Танки серии БТ – быстроходные советские «американцы»


Характеристики быстроходного танка БТ-5

Страна:СССРТип:Быстроходный танкДата выпуска:1933 г.Длинна:5,58 мШирина:2,23 мВысота:2,23 мБроня, лоб:13 ммБроня, борт:13 ммБроня, башня:13 ммЭкипаж:3 человекаДвигатель:Карбюраторный М-5, мощностью 400 л.с.Дальность хода:150 км (на гусеницах), 200 км (на колёсах).Максимальная скорость:52 км/ч (на гусеницах), 72 км/ч (на колёсах).Масса:11,5 тоннВооружение:1х 45-мм пушка 20-К обр. 1937 г., 1х 7,62-мм пулемет ДТ

«Советский быстроходный танк БТ-5 — история создания, характеристики и модификации»

Тактико-технические характеристики

Принято считать, что БТ-7, самый совершенный представитель серии, был вне конкуренции в 30-е годы, но к началу Великой Отечественной безвозвратно устарел.

Но сравним его параметры со схожим по концепции британским танком «Крусейдер» и немецким Pz.III наиболее современной к 1941 году модификации.

БТ-7Mk.VI CrusaderPz.IIIAusf.J
Масса, т14,219,321,5
Длина, м5,65,95,5
Толщина брони, мм15-2018-3430-50
Максимальная скорость, км\ч52/724340
Запас хода, км375/460255155
Вооружение45 мм пушка, 1-3х7,62мм пулемёта40 мм пушка, 2х7,7 мм пулемёта50мм пушка, 2х7,92мм пулемёта

Конечно, у БТ-7 были и неустранимые недостатки, вроде тесного корпуса, вызванной применением подвески Кристи. Были и те, которые в принципе можно было победить, вроде отсутствия качественных наблюдательных приборов. Однако пушка калибра 45мм в 1941 году была вполне адекватным оружием, а по подвижности БТ-7 превосходил конкурентов даже без использования колёсного хода. «Крусейдер», защищённый немногим лучше советского танка, достаточно успешно использовали ещё в африканской кампании.

Очевидно, что потенциал для модернизаций платформа уже исчерпала, но «ограниченно боеспособным» БТ-7 не был. Наоборот, он вполне мог дать немецкой технике достойный отпор.

Однако сказывались износ узлов (вспомним, что производство запчастей было свёрнуто вместе с серийным выпуском танка), добавим растерянность в первые недели блицкрига. Наконец, к тактике засад, позволявшей атаковать противника даже с лучшим обзором и более толстой бронёй, перешли только к осени 1941 года. До этого даже атаки противника пытались отражать встречной лобовой атакой – такой метод был прописан в уставе.

Танки серии БТ стали впечатляющим достижением танкостроения.

Даже если помнить о их американском происхождении – именно советским конструкторам удалось довести идеи Кристи «до ума» и создать на основе его прототипов грозную боевую машину. Именно танк БТ (а не «парадный» Т-35), участвовавший во многих войнах, и дошедший до финала Второй Мировой войны, должен был быть символом мощи бронетанковых сил Красной армии.

Танковая проблема начала 1930-х

Танков в СССР в начале 1930-х г.г. не хватало. По большому счету, в серийное производство запускалось всё, что только можно было освоить. Реальные боевые качества этих машин по большому счету были вторичны — чтобы обезопасить страну, в первую очередь нужно было показать соседям, что в СССР танки строят, да так, чтоб два раза подумали, прежде чем сунуться диктовать свои порядки.

Вчера были танки только у Чемберлена, сегодня есть и у нас!


Чертеж легкого танка БТ-5

Преимущества и недостатки

Ознакомившись с параметрами БТ-5, подведем краткий итог его возможностям.

Преимущества:

  • высокая скорострельность;
  • неплохой ДПМ;
  • отличная точность;
  • комфортные УВН;
  • превосходная динамика;
  • хорошая маневренность.

