Юрий Пашолок. Испытано в СССР. Легкий пехотный танк «Ха-Го»

Главная » Реальная история » История Войн » Юрий Пашолок. Испытано в СССР. Легкий пехотный танк «Ха-Го»

История Войн

byakin 09.04.2019 1120

15

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Бои июля-августа 1939 года в районе реки Халхин-Гол стали для Красной армии первым по-настоящему крупным сражением в 30-е годы. Достаточно ожесточёнными были и боевые действия 1938 года в районе озера Хасан, но с Халхин-Голом они не шли ни в какое сравнение. При этом первой полноценной проверкой на прочность Халхин-Гол стал и для Японской императорской армии. Противника, подобного РККА, им встречать ещё не доводилось — в особенности это касалось японских танковых частей. В ходе ожесточённых боёв некоторое количество японской бронетанковой техники было захвачено Красной армией. Одной из таких машин стал танк «Ха-Го» из состава 4-го танкового полка, ставший предметом тщательного изучения в СССР. Какое же впечатление произвёл «Ха-Го» на советских конструкторов?

История создания

Принятые на вооружение Японской армии в 1930 году легкие танки Тип-92 и Тип-94 ближе к середине 30-х годов стремительно устаревали. Изначально планировалось использовать боевые машины для сопровождения кавалерии, а по сути их применяли как средство поддержки пехоты. Но бронетанковым силам Японии требовались более совершенные образцы и командование дало заказ на разработку нового легко танка.

В представленном Генштабом техническом задании говорилось о создании танка с пушечным вооружением и усиленным бронированием. К реализации проекта приступили в 1933 году. Временно прототипу присвоили рабочее название “Ши-Ки” (屍鬼 – смерть демонам). Чуть позже к этому наименованию добавили армейское обозначение “Ке-Го”. Постройкой первого опытного танка занималась фирма “Митсубиши” (Mitsubishi).

Кроме улучшенной бронезащиты и усиленного вооружения к танку предъявлялось еще одно требование – высокая динамика и мобильность. Первоначально проектные работы шли в двух направлениях:

  • Вариант с колесно-гусеничным шасси;
  • Вариант только с гусеничным шасси.

Изначально приоритет отдавался модели с колесно-гусеничным ходом, но после первых испытаний было решено отказаться от него. Японское командование сделало вывод, что такой вариант слишком нетехнологичен и малонадежен. В этой ситуации можно провести параллели с Советским танком Т-34 (перед руководством компартии СССР так же представили два образца: колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32).

Первый прототип построили в середине лета 1933 года. Получившийся танк весил на 500 килограмм больше, чем требовало командование. Подвели и ходовые качества. Максимальная скорость не превышала 40 км/ч. К тому же танк с трудом преодолевал подъемы в 30 градусов. Еще одним недостатком отметили тесноту внутри машины. Несмотря на внешне большие габариты, внутри еле помещался экипаж из 3 человек.

Критическим недостатком отметили слабое бронирование.

Изначально планировалось, что танк будет прикрывать пехоту во время наступления, но бронирование в 12-мм не позволяло рассчитывать на серьезную защиту.

“Ши-ки” отправили на доработку. Новая модель стала готова к зиме 1934 года. Тестовые испытания решено было проводить в условиях, приближенных к фронтовым. Несколько машин отправили в Северную Манчжурию. На этот раз результаты оказались приемлемыми. Сказалось снижение массы на полтонны. Дополнительным фактором сыграл и дизельный двигатель, заводящийся в 20-градусные морозы. Машину рекомендовали к серийному производству.

Однако работы по улучшению продолжились. Почти за полгода, с июля по ноябрь 1935 года, построили новый прототип. Модификации подверглись башня (Установили командирскую башенку и кормовой пулемет), штампованные ведущие и направляющие колеса заменили на литые, добавили две фары. Машина стала эталонной для серии. Танк переименовали с “Ши-ки” в “Ха-го” (“2595”).

Производство[править]

Танки «Ха-Го» серийно производились с 1936 до 1943 года, но на предприятиях «Мицубиси» танки этой модели, в том числе варианта «Ке-Ну», продолжали в незначительных количествах выпускаться до самого конца войны. Помимо самой «Мицубиси», производством «Ха-Го» занимались «Ниигата Тэккосё», «Кобэ Сэйкосё», «Дова Дзидося» и арсенал Кокура («Кокура Рикугун Дзёхэйсё»). В 1935 — 1938 годах танк производился малыми сериями, массовое производство его началось только в 1939 году, после окончания активных боевых действий в Китае. Несмотря на появление в 1938 году значительно более совершенного лёгкого танка «Ке-Ни», он так и не сумел заменить «Ха-Го» на сборочных линиях, поступив в производство только в 1942 году и до конца войны выпускаясь мелкими сериями. Такая ситуация была вызвана отсутствием у армейского командования стремления вооружить войска лучшим из доступного, поскольку надёжность «Ха-Го» не вызывала нареканий со стороны использовавших его войск, а также нежеланием иметь на вооружении несколько типов лёгкого танка.

