Главная » Реальная история » История Войн » Юрий Пашолок. M3 Lee. Левая резьба по-американски
История ВойнКниги по истории танков
boroda 10.04.2019 1447
15
в Избранноев Избранномиз Избранного 8
К началу Второй мировой войны американская армия имела считанные единицы средних танков. Это не означает, что тамошние конструкторы машинами этого типа не занимались: летом 1939 года в серийное производство пошёл Medium Tank M2. Выпущенный тиражом всего 18 экземпляров, он оказался для американского танкостроения эпохальной машиной. Общая концепция его шасси стала для американских средних танков базовой. В 1940 году появился более совершенный Medium Tank M2A1, который, впрочем, уже к моменту запуска в серию мог считаться устаревшим. Взяв его за основу, конструкторы создали Medium Tank M3, первый по-настоящему массовый американский средний танк. На конвейере он и его модификации продержались всего полтора года, но благодаря необычной конструкции эта машина оказалась заметной вехой для мирового танкостроения. Мнения об этом танке встречаются диаметрально противоположные, поэтому постараемся подойти к нему максимально беспристрастно.
В жёстких временных рамках
Точкой отсчёта в истории Medium Tank M3 следует считать 13 июня 1940 года. В этот день американский Комитет по вооружениям разработал спецификацию на средний танк с 75-мм пушкой в качестве основного вооружения. Данная спецификация появилась по итогам тщательного изучения итогов боевых действий во Франции. Выяснилось, что Medium Tank M2A1 уже не полностью соответствует реалиям современной войны.
Наиболее оптимальным танковым вооружением американские военные, как ни странно, посчитали 75-мм танковую пушку KwK L/24, которая устанавливалась на среднем танке Pz.Kpfw.IV. Да, характеристики бронепробития у этого орудия выглядели не лучшим образом, но в целом именно Pz.Kpfw.IV вызывал наиболее положительные эмоции у личного состава немецких частей, которым приходилось взаимодействовать с танками. Неудивительно, что американские военные посчитали орудие калибром 75 мм более перспективным, чем 37-мм пушку.
Улучшенный вариант полноразмерного макета Medium Tank M3. Машина уже лишилась башенки со спаркой пулемётов
На момент разработки спецификации американского аналога 7.5 cm KwK L/24 не существовало. Впрочем, подходящее орудие нашлось довольно быстро. В 1937 году была разработана спецификация на лёгкое зенитное орудие калибра 75 мм. Это орудие предполагалось использовать там, где 76-мм зенитная пушка оказывалась слишком тяжёлой. За его основу было взято 75-мм полевое орудие M1897 французского происхождения. Длину ствола уменьшили до 31 калибра, поршневой затвор заменили на клиновой. Так на свет появилось 75-мм зенитное орудие T6.
Результаты его испытаний оказались далеко не лучшими, поэтому зенитное орудие так и осталось экспериментальным. Но летом 1940 года оно снова оказалось востребованным, теперь уже конструкторами танков. В результате на основе зенитного орудия была создана 75-мм танковая пушка T7. Её характеристики оказались значительно лучше, чем у немецкой 7.5 cm KwK L/24. Ближайшим аналогом американского орудия была советская танковая пушка Л-11.
Финальный вариант макета, утверждённый к началу 1941 года
Основной проблемой, которая встала перед американскими инженерами, оказалось размещение 75-мм орудия в танке. В существующей башне T7 оно не помещалось, при этом возможности переделки танка были минимальными. Это было связано с тем, что американской армии средние танки требовались как воздух, а лишнее промедление грозило срывом поставок.
Именно тогда конструкторы вспомнили о Medium Tank T5E2, который испытывался весной 1939 года. Установка орудия в корпусе заметно облегчала задачу и сводила переработку базовой машины к минимуму. Правда, вариант вооружения Medium Tank T5E2 нельзя было назвать удачным. Требовалось перепроектирование установки. Тем не менее общая концепция нового танка показалась американским военным настолько убедительной, что 11 июля 1940 года ещё не построенную машину приняли на вооружение как Medium Tank M3.
