От летающего, до плавающего — все советские танки до Второй мировой


Тяжелые танки категории «ИС»

Одним из первых тяжёлых танков после Второй мировой войны стала машина под названием «ИС». Конструкторы и разработчики не стали долго думать над названием этой боевой машины и назвали ее в честь вождя советского народа Иосифа Сталина.


Тяжелый танк «ИС-2»

Для того, чтобы эффективно и быстро окончить Вторую Мировую войну нужны были массированные и тяжёлые танки, которые хорошо бы справлялись со своими боевыми задачами в границах города, так как военное руководство Советского Союза знало, что последние оплоты защиты фашистов будут находиться именно в больших немецких городах, например в Берлине.

Какой танк мощнее на ваше усмотрение?

«ИС»»Т»

Нужно отметить, что танки класса «ИС» уже разрабатывались и использовались во время Второй мировой войны. Иосиф Сталин лично просматривал проект и чертежи будущего танка. Он утвердил, что его вес должен составлять 46 тонн. Но во время разработки этот вес значительно был увеличен и поэтому разработка велась в строжайшей секретности для того, чтобы преждевременно не злить руководство.

В танке ИС-4 по сравнению с его предыдущей версией, была значительно утолщена броня, а также увеличен калибр орудия. Экипаж размещался совершенно по-новому. Нужно отметить, что эти танки хорошо показали себя во время проведения наступательных операций во Второй мировой войне. Несмотря на свой вес и массивность, они были достаточно хорошо подвижными и маневрировали по улицам городов, которые освобождала Красная армия.

После 1944 года конструкторские бюро и военные эксперты решили изобрести еще более новый танк. На основании всех своих ранее изготовленных орудий и боевых машин, конструкторы решили создать танк, который воплотит в себе весь опыт военных кампаний, в которых использовалась подобная техника. Таким образом мир увидел танк ИС-7.


Танк «ИС-7» в музее

Его проектирование началось сразу после войны в 1945 году летом. В крайне сжатые сроки были разработаны чертежи, а также схемы производства подобного танка и уже 9 сентября 1945 года этот проект был утвержден. Особенностью этой машины стали большие углы наклона броневых листов, которые придавали технике большей безопасности. Танк стал более устойчив к попаданиям снарядов противника, а также более быстрым на поле боя.

САУ СССР

Артиллерия относится к вспомогательному классу техники и пережила множество нерфов, которые сделали ее мало эффективной в бою. Очень длительное сведение, плохая точность и низкий урон не позволяют набивать много урона. А после нерфа фугасов все стало еще печальней ­– и без того смешные цифры дамага уменьшились в 1.5-2 раза. Тем не менее, эта техника бывает еще востребована в боях благодаря своей способности доставать врагов там, где это не могут сделать союзники. Геймплей на ней простой и размеренный, позволяет передохнуть после жарких боев или серии неудач. Мы рекомендуем качать арту в самом конце, после того как научитесь играть на другой технике и захотите чего-то новенького.

4.1. Ветка Об.261

Советскую арту нельзя охарактеризовать обобщенно, так как в ветке есть машины сильно отличающиеся по характеристикам.

СУ-122А (5 уровень)

Все что вам нужно знать об этом «недоразумении», то что его нужно обойти стороной. У нее очень слабое косое орудие с мизерным уроном и практически отсутствием сплеша. Нанести хоть какой-то дамаг можно только точно и очень удачно попав в уязвимое место танка, что с такой точностью сделать крайне сложно. Вы будете проходить ее вечно и проклянете все на свете. Поэтому крайне рекомендуем пройти до следующей САУ за свободный опыт и чертежи.

СУ-8 (6 уровень)

Это уже совершенно другое дело – я считаю ее самой приятной САУ на шестом уровне после американской M-44 и по топовому орудию лучше немецкого Хумеля. Она наносит нормальный для арты своего уровня урон, бьет через всю карту, достаточно скорострельная (после недавнего нерфа M-44 сравнялась с ней по этому показателю), часто наносит чуть больше урона при попадании и сплешем (осколками), имеет сносные углы горизонтальной наводки (УГН), небольшой разброс и сравнительно быстрое сведение после поворота ходовой. В общем она очень близка по эффективности к лучшей арте шестого уровня M-44 (она комфортнее за счет огромных УГН). Если полюбите арту и понравится играть на шестом уровне можно оставить в ангаре. Небольшие расходы на содержание позволяют на ней даже фармить, в бою найдется много «мягких» целей, а если нужно можно и переехать – скорость позволяет. Траектория полета снаряда настильная – летит быстро, но забрасывать за укрытия не может.

