Рассказы об оружии. 75-мм противотанковая пушка Раk 40


Эта статья требует дополнительных ссылок для проверки

. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
Найти источники:
«7.5 cm Pak 40» — новости
·
газеты
·
книги
·
ученый
·
JSTOR
( апрель 2014 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Тип противотанковой пушки

7,5 см Panzerabwehrkanone 40
75-мм противотанковая пушка Pak 40 из Военно-исторического музея в Вене .
ТипПротивотанковая пушка
Место происхождениянацистская Германия
История обслуживания
В сервисе1942–1945
ИспользованНацистская Германия Финляндия Королевство Венгрия [1] Норвегия (послевоенное время)
ВойныВторая мировая война Вьетнамская война
История производства
ДизайнерRheinmetall
Разработан1939–1941
ПроизводительRheinmetall
Себестоимость единицы продукции12,000
Произведено1942–1945
№ построен23 303 [2]
Характеристики
Масса1425 кг (3142 фунта) в действии [2]
Длина6,2 м (20 футов 4 дюйма)
Длина ствола46 калибров: 3,45 м (11 футов 4 дюйма)
Ширина2,08 м (6 футов 10 дюймов) [3]
Высота1,2 м (3 фута 11 дюймов) [3]
Экипаж6 [3]
РакушкаФиксированный QF 75 × 714 мм R [3]
Калибр75 мм (2,95 дюйма)
Казенная частьполуавтоматический горизонтальный выдвижной блок
ОтдачаГидропневматический [3]
ПеревозкаРазделенная тропа
ВысотаОт −5 ° до + 22 °
Траверс65 °
Скорострельность14 выстрелов в минуту
Эффективная дальность стрельбы1800 м (1969 ярдов) прямой наводкой
Максимальная дальность стрельбы7,678 м (8,397 ярдов) непрямого ОФ снаряда

7,5 см Pak 40

(
7,5 см Panzerabwehrkanone 40 —
лит «7.5cm броня обороны пушка 40») был немецкий 75 миллиметровой противотанковой пушки разработан в 1939-1941 годах по Rheinmetall и использовали во время Второй мировой войны . Было произведено 23 303 экземпляра Pak 40, которые составили основу немецких противотанковых орудий в конце Второй мировой войны, в основном в буксируемой форме, но также и на ряде истребителей танков, таких как серия
Marder
.

Модифицированной версией орудия, разработанной специально для установки на машину, стала 7,5 cm KwK 40 , которая отличалась, прежде всего, более компактными боеприпасами, что позволяло перевозить больше патронов внутри машины. KwK 40 был вооружен многими немецкими танками и эсминцами времен войны, заменяя Pak 40 в последней роли.

В зависимости от источника, Pak 40 может называться 7.5 / L46

, имея в виду длину ствола в калибровках. Было две версии KwK 40, которые будут называться 7.5 / L43 или 7.5 / L48.

Развитие [ править ]

Фактическая точность

этого раздела
оспаривается
. Соответствующее обсуждение можно найти в Talk: 7.5 cm Pak 40 . Пожалуйста, помогите обеспечить надежный источник спорных утверждений .
( Ноябрь 2022 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Разработка Pak 40 началась после того, как в 1939 году в Берлин стали поступать сообщения о новых конструкциях советских танков. 5 cm Pak 38 все еще находились на испытаниях, но оказалось, что он не будет достаточно мощным, чтобы справиться с этой новой конструкцией. Были заключены контракты с Krupp и Rheinmetall на разработку, по сути, 7,5-сантиметровой версии Pak 38. Однако, хотя в Pak 38 широко использовались легкие сплавы для снижения общей массы орудия, теперь они были предназначены для Люфтваффе

. В результате в конструкции Pak 40 использовалась сталь, и он был пропорционально тяжелее, чем 5-сантиметровая модель. Чтобы упростить производство, изогнутый щит орудия Pak 38 был заменен на щит с тремя плоскими пластинами. [4]Версия, названная 7,5 cm FK 7M59, была предложена в конце войны для выполнения роли полевого и противотанкового орудия двойного назначения. Лафет был изменен, чтобы обеспечить угол возвышения + 35 °, что увеличило максимальную дальность полета до 13 300 м (14 500 ярдов). [5] Другой вариант двойного назначения был 7,5 cm FK 7M85, который использовал пушку и систему отдачи Pak 40 на лафете 10 cm le FH 18/40 . [5]

Первоначально проекту не уделялось первоочередного внимания, но после вторжения в СССР в 1941 году и появления советских танков с тяжелой броней, таких как Т-34 и КВ-1 , приоритет был повышен. Первые опытные орудия были поставлены в ноябре 1941 года [ править

] В апреле 1942 года
Вермахт
имел 44 орудия в обслуживании; К 1943 году Pak 40 составляли основную часть немецкой противотанковой артиллерии. [
необходима цитата
]

«Sturer Emil»


Самоходное орудие 12,8 cm PaK 40 L/61 Henschel Selbstfahrlafette auf VK-3001(Н)

Немцам срочно требовались противотанковые средства, способные на равных бороться с новой советской бронетехникой. Естественно, вспомнили о проектах 105-мм и 128-мм самоходок. В середине 1941 года и «Рейнметалл Борзиг» выдали заказ на разработку самоходного лафета (Selbsfarhlafette) для 105-мм и 128-мм противотанковых пушек. Для 105-мм пушки быстро приспособили шасси Pz.Kpfw.IV Ausf.D — так появилось на свет 105-мм самоходное орудие Dicker Max.

Для 128-мм орудия Pak 40 L/61 с длиной ствола 61 калибр, разработанного на базе 128-мм зенитного орудия Flak 40, оснащенного качающейся бронемаской и дульным тормозом, пришлось искать другое шасси — Pz.Kpfw.IV его просто не выдерживал. Конструкторы воспользовались шасси экспериментального танка VK-3001(H) . Однако хоть это шасси и «поднимало» семитонное орудие, места для размещения боеприпасов и расчета уже не оставалось. Пришлось удлинить шасси почти в два раза — в ходовую часть было добавлено четыре опорных катка. Орудие разместили в открытой сверху боевой рубке с лобовой броней толщиной 45 мм, обеспечив углы горизонтальной наводки — по 7° в каждую сторону, и вертикальной — от -15° до +10°. Новая САУ оснащалась 6-цилиндровым двигателем Maybach «HL 116» мощностью 265 л.с., что позволяло при массе около 35 т развивать максимальную скорость по шоссе 18-19 км/ч.

К марту 1942 года изготовила два прототипа САУ, получившей обозначение 12,8 cm PaK 40 L/61 Henschel Selbstfahrlafette auf VK-3001(H). Прототипы имели собственные имена — «Макс» и «Мориц». В середине 1942 года они прошли боевые испытания на Восточном фронте, действуя в составе 521-го Pz.Jag.Abt (батальон самоходных истребителей танков), вооруженного легкими САУ Panzerjaeger I. На фронте из-за частых поломок за самоходкой закрепилась кличка «Sturer Emil» («Упрямый Эмиль»).