Данные о количестве выпущенных машин сильно разнятся. По данным японских источников, выпуск составил до 2378 машин, в то время как в европейских работах, в основном базирующихся на послевоенных американских источниках, приводится цифра в 1161 выпущенный танк. Несмотря на официальное снятие с вооружения в 1943 году, реально «Ха-Го» использовались до самой капитуляции Японии, в том числе из-за крайнего снижения боевой ценности к 1944 году, в качестве учебных машин.

Конструкция

Танк “Ха-го” отличался отсутствием оригинальных конструкторских решений. Броня клепанная. Собиралась из катаных листов бронестали на основном каркасе.

В носовой части танка размещалось отделение управления.

В нем находилось 2 члена экипажа танка: механик-водитель и пулеметчик. Место мехвода было смещено вправо от центра танка. Пулеметчик находился левее, в специально вынесенной вперед рубке. Там же крепился 6,5-мм пулемет, имевший несколько фиксированных положений.

В качестве прицельного приспособления применялась 5-кратная оптика. Защиту отсека управления обеспечивали 12-мм листы брони.

В центральной части корпуса находилось боевое отделение (БО). Там находился командир танка, он производил наводку и заряжание основного орудия. По бокам БО предусматривались полки для укладки боекомплекта. Башня, имевшая круговое бронирование в 12-мм, устанавливалась на крышу боевого отделения и имела коническую форму.

Для лучшего обзора использовались смотровые щели и командирская башенка.

Кроме того, экипаж попадал в танк только через люки на башне, расположенные сбоку и сверху.

В передней части башни установлено орудие калибром 37-мм — Тип-94. Оно имело длину ствола 37 калибров (Около 1370 мм) и телескопический прицел. Конструкторам удалось добиться хороших углов вертикальной наводки: -20 вниз и +24 наверх.

Орудие могло двигаться в горизонтальной плоскости без поворота башни на 10 градусов, относительно центральной оси. Калиберный снаряд, выпущенный из этого орудия, обладал начальной скоростью полета 575 м/с и способен пробить 35-мм лист броневой стали на расстоянии около 300 метров. Башня имела пулемет, расположенный на заднем бронелисте.

В кормовой части “Ха-го”, ближе к правому борту, устанавливался 120 сильный дизельный двигатель Mitsubishi. Позади него имелись вентиляторы системы охлаждения, бак для топлива и масла, маслорадиатор. Дополнительный топливный бак размещался слева от мотора. Труба выхлопа выводилась на правый борт, где закреплялась скобами. Доступ к силовой установке осуществлялся через люк в заднем наклонном бронелисте.

Как и в германских танках трансмиссия здесь располагалась в носовой части. Мощность от двигателя передавалась при помощи карданного вала, проходящего через боевое отделение.

Коробка передач имела 4 ступени и комплектовалась редуктором.

Ходовая часть танка имела подвеску типа Хара:

  • Восемь обрезиненных опорных катков;
  • Четырех тележек, объединяющие катки попарно;
  • Двух поддерживающих катков;
  • Пара ведущих колес, имевших цевочное зацепление;
  • Двух расположенных сзади направляющих колес;
  • Гусеница танка состояла из 97 траков шириной 25 см и шагом в 9,5 см.

Боевое отделение и отсек управления соединяло переговорное устройство, предназначенное для общения членов экипажа.

Связь с другими танками осуществлялась сигнальными флажками. На верхней передней лобовой детали установлены две фары.

Организационно-штатная структура[править]

Во второй половине 1930-х, по штатному расписанию в состав танкового полка входили:

  • Штабная рота с танковым взводом (5 средних танков Тип 89)
  • Четыре роты средних танков по три взвода в каждой (45 танков)
  • Резервная рота лёгких танков (15 танков)
  • Разведывательный взвод (5 малых танков Тип 94)

На практике, из-за нехватки средних танков существовали как полки, вооружённые танками Тип 89, так и полки, в которых в роли средних танков стояли «Ха-Го». Организационная структура танковых подразделений постоянно изменялась, к 1941 году рота средних танков стала состоять из трёх взводов средних танков по 5 танков в каждом и взвода лёгких танков из 4 машин. На практике же, состав полка мог быть самым разнообразным, поскольку штатное расписание не выполнялось никогда. Все японские танковые полки были в разной степени недоукомплектованы, встречались как перевооружённые новыми средними танками «Чи-Ха», так и сохранявшие старые машины Тип 89 или укомплектованные полностью «Ха-Го» полки.

В кавалерийских бригадах «Ха-Го» входили в состав лёгких танковых батальонов, включавших в себя две роты лёгких танков (33 танка) и резервный танковый взвод из 6 танков. Также по одной роте танков (9 машин) имелось в составе пехотных дивизий и дивизий морской пехоты.