Недостатки:

  • маленький альфа-страйк;
  • низкое бронепробитие;
  • полное отсутствие брони;
  • маленькая масса машины делает уязвимым к тарану даже от других ЛТ;
  • малый радиус обзора.

История создания танка БТ-5

«Быстроходный танк» БТ-2 был машиной не самой плохой, но «промежуточной» — выпускавшейся только до тех пор, пока не найдется достойная смена. Недоработок и нареканий в его конструкции хватало. Именно по этой причине, его как можно скорее попытались сменить на что-то более грозное.

Хотя были и достаточно прогрессивные идеи по созданию улучшенных версий БТ-2: танков БТ-4 и БТ-6, предпочтение отдали варианту БТ-5. В отличие от «соседей» по номерам, БТ-5 отличался от «двойки» только новой башней и комплектом вооружения, плюс доработками ходовой и т.п., что называется «по мелочи». Зато он же обладал и весомым преимуществом: в отличие от «четверки» и «шестерки», «пятерка» не требовала переделки производственной линии, и могла быть запущена в серию практически одномоментно, на тех же агрегатах, что и БТ-2. Как тут не пошутить про то, что для «быстроходных танков» была важна не только скорость в бою, но и скорость в производстве.


Быстроходный танк БТ-5

В марте 1933 года БТ-5 сменил на конвейере БТ-2. Первоначально машина комплектовалась башнями двух видов — «ижорская» (сварная, с большой нишей сзади, проектировавшуюся изначально для танка Т-26) и «мариупольская» (клепаная, с маленькой нишей сзади). Однако начиная с 1935 года, из-за вскрывшихся дефектов в изделиях завода в Мариуполе, БТ-5 комплектовался только «ижорскими» башнями. «Дефектные» танки почти все ушли в учебные части.

За сравнительно небольшой отрезок времени, БТ-5 прошел довольно активный путь развития. Начинавшийся как вариант усиленного БТ-2, к 1934 году он получил новый двигатель М-17Т мощностью 500 л.с., полностью измененный главный фрикцион и усиленную коробку передач. Это не говоря о ленточных тормозах, улучшенном бронировании.

Производство танка БТ-5 было закончено накануне 1935 г., всего было произведено 1884 танка этого типа.


Танк БТ-5 с башней мариупольского завода

Гусеницы и колеса: Второе рождение танка

Этот танк удалось вытащить в районе Невского пятачка только со второй попытки – и случилось это 18 июня текущего года.

Можно сказать, что число «18» для танков музея-диорамы – знаковое. Так, самый первый танк из коллекции музея был поднят 18 апреля 2003 г., да и дата установки экспонатов частенько выпадала на это число – конечно, разных месяцев и разных лет.

Сейчас на площадке музея-диорамы установлены три танка, ранее поднятые со дна Невы: КВ-1, Т-26 и Т-38, а также КВ-1С, вытащенный из лесного болота.

«Пустой» танк

На восстановление подобного военного трофея уходит немало времени. Если повезло и машина оказалась в неплохом состоянии (требуется только косметический ремонт), то четыре человека могут справиться за пару месяцев. А на относительно полное восстановление танка требуются годы. Самое тяжелое – комплектация разбитых боевых машин, поиск недостающих деталей.

Новичку БТ-5 повезло – уже при его подъеме специалисты отметили, что танк находится в неплохом состоянии: идеально сохранилась даже каучуковая резина на колесах. Впрочем, внешне броня не очень пострадала, а вот внутренности танка сильно окислились – жестяные предметы и таблички рассыпались в руках сотрудников музея.

Комплектация поднятого БТ-5 оказалась очень «пустой»: к тому моменту, как он затонул, город уже давно был в блокаде. ЗИП (запасные инструментальные принадлежности) были укомплектованы едва ли наполовину.

Но минеры обнаружили полную укладку снарядов, и именно по ним удалось определить время затопления танка: на всех донышках стояла дата «1942». При этом капсули были нестандартными, очень разными – понятно, что собирались они из того, что в блокадном городе нашлось под рукой. Кроме того, снаряды отстреливались по 5-10 раз – гильзы собирали и заряжали снова.