С-51 (7 уровень)

Знаменитый «Буратино» когда-то наводил ужас на рандом – от его попадания лопались многие танки. Все благодаря мощному орудию с самым большим калибром на уровне. Огромным недостатком были очень маленькие УГН, дико долгое сведение и перезарядка более 70 секунд, которые просто вымораживали школьников с неокрепшими «клешнями» Но тех, кто мог терпеть и знал что нужно делать ждало вознаграждение. Потом эту арту перевели с шестого на седьмой уровень, апнув сведение и перезарядку. Сейчас это просто более-менее нормальная проходная машина на пути к «взрослой» технике с похожим геймплеем, но более комфортным ведением огня. Эта арта медлительнее своего предшественника и переезды не ее конек. Траектория стрельбы навесная – снаряд летит медленно, но можно закидывать за укрытия, сплеш (разлет осколков) хороший.

СУ-14-2 (8 уровень)

Так называемый «Холодильник» с просто огромной массой и размерами, сопоставимыми с Маусом и такой же отвратительной подвижностью, зато об него разбилось уже множество ЛТ и СТ. Эта САУ начинает стрелять с места респа и остается там, как правило, до попадания в ангар. УГН такие же маленькие, но разброс от поворота ходовой и последующее сведение вполне терпимые. Холодильник бьет больно и когда попадает (если попадает) может нанести приличный урон. Именно за это его и любят «совкофилы». В общем это первая по-настоящему взрослая арта, которая учит играть на САУ с большим калибром, обычно заранее выбирающих направление для стрельбы. Траектория стрельбы навесная, сплеш хороший.

Об.212 (9 уровень)

Во всем улучшенная версия холодильника, ни убавить, ни прибавить. По геймплею все идентично, просто у этой САУ быстрее сведение и перезарядка, меньше разброс и лучше точность, плюс она немного подвижнее. Урон, сплеш и траектория стрельбы такие же. Арта в целом неплохая и ее можно оставить в ангаре вместо холодильника.

Об.261 (10 уровень)

Кардинально отличается как от всех предыдущих, так и других САУ десятого уровня в игре. Это арта-снайпер (если можно так выразиться) – она точная и скорострельная. Обратной «стороной медали» является низкий урон фугасными снарядами и настильная траектория полета, не позволяющая забрасывать снаряд по противникам за укрытиями. Но скорострельность и точность для многих перекрывают эти недостатки. Плюс арта быстрая и может эффективно стрелять ББ-снарядами, пробивая ими броню и нанося неплохой урон, неприятно удивляя противников. Играть на ней легко и интересно, машина иногда может защитить себя в ближнем бою от неожиданно приехавшего противника и стоит своего места в ангаре.

Конечно, играть на арте сейчас не так эффективно как раньше, но как говорится «Если хочется чеши – это радость для души». Ведь нет ничего приятнее, чем наблюдать разрывы пуканов статистов

Танки категории «Т»

Еще в начале Второй мировой войны военные чиновники поняли, что на вооружении Красной Армии нет танков, которые были бы достаточно массивный, И в то время подвижными, чтобы могли уклоняться от вражеских снарядов, маневрировать на поле боя, но в тоже время наносить значительный урон противнику и иметь толстую оборонительную броню.

Мнение эксперта

Александр Николаевич Румянцев

Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

Во время войны основными боевыми тяжелыми танками считались ИС-2, ИС-3a также ИС-4. Но они не были достаточно эффективными. Именно поэтому военное руководство приняло решение создать совершенно новый тип танка.

По утверждению военных чиновников новая боевая машина не должна была превышать в весе 50 тонн, но иметь достаточно хорошую оборонительную систему и броню. Такими танками Сталин боевые машины категории ИС-4 и ИС-7. Но всё же они были недостаточно эффективными, поэтому было принято решение в корне изменить всю систему оружием и создать абсолютно новое. Таким образом на свет появился совершенно новый танк с маркировкой Т-10. Какую маркировку было принято только после того, как умер Иосиф Сталин и орудия с аббревиатурой его имени перестали быть востребованными.


Т-10

К этот танк для своего времени стал действительно легендарным. На вооружении у него стояло два пулемета а также пушка, Калибр которой был равен 122 мм. Башня была защищена слоем брони в 200 мм. Корпус имела броню толщиной 120 мм. Масса танка, как и предполагалось ранее составляла ровно 50 тонн, что позволяло ему быть очень подвижным. Вы боекомплект входило 30 снарядов а также более 1000 патронов для пулеметов. Танк мог развить скорость то 45 км в час по шоссе.

Мнение эксперта

Исаак Якович Зельдер

Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Со временем возникли в разнообразные модификации в данной модели, например Т-10М, а также Т-10А и Т-10Б.

Модернизация и механизация боевой техники в СССР

Центральный комитет партии в 1929 году принял специальное постановление, согласно которому в ближайшее время советская армия должна быть модернизирована и перевооружена. Чиновники требовали от конструкторов, а также руководителей Красной армии, чтобы в ближайшее время на вооружение поступили новые образцы танков, артиллерийских установок, а также самолетов.