Технические характеристики

Габариты, масса, бронирование:

  • Длина, ширина, высота, клиренс /в см/ – 437/206/228/40;
  • Масса – 6500 кг.
ЧастьБронирование, мм
РасположениеВерхСерединаНиз
КорпусЛоб12912
Борт1212
Корма610
БашняЛоб12
Борт12
Корма12
Крыша башни9
Крыша корпуса9
Дно9
Маска пушки12

Подвижность:

  • Дизельный рядный двигатель воздушного охлаждения. 6-ти цилиндровый;
  • Мощность силовой установки 120 л/с;
  • Максимальная скорость по твердой поверхности 45 км/ч;
  • Максимальная скорость по пересеченной местности 28 км/ч;
  • Дальность хода: по пересеченной местности – 210 км, по шоссе – 250;

Модификации и разработки на базе танка

Легкий танк Тип-95 “Ха-Го” изначально получился довольно удачным, но все же требовал ряд доработок. В частности, после испытания в степях Монголии конструкторы усилили подвеску, добавив в каждую парную тележку по одному катку.

Заводы, на которых производился Тип-95, модернизировали его по своему усмотрению.

Серийные модели:

НаименованиеОписание
“Ке-Ну”, Тип-4Мелкосерийная модификация представляла из себя “Ха-Го” с установленной крупной башней от “Чи-Ха”. В этой башне имелось место и под командира, и под наводчика. Основная цель – усиление огневой мощи, чему способствовала 57-мм пушка Тип-97.
“Ка-Ми”, Тип-2Плавающий вариант “Ha-Go”. Выпустили около 150 экземпляров.
“Со-То”Противотанковая самоходная установка, оснащенная 37-мм орудием Тип-94. Производилась с 1940 в небольшом объеме. Вместо башни была рубка с лафетом под орудие. Дополнительно оснащалась противокумулятивными экранами.

Разнообразные прототипы:

НаименованиеОписание
“Ке-ри”, Тип-2Разрабатывался в 1942 году. Основной целью стала попытка усиления вооружения обычного “Ха-го”. По проекту 37-мм орудие заменялось на 57-мм короткоствольную пушку ранних “Чи-Ха”. От модели отказались по причине того, что казенная часть занимала много пространства внутри башни и командир не мог исполнять свои функции.
“Ка-Хо”, Тип-99Неудачная попытка создания плавающего танка. В серию не пошла.
“Ха-го” с башней “Ке-ни”На линейный танк установили двухместную башню с Тип-98. Серьезных преимуществ такая вариация не дала и машину в серию не пустили.
“Хо-То”, Тип-5Самоходная установка. Вместо башни монтировалась рубка, с толщиной бронеплит 8-мм. Планировалось установить 120-мм гаубицу Тип-38. Машину не удалось запустить в серию по причине производственных трудностей и тесноты боевого отделения.
“Хо-Ру”, Тип-5Прототип противотанковой САУ. Устанавливалось орудие Тип-1, калибра 47-мм. Башню убрали. Смонтировали рубку, открытую сзади. Переработали ходовую часть: расширили гусеницы и способ зацепления ведущего колеса.

По официальным данным за все время с 1935 года по 1943 год произвели 2348 танков Type-95 “Ha-go”.

За время эксплуатации, “Ха-го” принял участие во множестве сухопутных сражений по всем театрам военных действий, в которых активно участвовала Япония. Это и захват островов Океании, и операции в Китае и Монголии.

И хоть танк не имел выдающихся характеристик, использовали его до самого конца войны. Даже когда он уже технически устарел, японские экипажи шли на нем в бой против более совершенных “Шерманов”, без надежды на успех.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Производство
  • 3 Описание конструкции 3.1 Корпус и бронирование
  • 3.2 Вооружение
  • 3.3 Двигатель и трансмиссия
  • 3.4 Ходовая часть
  • 4 Модификации
      4.1 Машины на базе «Ха-Го»
  • 5 Организационно-штатная структура
  • 6 Боевое применение
      6.1 Китай
  • 6.2 Монголия
  • 6.3 Малайя и Сингапур
  • 6.4 Бирма
  • 6.5 Острова Тихого океана
  • 6.6 Маньчжурия, 1945 год
  • 6.7 Послевоенное использование
  • 7 Оценка машины
      7.1 Конструкция
  • 7.2 Боевое применение
  • 7.3 Аналоги
  • 8 Сохранившиеся экземпляры
  • 9 Операторы
  • 10 Галерея
  • 11 Интересные факты
  • 12 Источники
  • Боевое применение[править]

    Китай[править]

    Первые танки «Ха-Го» ещё в 1935 году поступили на вооружение 4-го танкового полка смешанной механизированной бригады Квантунской армии. После испытания в феврале 1935 танковых рот на возможность ведения боевых действий в зимних условиях, давших неудовлетворительные результаты, все имеющиеся бронетанковые силы были переброшены в центральный Китай. В боях против малочисленной и слабо организованной китайской бронетехники в 1937 — 1938 годах чем-либо особым малочисленные танки «Ха-Го», как, впрочем, и остальные бронетанковые войска, себя не проявили.

    Монголия[править]

    Первым серьёзным боевым испытанием для танков «Ха-Го» стало столкновение Квантунской армии с советскими войсками в районе реки Халхин-Гол в 1939 году. Механизированная бригада в составе 3-го и 4-го танковых полков имела в своём составе 35 танков типа «Ха-Го», организованных в три линейных и одну резервную роту в составе 4-го танкового полка.

    «Ха-Го», захваченный советскими войсками после боёв на Халхин-Голе.

