектирован по заказу ДОСААФ и Министерства обороны для для занятий вертолетного спорта и обучения летчиков. Вариация Ми-34С1 имеет более 100 доработок в сравнении с предшественником – Ми-34С.
Новый современный вертолет Ми-34С1 имееет самые высокие мировые стандарты маневренности, безопасности, удобства обслуживания, комфорта пилота и уровня расходов по эксплуатации. Эксплуатационные и летно-технические характеристики вертолета Ми-34С1 дают ему возможность эффективно работать как вертолет начального обучения и увеличения летного мастерства, для частных и корпоративных перевозок, всех типов мониторинга (в том числе наблюдение за пожароопасными районами, выполнение полицейских функций и мониторинг газо и нефтепроводов), использования в сельхозавиации, обучения гражданских пилотов, использования в тушении пожаров, а также – применение как спортивный вертолет.
Ми-34С1 фото
Основные функции вертолета:
- Обучение
- Транспорт
- Сельское хозяйство
- Мониторинг (в том числе, мониторинг трубопроводов и полицейские функции )
- Спорт
- Пожаротушение
Ми-34С1 фото
Описание конструкции
Ми-34 – одновинтовой вертолет, имеющий четырехлопастные несущие и двухлопастные рулевые винты. Такая конструкция обеспечивает отличную управляемость воздушной машиной, снижает уровень шумов и вибрации, по сравнению с двухлопастным устройством.
Во время создания Ми-34 разработчики пошли по пути упрощения конструкции и применения качественных материалов. В результате машина была спроектирована с учетом выдержки больших перегрузок на конструкцию вертолета. Благодаря этим качествам машина получила возможность участия в спортивных соревнованиях. Ми-34 – первая модель в истории российского вертолетостроения, которой удалось сделать такие элементы серии высшего пилотажа, как «петля Нестерова», «бочка». Модель принимала участие в большом количестве спортивных соревнований, где показывало хорошие результаты.
Читайте Лучший в своём классе многоцелевой вертолёт Ми-38
В качестве шасси используются полозья. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, имеет разделение на кабину пилотов и пассажирский отсек. По бокам фюзеляжа находятся две двери. Отличный обзор для экипажа обеспечивает большая площадь стеклянной передней части Ми-34. Помимо металла в корпусе вертолета есть композитные материалы, значительно облегчающие вес: Ми-34 весит всего 1450 кг. Из них выполнены люки и капоты, детали киля и стабилизатора, рулевого и несущего винта.
Управление вертолетом двойное. Всего Ми-34 может принять на борт четырех человек. Машина неприхотлива в обслуживании и удобна в эксплуатации. Для взлета и посадки его «устроят» бетонные и грунтовые площадки.
Примечания
- ↑ 12
[russianplanes.net/planelist/Mil/Mi-34 Реестр вертолётов типа Миль Ми-34]. russianplanes.net. Проверено 3 февраля 2013. [www.webcitation.org/6EMAZoFOR Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013]. - А. Россихин, Н. Безкоровайный, А. Гусева.
[www.aviajournal.com/arhiv/1999/1099/st3b_1099.html Какие вертолёты необходимы Украине?]. Авиация общего назначения (октябрь 1999). Проверено 8 мая 2014. [www.webcitation.org/6PPl8S1Hn Архивировано из первоисточника 8 мая 2014]. - [www.dsnews.ua/politics/art37033 К взлету готов! Единственный в стране государственный производитель вертолётов встал на путь банкротства]. DsNews (1 сентября 2008). Проверено 8 мая 2014. [www.webcitation.org/6PPlHIZia Архивировано из первоисточника 8 мая 2014].
- ↑ 12
[interfax.ru/news.asp?id=178270 Лётные испытания вертолёта Ми-34С1 начнутся летом этого года] (рус.) - [interfax.ru/news.asp?id=180275 Российский вертолёт Ми-34С1 представлен в США] (рус.)
- [www.russianhelicopters.aero/ru/press/publications/3285.html Минпромторговли решило объединить КБ «Камов» и КБ «Миль»], Вертолёты России, 27.09.2012
- Игорь Лот.
[www.mosoblpress.ru/mass_media/3/126/item96404/ Исчезновение проекта МИ-34]. Агентство Новостей Подмосковья. Проверено 5 февраля 2014. [www.webcitation.org/6N9nykRFG Архивировано из первоисточника 5 февраля 2014]. - Ирина Иванова
[www.helicopter.su/assets/files/zhurnal/07/0708.pdf Русский «Отшельник» осваивает Европу] // Вертолётная индустрия : журнал. — 2007. — № 8. — С. 4-8. [www.webcitation.org/6EHsIybzx Архивировано] из первоисточника 8 февраля 2013. - [www.take-off.ru/pdf/03_2008.pdf Ми-34 — теперь без пилота] // Взлёт : журнал. — 2008. — № 3. — С. 5. — ISSN [www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=1819-1754&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 1819-1754]. [www.webcitation.org/6EHqMxf6M Архивировано] из первоисточника 8 февраля 2013.
- [aviadocs.net/RLE/Mi-34S/CD1/RLYE/Mi-34S_RLYE.pdf Ми-34С. Руководство по лётной эксплуатации]. Проверено 9 февраля 2013. [www.webcitation.org/6EMAavyzN Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013].
- Елена Яфязова.
[wap.gazeta.kz/article/71988/ От винта!]. Gazeta.kz. Проверено 27 февраля 2013. [www.webcitation.org/6F0WKc9W5 Архивировано из первоисточника 10 марта 2013]. - [ria.ru/defense_safety/20110726/407432949.html ВВС Нигерии решили продать российские вертолёты Ми-34]. РИА Новости (26 июля 2011). Проверено 27 февраля 2013. [www.webcitation.org/6F0WLI5OA Архивировано из первоисточника 10 марта 2013].
- [russianplanes.net/reginfo/41799 Карточка ЛА]. russianplanes.net. Проверено 14 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ESBfDVIj Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
- [index.hu/bulvar/gep0713/ Csak a farokrészét tudták kiemelni a Dunába zuhant gépnek] (венг.). Index.hu (13 июля 2008). Проверено 14 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ESGG4Et9 Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].