Тактико-технические характеристики немецкой САУ «Sturer Emil»

  • масса — 35 тонн (полный боекомплект).
  • вооружение — 128-мм нарезное орудие Pak 40 L/61.
  • боекомплект — 15 снарядов.
  • доп.вооружение — 1 курсовой пулемет 7.92 мм MG-34.
  • бронирование — стальное, катаное.
  • двигатель — V6 цилиндровый, бензиновый Maybach HL 116 (300 л.с.).
  • скорость — 18 км/ч (максимальная).
  • экипаж — 5 человек.
  • выпущено — 2 боевых образца, оба принимали участие в боях.
  • примерная стоимость — 190.000 рейхсмарок за одну САУ.


Немецкая САУ «Sturer Emil» с отмеченными на стволе танками.

Одна САУ была уничтожена в бою, а вторая захвачена Красной Армией под Сталинградом в январе 1943 года. Ствол ее орудия нес отметки о 22 единицах подбитой советской техники. Эта машина демонстрировалась в 1943 и 1944 годах на выставке трофейного оружия, а ныне экспонируется в музее НИИ БТТ Кубинка.


В середине 1942 года САУ прошли боевые испытания на Восточном фронте, действуя в составе 521-го Pz.Jag.Abt

Оценка самоходки по результатам испытаний была неоднозначной. С одной стороны, ее мощная 128-мм пушка легко пробивала броню любого советского танка. С другой стороны — машина была медлительна, шасси перегружено, ремонт двигателя представлял огромную проблему (он находился прямо под основанием орудия), орудие имело очень ограниченные углы наводки, а боекомплект составлял всего 18 выстрелов (по другим данным — 15 выстрелов). Вполне закономерно, что в серию машина не пошла.

Из доклада командующего тяжелым истребительным-противотанковым батальоном: САУ «Sturer Emil» уверено уничтожает советские танки с дистанций 1 и 1.2 км, но только если ее позиция скрыта. САУ сильно не хватает маневренности (из за маломощного двигателя), боекомплект слишком ограничен. Лобовое бронирование вполне сносное, однако машина сильно уязвима с фланга и кормы.

Низкая скорострельность орудия и маленький угол горизонтальной наводки — сильно стесняют ее действия на поле боя.

По итогу — доклад немецкого командира и выявленные недостатки САУ — остановили ее запуск в серию. Приоритет был отдан другим моделям, но САУ «Sturer Emil» останется в истории как одна из первых моделей с таким мощным орудием.

Тогда же и начались разговоры о «чудо-оружии», которое сможет изменить ход всей войны. Подобные слухи стали официально немецкой пропагандой, которая обещала народу Германии скорое изменение ситуации на фронтах. При этом достаточно эффективных в глобальном плане (ядерное оружие и его аналоги) разработок в конечной стадии готовности в Германии не было. Поэтому руководство Рейха было вынуждено хвататься за любые сколько-нибудь значимые военно-технические проекты, которые были способны своей оригинальностью и необычностью наряду с оборонительными возможностями выполнять и психологические функции, внушая народу мысли о силе и мощи государства, которое способно создавать столь сложную технику. Именно в подобной ситуации и был создан и запущен в серию тяжелый истребитель танков – САУ «Ягдтигр». Jagdtiger стал самым тяжелым образцом серийной бронетехники производившейся в годы Второй мировой войны.

Оперативное использование [ править ]

Pak 40 была стандартной немецкой противотанковой пушкой до конца войны и поставлялась Германией своим союзникам. Некоторые трофейные орудия использовались Красной Армией .

Финская армия Pak 40 на огневой позиции во время войны-продолжения

Всего было выпущено 23 303 Pak 40, еще около 3 500 использовались для вооружения истребителей танков . Стоимость изготовления единицы составила 2200 человеко-часов при 12000 RM . Более легкая автоматическая версия «системы вооружения», включающая магазин на двенадцать патронов, самый тяжелый из крупнокалиберных авиационных орудий серии Bordkanone

, использовалась в качестве
BK 7,5
в Henschel Hs 129B-3 и наземном Junkers Ju 88P-1. штурмовик, и даже предназначенный в качестве производственного оборудования для возможной адаптации тяжелого бомбардировщика He 177A-3 / R5 в конце 1942 года, первоначально прототип которого был в полевых условиях с пушками BK 5 , которые сами были адаптированы из 5 cm KwK 39танковая пушка от Panzer III .

Во второй половине Второй мировой войны у некоторых румынских противотанковых взводов было по три орудия Pak 40. Они взаимозаменяемы с румынской 75-мм противотанковой пушкой Reșița образца 1943 года . [6]

Противотанковое орудие Pak 44

В том же 1943 году немецкие специалисты, в очередных попытках создать Вундерваффе — «чудо-оружие», занялись еще более мощным противотанковым орудием на основе 12,8 cm Flak 40. Работы велись и «Рейнметалл-Борзиг», которые и представили на испытания свои опытные образцы. Они имели укороченный по сравнению с зениткой ствол (55 калибров против 61) и дульный тормоз типа «солонка» для снижения отдачи.


128-мм противотанковое орудие Pak 44 в транспортном (вверху) и боевом (внизу) положении

Поскольку такой тяжелый ствол установить на имеющиеся лафеты не представлялось возможным, то для транспортировки «рейнметалловского» прототипа , специализировавшаяся на производстве трейлеров, сконструировала особый трехосный лафет с двумя парами колес впереди и одной сзади. При переводе в боевое положение передние колеса поднимались, а задние снимались, и орудие вывешивалось на крестообразных опорах. Но при этом сохранялся высокий профиль орудия, что делало пушку крайне заметной на местности. Для защиты расчета был предусмотрен броневой щит.

Прототип орудия устанавливался на специально сконструированный крестообразный лафет, схожий с лафетом 88-мм зенитной пушки Flak 36/37, обеспечивавший круговой обстрел и угол вертикальной наводки от -8° до +45°. В походном положении Pak 44 буксировалась на 4-х колесах с резиновыми шинами, благодаря этому по шоссе буксировка могла осуществляться со скоростью до 35 км/ч.

По итогам испытаний было решено принять на вооружение «крупповское» изделие. Выпуск противотанковой 128-мм пушки, получившей обозначение Pak 44 L/55, начали в декабре 1943 года и до марта следующего года изготовили 18 таких орудий.

Из-за очень солидного калибра Pak 44 оказалась единственной немецкой противотанковой пушкой с раздельно-гильзовым заряжанием. Однако благодаря полуавтоматическому затвору скорострельность орудия составляла 5 выстр/мин. Стрельба велась бронебойными (Pzgr.43) и осколочно-фугасными (Sprgr. L/4,5) снарядами. Пушка могла успешно бороться с любым советским, американским или английским танком на запредельных для них дистанциях. Бронебойный снаряд на дальности 500 м пробивал броню толщиной 217 мм, на дальностях 1000 и 1500 м — 200 и 187 мм соответственно. Большая масса снаряда при его попадании в танк в 90% случаев гарантировала его выход из строя даже без пробития брони. Однако у этого «молота Тора» имелись и недостатки — при массе орудия в 10 тонн буксировать его могли только 12- или 18-тонные полугусеничные тягачи, которых было немного. К тому же из-за больших размеров Pak 44 плохо поддавались маскировке.

Производительность [ править ]

7,5 cm Pak 40 в Албании в 1943 году

Оружие было эффективным против почти всех танков союзников до конца войны, изо всех сил пытаясь пробить более тяжелую технику, такую ​​как российские танки ИГ, американские M4A3E2 Sherman ‘Jumbo’ и M26 Pershing , а также более поздние варианты британского танка Churchill . Pak 40 был намного тяжелее Pak 38; его пониженная подвижность означала, что без артиллерийского тягача передвигаться по болотистой местности было трудно или даже невозможно .

