Японские броненосные крейсеры «Ибуки» и «Курама». О «канонизации» опыта Цусимы


История создания броненосных крейсеров типа «Асама»

Изначально само понятие «крейсер» предполагало вполне конкретную роль в морской войне. Задача крейсера — «встать» на морские коммуникации противника, и свести на нет его морскую торговлю. Соответственно идеальный крейсер имеет хорошую мореходность, высокую автономность, он вооружен достаточно для того, чтобы в морском сражении потопить вооруженный торговый пароход или миноносец, и достаточно скороходен, чтобы «убежать» от любого опасного преследователя. Крейсер — это дальний разведчик и, если хотите, «корсар». Кораблю такого типа даже серьезное бронирование не обязательно — задачи у него совсем другие.

С этой точки зрения, японские крейсеры «Асама» и «Токива» выглядят какими-то антиподами устоявшихся традиций. Не слишком мореходные и автономные, эти корабли были вооружены громадными (по крейсерским меркам) 203-мм орудиями и несли броню, дающую им возможность вести бой в составе эскадры броненосцев, без риска пойти ко дну от близкого разрыва 305-мм снаряда. Все дело в том, что «Асама» и «Токива» действительно были не совсем крейсерами… это были охотники за крейсерами.

Если основной задачей классического крейсера была охота на «купцов», то «Асама» охотился уже на самих морских охотников, а также оказывал поддержку «старшим товарищам» — броненосцам в эскадренном бою. Любопытно, что если рассматривать непосредственно схему бронирования «Асамы» и его систершипа, то сразу бросается в глаза очевидная деталь: по размещению броневого пояса, его толщине и длине, «Асама» — это скорее «маленький броненосец», чем «большой крейсер». Также считали и японские адмиралы.

Проект крейсеров типа «Асама» создал английский корабел Филип Уаттс на основе проекта чилийского крейсера «О’Хиггинс», но с лучшей защитой, более мощным и лучше расположенным вооружением. «Асама» стал одним из последних и самых мощных английских «эльсвикских» крейсеров — громадного семейства «экспортных» английских крейсеров строившихся преимущественно для не самых богатых, но весьма амбициозных заказчиков. И нужно отметить, что конструкторам удалось создать действительно уникальный во многих отношениях проект — создать корабль близкий по вооружению и бронированию к броненосцам, а по скорости не уступающий «обычным» крейсерам — к этому стремились многие, однако первыми достичь таких результатов на практике, удалось, пожалуй, именно англичанам.

Как уже говорилось, в отличие от броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей японских кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами. Фактически именно «Асама» и подобные ему, были предтечей линейных крейсеров — быстроходного крыла флота в эскадренном сражении линкоров-дредноутов, появившихся вскоре после завершения русско-японской войны.


Главный калибр «Асамы» — башня с двумя 203-мм орудиями

Ссылки [ править ]

  • Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг
    . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0.
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Шима, части 2, 3 и 4». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль
    .
    II
    . Лондон: Conway Maritime Press. С. 127–35, 186–192, 258–65. ISBN 0-87021-976-6.
  • Chesneau, Roger, ed. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946
    . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7.
  • Chesneau, Roger & Kolesnik, Eugene M., eds. (1979). Все мировые боевые корабли Конвея 1860–1905 гг . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4.
  • Корбетт, Джулиан Стаффорд (1994). Морские операции в русско-японской войне 1904–1905 гг
    . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-129-7.
  • Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии в Императорском флоте Японии, 1887–1941
    . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7.
  • Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море 1904–05
    . Ботли, Великобритания: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8.
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское оружие Первой мировой войны
    . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Jentschura, Hansgeorg; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг
    . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-X.
  • Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь русско-японской войны
    . Исторические словари войны, революции и гражданских волнений.
    29
    . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-81084-927-3.
  • Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны
    . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3.
  • Миланович, Катрин (2014). «Броненосные крейсеры Императорского флота Японии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2014
    . Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-236-8.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных кораблей
    . Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0.
  • Уэллс, Бенджамин (1997). Самнер Уэллс: глобальный стратег Рузвельта: биография . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-312-17440-3.

Конструкция броненосных крейсеров типа «Асама»

Главной особенностью японских крейсеров «Асамы» и «Токивы» стало их бронирование: главный броневой пояс по длине достигал 66% от длины судна, а толщина составляла от 178 мм (в центре) до 89 мм (в оконечностях). Для сравнения: у мощнейшего японского эскадренного броненосца «Микаса» эти показатели составляли: 50% при толщине 178-229 мм. Неплохо для крейсера, верно?

Горизонтальную защиту цитадели крейсеров обеспечивала карапасная бронепалуба, толщина которой на скосах доходила до 51 мм, эти же скосы обеспечивали дополнительную защиту оконечностей. Важным дополнением стал второй (верхний) бронепояс толщиной 127 мм, который вместе со 152-мм траверсами обеспечивал надежную защиту казематной артиллерии. Башни главного калибра и их барбеты прикрывались 152-мм броней, такой же толщины была броня отсека носового торпедного аппарата.

Самую внушительную защиту имела боевая рубка: до 356 мм, к тому же форма рубки практически исключала случайное поражение осколками людей внутри нее. Это позволяло в любых обстоятельствах гарантировать сохранение управления кораблем и избавляло от необходимости создавать резервные посты управления. Общий вес брони доходил до 22 % водоизмещения, при этом небронированным оставалось всего около 40 % площади корабля.


Чертеж броненосных крейсеров: «Асама» и «Токива»

Полную скорость эти крейсера показали на 4-часовом пробеге с форсированной тягой. Реальная продолжительная скорость составляла 19-19.5 уз.

