Эта статья включает в себя список общих ссылок , но он остается в значительной степени непроверенным, поскольку в нем отсутствует достаточное количество соответствующих встроенных ссылок . Пожалуйста, помогите улучшить эту статью, добавив более точные цитаты. |
Тип самоходной противотанковой пушки
17пдр СП М10 «Ахилл» | |
Самоходная противотанковая пушка M10 Achilles с характерной длинноствольной высокоскоростной британской 17pdr , в Ла-Рош-ан-Арденн , Бельгия | |
Тип | Самоходная противотанковая пушка |
Место происхождения | объединенное Королевство |
История производства | |
Производитель | Фишер Танк Арсенал Гранд Блан, Мичиган — преобразован Королевским Арсеналом , Вулидж |
Нет построено | 1,100 |
Характеристики | |
Масса | 29,6 тонны (65000 фунтов) |
Длина | 7,01 м (23 футов 8 1 ⁄ 4 дюйма) с пистолетом5,97 м (19 футов 7 дюймов) без пистолета |
Ширина | 3,05 м (10 футов) |
Высота | 2,57 м (8 футов 2 дюйма) |
Экипаж | 5 (командир, заряжающий, наводчик, помощник заряжающего, механик-водитель) |
Броня | От 9 до 57,2 мм (от 0,3 до 2,3 дюйма) |
Основное вооружение | Ordnance QF 17 pounder (76,2 мм) 50 снарядов |
Вторичное вооружение | 0,50 кал (12,7 мм) Броунинг M2HB А.А. Пулемет 420 патронов 0,303 (7,62 мм) Брен пулемет [1] |
Двигатель | Дизель General Motors 6046 (твин 6-71 ) 375 л.с. (276 кВт ) |
Мощность / вес | 12,5 л.с. / тонна |
Приостановка | Вертикальная спиральная пружинная подвеска (VVSS) |
Рабочий диапазон | 300 км (186 миль) |
Максимальная скорость | 51 км / ч (32 миль / ч) |
17pdr SP Ахилл
(официально
17 фунтовых, Самоходный Ахиллес
) был британским вариантом американского М10 САУ вооружившись британским Ordnance QF 17 фунтовых высокой скорость 76,2 мм (3 дюйма) противотанковая пушка на месте M10 значительно менее мощная 3-дюймовая (76,2-мм) пушка M7 . В общей сложности 1100 M10 были переоборудованы в Achilles, что сделало его второй по численности боевой бронированной машиной с 17-фунтовой пушкой после Sherman Firefly .
Название «Ахиллес» было официально обозначением как 3-дюймовой, так и 17-фунтовой версии (как Achilles I / II и Achilles Ic / IIc соответственно), но мало использовалось во время Второй мировой войны ; в то время машина была называемый 17pdr M10, или 17pdr SP M10, или даже иногда «Firefly». С тех пор его стали идентифицировать почти исключительно с 17-фунтовой версией.
Истоки [ править ]
После успешных кампаний Германии 1939–41 гг. В доктрину бронетехники США была включена идея быстрых, легкобронированных машин, несущих высокоскоростные противотанковые ружья, как лучшего способа борьбы с быстро движущимися остриями бронетанковых войск немецкого блицкрига . M10 был основан на шасси M4 Sherman, но имел более тонкую, но более наклонную броню , чтобы соответствовать требованиям к высокой скорости для танка. В то же время британцы изучали возможность разработки низкофюзеляжной самоходной истребительной установки танков , желательно с поворотной башней на 360 градусов, с броней, способной противостоять немецкой 5 cm KwK 39стандартная 50-мм пушка на 800 ярдах и установка 17-фунтовой пушки. Однако с появлением M10 на поле боя в конце 1942 года британские планы создания башенной самоходки были отменены.
Броня M10 обеспечивала хорошую защиту от 50-мм орудия, установленного на большинстве немецких танков и противотанковых орудий. Впервые M10 стал доступен британцам в 1943 году. Эти машины были с открытым верхом и оснащались 3-дюймовым (76,2-мм) американским орудием M7 , которое было значительно более мощным, чем 6-фунтовая орудие Ordnance QF, которое устанавливалось на британские танки типа периода и имел равную мощность с 7,5 cm KwK 40, используемым на Panzer IV и Sturmgeschütz III .
ТТХ Achilles
Пожалуй, начать стоит с того, что в нашем распоряжении имеется весьма достойный для ПТ-САУ шестого уровня запас прочности, а также отличная базовая дальность обзора в 370 метров, что очень радует.
