АТ-Л переводится как легкий артиллерийский тягач. Создан он был в 1947 году на одном из тракторных заводов в Харькове. Легкий тягач АТ-Л поступал на рынок вплоть до 1967 года в нескольких модификациях. Он заслужил уважение не только в армии, но и в народном хозяйстве. Тягач также активно использовался для освоения непроходимых районов СССР.
Как создавался тягач?
Инженеры по инициативе главного конструктора Н.Г.Зубарева в конце 1946 года начали проработку нового артиллерийского тягача для буксировки прицепа, масса которого не превышала 6 т. вместе с грузом на платформе 2 т. с тем же, что и у предшественников двигателем, но с более совершенной ходовой частью и трансмиссией, который бы отвечал всем требованиям армии. В этом начинании они получили одобрение от ГАУ.
Уже в 1948 году было представлено три образца, которые в 1949 году прошли заводские, в 1950 года — межведомственные, а в конце и государственные испытания. Каких-либо отклонений от нормы замечено не было. Последние два образца в 1951-1952 годах успешно прошли войсковые испытания в Арктике, при низких температурах, а в Туркмении, наоборот, при высоких.
В конце 1952 года с завода выпустилась первая партия новых тягачей, которые и получили армейское название АТ-Л.
Юрий Пашолок. Относительно легкий полноуправляемый тягач из Турина
Главная » Автомобили » Юрий Пашолок. Относительно легкий полноуправляемый тягач из Турина
Автомобили
byakin 07.07.2021 1005
17
в Избранноев Избранномиз Избранного 8
Юрий Пашолок. Относительно легкий полноуправляемый тягач из Турина
Легкий полноприводной артиллерийский тягач FIAT-SPA TL 37, один из примеров удачных итальянских разработок военного периода
В отличие от бронетанковой техники, которая долгое время топталась на месте в своём развитии, итальянское автомобилестроение выглядело слегка иначе. Конечно, имелись проблемы с бронемашинами, но тут стоит вспомнить, на каком антиквариате долгое время катались в Северной Африке те же англичане. Что же касается колесной техники, то у итальянцев имелся весьма интересный набор еще в 30-е годы. У итальянской армии, кстати говоря, имелся выбор: помимо FIAT и подконтрольной ей SPA, военные машины выпускались и целым рядом других производителей, например, Breda. Касалось это и артиллерийских тягачей. В отличие от тех же немцев, которые, с начала 30-х годов, продвигали полугусеничные тягачи, итальянцы делали ставку на колесные машины, часть из которых имела полный привод. Выпускали их силами Breda, Pavesi, а также SPA. В общем-то это даже не грузовики, а что-то более близкое к колесному трактору. Машины неспешные, но могучие, неслучайно некоторые из этих моделей поставлялись в другие страны.
TL 31, тягач разработки Уго Павези, который изначально рассматривался армией, но быстро устарел с точки зрения требований
Наиболее известным и массовым тягачом тяжелого класса являлись Trattore Pavesi P 4-100 Mod.26 и Mod.30. Появились они еще в конце Первой мировой войны, но реально эти нестандартные машины, отличавшиеся шарнирно-сочлененной рамой, стали поступать в итальянскую армию со второй половины 20-х годов. Их иногда ругают за медлительность, но в 20-х годах гусеничные тракторы, их прямые аналоги, были еще медленнее. Кроме того, в первой половине 30-х годов появился сменщик — Trattrice Pesante Breda 32. Тоже не особо быстрый, но 30 км/ч и 22 км/ч — это уже разница. Тоже могучая машина, имевшая позже развитие в виде модели Breda 40. Кроме того, был в линейке Pavesi и более легкий тягач — Trattore Leggero LT 31 (L 140), позже именовавшийся как Fiat L 140, либо TL 31. Эта 3-тонная машина развивала скорость до 38 км/ч, предназначалась для перевозки легкой полевой артиллерии. Вполне удачная машина, но довольно быстро ставшая, в глазах итальянской армии, устаревшей. Надо сказать, что Pavesi упомянутые машины являлись условно. Дело в том, что фирма Уго Павези с заказами не справлялась, поэтому их прибрала к себе FIAT, перекинув, в свою очередь, на SPA (Società Piemontese Automobili). Со второй половины 20-х годов фирму из Турина FIAT сделал своим «арсеналом», поскольку SPA, или FIAT-SPA, занималась исключительно военными машинами.
