На бой с огненной стихией. Рассказываем, как вертолет Ка-32А11М готовится вступить в пожарную эскадрилью России


Визитной карточкой ОКБ Николая Камова были (и остаются) летательные аппараты соосной схемы. Конструктивная сложность такой схемы компенсируется малыми габаритами летательных аппаратов и высокой маневренностью. Во многом именно эти качества поспособствовали тому, что вертолёты Камова прочно «осели» в морской авиации. В основном – в военной.

Одной из самых знаменитых разработок КБ стал Ка-50 »Чёрная акула». К сожалению, большого распространения он не получил. Но самой удачной разработкой того периода, позволившей заводу выжить в трудное время, стал, наверное, многоцелевой вертолет Ка-27 и его гражданский вариант – Ка-32.

История создания

В 60-е годы конструкторское бюро Николая Камова разработало и запустило в производство удачный вертолёт Ка-25. Однако область применения этой машины осталась довольно ограниченной. «Двадцать пятый» активно использовался в военном флоте, а вот модификаций для народного хозяйства практически не имел.

А вот преемник Ка-25, получивший обозначение Ка-27, изначально был задуман, как универсальный вертолёт для решения широкого спектра задач. Его базовой модификацией оставалась противолодочная версия, но был подготовлен и проект народнохозяйственного варианта.

Первый полёт опытного образца (общего для всех основных модификаций платформы) произошёл в конце 1973 года.

В 1980 году впервые полетел уже серийный образец Ка-32, а в 1981 году новую машину впервые продемонстрировали широкой публике.

Эксплуатанты

  • Россия
  • Республика Корея: 63 Ка-32Т/С и Ка-32А, из которых 9 состоят на вооружении морской полиции и 7 на вооружении ВВС как поисково-спасательные вертолёты. 31 Ка-32 эксплуатируются как противопожарные вертолёты в Лесной службе Кореи. Помимо них 15 Ка-32 применяются различными гражданскими компаниями и ведомствами.
  • Украина
  • Болгария
  • Азербайджан: 6 Ка-32 для МЧС
  • Канада
  • Испания: 10 противопожарных вертолётов Ка-32А11ВС.
  • Португалия: 6 противопожарных вертолётов Ка-32А11ВС
  • Швейцария
  • Япония: 1 Ка-32А11ВС
  • Казахстан: 2 Ка-32А11ВС приобретены для Министерства чрезвычайных ситуаций.
  • Бразилия
  • Турция: 3 многоцелевых вертолёта Ка-32A11BC
  • * КНДР

Конструкция

Многоцелевой транспортный вертолёт Ка-32 – гражданская модификация противолодочного вертолёта Ка-27, и по конструкции от него почти не отличается. Фюзеляж – цельнометаллический полумонокок балочно-стрингерной конструкции, состоящий из кабины пилотов, грузового отсека, хвостовой части и мотогондолы.

Пилотская кабина 2-местная, со сдвижными дверями в бортах. Внутри грузового отсека вдоль бортов устанавливаются откидные сиденья – всего их 16. Сдвижная дверь отсека находится в левом борту, ближе к хвостовой части. Сама хвостовая часть выполняет функции отсека с оборудованием.

Силовая установка «тридцать второго» – 2 газотурбинных двигателя ТВ3-117ВМА. Это – высотная модификация известного двигателя, разработанная ещё в 80-е годы для штурмового вертолёта Ка-50. Управление двигателями – автоматическое, в случае отказа автоматики используется вспомогательное — ручное.

Крутящий момент на винты передаёт планетарный 2-ступенчатый редуктор, оснащённый собственной системой охлаждения.

В мотогондоле также находится вспомогательная силовая установка АИ-9 – небольшая газовая турбина, от которой работает запускающий двигатели воздушный стартер.

Трёхлопастные винты – складывающиеся, их лопасти — стеклопластиковые, причём пластик усилен углеродным волокном. Втулки винтов, выполненные из стали и титана, оснащены устройствами для гашения колебаний, что снижает уровень вибраций. Хвостовое оперение у Ка-32 представляет собой стабилизатор и два киля-шайбы с рулями направления и предкрылками.

Топливные баки в основном находятся под днищем, но 2 размещены в контейнерах вдоль бортов фюзеляжа. Шасси Ка-32 неубирающееся, с 4 опорами. На случай аварийного приводнения по бортам могут подвешиваться надувные баллонеты, обеспечивающие вертолёту некоторую плавучесть. Пилотажное оборудование Ка-32 обеспечивает не только автоматическую стабилизацию, но даже позволяет выполнять заход на посадку в автоматическом режиме.