Однако ахиллесовой пятой нашего британца по праву можно считать параметры живучести. Первое, что сразу же бросается в глаза при виду этой самоходки, танк Achilles
имеет раздутый и высокий силуэт, то есть габариты у нас довольно сарайные, из-за чего маскировка не самая лучшая.
В то же время дела с бронированием обстоят никак не лучше. Давайте начнем с очень большого корпуса и в лобовую проекцию нас пробивают все, даже танки пятого уровня не испытывают с этим трудностей. Все дело в том, что даже при хорошем наклоне у Achilles характеристики
бронирования ВЛД не превышают 68 миллиметров.
С башней ситуация ненамного лучше, так как большая маска орудия, даже с учетом небольших наклонов, имеет приведенную толщину около 82 миллиметров, за ней у нас пустота, то есть пробить Achilles танк
в лоб не составит труда даже пятым уровням.
К сожалению, о бортах в нашем случае и говорить нечего. Даже под углом хилые 24 миллиметра в борту корпуса пробиваются легко, башня по толщине сбоку почти такая же и особенно стоит опасаться фугасов, ведь они, скорее всего, будут наносить нам полный урон.
Однако среди всего этого многообразия посредственности у есть и сильная сторона – ходовые качества. Имеется в виду, что максималка у самоходки хорошая, динамику вовсе замечательная, да и маневренность на весьма достойном уровне.
Дизайн [ править ]
Самоходная противотанковая пушка Achilles 17pdr пересекает реку Савио на автомобиле Churchill ARK, который был сбит в реку, 24 октября 1944 г.
17-pdr SP Achilles представлял собой модифицированную M10, принципиальным отличием которой было орудие. Основным вооружением Achilles была 17-фунтовая пушка Ordnance QF , значительно более мощная, чем 3-дюймовая (76,2-мм) пушка M7, установленная на стандартной M10. Единственный устанавливаемый сверху крупнокалиберный пулемет M2 Browning калибра .50 был сохранен.
17-фунтовая пушка, установленная на Achilles, могла пробивать около 140 мм брони на 500 м (550 ярдов) и 131 мм на 1000 м (1100 ярдов), используя стандартные бронебойные, закрытые, баллистические боеприпасы (APCBC), поражающие на 30 -градусный угол. При поставке боеприпасы с бронебойным подкалиберным снарядом (APDS) могли пробивать около 209 мм (8 дюймов) брони на 500 м и 192 мм на 1000 м под углом 30 градусов, хотя точность снаряда APDS была низкой во время война. Для сравнения, пушка M7 на стандартном M10 с использованием того же типа боеприпасов (APCBC) пробивала 98 мм брони на 500 м под углом 30 градусов и 88 мм брони на 1000 метров под углом 30 градусов. Только с высокоскоростным бронебойным поражением ( HVAP) боеприпасы сравнивали эту пушку с 17-фунтовой пушкой: боеприпасы могли пробивать 140 мм на 500 м под углом 30 градусов и 127 мм на 1000 м под углом 30 градусов. Однако боеприпасов HVAP было очень мало, тогда как стандартные 17-фунтовые боеприпасы были доступны в огромных количествах для англичан.
Для 17-фунтовой пушки требовался противовес, установленный за дульным тормозом на ее длинном стволе. Это придавало Achilles характерный внешний вид по сравнению со сравнительно короткоствольным, без тормозов и полностью прямым стволом M10. Как только немцы обнаружили эффективность пушки Ахилла на том же лафете M10, что и гораздо менее мощная пушка M7, были предприняты попытки замаскировать 17-фунтовую пушку, покрасив ее тормоз и противовес.
В Ахиллес были внесены два других изменения материала: добавление броневых листов толщиной 17 мм (0,67 дюйма), приваренных к передней части и бокам M10 для повышения броневой защиты, и открытая башня M10 была оснащена экраном толщиной 20 мм для обеспечивают защиту от накладных угроз. [ необходима цитата
]
Преимущества и недостатки
Играя на любом танке в нашей игре, крайне важно понимать его основные сильные и слабые стороны, ведь на этих знаниях строится тактика поведения в бою. Конечно, все уже было сказано в разборе общих характеристик и параметров орудия, но для большей наглядности лучше выделить преимущества и недостатки Achilles WoT
отдельно. Плюсы: Отличный показатель обзора; Хорошая подвижность; Высокая скорострельность и ДПМ; Достойные параметры пробития; Хорошая точность; Наличие полностью вращающейся башни. Минусы: Плохое бронирование; Сарайные габариты и слабоватая маскировка; Маленький альфастрайк; Плохие углы вертикальной наводки.