Легкий тягач Breda, по сути уменьшенный вариант Breda 32
В первой половине 1935 года, по опыту эксплуатации колесных тягачей TL 31, появились новые требования. Главной претензией к конструкции системы Павези был слишком слабый мотор и недостаточная скорость. Согласно требованиям, теперь скорость предполагалась не менее 40, а лучше 50 км/ч, соответственно, и мотор должен был иметь мощность не менее 50 л.с. Длина машины ограничивалась 4200 мм, масса 2800 кг, при этом внутри перевозилось 6 человек расчета и 250 кг боеприпасов. Создавалась машина как штатный тягач типовых образцов итальянской полевой артиллерии — 75 mm Cannone Da 75/27 Mod.11 и 100 mm Obice da 100/17 Mod.14. На сей раз случилась конкуренция. Breda, неплохо зарекомендовавшая себя тяжелыми тягачами, создала уменьшенный вариант Breda 32. Что же касается SPA, которая до того занималась выпуском тягачей Pavesi, то на сей раз она создала совершенно новую машину. Изначально она именовалась как FIAT-SPA TLa (Trattore Leggero per artiglieria), но позже появился «классический» индекс FIAT-SPA TL 37, или просто SPA TL 37.
Опытный образец FIAT-SPA TLa. На колеса установлены цепи для лучшего сцепления с грунтом
Перед Breda и SPA стояла крайне нетривиальная задача. Во-первых, машина предполагалась довольно компактной, дабы ее масса не превышала разумные пределы. Во-вторых, проходимость машины ожидалась не ниже TL 31, а это непростая вводная задача. С проходимостью у TL 31 дела обстояли очень неплохо. К тому же требовалось обеспечить размещение расчета из 6 человек, а также боезапаса. Как раз с этим просчиталась Breda, создав свой тягач. С точки зрения технической составляющей это была традиционная для Breda конструкция, с хитрой системой полного привода, при которой к каждому колесу подводился кардан. С характеристиками проходимости дела обстояли неплохо, а вот с требованиями на размещение расчета и боеприпасов не очень. Нормально расчет размещался только впереди, а сзади получился обычный грузовой кузов.
Машина быстро стала фаворитом конкурса. Вместо трактора SPA разработала вполне комфортный и удобный тягач, больше похожий на обычный грузовик
Эмилио Мартинотти, главный конструктор SPA, подошел к вопросу совсем иначе. С технической точки зрения LTa чем-то напоминал тягач Breda, особенно что касается системы привода к колесам. Под полом, в центре машины, размещалась раздаточная коробка, от которой шли карданные валы к колесным редукторам. Машина, кстати говоря, была не только полноприводной, но и полноуправляемой. Впереди разместили бензиновый мотор объемом 4,05 литра и мощностью 52 л.с. при 2000 об/мин. Особенностью машины было то, что заводилась она только при помощи кривого стартера, которых делался несъемным и крепился на радиаторной решетке. Машина получилась существенной тяжелее изначальных ТТТ — чуть больше 3,5 тонн. С другой стороны, именно как артиллерийский тягач она выглядела явно лучше конкурента от Breda. 6 человек, включая водителя, довольно комфортно размешались на двух рядах сидений — 2 впереди и 4 сзади. Для размещения боекомплекта использовался багажник с распашными створками.
Конструкция шасси была нетривиальной, но подобная концепция относительно часто встречалась на итальянских тягачах еще в первой половине 30-х годов
Облик SPA LTa стал формироваться в конце 1936 года, а годом спустя начались первые испытания. Несмотря на то, что машина получилась тяжелее изначальных требований, с максимальная скорость чуть не дотягивала до 40 км/ч, Военнное Министерство еще 1 октября 1937 года предполагало поставку 250 таких тягачей. Надо сразу отметить, что на скорость сильно смотреть не стоит. Главной задачей машины являлась буксировка легкой полевой артиллерии, для которой скорость 40 км/ч являлась предельной. А вот на удобство расчета итальянские военные смотрели очень внимательно. Тут SPA TLa явно превосходил своего конкурента. Одни только крепления винтовок внутри салона чего стоили. Совместные испытания, конечно, состоялись, но они лишь подтвердили правильность выбора. 31 мая 1938 года C.S.M. официально признал TLa победителем, одновременно индекс сменился на TL 37.