Ответ у самописцев

Сегодня борт должны поднять на поверхность — вертолет находится на небольшой глубине. Заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов рассказал «360», что при подъеме с борта извлекут записывающие устройства, бортовые средства объективного контроля, которые помогут выяснить причины аварии.

«Пока говорить рано. Но если экипаж не подавал сигналы бедствия, не выходил на связь и не предупредил диспетчера, вероятнее всего сочетание двух факторов. Первый — человеческий фактор, он всегда будет присутствовать. Второй — был какой-то отказ, рассогласованность в работе систем», — пояснил Владимир Попов.

Могло повлиять и то, что полет проходил над морем. Это всегда сопрягается с дополнительной опасностью, отметил эксперт. Не исключено, что даже при хорошей погоде мог резко поменяться ветровой режим, и это сказалось на пилотировании. Также могли сыграть влажность воздуха и испарение от моря.

Летчик добавил, что сейчас есть возможность поговорить с экипажем. По мнению эксперта, погибший бортовой техник находился в кабине грузового отсека, поэтому ему тяжелее было эвакуироваться. Возможно, техник не был пристегнут, получил удар и потерял сознание — это вполне могло привести к гибели в воде.

Модификации

Исторически первыми модификациями вертолёта Ка-32 стали Ка-32С и Ка-32Т. Первый вариант предназначался для обслуживания судов (как правило, в арктических условиях) и нефтяных вышек. На него устанавливались навигационная РЛС «Осьминог», спасательное и санитарное оборудование. Ка-32Т – транспортный, «упрощённый» вариант, лишённый радара и спецоборудования. На его основе построили «летающий кран» Ка-32К, с дополнительной кабиной оператора и новой электродистанционной системой управления.

Дальше опытного образца, к сожалению, дело не пошло.

Модернизированный Ка-32 получил индекс «А». Чтобы летательный аппарат соответствовал международным требованиям, ему пришлось улучшить приборное оборудование. В дальнейшем Ка-32А стал базовой модификацией. На его основе создали противопожарный вертолёт Ка-32А1. Вариант Ка-32А2 должен был заинтересовать правоохранительные органы и использоваться, в том числе для высадки спецподразделений. Но был построен всего 1 экземпляр, да и тот позже переоборудовали в обычный транспорт.

Одной из последних экспортных модификаций «тридцать второго» стал Ка-32А11BC. Его отличало не только модернизированное приборное оборудование, но и увеличенным ресурсом узлов. С 2011 года этот вариант стал единственной базовой моделью. В число нереализованных проектов на базе Ка-32 вошли пассажирский вертолёт с увеличенным фюзеляжем, в котором находилась комфортабельная пассажирская кабина и машина с увеличенной до 7 т грузоподъёмностью.

Помощник моряков и спасателей


Источник фото: wikipedia.org

При этом Владимир Попов назвал Ка-32 одним из самых надежных вертолетов отечественного производства. И хотя с 1987 года с вертолетом этой модели произошло более 20 аварий, это, по мнению эксперта, небольшая цифра для авиации.

«Все это имело свои объяснения: где-то были ошибки людей, где-то — отказы техники. Отказ одного двигателя уже авария. Но у вертолета этой модели два двигателя, и второй, хоть тяга и падает, дает возможность совершить аварийную посадку. Бывает отказ в системе регулировки шага винта, но и при этом возможно посадить машину», — пояснил летчик.

Вертолет хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте пилотирования, хорошей маневренности, эргономичности и удачной конструкцией. По словам Владимира Попова, эта машина отвечает всем требованием сегодняшнего дня. Именно потому вертолет так охотно используют в ВМФ и МЧС России.

«В авиации Военно-морского флота его используют в качестве поисковика-спасателя, разведчика, для противолодочной обороны, как транспорт — машина может брать на борт до 15 пассажиров при необходимости. Кроме того, Ка-32 нужна достаточно маленькая площадка для посадки, а для хранения подойдет небольшой ангар», — рассказал эксперт.

Ценят вертолеты и спасатели. За счет двух пар винтов, которые вращаются в разные стороны на одной оси, лопасти у вертолета короче обычных. Таким образом, он может, в отличие от других вертолетов, довольно близко подойти к горящему многоэтажному зданию. Плюс большая грузоподъемность, отметил летчик.

Эксплуатация

Применять вертолёты Ка-32 начали задолго до их запуска в серию.

В 1978 году опытный вертолёт доказал свои высокие эксплуатационные качества участием в проводке ледокола «Сибирь» по Севморпути.