Первый опытный образец Medium Tank M3, построенный арсеналом Rock Island. Абердинский полигон, конец марта 1941 года. Хорошо заметно, что смотрового прибора на левом борту командирской башенки нет
Первый макет танка представили 26 августа 1940 года на Абердинском полигоне. Надо сказать, что от всем известного Medium Tank M3 макет заметно отличался. База Medium Tank M2A1 практически не изменилась, сохранилась и концепция пулемётного вооружения с турелями по периметру боевого отделения. В правом переднем углу боевого отделения появилась казематная установка 75-мм пушки T7. Сектора обстрела у неё, разумеется, оказались ограничены, но по сравнению с установкой Medium Tank T5E2 наметился явный прогресс.
Гораздо интереснее то, что количество пулемётов в корпусе не уменьшилось. Спаренную установку Browning M1919 поставили в маленькую башенку в левой передней части боевого отделения. Сохранялась и орудийная башня, при этом на её крыше появилась маленькая башенка с зенитным пулемётом. Толщина лобового листа корпуса выросла до 50 мм, а бортов — до 38 мм.
Этот же танк в ходе демонстрации руководству Департамента вооружений
Реакция американских военных на представленный макет оказалась неоднозначной. Тот факт, что в средний танк удалось поставить пушку калибра 75 мм, их явно обрадовал, но ограниченный сектор обстрела огорчил. С самого начала у них было желание поставить 75-мм пушку в башню с круговым обстрелом, но такой башни попросту не существовало. 31 августа Комитет по вооружениям запустил проектные работы по танку с вращающейся башней и пушкой калибра 75 мм. Тем не менее, по мнению Комитета по вооружениям, новый танк в любом случае был лучше M2A1, так что в качестве временной меры вполне годился. Предлагалось выпустить серию из 360 таких танков, за время производства которой удалось бы довести до ума средний танк с вращающейся башней и 75-мм пушкой и поставить на конвейер уже его.
Руководство лично осматривает первенца
По итогам осмотра макета Medium Tank M3 составили большой список переделок. От пулемётных спонсонов и башенки было решено отказаться, ограничившись спаренной установкой курсовых пулемётов. На место башенки в левой передней части боевого отделения перемещался радист. Также массу изменений вносили в устройство боевого отделения. Так появился второй вариант полноразмерного макета Medium Tank M3. В нём отражались все предложенные изменения по вооружению и боевому отделению, но сам макет всё ещё базировался на шасси M2A1. Позже появилась финальная версия макета, которая получила новую трансмиссию. Вместо 5-скоростной механической коробки передач была установлена 5-скоростная синхронизированная КПП. Не менее важным моментом стало то, что элементы трансмиссии были скомпонованы в единый блок, крепившийся к лобовой части корпуса на болтах. Сам блок состоял из трёх частей, которые также соединялись между собой болтами. Такая конструкция, разработанная Гарри Ноксом, заметно облегчала обслуживание.
Крайне необычной оказалась конструкция башни. Формально она была трёхместной, но при этом экипаж находился в «стакане» под ней. Обитаемой башня становилась лишь в том случае, если командир вёл огонь из пулемёта в командирской башенке или сидел в этой башенке по-походному. Многие детали (башня и командирская башенка, орудийная установка, пистолетные порты, корпус трансмиссионного блока) были выполнены литыми.
Продольный разрез танка. Хорошо заметно, что внутри не так уж и просторно
28 августа 1940 года с Chrysler Corporation было подписано соглашение о выпуске 1000 Medium Tank M3. Одновременно с этим отменили заказ на выпуск 1000 Medium Tank M2A1. Строить танки предполагалось на Детройтском арсенале, который компания Chrysler начала возводить 9 сентября 1940 года.
Американскими мощностями по производству средних танков сильно заинтересовались англичане. Первоначально речь шла о выпуске английских пехотных танков Matilda, но быстро стало ясно, что на такое американцы не пойдут. Тогда возникла идея взять за основу конструкцию Medium Tank M3 и создать танк по английской спецификации. Так родился танк General Grant, или Grant I. Английским модификациям Medium Tank M3 и применению их в армиях Содружества будет посвящён отдельный материал. Здесь лишь стоит сказать, что башни для американской и английской версии танка разрабатывались параллельно.