    Один «Ха-Го» был потерян 30 июня от огня 45-мм противотанковой пушки ещё на пути к месту боевых действий. Вечером 2 июля, 3-й танковый полк при поддержке 4-го танкового полка перешёл в наступление на советские позиции. Танковые части наступали без поддержки пехоты и чётких инструкций, но очаговая советская оборона на участке атаки позволила поначалу быстро и с небольшими потерями прорвать её. На этом успехи японских бронетанковых сил закончились, уже 3 июля при атаке на советские подразделения на восточном берегу реки японские танки были встречены огнём артиллерии, танков БТ-5 и бронеавтомобилей БА-10, что привело к полному разгрому 3-го танкового полка и потере 41 машины из 44 введённых в бой, в том числе нескольких «Ха-Го», один из которых был захвачен советскими войсками. Со стороны Красной Армии потери составили всего три БТ-5. Первые же столкновения показали низкие противотанковые качества японских танковых орудий, что позволило вооружённым более мощными и дальнобойными пушками БТ расстреливать японские машины с дальних дистанций.

    Малайя и Сингапур[править]

    В японском наступлении на Сингапур принимали участие 85 танков «Ха-Го» в составе 1-го, 6-го и 14-го танковых полков 25-й японской армии. Именно в этой операции ярче всего проявилась специфика подготовки и организации японских танковых войск. С севера, со стороны суши, Сингапур, как полагали британцы, был защищён горами и плотными джунглями от серьёзного нападения, тем более с использованием танков, но японцы ещё с конца 1930-х исследовали возможности ведения боевых действий танковых подразделений в джунглях. 8 декабря 1941 года японский десант высадился на побережье Малайского полуострова в районе Малакки, и вскоре начал своё продвижение к Сингапуру. Хотя пересечённая местность и затрудняла действия машин, но всё же танки, причём не только лёгкие «Ха-Го», «Те-Ке» и Тип 94, но даже средние «Чи-Ха», сопровождаемые велопехотой, уверенно продвигались колоннами по редким дорогам. При этом танки использовались ещё и как транспортное средство для грузов, которые не могли везти пехотинцы.

    Сингапур обладал мощными укреплениями, но все они были обращены в сторону моря. Японские же войска нанесли удар со стороны суши, застав британцев врасплох. Потери танков были незначительны из-за господства японской авиации в воздухе и нехватки у противника противотанковых средств. Наиболее интенсивные танковые бои проходили 7 января 1942 года, но в целом малочисленные британские танки, представленные в основном танкетками, не могли оказать серьёзного сопротивления. Уже 15 февраля британские войска капитулировали. В целом наступление на Сингапур явилось одной из самых эффективных операций японских бронетанковых войск.

    Бирма[править]

    Для поддержки японского наступления в Бирме, в апреле 1942 года были переброшены 1-й, 2-й и 14-й танковые полки, имевшие на вооружении танки «Ха-Го». В Бирме противниками японских танков стали M3 Стюарт американского производства, британские малые танки Mk VI и китайские Т-26 советского производства. Собственно танковые бои, несмотря на наличие танков у обеих сторон, были очень редки, но даже эти эпизодические стычки показали слабость вооружения «Ха-Го», даже по сравнению с длинноствольными 37-мм пушками «Стюартов», и брони, на ближних дистанциях уязвимой даже для огня крупнокалиберных пулемётов Mk VI. В основном танки использовались командованием для поддержки пехоты как в наступлении, так и в обороне.

    Острова Тихого океана[править]

    Ха-Го в боях на атолле Тарава.
    52 танка «Ха-Го» составляли основную силу 14-й армии при вторжении на Филиппины и активно применялись в ходе боевых действий с первых столкновений 22 декабря 1941 года и до последних, 7 апреля 1942 года. Танки обычно возглавляли атаки пехоты, иногда совершая быстрые броски к объектам, уже захваченным пехотой с целью окончательно сломить сопротивление врага. 22 декабря произошло первое на этом участке военных действий танковое сражение, в ходе которого «Ха-Го» 4-го танкового полка разбили противостоявшие им M3 Стюарт 192-го отдельного танкового батальона армии США. Бронетанковые силы сыграли большую роль в захвате Филиппин, во многом благодаря нехватке у американцев противотанкового вооружения.

    В июне 1942 года с участием танков «Ха-Го» был высажен японский десант на Алеутские острова. Небольшое количество «Ха-Го» принимало участие в боях за остров Гуадалканал, где в октябре 1942 они понесли тяжёлые потери.

    Несколько танков было высажено с моря во время штурма японцами города Порт-Морсби на Новой Гвинее. Из-за тропического ливня танки застряли в песке, были брошены либо подбиты, а пехота была уничтожена превосходившими силами австралийцев.

    14 танков «Ха-Го» в составе 6-го и 7-го специальных десантных отрядов морской пехоты принимали участие в обороне островов Гилберта в ноябре 1943 года, где они впервые столкнулись с новыми американскими танками M4 Шерман. Один «Ха-Го», вступив в бой с «Шерманом», сумел поначалу заклинить снарядом башню (по другим данным — повредить пушку) последнего, но «Шерман», воспользовавшись своим четырёхкратным преимуществом в массе, попросту таранил японский танк и вывел его из строя. Пользуясь своим почти непробиваемым для пушки «Ха-Го» бронированием, «Шерманы» обычно безнаказанно расстреливали японскую бронетехнику. После захвата островов Гилберта американцами, в феврале 1944 года 9 «Ха-Го» принимали участие в обороне Маршалловых островов, где были быстро уничтожены пушками «Шерманов».

