В период Великой Отечественной войны в рамках программы Ленд-Лиза в Советский союз поступило некоторое количество машин Ford GPA. Данные автомобили приспособлены к самостоятельному преодолению водных преград. В послевоенные годы СССР стал активно копировать зарубежные автомобили, которые были востребованы армейскими и гражданскими заказчиками.
Автомобили GPA смогли получить положительную оценку со стороны армейского командования, поэтому они были включены в перспективный типаж автомобильной техники, планируемой к выпуску. Первой советской копией стал ГАЗ-011, а уже доработанный автомобиль, выпускаемый довольно крупной серией, получил индекс ГАЗ-46.
История создания плавающей машины
Военные настолько были заинтересованы в таких видах техники, что уже в 1948 году научный автомоторный институт (НАМИ) начал по поручению Совета Министров и Министерства автомобильной и тракторной промышленности разработку амфибии на базе освоенной платформы внедорожника ГАЗ-67. В техническом задании говорилось о технике, рассчитанной на перевозку по суше и воде экипажа и диверсионных групп из шести человек или 500 кг груза, буксировку по воде легких прицепов, понтонов и других плавсредств, которые используются инженерными войсками.
Первые модели получили название НАМИ-011, прошли межведомственные испытания и были рекомендованы к принятию в войска, несмотря на то, что конструкция была сырой.
Изготовление амфибии было поручено горьковчанам. Специалисты завода внесли множество изменений в конструкцию, улучшив характеристики машины, насколько позволяла механика ГАЗ-67.
С 1951 по 1953 год установочные партии стали поступать в войска под названием ГАЗ-011 и настолько устроили военных, что возникли серьезные трудности в разработке и внедрении улучшенной машины ГАЗ-46, в которой были учтены замечания к предыдущей модели и устранено большинство ее недостатков.
Плелись серьезные интриги, летели головы, менялось руководство, но в конце концов, новый автомобиль на базе более современного ГАЗ-69 увидел свет.
К сожалению, выпускалась амфибия недолго, до конца пятидесятых годов, потому что в первые послевоенные десятилетия менялась не только техника, но и тактика ведения боевых действий, и легкие плавающие машины стали не нужны. Кроме того, производство базовых ГАЗ-69 было передано на Ульяновский автозавод, на котором амфибии невозможно было выпускать по чисто производственным причинам.
Техника ленд-лиза
Американская амфибия DUKW-353 могла передвигаться по воде со скоростью до 10 км/ч. | Фото: soviethammer.blogspot.com.
В СССР машины-амфибии впервые массово появились в годы Великой Отечественной войны, а их первыми водителями стали солдаты Красной армии. В наши войска попали несколько тысяч небольших Ford GPA, а также более пятисот тяжелых трехосных DUKW-353. Американская ленд-лизовская техника использовалась по прямому назначению на пути к Берлину. Обе модели отлично себя проявили при форсировании рек и озер.
Описание конструкции
Плавучесть МАВ обеспечивал стальной сварной корпус на раме из коробчатых профилей. Это был корпус понтонного типа, в котором не было дверей. Корпус плавающего автомобиля внутри был разделен вертикальными поперечными перегородками на 3 отсека: носовой, средний и кормовой. В носовом отсеке автомобиля находилось моторно-трансмиссионное отделение (МТО).
Средний отсек представлял собой кабину экипажа и пассажиров, а в задней части располагалось багажное отделение. На носу плавающего автомобиля находился перекидной волноотбойный щиток, который поднимается экипажем перед входом автомобиля в воду.
Щиток или экран предотвращали «зарывание» автомобиля носом в воду, а также защищали воздухозаборник, необходимый для охлаждения двигателя, и центральный отсек от попадания воды. Между фарами находился кнехт, необходимый для швартовки амфибии на воде и кабестан для спасательного буя.
За пределами кузова ГАЗ-46 были установлены рычажные амортизаторы, а на задней верхней площадке были размещены запасные колеса.
Плавающий автомобиль ГАЗ-46 был оснащен 4-цилиндровым мотором от легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», а от внедорожника ГАЗ-69 была заимствована подвеска колес и трансмиссия.