Пак 40 впервые был использован в СССР, где он был необходим для борьбы с новейшими советскими танками. Он был разработан для стрельбы теми же снарядами APCBC , HE и HL малой мощности , которые были стандартизированы для использования в длинноствольных танковых орудиях Kampfwagenkanone

KwK 40 середины войны, а также более поздних марках среднего танка Panzer IV . Кроме того, был выпущен бронебойный выстрел (
Panzergranate
40) для Pak 40, боеприпаса, который, в зависимости от запасов вольфрама, в конечном итоге стал очень дефицитным. [7] Согласно немецкому Panzertruppen News Journal, в декабре 1942 года ожидалось 5 000 снарядов APCR в качестве пополнения для зимнего наступления. [8]

Основные различия между выстрелами из 75-мм немецких пушек заключались в длине и форме гильз, а также в используемых капсюлях. 7,5 см KwK 40 (75x495mm) , используемый в резервуарах имел фиксированный корпус картриджа в два раз длиннее , что используется 7,5 см KwK 37 , короткий ствол 75 мм , используемых на более ранних танках и 7,5 см Пак 40 картриджа был третьим больше чем у KwK 40. В Pak 40 использовался капсюль ударного действия, а в 75-мм орудиях, установленных на машине, использовались электрические капсюли. За исключением незначительных отличий в приводных лентах снарядов, все немецкие 75-мм орудия использовали одни и те же 75-мм снаряды.

Немецкие Panzerjäger

используют Pak 40 против югославских партизан в Боснии 12 января 1944 года.

Более длинная гильза Pak 40 позволяла использовать больший заряд и достигать более высокой скорости снаряда с бронебойным колпачком PzGr 39 . Начальная скорость пули составляла около 790 м / с (2600 футов / с) по сравнению с 740 м / с (2400 фут / с) для KwK 40 L / 43 и 750 м / с (2500 фут / с) для L / 48. Единственная широко используемая в Германии 75-миллиметровая пушка для боевых машин, которая имела более длинный ствол, чем Pak 40, 7,5 cm KwK 42 на танке Panther , могла достигать более высокой начальной скорости 935 м / с (3070 футов / с) на чем По сути, имел тот же калибр и модель снаряда, с другим патроном, установленным на нем для использования KwK 42.

По неизвестным причинам некоторые 75-мм патроны APCBC, по-видимому, были произведены с зарядом, который давал начальную скорость около 770 м / с (2500 футов / с). Первые зарегистрированные в США стрельбы из Pak 40 зафиксировали среднюю начальную скорость 776 м / с для девяти стрельб, наиболее оснащенных инструментами. [9] Вероятно [ цитата необходима

] из-за этих результатов в публикациях разведки того времени («Справочник по вооруженным силам Германии») была указана начальная скорость Pak 40 APCBC примерно 770 м / с. Послевоенные публикации исправили это. [10]

Немецкие источники расходятся; Официальная таблица стрельбы для 75-мм KwK 40, StuK 40 и Pak 40 от октября 1943 года дает 770 м / с на одной из таблиц APCBC. [11]

Самоходные установки Marder, вооруженные 75-мм пушкой Рак 40

Самоходные установки Marder, вооруженные 75-мм пушкой Рак 40

Разработка новой противотанковой пушки калибра 75-мм, получившей обозначение Рак 40, началась на фирме Rheinmetall-B?rsig в Дюссельдорфе в 1938 году. Годом позже приступили к испытанию первых опытных образцов, которые первоначально представляли собой увеличенную до калибра 75-мм пушку Рак 38. Однако вскоре выяснилось, что технические решения, используемые для 50-мм орудия, не годятся для пушки калибра 75-мм. Например, это касалось трубчатых деталей лафета, которые у Рак 38 были изготовлены из алюминиевого сплава. При испытании опытных образцов Рак 40 такие части быстро выходили из строя. Это, а также ряд других проблем, выявившихся во время испытаний, вынудили фирму Rheinmetall-B?rsig заняться улучшением конструкции Рак 40. Но в связи с тем, что потребности в более мощной, чем Рак 38, пушке Вермахт пока не испытывал, проектирование Рак 40 шло медленно.

Толчком для ускорения работ по 75-мм противотанковой пушке стала операция «Барбаросса», входе которой выяснилась почти полная неспособность немецкой противотанковой артиллерии бороться с советскими танками Т-34 и КВ. Разработка 75-мм орудия получила новый импульс.

В декабре 1941 года завершились испытания опытных образцов новой противотанковой пушки, а в январе 1942-го ее запустили в производство. В феврале первые 15 серийных Рак 40 поступили в войска.

75-мм противотанковая пушка Рак 40

Истребитель танков Sd.Kfz.131 «Мардер II» во дворе завода FAMO-Ursus

Орудие имело ствол-моноблок с дульным тормозом, поглощавшим значительную часть энергии отдачи, и горизонтальным клиновым полуавтоматическим затвором. Скорострельность достигала 14 выстр./ мин. Лафет с раздвижными станинами обеспечивал угол горизонтального обстрела до 58°. Подрессоренные колеса со сплошными резиновыми шинами позволяли буксировать орудие механической тягой со скоростью до 40 км/ч и конной тягой 15 — 20 км/ч. Орудие оснащалось пневматическими походными тормозами, управление которыми осуществлялось из кабины тягача. Кроме того, можно было тормозить вручную, с помощью двух рычагов, расположенных по обеим сторонам лафета.

Для защиты расчета орудие имело щитовое прикрытие, состоявшее из верхнего и нижнего щитов. Верхний, закрепленный на верхнем станке, состоял из двух бронелистов толщиной 4 мм, установленных на расстоянии 25 мм друг от друга. Нижний крепился к нижнему станку, причем одна его половина могла откидываться на петлях.

В боекомплект пушки Рак 40 входили унитарные выстрелы с осколочной гранатой SprGr массой 5,74 кг, бронебойно-трассирующим PzGr 39 (болванка из твердого сплава массой 6,8 кг с 17 г трассирующего состава), подкалиберным PzGr 40 (массой 4,1 кг с сердечником из карбида вольфрама) и кумулятивным HL.Gr (массой 4,6 кг) снарядами.

Пушка могла успешно вести борьбу со всеми типами танков Красной Армии и ее союзников на дальних и средних дистанциях. Например, PzGr 39 на дистанции 1000 м пробивал 116-мм броню, a PzGr 40 — 133-мм. Кумулятивный снаряд HL.Gr использовался для борьбы с танками на дистанциях до 600 м, при этом он гарантированно пробивал 90-мм броню.

Рак 40 являлось наиболее удачным и самым массовым противотанковым орудием Вермахта периода Второй мировой войны. Всего за 1942 — 1945 годы было произведено 23 303 пушки Рак 40. Они широко использовались для вооружения самоходных артиллерийских установок на танковом шасси, бронетранспортеров и бронемашин. За время серийного производства на различных шасси было установлено не менее 3000 орудий этого типа.