Базовый вариант со сплошными шинами Celerflex
Как и другие колесные тягачи итальянской армии, FIAT-SPA TL 37 оснащался колесами со сплошными резиновыми бандажами вместо пневматических шин. Такие колеса именовались Celerflex. На колесных дисках имелись специальные крепления под установку цепей, необходимых на тяжелом бездорожье. С учетом скорости передвижения, такая система была вполне нормальной, заодно решался вопрос с риском пробить колесо. Вместе с тем, уже 15 мая 1939 года был поставлен вопрос об установке на машину и пневматических шин. Такие шины лучше работали на высокой скорости.
Размещение боезапаса в багажнике
Пневматические шины получили обозначение Pirelli Artiglio. Они получались более универсальными, но полностью от Celerflex не отказались. В метрополии, а также на экспортных машинах, сплошная резина сохранялась. Колеса с пневматическими шинами Pirelli Artiglio отличались и дисками. Они имели отверстия, которые использовались для крепления цепей. Такая версия машины именовалась TL 37 Libia. Помимо новых шин Pirelli Libia, данная модификация получила увеличенный со 100 до 150 литров запас топлива, усиленный радиатор и более эффективный воздушный фильтр.
Установка цепей на пневматических шинах Pirelli Artiglio
На этом эпопея с шинами не закончилась. Одним из приоритетных театров боевых действий являлась Северная Африка, прежде всего Ливия с ее пустынями. Там и Pirelli Artiglio работали не очень хорошо. Требовались другие шины, более подходящие для пустыни. Таковые появились в 1940 году, именовались они Pirelli Sigillo Verde. Данная резина имела профиль 11,25Х24 дюйма, а также другие колесные диски, без отверстий, дабы песок их не забивал. Именовался данный вариант TL 37 Sahariano, она имела те же доработки, что и TL 37 Libia.
TL 37 Sahariano, оснащенный покрышками Pirelli Sigillo Verde
И это еще не всё. Для службы в пустынной местности имелся еще один вариант тягача, получивший четвертый тип покрышек. Именовался он Pirelli Libia, размерностью 9,75Х24 дюйма, как у модели Artiglio. Диски были те же, что на TL 37 с шинами Pirelli Artiglio, но рисунок резины предназначался для езды по песку. Эта версия обозначалась как TL 37 Coloniale. Так сказать, обувь на все случаи жизни.
TL 37 Coloniale с покрышками Pirelli Libia в качестве тягача 3,7 cm Pak
Еще на старте серийного производства TL 37 стал разрастаться с точки зрения модификаций. Не стоит удивляться такому ажиотажу, ведь машина действительно получилась удачной. Серийный вариант машины немного отличался от опытного образца, но разница оказалась минимальной. Наиболее заметным изменением стало появление переднего бампера, который откидывался вбок перед тем, как завести машину. На момент появления это была очень интересная машина, не самая простая по конструкции, но хорошо подходящая на роль тягача легкой полевой артиллерии. Интересным техническим решением стало наличие лебедки с приводом от раздаточной коробки. Еще одним моментом стали способности машины как тягача. Основная часть систем, которые таскал LT 37, имели массу около тонны, но реальные возможности оказались несколько выше. Как показала практика, артиллерийские системы массой 2 тонны машина таскала без проблем. То есть получился тягач дивизионной артиллерии, ближайшим аналогом которого являлся французский Laffly-Hotchkiss W 15 T. Французская машина была чуть побыстрее, но существенно уступала по комфорту расчета. Впрочем, главной проблемой французской машины стала массовость, об этом чуть позже.
TL 37 Pontiere, специализированный тягач легкого понтонного парка
Высокие характеристики FIAT-SPA TL 37, с точки зрения возможности таскать тяжелые грузы, привели к появлению еще одной версии. В 1941 году началось производство специализированного варианта машины, получившей обозначение TL-37 Pontiere. Ее довольно легко отличить по особенностям конструкции, видной в кормовой части машины. Данный вариант, как видно из названия, предназначался для перевозки легкого понтонного парка. Для этого была установлена более мощная лебедка, которая одновременно занимала больше места. В связи с этим уменьшились размеры багажного отделения. Всего было заказано 484 TL-37 Pontiere, но реально их сдали значительно меньше. Тем не менее, до наших дней дожило несколько таких машин.