Схема размещения экипажа и боекомплекта. По-настоящему свободно себя в танке чувствовал только заряжающий 75-мм орудия
Конструкторская документация на танк была в основном закончена к концу декабря 1940 года. Параллельно велись работы над вооружением и башней. Постройку опытного образца вёл арсенал Rock Island. Окончательные правки в документацию внесли в феврале 1941 года, а 13 марта первый опытный образец Medium Tank M3 совершил первый пробег. 21 марта машина прибыла на Абердинский полигон, где на неё установили башню с вооружением.
В целом опытный образец с регистрационным номером U.S.A. W-304191 соответствовал финальному макету, за тем исключением, что у командирской башенки отсутствовал смотровой прибор с левой стороны. Боевая масса машины составила 27,9 тонн, то есть в полтора раза больше Medium Tank M2A1. Над внешностью американского среднего танка нередко потешаются, но надо смотреть правде в лицо: на момент создания Medium Tank M3 был одним из лучших средних танков. Он получил противоснарядную броню, надёжно защищавшую от огня немецкого противотанкового орудия 3.7 cm Pak, обладая при этом вполне неплохой подвижностью и мощным вооружением. А самое главное, появился он очень вовремя.
Оборудование для M3 Lee
Вот мы и подобрались вопросу комплектации машины и ввиду того, что по факту в наших руках ПТ-САУ, упор следует делать на вооружение. Разумеется, дополнительные модули позволят неплохо повысить некоторые параметры, так что на танк M3 Lee оборудование
поставим следующее: 1. – самый востребованный и разумный модуль, который сделает наш урон в минуту еще более опасным. 2. – из-за некоторых проблем с точностью такой выбор вполне обоснован, ведь чем быстрее мы будем сводиться, тем комфортнее будет процесс стрельбы. 3. – с обзором у нас все очевидно слабо и этот вопрос нужно решать радикально, тем более ввиду особенностей данного аппарата.
Но для тех, кому дальность обзора и возможность первого выстрела не так важна, если вы не боитесь положиться на союзников, можно заменить последний пункт на , получи еще больше огневой мощи и прочего.
Двигательный и корпусной ералаш
Пока завершалось проектирование Medium Tank M3 и строился опытный образец, Департамент вооружений корректировал объём поставок. Ни о каких 360 и даже о 1000 танков не шло уже и речи. К концу 1940 года аппетиты военных здорово выросли: предполагалось, что ежедневно заводы будут покидать 14,5 танков, из которых 6,5 предназначались англичанам. По мере приближения начала производства запросы возрастали: в апреле 1941 года речь шла о тысяче средних танков в месяц, а в июле уже о двух тысячах. Окончательная цифра выглядела ещё более внушительно: в 1942 году ожидалось получить 25 000 танков, а в 1943 году — 45 тысяч. А ведь когда-то Тухачевского, предлагавшего построить 50 000 танков, посчитали безумцем.
Первый серийный Medium Tank M3 в ходе официальной демонстрации. Детройтский арсенал, 24 апреля 1941 года
По вполне очевидным причинам планы и реальное положение дел несколько отличались. Первый серийный Medium Tank M3 закончили на Детройтском арсенале 24 апреля 1941 года, после чего его торжественно сдали заказчику. Машина уверенно преодолела полосу препятствий и на глазах изумлённой публики сломала толстое бревно.
Вопрос в том, что для организации массового производства требовалось время, да и сам арсенал в одиночку даже 1000 танков в месяц построить не мог. Официально производство Medium Tank M3 началось в июне 1941 года, но лишь к концу лета удалось выйти на приемлемые объёмы производства. Для этого пришлось подключать ещё один завод — American Locomotive Company (ALCo). Для удовлетворения нужд английских заказчиков к выпуску были привлечены ещё два предприятия железнодорожной отрасли — Pressed Steel Car Company и Pullman-Standard Car Manufacturing Company.