Кроме того, для руководителей армии ставились конкретные цели на ближайшие несколько лет. Красная армия должна превышать по своей численности любую армию в мире. Также на вооружении должны стоять новые виды самолетов, артиллерии и танков, которые должны быть разработаны и доставлены в армию. Чиновники планировали, что военные конструкторы в пятилетку смогут изготовить больше чем 1000 новых образцов танков.

Нужно сказать, что на то время Советский Союз значительно отставал в своём развитии танкостроения от таких стран, как Великобритания, Франция и Германия. Например, в то время советский танковый полк полностью состоял из трофейных машины, которые были захвачены в разнообразных сражениях.

Для разработки и постройки танков была учреждена специальная организация. На то время главное конструкторское бюро уже предоставило один из первых советских танков Т-17. Также был представлен проект танка Т-16, который являлся очень легким и на поле боя должен был передвигаться и обороняться с прикрытием пехоты. Также был представлен более тяжелый и совершенный танк Т-12. Именно он стал первым танком, который выпускал Харьковский завод, он в будущем будет производить большую часть советских танков, включая и легендарный Т-34.

В 1930 годах Т-16 модернизировали и он являлся основной боевой машиной Красной армии. Для своего времени он был достаточно маневренным, а также имел хорошее вооружение и броню. При поддержке пехоты этот танк на фронте имел возможность быстро маневрировать, а также проводить молниеносные атаки по менее подвижным танкам и машинам противника. Но, несмотря на свои положительные качества, эта машина была далеко не идеальной и имела сразу несколько больших минусов. Например, башня танка, как и пулемёт были направлены в сторону друг друга, таким образом, что одновременно вести огонь с двух орудий не представлялось возможным. Поэтому уже в 1930 году этой танк опять модернизировали, в то время на него поставили абсолютно новую башню, которую разработали уже в СССР, а не по аналогу французского образца. В 1931 году этот танк был снят с вооружения советской армии. всего его выпустили в количестве 900 машин.

Новые варианты боевой машины марки «Т»

Время не стояло на месте, как и развития техники. После легендарного танка Т-34, который практически стал залогом успешных наступательных операций во время Второй мировой войны, конструкторское бюро в Нижнем Тагиле получила пособия заданием, сконструировать модернизированную модель самого мощного и популярного танка.

Уже не было надобности создавать тяжёлые Танки для городских боев. Красной армии нужны были средние танки, которые могли бы быстро двигаться по разным препятствием и не уступают по своей мощи и силе танкам противника, которые в свою очередь также активно развивали военную технику. Таким образом мир увидел танк Т-54. Он на долгое время оставался на вооружении в Красной армии и являлся основной боевой машиной. Позже на основании Т-54 была создана новая модель, которая получила название Т-55. Основной особенностью этой боевой машины была возможность преодолевать большие расстояния А также проезжать через водные преграды любой глубины.


Легендарный средний танк Т-34

Даже для современных машин боевой танк Т-55, который со временем был Ещё более модернизированная и улучшен, является достаточно Грозным противником. Боевая масса составляла приблизительно 37 тонн, что давало возможность этой техники быстро двигаться и выполнять свои боевые задачи на широких участках фронта, а также работать на местности с достаточно сложным рельефом. В экипаже, как и раньше состояла в четверо человек. Башня была защищена броней, толщина которой составляла 200 мм. На вооружение стояла нарезная пушка калибром 100 мм а также два пулемета. Всё комплект худели 43 снаряда а также 3500 патронов для пулеметов.

Танки Т-54 и Т-55 принимали участие во многих военных конфликтах, учитывая также и конфликты, состоявшиеся в наше время. Они справлялись со своими задачами достаточно эффективно. Эти боевые машины успешно применялись как орудия поддержки пехоты в войне в Афганистане а также в ирано-иракской войне. Подобная техника очень часто шла на экспорт и применялась разными странами для вооружения своих армий. По подсчетам экспертов всего в Советском Союзе была выпущена более чем 50000 единиц танков Т-55 и Т-54.

Позже были также с конструированием и изготовлены новые виды подобного вооружения. Например танк Т-62 стал более эффективным, мощным и более современным, он применяется и в настоящее время.

Краткая история советского танка

Любители истории часто изучают машины в отрыве от условий, в которых те создавались, и причин, побудивших конструкторов заняться их разработкой. А между тем военная техника – удовольствие недешёвое, и за каждым новшеством, внедрявшимся в том или ином танке, и каждой моделью, прошедшей в серию или оставшейся в единственном экземпляре, стоит далеко не только исследовательский азарт конструктора. Причины для реализации или, напротив, отказа от постановки на вооружение могут быть самими разными – начиная от политической ситуации в стране и мире и заканчивая «модой» на определенные технические решения. Понимание этих нюансов позволяет составить более стройную и осмысленную картину развития танкостроения.