Двигатель машины был соединен с ручной коробкой переключения передач, обладавшей тремя передними и одной задней передачей, и двухступенчатой раздаточной коробкой. На водной поверхности автомобиль мог передвигаться с помощью трехлопастного гребного винта, который приводился в движение карданным валом от раздаточной коробки.
Направление движения автомобиля в воде можно было менять водяным рулем, который помещался в струе воды, отбрасываемой винтом лодки. Отличительной особенностью амфибии ГАЗ-46 (МАВ) были колеса особой конструкции, для увеличения проходимости они позволяли двигаться и на подспущенных шинах без какого-либо риска их проворачивания и попадания внутрь покрышки воды.
Так как автомобиль был плавающим, вся его электропроводка была выполнена с герметичными электроразъемами, не нуждался в дополнительной защите и распределитель зажигания, который был полностью герметичным.
На носовую палубу плавающего автомобиля ГАЗ-46 были выведены глушитель и выхлопная труба. Правда, глушитель создавал настолько много шума, что демаскировал автомобиль.
С другой стороны носовой палубы находилась горловина бензобака, то есть в случае возникновения необходимости можно было провести дозаправку топливного бака непосредственно на воде.
Дизайн кабины экипажа, если здесь уместно использовать столь громкое определение, был по-спартански прост, поскольку плавающий автомобиль изначально проектировался по заданию военных. Какой-то особый уровень комфорта ни для экипажа, ни для пассажиров предусмотрен просто не был. А по общему оформлению плавающий автомобиль ГАЗ-46, скорее, был похож на катер.
Приборный щиток МАВ был полностью позаимствован с внедорожника ГАЗ-69. При этом на щитке приборов имелись тахометр и сигнальная лампочка, которая оповещала о появлении воды в трюме. Рычаги управления трансмиссией находились с правой стороны от водителя.
Кронштейны педалей отличались своей необычной формой и находились близко друг к другу, для того чтобы было как можно меньше разных технологических отверстий, через которые вода могла попасть внутрь корпуса автомобиля. Рама ветрового стекла могла быть уложена на капот, а над пассажирским отсеком можно было легко растянуть тент из брезента.
Передний ряд сидений включал в себя два кресла: для командира и водителя. Позади них была смонтирована трехместная скамья, не имевшая регулировок. Для удобства обслуживания в кабине автомобиля был установлен топливный фильтр.
Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ) поступал на вооружение отдельных переправочно-десантных батальонов, а также отдельных понтонно-мостовых полков, помимо этого он экспортировался в страны, которые были участниками Варшавского договора. Выпуск автомобиля продолжался в Советском Союзе с 1953 по 1958 год, когда производство базового ГАЗ-69 было передано на завод УАЗ.
При этом в Ульяновске просто не было производственной возможности, чтобы продолжать выпуск плавающего автомобиля, что, наряду с небольшой потребностью в подобных машинах, послужило причиной к прекращению их выпуска. К тому же в армию тогда уже начали поступать первые БРДМ. Точной информации о количестве выпущенных МАВ нет, но, по всей видимости, всего было собрано около 650 таких автомобилей.
Трансмиссия амфибии
Автомобиль оснащался трехступенчатой механической КПП с передаточными числами на трех передачах 3,115 , 1,772 и 1,0 соответственно, а на задней — 3,738. Раздаточная коробка – двухступенчатая, с передаточными числами 1,15 и 2,78. Передаточное число на конической главной передаче со спиральным зубом – 5,125, на рулевом механизме, который представлял собой глобоидальный червяк с двойным роликом – 18,2.
Сцепление – сухое однодисковое. Тормоза колодочные, рабочий – на все четыре колеса с гидроприводом от педали, стояночный – на трансмиссию с ручным механическим приводом.
Применение и технические параметры
Все построенные амфибии ГАЗ-46 изначально передавались в Советскую Армию, где состояли в штате понтонно-мостовых полков и отдельных десантных батальонов, ответственных за наведение переправ.
Часть машин была передана армиям стран-участниц Варшавского договора.
По мере списания машины ГАЗ-46 отправлялись на базы хранения, откуда многие из них попали к частным владельцам. Особую ценность имеют амфибии раннего выпуска, построенные на шасси ГАЗ-67Б.