Самоходная установка Sd.Kfz.131 «Мардер II» на НИБТ Полигоне в Кубинке, 1946 год. Штанги стопора пушки уложены на верхний лобовой лист корпуса в положение по-боевому

Вид на казенную часть 75-мм пушки Рак 40 и щитовое прикрытие. Обращает на себя внимание характерная немецкая двухслойная конструкция щита

18 мая 1942 года рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер издал распоряжение, предписывающее начать монтаж пушек Рак 40 на шасси Pz.38(t) и Pz.II.

План развития вооружений сухопутных войск от 1 июля 1942 года предусматривал выпуск самоходных истребителей танков под безусловным приоритетом F?hrer Befehl — «приказ фюрера», поэтому сроки и объемы работы следовало соблюдать в точности и любой ценой. Начались интенсивная разработка и испытания сразу нескольких боевых машин на разных шасси.

Sd.Kfz.131 Marder II

Вид спереди

Вид сзади

В первую очередь, следует упомянуть истребитель танков 7,5 cm Pak 40/1 auf Panzerj?ger Lorraine- S(f), разработанный на базе французского тягача. До мая 1940 года фирма Lorraine поставила французской армии 618 гусеничных тягачей и бронетранспортеров Lorraine 37L и 38L, 330 из которых достались немцам. В июле — августе 1942 года 179 таких машин вооружили пушкой Рак 40, которая устанавливалась в кормовой части корпуса в неподвижной открытой сверху и сзади броневой рубке. Машина получила индекс Sd.Kfz.135, а впоследствии — название Marder I. Этот 8-тонный истребитель танков использовался в основном на Восточном фронте.

В значительно больших количествах, чем предыдущие, производились противотанковые САУ с использованием шасси массовых модификаций танка Pz.II, главным образом — модификации Ausf.F, выпускавшейся с марта 1941 по декабрь 1942 года.

На основании упоминавшегося выше распоряжения от 18 мая 1942 года министерство вооружений выдало заказ фирме Alkett на постройку прототипа самоходной установки на базе шасси Pz.II. Кроме того, берлинское предприятие получило предписание вести дальнейшее техническое усовершенствование конструкции этой боевой машины.

Истребитель танков Sd.Kfz.131. Восточный фронт, 1943 год. Обращает на себя внимание пулемет MG34, установленный на правом борту рубки

Самоходная установка Sd. Kfz. 131 «Мардер II» в экспозиции военного музея на Абердинском полигоне в США. На кормовой стенке корпуса этой машины отсутствует глушитель

В основу конструкции САУ было положено шасси легкого танка Pz.II Ausf.F. Компоновка корпуса танка практически не претерпела изменений. Были демонтированы башня и часть подбашенного листа крыши корпуса. На их месте смонтировали открытую сверху и сзади броневую рубку коробчатой формы. Ее бортовые листы имели переменную высоту и толщину 10 мм. Лобовая броня корпуса САУ осталась прежней и составляла 35 мм, бортовая и кормовая — 15 мм. Сложной формы броневой щит орудия выполнялся двухслойным, по типу щита полевой противотанковой пушки. Толщина бронелистов щита равнялась 4 мм и 8 мм.

Противотанковая 75-мм пушка Рак 40/2 (качающаяся часть с верхним станком) была смонтирована в рубке на специальной раме, прикрепленной к крыше отделения управления на болтах. Сектор обстрела пушки составлял 32° влево и 25° вправо. Угол возвышения: +10°, склонения: -8°. Прицел — телескопический однообъективный Zeiss ZF 3×8. Дополнительное вооружение включало пулемет MG34 калибра 7,92 мм. В боекомплект пушки входило 37 выстрелов, размещенных в трех стальных ящиках на 24, 7 и 6 штук в кормовой части боевого отделения. Боекомплект пулемета — 600 патронов. Стопор пушки в положении по-походному крепился к верхнему лобовому листу корпуса САУ.

В моторном отделении устанавливался двигатель Maybach HL 62TRM мощностью 140 л.с. при 2600 об/ мин. В топливную систему двигателя входили два бензобака емкостью 102 л и 68 л. Трансмиссия состояла из карданной передачи, двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, одноступенчатых планетарных механизмов поворота и бортовых передач. Шестискоростная коробка передач ZF Aphon SSG46 с дисковыми синхронизаторами на всех передачах устанавливалась в передней части корпуса.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из пяти обрезиненных опорных катков диаметром 550 мм, подвешенных на четвертьэллиптических листовых рессорах индивидуально, и четырех поддерживающих катков. Ведущее колесо располагалось спереди, направляющее — сзади. Гусеницы — двухгребневые, шириной 300 мм. Длина опорной поверхности — 2400 мм, шаг 91 мм. Каждая гусеница включала 108 траков.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли 11-тонной боевой машине развивать максимальную скорость по шоссе до 40 км/ч, по пересеченной местности — до 20 км/ч. Запас хода составлял соответственно 190 км и 125 км. В экипаж самоходной установки, получившей индекс Sd.Kfe.131, входило три человека.

Истребитель танков Sd.Kfz.138 Ausf.H «Мардер III» во дворе завода ВММ

«Мардер III», укрытый брезентом, в положении по-походному. Хорошо виден стопор пушки

Серийный выпуск САУ наладили на тех же заводах, которые выпускали танки Pz.II — Fahrzeug und Motorenwerke GmbH (FAMO) в Бреслау (Вроцлав) и FAMO-Warschau в Чеховицах близ Варшавы. Первоначально планировалось 50% выпускаемых танков достраивать как самоходные установки, оснащенные пушками калибра 75 мм. Однако уже в конце июня 1942 года долю самоходок увеличили до 75% от общего числа шасси. Одновременно с этим заводы FAMO получили приказ готовиться к полному сворачиванию выпуска танков и переходу на выпуск самоходных установок, что и произошло в январе 1943 года. С июля 1942 до июня 1943 года предприятия FAMO собрали 531 машину Sd.Kfe.131 на вновь изготовленных шасси. С июля 1943 по март 1944 года фирмы Daimler- Benz и MAN переделали в самоходки этого типа еще 75 танков Pz.II разных модификаций.

Одновременно с противотанковой САУ Sd.Kfz. 131 фирма Alkett разработала вариант конструкции самоходной установки на базе танка Pz.38(t). В июне 1942 года из Берлина в Прагу отправили два опытных образца САУ Sd.Kfz.138 Ausf.H и всю конструкторскую документацию на них. Одну машину вооружили 75-мм противотанковой пушкой Рак 40/3, другую — 75-мм штурмовой пушкой Stuk 40. Обе самоходки были изготовлены на базе танков Pz.38(t) Ausf.G. После полигонных испытаний специалисты фирмы ВММ и представители Вермахта остановили свой выбор на САУ, вооруженной пушкой Рак 40/3. В отличие от опытного образца серийные машины выпускались на шасси танков Pz.38(t) Ausf.H.

Ходовая часть и корпус базового танка остались без изменений. Пушка Рак 40/3 была смонтирована над боевым отделением танка на лонжероне, имевшем форму моста. Орудие имело горизонтальные углы наведения: 30° — влево и 3° — вправо. Передний подвижный бронещит пушки толщиной 15 мм перекрывался высокими бортами рубки, доходившими до моторного отделения. Толщина бортов рубки, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, также составляла 15 мм. Казенная часть пушки частично перекрывалась сверху 10-мм броневой крышей. Таким образом, сиденья наводчика и заряжающего в этой машине уже были защищены броней. В непогоду над боевым отделением натягивался брезентовый тент. Расположение рабочих мест механика-водителя и пулеметчика не изменилось, как, впрочем, и компоновка корпуса в целом.