Первый этап развития танкостроения в СССР (1920–1929) – «Русский Рено», МС-1 (Т-18), Т-12 и Т-24

История советского танкостроения началась во время Гражданской войны, когда в 1920–1921 годах на Сормовском судостроительном заводе в Нижнем Новгороде изготовили серией из 15 машин танк «Русский Рено», представлявший собой практически точную копию французского Renault FT-17.

К 1925 году эти машины успели устареть, и Главное управление военной промышленности (ГУВП) СССР поставило задачу создать новый танк. Разрабатывал его ленинградский , взяв за основу специально закупленный для этого (по другим данным – трофейный, захваченный у поляков) итальянский «Fiat-3000». Подвеску скопировали с французского Renault NC27.

Обе использовавшиеся машины представляли собой техническое развитие конструкции Renault FT-17, поэтому спроектированный к 1927 году танк МС-1 (часто используется индекс Т-18) внешне был очень похож на «Русский Рено».

МС-1 отличался от прототипа целым рядом нововведений. В частности, поперечное расположение двигателя позволило значительно сократить длину танка. В следующий раз к этому техническому решению советские конструкторы вернулись только при проектировании Т-44 в 1944 году. Была также усовершенствована подвеска танка. С конца 1920-х на Т-18 вместо устаревшего спаренного 6,5-мм пулемёта Фёдорова начали устанавливать 7,62-мм пулемёт ДТ (конструкции Дегтярёва), который верой и правдой служил советским танкистам следующие 20 лет, вплоть до конца 1940-х


Лёгкий танк МС-1 в экспозиции Музея военной техники «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме (Свердловская обл.) Источник – wikimedia.org
В том же 1927 году ГУВП сформулировало окончательные требования к танку массой 12 тонн. Эту более мощную и быструю машину сопровождения, которую в документах указывали как «манёвренный танк», доверили проектировать конструкторскому бюро Харьковского паровозного завода (ХПЗ). В результате получился совершенно новый средний танк Т-24, и в 1931 году ХПЗ получил заказ на производство 300 единиц. Правда, очень скоро заказ был аннулирован – заводу предписывалось перейти на производство танков БТ-2.

Фактически, за 1920-е годы в Ленинграде, Харькове и Москве сформировались три основных конструкторских центра советского танкостроения, которые в дальнейшем и определяли все тенденции его развития.

Зарубежные контракты – 1930 год

Работа советских инженеров над созданием танков и танкеток (Т-12, Т-17, Т-19, Т-20, Т-21, Т-23, Т-24, Т-25) показала, что Советскому Союзу не хватает опыта конструкторской деятельности подобного масштаба, кадров и элементарной производственной культуры. Чтобы не тратить время на решение этих вопросов отечественными специалистами, начальник Управления механизации и моторизации РККА комкор Иннокентий Халепский предложил высшему руководству страны закупить за рубежом образцы подходящих танков и лицензии на их производство, а также пригласить иностранных специалистов для работы в СССР. 5 декабря 1929 года было принято официальное решение о направлении за границу специальной комиссии во главе с Халепским. В 1930 году она посетила сразу несколько стран-производителей танков, среди которых особый интерес представляли Англия, Германия и США.

Первую сделку заключили 28 апреля между американской фирмой U.S. Wheel Track Layer Corp., принадлежавшей конструктору Джону Кристи, и Amtorg Trading Corp. – компанией, через которую оборудование и образцы вооружений вывозились в СССР. Согласно договору, Советский Союз приобретал два танка М1931 и право на их производство.

28 мая с британской фирмой Vickers & Armstrongs Ltd. был подписан контракт на поставку в СССР пятнадцати танков Mk.E «Модель A» в варианте с двумя пулемётными башнями под 7,7-мм пулемёты Vickers (будущие Т-26). Кроме того, были закуплены 20 танкеток Carden-Loyd Mk.IV (основа Т-27) и 15 машин Medium Mk.II. Трёхбашенный Medium Mk.III британцы продавать отказались.

Халепский схитрил: он заявил представителям британской фирмы-производителя, что уже получил разрешение на приобретение этой машины у военного ведомства Великобритании и теперь для отчётности перед руководством ему необходимо больше информации о танке. Так советская сторона получила максимальное количество материалов, благодаря которым позже в Ленинграде создали танк Т-28


Английский средний трёхбашенный танк Medium Mark III компании Vickers-Armstrong в цехе предприятия Источник – wikimedia.org

Многобашенные танки (1930–1940) – ТГ-1, Т-35, Т-28

После поражения в Первой мировой войне Германия не имела права производить танки, поэтому закупки бронетехники у неё не осуществлялись. Вместо этого Халепский пригласил в СССР целое конструкторское бюро под руководством Эдварда Гроте. Советские разработчики уже обращались к этим специалистам за консультациями при проектировании танкетки Т-17 и танка Т-20.

