Какие танки были лучше во время войны, немецкие или советские?


Советские

Всего насчитывается около 60 разной бронетехники, включая полученную по ленд-лизу и за исключением экспериментальной или не находящейся в серийном производстве.

Самыми выдающимися стоит назвать следующие советские танки Великой Отечественной войны.

Т-50

Лёгкий танк, выпущенный на замену устаревшему Т-26. При разработке конструкторы вдохновлялись немецким PzKpfw III, имеющем отличную подвижность и надёжность для своего класса.

Всего было выпущено 77 единиц, а саму машину признали удачной. Появление Т-34 сделало Т-50 практически ненужным, на чём и закончилась история этой боевой машины.

Т-28

Этому среднему трёхбашенному танку часто не уделяют должное внимание, тем не менее, он превосходил по ТТХ большинство танков Вермахта в начальный период войны.

Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники. Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть.

Красная армия использовала Т-28 до 1944 года, а Финляндия – до 1951 года.

Т-34

Средний Т-34, известный всему миру и ставший одним из символов победы. Самый массовый, превосходивший по характеристикам вражеские в момент своего появления. Простой и дешёвый.

Позже у немцев появились Pz.Kpfw.VI Tiger, Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B и PzKpfw V Panther, обладающие лучшей бронезащитой и огневой мощью, но их надёжность, массовость и стоимость оставляли желать лучшего.

Т-34 и его модификации Т-34-57, Т-34-85 до конца войны оставались самыми массовыми, несмотря на появление более совершенной техники.

КВ-1

Тяжёлый КВ-1 показался немецкой армии настоящим монстром в начале боевых действий.

Надёжная броня, дарующая машине практически неуязвимость, но крайне низкая надёжность и плохая проходимость делали КВ-1 крайне неоднозначным.

Появление Pz.Kpfw.VI Tiger, не испытывающего сложностей с пробитием брони советской техники, в момент поставило крест на КВ-1, потерявшем своё единственное преимущество.

ИС-2

Тяжёлый советский ИС-2 — наследник ИС-1, создавался в качестве противовеса немецкому Pz.Kpfw.VI Tiger.

Зачастую мнения об оценке этой машины расходятся, но её эффективность под сомнение не ставит никто. 122 мм пушка и наклонная броня делали из ИС-2 отличный штурмовой танк, способный выполнять любые задачи на поле боя.

По отдельно взятым характеристикам «Иосиф Сталин» уступал немецким конкурентам, но по совокупности – превосходил.

Ощутимым плюсом стала надёжность, позволявшая проходить без поломок около 1000 километров.

ИС-3

Этот тяжёлый танк опоздал на войну и смог лишь принять участие на параде Победы в Берлине, где произвёл огромное впечатление на западных наблюдателей.

ИС-3 – это мощнейшая броня, выполненная в виде «щучьего носа», 122 мм орудие, способное проломить броню Pz.Kpfw.VI Tiger с километра, но недостатки, тянущиеся ещё с ИС-1.

СУ-152

Тяжёлая САУ, тем не менее, необходимая в этом списке. Впервые появилась на Курской дуге, где применялись в качестве истребителя танков.

Получила прозвище «Зверобой», поскольку её приписывали массовое истребление немецкой техники со звериными названиями.

На деле, советские военнослужащие часто принимали экранированные средние PzKpfw IV за тяжёлые Тигры, а Фердинандом называли любую вражескую САУ.

В любом случае, СУ-152 «Зверобой» сыграл важную роль в избавлении Красной армии от тигробоязни.

M4 Sherman

Напоследок вспомним об американском среднем Шермане. Второй после Т-34 по численности, активно поставлялся в СССР по программе ленд-лиза.

Очень высокий, довольно уязвимый и пожароопасный. С другой стороны, неплохие приборы наблюдения, максимальная технологичность и запас для модернизации.

Шерман не стал революционной машиной, зато его выпускали в огромных количествах и дорабатывали, основываясь на опыте применения.