Производство [ править ]
Немецкие военнослужащие осматривают Ахиллес из 245-й батареи 62-го полка Королевской артиллерии, подбитый тремя проникающими попаданиями в башню в Нормандии, 1944 год.
ПТ-САУ Achilles 17-pdr использует здание в качестве укрытия в Хассуме , недалеко от Гоха в Германии, 20 февраля 1945 года.
Желание установить 17-фунтовую пушку на M10 было обусловлено степенью сложности установки 17-фунтовой пушки на самом танке. К счастью для британцев, первые партии M10 имели легко модифицируемую установку орудия, чтобы облегчить будущую замену старой 3-дюймовой пушки M7 на новую 76-мм пушку M1 . Такая конструкция установки орудия позволила британцам заменить 3-дюймовую пушку 17-фунтовой пушкой. В 1943 году англичане получили около 845 машин, но из второй версии M10 только марка T71, предназначенная для установки орудия M1, могла нести 17-фунтовую пушку. [2]
Британцы планировали переоборудовать около 1000 M10 в 17-фунтовые вооруженные варианты для Нормандии, но по какой-то причине переоборудование не было начато до апреля 1944 года. Ко дню «Д» было переоборудовано только около 124 M10; однако количество переоборудованных машин после дня «Д» увеличилось, и к концу года было переоборудовано 816 M10, 152 единицы только в ноябре. Тем не менее, небольшое количество в день «Д» означало, что многие британские подразделения сошли на берег со стандартными M10, а потери в подразделениях Achilles часто заменялись стандартными 3-дюймовыми M10.
В качестве самоходной противотанковой пушки и Ахиллес, и стандартные M10 были распределены и эксплуатировались полками Королевской артиллерии . Около 1650 M10 были получены англичанами во время войны, из них 1100 были переоборудованы в 17 pdr к ее концу.
Стиль игры.
Ахиллес – универсальная машина, которая способна легко перемещаться по полю боя и поддерживать атаку, возвращаться на сбитие захвата или прикрытие фланга. Орудие «дырокол» не представляет опасной угрозы от одного выстрела в 150 единиц, но при своей скорострельности, урон в минуту достигает 2000 очков, а это больше, чем прочность любой машины, которая встречается Achilles-у в бою.
Штурм в первых рядах – не лучшая идея, так как наша ПТ-шка лопнет даже от «фугаса», особенно высокоуровневых машин. Строим бой позади своих собратьев, прикрываем фланги, поддерживаем атаку и настреливаем урон, пока на нас не обратили внимания, затем переезжаем, пропадаем «из засвета» и повторяем манёвр.
Оперативное использование [ править ]
Стандартным противотанковым орудием, используемым в пехотных частях британской армии, была 6-фунтовая, небольшая легкая пушка, способная победить более обычные немецкие Panzer IV и Sturmgeschütz с обычными боеприпасами, но не более тяжелые Panther и Tigers. Британская пушка следующего поколения, 17-фунтовая, могла справиться с Тиграми и Пантерами, но имела гораздо более длительное время установки перед боем, чем 6-фунтовая пушка, из-за ее большего размера, что часто требовало дня для полной подготовки к бою.
В результате англичане использовали «Ахиллес» в качестве быстро развертываемого противотанкового орудия, способного усилить позицию, занятую пехотой, и контратаковать немецкие силы, в то время как более медленные буксируемые 17-фунтовые орудия были подняты и окопаны на более длительный срок. термин защитное присутствие. Это имело то преимущество, что ослабляло слабую броневую защиту Ахилла, поскольку использование его в обороне обычно позволяло ему произвести первый жизненно важный выстрел. Это соответствовало оригинальной концепции конструкции машины, призванной ослабить тактику немецкой атаки «блицкриг». Башня M10 / Achilles имела исключительно медленный ручной поворот башни, что было ограниченным тактическим недостатком, когда танк использовался только в оборонительных целях. Таким образом, они имели преимущество перед немецкими Stugs, у которых не было поворота башни. Однако Stug ‘Низкий профиль и тяжелая броня были важными активами, которые позволили ему добиться успеха в различных тактических условиях. Обычно британцы использовали M10 и Achilles в атаке только в целях поддержкиТанковые части Черчилля , которым не хватало связанных 17 танков с ПДР, которые были у танковых частей Шермана и Кромвеля .