В марте 1930 года было создано КБ АВО-5, и за год его сотрудники разработали новую машину ТГ-1, две башни которой устанавливались одна на другую. Но танк оказался слишком дорогим: его стоимость составила 1,5 млн рублей, в то время как БТ-2, созданный на базе американского М1931, обходился всего в 60 тыс. В итоге машина в серию не пошла, а немецкие инженеры отправились домой. Советская же часть КБ на заводе №185 приступила к созданию тяжёлого пятибашенного Т-35, компоновку которого конструкторы позаимствовали у британского A1E1 «Independent».

Впрочем, со временем стало ясно, что многобашенные танки по ряду конструкторских причин не имеют перспектив развития, и в дальнейшем от них отказались.


Т-35 в экспозиции Музея бронетехники в Кубинке Источник – wikimedia.org

Параллельно с разработкой Т-35 началось проектирование советского среднего трехбашенного танка – с учётом сведений об английском Medium Mk.III, привезённых комиссией Халепского. Руководил работой конструктор Семён Гинзбург. В результате к 1933 году был сконструирован Т-28 – один из самых хорошо вооружённых и бронированных средних танков в мире на середину 1930-х годов. При освоении его производства сформировалась танковая школа Кировского завода (бывшего Путиловского), сложилось специализированное конструкторское бюро СКБ-2, сыгравшее огромную роль в последующем развитии конструирования тяжёлых танков в СССР

Танки серии БТ (1931–1940)

После отмены заказа на Т-24 Харьковский паровозный завод начал производство танков БТ-2, созданных на базе американского М1931 конструкции инженера Кристи. Эта машина имела большое значение для последующего развития советского танкостроения: на ней впервые использовали подвеску Кристи и наклонные лобовые бронедетали. Танк компоновался по классической схеме, имел сварной корпус и передвигался как на гусеничном, так и на колёсном ходу. Дальнейшее развитие БТ-2 вылилось в создание БТ-5 с более просторной эллиптической башней на расширенном погоне, в котором монтировались спаренные 45-мм танковая пушка и 7,62-мм пулемёт. Корпус и ходовая БТ-5 от БТ-2 практически не отличались.


БТ-5 в экспозиции музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» возле Кировска Источник – wikimedia.org

В 1935 году харьковчане шагнули дальше, создав танк БТ-7 – его ходовая часть уже значительно отличалась от М1931. На модель БТ-7М конструкторы установили танковый дизель В-2. В процессе работы над этим танком они пришли к идее создания принципиально новой машины, которой впоследствии предстояло стать легендарной «тридцатьчетвёркой».

Первый в Европе танковый дизель В-2 (1939)

1 сентября 1939 года на харьковском заводе №75, выделившемся из состава ХПЗ, в серийное производство был запущен легендарный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2, модификации которого устанавливались практически на все средние и тяжёлые советские танки вплоть до Т-64. Первая машина, на которой он начал монтироваться, – БТ-7М. Со временем в двигатель вносились незначительные изменения, но основные конструкторские решения оставались те же, что были найдены в Харькове в конце 30-х годов прошлого века.


Танковый дизель В-2 в музее истории танка Т-34 Источник – wikimedia.org

Тяжёлые танки серии КВ (1939–1943) – КВ-1, КВ-2, КВ-13, КВ-1С

К концу 1930-х годов Т-35 полностью устарел. Между КБ ленинградских танковых заводов развернулась борьба за создание советского серийного тяжёлого танка. Опытный завод №185 работал над двухбашенным Т-100 весом 58 тонн, башни которого размещались одна за другой на разных уровнях, что должно было позволить вести из них одновременную стрельбу. Такая компоновка определялась ТТХ, представленными военными заказчиками. На ленинградском Кировском заводе создали танк СМК (Сергей Миронович Киров) похожей компоновки и весом 55 тонн. Но, понимая, что однобашенную машину можно снабдить более толстой бронёй, «кировцы» в инициативном порядке создали ещё один тяжёлый танк – КВ (Клим Ворошилов).

Все три танка проходили «обкатку» во время Зимней войны с Финляндией в боях на Карельском перешейке в сводной танковой роте. По результатам испытаний выбор военных остановился на танке КВ, который с появлением его 152-мм варианта КВ-2 получил индекс КВ-1.


КВ-1 на Абердинском полигоне Источник – wikimedia.org

Кировский завод продолжал исследовательские работы. Усовершенствование КВ-1 вылилось в создание модели КВ-1С – облегчённого варианта предшественника, конструировались новые модели с использованием уже разработанных узлов.

