Главная » Книги по истории танков » Юрий Пашолок. СУ-76М — финальная версия
Книги по истории танков
boroda 17.05.2019 1477
16
в Избранноев Избранномиз Избранного 9
8 июля 1943 года на вооружение Красной армии была принята лёгкая самоходная установка СУ-76М (СУ-15М). По массовости она стала второй после Т-34/Т-34-85 боевой машиной Красной армии. Благодаря вполне удачной конструкции СУ-76М не претерпевала серьёзных метаморфоз. Но ближе к концу Великой Отечественной войны с учётом отзывов с фронтов машина прошла небольшую модернизацию, направленную, прежде всего, на улучшение защиты боевого отделения. Нового индекса эта машина не получила. Часто её называют «СУ-76М послевоенного выпуска», что неверно: в серию эти САУ пошли с апреля 1945 года, а после окончания Второй мировой войны они выпускались всего два месяца. В ходе советско-японской войны эти «послевоенные» машины успели и повоевать.
САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История
Осенью 1942 г. на базе танка Т-70 была разработана легкая самоходная артиллерийская установка под заводской маркой СУ-12. 9 декабря того же года состоялось правительственное испытание машины. Самоходная установка получила армейское наименование СУ-76 и была принята на вооружение Красной Армии. В январе 1943 г. началось серийное производство самоходных установок. Машина была предназначена для поддержки
Сохранившиеся экземпляры
В настоящее время сохранилось три экземпляра СУ-76и.
- Украина Украина — на постаменте в городе Сарны (Ровенская область, Украина).
- Россия Россия — в открытой экспозиции Музея на Поклонной горе (филиал ЦМВС, г. Москва). Данный экземпляр полность аутентичен кроме маски орудия и восстановленного кормового листа.
- Россия Россия -в открытой экспозиции Музея Боевая слава Урала (г Верхняя Пышма), ходовая часть от PzKpfw III, разработана в конструкторском бюро Уральского завода транспортного машиностроения.[1]
САУ СУ-76 — видео
В передней части установки находилось место водителя. С правой стороны располагалась силовая установка, агрегаты трансмиссии. В кормовой части машины находилась боевая рубка с 76-мм пушкой ЗИС-З. Боевая рубка была защищена крышей толщиной 7 мм. Лобовая часть корпуса и рубка закрывались броней, толщина которой составляла 25—35 мм. Всего было произведено 360 установок.
Практически сразу стало очевидно, что САУ СУ-76 имеет серьезные дефекты. К ним были отнесены следующие: два карбюраторных двигателя через две коробки передач работали параллельно на один общий вал. Именно поэтому во время переключения передач нередко срезались шестереночные зубья. К тому же при стрельбе в боевом отделении была большая загазованность. Это серьезно мешало экипажу. Государственный комитет обороны постановил в самые кратчайшие сроки устранить все недостатки. В 1943 г. после модернизации машины, началось серийное производство усовершенствованных САУ СУ-76М.
Советская легкая САУ СУ-76M в городском бою. Судя по углу возвышения,бьет по верхним этажам домов разбивая,например, пулеметные гнезда или позиции фаустников. Скорее всего расчетам орудия ЗИС (которое виднеется чуть впереди) и даже какой-то гаубицы (у входа под арку) этого сделать не удалось(по всей видимости здорово мешал огонь противника), вот и подогнали САУ.
Теперь в машине два двигателя были размещены последовательно друг за другом. Коленчатые валы соединялись между собой. Броневую крышу убрали. Это было сделано потому, что крыша мешала наводке орудия. Помимо того, упростилась трансмиссия, благодаря чему управление стало более простым. Масса самоходной установки снизилась с 11,2 т до 10,5 т. С точки зрения артиллеристов, новая самоходная установка СУ-76М получилась удачной. Кроме того, условия для экипажа стали более комфортными. Самоходки имели большую скорость. Благодаря своей легкости установка прекрасно маневрировала на поле боя. САУ СУ-76 весьма эффективно уничтожали пулеметные точки, легкие танки врага и минометные батареи.