Ахиллес сошел на берег в день «Д», снаряжая подразделения Королевской артиллерии и Королевской канадской артиллерии в бронетанковой дивизии или корпусных противотанковых полках. Типичный авиационный полк будет иметь 4 батареи, 2 буксируемых 17-фунтовых батареи, 1 ахилловую батарею и 1 батарею M10. Батарея M10 была заменена второй батареей Ахиллеса, когда стало доступно больше автомобилей. Возможно, наиболее успешные действия «Ахиллеса» провели отряд B 245-й батареи 62-го противотанкового полка Королевской артиллерии, прикрепленной к легкой пехоте Royal Hamilton во время операции «Чарнвуд» . Южнее Бурона, контратака смешанных сил танков Panzer IV и Panther.12-го танкового полка СС был разгромлен Ахиллесом и 17-фунтовыми противотанковыми орудиями 245-й батареи 62-го противотанкового полка. Тринадцать немецких танков были уничтожены в одном из самых успешных противотанковых сражений кампании: четыре самоходки были потеряны, еще четыре были повреждены. [3]
«Ахиллес» с железной пятой
Британская система бронетанкового вооружения к началу Второй мировой войны оказалась в довольно странном положении. Страна, которая первой изобрела самоходные артиллерийские установки, осталась совсем без машин этого класса. Попытки догнать другие державы не увенчались успехом. Для артиллерийской поддержки пехоты на шасси
«Валентайна»довольно быстро соорудили «Бишоп» — эта машина явно оставляла желать лучшего, но на помощь пришли канадцы со своими«Секстонами»и американцы с«Пристами». С истребителями танков дело обстояло ещё хуже: если «Бишоп» оказался пусть и посредственной, но вполне боеспособной машиной, то«Черчилль Кэрриер»было стыдно показать в приличном обществе. Пришлось вновь опираться на зарубежные поставки, при этом полученные американские истребители танков в Великобритании доработали. Об этом и пойдёт речь ниже.
Скоростной истребитель
Вооружённые силы США сформировали новую концепцию истребителя танков в начале 40-х годов после изучения немецкой тактики во французской кампании мая-июня 1940 года. Главной особенностью истребительно-противотанковых батальонов признали подвижность, при этом вначале они были вооружены лишь 37-мм орудиями, буксируемыми «джипами». Уже бои в Северной Африке в 1941 году показали, что такой пушки для борьбы с новейшими вражескими танками не хватит.
Сборка истребителя танков M10 на
В 1942 году начался выпуск более мощной 57-мм пушки M1, скопированной с британской 6-фунтовки, но американские военные отнеслись к этой пушке прохладно. Для собственных нужд была разработана 76-мм пушка с баллистикой зенитки образца 1918 года, но тут американцы встретились с той же проблемой, что и другие армии, принявшие на вооружение противотанковые орудия класса 75–76 мм — высокой массой. Трёхдюймовка весила почти в два раза больше 57-мм пушки, и перемещать её по полю боя силами расчёта стало довольно сложно. Буксировать пушку лёгким и подвижным «джипом» тоже не получалось, и в качестве тягача применяли полугусеничный бронетранспортёр M3.
Как и остальные встретившиеся с этой проблемой, американцы решили её путём установки тяжёлого орудия на самоходное шасси. На шасси довольно удачного «Шермана», а именно его дизельного варианта M4A2 американцы получили опытный истребитель танков T54E1 с открытой сверху вращающейся башней. По сравнению с исходным танком бронирование ослабили, но это не считалось большой проблемой, так как во главу угла ставилась именно подвижность. В июне 1942 года американский Отдел вооружений рекомендовал принять машину на вооружение, и в сентябре 1942 года она была стандартизирована под индексом Gun Motor Carriage M10.
Истребитель танков на шасси от «Рэма» визуально не слишком отличался от американской машины
В Британском Содружестве о новом истребителе танков узнали весной 1942 года. В поисках «первоклассного истребителя танков» для своих союзников канадские военные обратились к США в мае 1942 года. Про T54E1 им рассказали, но поставлять такие машины в войска или даже предоставить экземпляр для испытаний американцы не собирались. Был найден компромисс. В Канаде уже шло производство собственного среднего танка. «Рэм», как и «Шерман», создавался на основе американского Medium Tank M3, так что в постройке M10 на шасси канадского танка не видели большой проблемы. Американцы обещали поставить орудие, башню, башенный погон и комплект чертежей. Канадская сторона поставляла танк «Рэм», броню для прототипа и средства на доработку.