Затем, в период с 1983 по 1985 год на «тридцать втором» установили несколько мировых рекордов – по скороподъёмности, высоте полёта и высоте подъёма груза. Причём все рекорды были установлены женским экипажем.

В 1986 году, вскоре после начала массового выпуска «тридцать второго» и его международного дебюта на авиасалоне в Ле-Бурже, вертолёт пригодился при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Высокая маневренность Ка-32 при полётах с грузом на подвеске позволила использовать его для опускания датчиков в вытяжную трубу энергоблока.

Впоследствии, после развала СССР, «тридцать второй» продолжили активно эксплуатировать в России и странах СНГ. И не только: в Испании и Португалии летают пожарные Ка-32, машины КБ Камова активно закупали Канада и Швейцария, а в Южной Корее «тридцать второй» даже приняли на вооружение.

Климатический апокалипсис

Каждый год огонь уничтожает десятки тысяч гектаров на нашей планете. Нет пощады от стихии никому: ни России, ни Боливии, ни Канаде, ни Бразилии. В 2022 г. площадь лесных пожаров в нашей стране составила 18,2 млн га, что сопоставима с площадью Шри-Ланки, и стала рекордной с начала XXI века.

Прогноз ученых неутешителен: огонь в лесах будет воспламеняться, а площадь пожара увеличиваться ежегодно. Виной всему – экстремальные природные явления. Жара, длительное отсутствие осадков и сильные ветра возникают из-за роста температуры на Земле. Поэтому битва с небывалыми лесными пожарами еще впереди.

Лётно-технические характеристики

Вертолётов соосной схемы в мире не так много, а сравнивать Ка-32 с одновинтовыми машинами вроде бы не очень правильно. Но можно сопоставить его параметры с ТТХ американского вертолёта S-70 – гражданской версией известного «Чёрного ястреба». Эта машина используется, в том числе, как пожарная и морская.

Ка-32Sikorsky S-70
Диаметр несущего винта, м15,914,1
Длина, м11,317,1
Взлётная масса, т117
Максимальная скорость, км/ч260361
Грузоподъёмность, т54

Очевидны преимущества соосной компоновки – Ка-32 меньше по габаритам (особенно со складывающимися винтами), а его грузоподъёмность – выше. Худшие скоростные характеристики для машин такого класса решающими не являются.

Разработка Ка-32 началась ещё в 60-е годы, а запустить его в серию удалось только в середине 80-х годов. Тем не менее, он и сейчас остаётся востребованной машиной, превосходящей конкурентов по ряду характеристик.

Если вспомнить о том, что «тридцать второй» сам по себе один из многих вариантов вертолёта Ка-27, можно сделать вывод: камовцам тогда удалось спроектировать действительно выдающуюся машину, сопоставимую по уровню совершенства с Ми-8.

Морская душа

Не каждый вертолет способен выполнять задачи на море. Разумеется, речь идет не о полетах вдоль линии берега с базированием на наземных площадках, а о том, чтобы машина обслуживалась в корабельных условиях, стояла на открытой платформе (в кормовой части судна) и обслуживала текущие требования по разведке и оповещению флотского командования. Технический регламент в этом случае серьезно усложняется, брызги соленой воды и суровые атмосферные воздействия могут пагубно влиять на работу механизмов, узлов и агрегатов. Советская военная доктрина конца сороковых в плане возможных океанских операций находилась в состоянии разработки, поэтому бюро Камова с момента своего создания работало в двух направлениях. Во-первых, машины, разрабатываемые здесь, должны быть пригодны для использования на авианесущих кораблях. Во-вторых, их назначение, в силу неопределенности будущих намерений, предполагалось широкое, то есть многоцелевое. Этим требованиям соответствовали Ка-8, Ка-15, Ка-25, Ка-26 и особенно Ка-32 — вертолет, в наибольшей степени подходящий морякам, пожарным, строителям-монтажникам и многим другим мирным труженикам, работающим в самых сложных условиях, в том числе и во влажном климате, от полярных широт до тропиков.

Ка-32 на экспорт

Удачность конструкции машины подтверждается тем успехом, которым она пользуется на мировых авиасалонах, на которых выставлялся и демонстрировался вертолет Ка-32. Фото винтокрыла с южнокорейскими, канадскими, малазийскими или швейцарскими распознавательными знаками никого не удивляют. Особенностью этого образца советской и российской авиастроительной школы традиционно является надежность, легкость управления и простота обучения иностранных пилотов.

Модификационный и модернизационный потенциал у машины высокий, на нее можно устанавливать самую современную авионику по мере ее появления, что обеспечивает Ка-32 долгую небесную жизнь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]