Дальнейшее развитие тяжёлых танков пошло в сторону уменьшения их массы и доведения её до уровня средних танков. При этом толщина брони сохранялась той же за счёт более эффективного использования забронированного объёма. Результатом этих работ явилось создание экспериментального среднего танка КВ-13, который ленинградцы сконструировали, уже находясь в эвакуации в Челябинске. Однако по совокупности ТТХ и технологичности машина не смогла поспорить с уже созданным к тому времени средним танком Т-34, хотя толщина её лобовой брони в 120 мм была очень привлекательной.


Средний танк КВ-13 и его конструктивное развитие «Объект 234» (промежуточный вариант перед танком ИС). У него ещё было пять катков (на ИС добавили шестой), а в башне установлена 122-мм гаубица У-11 Источник – inarms.ru

Когда к середине 1943 года на фронте в массовом порядке появились тяжёлые немецкие «Тигр» и «Пантера», о КВ-13 вспомнили. В результате его доработки появилась новая линейка советских тяжёлых танков ИС. При перестройке производства на новые машины некоторое время выпускался переходный вариант – КВ-85, представлявший собой модернизированный КВ-1С с установленным в его башне 85-мм орудием вместо 76-мм пушки.

Средний танк Т-34 (1940–1943)

В сентябре 1938 года КБ харьковского завода получило заказ на проектирование нового лёгкого танка А-20. В качестве силовой установки на нём планировалось использовать танковый дизель В-2. Верхняя лобовая деталь должна была выполняться прямой, наклонённой под углом, близким к 60°, что значительно увеличивало вероятность рикошета снаряда от 45-мм плиты. Этот танк, как и все машины серии БТ, Москва обязывала сделать на колёсно-гусеничном ходу. Но у конструкторов ХПЗ во главе с Михаилом Кошкиным была на этот счёт своя точка зрения. В конце концов Сталин, лично курировавший развитие советского танкостроения, позволил харьковчанам разработать собственный вариант танка с противоснарядным бронированием и полностью гусеничным движителем.


Довоенные танки производства завода №183 (г. Харьков). Слева направо: БТ-7 (А-8), А-20, Т-34–76 с пушкой Л-11 (1940 г.), Т-34–76 с пушкой Ф-34 (1941 г.) Источник – wikimedia.org

Так появился проект танка А-32, позже ставший проектом А-34, а после убедительной победы на сравнительных полевых испытаниях (в том числе над А-20) – знаменитым Т-34. От подавляющего большинства западных аналогов он выгодно отличался наклонной лобовой бронёй, 76-мм пушкой Ф-34, танковым дизелем В-2 и подвеской Кристи. В совокупности всё это делало его быстрой и хорошо забронированной машиной с высокой проходимостью и мощной надёжной пушкой. До появления «Тигров» и «Пантер», а также Pz.Kpfw. IV с модернизированными орудиями Т-34 превосходил немецкие танки по своим характеристикам. Танкистов вермахта выручали в боях только опыт и слаженность действий.

Тяжёлые танки серии ИС во время войны (1943–1945) – ИС-1 и ИС-2

ИС-1 проектировался как замена КВ-1. С появлением на фронте немецких «Тигров» работы ускорились. Изначально запланированную 76-мм пушку заменили на 85-мм. Это привело к увеличению размеров и массы конструкции, и из разряда средних (прототип танка КВ-13) машина перешла в разряд тяжёлых. Завод выпустил всего 130 таких машин – вскоре их заменили на ИС-2, которые были вооружёны 122-мм орудием и могли на равных бороться с немецкими «Тиграми» и с «Пантерами».


ИС-1 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора

Многие немецкие танкисты признавали, что тяжёлый ИС-2 был достойным соперником. Его 122-мм пушка легко пробивала броню «Пантер» и «Тигров» и была эффективна при штурме укреплённых районов. Танк показал себя настолько хорошо, что был полностью снят с вооружения российской армии только в 1995 году. Работы над усилением его бронирования привели к созданию новых танков ИС-3 и ИС-4.

Средний танк Т-34–85 (1944–1958)

Необходимость противостоять «Тиграм» и «Пантерам» заставила советских конструкторов не только ускорить разработку тяжёлых машин, но также увеличить мощность пушек и защиту средних танков. В результате был разработан танк Т-43 с более мощной бронёй корпуса, новой башней с 85-мм пушкой и торсионной подвеской. Однако переход на производство новой машины привёл бы к уменьшению общего выпуска. Кроме того, была превышена допустимая масса конструкции, поэтому решили продолжить производство Т-34 с башней от Т-43. Новый танк получил индекс Т-34–85.


Т-34–85 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора

Машина прекрасно себя зарекомендовала и – параллельно с новыми моделями Т-44 и Т-54 – производилась в СССР до 1950 года, а в мире – до 1958, в том числе на польских и чешских предприятиях. Этот танк помимо ВОВ участвовал во множестве локальных конфликтов на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Последнее применение его в боях – войны на Балканах, вспыхнувшие в 90-х годах прошлого века после развала Югославии.

