«Если летчик хотя бы на полсекунды отвлечется, то не факт, что при скорости 600-700 км/ч он сумеет выдержать свое место в строю».Полковник С. Осяйкин, начальник по боевой подготовке 234 ЦПАТ.
6 мая исполняется 28 лет со дня основания одной из самых известных пилотажных групп мира – знаменитых «Стрижей»
История высшего пилотажа в России ведет отсчет с начала ХХ века. Смелые русские пилоты, такие как штабс-капитан Пётр Нестеров, автор мёртвой петли, становились первыми в воздухе из года в год. Менялись поколения боевых машин, условия их применения, но наши лётчики продолжали оставаться лучшими, и сегодня мы расскажем о «Стрижах», наследниках и достойных продолжателях школы русского высшего пилотажа.
История создания пилотажной группы Стрижи
Зародились Стрижи в далеком 1991 году на 237 базе российского гвардейского авиаполка, названного в честь Проскуровского. В данную пилотажную группу вошли самые лучшие и смелые летчики одной малоизвестной авиабазы под названием Кубинка, расположенной под Москвой. Управляют они не без известными самолетами типа МиГ-29.
Основной задачей данной пилотажной группы было и остается подготовка и проведение воздушных парадов. И, честно сказать, свою задачу они выполняют просто по высшему классу. Не зря же набирали в эту группу одних из лучших летчиков. Которые, между прочим, остаются одними из лучших пилотов мира на сегодняшний день.
Практически в начале существования пилотажной группы, ее определили в качестве эскорта к самолетам известных политиков и серьезных иностранных дипломатов. Кроме них, летчики занимались эскортом самолетов, в которых находились и первые советские космонавты. В общем то, Стрижи имели достаточно большой послужной список, который с годами лишь расширялся. В следствие чего они и имеют большую популярность на сегодняшний день.
На сегодняшний день пилотажная группа Стрижи почетно находится в составе одного из крупнейших центров, специализирующихся на показе различной авиационной техники. Годами они оттачивали свой опыт полетов и на сегодняшний день с легкостью делают одиночный и даже групповой пилотаж любой сложности. А это под силу далеко не всем пилотам.
Стоит отметить, что летчики, служившие на 237 базе, первыми взялись за освоение, в то время новейших самолетов МиГ-29. Было это в 1983 году. А уже спустя 7 лет, в 1990 году они взялись за выполнение сложнейших пилотажных комплексов. В частности, именно они стали овладевать всеми особенностями пилотажа из 6 самолетов, находясь в плотном строю. Дистанция между ними не превышала трех метров, при этом они выполняли просто невообразимые комплексы фигур.
На чем летают «Стрижи»?
Пилотажная группа, впоследствии названная «Стрижами», первая в Советском Союзе стала использовать истребители МиГ-29, считающиеся одними из лучших военных самолетов. Сверхзвуковой реактивный истребитель, отличающийся своей легкостью и маневренностью, разрабатывался в конструкторском бюро Микояна с начала семидесятых годов двадцатого века. К середине десятилетия был создан первоначальный эскиз будущего истребителя. Помимо своих летных характеристик, новый самолет должен был обладать современным вооружением и прицельной техникой, одинаково соответствующей требованиям ближнего и дальнего воздушного боя.
Первые испытания МиГ-29 состоялись в 1977 году. Выдержав серию испытательных полетов, самолет был запущен в производство в начале восьмидесятых годов. В настоящее время истребитель выпускается в двух вариантах – одноместном и двухместном (учебно-боевая модель). На сегодняшний день выпущено около полторы тысячи машин данной модели.
Начало полетов группы Стрижи
Начиная с 1988 года, два самолета МиГ-29 посещали авиасалоны различных государств, проводя свои демонстрации. В то же время, когда встал вопрос о мировой известности летчиков, они начали заботиться о создании конкретного, яркого и не менее запоминающегося имиджа.
Именно в тот период они и придумали тот окрас, который мы можем увидеть сегодня. За основу летчики взяли белые фюзеляжи. Вдоль бортов самолетов расположили синие молнии, а на воздухозаборниках под наплывами появились черные стрижи на красном фоне. Именно исходя из этого, пилотажная группа и получила свое название. Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда летчики выступили в полной своей раскраске, показав поистине высший пилотаж.
За последующие два года полетов, пилотажная группа дала более 50 различных выступлений. В них входили, как наши российские праздники и мероприятия, так и зарубежные. Чуть позже ребята приняли участие в известном авиасалоне МАКС-93. После чего отправились в Малайзию, где и были удостоены почетной наградой, как лучшая пилотажная группа мира.
«Расстояние между летящими на скорости 700 км/ч самолетами – метр…»
Первое после активной фазы пандемии COVID-19 массовое мероприятие пройдет завтра в Казани. Обещают, что авиационный праздник «Я выбираю небо!» будет не менее зрелищным, чем в предыдущие 7 лет. Центром мероприятия по традиции станет Чаша, но наблюдать действо можно с любой точки городского течения Казанки. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», мы впервые увидим пилотажную группу «Первый полет», выступающую на поршневых самолетах и умеющую в прямом смысле печатать в небе слова.