Сборка танков на Детройтском арсенале
Доработки танка начались практически сразу после запуска его серийного производства. Прежде всего это касалось вооружения. Ещё весной 1941 года начались работы по установке на орудия стабилизатора в вертикальной плоскости. Касалось это не только 37-мм пушки M6 в башне, но и 75-мм орудия T7, принятого на вооружение под индексом M2. Работы по стабилизатору несколько затянулись: несмотря на то что решение о его установке приняли ещё в июне 1941 года, реально их стали ставить с ноября. Снаружи отличить танки со стабилизаторами вооружения можно было по противовесам. На орудии M6 противовес в виде длинного штыря находился под стволом, а у M2 — крепился возле дульного среза.
Наличие противовесов у орудий — верный признак того, что танки имеют вооружение, оснащённое стабилизаторами
К моменту появления стабилизатора шли работы по созданию более совершенного орудия. Для перспективного среднего танка T6 (будущий Medium Tank M4) создали 75-мм орудие T8, которое отличалось увеличенной до 40 калибров длиной ствола. Внедрение более мощного орудия примерно совпало с некоторыми изменениями внешнего облика. Выяснилось, что бортовые люки уязвимы для флангового огня. Первые орудия M3 ставились ещё в танки, имевшие боковые люки, но уже вскоре их начали заваривать. Чуть позже от них и вовсе избавились, оставив только пистолетные порты.
Один из первых Medium Tank M3, получивших 75-мм орудие M3
В дальнейшем танк получил усиленные тележки, поскольку его масса в результате всех этих усовершенствований потихоньку росла. Под конец производства экипаж машины был сокращён с 7 до 6 человек: от радиста решили отказаться, а его функции частично стал выполнять механик-водитель. В июне 1942 года один из курсовых пулемётов убрали, на его месте поставили заглушку. Также на лобовом листе стал крепиться инструментальный ящик, а у механика-водителя появился перископический прибор для движения в боевых условиях.
Такими были последние Medium Tank M3. Как можно заметить, от боковых люков конструкторы полностью отказались
В июле производство M3 прекратилось, за все время четыре завода изготовили 4924 танка данного типа. В это число вошли и Grant I. Большую часть танков данного типа выпустил Детройтский арсенал.
Medium Tank M3A1, заметно отличавшийся конструкцией корпуса
Помимо того что Medium Tank M3 стал первым американским танком, который производился силами разных предприятий, он оказался первым, отличавшимся большим разнообразием внешнего вида. Прежде всего это касается корпусов. Как и другие американские танки того периода, M3 получил клёпаный корпус. Такой метод сборки был более простым для ряда предприятий, но имел и свои минусы. Помимо довольно высокой трудоёмкости сами клепки представляли опасность для экипажа. При попадании снаряда внутренняя сторона клёпки могла отколоться и превратиться в поражающий элемент.
Литая верхняя часть корпуса позволила более рационально использовать объёмы боевого отделения, но увеличила массу
В июне 1941 года Комитет по вооружениям запустил программу по изысканию иных способов сборки корпуса. Первым из них стало литьё. Верхнюю часть корпуса начали отливать единой деталью. Бортовые люки стали меньше, а верхний сместился назад. Нижнюю часть корпуса оставили клёпаной. Помимо упрощения производства литой корпус позволил более рационально использовать внутренние объёмы. Правда, боевая масса танка выросла до 28,6 тонн.
M3A1 поздних серий. Бортовых люков уже нет
9 октября 1941 года M3 с литым корпусом стандартизировали как Medium Tank M3A1. В качестве изготовителя выбрали American Locomotive Company (ALCo). Производство началось в феврале 1942 года. Продолжалось оно недолго: всего до августа 1942 года ALCo построила 300 танков данного типа. В отличие от «обычных» M3, танки с литыми корпусами не поставлялись на экспорт. Все они оказались в американской армии.