Помимо артиллерии, TL 37 могли таскать и ряд других прицепных устройств
Удачная конструкция машины стала причиной того, что появлялись всё новые версии TL 37, о которых стоит поговорить отдельно. Но более важным является вопрос объемов серийного производства, для тех же французов очень больная тема. Уже упомянутый Laffly-Hotchkiss W 15 T выпустили совсем немного, даже встряска в виде начала войны мало помогла. И вот тут итальянцы, даже несмотря на менее развитую промышленность, а также загрузку SPA целым рядов заказов, показали себя явно лучше французов. К 1 марта 1942 года в войсках было уже 1737 машин всех типов. Вроде бы маловато, но мы говорим не про джип, а довольно сложную по конструкции машину, стоящую где-то между немецкими тягачами Sd.Kfz.10 и Sd.Kfz.11. Тягач был нарасхват: их хотели и итальянские ВВС, где они применялись на аэродромах, и флот. К концу марта 1942 года объем выпуска базовой версии достиг 2267 штук, а к сентябрю 1943 года — 2477 штук. Это без учета специальных вариантов машин.
При использовании артиллерии с ограниченной скоростью перевозки использовались специальные прицепы
Не менее широкой оказалась область применения данных машин итальянской армией. Они применялись везде, где воевали итальянцы. Отчасти они даже поучаствовали в Битве за Британию. Дело в том, что данные машины использовались как аэродромные, обслуживая бомбардировщики, летавшие бомбить Англию. Воевали они в Греции и Албании, попали TL 37 и на советско-германский фронт. Фотохроника запечатлела не только то, как итальянские тягачи наступали летом 1942 года, но и брошенные машины зимой 1942-43 годов. Разумеется, очень широко они применялись и в Северной Африке. Специально для нее создали отдельную версию, AS 37, которая достойна отдельного рассказа.
Трофей операции «Малый Сатурн»
В сентябре 1943 года, после оккупации немцами части Италии, производство TL 37 продолжилось. Объемов производства, увы, неизвестно, но часть машин пошло отнюдь не на создание тягачей. Из них делали различные боевые машины, включая и броневики. Нашлась, впрочем, и работа по профилю. TL 37 использовался как тягач 75-мм противотанковой пушки Pak 40. В таком виде тягач использовался до самого конца войны. В апреле 1945 года рабочие SPA приняли участие в восстании, их машины также приняли участие. При этом география TL 37 оказалась шире. Эти машины вполне воевали и во Франции.
В качестве тягача 75-мм противотанковой пушки Pak 40
На этом производства TL 37 не закончилось, правда, и в текущем виде машина уже оказалась не нужна. Новая итальянская армия, которая стала формироваться с использованием английской и американской артиллерии, не нуждалась в тягаче под итальянские системы. Кроме того, требовалось что-то более простое. Итогом стал своеобразный гибрид TL 37 и AS 37. Машина получила закрытую кабину и деревянный кузов, более универсальный с точки зрения перевозимых систем. Теперь тягач использовался для таскания двух типов артиллерийских систем. Первой стала 40-мм зенитная автоматическая пушка Bofors, а вот второй оказалась 17-фунтовая (76 мм) противотанковая пушка. На всякий случай, боевая масса этого орудия под 3 тонны. Выпускался модифицированный вариант тягача до конца 1948 года.
TL 37 послевоенного выпуска, использовались они как тягачи 17-фунтовых противотанковых пушек
Ныне эти машины являются большой редкостью, вместе с тем, благодаря работе реставраторов всё больше их возвращается в рабочее состояние. Несколько таких машин восстановлено и в России. FIAT-SPA TL 37 получился вполне удачной машиной, можно сказать, предметом гордости итальянских инженеров. Этот тягач можно смело ставить в один ряд с наиболее удачными образцами колесной техники военного периода. Даже не сразу поймешь, что это не простой автомобиль, а колесный аналог гусеничного тягача.