    Появление на поле боя «Шерманов» враз сделало безнадёжно устаревшим «Ха-Го», как, впрочем, и остальные японские танки, которые к 1944 году стали неизменно нести тяжелейшие потери в практически любом столкновении с гораздо более совершенной техникой противника.

    Ха-Го, подбитый австралийскими войсками на Новой Гвинее.

    Несколько «Ха-Го» в составе танковой группы 36-й пехотной дивизии принимали участие в обороне Новой Гвинеи в 1944 году, но использование танков с обеих сторон было довольно вялым. Единственное танковое сражение произошло 3 июля, когда два «Ха-Го», охранявших аэродром Виске, вступили в бой с двумя американскими плавающими танками LVT, вскоре уничтожив один из них и обратив в бегство другой.

    На Марианских островах, являвшимися важным стратегическим звеном в системе обороны Японии, были сосредоточены значительные по японским меркам бронетанковые силы 9-го танкового полка, в том числе 58 танков «Ха-Го». Большая их часть была потеряна 15 — 17 июня в отчаянных, но безрезультатных контратаках японцев против высадившихся на острове Сайпан американских войск. Уже к концу июня японцы потеряли большую часть своих танков, практически бесполезных против многочисленных «Шерманов» и «Стюартов» M5, поддерживаемых огнём противотанковой артиллерии.

    «Ха-Го» принимали участие в обороне 15 — 16 сентября острова Пелелиу, где 15 или 16 машин этого типа из состава танковой роты 14-й пехотной дивизии пошли в контратаку против высадившихся американских сил. Танки двигались с десантом на броне на максимальной скорости, но в быстрой и ожесточённой схватке были вместе с десантом полностью уничтожены американцами, ведшими яростный обстрел фугасными снарядами из пушек «Шерманов» и лёгких гаубиц.

    Около 20 «Ха-Го» применялось японцами при обороне Филиппин в октябре 1944 — марте 1945 года, где практически все они были потеряны в боях против имеющего подавляющее как количественное, так и качественное превосходство противника. Одни из последних уцелевших на Филиппинах машин использовались в самоубийственной атаке, когда два танка, «Ха-Го» и «Чи-Ха», гружённые взрывчаткой, на полном ходу таранили колонну «Шерманов».

    «Ха-Го», захваченный американскими войсками на острове Ио.

    Последними сражениями для японских танков на Тихом океане стали сражения за острова Иводзима и Окинава в 1945 году. На Иводзиме размещался 26-й танковый полк, имевший в своём составе 17 танков «Ха-Го». Большая часть японских танков использовалась в качестве стационарных окопанных огневых точек в безуспешных попытках придать им хоть какую-то боеспособность против превосходящих американских сил. Немногочисленные контратаки танков против высадившихся американцев в феврале 1945 с лёгкостью отражались «Шерманами» и огнём «базук». Последними сражениями для танков этого типа стало сражение за остров Шумшу (Симушу).

    По схожему сценарию события развивались на Окинаве, где в боях принимали участие 13 «Ха-Го» 27-го танкового полка. Большая часть японских танков была уничтожена в контратаках к маю 1945 года, но впоследствии, когда боевые действия приобрели позиционный характер, танки участия в боях почти не принимали.

    Маньчжурия, 1945 год[править]

    В ходе наступления Красной Армии в Маньчжурии в августе 1945 года многочисленные японские танки фактически никак себя не проявили и большей частью были захвачены советскими войсками прямо в парках. Принять участие в активных боевых действиях довелось лишь 25 «Ха-Го» 11-го танкового полка, располагавшегося на островах Шумшу и Парамушир Курильской гряды.

    Послевоенное использование[править]

    Большая часть захваченных советскими войсками в Маньчжурии японских танков, в том числе «Ха-Го», были переданы Народно-освободительной армии Китая, в составе которой они приняли участие в Третьей гражданской войне в Китае. С другой стороны, не меньшее количество танков, захваченных американцами, было передано армии Чан Кайши. Кроме этого, небольшое количество захваченных в Бирме «Ха-Го» использовалось впоследствии французскими войсками в Индокитае.

    Материал изготовления

    Классическим материалом для изготовления клинка считается высокоуглеродистая сталь, прошедшая ковку и термическую обработку по специальной технологии. Встречаются образцы оружия, изготовленные из дамасских сталей или легированных сталей производства Обуховского завода. Такие клинки производились до конца 19 века и выпускались в единичных экземплярах или малыми сериями.
    Тем не менее, ввиду традиции заказывать личное холодное оружия у мастеров, булатные шашки достаточно часто встречались у офицеров российской армии и казачьих войск.

    Характерной чертой всех клинков является изгиб с небольшой кривизной и наличие двухсторонней заточки вблизи острия. Исключением могут являться изделия из Средней Азии, которые имеют большую кривизну лезвия.