Прямых аналогов у амфибии ГАЗ-46 не существует, имеет смысл сравнить характеристики с плавающими автомобилями США и Германии, которые использовались в ходе войны. Американский GPA, послуживший прототипом для советской разработки, имеет весьма близкие параметры. Машина отличается меньшей длиной корпуса при одновременном увеличении ширины, скоростные данные практически одинаковы.
ГАЗ-46 | Ford GPA | Volkswagen Typ 166 | |
Длина, мм | 4930 | 4620 | 3825 |
Ширина, мм | 1900 | 2130 | 1480 |
Высота, мм | 1770 | 1750 | 1615 |
Масса, кг | 1270 | 1595 | 910 |
Мощность двигателя, л.с. | 55 | 60 | 25 |
Скорость движения на суше/по воде, км/ч | 90/9 | 89/8,6 | 80/10 |
Грузоподъемность, кг | 500 | 500 | 435 |
Германский автомобиль Typ 166, построенный на узлах легендарного Kaefer, оснащался оппозитным мотором с системой принудительного воздушного охлаждения.
Несмотря на заметно меньшую мощность, немецкая амфибия имеет схожие скоростные характеристики, достигнутые снижением веса и габаритов. При этом кузов Typ 166 рассчитан всего на 4 человек, в то время как советская и американская машины вмещают по 5 пассажиров.
Амфибия ГАЗ-46 не выпускается ни одним из производителей масштабных моделей копий.
Единственной серийной версией миниатюрной машины стала модель в масштабе 1:43, выпушенная в Китае и распространявшаяся в журнальной серии «Автолегенды СССР». В конце 90-х годов частной мастерской «Уральский сокол» выпускалась небольшой партией смоляная модель автомобиля. Встречается амфибия и в нескольких фильмах, например, ГАЗ-46 можно увидеть в киноленте «Пятерка отважных», снятой в 1970 году.
Модели амфибии
ГАЗ-46 удостоился чести под № 100 войти в коллекцию моделей российского научно-познавательного журнала о советских автомобилях «Автолегенды СССР». Издание, посвященное одной модели, выходило два раза в месяц, и в комплекте к нему прилагался коллекционный автомобиль-копия, изготовленный в масштабе 1: 43 в Китае итальянской фирмой DeAgostini. Заявленный тираж был 120 тысяч экземпляров. Темно-зеленая машинка для такого масштаба достаточно подробно проработана в деталях, но знатоки утверждают, что колеса в модели не родные, да и тент портит внешний вид. Модель разбирается на четыре части: кузов, салон, дно и тот самый неприглядный тент.
Изготавливается модель амфибии в том же масштабе и мастерской «Уральский Сокол» в Екатеринбурге, не только зеленого цвета, но и более декоративных расцветок, например, голубой или красной.
Автомобиль ГАЗ-46 серийно производился до конца 1958 года и не имел модификаций, оставался в строю более тридцати лет, хотя в качестве разведывательных машин уже использовались БРДМ. Амфибии состояли на вооружении понтонно-мостовых полков и переправочно-десантных батальонов не только в Советском Союзе, но и в странах Варшавского договора. Неизвестно, сколько машин на ходу сегодня, но они есть, исправно возят заботливых хозяев на рыбалку или охоту и служат предметом их законной гордости, участвуют в показах специальной техники.
Особенности дизайна ГАЗ-46
Дизайн автомобиля ГАЗ-46 невероятно прост и аскетичен, впрочем, это не выглядит чем-то особенным на фоне других послевоенных машин. Если принять во внимание, что данная амфибия задумывалась специально для военных нужд, спартанская обстановка даже сейчас не сильно шокирует. Внешний вид амфибии наводит мысли о катерах, и совершенно не напоминает внедорожники. Несмотря на это, на бездорожьях машина не отстанет от БТР и БМП.
Приборная панель машины, которую нельзя даже назвать модным сейчас словом «торпедо», была полностью позаимствована от ГАЗ-69. Кроме того, она получила несколько дополнительных функций. Это лампочка, которая подавала сигнал, если в трюм попадала вода, и тахометр. Одной из особенностей данной машины является очень близкое друг к другу расположение педалей. Это сделано для того, чтобы уменьшить число технологических отверстий в корпусе амфибии.