Как и в случае с другими танками семейства M3, поначалу M3A1 выпускались с пушками M2, позже их заменили на длинноствольные M3. Кроме того, прошли аналогичные изменения конструкции, включающие ликвидацию бортовых люков и демонтаж одного из пулемётов. Также M3A1 примечателен тем, что на нём испытывался дизельный мотор Guiberson T-1400-2. Этот радиальный мотор воздушного охлаждения развивал мощность 350 л.с. В целом испытания разочаровали, что не помешало оснастить такими силовыми установками 28 танков модели M3A1.
Medium Tank M3A2, отличавшийся сварным корпусом
Второй альтернативой клёпаной конструкции стала сварка. Выглядели сварные соединения более перспективно, чем литьё. Форма корпуса, по сравнению с M3, оставалась неизменной, при этом в бронелистах не требовалось сверлить отверстия, а прочность сварного соединения была выше клёпаной. Наконец, литой корпус обладал своими недостатками. При той же толщине брони литая броня имела меньшую стойкость, чем катаная. Неудивительно, что позже сварка стала основным способом сборки американских танков.
Серия M3A2 оказалась очень маленькой — всего 12 танков
Разработку новой модификации Medium Tank M3 Комитет по вооружениям инициировал в августе 1941 года, исполнителем выступал арсенал Rock Island. Испытания показали, что идея оказалась правильной: прочность соединения стала выше, а общая масса танка снизилась до 27 400 кг. Ещё до начала испытаний танк стандартизировали как Medium Tank M3A2. В качестве изготовителя было выбрано новое предприятие — Baldwin Locomotive Works (BLW). Первый M3A2 прибыл на Абердинский полигон к 1 января 1942 года. Предприятие довольно медленно набирало обороты: к марту сдали всего 12 M3A2. На этом выпуск модификации прекратился, поскольку в конструкцию танка внесли одно серьёзное изменение.
Продольный разрез Medium Tank M3A5. Главным отличием стала новая силовая установка и изменившаяся кормовая часть корпуса
Одной из важных особенностей конструкции пехотного танка Matilda, на которую обратили внимание американские военные, была установка спаренных дизельных двигателей. Похожие моторы существовали и у американских производителей. Прежде всего речь идёт о двухтактном дизеле воздушного охлаждения GM 6–71 объёмом 6,98 л. С 1940 года эти моторы ставились на автобусы, более известные как GM old-look.
Обратить внимание на эти двигатели пришлось по двум причинам. Во-первых, мучения с радиальными дизелями Guiberson однозначно говорили о том, что это направление особых перспектив развития не имеет. Во-вторых, Уильям Кнудсен, глава Производственного управления (Office of Production Management), прекрасно понимал, что одних только бензиновых моторов Continental R975 для обеспечения всех танков силовыми установками не хватит. В-третьих, GM 6–71 были надёжными и компактными двигателями, что позволяло без проблем сделать спаренную установку.
Medium Tank M3A3 отличался от M3A5 сварным корпусом
В августе 1941 года были санкционированы работы по созданию силовой установки на базе GM 6–71. Спаренный мотор получил обозначение General Motors 6046. Номинальная мощность мотора составила 375 л.с., а максимальная — 400. В качестве испытательного стенда был использован средний танк M3 с серийным номером 28. По итогам переделок боевая масса танка выросла до 29 тонн, но за счёт более мощного мотора максимальная скорость увеличилась до 48 км/ч. Неудивительно, что в октябре 1941 года по итогам испытаний Комитет по вооружениям одобрил данную силовую установку и стандартизировал танк как Medium Tank M3A5. Эти машины внешне можно отличить по переработанной кормовой плите с характерным «карманом», а также по появлению выхлопных труб.
M3A5 поздних производственных серий. Пушка ещё короткоствольная, но уже со стабилизатором, а боковые люки заварены
В качестве изготовителя M3A5 также выбрали Baldwin Locomotive Works, причём его производство налаживалось параллельно с производством M3A2. Ещё один интересный факт заключается в том, что параллельно на вооружение приняли и другой танк — M3A3. Представлял он собой M3A5 со сварным корпусом. M3A5 в серию пошёл раньше — с января 1942 года. Всего выпустили 591 танк данной модификации, из них 185 отправились в Англию. Что же касается M3A3, то эти машины были запущены в серию с марта 1942 года, до декабря изготовили 322 таких танка. Они также оказались востребованы англичанами: к ним ушло 49 машин.