Вспомогательное вооружение САУ состояло из курсового пулемета MG 37(f) чехословацкого производства, расположенного в лобовом листе корпуса, и немецкого пулемета MG 34, перевозившегося в боевом отделении и устанавливавшегося в случае необходимости на кронштейне на одном из бортов рубки или на дуге над боевым отделением. Боекомплект включал 38 выстрелов к пушке и 600 патронов к пулеметам.

Прототип самоходной установки, вооруженной 75-мм штурмовой пушкой StuK 40 во дворе завода фирмы ВММ

Sd.Kfz. 138 Marder III Ausf.H

На САУ Sd.Kfz. 138 Ausf.H был установлен двигатель Praga EPA II мощностью 140 л.с. (103 кВт) — карбюраторный, 6-цилиндровый, четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения. Емкость топливных баков — 218 л.

Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Коробка передач Praga- Wilson TN 100 — планетарная, пятискоростная (5+1), с предварительным выбором передач. Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормоза. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из четырех одинарных обрезиненных опорных катков большого диаметра, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах. С каждого борта имелось по два обрезиненных одинарных поддерживающих катка. Каждая гусеница включала 94 трака шириной 293 мм.

В качестве средства связи использовалась радиостанция Fu 5.

Вид сверху на боевое отделение САУ «Мардер III» Ausf.H. Хорошо видны сиденья членов экипажа и откидные элементы полика на крыше моторного отделения

Истребитель танков Sd.Kfz.138 «Мардер III» Ausf.M

Темп производства САУ постоянно возрастал. С ноября 1942 по апрель 1943 года фирма ВММ изготовила 275 самоходных установок Sd.Kfz. 138 Ausf.H. За это время еще 338 машин этого типа были получены путем переделки из поврежденных танков Pz.38(f) на ремонтном заводе Вермахта в чехословацком городке Прилоуги. Для этой цели завод ВММ выпускал комплектные рубки, которые устанавливались на корпусах восстановленных танков.

В связи с выявившимися в ходе боевого применения машин этой модификации недостатками, связанными главным образом со сложностью конструкции, затрудненным доступом к двигателю и неудовлетворительной защищенностью, возникла необходимость в создании усовершенствованного варианта. Управление вооружения, как и прежде, поручило проектирование новой модификации САУ Marder III берлинской фирме Alkett.

Переработке полностью подвергся корпус самоходки. Сократилось число деталей и клепаных соединений, широко применялась сварка. Толщина брони корпуса была уменьшена почти вдвое. Так, например, толщину лобового листа корпуса сократили с 50 мм до 10 — 15 мм, при этом, правда, угол его наклона увеличивался до 67° от вертикали.

Сжемы компоновки силовых агрегатов танка Pz.38(t) и САУ «Мардер III» Ausf.M

Самоходная установка «Мардер III» Ausf.M во дворе завода ВММ. Хорошо видна литая рубка механика-водителя

Компоновка САУ «Мардер III» Ausf.M:

1 — 75-мм пушка Рак 40; 2 — рубка механика-водителя; 3 — двигатель; 4 — рубка; 5 — стеллаж боеукладки; 6 — вентилятор; 7 — топливный бак; 8 — коробка передач; 9 — радиатор; 10 — сиденье механика-водителя

В передней части корпуса сохранилось только место механика-водителя, прикрытое литой (на машинах поздних выпусков — сварной) башенкой со смотровым прибором и двухстворчатым посадочным люком.

Наиболее важные изменения затронули боевое и моторное отделения: их поменяли местами. Шестицилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель жидкостного охлаждения Praga АС мощностью 150 л.с. (110,4 кВт) при 2600 об/мин сдвинули вперед, в среднюю часть корпуса, ликвидировав при этом карданный вал. Рабочий объем двигателя составлял 7754 см3. В систему питания двигателя входили два карбюратора Solex 46 FNUP, подача топлива осуществлялась электромагнитным насосом Auto Piuse. Емкость топливных баков, размещенных сбоку от двигателя, осталась прежней — 218 л. Не изменились ни емкость радиатора системы охлаждения — 64 л, ни его расположение — сзади двигателя.

Схема бронирования САУ «Мардер III» Ausf.M

Корпуса самоходных установок «Мардер III» Ausf.M во дворе завода ВММ

Состав трансмиссии по сравнению с предыдущей модификацией не изменился, за исключением изъятого карданного вала. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения. Планетарная коробка передач Praga-Wilson TN100, выпускавшаяся в Чехословакии по еще довоенной английской лицензии, — пятискоростная (5+1), с предварительным выбором передач. Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормоза. Ведущие колеса находились впереди. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из четырех одинарных обрезиненных опорных катков большого диаметра, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах.

Sd.Kfz. 138 Marder III Ausf.M

Вид спереди

Вид сзади

С каждого борта имелось по одному обрезиненному одинарному поддерживающему катку. Каждая гусеница включала 94 трака шириной 293 мм. Масса гусеницы составляла 460 кг. Длина опорной поверхности — 2920 мм.

Что же касается боевого отделения, то теперь оно занимало всю кормовую часть корпуса. Здесь располагалась рубка коробчатой формы. Броневые листы толщиной от 6 до 15 мм собирались на каркасе из уголков с помощью болтов с пулестойкими головками. Кормовая стенка рубки была ниже бортов и выполнялась откидной на петлях. При этом она занимала горизонтальное положение и могла использоваться членами орудийного расчета как сиденье. На лафете, укрепленном на обрезе крыши корпуса танка, в передней части боевого отделения устанавливались верхний станок и качающаяся часть 75-мм пушки Рак 40/3. Казенная часть и механизмы наведения орудия были прикрыты броневым щитом толщиной 6 мм, выгнутым в форме усеченного конуса и полностью перекрывавшим амбразуру в лобовом листе рубки. Установка пушки обеспечивала углы горизонтального наведения до 2 1° влево и вправо. Вертикальные углы наведения колебались в диапазоне от -5° до +13°. Скорострельность орудия достигала 12 — 14 выстр./мин. Живучесть ствола — 6 тысяч выстрелов.

Истребитель танков «Мардер III» Ausf.M. Кормовая стенка рубки откинута в горизонтальное положение

Вид сзади на боевое отделение САУ «Мардер III» Ausf.M. Казенник пушки зафиксирован стопором в положение по-походному. Пулемет MG 42 установлен на кронштейне дуги над боевым отделением

В походном положении качающаяся часть пушки фиксировалась двумя стопорами: одним — за казенную часть, другим — за ствол. Второй стопор был установлен на крыше отделения управления. Кормовое расположение боевого отделения позволило обеспечить лучшую защиту и облегчить работу расчета, члены которого теперь могли обслуживать орудие стоя. Кроме того, ствол пушки не выступал за габариты машины, что облегчало ей маневрирование в лесу и на городских улицах.

В рубке размещался боекомплект пушки из 27 выстрелов, в двух укладках по бортам. Здесь же в походном положении укладывался пулемет MG 34 или MG 42 с боекомплектом 1500 патронов. В боевом положении он мог устанавливаться на стенке рубки или на специальных кронштейнах, закрепленных на трубе-поперечине над боевым отделением.