Танк ИС-2 («Иосиф Сталин»)

Боевая машина «Иосиф Сталин-2» стала достойным ответом «Тигру» от советской военной промышленности. Его выпустили в свет в 1943 году. Он стал мощнейшим и самым бронированным из боевых машин СССР военного периода и одним из лучших в мире на то время. Инженеры из Советского Союза добились создания экономичной конструкции.

Масса боевой машины была сравнима с весом «Пантеры», при этом танк был защищен броней гораздо лучше. Толщина брони достигла миллиметров. Пушка была невероятно сильная по огневой мощности, калибр достигал 122 миллиметров. Его снаряды простреливали машины Вермахта насквозь, пробивали кирпичную кладку и сносили дома целиком. Вооружение дополнял пулемет ДШК калибра 12,7 миллиметра, располагавшийся на башне. Пулеметные пули не давали врагу передохнуть даже за толстыми стенами зданий.

Поэтому ИС-2 играли важную роль в сражениях 1944-1945 годов, особо отличались при штурмовых операциях, например, в больших городах. Тактические действия при этом заключались в следующем. В городе действовали штурмовые группы из 1-2 машин вместе с ротами, состоявшими из автоматчиков, снайпера, а иногда и огнеметчика. Танки при этом просто сметали сопротивление фашистов и вместе с сидящими на них солдатами прорывались по улицам на площади, скверы, в парки. Здесь была возможность устроить круговую оборону.

К минусам ИС-2 относилось слишком плотное размещение топливных баков в рубке управления. Если вражеский снаряд пробивал броню, команда чаще всего погибала. Наибольший риск выпадал на долю механика-водителя – у него не было своего люка, поэтому вылезли из машины он не успевал.

К тому же в действующие войска в спешке направлялось много ненадежных образцов, должным образом не прошедших испытания. Проблема была решена только с модернизацией модели, которая завершилась к 1945 году. Танк-освободитель народов Европы от фашизма стал символом Победы. Советская армия использовала его почти 50 лет.

Немецкие

Окрылённые успехом Блицкрига, немецкие танкисты пытались продолжить его стратегию в Великой Отечественной войне, но столкнулись с серьёзной техникой, огромной армией и упорным сопротивлением. Кульминацией стало сражение под Прохоровкой, называемое переломным моментом войны.

Тем не менее, надо отдать должное конструкторам из Германии и перечислить некоторые немецкие танки Великой Отечественной войны.

Pz.Kpfw III

Средний Pz.Kpfw III, совместил хорошую подвижность, надёжность, удобство экипажа и модернизационный потенциал.

Pz.Kpfw III выпускался до 1943 года, поскольку модернизации достигли своего предела, и машина не могла тягаться с более тяжёлыми образцами вроде Т-34, оснащёнными лучшей наклонной бронёй и мощным вооружением.

Pz.Kpfw IV

Средний Pz.Kpfw IV, стал настоящей рабочей лошадкой. Создавался как штурмовой танк, способный подавлять огневые точки врага.

Во время войны Pz.Kpfw IV постоянно модернизировался, получив экранную броню и длинноствольную пушку калибра 75 мм. Из-за увеличения массы последние модификации имели посредственную проходимость.

После окончания войны долгое время стоял на вооружение некоторых стран.

PzKpfw V «Panther»

Средний танк, считавшийся тяжёлым у СССР и союзников.

Пантера стала крайне спорной машиной, поскольку обладала как яркими плюсами, так и серьёзными недостатками.

Хорошая лобовая броня, расположенная под наклоном, мощное и невероятно точное орудие, хорошие углы вертикальной наводки, комфортные условия работы экипажа.

Вместе с тем, тонкая бортовая броня исключала применение машины в наступлении, калибр пушки 75 мм делал неэффективной стрельбу фугасами, а дороговизна и сложность конструкции затрудняли производство.

PzKpfw VI Ausf. H1 «Tiger»

Тяжёлый PzKpfw VI Ausf. H1 «Tiger», наводил страх одним своим видом. При создании отдали приоритет защите и огневой мощи, пожертвовав проходимостью, себестоимостью и надёжностью.