Список источников:
- Gli autoveicoli tattici e logistici del Regio Esercito Italiano fino al 1943 Tomo II, Licola Pignato, Flippo Cappellano, 2005
- TL-37 (Notiziario Modellistico), GMT
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/otnositelno-legkii-polnoupravliaemyi-tiagach-iz-turina-60db508c97db6e3a2d4e70f0
Как выглядит конструкция?
Единственный доступный для решения подобных задач двигатель General Motors имел ограниченную мощность, значительно снижающего ее потери, по сравнению с бортовым фрикционом, который облегчает управление и повышение средней скорости движения в непроходимых условиях.
Под полом кузова разместили реверсивную лебедку, а также вертикальным барабаном, что позволило обойтись без трусоукладчика. Муфта предохранителя (которая используется против перегрузки), датчик сигнализации — все это вошло в стандартную комплектацию.
В машине была установлена фара-искатель, а также у наружного освещения был режим светомаскировки. В открытом кузове находятся четыре сиденья откидного характера для расчета, а в заднем торце кузова установлена дверь с замком. При необходимости кузов можно плотно закрыть водонепроницаемым тентом с боковыми окнами. Необходимо отметить достаточную вместительность платформы при небольшой длине тягача.
При средней скорости движения тягача АТ-Л с полной нагрузкой и 6 т. прицепом по непроходимой дороге составляла 22-25 км/ч.
Технические характеристики:
- Вес машины составляет 5,8 тонн;
- В кабине расположено три места;
- Грузоподъемность составляет 2000 кг;
- В кузове находится 8 мест;
- Скорость достигает до 44 км/ч.
Трансмиссия АТ-Т
В составе механической трансмиссии данного тяжёлого тягача – многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 3-й, 4-й и 5-й передачах и отбором мощности к лебёдке, два двухступенчатых планетарных механизма поворота и две одноступенчатые бортовые передачи. Применение двухступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчает управление тяжёлой спецмашиной при маневрировании и обеспечивает минимальный радиус поворота на месте, который равен ширине колеи машины – 2,64 метра.
Грузовая платформа тягача АТ-Т
Грузовая платформа у тягачей данной модели металлическая, сварная, оборудованная тентом. Пол в ней ровный, имеющий люки для доступа к лебёдке. Есть откидной задний борт и ряды сидений, размещённые вдоль либо поперёк бортов. На них можно разместить 18 человек личного состава. Грузоподъёмность данной грузовой платформы составляет 5000 килограммов, её внутренние размеры – следующие: 3,576 х 2,950 х 3,600 м, площадь пола составляет 10,5 квадратных метров.
Подвеска и ходовая часть
Гусеничный движитель тяжёлого тягача АТ-Т пятикатковый, по каждому борту. Он состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков значительного диаметра – 830 мм, с наружной амортизацией, сделанной в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами.
В составе гусеничной цепи – 93 трака с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что даёт возможность крепить к ним грунтозацепы дополнительные (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, по грязям и пескам. Траки сделаны из износостойкой стали ЛГ-13 и хорошо сопротивляются истираниям. Пальцы и соединяющие траки фиксируются головкой и на концах – расклёпкой. Ресурс гусеничной цепи составляет приблизительно 6 тысяч километров.
Подвеска тягача – независимая торсионная; расположение торсионных валов над днищем корпуса – поперечное. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливались. Подвеской тягачу обеспечивается возможность передвижения по грунтовым дорогам и по шоссе с заданной максимальной скоростью в 20 и 35 км/час. соответственно.
Электрическое оборудование
Электрооборудование тягача сделано по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 Вольт и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников питания используются генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-ти вольтовых аккумуляторных батареи АКБ-6 СТЭН-140М, которые соединены последовательно-параллельно.
Кабина тягача АТ-Т
Тягач оборудован капотного типа четырёхместной двухдверной кабиной, заимствованной от грузового автомобиля ЗИС-150. Она отличается от кабины-прототипа наличием центральной вставки, которая обеспечивает повышенную (на одного человека) вместимость.
Кабина тягача оборудована системами отопления и вентиляции, стеклоочистителями, солнцезащитными козырьками, резиновыми ковриками и прочими необходимыми приспособлениями. Поскольку уровень вибраций и шума в кабине очень высокий, в экипировку механика-водителя тягача в обязательном порядке входит танковый шлемофон.