Ветровое стекло можно было положить на капот автомобиля вместе с его рамкой. Топливный фильтр был установлен прямо в кабине. Это упростило обслуживание топливной системы. Во избежание засорения карбюратора, рекомендовалось следить за состоянием топливного фильтра, меняя его по мере засорения.
Амфибия МАВ поступала на вооружение десантных и инженерных войск СССР. Имелись такие машины и у разведчиков. Машины выпускались с 1953 по 1958 годы, но за это время было собрано около 650 единиц, так как потребность в них была минимальной. С появлением первых БРДМ-1, которые были более универсальными, потребность в специфических амфибиях отпала.
В настоящее время подобные машины можно увидеть только у коллекционеров, любителей необычной военной техники и в музеях.
Предпосылки возникновения
Опыт Второй мировой войны показал сильные и слабые стороны советской военной техники, а также пробелы в ее создании. Плавающих автомобилей в армии не было.
Полученные по ленд-лизу полноприводные четырехколесные амфибии Ford GPA и шестиколесные грузовики DUKW облегчили переправы через реки в Восточной Европе во время наступления совестских войск на фашистскую Германию.
Естественно, эта техника была взята на заметку, и сразу после войны в перспективный план перевооружения наряду с другими видами были включены как легковые, так и грузовые плавающие машины.
В первую очередь военных интересовал легкий командирский автомобиль, способный форсировать водные преграды и двигаться в одной группе с бронемашинами.
Грузовой DUKW стал первым прототипом ЗИС-485 – большого автомобиля водоплавающего (БАВ). Аналогом плавающего внедорожника Ford GPA и стал со временем ГАЗ-46 МАВ- малый автомобиль водоплавающий.
ГАЗ-011 или ГАЗ-46
Несмотря на все недоработки НАМИ-011, конструкторам Горьковского автомобильного завода удалось справиться с проблемами, и сделать действительно качественную машину. ГАЗ-011 превосходил первоначальную разработку НАМИ по следующим параметрам:
- Значительно уменьшился вес автомобиля;
- Увеличилась скорость как на суше, так и на воде;
- Повысилась надежность машины;
- Упростился процесс сборки.
Новый ГАЗ-011 на испытаниях очень понравился военному командованию, что создало дополнительные проблемы для Горьковского автозавода. ГАЗ-67 планировали заменить новой моделью, а производство амфибии мешало это сделать.
Неизвестно, долго бы длилась эта парадоксальная ситуация, если бы в 1952 году конструктор Крещук не отправил секретное письмо Сталину, где рассказал, что творится на заводе. Меры были приняты незамедлительно:
- Многих чиновников и конструкторов понизили в должностях;
- Премия за разработку НАМИ-011 была оперативно отменена;
- Руководству Горьковского автомобильного завода настоятельно рекомендовали делать, так, как это выгодно для государства.
Исходя из этого, было решено производить ГАЗ-46, хотя в 1953 году все же выпустили 68 амфибий ГАЗ-011, которые отправились в армию.
Амфибия за рубежом
Любители плавающих машин есть во всем мире. Ярким примером может служить мероприятие в Требен-Трарбахе (Германия) в августе 2014 года, когда на реке Мозель собрались владельцы амфибий на своих транспортных средствах. Проводились показы и на дорогах, и спуск по реке.
В течение недели длился этот праздник торжества технической мысли. В нем участвовало около шестидесяти разнообразных машин, включая уникальные самодельные амфибии.
Интересно, что больше всего было тех самых плавающих внедорожников Ford GPA (их было четырнадцать), которые послужили прототипом для ГАЗ-46. Фото подтверждает это родство даже сегодня. На верхнем снимке Ford, а ниже российский плавающий внедорожник (их на встрече было пять).
К слову сказать, столько же было и грузовых DUKW и Porsche Schwimmwagens, участвовавших во Второй мировой войне в армии Вермахта.
ЛуАЗ-967
По заказу ВДВ был создан легкий водоплавающий транспортер, получивший название ТПК — Транспортер Переднего Края. Он был предназначен для эвакуации раненных с поля боя.
Объем двигателя воздушного охлаждения составлял 887 кубических сантиметров, а мощность — 30 лошадиных сил. Чуть позже на смену пришла модель ЛуАЗ-967А с более мощным силовым агрегатом МеМЗ-967А.