    На обеих боковых поверхностях клинка имеются долы. В случае применения нескольких долов, один из них имеет большую ширину и располагается рядом с заточенной кромкой лезвия. За счет применения нескольких долов увеличивалась жесткость лезвия, поскольку промежутки между ними выступали в роли ребер усиления.

    Ссылки

    Ресурсы World of Tanks

    • Танковедение
    • Тема на официальном форуме
    • Записи боев на Type 97 Chi-Ha

    В сети Интернет

    • Чи-Ха // Википедия
    • Обзор Type 97 Chi-Ha // Миртанков

    Техника Японии

    Лёгкие танкиI
    Renault Otsu •
    II
    Type 95 Ha-Go •
    II
    Type 97 Te-Ke •
    III
    Type 97 Chi-Ha •
    III
    Type 98 Ke-Ni •
    IV
    Type 5 Ke-Ho
    Средние танкиII
    Chi-Ni •
    II
    Type 89 I-Go/Chi-Ro •
    IV
    Type 1 Chi-He •
    V
    Type 3 Chi-Nu •
    V
    Type 3 Chi-Nu Kai •
    VI
    Type 4 Chi-To •
    VII
    Type 5 Chi-Ri •
    VIII
    STA-1 •
    VIII
    STA-2 •
    IX
    Type 61 •
    X
    STB-1
    Тяжёлые танкиIII
    Type 91 Heavy •
    IV
    Type 95 Heavy •
    V
    O-I Experimental •
    VI
    Heavy Tank No. VI •
    VI
    O-I •
    VII
    O-Ni •
    VIII
    O-Ho •
    IX
    Type 4 Heavy •
    X
    Type 5 Heavy

    Средние танки

    Техника СССРIII
    Т-29 •
    IV
    А-32 •
    IV
    Т-28Э с Ф-30 •
    IV
    Т-28 •
    V
    Матильда IV •
    V
    Т-34 экранированный •
    V
    Т-34 •
    VI
    А-43 •
    VI
    Т-34-85М •
    VI
    Т-34-85 Rudy •
    VI
    М4-А2 Шерман Лозы •
    VI
    Т-34-85 •
    VII
    А-44 •
    VII
    КВ-13 •
    VII
    Т-43 •
    VIII
    Объект 416 •
    VIII
    Т-54 первый образец •
    VIII
    Т-44-100 (Б) •
    VIII
    Т-44-100 (Р) •
    VIII
    Т-44-100 (У) •
    VIII
    СТГ •
    VIII
    СТГ Гвардеец •
    VIII
    Т-44 •
    IX
    Объект 430 Вариант II •
    IX
    Объект 430 •
    IX
    Т-54 •
    X
    Объект 140 •
    X
    Объект 907 •
    X
    Т-22 ср. •
    X
    К-91 •
    X
    Объект 430У •
    X
    Т-62А
    Техника ГерманииIII
    Großtraktor – Krupp •
    III
    Pz.Kpfw. IV Ausf. A •
    III
    Pz.Kpfw. S35 739 (f) •
    IV
    Pz.Kpfw. III Ausf. J •
    IV
    Pz.Kpfw. IV Ausf. D •
    IV
    VK 20.01 (D) •
    V
    Pz.Kpfw. III Ausf. K •
    V
    Turán III prototípus •
    V
    Pz.Kpfw. III/IV •
    V
    Pz.Kpfw. IV hydrostat. •
    V
    Pz.Kpfw. V/IV •
    V
    Pz.Kpfw. V/IV Alpha •
    V
    Pz.Kpfw. IV Ausf. H •
    V
    Pz.Kpfw. T 25 •
    V
    VK 30.01 (H) •
    VI
    Pz.Kpfw. IV Schmalturm •
    VI
    VK 30.01 (D) •
    VI
    VK 30.02 (M) •
    VII
    Panther/M10 •
    VII
    Panther •
    VII
    VK 30.02 (D) •
    VIII
    Panther mit 8,8 cm L/71 •
    VIII
    Schwarzpanzer 58 •
    VIII
    Panzer 58 Mutz •
    VIII
    M48A2 Räumpanzer •
    VIII
    Indien-Panzer •
    VIII
    Panther II •
    IX
    E 50 •
    IX
    T 55A •
    IX
    Kampfpanzer 50 t •
    IX
    Leopard Prototyp A •
    X
    E 50 Ausf. M •
    X
    Leopard 1
    Техника СШАII
    T2 Medium Tank •
    III
    M2 Medium Tank •
    IV
    T6 Medium •
    IV
    M3 Lee •
    V
    M4 Improved •
    V
    M4A2E4 Sherman •
    V
    M4A1 Sherman •
    V
    Ram II •
    VI
    M4A3E8 Fury •
    VI
    M4A3E8 Thunderbolt VII •
    VI
    M4A3E8 Sherman •
    VI
    M4A3E2 Sherman Jumbo •
    VII
    T26E3 Eagle 7 •
    VII
    T20 •
    VII
    T23E3 •
    VIII
    T25 Pilot Number 1 •
    VIII
    TL-1 LPC •
    VIII
    M46 Patton KR •
    VIII
    M26 Pershing •
    VIII
    T26E4 SuperPershing •
    VIII
    T69 •
    VIII
    T95E2 •
    IX
    M46 Patton •
    X
    M48A5 Patton •
    X
    M60 •
    X
    T95E6
    Техника ФранцииIII
    D2 •
    III
    Somua S35 •
    IV
    SARL 42 •
    V
    Renault G1 •
    VI
    Bretagne Panther •
    VIII
    Bat.-Châtillon Bourrasque •
    VIII
    Lorraine 40 t •
    VIII
    AMX Chasseur de chars •
    VIII
    M4A1 Revalorisé •
    IX
    AMX 30 1er prototype •
    IX
    Char Futur 4 •
    IX
    Bat.-Châtillon 25 t AP •
    X
    Bat.-Châtillon 25 t •
    X
    AMX 30 B
    Техника ВеликобританииI
    Vickers Medium Mk. I •
    II
    Vickers Medium Mk. II •
    III
    Vickers Medium Mk. III •
    IV
    Matilda •
    IV
    Grant •
    IV
    AC 1 Sentinel •
    V
    Cavalier •
    V
    Sherman III •
    V
    Matilda Black Prince •
    VI
    Sherman Firefly •
    VI
    Cromwell •
    VI
    AC 4 Experimental •
    VI
    Cromwell B •
    VI
    Sherman VC Firefly •
    VII
    Comet •
    VIII
    Centurion Mk. I •
    VIII
    FV4202 •
    VIII
    Chieftain/T95 •
    VIII
    Centurion Mk. 5/1 RAAC •
    VIII
    Chimera •
    IX
    Centurion Mk. 7/1 •
    X
    Centurion Action X
    Техника КитаяV
    Type T-34 •
    VI
    Type 58 •
    VII
    T-34-1 •
    VIII
    Type 59 •
    VIII
    T-34-2 •
    VIII
    T-34-3 •
    VIII
    59-Patton •
    VIII
    Type 59 G •
    IX
    WZ-120 •
    X