Своим появлением сделал ненужными советские КВ и мог с лёгкостью поражать издалека своей 88 мм пушкой любую технику, пока не появились ИС-2. Впрочем, даже против этой грозной новинки Тигр не выглядел мальчиком для битья и мог потягаться.

PzKpfw VI Ausf. B «Tiger II»

Последний серийный тяжёлый танк Вермахта, отличающийся очень мощной лобовой бронёй в ущерб подвижности и надёжности.

При теоретической дуэли лоб в лоб, Тигр 2 превосходил любого соперника за счёт бронирования и пушки калибра 88 мм, но на практике такие столкновения были редкостью.

Машина массой практически 70 тонн оказалась неспособна эффективно действовать во фронтовых условиях, а её надежность была очень посредственной.

Panzerkampfwagen VIII «Maus»

Сверхтяжёлый экспериментальный Panzerkampfwagen VIII «Maus» не успел повоевать, но успел впечатлить советских и западных конструкторов. 189 тонн массы, 128 мм пушка, электрическая трансмиссия – всё это Маус, разработанный под руководством Фердинанда Порше.

Было создано 2 опытных образца, взорванных немцами для того, чтобы разработки не достались противнику. В данный момент один Маус находится в Кубинке, где до сих пор поражает размерами.

Jagdpanther

САУ, истребитель танков, созданный на базе Пантеры. Хорошая динамика и проходимость, мощная 88 мм пушка, но плохая надёжность и слабо защищённые борта.

Ferdinand

Тяжёлая САУ, выполняющая роль истребителя танков. Вызывала страх у советских бойцов и обладала практически неуязвимой лобовой бронёй.

Фердинанд создан на базе экспериментального Tiger (P), из-за чего получил неоднозначные характеристики. Невероятно толстая лобовая броня толщиной до 200 мм, мощное и точное 88 мм орудие делали САУ очень опасным противником. Но на практике Фердинанды страдали от низкой подвижности и надёжности, уязвимая ходовая часть позволяла обездвиживать эти машины, а неуязвимая лобовая броня не спасала от подрывов на минах.

Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II, «Тигр II»

После появления у Красной армии тяжелого танка ИС-2, Вермахт задался целью создать конкурента советскому «монстру». Такой боевой машиной стал Tiger II, он же «Королевский тигр». Боевое крещение принял во время высадки союзников в Нормандии, батальон новых «Тигров» в первом же столкновении подбил 12 «Шерманов».

По сути, танк стал новой модификацией «Тигра» первого. Его оборудовали специальной броней наклонного типа, добавили крупную пушку большего, чем ранее, калибра. Кроме того, на танк поставили улучшенный двигатель. Таким образом, боевую единицу усовершенствовали сразу в разных плоскостях.

По некоторым оценкам, именно улучшенная модификация «Тигра» сделалась наиболее мощной машиной Второй мировой баталии, танк был способен радикально склонить чашу весов в другую сторону. Правда, сконструировали его довольно поздно, ближе к концу войны. О серьезности танка говорит следующее: танкист Вермахта Курт Книспел выиграл на нем 168 боев! Сегодня экземпляр боевой единицы можно увидеть в музее Парка «Патриот» в Подмосковье.

Итоги

Мы не упомянули о большом количестве бронетехники, применявшейся во время Великой Отечественной войны, но отметили самые интересные и выдающиеся образцы.

Стоит выделить основные черты самых удачных танков Второй Мировой:

  • простота, технологичность, дешевизна производства, благодаря чему достигалась массовость;
  • хорошая подвижность, позволяющая применять машину в любых условиях;
  • броня средней толщины под наклоном, благодаря чему масса оставалась в разумных пределах при достаточном уровне защиты;
  • пушка среднего калибра, способная поражать цели в лобовую проекцию с достаточной точностью, при этом обладать высокой скоростью перезарядки и большим возимым боекомплектом.

