Кто такие «Стрижи»
В середине 1980-х годов в истребительном авиаполку в подмосковной Кубинке началось формирование группы военных летчиков, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29. В то время самолеты этого типа только осваивались в Военно-воздушных силах (ВВС). Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года — в этот день «Стрижи» впервые объявили о своем новом названии и выступили перед зрителями на истребителях МиГ-29 с характерной ливреей.
Истребители МиГ-29 «Стрижей» во время учебно-тренировочных полетов на авиабазе в Кубинке, 1993 год
Источник изображения: © Владимир Яцина/ТАСС
Первое выступление «Стрижей» за границей состоялось в октябре 1991 года. Тогда летчики продемонстрировали свои умения на авиабазе Уппсала в Швеции.
С тех пор летчики постоянно совершенствуют свою летную программу, которую демонстрируют во время выступлений в городах по всей России и во многих странах мира: «Стрижи» демонстрировали возможности российской авиации в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа получила звание «Лучшая пилотажная группа мира».
В 2004 году пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» установили мировой рекорд в истории авиации, включив в комплекс показов совместный полет пяти самолетов Су-27 и четырех МиГ-29 в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Эта девятка, получившая название «Кубинский бриллиант», ежегодно участвует в воздушном параде над Красной площадью 9 мая.
Истребители Су-27 «Русских витязей» и МиГ-29 «Стрижей» во время построения «Кубинский бриллиант»
Источник изображения: © Марина Лысцева/ТАСС
Также «Стрижи» демонстрируют обновленную программу, которую открывает одиночный пилотаж на форсажном режиме работы авиационных двигателей и продолжает групповой пилотаж в составе шести экипажей.
Будущая смена самолетов
Изначально пилоты летали на четырех МиГ-29 и пяти Су-27, позднее были добавлены модификации Су-27УБ (учебно-боевой самолет с предусмотренной второй кабиной пилота, для привития летчикам специальным навыкам в технике управления машиной).
На сегодняшний день «Витязи» и «Стрижи» продолжают подниматься в воздух на фестивалях, показах и авиашоу на этих самолетах.
Несколько лет назад было объявлено о том, что асы в скором времени пересядут на другой, более совершенный тип самолета, а командир группы после этого заявил журналистам о том, что пилоты уже начинают подготовку к смене крылатых машин. Однако какие именно это будут машины — высшее командование предпочитает пока что хранить в тайне.
«С петлями и перестроениями»
Командир «Стрижей» Денис Кузнецов рассказал, что к 30-летнему юбилею летчики подготовили сюрприз для зрителей и коллег. «Мы подготовили группу из девяти самолетов. На форуме «Армия-2020″ они уже выступали, но с укороченной программой. Сейчас выступят в расширенном формате», — отметил он.
Истребители Су-27 «Русских витязей» и МиГ-29 «Стрижей» во время построения «Кубинский бриллиант»
Источник изображения: © Марина Лысцева/ТАСС
Его коллега, командир звена Дмитрий Косоруков, уточнил, что если на прошлогодней «Армии» зрители могли увидеть только пролет девяти МиГ-29, то теперь в этом строю летчики выполнят фигуры высшего пилотажа. «Мы в этом году планируем сделать программу уже с фигурами высшего пилотажа: с петлями и перестроениями», — заявил он.
По его словам, премьеру этой девятки летчики планируют во время совместного празднования юбилеев «Стрижей» и «Русских витязей» в Кубинке 15 мая.
Истребители МиГ-29 «Стрижей» во время выступления на форуме «Армия-2020» на аэродроме «Кубинка»
Источник изображения: © Сергей Савостьянов/ТАСС
Косоруков рассказал, что летчики делают все возможное для того, чтобы разнообразить свои выступления. «МиГ-29 — хорошо зарекомендовавший себя самолет, но, естественно, имеет определенные ограничения», — пояснил он. «Своевременное и качественное обслуживание самолетов позволяет поддерживать технику, что называется, в строю», — уточнил в свою очередь Кузнецов.
Совместные полеты Стрижей с Русскими Витязями
Немало важным этапом карьеры Стрижей были и являются их полеты с иной пилотажной группой – Русскими Витязями. Первые полеты с совместным составом были совершены еще до начала двадцатого века. Однако уже с 2002 года обе пилотажные группы набрались большого опыта совместных полетов. И в настоящее время они выступают просто с первоклассными программами, поражая своим мастерством абсолютно всех.
И сегодня, они выступают большим составом с общими программами, в которых одновременно принимает участие до десятка различных самолетов. И если вы не видали еще их выступлений, то однозначно рекомендую посетить их совместный вылет. Массу хороших впечатлений вы однозначно получите.