3 сентября 1942 года на проект выделили 75 000 канадских долларов. Однако наличие финансирования ещё не означало, что проект будет успешно выполнен. В отличие от артиллеристов, Отдел вооружения и снабжения особого энтузиазма по отношению к канадско-американскому гибриду не проявлял, считая, что для страны более приоритетной задачей является разработка «Секстона» и 3,7-дюймовой зенитки на шасси танка «Рэм». Поэтому прибывшая на башня T35E1 почти два месяца собирала пыль, прежде чем работа над истребителем танков началась.
Ram 3-inch SP, вид сзади. Через открытый люк виден мотор R-975
Удача вновь обошла проект, обозначенный как 3-дюймовая самоходная пушка на шасси «Рэм» (Ram 3-inch SP), стороной. Оказалось, что башенный погон, механизм поворота и подъёмный механизм, полученные у американцев, изношены до такой степени, что фактически непригодны для использования. Башню пришлось вернуть в Детройт, где пушку переставили в серийную башню M10 и отправили обратно в Канаду. Обмен обошёлся канадскому правительству в 22 000 долларов. Наконец, 11 декабря 1942 года новую башню установили на корпус. Как и в случае с M10, шасси «Рэма» не осталось в исходном виде. Литой верх корпуса заменили сварной конструкцией, как и у американской самоходки. В отличие от дизельной M10, канадская самоходка собиралась на шасси с бензиновым двигателем R-975.
Канадский вариант истребителя танков M10 послали на артиллерийский полигон в Петававе, где 29 декабря начались испытания. Несмотря на скверную погоду, в которую совсем было невозможно использовать телескопический прицел, — эффективная дистанция прицеливания с помощью панорамы не превышала 1000 ярдов или 917 метров, — артиллеристы дали самоходке добро. 7 января машина вернулась на завод, где её подготовили к отправке в Великобританию. 6 февраля канадский M10 убыл из Галифакса.
Машина поступила на британский полигон 5 апреля, испытания начались 21 апреля и закончились 5 мая. Британские артиллеристы раскритиковали американские решения. Башня оказалась неуравновешенной, из-за чего наводить её при крене более 10° не представлялось возможным. Мотора поворота башни не было. Британцы смонтировали вспомогательный маховик поворота башни для командира, но это стало лишь полумерой. На танк установили мотор поворота башни , снятый с танка «Рэм» а также 860-кг противовес, но и это решение оказалось неудовлетворительным. Оптика тоже не понравилась британцам: по их мнению, американские прицелы стоило заменить отечественными, а также добавить командиру перископ, чтобы он мог наблюдать за полем боя, не высовываясь из башни.
На фоне жёсткой критики канадской конструкции довольно странно смотрится тот факт, что британцы приняли M10 на вооружение, причём до конца года в Великобританию прибыло 845 этих истребителей танков, а к концу войны — уже 1648. Самоходке дали имя «Ахиллес». Машины с ранней башней именовались «Ахиллес» Mk.I, а более поздние, с более уравновешенной башней — «Ахиллес» Mk.II. В войсках имя не прижилось, и в документах самоходка называлась просто M10 или 3-inch SP M10.
Ram 3-inch SP, вид спереди. Канадское происхождение выдают фары и траки WE-210
Британские артиллеристы были во многом правы: M10 оказался весьма далёк от идеала и действительно имел множество недостатков. Увы, но выбирать им особенно не приходилось. Собственный «Челленджер», хотя и имел более мощную 17-фунтовую пушку, вызывал как минимум не меньше вопросов. В мае 1943 года артиллеристам показали прототип истребителя танков на шасси «Валентайна», в который ценой довольно необычной компоновки сумели втиснуть 17-фунтовку. Но и эту машину тоже требовалось дорабатывать, а вот M10 можно было заказать прямо сейчас. Однако это не означало, что британцы собирались мириться с дефектами американской конструкции. Вдобавок к рутинному устранению, которое проходили все американские машины, «Ахиллес» стали готовить к куда более серьёзной модернизации.
Другие 76 мм
Проект под названием «17-pdr. Mk.II gun in M-10 Chassis» впервые появился в переписке к началу сентября 1943 года. Первоначальный анализ уже указывал на то, что в башню придётся ставить противовес из-за возросшего веса орудия. В отличие от «Шермана», у которого эту функцию выполнял короб для радиостанции, на M10 пришлось приваривать стальные блоки, хотя был описан и вариант, в котором роль противовеса играла боеукладка на 18 выстрелов, защищённая 40-мм бронёй.