Тяжёлые танки серии ИС в послевоенный период (1945–1966) – ИС-3, ИС-4, Т-10 (ИС-5, ИС-8)

Одновременно с производством танка ИС-2 на Опытном заводе №100 и Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) велись работы над созданием новых тяжёлых танков. Инженеры спроектировали ИС-4, являвшийся логическим продолжением конструкции ИС-2. Но военные приёмщики отдали предпочтение ИС-3, корпус которого со знаменитым «щучьим носом» спроектировали на заводе №100. Башню сконструировали на ЧКЗ, там же было налажено и серийное производство. Однако первые месяцы эксплуатации ИС-3 в войсках выявили ряд недостатков, и его производство было остановлено.


ИС-3 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора

Разработка тяжёлых танков активно продолжалась после ВОВ. Наиболее удачным оказался ИС-8 – проект челябинских конструкторов завода №100 (на начальной стадии работ в 1944 году танк имел индекс ИС-5). Боевая масса машины составляла 50 тонн. ИС-8 также являлся развитием конструкции ИС-3, так что «щучий нос» у него сохранился. Окончательный индекс Т-10 он приобрёл в 1953 году после смерти Иосифа Сталина, в честь которого называлась вся линейка танков ИС. Число «10» означало, что это десятый тяжёлый танк, принятый на вооружение в СССР. Машина оказалась настолько удачной, что с вооружения её сняли только в 1993 году. Лобовое бронирование Т-10 достигало 120 мм. Это был последний серийный тяжёлый советский танк – на смену ему вскоре пришли быстрые, хорошо вооружённые средние танки, получившие название «основных».


Т-10 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора

Средние танки Т-54 и Т-55 (1946–1979)

После окончания ВОВ вооружение танка Т-44 не вполне отвечало современным требованиям: его башня, взятая у Т-34–85 с 85-мм пушкой, на тот момент уже устарела. К 1946 году была разработана новая башня со 100-мм орудием. В таком виде танк под индексом Т-54 пошёл в серию. Однако эксплуатация в войсках выявила целый ряд недостатков, и в 1949 году машина прошла глубокую модернизацию: была изменена форма башни и уменьшено бронирование для облегчения конструкции. В 1951 году башню Т-54 снова заменили, в этот раз на полусферическую, после чего танк приобрёл окончательный, привычный нам силуэт. Дальнейшая модернизация касалась уже улучшения конструкции орудийного стабилизатора, эжектора, противоатомной защиты, боеукладок, приборов, аппаратуры и т.д. Результатом всех этих изменений стал танк Т-55, созданный под руководством Леонида Карцева на нижнетагильском заводе №183.


Т-55 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора

Предшественником Т-54 был танк Т-44, выпускавшийся в 1944


1958 годах. Он не участвовал в боевых действиях во время войны, во многом из-за того, что новейшие технические решения, реализованные в Т-44 и позволившие СССР на десятилетия опередить конкурентов, могли попасть в руки противника. Поперечное, а не продольное расположение силовой установки уменьшило длину танка, а иное расположение части агрегатов на дизеле В-44 позволило снизить высоту машины. Начиная с Т-44 на советских средних танках появилась торсионная подвеска. Кроме того, отказались от курсового пулемёта и стрелка-радиста


Т-44 в Музее города Вольска Источник – wikimedia.org

Основной танк Т-62 (1961–1975)

Создание Т-62 фактически поставило крест на разработке и производстве тяжёлых танков в СССР. Установка гладкоствольной 115-мм пушки 2А20 по мощности вооружения приблизила средние танки к тяжёлым (последние оснащались 122-мм нарезными орудиями). При этом скорострельность Т-62 была выше. Кроме того, на последующих моделях планировалась установка автомата заряжания, что делало тяжёлые танки совершенно бесполезными. Лобовое бронирование Т-62 также приближалось к тяжёлым (100 мм), а проходимость была значительно выше.


Т-62 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора

Пришло время основных танков. Вскоре после Т-62 в Харькове в КБ Морозова создали Т-64. Последующие советские танки – Т-72, Т-80, а также российский Т-90 и украинские «Оплот» и «Булат» используют конструкторские решения, реализованные в этой машине

Традиции советских танкостроителей не исчезли после распада СССР. В 2015 году завершилось создание основного российского танка нового поколения Т-14 «Армата» с необитаемой башней, не имеющего зарубежных аналогов. 9 мая он примет участие в параде на Красной площади, посвящённом 70-летию Победы, после чего поступит в Вооружённые силы России. Эта машина призвана окончательно заменить славно послужившие машины серий Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90.