    X
    121B
    Техника ЯпонииII
    Chi-Ni •
    II
    Type 89 I-Go/Chi-Ro •
    IV
    Type 1 Chi-He •
    V
    Type 3 Chi-Nu •
    V
    Type 3 Chi-Nu Kai •
    VI
    Type 4 Chi-To •
    VII
    Type 5 Chi-Ri •
    VIII
    STA-1 •
    VIII
    STA-2 •
    IX
    Type 61 •
    X
    STB-1
    Техника ЧехословакииIV
    ST vz. 39 •
    V
    Škoda T 24 •
    VI
    Škoda T 40 •
    VI
    Škoda T 25 •
    VII
    Konštrukta T-34/100 •
    VIII
    TVP VTU Koncept •
    VIII
    Škoda T 27 •
    IX
    Škoda T 50 •
    X
    TVP T 50/51
    Техника ШвецииIV
    Lago •
    V
    Strv m/42 •
    VI
    Strv m/42-57 Alt A.2 •
    VI
    Strv 74 •
    VII
    Leo •
    VIII
    Strv 81 •
    VIII
    Primo Victoria •
    VIII
    Lansen C •
    VIII
    UDES 14 Alt 5 •
    IX
    UDES 16 •
    X
    UDES 15/16
    Техника ПольшаV
    25TP KSUST II •
    VI
    Pudel •
    VI
    40TP Habicha •
    VI
    T-34-85 Rudy
    Техника ИталииII
    M14/41 •
    III
    M15/42 •
    IV
    P26/40 •
    V
    P.43 •
    VI
    P.43 bis •
    VII
    P.43 ter •
    VIII
    Progetto M35 mod. 46 •
    VIII
    P.44 Pantera •
    IX
    Prototipo Standard B •
    X
    Progetto M40 mod. 65

    Сохранившиеся экземпляры[править]

    По состоянию на 1999 год в музеях сохранилось 15 танков «Ха-Го» и два танка «Ке-Ну».

    • Россия: Остров Шумшу, Курильские острова (2 «Ха-Го»).
    • территория Сахалинского государственного краеведческого музея в городе Южно-Сахалинске
    • Музей бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке («Ха-Го» и единственный сохранившийся «Ке-Ну»).
    • Парк Победы на Поклонной горе в Москве («Ке-Ну», вывезенный с Курил).
    • Государственный Военно-технический музей в Черноголовке («Ха-Го» в ходовом состоянии с о. Шумшу).
  • США:
      Музей Абердинского полигона.
  • Музей форта Де-Рюсси в Гонолулу.
  • Музей Паттона в Форт-Ноксе.
  • Музей Национальной гвардии США в Клакамасе (2 «Ха-Го»).
  • Музей морской авиации в Квентико.
  • Исторический парк Нимица во Фредериксберге.
  • Остатки Ха-Го на острове Палау. Япония — «Ха-Го» возле управления полиции в Токио.
  • Великобритания — «Ха-Го» в танковом музее в Бовингтоне.
  • Австралия — «Ха-Го» в Мельбурнском танковом музее.
  • Таиланд — «Ха-Го» возле Министерства Обороны Таиланда в Бангкоке.
  • Помимо этого, сохранилось несколько десятков, в основном повреждённых в боях, «Ха-Го» на островах Тихого океана: Понпей, Пелелиу, Бабелдаоб и Чуук Республики Палау, атолле Тарава, островах Гуам, Сайпан, Уэйк и Новой Гвинее, а также острове Кар-Никобар в Индийском океане.