САУ СУ-76М проявили себя и при отражении атак пехоты, в наступлении, разрушении ДОТов и ДЗОТов, при уничтожении танков. Подкалиберный заряд универсальной дивизионной пушки ЗИС-З на расстоянии 500 м мог пробить броню вражеского танка, толщина которого составляла 91 мм. У средних немецких танков типа «Пантеры» и «Тигра» как раз была такая толщина брони.
Самоходные артиллерийские установки СУ-76М гвардии подполковника Василия Степановича Шоничев (1910 г.р., командир 1513 сап), первыми вступившие на австрийскую землю, проходят по улицам одного из населенных пунктов Австрии.
Боекомплект установки СУ-76М состоял из 60 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. В него также входил переносный пулемет ДТ для самообороны. Хорошая броня самоходки защищала экипаж от огня, малокалиберной артиллерии и осколков. Все СУ-76М были снабжены радиостанциями. На шоссе установка развивала скорость 41—45 км/ч, на грунтовой дороге — до 25 км/ч. Запас хода самоходки был 320 и 190 км соответственно. Установка могла преодолеть окоп шириной до 2 м и имела подъем до 30*. Также СУ-76М могла пройти брод глубиной до 0,9 м. К несомненным плюсам установки можно было отнести небольшие размеры, невысокое удельное давление на грунт. Оно составляло 0,545 кгс/см2. САУ 76М могла передвигаться по лесисто-болотистой местности. Эго давало возможность установке сопровождать пехоту в тех местах, где не могли передвигаться средние танки.
У установки была весьма эффективная система охлаждения, а также присутствовал надежный предпусковой подогреватель двигателя. Благодаря этому СУ-76М могла принимать участие в боях в разное время года. Установка работала на автомобильных 6-цилиндровых двигателях, которые были освоены немного раньше до начала войны. Двигатели были весьма надежными. Они могли долгое время работать в танковом режиме.
Летом 1943 г. Горьковский автомобильный завод был основным предприятием, изготавливающим СУ-76М. Именно этот автозавод имел большие возможности в плане производства, а также квалифицированные инженерные кадры. Заместитель главного конструктора по танкостроению Н. А. Астров руководил работой по технологии массового производства самоходных артиллерийских установок.
В конце 1943 г. производить СУ-76М стали еще и на подмосковном заводе, где было открыто конструкторское бюро. На специализированных предприятиях производились бронекорпуса, которые затем поставляли на завод. За 1943 г. было выпущено 928 установок, в 1944 г. удалось изготовить в 3,7 раза больше машин. На Горьковском заводе постоянно шла модернизация самоходных установок. Усовершенствование касалось брони и вооружения. Летом 1943 г. были созданы СУ-74А и СУ-74Д с танковой пушкой Ф-34 и с одиночными двигателями — ЗИС-16Ф и импортным дизельным агрегатом. В конце 1943 г. произошел выпуск самоходной артиллерийской установки, предназначенной для уничтожения вражеских танков СУ-74Б с мощной 57-мм противотанковой пушкой и форсированным до 122 л. с. двигателем ЗИС.
В конце Великой Отечественной войны легкие самоходные артиллерийские установки вели сражения и с тяжелыми танками противника. Тысячи установок СУ-76М вступили на территорию Германии, участвовали в уличных боях, где особенно пригодилась маневренность и подвижность САУ.
Всего было произведено около 14 300 самоходных установок СУ-76. Их выпуск продолжался до конца войны. Солдаты называли САУ СУ-76 «Коломбиной». Почти через 25 лет после победы советских войск маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский вспоминал: «…Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников…»
Экипаж самоходного орудия СУ-76 А.Р.Лалака ведет огонь в населенном пункте провинции Бранденбург. Германия, 1-й Белорусский фронт.
Варианты
СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения;
СУ-76 с последовательной установкой двигателей, работающих на общий вал, суммарной мощностью 140 л. с.;
СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.