У правой стенки рубки размещалась радиостанция Fu Spr «d». Масса машины составляла 10,5 т. Экипаж — три человека. Максимальная скорость — 46,5 км/ч, запас хода — 198 км.

Новая самоходка получила обозначение Sd. Kfz. 138 Ausf.M. Существует версия, что буква «М» в обозначении этой модификации означает mitte — середина, то есть среднее расположение двигателя.

Первые 20 истребителей танков Marder III Ausf.M покинули завод ВММ в апреле 1943 года. До июня 1944 года, когда в сборочных цехах новая противотанковая САУ Hetzer заменила Marder, всего изготовили 942 машины этой модификации.

Боевое отделение САУ «Мардер III» Ausf.M. Слева от стеллажа для 75-мм выстрелов хорошо видна радиостанция Fu Spr «d»

Боевое отделение САУ «Мардер III» Ausf.M. Вид на место наводчика. Пулемет MG 42 установлен на кронштейне левого борта рубки

Небольшая их часть была выпущена в командирском варианте. В боевом отделении вместо правой боеукладки артвыстрелов устанавливалась радиостанция Fu 8. В результате боекомплект сокращался до 15 выстрелов, но зато обеспечивалась связь со штабом дивизии.

Одну из самоходок, использовавшихся для подготовки экипажей, переоборудовали для работы на газе. На крыше передней части корпуса, слева от башенки механика-водителя смонтировали два больших газовых баллона. Само собой разумеется, что во фронтовых частях САУ такой переделке не подвергались.

Из стадии проектирования не вышла самоходная установка Marder III, вооруженная 75-мм пушкой KwK 42 с длиной ствола в 70 калибров, аналогичной используемой на тяжелом танке «Пантера».

На базе САУ Sd.Kfz. 138 Ausf.M был разработан бронетранспортер для перевозки шести солдат. Он представлял собой самоходную установку с демонтированным вооружением, в рубке которой и перевозился десант. Амбразуру пушки при этом закрыли. После изготовления одного прототипа и его испытаний машину вновь переделали в самоходку.

Общие характеристики [ править ]

Детальный вид казенной части пушки.

Немецкий Пак 40 75 мм

Pak 40 вид сзади

  • Калибр: 75 мм
  • Длина ствола: L / 46
  • Нарезы: 32 канавки, правое увеличение крутки, от 1/24 до 1/18.
  • Длина с тележкой: 6,2 метра (20 футов 4 дюйма)
  • Длина: 3,70 м (12 футов 1,7 дюйма)
  • Ширина: 2,0 метра (6 футов 7 дюймов)
  • Высота: 1,25 метра (4 фута 1 дюйм)
  • Вес (в боевой готовности): 1425 кг (3142 фунта)
  • Поворот: 65 °
  • Высота: от -5 ° до + 22 °
  • Скорострельность: 14 выстрелов в минуту.
  • Дальность поражения: 1800 метров (5906 футов)
  • Непрямая дальность: 7678 метров (25190 футов) (ОФ снаряд)
  • Вес снаряда: от 3,18 до 6,8 кг (от 7 фунтов 0,2 унции до 14 фунтов 15,9 унции)

Боеприпасы [ править ]

Panzergranate 39 (PzGr.39)
Бронебойный, капо, баллистический колпачок (бронебойный снаряд с бронебойным наконечником) снаряд с взрывными наполнителя и трассером.

  • Вес снаряда
    : 6,80 кг (15 фунтов 0 унций)
  • Начальная скорость пули
    : 790 м / с

Panzergranate 40 (PzGr.40)
Бронебойный, композитный ригидный (APCR) снаряд с суб-калибр вольфрамом сердечником.

  • Вес снаряда
    : 4,05 кг (8 фунтов 15 унций)
  • Начальная скорость пули
    : 990 м / с

Panzergranate 38 HL / B (PzGr.38 HL / B)
Фугасный противотанковый (HEAT) снаряд с кумулятивным зарядом.

  • Масса снаряда
    : 4,57 кг
  • Начальная скорость пули
    : 450 м / с

Проникновение под углом 30 градусов от вертикали [12]

Классифицировать
Круглый100 м500 м1000 м1500 м
PzGr. 39108 мм96 мм80 мм64 мм
PzGr. 40143 миллиметра120 мм97 мм77 мм
PzGr. 38 HL / B75 мм75 мм75 мм75 мм

Пробитие брони под углом 90 градусов на 500 м [ необходима цитата
]

КруглыйНачальная скоростьПроникновение
Бронебойный792 м / с132 мм
APCR933 м / с154 мм
ОН550 м / сн / д

Выжившие [ править ]

Пак 40 хранятся или хранились в нескольких военных музеях, вне музеев или на открытых площадках с бесплатным входом:

СтранаМестоМесто расположения
БельгияМузей под открытым небом у Атлантической стены , РаверсейдеОстенде
БразилияMuseu do ExpedicionárioКуритиба, Бразилия
КанадаБаза военного музея БорденБорден, Онтарио
КанадаЦентральный музей Королевского полка канадской артиллерииШило, Манитоба
ДанияДатский военный музейКопенгаген
ФинляндияМузей линии СалпаМиехиккяля , Южная Карелия
ФинляндияБункерный музейВиролахти , Южная Карелия
ФинляндияТанковый музей ПаролаПарола , Провинция Западная Финляндия
ФинляндияМузей пехотыМиккели , Южное Саво
ФинляндияМемориальная площадка Северной бригады (Похжан прикаати), 2 шт.Оулу , Северная Остроботния
ФинляндияПушки в Торпе, музейИнго , Уусимаа
ФинляндияАртиллерийский музей ФинляндииХямеэнлинна , Собственная Тавастия
ФинляндияМузей передовой линии Ханко [15]Ханко , Уусимаа
ФинляндияВоенный музей Финляндии , Суоменлиннский филиалХельсинки
ФранцияMusée Mémorial Bataille de NormandieБайе
ФранцияMusée des Blindés или Association des Amis du Musée des Blindés
[16] [
неудавшаяся проверка
]
Сомюр
ФранцияЦентр селаLe Dézert
ГерманияDeutsches PanzermuseumMunster
НидерландыAtlantikwall-музейКрюк Голландии
НидерландыЦентр поселка зеленыйZandoerle
НидерландыПеред ратушейВалкенбург-ан-де-Гёль
РумынияПамятник героям Урба де Муреш , 2 штуки под открытым небоммежду деревнями Сфынту-Георге и Урба-де-Муреш , по дороге 120, уезд Муреш
РумынияНациональный военный музей, Румыния , 1 штукаБухарест
РумынияВоенный музей, 1 штукаDej
СербияБелградский военный музейБелград
ИспанияMuseo de Unidades Acorazadas и др.Эль-Голосо, Мадрид
ИспанияMuseo Histórico Militar de CanariasCentro de Historia y Cultura Militar de Canarias, Санта-Крус-де-Тенерифе
ИспанияMuseo Histórico Militar de CartagenaКартахена, Мерсия
СирияВоенный музей, 2 штуки [17]Дамаск
Соединенные Штаты АмерикиТанковый музей Американского фонда бронетехникиДанвилл, Вирджиния
Соединенные Штаты АмерикиЧастная коллекцияТуэле, Юта
Соединенные Штаты АмерикиМузей американского наследияСтоу, Массачусетс
Соединенные Штаты АмерикиVFW [18]Коллингсвуд, Нью-Джерси
Соединенные Штаты АмерикиАмериканский Легион2179 Whiteford Rd Whiteford, Мэриленд
Соединенные Штаты АмерикиЧастная коллекция [19]Увальде, Техас
Соединенные Штаты АмерикиАрсенал Национальной гвардии СШАМемориальный бульвар Ютика, Нью-Йорк
ВеликобританияИмперский военный музей Даксфорд [20]Даксфорд
УкраинаМузей Великой Отечественной войныКиев