Завтра вновь станет . Официальное открытие — в 16:00, но летная программа начнется в 15:00 и продлится до 18:00 Фото: «БИЗНЕС Online»
НЕ ТЕРЯЯ БДИТЕЛЬНОСТИ
Завтра всех неравнодушных к авиации ждут возле , который вновь станет . Он пройдет в столице РТ в 8-й раз, и, как заверил сегодня на пресс-конференции в «Татар-информе» заместитель министра промышленности и торговли РТ Тимур Саматов, коронавирусные сложности не повлияют на насыщенность программы, разве что отдельной детской площадки не будет. Зато, как заверила заместитель генерального директора выставочного Любовь Ахманаева, увлекательную программу готовит Дом занимательной науки и техники.
Ограничивать массовость мероприятия не собираются. Тем не менее мер предосторожности никто не отменял: масочный режим и социальная дистанция обязательны — за этим будут следить волонтеры. На входе (а он бесплатный) вам измерят температуру, предложат маску и обработку рук.
ЧТО УВИДИМ
На этот раз праздник посвящен 100-летию ТАССР и 80-летию Казанского вертолетного завода (будет отмечаться в сентябре). Официальное открытие — в 16:00, но летная программа начнется в 15:00 и продлится до 18:00.
Сначала нас ждут выступления парашютистов. Затем — пролет гражданской авиатехники: «Ансат», Ми-8, Ан-2, МВЕН-2 «Фермер» и даже раритетный Як-12. Потом над Казанью пройдут самолеты дальней и стратегической авиации: Ту-160 и Ту-95 придут с авиабазы в Энгельсе, Ту-22М3 — из Шайковки.
Также увидим традиционное байк-шоу, а желающие смогут пройти всяческие мастер-классы, например по укладке парашюта Фото: «БИЗНЕС Online»
Далее — выступление пилотажных групп. И если знаменитых «Стрижей» Казань видела уже дважды (впервые — на 1000-летие столицы РТ, в крайний раз — в 2018-м), то пилотажников группы «Первый полет» мы встретим впервые. Это единственная в России профессиональная пилотажная группа, выступающая на поршневых самолетах: Як-52, Як-54, Як-18Т, Су-31МХ, Piper PA-23−250, Sportstar. За штурвалами — призеры чемпионатов России и мира по высшему пилотажу. Отметим, что одна из отличительных черт «Первого полета» — печать букв в небе. Завтра пилоты напишут над Казанью «100 лет ТАССР» и «Я выбираю небо!».
На земле нас ждет выставка предприятий авиационной направленности, самый большой шатер, как обещают, будет у КВЗ, там же выставят медицинский «Ансат». Также увидим традиционное байк-шоу, а желающие смогут пройти всяческие мастер-классы, например по укладке парашюта.
После летной программы и до 20:00 свое мастерство покажут концертные коллективы Казани.
ОПАСНОСТИ ДЛЯ ГОРОДА НЕТ
Но гвоздь программы, конечно, «Стрижи». Они продемонстрируют мастерство на 6 МиГ-29 (в Казани группа базируется на аэродроме «Борисоглебское»), в шатре группы можно будет приобрести фирменные сувениры, а благодаря очкам виртуальной реальности — оказаться в кабине крутящего фигуры высшего пилотажа самолета.
Сергей Осяйкин: «Не стану выделять сложные и простые фигуры: просто надо представлять, что интервал между самолетами, летящими на скорости 700 километров в час, — 1 метр. Это уже достаточно сложно» Фото: president.tatarstan.ru
Как заверил ведущий группы Сергей Осяйкин, «Стрижи» покажут все, на что способны, — такую же программу они откатывают, к примеру, на московском авиасалоне. Будет и групповой пилотаж, где летчики продемонстрируют все возможные построения, и одиночный, показывающий все возможности МиГ-29.
По словам Осяйкина, основная программа — для безоблачного неба: весь комплекс пилотажа с вертикальными фигурами. Резервный вариант — для погоды с облачностью: прямые фигуры заменяются на наклонные. Необходимые минимальные условия для группового пилотажа следующие: граница облачности — 600 м, видимость — 5 километров. Для одиночного — 400 м и 4 километра. По словам Саматова, погоду обещают хорошую. Так что у нас есть шанс увидеть «Стрижей» во всей красе.
«Не стану выделять сложные и простые фигуры: просто надо представлять, что интервал между самолетами, летящими на скорости 700 километров в час, — 1 метр, — заметил полковник. — Это уже достаточно сложно». Притом он заверил, что опасности для города никакой. Во-первых, летчики — профессионалы, много лет летающие в одном строю. Во-вторых, все станет происходить над рекой. «Пилотаж будет сжатым, компактным, — подвел итог Осяйкин. — Проблем не вижу».