Ракетные танки

1960-х годов военные чиновники решили, что на вооружении Красной Армии нужно принять какую-то боевую технику, которая бы справлялась с боевыми танками противника. Таким образом в 1968 году на базе среднего танка Т-62 был построен специальная башня, которая Имела в своем составе ракетную установку. Новый танк получил название ИТ-1.


ИТ-1 «Дракон»

Это название расшифровывается как истребитель танков. Серийное производство продолжалось с 1968 по 1970 год. Броня — этого механизма было представлено специальными с варёными картонными листами, она была очень прочной и устойчивой к атакам противником. Башня была представлена литым корпусом с установкой ПТУР. Кроме того были установлены также специальные дополнительные механизмы, которые ранее не использовались в советских танках, например приборы дневного и ночного видения а также стабилизатор наведения ракет и уникальный ночной прицел. Дальность попадания ракет составляла больше чем 3000 м.

Боевая масса такого механизма составляла 35 тонн, Экипаж входило 3 человека. Лоб башни был защищен броню, толщиной в 206 мм. Корпус защищала броня, толщина которой составляла более чем 100 мм. Новое оружие не стояла специальная установка ПТУР, под кодовым названием «Дракон», а также дополнительно пулемет с калибром пули 7,62 мм. Этот танк мог преодолевать достаточно большие расстояния с хорошей скоростью, например при скорости 50 км в час это боевая машина могла преодолеть расстояние до 600 км.

Экспериментальные и опытные образцы

Ещё в 1956 году конструкторы а также военные руководители решили, что танк Т-10 уже устарел и на смену ему нужно создать совершенно новый образец. Сразу три конструкторских бюро практически на конкурсной основе начали заниматься разработкой нового боевого механизма. Конструкторское бюро Ленинградского завода решила использовать конструкторские решения по заимствованные из танка Т-10 а также ИС-7 и воплотить их в единой новой машине.


Ракетный истребитель танков ИТ-1

Таким образом на свет в 1958 году появился образец нового экспериментального танка, который одержал кодовое название объект 277. Его разработку и уникальные способности держали в строжайшей секретности. На данный момент известно, что у него был двигатель мощностью 1000 лошадиных сил , масса 55 тонн, а скорость он мог развивать до 55 км в час.

Мнение эксперта

Александр Николаевич Румянцев

Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

Этот танк имел герметичный корпус и мог двигаться под водой, для этого были установлены специальные системы подводного вождения. Новое вооружение стояла нарезная пушка калибром 130 мм а также пулемёт оснащённый боеприпасами калибром 14, 5 мм.

Этот танк так и не был принят на вооружение По непонятным причинам. После него конструкторские бюро не остановились и начали разрабатывать новые образцы подобных машин. Так появился танк под названием объект 279.

Особенностью этой боевой машины являлось наличие не 2, а сразу 4 гусениц, предполагалось что это боевая машина сможет преодолевать любые препятствия и двигаться намного быстрее чем прежние разработки. Этот танк был изготовлен только в одном экземпляре.


Объект 279

После него был построен объект 770. Он имел защищённую пару гусениц, толщиной брони почти в 300 мм. На вооружение стояла пушка калибром 130 мм и пулемет. Все эти экспериментальные танки официально так и не были приняты на вооружение Красной армии и на данный момент находится в музее вооружения и техники.

Новые танки для Красной армии

После того, как как Т-16 был снят с вооружения армии, на Харьковском паровозном заводе был создан танк Т-12. По первоначальным чертежам и планированиям конструкторов он должен был иметь вес в 16 тонн. Но в конечном итоге он весил практически 20 тонн. На вооружении он имел пушку, калибром 45 мм, а также оснащался тремя пулеметами. В 1929 году этот танк одержал окончательное название Т-24 и был принят на вооружение.

Как рассказывали потом военные эксперты, этот танк был малоподвижным в бою и практически незащищенным, поэтому вскоре его сняли с вооружения, а его производство остановили. Этот танк в своём количестве насчитывает всего 25 штук.

Прекращение производства тяжелых танков

Разработка и производство данных тяжёлых танков было прекращена из-за прихоти тогдашнего руководителя Советского Союза Никиты Хрущева.Он считал, что подобные боевые тяжёлые машины вообще были не нужны, так как он сам был большим поклонником ракетной техники. После тщательного осмотра новых образцов тяжёлых танков Хрущёв запретил разрабатывать подобные боевые машины.


Никита Хрущев

После того, как Хрущёв издал соответствующий приказ, производство и разработка тяжелых танков было полностью прекращено. На арену вышли средние танки, которые стали основными для Красной армии на долгие годы. Средние танки со временем наращивали свой потенциал, вооружение и технические характеристики.

После того, как Хрущёв отошёл от власти в Советском Союзе продолжили разрабатывать танки под маркировкой «Т». Например одним из передовых и самых мощных танков, когда-либо разработанный в Советском Союзе стала боевая машина Т-80.


Танк Т-80

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]