Новенькие M10 на в Детройте, 1943 год. Канадский эрзац так и не понадобился, всем хватило американских истребителей танков
К 15 декабря британцы приступили к конверсии, для чего выбрали машину с поздней башней, получившей прозвище «утиный клюв». Для того чтобы 17-фунтовка поместилась в установку, пришлось слегка подрезать люльку. Также надо было изготовить новую маску, так как после установки в неё британской пушки осталась щель шириной 1,5 дюйма. Пришлось заново выполнить некоторые расчёты, так как дульный тормоз у выделенного для конверсии орудия весил 45 фунтов (20,4 кг) вместо расчётных 35 фунтов (15,9 кг). Пушку тоже доработали, так как в исходном виде она в башню не помещалась. Спусковой механизм поместили над люлькой, заменили автоматику. Вместе с орудием заменили и прицельные приспособления: 17-фунтовку можно было наводить на цель с помощью артиллерийского прицела №9, клинометра Mk.IV, телескопического прицела №51 и алидады.
Боевой вес новой машины без экипажа достиг 28,4 тонны. В отличие от «Шермана» с 17-фунтовкой, который заметно потяжелел по сравнению с исходной машиной, M10 перенёс конверсию куда легче. Полная длина машины выросла буквально на полметра и составляла 24 фута 2 дюйма (7366 мм) с орудием в переднем положении или 24 фута (7315 мм) с башней, развёрнутой назад. Высота и ширина машины остались прежними. В отличие от «Файрфлая», не изменился и состав экипажа: в него входили водитель, помощник водителя (он же радист, так как радиостанция №19 устанавливалась в корпус, а не в башню), командир, заряжающий и наводчик. Британцы решили, что при надобности в машину можно будет поместить ещё одного члена экипажа.
Пехота едет на броне «Ахиллеса». На кадре хорошо видны характерный дульный тормоз и противовес 17-фунтовки
Переделка не заняла много времени, и первые испытания стрельбой прошли уже 23 декабря. Всего выпустили 10 снарядов. Результаты испытаний оказались неоднозначными. С одной стороны, концепция работала, крупных дефектов не проявилось, следов деформаций испытатели не нашли. С другой стороны, длина отката получилась недостаточной для работы автоматики, а накатник посылал орудие вперёд слишком резко. Саму установку также надо было доработать, так как орудие в ней вращалось при стрельбе.
Доработанную автоматику вновь испытали 19 января. При стрельбе бронебойными снарядами механизм работал удовлетворительно до 40-го выстрела, после чего накат ствола оказался неполным. Также из пушки вели огонь осколочно-фугасными снарядами. Автоматика работала удовлетворительно только при начальной скорости снаряда 2300 футов (700 метров) в секунду и более, что давало откат в 9,8 дюйма (250 мм). К этому времени изменился не только механизм автоматики: с 14 января проект начали называть 17-pdr. M10 SP: 17-фунтовая самоходная пушка на шасси M10.
Вдали от Трои
Конструкцию посчитали боеспособной к марту, и проект в Танковом конструкторском отделе (Department of Tank Design — DTD) закрыли. Однако над темой ещё следовало потрудиться. Армия оценила проект высоко и заказала 1000 машин, но к маю 1944 года стало ясно, что к высадке в Нормандии будет готово всего 100 из них. Согласно английской системе, машины с 17-фунтовкой получили литеру «С» в обозначении: «Ахиллесы» со старой башней именовались Mk.IC, а с новой — Mk.IIC. Впрочем, в переписке такой индекс практически не использовался, а в войсках машина в основном называлась просто «17-фунтовой M10» (17-pdr. M10).
«Ахиллес» с импровизированной крышей на дороге на Косфельд, Западная Германия, 30 марта 1945 года
На фронте «Ахиллесы» как с 76-мм пушкой, так и с 17-фунтовкой концентрировались в противотанковых полках бронетанковых дивизий. Также в качестве противотанкового усиления группу M10 могли придать батальону или полку «Черчиллей», так как даже тяжелобронированный «Черчилль» Mk.VII имел 75-мм пушку, аналогичную стоявшей на американском «Шермане». Возимый боекомплект красноречиво говорил о том, для чего предназначались самоходки: M10 с 76-мм пушками имели 19% выстрелов с бронебойными снарядами с бронебойным наконечником (APC) M62, 48% выстрелов с бронебойными снарядами M79, и всего 33% осколочно-фугасных выстрелов.