Непростой ремонт

Прежде всего вытащенный танк обработали пескоструем, а затем разобрали – буквально до гайки. Детали надраили до чистого металла, загрунтовали, покрасили и снова собрали. Металл танка – весь в «раковинах», поэтому мастерам пришлось класть три слоя корабельной грунтовки и три слоя краски (на это ушло целых 100 л!).

Причем для работ необходима была чистая сухая погода, а грунтовку приходилось наносить в течение нескольких часов после обработки пескоструем – пока металл не окислился.

Недостающие детали (например, руль), искали в самых экзотических местах. Старый металл для отсутствующих частей находили на «кладбище» кораблей: иначе новые детали выглядели на танке неестественно.

Коллекции танков в основном создаются при бывших предприятиях оборонного комплекса, ранее занимавшихся их выпуском. Экспозиция такого рода при музее-диораме – первая в стране. И, конечно, поддерживать ее в должном состоянии удается только благодаря помощи спонсоров- энтузиастов.

Именно такая ситуация сложилась со скоростным танком КВ-1С, который был восстановлен и собран с помощью ГК «Бюллетень недвижимости». Эта же компания принимала активное участие в подъеме новичка экспозиции – БТ-5.

Вера Позднякова, директор музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», говорит, что люди, помогающие музею, достойны отдельной книги. «И я обязательно о них напишу!» – утверждает она.

История БТ

«Броня крепка, и танки наши быстры!» – Эти строки известной песни посвящены именно танку БТ. На их базе создавались огнеметные и даже радиоуправляемые модели. С 1932 по 1940 г. были выпущены более 8 000 танков БТ различных модификаций. Они воевали у озера Хасан, на Халкин­Голе, в Польше, Финляндии, а также широко использовались в самом начале Великой Отечественной войны.

Основное преимущество танков БТ состояло в том, что потеряв гусеницу, они успешно продолжали путь на колесах.

БТ­5 был создан на Харьковском паровозостроительном заводе в результате работ по улучшению боевых характеристик танков «Кристи М.1940», приобретенных у американца Джорджа Уолтера Кристи в апреле 1930 г. и запущенных в серийное производство в СССР под маркой БТ­2.

«Кристи» требовали рабочих высокой квалификации; кроме того, в это время была создана броневая сталь и износостойкие материалы для бандажей катков, дисков сцепления и т.д. Все это значительно увеличило возможности танка БТ­5, который впервые был собран в октябре 1932 г.

В дальнейшем этот танк являлся базовой машиной для разработки опытных образцов танка БТ­5­ИС, химического танка ХБТ­5, мостоукладчика, танков с ракетным оружием и танковой торпедой. Кроме того, на танке БТ­5 испытывалось оборудование для подводного вождения и преодоления водных преград вплавь, а также болотоходные гусеницы.

Найденный БТ­5, как предполагается, затонул 28 сентября 1942 г. в ходе 2­й Синявинской наступательной операции.

На очереди – баржа с автотранспортом



Игорь Девятников, сотрудник Музея­диорамы «Прорыв блокады Ленинграда», осуществляющий восстановление танка БТ­5:
– Подъемы из Невы очень трудны: глубина 17-20 м, очень сильное течение. Подводная съемка танка, например, была возможна только тогда, когда мы за ним прятались. На открытом течении – а это около 2.5 м/сек на дне – машину снять невозможно.

Сейчас нам кажется очень интересным объектом затопленная на Ладоге, на «Дороге жизни», баржа с транспортом – с тракторами-«сталинцами», железнодорожными платформами-цистернами и еще какой-то техникой на колесной базе.

Мы пока не можем понять, что это такое, но точно не машины – возможно, какие-то агрегаты. Возможно, эту баржу мы поднимем следующей. Правда, это будет непросто: длина баржи составляет 75 м, и затоплена она далеко от берега. К сожалению, сохранность автотехники будет другой – танки, конечно, сохраняются лучше.