Относительно небольшая дальность плавания и невысокая мореходность отчасти объясняются предназначением крейсеров для действий на закрытом театре. Размещение части средней артиллерии в казематах ниже верхней палубы при низком надводном борте могло привести к невозможности ведения из них огня на волнении. Это подтвердилось впоследствии в ходе I мировой войны в сражении у мыса Коронель, когда британские броненосные крейсера с подобным расположением артиллерии не могли вести огонь из орудий нижних казематов.

Вооружение крейсеров типа «Асама» состояло из 4-х орудий калибра 203 мм (8 дюймов) в двухорудийных башнях на носу и корме. Боекомплект башен главного калибра находился непосредственно в самих башнях (80 выстрелов на орудие). Хотя это и ставило под угрозу безопасность всего крейсера при пробивающем броню попадании в башню, но, вместе с стем, позволяло добиться неплохой скорострельности, достигающей трех выстрелов в минуту.

Промежуточный калибр был представлен 14 скорострельными орудиями Армстронга калибром 152 мм (150 выстрелов на ствол). 10 таких орудий располагались в каземате (по 5 орудий с каждого борта), еще 4 — в палубных установках, защищенных противоосколочными щитками.

Противоминный калибр состоял из 12 орудий калибра 76 мм (на верхней и батарейной палубах, а также на крыльях мостиков) и 8 пушек Гочкиса калибром 47 мм. Крейсеры также имели 5 торпедных аппаратов (4 подводных и 1 надводный).

Сноски [ править ]


  1. Evans & Peattie, стр. 57–62.

  2. Миланович, с. 72

  3. Миланович, стр.74, 80
  4. ^ a b Jentschura, Jung & Mickel, стр. 73

  5. Миланович, с. 81 год
  6. Jentschura, Юнг и Микель, стр. 73-74

  7. Миланович, стр. 76–77.
  8. ^ а б Миланович, с. 78
  9. Фридман, стр. 276; Миланович, с. 78
  10. Фридман, стр. 114

  11. Миланович, с. 80

  12. Миланович, стр. 80–81.
  13. Шено и Колесник, стр. 225
  14. Сильверстоун, стр. 326

  15. Миланович, с. 73
  16. Kowner, стр. 125
  17. Корбетт, II, стр. 153
  18. Kowner, стр. 465
  19. Forczyk, стр. 42-43
  20. Корбетт, I, стр. 105
  21. Corbett, I, стр. 138-39, 142-45, 160, 177, 188-89, 191-96
  22. Corbett, I, стр. 283-89, 319-25, 337-51
  23. Перейти
    ↑ Brook, pp. 34, 37
  24. Перейти
    ↑ Brook, pp. 39, 43
  25. ^ a b Брук, стр. 43
  26. Перейти
    ↑ Brook, pp. 43, 45
  27. Перейти
    ↑ Corbett, II, pp. 153, 162
  28. Перейти
    ↑ Corbett, II, pp. 232, 235
  29. Кэмпбелл, часть 2, стр. 128-32
  30. Кэмпбелл, часть 3, стр. 186-87
  31. Corbett, II, стр. 319-20

  32. Кэмпбелл, Часть 4, стр. 263
  33. Корбетт, II, стр. 357
  34. Lacroix & Wells, стр. 552, 656-59
  35. Уэллс, стр. 49
  36. Перейти
    ↑ Lacroix & Wells, pp. 657, 659
  37. ^ a b Lacroix & Wells, стр. 659
  38. ^ a b Шено, стр. 174

Характеристики

Страна:Тип:Год выпуска:Экипаж:Двигатель:Максимальная скорость:Практический потолок:Дальность полета:Масса пустого:Максимальная взлетная масса:Размах крыльев:Длина:Высота:Площадь крыла:Вооружение:

История службы броненосных крейсеров типа «Асама»

Броненосный крейсер «Асама»

Заложен в ноябре 1896 г., спущен на воду 23 марта 1898 г., укомплектован 18 марта 1899 г. (Англия)

9 февраля 1904 г. «Асама» был «главным калибром» японской эскадры атаковавшей российский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» на рейде корейского Чемульпо. Даже без учета остальных 5-и японских крейсеров, для уничтожения «Варяга» хватило бы одного «Асамы», чей броневой пояс снарядами «Варяга» даже не пробивался. 3 попадания с «Асамы» были самыми чувствительными для русского крейсера. В ответ, по русским данным на «Асама» был разрушен задний мостик и случился пожар, однако японская сторона эти сведения не подтверждает.

Впоследствии, весь 1904 г. «Асама» действовал под Порт-Артуром, участвовал в сражении в Желтом море 28.07.1904 г., где получил повреждения от огня крейсера «Аскольд».

Серьёзно пострадал в Цусимском сражении, где вынужден был в отдельные моменты сражения выполнять роль флагмана. Получил 12 попаданий от броненосца «Император Николай I» (3 — 305-мм, 2 — 254-мм), временно выходил из боя для исправления повреждений, в том числе рулевого механизма, имел обширные затопления. В общей сложности «выпадал» из боя примерно на три часа.

В качестве вспомогательного боевого корабля нес службу вплоть до 1920- х г.г.

С 1921 г. переклассифицирован в корабль береговой обороны, частично разоружен (4х203, 4х152, 2х80 зен., 2х450-мм ТА). С 1937 г. — учебный корабль.

Исключен из списков флота и разобран на металл в 1947 г.


Японский крейсер «Асама» с визитом вежливости в Бостоне, США. Послевоенный снимок (1917 или 1927 г.)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]