    Оценка машины[править]

    Конструкция[править]

    «Ха-Го» был довольно типичным лёгким танком для середины 1930-х годов, хотя и был заметно легче кавалерийских танков других стран. Вполне типичен он был и для японской школы танкостроения времён Второй мировой. «Ха-Го», как и большинство японских танков, отличались простотой в изготовлении, освоении и ремонте, заслужив репутацию надёжной и неприхотливой машины. Однако простота конструкции, во многом обеспечивавшая их надёжность, во многом доходила до примитивности.

    Всё наблюдение за полем боя осуществлялось исключительно через смотровые щели, какие-либо иные приборы наблюдения отсутствовали. Неудовлетворительным был обзор, особенно механика-водителя, поле зрения которого при закрытом лючке ограничивалось узким сектором спереди, так что ему приходилось полагаться в основном на указания командира. При этом открытые и довольно широкие смотровые щели часто становились причиной поражения экипажа свинцовыми брызгами и даже случайными пулями. Обилие лючков и съёмные броневые детали облегчали обслуживание и ремонт танка, но снижали и без того невысокую бронестойкость корпуса и башни, а заклёпки и болты часто становились дополнительными поражающими элементами при попаданиях снарядов. Отсутствовала эффективная защита экипажа от рикошетирующих пуль и осколков.

    Неудачной оказалась и разнесённая установка в башне пушки и пулемёта, что затрудняло и без того непростую работу в ней командира, вынужденного заниматься ещё и обслуживанием пушки. Отсутствие в большинстве танков радиостанций сильно осложняло действия даже небольших подразделений.

    Боевое применение[править]

    Главной бедой «Ха-Го» стало слабое бронирование, обеспечивавшее полноценную защиту только от пуль винтовочного калибра, тогда как даже 12,7-мм пулемёт Браунинг M2 пробивал его бронебойной пулей с дистанции 500 м. Слабость броневой защиты танка привела к тому, что успешность применения «Ха-Го» чаще всего определялась наличием у противника противотанковых средств. Второй бедой танка было недостаточное вооружение, уступавшее к началу войны даже пушкам аналогичного калибра танков противника, и почти бесполезное против 45-миллиметровой наклонной лобовой брони «Стюартов», не говоря уже о «Шерманах».

    В роли пехотного танка, точнее, из-за своего бронирования, скорее лёгкой полевой пушки на самоходном шасси, «Ха-Го» использовался с несколько бо́льшим успехом, но осколочно-фугасный 37-миллиметровый снаряд, несмотря на мощное для своего калибра фугасное действие, всё же был недостаточен даже для борьбы с полевыми укреплениями.

    В первой половине войны главной опасностью для «Ха-Го» была американская противотанковая пушка M3, а также её танковый вариант, ставшие основной причиной потерь танков японцами. С 1943 к ним прибавился огонь 75-мм танковых пушек «Шерманов», а с 1944 и потери от огня РПГ «Базука».

    Пока лучшим танком союзников на Тихом Океане оставались M3 «Стюарт», «Ха-Го» ещё могли с ними хоть как-то бороться, хотя американский танк имел значительно лучшее бронирование, хорошо защищавшее от огня слабых пушек японцев. Но появившиеся в 1943 году новые танки M4 Шерман оказались практически неуязвимы для орудий «Ха-Го», даже на предельно малых дистанциях.

    Аналоги[править]

    Ко времени своего создания «Ха-Го» находился примерно на уровне танков других стран в своём классе, таких как PzKpfw II или британских крейсерских танков, пусть и несколько уступая последним в вооружении, но уже к концу 1930-х лёгкие танки значительно выросли в массе, превосходя «Ха-Го» в вооружении, а зачастую и в бронировании, которое у американских M2 и M3 «Стюарт» способно было защитить даже от малокалиберных снарядов

    Галерея[править]

    • Первый прототип танка Ха-Го после второго этапа доработок, 1934 г.
    • Ха-Го на ходовых испытаниях.
    • Ха-Го на параде в Сингапуре, 1942 г.
    • Ха-Го в танковом парке японской армии, предположительно Китай, конец 1930-х годов.
    • Лёгкие танки Ха-Го на оастрове Маркус, 1944 г.
    • Ха-Го в US Army Ordance Museum, Абердин.
    • Ха-Го в городе Бангкок.
    • Музейный Ха-Го в Гонолулу.
    • Ха-Го в Indiana Military Museum, Венсеннес.
    • Ха-Го в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны.
    • Советские танкисты осматривают трофейный танк Тип 95 «Ха-Го» из состава 4-го танкового полка Квантунской армии. Машина была захвачена в бою 3 июля 1939 года. Зимой 1939–1940 года этот танк проходил испытания на полигоне в подмосковной Кубинке.
    • Один из Тип 95 Ха-Го, которые находятся на «танковой ферме» в Микронезии.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]