Кроме того, если в танке приварить люк, то он будет стоять на выставке как сейф – повредить его непросто. У трактора, например, все по-другому. А вот железнодорожную цистерну поставить можно – если, так же, как в танке, заварить люк.

Вообще, на дне Невы и Ладожского озера нас ждет очень много интересной техники. И мы очень хотели бы поднять ее и показать людям.

Необыкновенный музей


Вера Позднякова, директор Музея­заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»:
– Наша экспозиция танков уникальна – все они относятся к 30-м годам прошлого века, являются первыми, экспериментальными. Все они существуют если не в единичных экземплярах, то очень редки. Танков БТ-5, например, выставлено всего два. Один из них, неоднократно ремонтировавшийся, находится в павильоне легких танков в Музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Другой установлен в качестве памятника на вершине горы Баин-Цаган в Монголии. У нас будет третий.

Сейчас мы обустраиваем территорию перед Музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда». И уже осенью у нас будет не только БТ-5, но и, например, бронеколпаки, которые сейчас находятся в лесу. Выставочная площадка будет обнесена забором, появится охрана – сейчас мы не можем выставить даже таблички перед танками!

А вторым этапом работы над БТ-5 станет его восстановление изнутри – так, чтобы танк можно было завести, и он поехал бы. Такая работа – трудная и дорогостоящая, но мы хотим этого добиться. Остальные танки у нас на ходу.

Мы мечтаем о том, что у нас будет специальное кольцо, где можно будет устраивать парады нашей техники. Но это, к сожалению, – весьма отдаленная перспектива.

Как добраться?

На автомобиле: по Мурманскому шоссе до Ладожского моста через Неву (г. Кировск, 55 км от Петербурга). Далее – по указателю. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда» находится в опоре моста.

Без автомобиля: автобус и маршрутное такси №№ 565 и 575 от ст. метро «Улица Дыбенко» (до остановки «Музей-диорама»).

Музей принимает посетителей ежедневно с 11 до 18 ч. Выходной день – понедельник. Последняя пятница каждого месяца – санитарный день.

Конструкция танка БТ-5

Компоновка танка классическая. Конструкция корпуса «быстроходного танка» БТ-5 в целом повторяет конструкцию БТ-2, башня («ижорская») аналогична башне легкого танка Т-26. По бокам башни расположены две смотровые щели и два отверстия для стрельбы из револьвера. В крыше башни имелся закрывающийся изнутри люк для входа и выхода экипажа. В поздней части башни было отверстие для вентиляции и перископического прицела. Основное вооружение танка БТ-5 — 45-мм пушка спаренная с пулеметом ДТ. Пулемет при этом имел собственный открытый прицел и мог стрелять независимо от орудия.

Снаряды укладывались на пол боевого отделения, располагались в вертикальных обоймах на правой и левой стенках корпуса, занимали также стенки и нишу башни. Пулеметные диски занимали место над снарядной укладкой в боевом отделении.

Экипаж танка составляет 3 человека, наблюдение за полем боя осуществляется через прицелы и два смотровых прибора с пуленепробиваемыми стеклами, размещенных на боковых стенках башни.

На командирских танках имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне, замененной впоследствии на штыревую. Боекомплект командирских танков с радиостанцией был сокращенным.


Легкий танк БТ-5 в профиль

Вооружение

Стандартным вооружением БТ-2 считалась пушка Б-3 калибра 37мм, созданная на основе немецкой противотанковой пушки PaK 35. Пулемёт ДТ не был спарен с пушкой, а устанавливался рядом с ней в шаровой установке. Для наведения пушки на цель использовался оптический прицел. Часть танков выпустили без пулемёта, а некоторые, из-за нехватки орудий, оснащались спаренными пулемётными установками.

Начиная с БТ-5, машины вооружались 45 мм пушкой 20К и спаренным с ней пулемётом ДТ.

Телескопический прицел дополнили панорамным перископом. На некоторых БТ-7 также устанавливались пулемёты ДТ в корме башни и зенитный на башенной крыше. Выпущенные в небольшом количестве «артиллерийские» БТ-7А оснащались пушкой КТ калибра 76мм (такая же стояла на танках Т-28 и Т-35).