Источник
Совместные полеты Стрижей с Русскими Витязями
Немало важным этапом карьеры Стрижей были и являются их полеты с иной пилотажной группой – Русскими Витязями. Первые полеты с совместным составом были совершены еще до начала двадцатого века. Однако уже с 2002 года обе пилотажные группы набрались большого опыта совместных полетов. И в настоящее время они выступают просто с первоклассными программами, поражая своим мастерством абсолютно всех.
И сегодня, они выступают большим составом с общими программами, в которых одновременно принимает участие до десятка различных самолетов. И если вы не видали еще их выступлений, то однозначно рекомендую посетить их совместный вылет. Массу хороших впечатлений вы однозначно получите.
Будущее «Стрижей»
МиГ-35 может стать новым витком в истории «Стрижей». Испытания самолета начались в 2022 году, сейчас они находятся на этапе государственных совместных испытаний. Уже получено предварительное заключение, позволяющее приступить к выпуску установочной партии самолетов, рассказал ТАСС директор дирекции программ МиГ-29М, МиГ-35 и легкого многофункционального фронтового самолета (ЛФМС) РСК «МиГ» (в составе Объединенной авиастроительной корпорации) Мушег Балоян.
Командир «Стрижей» от МиГ-35 ждет усовершенствованной системы навигации и новых возможностей визуализации, которая позволит сделать выступления еще интереснее.
Программа выступлений группы Стрижи
Одной из основных причин, почему Стрижей так любят – они редко повторяют свои трюки. Их репертуар очень велик, причем, как в одиночных полетах, так и в групповых. Причем, за счет различной комбинации пилотажных порядков и большого разнообразия техник исполнения они и завоевывают сердца российских обывателей. Да и не только их. А выполняют они обычно следующие пилотажные порядки:
- Пирамида.
- Молот.
- Звезда.
- Стрела.
- Крест.
- Крыло.
Один из самых известных случаев произошел на авиасалоне МАКС-2007, когда Стрижи, вместе с Русскими Витязями, группой из 9 различных самолетов выполнили такой элемент воздушной программы, как бочка, причем сделали они ее в пилотажном порядке под названием большой бриллиант. Простыми словами это зрелище просто не описать.
Стоит отметить, что подобного не удавалось повторить ни одной другой пилотажной группе в мире. Так что мы смело можем гордиться за наших российских летчиков. Ведь это одна из немногих вещей, которую мы совершили первые, и, пока что, единственные.
Пилотажная группа Стрижи последнее время радует всех своих зрителей новыми элементами своей программы. В частности, группа из шести самолетов выполняет петлю, причем делают это они не просто так, а с выпущенными шасси и включенными фарами. Все, кто уже успел повидать подобное зрелище – хвалят наших ребят.
Да и стоит сказать, что мастерство наших летчиков не осталось незамеченным и за рубежом. Они получают высокие оценки пилотажа во многих странах мира. Что, естественно, вполне заслуженно.
Небесный бриллиант
Совместные полеты «Стрижи» и «Русские Витязи» проводили еще с конца 1990-х годов. Но именно первый пилотаж на публике состоялся в марте 2003 года, а 12 июня авиагруппы уже одним строем пролетели над Красной площадью в честь Дня России.
Буквально через год, на открытии нового Международного фестиваля пилотажных групп в Жуковском, «Стрижи» и «Русские Витязи» впервые показали свой знаменитый «кубинский бриллиант», который по сей день является визитной карточкой российского высшего пилотажа.
Этот уникальный строй в виде большого ромба образует группа из девяти самолетов разных типов – пяти «сушек» и четырех «мигов». Истребители синхронно выполняют различные фигуры высшего пилотажа: виражи, горки, боевые развороты, петли Нестерова и другие. При этом расстояние между самолетами не превышает полутора метров.
На протяжении 15 лет «Стрижи» и «Русские Витязи» представляют «кубинский бриллиант» на международных авиасалонах и летают вместе над Красной площадью в День Победы.
Аварии пилотажной группы
Но, несмотря на весь профессионализм этих летчиков, полностью избежать аварии все же не удалось. За все 24 года существования пилотажной группы было зафиксировано всего две аварии. К счастью, в обоих из них ни один летчик из состава не пострадал.
Первая случилась в 2006 году – самолет российской пилотажной группы практически сразу после взлета упал на землю. Весь экипаж успешно катапультировался, что, в дальнейшем и спасло их жизни. Согласно имеющимся данным, в аэропорту, где случилась катастрофа, самолет совершал дозаправку. Однако практически сразу после взлета в два двигателя случайно залетели птицы, что и стало причиной ужасной аварии.
Второй инцидент произошел чуть позже – в 2009 году. Во время совместного полета с известным составом пилотажной группой под названием Русские Витязи случилась катастрофа двух самолетов СУ-27, принадлежавших товарищеской группе. Однако ни самолеты, ни летчики пилотажной группы Стрижи среди пострадавших замечены не были. Больше, за всю историю существования пилотажной группы, никаких серьезных происшествий не происходило. Российские летчики, однозначно, знают свое дело и выполняют его по высшему классу. За что и получают постоянно заслуженные награды.