Советская САУ СУ-76 на одной из разрушенных улиц Берлина
Тактико-технические характеристики САУ СУ-76
— Компоновочная схема: объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади — Годы разработки: 1942 — Годы производства: 1942—1945 — Годы эксплуатации: 1942—1953 — Количество выпущенных, шт.: 14 280
— Экипаж: 4 человека
Вес САУ СУ-76
— Боевая масса, т: 11,2
Габаритные размеры САУ СУ-76
— Длина корпуса, мм: 5000 — Ширина, мм: 2740 — Высота, мм: 2200 — Клиренс, мм: 300
Бронирование САУ СУ-76
— Тип брони: стальная катаная — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25 / 60° — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 35 / 30° — Борт корпуса, мм/град.: 15 / 0° — Корма корпуса (верх), мм/град.: 10 / 20° — Корма корпуса (середина), мм/град.: 15 / 0° — Корма корпуса (низ), мм/град.: 15 / 30° — Днище, мм: 7 / 81—90° — Крыша корпуса, мм: 7 — Лоб рубки, мм/град.: 35 / 25° — Борт рубки, мм/град.: 10 / 25° — Корма рубки, мм/град.: 10 / 20° — Крыша рубки, мм/град.: 7
Вооружение САУ СУ-76
— Калибр и марка пушки: 76,2-мм ЗИС-3 — Тип пушки: нарезная — Длина ствола, калибров: 41,6 — Боекомплект пушки: 60 — Углы ВН, град.: −3…+25 — Углы ГН, град.: ±15
Двигатель САУ СУ-76
— Тип двигателя: спаренные рядные — 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения — Мощность двигателя, л. с.: 2 × 70
Скорость САУ СУ-76
— Скорость по шоссе, км/ч: 44
— Запас хода по шоссе, км: 250 — Удельная мощность, л. с./т: 12,5 — Тип подвески: индивидуальная, торсионная
— Преодолеваемый подъём, град.: 30 — Преодолеваемая стенка, м: 0,6 — Преодолеваемый ров, м: 2,0 — Преодолеваемый брод, м: 0,9
Более подробная информация о технике:
Боевой танк СУ-76М идеально подходит для ведения засадного боя. Орудие 57 мм ЗиС-2 обладает отличной пробиваемостью и точностью, что позволяет поражать противников на средних и дальних дистанциях. Однако пушка имеет низкий разовый урон, но это компенсируется нормальной скорострельностью. Бронирование техники очень слабое, поэтому стоит держатся позади союзников и выполнять основную роль. Низкая дальность обзора не позволяет использовать ПТ в качестве засадного бойца, но при использовании дополнительного оборудование это возможно. Отличная маскировка позволяет оставаться не замеченным даже на близких дистанциях. Отличные ходовые показатели позволяют быстро перемещаться по карте и занимать выгодные ключевые позиции.
В итоге: Танк СУ-76М может научить любого игрока, как пользоваться этим классом. Так как этот класс техники должен наносить большое количество урона за бой, оборонять базу и поддерживать союзников.
Фото САУ СУ-76
Советская САУ СУ-76М переправляется через реку рядом с разрушенным мостом
Колонна советских САУ СУ-76M входит в населенный пункт в северной части провинции Померания (Pommern)
Советская САУ СУ-76М проезжает мимо разбитого 88-мм немецкого зенитного орудия (8,8 cm FlaK 18) в Вильнюсе. И на переднем плане фрагмент гусеницы от Т-34 валяется. Зенитка с выдвинутыми домкратами. Очевидно, ее оставили на перекрестке в качестве противотанкового средства.
Раненого советского бойца перекладывают с САУ СУ-76М на носилки под Берлином. Встречал упоминания, что к концу войны не редко СУ-76м использовали как БМП для вывоза раненых с поля боя, данная фотография проливает свет на то как это могло быть.