Характерная кормовая часть корпуса, которая позволяет легко отличить танки семейства M3 с дизельными двигателями
Появление последней серийной модификации Medium Tank M3 также было связано с силовой установкой. История её началась в июне 1941 года, когда состоялся визит Кнудсена на Chrysler. Поводом для этого визита стала сложная ситуация с обеспечением танков моторами. Заданные военными темпы однозначно говорили о том, что двигателей Continental R975 не хватит. Требовалась новая силовая установка, ориентированная прежде всего на танки для поставки по программе ленд-лиза. Chrysler получил задание на создание такого двигателя. Автопроизводитель не стал изобретать велосипед и разработал силовую установку на основе легкового 6-цилиндрового мотора. Так появился самый необычный танковый мотор военного периода Chrylser A57 Multibank. Он представлял собой пять легковых моторов, соединённых в «звезду».
Продольный разрез Medium Tank M3A4, хорошо видны патрубки системы выпуска, выходящие через верхний кормовой лист
15 ноября 1941 года на испытания вышел танк, оснащённый этим мотором. Столь странная конструкция, как выяснилось, оказалась более чем работоспособной. Расход топлива был выше, чем у Continental R975, но в данном случае главным показателем стала надёжность. А с ней у Chrylser A57 Multibank существенных проблем не оказалось. Неудивительно, что в декабре 1941 года M3 с таким мотором стандартизировали как Medium Tank M3A4. Первый серийный танк этого типа поступил на Абердинский полигон в феврале 1942 года. Внешне эти машины можно легко отличить по несколько удлинённому моторному отделению и выхлопным патрубкам в кормовом листе корпуса. Разумеется, двигатель потребовал некоторых доработок, тем не менее уже к лету 1942 года стало окончательно ясно, что альтернативному бензиновому мотору быть.
Серийный Medium Tank M3A4
В качестве изготовителя Medium Tank M3A4 был определён Детройтский арсенал. В июне началось производство, но долго на конвейере танк не задержался. К тому моменту Medium Tank T6 уже превратился в Medium Tank M4, летом 1942 года большинство предприятий переключилось на его производство. Неудивительно, что уже в августе 1942 года выпуск M3A4 прекратился. Всего было изготовлено 109 танков данного типа, которые имели все признаки M3 поздних серий: отсутствие бортовых люков, 75-мм пушку M3, стабилизаторы для обоих орудий. Всего было выпущено 6258 танков семейства M3, что для «временной меры» очень немало.
Тактика игры на M3 Lee
Еще раз повторю, что из-за отсутствия башни перед нами скорее не средний танк, а ПТ-САУ, соответственно, стиль игры стоит выбирать соответствующий. Имеется в виду, что для M3 Lee тактика
ведения боя больше подходит засадная, все-таки и броня у нас слабая, и силуэт сарайный и подвижность посредственная.
Итак, в самом начале сражения выбираем фланг и занимаем на выбранном направлении самый раскидистый куст. С такой позиции американский танк M3 Lee
может без затруднений реализовать потенциал своего вооружения, при этом не сильно рискуя собственным запасом прочности.
Разумеется, вы должны предусмотреть укрытие и пути к отступлению на случай, если ваш M3 Lee танк WoT
обнаружат. В остальном просто стоим, стреляем по своему и союзному засвету, выцеливаем уязвимые зоны в броне врага, а если противник в прицеле бронированный, заряжаем голду.
Если настолько пассивный игровой процесс вам не нравится, M3 Lee World of Tanks
все же может играть более контактно, но важно занять позицию очень правильно. Вся левая часть корпуса должна быть скрыта, при этом из-за укрытия нужно высовывать только часть машины, в которой установлена пушка. Так мы не только получаем хорошую возможность для ведения огня, но и делаем площадь попадания по нам минимальной. Разумеется, между выстрелами
M3 Lee WoT
должен слегка доворачивать корпус, увеличивая угол приведенной брони или вовсе прятаться.