Часто возникает вопрос о том, есть ли лучший танк Великой Отечественной войны. На него сложно ответить без предвзятости, поскольку были образцы техники, которая могла бы претендовать на это звание, но пострадала из-за обстоятельств вроде неправильного применения или проблем на производстве.

Тем не менее, лучшим по совокупности характеристик можно назвать советский Т-34 и это вряд ли станет для кого-то сюрпризом.

Да, он страдал из-за низкого качества запчастей, условия работы экипажа нельзя было назвать комфортными, броня не спасала от немецких пушек второй половины войны, а орудие временами оказывалось бессильным против лобовой брони немецких тяжёлых бронированных боевых машин.

Но концепция среднего танка, защищённого наклонной бронёй, обладающего достаточной подвижностью и огневой мощью, оказалась настолько удачна, что немцы сделали Пантеру, попытавшись воплотить своё видение сильных сторон Т-34.

Позже появились могучие советские ИС-2, ИС-3, немецкий Королевский Тигр, началась разработка Е-серии и Мауса, но именно средние танки, ставшие компромиссом всех важных характеристик, завоевали популярность в Великой Отечественной войне и после неё, эволюционировав, в итоге, в ОБТ.

Panzerkampfwagen III (PzKpfw III)

Боевая машина, также известная как Т-III, представляла собой танк, имевший орудие калибра 37 миллиметров. У него была 30-миллиметровая броня с каждой стороны. Основная функция – быстроходность (по шоссе давал 40 километров в час). Другие плюсы танка – отличная оптика, оптимально расположенные места для экипажа, радиостанция. Имея все это, «Панцеркампфвагены» вели успешные бои с более тяжелыми машинами.

Однако, когда у противников появились новые, более совершенные машины, «тройка» стали им заметно уступать. В результате немецкие конструкторы утяжелили калибр танковой пушки, сделав ее 50-миллиметровой. Кроме того, танк закрыли навесными экранами. В итоге это дало результаты, PzKpfw III воевал еще годы. Но в 1943 году производство боевых машин было остановлено, поскольку специалисты посчитали, что танк невозможно более модернизировать. За всю историю в Германии выпустили 5 тысяч Т-III.

Танк Panzerkampfwagen VI Tiger I Ausf E, «Тигр»

Первый «Тигр» стал тяжелым германским танком, сконструировали его на заводах компании Henschel und Sohn. Боевое крещение состоялось в 1942 году, во время блокады Ленинграда.

Вес машины составлял 56 тонн, вооружение состояло из 88-миллиметрового орудия и двух пулеметов. Танк защищали стальные листы толщиной 100 миллиметров. Экипаж состоял из пяти человек. Боевая машина могла погружаться в водную стихию на 3,5 метра.

Создавался как боевая единица для прорыва вражеских позиций. Он должен был ликвидировать любого противника и обратить врага в бегство. Гитлер лично распорядился о необходимом техническом оснащении боевой машины. Видимо, личный контроль фюрера привел к тому, что танк мог выпустить 8 снарядов в минуту, это был рекорд для больших танковых орудий. Танк обычно описывают как медлительный, однако на шоссе «майбаховский» двигатель разгонял его до 45 километров в час.

Германский «Тигр» был одним из самых опасных боевых машин начального этапа Второй мировой войны. Его конструкция опередила свое время, он стал образцом для последующих боевых машин подобного класса. В 1942 году войска союзников даже не надеялись победить его в прямом бою, опасаясь 88-миллиметрового орудия. Вражеские части пытались застать «Тигра» врасплох, неожиданно подойдя сзади.

К недостаткам боевой машины относятся сложность конструкции, дороговизна производства (создание стоило как цена двух машин «Пантера»). Кроме того, «Тигр» расходовал много горючего, его ходовая часть плохо работала при сильных морозах.

В каждом «Тигре» лежала техническая памятка с надписью – «Танк стоит 800 тысяч рейхсмарок. Береги его!». Как считал Геббельс, солдаты должны были радоваться, зная, что их боевая машина стоит семи единиц Т-IV. На деле военные опасались, что с «Тигром» может некстати что-то случиться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]