Советская легкая самоходная артиллерийская установка СУ-76М, подбитая и горящая у поселка Освея Верхнедвинского района Витебской области. Судя по повреждениям, снаряд выпущенный слева попал в левую нижнюю часть корпуса САУ, оторвав второй опорный каток. Вследствие этого, в месте попадания загорелись и частично обгорели бандажи (части бандажей обращенные в сторону вырванного катка) первого и третьего опорных катков. Бандаж оторванного катка сохранился. Очедидно, загорелись и топливные баки, находящиеся в районе 1-3-го опорных катков левого борта машины. Следы копоти на первом и втором поддерживающих катках, на гусенице и надгусеничной полке свидетельствуют об интенсивном горении на участке попадания снаряда.
Самоходные артиллерийские установки СУ-76М советского 1513-го самоходного артиллерийского полка пересекают венгро-австрийскую границу. Впереди САУ с бортовым № 126.
Офицеры 9-го панцер-гренадерского полка СС «Германия» 5-й танковой дивизии СС «Викинг» осматривают советскую САУ СУ-76, подбитую в боях к востоку от Варшавы летом 1944 года. Слева — унтерштурмфюрер СС Герхард Ман, командир 11-й роты 9-го панцер-гренадерского полка СС «Германия», в центре — гауптштурмфюрер СС Фридрих Ханнес, командир 12-й роты 9-го панцер-гренадерского полка СС «Германия». По моему не осматривают, а подрывают ствол орудия. В 44-м обстановка менялась быстро и не в пользу немцам. Таким простым способом можно «добить» подбитое. Причём стоящий в центре офицер вроде как показывает своим коллегам, как это делается. На фронте такое действительно практиковалось (по мемуарам), причём использование М24, как наиболее удобной для подобных целей, иногда приводило к тому, что при подрыве ручка гранаты «со свистом» вылетала обратно.
Экипаж самоходной установки Су-76М под командованием мл. лейтенанта И.И. Иванова ведет бой в провинции Бранденбург. Экипаж не поскупился, целых 3 брёвнышка для самовытаскивания к борту приторочил. И немецкий трофейный котелок очень на него похож, что прицеплен к корме.
Колонна советских самоходок СУ-76 проезжает мимо закопанного немецкого танка Pz.Kpfw.IV, использовавшегося как ДОТ на улице Берлина. В распоряжение обороняющих Берлин было переданно в неисправном состоянии10 PzKfw 5 и 12 PzKfw 4 все были установлены как неподвижные огневые точки, на крупных перекрестках.
Советские САУ СУ-76 с десантом направляются к последним немецким позициям в Вислинском заливе. Район города Хайлигенбайль (в настоящее время город Мамоново в Калининградской области).
Экипаж советской САУ СУ-76М в готовности к ведению огня по противнику. Видна «мягкая» обшивка дверцы и части задней стенки боевого отделения выполнялась стандартно, в заводских условиях, обивка выполняет роль амортизатора вылетающих гильз снарядов. Даже отметину от удара гильзы видно. Экипаж не отказался от использования трофейного МР. Командир орудия — слева, осматривается в перископ панорамы. Только он из всего экипажа включен в ТПУ или работает с рацией. В его шлемофон вставлены телефоны. У заряжающего шлемофон зимний. Рукавицы при работе с выстрелами он не использует.
Советские САУ СУ-76М на одной из улиц Берлина
Колонна советской бронетехники на улице немецкого города. На фотографии танки Т-34-85 и САУ СУ-76М. Вот что значит господство в воздухе — опознавательные знаки на СУ-76, вероятно из-за своей внешней схожести с немецкими САУ самоходчикам пришлось воевать под крестами.
САУ СУ-76М с солдатами на броне из состава 10-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии 2-го Белорусского фронта и тела немецких солдат на улице Мюльхаузена (ныне польский город Млынары). Город Мюльхаузен был освобожден от гитлеровских войск 24 января 1945 года в ходе Млавско-Эльбингской операции.