МиГ-29 и МиГ-35
Еще в 2022 году руководство Воздушно-космических сил (ВКС) РФ заявляло о том, что «Стрижи» получат новые истребители МиГ-35. Летные испытания этих самолетов начались в январе 2017-го, тогда же в Подмосковье прошла международная презентация самолета. В мае 2018 года заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин заявил, что группа получит новые истребители одними из первых в войсках после завершения госиспытаний самолета.
Истребитель МиГ-35
Источник изображения: © Сергей Бобылев/ТАСС
«Самолет МиГ-35 находится на государственных испытаниях в Ахтубинске, он еще не поступил на вооружение. Он стал тяжелее, при практически тех же параметрах тяговооруженности. У него появилось больше боевых возможностей. О пилотажных говорить пока сложно. Но, будьте уверены, мы вытянем из самолета максимум», — говорил он.
Директор дирекции программ МиГ-29М, МиГ-35 и легкого многофункционального фронтового самолета (ЛФМС) РСК «МиГ» (в составе Объединенной авиастроительной корпорации) Мушег Балоян поздравил личный состав и ветеранов авиагруппы с юбилеем и подчеркнул, что корпорация заинтересована в том, чтобы «Стрижи» получили современный авиационный комплекс МиГ-35.
«Мы обращались в Минобороны России с предложением оснастить АГВП «Стрижи» новыми самолетами. Утвержденной государственной программой вооружений предусмотрена поставка самолетов МиГ-35, и после принятия решения со стороны нашего основного заказчика мы готовы заменить парк самолетов МиГ-29 на новые МиГ-35″, — пояснил он.
Он также о находятся на заверщающей стадии испытаний. «МиГ-35 находятся на этапе государственных совместных испытаний, уже получено предварительное заключение, позволяющее приступить к выпуску установочной партии самолетов. Летному составу нравится самолет, он прост в управлении и многое прощает. Есть вопросы, которые возникают в процессе эксплуатации самолетов, и мы совместно с нашим заказчиком (Минобороны РФ — прим. ТАСС) в оперативном порядке их решаем», — заявил Балоян.
Истребитель МиГ-29 «Стрижей» на авиабазе в Кубинке
Источник изображения: © Наталья Дмитрак/ТАСС
А пока «Стрижи» не получили МиГ-35, их авиатехника обслуживается на заданном уровне. «Часть комплектующих изделий самолетов МиГ-29 изготавливалась в странах бывшего СССР. На текущий момент времени такие запчасти уже замещены», — сказал он.
Выпуск марок в наши дни
АО «Марка» осуществляет издание почтовых марок Российской Федерации, обеспечивая ими все отделения почтовой связи и филателистические салоны «Коллекционер». В 1857 году Почтовый департамент Российской империи учредил Марочную экспедицию, отвечавшую за выпуск первых марок Российской империи. Именно с этого момента ведёт свою летопись нынешнее акционерное общество «Марка». Сегодня АО «Марка» в партнёрстве с АО «Гознак» выпускает в среднем сто пятьдесят почтовых марок с различными сюжетами ежегодно.
С 2001 года АО «Марка» неоднократно издавались поистине уникальные почтовые миниатюры. Среди них почтовые марки с тиснением фольгой из 22-х и 24-х каратного золота и серебра, почтовые марки со скрытым текстом, ароматическим покрытием, имитацией различных покрытий, дополненной реальностью. Одним из важных направлений деятельности АО «Марка» является организация совместных почтовых выпусков с разными странами. Почтовые миниатюры, созданные АО «Марка», занимают призовые места на всемирных и международных конкурсах, а также крупнейших филателистических выставках и форумах.
Превосходство МиГ-35
По словам командира «Стрижей», в первую очередь от МиГ-35 летчики ждут усовершенствованную систему навигации. Отдельное пожелание — чтобы создали систему визуализации, которая позволит сделать выступления еще интереснее. «Чтоб навигация хорошая была.
Если брать именно для пилотажной группы, хотелось бы, чтобы реализовали системы визуализации, то есть как на авиашоу МАКС иностранные группы летают с цветным дымом. Это было бы зрелищнее, интереснее, и мы бы с этим могли гораздо дальше пойти», — говорит Кузнецов.
Одно из ожидаемых обновлений — система помощи летчику. Такая система стоит на современных истребителях Су-30СМ и Су-35С коллег из «Русских витязей». «В наших МиГ-29 она тоже есть, но, естественно, в более современных машинах система более совершенна», — отметил летчик.
Обновленные самолеты «конкурирующей Русским витязям», но и «Стрижам»: им стало легче пилотировать во время совместных выступлений. «В каких-то моментах нам стало удобнее летать с ними вместе», — сказал командир «Стрижей».