В случае нехватки какого-либо типа боеприпасов недостаток восполнялся выстрелами с бронебойными снарядами. M10 с 17-фунтовками, у которых осколочно-фугасный снаряд был ещё менее эффективным, соответственно, делали ещё больший упор на бронебойные: 85% выстрелов с бронебойным снарядом с бронебойными и баллистическими наконечниками (APCBC) и лишь 15% с осколочно-фугасными снарядами. Истребители танков довольно быстро доказали свою ценность в бою. Например, 8 июля 1944 года при столкновении с немецкими танками из 12-й танковой дивизии СС «Ахиллесы» из 10-го бронетанкового полка уничтожили 13 их них (в некоторых источниках противниками M10 называются «Пантеры») ценой четырёх уничтоженных и четырёх подбитых M10.
Для защиты боевого отделения сверху во фронтовых частях разрабатывали собственные крыши, которые отличались друг от друга. Это крыша спроектирована силами ремонтников 12-го бронетанкового корпуса
Самоходные истребители танков оказались гораздо эффективнее буксируемых 17-фунтовых орудий, так как те выдвигались на огневые позиции слишком медленно. По мере продвижения вглубь Франции репутация самоходок только росла, так как выяснилось, что «Пантеры» будут отнюдь не редким противником вроде «Тигра», применяемого в составе особых частей, а довольно обычным средним танком. 17-фунтовка была способна пробить толстую лобовую броню корпуса «Пантеры», а 76-мм пушка могла бронебойными снарядами поразить маску её пушки.
Пригодились и осколочно-фугасные снаряды. Например, в бронетанковой сводке Средиземноморского театра военных действий за февраль 1945 года описан случай, когда взвод M10 столкнулся с немецким самоходным орудием, которое смогло подбить три из пяти британских истребителей танков. Оставшиеся два спрятались за строениями, в стенах которых они осколочно-фугасными снарядами проделали бойницы. Стреляя из укрытий, уцелевшие экипажи смогли подбить немца.
Схема крыши конструкции 62-го противотанкового полка
Однако у самоходок имелись свои недостатки. В основном экипажи жаловались на слабую защиту. Если борта, корма и лоб были защищены от пуль и осколков, то экипаж в башне сидел под открытым небом и часто поражался сверху. Доставалось и боеприпасам в укладке первой очереди. Этот недостаток привёл к разработке крыш, которые устанавливали в полевых условиях. Так как решение было импровизированным, конструкции отличались друг от друга. Например, в 8-й армии приварили внушительную крышу толщиной 20 мм, в которой вырезали люки. Створки люков имели толщину всего 9 мм, так как лёгкость открытия обоснованно считалась важнее равномерного бронирования. В 21-й группе армий разработали собственную крышу толщиной 10 мм. В крыше вырезали пять люков: три для входа и выхода экипажа, два для стрельбы из зенитного пулемёта.
Для обеспечения обзора крыша устанавливалась на высоте 11 дюймов (28 см) над башней. К ней приваривались отражатели из мягкой стали для предотвращения рикошета пуль и осколков вовнутрь. Похожую конструкцию, собранную из полудюймовых (12,7 мм) плит придумали и в 5-й армии. Однако не все офицеры согласились с необходимостью такой модификации. По мнению многих артиллеристов, установка крыши на самоходке — не что иное, как попытка создать эрзац-танк, после чего такие машины заберут танкисты. Но даже если M10 удастся отстоять, жертвовать обзором ради дополнительной защиты не стоит. Справедливости ради, стоит отметить, что аргументы против дополнительной защиты исходили от старших командиров, которым не приходилось воевать в открытых башнях лично.
Ещё один вариант крыши
Установка крыши не была единственной доработкой машины, сделанной в полевых условиях. Например, в некоторых частях добавили под казёнником дополнительную укладку на 30 выстрелов для орудия, доведя боекомплект «Ахиллеса» до 84 выстрелов.
Предсказуемо выяснилось, что M10 страдают от всех недугов, типичных для «Шерманов» — к примеру, быстрого износа бандажей опорных катков и траков. Проявились и новые проблемы — например, решётки защиты глушителей снимались при установке оборудования для прохождения брода или буксирного крюка, после чего выхлопные газы летели прямо в лицо экипажу следующей за M10 машины. Выхлоп был густым, и экипажи боялись, что он выдаёт их на марше.
Однако некоторые командиры не считали это существенным недостатком. По их мнению, из-за наличия глушителя M10 мог действовать куда более скрытно, чем M36 «Джексон»/«Слаггер». Можно было смело передвигаться в непосредственной близости от собственной пехоты, не привлекая огня противника. Отсутствие подбашенной корзины, которое некоторые записывают в минусы «Ахиллеса», приветствовалось артиллеристами, так как без неё все пять членов экипажа могли спать на полу боевого отделения.