Похожее
САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы
РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История
120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес
Миномет 2Б9М Василек 82-мм Скорострельность. Дальность стрельбы. Вес
САУ 2С3 Акация 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель
САУ 2С1 Гвоздика 122-мм Дальность стрельбы. Размеры. Устройство. Вес
Пушка 2А36 Гиацинт-Б 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Устройство
РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История
Пушка МТ-12 Рапира. Дальность стрельбы. История. Размеры
Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
2С4 Тюльпан самоходный миномет 240-мм ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вес
САУ 2С35 Коалиция-СВ 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы
САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение
АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История
САУ 2С19 Мста-С 152-мм Размеры. Скорость. Двигатель. История
РСЗО 9К57 Ураган Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История
ТОС-1 Буратино (ТОС-1А Солнцепек) ТТХ. Площадь поражения
Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Пушка-гаубица Д-20 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
САУ 2С5 Гиацинт-С 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес
САУ Фердинанд (Элефант) ТТХ. Бронирование. Вес. Размеры
САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость
САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры
203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры
САУ СУ-152 Зверобой 152-мм ТТХ. Снаряды. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Пушка М-46 130-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Установка разминирования УР-77 Метеорит ТТХ. Вооружение. Размеры
РСЗО 9К51М Торнадо-Г. Ракеты. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры
САУ 2С31 Вена 120-мм. Дальность стрельбы. История. Размеры. Вес
Немецкая САУ StuG III. Модификации. Размеры. Вооружение. Вес
Управляемый снаряд Краснополь. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Стоимость
Мортира Карл 600-мм и 540-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес. Размеры
Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы
САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История
САУ 2С23 Нона-СВК 120-мм ТТХ. Вооружение. Дальность и кучность стрельбы. Размеры
САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес
Миномет М-160 калибр 160-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры
Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование
Артиллерийский комплекс А-222 Берег 130-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы
Гаубица БР-18 калибр 305-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес
152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство
Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель
Контрбатарейная РЛС Зоопарк-1 (1Л219М). Дальность контроля огневых позиций. Устройство
САУ 2С25 Спрут-СД. Калибр. История. Размеры. Вес. Двигатель
САУ 2С34 Хоста 120-мм. ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вооружение. Вес
Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес
280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы
Самодвижущаяся пушка 2А45М Спрут-Б. ТТХ. Скорость. Двигатель. Вес
Белорусская РСЗО БелГрад. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры
Пушка С-23 калибр 180-мм. Боеприпасы. Вес. Размеры. Дальность стрельбы
Самоходка САУ СУ-122. Размеры. Вооружение. Бронирование. Вес
САУ Ягдпантера. Вес. Бронирование. Размеры. Вооружение
Многоствольная САУ М50 Онтос. ТТХ. Вооружение. Размеры. Бронирование
Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес
Артиллерийский тягач Я-12. Размеры. Вес. Грузоподъемность. Двигатель
САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование
РПУ-14 (8У38) — реактивная пусковая установка
2К32 Дева — 82-мм самоходный минометный комплекс
РСЗО БМ-24 (Т) 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель
Артиллерийский тягач Коминтерн. Грузоподъемность. Размеры. Вес. Двигатель
САУ СУ-122-54. Бронирование. Размеры. Вес. Дальность стрельбы
РСЗО БМ-14-16. Вооружение. Размеры. Вес. Дальность стрельбы
САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование
Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Самоходная гаубица САУ PzH 2000. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Пушка БР-17 калибр 210-мм. Вес. Дальность стрельбы. Скорострельность
САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес
Колесная САУ ГАЗ-68 (КСП-76). Вооружение. Размеры. Вес. Двигатель
САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование
Тяжелая САУ СУ-14. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель
САУ СУ-5. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес
САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель
САУ СУ-12. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес
Экипаж:
- Командир экипажа;
- Наводчик;
- Механик-водитель;
- Заряжающий (Радист).
Изучение дополнительных умений и навыков для экипажа:
Экипаж стандартный
:
1 | 2 | 3 | 4 |
На первый слот изучаем всем членам экипажа умение «Маскировка», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Маскировка» уменьшит общую заметность танка, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником.Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.
- Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
- Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
- Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
- Заряжающему изучаем навык «Бесконтактная боеукладка», который увеличивает прочность боеукладки; и и умение «Радиоперехват», которое увеличивает дальность обзора.