Истребители Су-30СМ «Русских витязей» и МиГ-29 «Стрижей»
Источник изображения: © Антон Новодережкин/ТАСС
«Когда они летали на Су-27 и мы совместно выполняли «петлю Нестерова», при проходе верхней точки нам приходилось включать форсаж, то есть добавлять обороты, потому что самолет у них вверху легче разворачивался. Нам приходилось тягой двигателя пытаться за ними удержаться. Когда самолет идет вниз, обычно уменьшают тягу двигателя, а нам приходилось ее, наоборот, добавлять. Это психологически тяжело. А с этими самолетами добавляем не так сильно, и для нас это легче», — пояснил Кузнецов.
По словам представителя корпорации «МиГ», пожелания летчиков учитываются при создании нового самолета. В корпорации готовы и оснастить новую технику системами визуализации, если соответствующее требование поступит от Минобороны. «Мы готовы установить это оборудование в случае соответствующего требования заказчика», — сказал Балоян.
Он также подчеркнул, что МиГ-35 получил новейшую навигационную систему. «Самолет МиГ-35 оснащен новейшей навигационной системой российского производства, включающей современные системы инерциальной и спутниковой навигации», — рассказал представитель корпорации.
Истребитель МиГ-35
Источник изображения: © Гавриил Григоров/ТАСС
Истребитель получит и ряд других усовершенствований. «Безопасность и комфорт летчика во время полета является приоритетной целью для конструкторов и инженеров корпорации «МиГ», — говорит Балоян. — Одной из отличительных особенностей МиГ-35 является интуитивно понятная работа в кабине, что подтверждают и сами летчики. В критической ситуации система может предложить оптимальное действие, так как ее работа направлена на помощь летчику».
Он пояснил, что бортовой комплекс оборудования МиГ-35 имеет глубокую степень самоконтроля и отслеживает состояние систем самолета и условий полета. «В случае отказов или попадания на близкие к критическим режимы летчик будет проинформирован, а в некоторых случаях автоматика возьмет управление на себя и уведет самолет из опасного режима», — сообщил он.
Балоян подчеркнул, что, несмотря на то, что МиГ-35 стал тяжелее своего предшественника, его пилотажные возможности удалось сохранить благодаря мощным двигателям. «При разработке МиГ-35 мы исходили из того, что пилотаж остается одним из основных элементов при подготовке летного состава ВВС большинства стран. Да, МиГ-35 стал тяжелее МиГ-29, но и двигатели РД-33МК, установленные на самолете, стали мощнее. Силовая установка обеспечивает самолету высокую тяговооруженность», — пояснил представитель корпорации.
Истребитель МиГ-35
Источник изображения: © Сергей Бобылев/ТАСС
МиГ-35 обладает и улучшенными аэродинамическими характеристиками. «Более 20% элементов планера изготовлены из композитных материалов. Принятые нашими конструкторами решения позволили улучшить характеристики устойчивости и управляемости самолета и повысили показатели маневренности. Фигуры высшего пилотажа, которые может выполнять МиГ-35, не раз были продемонстрированы на авиашоу», — сказал Балоян.
Как и в новых самолетах КБ «Сухой» Су-30 и Су-35, МиГ-35 получил подогрев сиденья и другие функции, обеспечивающие удобство и комфорт летчика. «При разработке МиГ-35 мы исходили из этого принципа, — отмечает он. — Эргономика кабины, индикация, органы управления — все это создавалось в соответствии с пожеланиями летного состава ВКС РФ и корпорации «МиГ».
Истребитель МиГ-35 на МАКС в Жуковском, 2022 год
Источник изображения: © Гавриил Григоров/ТАСС
Балоян подчеркнул, что МиГ-35 получил новые боевые способности, благодаря чему этот самолет стал эффективным авиационным комплексом для завоевания господства в воздухе.
«С точки зрения вооружения и оснащения МиГ-35 превосходит во всем своего предшественника. Новые радиолокационная и оптико-локационная станции, новая нашлемная система целеуказаний, современные ракеты класса «В-В» и «В-П» (такие же, как и на Су-57, за исключением крупногабаритных), большая номенклатура авиационных бомб, как свободного падения, так и корректируемых», — заявил он.
По словам Балояна, самолет имеет возможность работы по наземным и надводным поверхностям. «МиГ-35 может применять всю номенклатуру существующего авиационного вооружения, в том числе перспективные образцы», — подчеркнул представитель корпорации.
Марки в филателии
Впервые слово «филателия» (от греч. «филио» — люблю и «ателия» — освобождение от оплаты) и «филателист» были напечатаны во французском журнале «Коллекционер почтовых марок» в 1864 году.
В филателии существуют два основных направления: традиционное (классическое) и тематическое. Традиционная филателия — коллекционирование и систематизация почтовых марок одной или нескольких стран, в хронологическом порядке, согласно каталогам. В нашей стране большинство приверженцев традиционной филателии коллекционируют хронологию негашеных марок России. Гашеные марки коллекционируют реже. Объектами тематической филателии, в отличие от традиционной, являются марки разных стран по выбранной теме: флора, фауна, искусство, транспорт, космос, спорт, наука и техника и др.