См. Также [ править ]

  • 7.5 cm Pak 97/38 — трофейная французская 75-мм противотанковая пушка на немецком лафете
  • 7,5 cm Pak 41 — 75-мм противотанковая пушка по принципу выжимного канала ствола.
  • 7.5 cm Pak 50 — укороченная версия Pak 40 L / 30
  • 7,5 cm KwK 40 — немецкая танковая пушка версии Pak 40
  • 7,5 cm FK 7M85 — полевое орудие на базе Pak40

Оружие сопоставимой роли, характеристик и эпохи [ править ]

  • 3 inch Gun M5 — аналог противотанковой пушки США
  • 75 mm Reșița Model 1943 — румынское противотанковое ружье

Ссылки [ править ]

Примечания

  1. Перейти
    ↑ Rada, Tibor (2001).
    Magyar Királyi Honvéd Ludovika Akadémia és a Testvérintézetek Összefoglalt Története (1830-1945)
    (на венгерском языке).
    II
    . Будапешт: Gálos Nyomdász Kft. п. 1114. ISBN 963-85764-3-X.
  2. ^ a b «7,5 см Pak 40» . Panzerworld
    . Проверено 21 октября 2014 года .
  3. ^ а б в г д Фосс, Кристофер (1977). Карманный справочник Джейн буксируемой артиллерии
    . Нью-Йорк: Кольер. п. 27. ISBN 0020806000. OCLC 911907988 .
  4. Перейти ↑
    Bishop, Chris (2002).
    Энциклопедия оружия Второй мировой войны
    . Стерлинг Паблишинг. С. 183–185.
  5. ^ a b Хогг, Ян (1997). Немецкая артиллерия времен Второй мировой войны
    . Лондон: Greenhill Books. С. 43–44. ISBN 1853672610. OCLC 36705743 .
  6. Ronald L. Tarnstrom, Trogen Книги, 1998, балканские Battles
    , стр. 407

  7. Один документ, «Терминальная баллистика», гласит, что производство Panzergranate 40 полностью прекратилось в 1943 году.

  8. Nachrichtenblatt zur Panzerbeschusstafel 7,5 cm Pak 40 L / 46 от ноября 1942 г.
  9. «Первый отчет об испытании немецкой 75-мм противотанковой пушки Pak 40 и семнадцатый отчет о программе артиллерийского вооружения № 5772».
  10. Отдел армии No. 30-4-4 брошюре, «Иностранные военные оружие и оборудование (U) Vol. 1 Артиллерийская (U) от августа 1955 года, этот документ был первоначально классифицирован
  11. «Schusstafel für die 7,5cm Kampfwagenkanone 40»
  12. Nachrichtenblatt zur Panzerbeschusstafel 7,5 cm Pak 40 L / 46
    от ноября 1942 г.
  13. «Перевооружение Австрии: оружие Второй мировой войны» . wwiiafterwwii.wordpress.com
    . 14 июня 2015.
  14. Грандолини, Альберт (1998). Доспехи войны во Вьетнаме (2) Войска Азии
    . Броня на войне 7017. Публикации Конкорд. п. 17. ISBN 9789623616225.
  15. «Museot.fi — Музей передовой линии Ханко» . www.museot.fi
    .
  16. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 3 апреля 2012 года .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
  17. «Военный музей Дамаска (2): Артиллерия» . wordpress.com
    . 31 марта 2012 . Проверено 12 апреля 2022 года .
  18. «75см Пак 40» .
  19. «75см Пак 40» .
  20. «75см Pak 40 L60 (ORD 151)» . Имперские военные музеи
    .

Библиография

  • Энгельманн, Иоахим и Шайберт, Хорст. Deutsche Artillerie 1934-1945: Eine Dokumentation in Text, Skizzen und Bildern: Ausrüstung, Gliederung, Ausbildung, Führung, Einsatz
    . Лимбург / Лан, Германия: CA Starke, 1974
  • Вольфганг Флейшер. Die 7,5-cm Panzerjägerkanone 40
    // Waffen-Arsenal Sonderband S-54. — ПОДЗУН-ПАЛЛАС-ВЕРЛАГ, 1999. — 52 с. — ISBN 3-7909-0665-4 .
  • Вернер Хаупт. Panzerabwehrgeschütze 3,7-cm 5,0-cm 7,5-cm 8,8-cm-Pak 1934-1945 (ohne Selbstfahrlafetten)
    // Waffen-Arsenal Band 117, PODZUN-PALLAS-VERLAG. — 1989. — ISBN 3-7909-0360-4 .
  • Гандер, Терри и Чемберлен, Питер. Оружие Третьего Рейха: Энциклопедический обзор всего стрелкового оружия, артиллерии и специального оружия немецких сухопутных войск 1939-1945 гг
    . Нью-Йорк: Doubleday, 1979 ISBN 0-385-15090-3
  • Хогг, Ян В. Немецкая артиллерия времен Второй мировой войны
    . 2-е исправленное издание. Mechanicsville, PA: Stackpole Books, 1997 ISBN 1-85367-480-X
  • H.Dv. 481/77 Merkblatt fur die Munition der 7,5 cm Panzerjägerkanone 40 (7,5 cm Pak 40)
    , OKH Berlin 1942 г.
  • D 393/1 7,5 см Panzerjägerkanone 40. — Вес 1: Beschreibung, Bedienung und Behandlung.
    — OKH / Heereswaffenamt, Берлин, 1 апреля 1942 г.
  • H.Dv. 119/324 — Schußtafel für die 7,5 cm Kampfwagenkanone 40 (7,5 cm Kw.K. 40), 7,5 cm Sturmkanone 40 (7,5 cm Stu.k. 40) и 7,5 cm Panzerjägerkanone 40 ( 7,5 cm Pak 40) mit Deckblättern 1-17
    ,
    октябрь
    1943 г.

Jagdtiger

Проанализировав опыт применения в боевых условиях различных противотанковых САУ и штурмовых орудий, Управление вооружений летом 1942 года обратилось к идее создания полностью бронированных истребителей танков, вооруженных орудиями больших калибров, с высокой начальной скоростью снаряда.

А осенью того же года Гитлер издал приказ о начале разработки бронированной самоходной противотанковой системы, вооруженной длинноствольным 128-мм орудием. В ходе ее эскизного проектирования, начавшегося в 1943 году, в качестве одного из вариантов рассматривалось перевооружение 128-мм пушкой РаК 44 L/55 самоходки «Фердинанд», однако Управление вооружений продавило использование ходовой части проектируемого танка «Tiger II».