Берег левый, берег правый…
Наибольшую известность (и самое широкое распространение) получили автомобили, используемые в составе понтонных парков. Пока для транспортировки элементов переправ использовали конную тягу, массу этих элементов (и соответственно грузоподъёмность самих переправ) приходилось ограничивать, а понтоны являлись полностью автономной, т. е. не зависящей от носителя конструкцией. Появление танков массой 32 т и артиллерийских систем с нагрузкой на ось 9 т потребовало создания понтонного парка с существенно большей грузоподъёмностью. При этом тяжёлые понтонные парки нецелесообразно было использовать для наведения лёгких переправ. Таким образом, необходимо было создать два типа понтонных парков – лёгкий и тяжёлый. Эта задача была решена Военно-инженерной академией и Военно-инженерным полигоном, разработавшими и поставившими на вооружение РККА тяжёлый понтонный парк Н2П и лёгкий понтонный парк – НЛП.
Н2П предназначался для наведения мостов на плавучих опорах грузоподъёмностью от 16 до 60 т или организации паромных переправ грузоподъёмностью от 16 до 60 т. Кроме того, парк Н2П позволял возводить мосты на жёстких опорах длиной 45 м под нагрузку 16 т или длиной 26 м под нагрузку 24 т.
Конструкция такого парка не позволяла механически дробить его общую массу, увеличивая длину обоза. В комплект парка входило 16 носовых полупонтонов, 32 средних полупонтона, комплект пролётного строения, 16 въездных аппарелей, козловые опоры, 16 забортных агрегатов СЗ-20 (или 10 буксирно-моторных катеров БМК-70, или 16 мотор-вёсел МВ-72), а также вспомогательное имущество.
На 1 января 1941 г. инженерные войска РККА имели до 265 переправочных парков всех типов (Н2П, НЛП, МДПА-3), в том числе 45 тяжёлых (Н2П), более 1060 передвижных электростанций, свыше 680 лесопильных рам и станков и много других средств, в том числе и непосредственно связанных с автомобильной техникой.
Впоследствии были модернизированы существующие и созданы новые переправочные средства: на Навашинском машиностроительном заводе модернизированный вариант тяжёлого понтонного парка Н2П получил обозначение Н2П-41, появился рассчитанный на 70 т тяжёлый понтонно-мостовой парк ТМП. Перевозка последнего осуществлялась на 102 автомобилях, из которых только понтонных было 72, в том числе и специально оборудованных ЗИС-5.
АвтомобильноВодоплавающее доброутреннее с конкурсом)
С добрым утречком, солнышки! Самого чудесного настроения вам на весь день!
27 августа в России отмечается День российского кино. С праздником!
Вопрос на сегодня:
Ходите ли вы в кинотеатры на показы российских фильмов?
А теперь новости)
В Гондурасе беременная девушка очнулась в гробу спустя сутки после похорон
В Гондурасе беременная девушка очнулась в гробу спустя сутки после похорон. 16-летняя Нэйси Перез умерла от недостатка кислорода, пока её пытались извлечь наружу, сообщает The Telegraph. Девушка потеряла сознание недалеко от своего дома. После доставки в больницу врачи констатировали смерть.
Перез похоронили в свадебном платье, поскольку она недавно вышла замуж. Когда на следующий день её супруг пришёл на кладбище, он услышал приглушённые крики и стук. То, что девушка была погребена заживо, доказывают раны на руках, которые она получила, пытаясь выбраться.
Врачи полагают, что у Перес первоначально случилась паническая атака, которая привела к временной остановке сердца.
Шесть фляг с японским виски доставлены на МКС
Японский космический грузовой корабль «Конотори», совершивший в понедельник успешную стыковку с МКС, доставил на станцию воду, продукты питания и научное оборудование, а также экспериментальные образцы виски, отправленные в космос японской компанией-производителем алкоголя Suntory. Об этомсообщает The Economic Times.
Фляги с шестью образцами напитка будут оставаться на МКС не меньше года. После этого их вернут на Землю, и специалисты компании проведут дегустацию и исследование напитков, чтобы выяснить, как пребывание в условиях невесомости повлияло на их вкус. Предполагается, что из-за неизменной температуры и очень слабого движения жидкости вкус напитка станет мягче. Идентичные контрольные образцы остались на Земле и будут использованы для сравнения.