«Ахиллес» форсирует реку Савио в Северной Италии по мостоукладчику «Черчилль Арк», 1944 год. Слева видна разбитая «Пантера»
В отличие от «Шерманов», на M10 не было вспомогательного мотора для генератора, и для заряжания батарей приходилось расходовать ресурс двигателя. Не нравилось экипажам и отсутствие экранирования боеукладок, которое на «Шерманах» к этому времени уже провели.
Самоходные орудия M10 составляли большую часть британских истребителей танков в северо-западной Европе и Италии даже после того, как в войска стали поступать «Арчеры». Опрос, проведённый в Италии в конце 1944 года, указывал на то, что артиллеристы довольны своими машинами. На «Ахиллесы» жаловались реже, чем на «Арчеры», а недостатки оказались менее существенными. Для M10 было легче добыть запчасти, экипажи ценили взаимозаменяемость деталей с танками, с которыми они взаимодействовали, а также способность двигаться с одним повреждённым двигателем. Кроме того, порой пехотинцы путали силуэт «Арчера» с немецкими истребителями танков, так что воевать на «Ахиллесе» считалось безопаснее и с точки зрения дружественного огня.
«Ахиллес» в танковом музее в Бовингтоне, Великобритания
«Ахиллес» показал себя на фронте с самой лучшей стороны. Как и «Шерман Файрфлай», эти машины стали грозными противниками для немецкого «зверинца». Однако если в случае с «Шерманом» танкисты стремились либо поместить 17-фунтовку в более крупную башню, как на «Центурионе» или «Чёрном Принце», или же поставить пушку поменьше в башню приемлемых размеров, как на «Комете», то самоходчики, видимо, остались довольны своими «Ахиллесами». До конца войны машину так ничем и не заменили, и M10 может смело претендовать на звание лучшего британского истребителя танков времён Второй мировой войны.
Источники:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
См. также
- ссылка на семейство техники;
- ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
- тема на оф. форуме игры;
- страница на Википедии;
- страница на Aviarmor.net;
- другая литература.
Achilles — ПТ-САУ 6 уровня Британии, добавленная в патче 0.9.5.
Английская модификация американского истребителя танков M10, прошла стандартную модификацию путём установки английского орудия.
Тактика игры на Achilles
По совокупности преимуществ и недостатков данного аппарата, можно сказать, что в наших руках оказалась очень даже сильная машина. Разумеется, к ней нужен особый подход, но вспоминая о слабом бронирование и больших габаритах, для Achilles тактика
больше подходит засадная, так сказать, типичная для многих ПТ-САУ.
Таким образом, в самом начале боя позаботьтесь о том, чтобы как можно быстрее занять позицию в кустах на второй линии. Тут вас будет сложнее обнаружить, соответственно, реализовывать ДПМ скорострельного орудия, коим обладает Achilles танк
, будет гораздо проще и безопаснее.
При занятии позиции, помните о плохих углах вертикальной наводки, то есть площадка, на которой вы будете стоять, должна быть более или менее ровной. Стоя вдалеке ПТ-САУ Achilles WoT
способна очень эффективно настреливать урон по союзному засвету, в этом вам поможет точное орудие. Таким образом, можно оказывать серьезную помощь своей команде.
Что же касается ближнего боя, в него лучше не вступать совсем, ведь пробить нас может каждый. По этой причине, игрок на Achilles World of Tanks
должен постоянно следить за мини-картой и в случае опасности, лучше воспользоваться своей отличной подвижность и как можно быстрее уехать, возможно, даже сменить фланг.
В особых случаях мы можем выполнять роль среднего танка, подсвечивая позиции противника для союзной техники. Но будьте предельно осторожны, продвигайтесь постепенно и даже в таких случаях старайтесь не светиться. Особенно танк Achilles
уязвим перед фугасами, так что нам нужно боятся артиллерии и таких монстров, как КВ-2.
Обзор
Achilles – еще одна машина, которой британский тюнинг пошел на пользу. И дело не только в замене орудия, и довеске хитпоинтов (что к стати сделало Ахиллес третьим по просности, после АТ8 и Churchill GC), машина заметно порезвела, причем на столько, что английский М10 мотается быстрее английского Шермана.
На мой взляд, именно на этой машине 17-ти фунтовая пушка раскрывается в полной мере: параметры сведения и скорострельности лучше только у пт-7, но при этом мы имеем максимально комфортный диапазон уровней боев. В целом из британской конверсии М10 получилась очень и очень неплохая тп 6-го уровня, что-то среднее между Jackson’ом и Hellcat’ом.