Деревянная модель новой машины была продемонстрирована Гитлеру 20 октября 1943 года в Арисе. Машина произвела на фюрера самое благоприятное впечатление, и было предписано подготовить в следующем году ее серийное производство. 7 апреля 1944 года Гитлер присвоил новой самоходной установке название «Panzerjager Tiger» (SdKfz 186), а 20 апреля 1944 года приступила к ее серийному производству. Первоначальный заказ составлял 100 машин, однако до осени 1944 года с производством не ладилось, а 16 октября 1944 года союзники совершили массированный воздушный налет на , сбросив на них около 143 тонн бомб. После этого здесь до окончания войны было изготовлено не более 20 «Ягдтигров». Всего же за время серийного производства немцы успели выпустить около 70 машин, которые по праву считались самыми мощными противотанковыми САУ периода Второй мировой войны.

Первые «Ягдтигры», вышедшие из ворот завода-изготовителя в марте 1944 года, поступили на вооружение третьей роты 130-го учебного истребительно-противотанкового батальона. После этого все прибывающие на фронт «Ягдтигры» поступали на вооружение 512- и 653-го тяжелых противотанковых батальонов.


«Ягдтигр» («Panzerjager Tiger» SdKfz 186) . «Ягдпанцер VI», а впоследствии — «Панцерягер Тигр» или коротко: «Ягдтигр».

В марте 1945 года первая рота 512-го батальона приняла участие в боях у Ремагенского моста. В это время она имела всего половину штатного состава — 6 «Ягдтигров», но тем не менее успешно уничтожала танки союзников, практически не понеся потерь. Вторая рота в апреле 1945 года принимала участие в боях в Рурском районе, здесь ее САУ за пять дней боев подбили 36…40 американских танков.

Девять «Ягдтигров» 512-го батальона были отправлены в Австрию, где действовали в составе 6-й танковой армии СС. Вечером 9 мая 1945 года остатки подразделения в составе трех САУ, собрав все доступное горючее, прорвались к демаркационной линии, уничтожив по пути два танка ИС-2 и два Т-34, после чего сдались американским войскам.

653-й тяжелый противотанковый батальон вступил в бой в начале декабря 1944 года в составе 5-й танковой армии, нанеся большие потери наступавшим англо-американским танковым частям. Так 7 декабря один «Ягдтигр», оседлавший перекресток дорог, за три часа уничтожил 19 «Шерманов», не получив за время боя ни одной пробоины (по заверениям немцев, американцы даже стреляли из рук вон плохо и добились всего четырех касательных попаданий за все время боя).


«Ягдтигр».Чертеж истребителя танков.

Сборка ходовой САУ Jagdtiger (как и самого танка Тигр II) была самой трудоемкой операцией, которая существенно задерживала процесс производства. Именно поэтому конструкторским бюро Фердинанда Порше в порядке частной инициативы было сделано предложение об использовании на данной САУ подвески, аналогичной той, что устанавливалась на ПТ-САУ «Фердинанд».

Ее особенностью было то, что торсионы находились не внутри корпуса, а снаружи внутри специальных тележек. Каждый из таких продольно расположенных торсионов обслуживал по 2 опорных катка. Выигрыш в массе при использовании такой подвески составлял 2 680 кг. Помимо этого, установка и закручивание торсионов стандартной подвески фирмы Хеншель было возможно только в собранном корпус, в строгой последовательности при применении специальной лебедки. Замена балансиров подвески и торсионов могла выполняться только в заводских условиях. Сборка же подвески конструкции Порше могла выполняться отдельно от корпуса, а монтаж осуществлялся без использования специального оборудования. Ремонт и замена узлов подвески могли осуществляться во фронтовых условиях и не представляли особых трудностей.

Всего с подвеской конструкции Порше было изготовлено 7 машин (5 серийных образцов и 2 прототипа), первый «Ягдтигр» с подвеской Порше вышел на испытания даже раньше, чем САУ с подвеской Henschel. Тем не менее, не смотря на все преимущества подвески Порше, по рекомендации Управления вооружений в серию пошла другая машина. Главной причиной были более чем натянутые отношения между известным конструктором и чиновниками министерства, а также поломка одной из тележек в ходе испытаний, которая, к слову, произошла по вине компании изготовителя. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что в Управлении вооружений хотели добиться максимальной унификации между САУ и танком «Королевский тигр».


«Ягдтигр» с подвеской конструкции Порше.

Всего за период с июля по апрель 1945 года в Германии было собрано от 70 до 79 подобных самоходок, поэтому о каком-либо массовом их применении не было и речи. Чаще всего САУ «Ягдтигр» вступали в бой повзводно, или поштучно, входя в состав наспех сформированных боевых групп. Ходовая часть машины была слишком перегруженной, что приводило к низкой подвижности и частым поломкам. По этой причине в конструкции САУ предусматривалась установка двух стационарных подрывных зарядов. Один находился под казенником пушки, второй под двигателем. Большая часть САУ была уничтожена своими же экипажами, при невозможности отбуксировать машину в тыл. Применение «Ягдтигров» носило эпизодический характер, но любое их появление в бою было большой головной болью для союзников. Установленная на САУ пушка позволяла без проблем поражать любой танк союзников с запредельной дистанции в 2,5 км.

Тактико-технические характеристики Jagdtiger

  • масса: 75,2 т.
  • вооружение: 128-мм пушка StuK44 L/55, 7,92-мм пулемет MG-34
  • боекомплект: 40 снаряда, 1500 патронов
  • бронирование: от 40 до 250 мм.
  • двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL HL230Р30, мощностью 700 л.с.
  • максимальная скорость: по шоссе – 36 км/час, по пересеченной местности – 17 км/час
  • габаритные размеры: длина 10,654 м., ширина 3,625 м., высота 2,945 м.
  • экипаж: 6 чел.
  • запас хода: по шоссе – 170 км., по пересеченной местности – 120 км.

128-мм пушкой планировалось вооружить и самый крупный танк Второй мировой войны — «Маус» (Тип 205). Несмотря на указание Гитлера, отданное в июне 1943 года, заменить ее более мощной 150-мм пушкой, на единственный полностью готовый прототип танка была установлена башня именно с 128-мм пушкой KwK.44 L/55. Она была установлена в общей литой маске с 75-мм пушкой и пулеметом MG 34. На дне башни размещался компрессор, предназначенный для продувки канала ствола после выстрела. Боекомплект 128-мм пушки составлял 68 выстрелов раздельного заряжания. После установки вооружения, 3 октября 1944 года танк «Маус» (прототип 205/1) испытывался на полигоне в Кумерсдорфе, однако информации о том, проводился ли отстрел вооружения, не имеется.

С началом войны с Советским Союзом буксируемые зенитки оказались единственными орудиями немцев, способными уверенно поражать советские танки КВ и Т-34 с расстояния в 1,5 км и более. Однако некоторые их конструктивные особенности, в первую очередь высокий профиль, делали их малопригодными для маскировки на местности, а следовательно, для использования в противотанковой обороне. Соответственно, были предприняты усилия по созданию на основе баллистики имеющихся зениток специализированных противотанковых орудий. Так появилась 88-мм противотанковая пушка PaK 43, разработанная на базе 88-мм зенитки («Gerät 42») и принятая на вооружение в 1943 году. Она без проблем поражала любой танк союзников в лобовую проекцию на всех разумных дистанциях боя.


128-мм противотанковое орудие в транспортном положении на трехосном лафете

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]