Модификации танка БТ-5

  • БТ-5—линейный танк (1933—1934 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и пулемет ДТ, выпущена 1621 машина;
  • БТ-5РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-3(1933—1934 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и пулемет ДТ, выпущено 263 машины:
  • ХБТ-5 (БХМ, БХМ-2) — химический (огнеметный) танк (1936 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка обр. 1932 г., пулемет ДТ и огнеметная установка или съемный дымовой прибор ТДП, выпущено 10 огнеметных танков и 3 танка для постановки дымовых завес;
  • БТ-ИС — танк с измененной формой корпуса и шестью ведущими колесами колесного хода (1937 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932—1934 гг. и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин;
  • БТ-5/В-2 — модернизированный танк (1939 г.). Линейный танк БТ-5, оснащенный дизельным двигателем В-2, выпущено 5 машин;
  • БТ-СВ-2 (БТ-СВ) — танк с измененной формой корпуса и башни (1937 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932—1934 гг. и пулемет ДТ, выпущено 2 опытных образца;
  • БТ-ТТ — телемеханическая группа танков БТ (1939—1941 гг.). Состав: телетанк, вооруженный огнеметной установкой КС-60 и 7,62-мм пулеметом Силина; танк управления, вооруженный 45-мм танковой пушкой образца 1934—1938 гг. и пулеметом ДТ, выпущена опытная группа машин.
  • БТ-5ПХ — танк подводного хождения.
  • РБТ-5 — экспериментальный ракетный танк.


Быстроходный танк БТ-5 с 76-мм орудием

• Справочник бронетехники •

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Боевое применение

Первыми БТ, вступившими в бой, стали БТ-5, которые Советский Союз поставлял испанским республиканцам. В Испании БТ-5 проявили себя неплохо, показав превосходство над лёгкими немецкими танками, которыми были вооружены франкисты. Однако переломить ход войны в пользу республиканцев не смогли ни БТ-5, ни их советские экипажи.

БТ-7 впервые поучаствовал в боях у озера Хасан, а в 1939 и БТ-5 и БТ-7 покрыли себя славой в боях на Халхин-Голе. Там скорость и маневренность «бэтэшек» показали себя с лучшей стороны, но выявились (или подтвердились) недостатки – пожароопасность бензинового двигателя, слабость противопульного бронирования, сложность в управлении.

Следующая операция, в которой участвовали все основные модификации БТ (даже ранние БТ-2), была далеко не такой славной – ей стал так называемый «Освободительный поход в Польшу» — фактически аннексия восточной части Польши согласно пакту Молотова-Рибентропа. Не успев вернуться из Польши, БТ отправились на финский фронт. При этом в «зимней войне» почему-то были задействованы не столько кадровые, сколько тыловые части, что привело к тяжёлым потерям среди танков и военнослужащих. Кроме того, оказалось, что БТ-5 и БТ-7 плохо приспособлены для полярных условий.

К 1941 году БТ-7 сняли с производства, но не с вооружения. Даже БТ-2 было решено использовать в учебных частях до окончательного износа. При этом «бэтэшки» после всех конфликтов уже были сильно изношены, а выпуск запчастей для них тоже прекратили. И этим старым машинам пришлось вынести всю тяжесть кампании 1941 года.

«Бэтэшки» несли потери, но в умелых руках показывали себя не менее эффективными, чем Т-34.

После того, как наступление вермахта выдохлось, а предприятия развернули массовый выпуск современных танков, выжившие БТ, однако, остались в строю, и не только в училищах. На Ленинградском фронте БТ-5 и БТ-7 использовали вплоть до самого снятия блокады, а в 1945 году БТ-7 вновь пошли в атаку на Дальнем Востоке, добивая Квантунскую армию, и прошли по Харбину парадным строем. Интересно, что захваченные БТ-7 финны оснастили 114мм гаубицей и использовали такие самоходки до 1944 года – то есть до выхода Финляндии из войны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]