Ранее сообщалось, что компания Suntory собирается отправить на Международную космическую станцию три вида виски, выдержанных в течение 10, 18 и 21 года.
Китаянка выпила бутылку элитного коньяка, которую ей запретили брать в самолет
В аэропорту Пекина китаянка выпила бутылку элитного коньяка, которую ей запретили брать в самолет в ручной клади. Как сообщает South China Morning Post, стоимость напитка Rémy Martin XO Excellence составляла около $200. Женщина купила коньяк в аэропорту США, в Пекине она пересаживалась на внутренний рейс.
Сотрудник местной полиции рассказал, что пассажирку обнаружили у выхода на посадку в международном аэропорту Шоуду. Полное имя китаянки не приводится, известна лишь ее фамилия — Чжао. Женщина каталась по полу и кричала. «Она была настолько пьяна, что даже не могла сама встать. Мы отвезли ее в комнату в кресле-каталке, чтобы она могла отдохнуть», — сообщил офицер.
Капитан направлявшегося в Вэньчжоу рейса отказался пускать женщину на борт, так как она путешествовала одна. Кроме того, по мнению командира экипажа, состояние пассажирки могло сказаться на безопасности в салоне. Чжао проснулась через несколько часов и поблагодарила полицейских за заботу. Стражи порядка связались с родственниками пассажирки, которые забрали ее домой.
АвтомобильноВодоплавающее доброутреннее с конкурсом)
С добрым утречком, солнышки! Самого чудесного настроения вам на весь день!
27 августа в России отмечается День российского кино. С праздником!
Вопрос на сегодня:
Ходите ли вы в кинотеатры на показы российских фильмов?
А теперь новости)
В Гондурасе беременная девушка очнулась в гробу спустя сутки после похорон
В Гондурасе беременная девушка очнулась в гробу спустя сутки после похорон. 16-летняя Нэйси Перез умерла от недостатка кислорода, пока её пытались извлечь наружу, сообщает The Telegraph. Девушка потеряла сознание недалеко от своего дома. После доставки в больницу врачи констатировали смерть.
Перез похоронили в свадебном платье, поскольку она недавно вышла замуж. Когда на следующий день её супруг пришёл на кладбище, он услышал приглушённые крики и стук. То, что девушка была погребена заживо, доказывают раны на руках, которые она получила, пытаясь выбраться.
Врачи полагают, что у Перес первоначально случилась паническая атака, которая привела к временной остановке сердца.
Шесть фляг с японским виски доставлены на МКС
Японский космический грузовой корабль «Конотори», совершивший в понедельник успешную стыковку с МКС, доставил на станцию воду, продукты питания и научное оборудование, а также экспериментальные образцы виски, отправленные в космос японской компанией-производителем алкоголя Suntory. Об этомсообщает The Economic Times.
Фляги с шестью образцами напитка будут оставаться на МКС не меньше года. После этого их вернут на Землю, и специалисты компании проведут дегустацию и исследование напитков, чтобы выяснить, как пребывание в условиях невесомости повлияло на их вкус. Предполагается, что из-за неизменной температуры и очень слабого движения жидкости вкус напитка станет мягче. Идентичные контрольные образцы остались на Земле и будут использованы для сравнения.
Ранее сообщалось, что компания Suntory собирается отправить на Международную космическую станцию три вида виски, выдержанных в течение 10, 18 и 21 года.
Китаянка выпила бутылку элитного коньяка, которую ей запретили брать в самолет
В аэропорту Пекина китаянка выпила бутылку элитного коньяка, которую ей запретили брать в самолет в ручной клади. Как сообщает South China Morning Post, стоимость напитка Rémy Martin XO Excellence составляла около $200. Женщина купила коньяк в аэропорту США, в Пекине она пересаживалась на внутренний рейс.
ЛуАЗ-967
По заказу ВДВ был создан легкий водоплавающий транспортер, получивший название ТПК — Транспортер Переднего Края. Он был предназначен для эвакуации раненных с поля боя.
Объем двигателя воздушного охлаждения составлял 887 кубических сантиметров, а мощность — 30 лошадиных сил. Чуть позже на смену пришла модель ЛуАЗ-967А с более мощным силовым агрегатом МеМЗ-967А.