История создания тяжелого танка КВ-1С
КВ-1С — это глубокая модернизация танка КВ-1 с множеством изменений и доработок. Буква «С» — означает Скоростной. Уже в 1942 году танк КВ не оправдывал ожидания командиров и экипажей. К тому же, у немцев появились новые снаряды для 50-мм пушки, способные пробить лобовую броню КВ-1. Все попытки как-то модернизировать КВ-1 сводились к банальному наращиванию брони танка, за счет установки дополнительных броне пластин. Такая «быстрая модернизация» уменьшало, итак невысокие показатели динамики танка, его проходимости и скорости.
Немецкие солдаты рядом с подбитым КВ-1. Заметны Дополнительные броне листы (экраны) на башне.
К тому же вооружение танка практически не отличалось от орудия Т 34 и там и там стояло орудие 76 мм.
Главный Конструктор Ж.Я.Котин получил очень много замечаний от командования, и он вынужден был поехать на фронт для получения информации от первых уст, дабы улучшить танк каким-либо образом.
В результате поездок выявилось множество недостатков в танке. Такие как: большой вес (не редко ломал мосты), недостаточная проходимость, частые поломки, недостаточно сильное вооружение для тяжелого танка — это основные проблемы КВ-1, а так же было множество других нареканий со стороны экипажей танка.
Собрав достаточно информации, были начаты работы по модернизации танка КВ-1.
Схема танка КВ-1С
Схема бронирования КВ-1С
Для начала нужно было облегчить танк за счет уменьшением высоты корпуса, смены коробки передач, замены гусениц на более узкие, уменьшение башни, снижение толщины брони корпуса и башни.
Все это дало снижение боевой массы до 42,5 тонн. Однако проблему с вооружением так и не решили, т.к. конструкторы к тому времени так и не смогли разработать новое танковое орудие большего калибра. Ну а позже, в результате небольших испытаний в ноябре танки КВ-1С поступили на вооружение армии.
Всего было выпущено 1106 танков КВ-1С. Выпуск прекратился в сентябре 1943 года в связи с появлением на вооружение армии Третьего Рейха танков «Тигр», ПТ-Сау «Фердинанд» и САУ «Насхорн» (PzKpfw IV) вооруженные мощными 88-мм пушками, которые сразу поставили в не удел КВ-1С, ведь одной маневренности для борьбы с такими мощными танками явно было недостаточно.
Танг «Тигр» рядом с подбитым КВ-1С.
Но, не смотря на это, танки КВ-1С состояли на вооружении советских войсках до 1945 года. К слову, их тогда уже практически не осталось. На данный момент остался лишь один оригинальный образец танка КВ-1С. Он находится в поселке Парфино, Новгородская область.
Орудие
В плане вооружения у нашего танка также все очень интересно. Дело в том, что КВ-1С орудие доступно в двух экземплярах, каждый из которых имеет полное право на жизнь.
В первом случае это пушка калибром 85 миллиметров, которая является довольно стандартной. Она имеет хорошие параметры бронепробития, разового урона, приемлемую точность и довольно приличный ДПМ в 1920 единиц урона. Играть с данным орудием комфортно, и это под силу каждому.
Однако есть и второй ствол, диаметром в 122 миллиметра – фугасница. Как вы уже догадались, стрелять в этом случае нам придется фугасами, а само орудие имеет посредственную точность, долго перезаряжается, но с одного выстрела может нанести огромное количество урона при условии, что фугас пробьет броню цели. Говоря откровенно, вы получите массу удовольствия, если будете заряжать сюда голдовые снаряды, так как это непередаваемое чувство — с одного выстрела убивать более слабого или мелкоуровневого противника. Обычные снаряды также имеют право на жизнь, но с ними вы будете себя комфортно чувствовать только вверху списка.
Из недостатков вооружения КВ-1С World of Tanks можно отметить только плохие углы склонения орудия – всего 5 градусов вниз, это часто доставляет массу неудобств.
Вооружение танка КВ-1С
По сравнению с танком КВ-1 оно совершенно не изменилось, осталась все та же 76-мм пушка ЗиС**-5.
- Масса орудия, кг – 455
- Боекомплект, сн. — 90, позже 114
- Скорострельность, выстр./мин – От 4 до 8
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 662
- Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 950
- Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 680
- Максимальная дальность полета Оскол.-Фугас. снаряда, м – 1329
- Прицельная дальность, м, — 1500
- Углы вертикальной наводки, град.: -5°…+25°
Бронепробиваемость орудия
- Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 84/90°
- Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 69/90°
Дополнительное вооружение
Три пулемета ДТ, калибра 7,62-мм. Один спаренный пулемет, другой курсовой, установленный во лбу корпуса, а третий установлен в корме башне.
О производстве
Проектировочные работы велись в конструкторском бюро тракторного завода в городе Челябинске. Вскоре был готов опытный образец танка с двигателем В-2К на 650 л. с. и новыми бортовыми передачами. Однако в ходе тестирования оказалось, что силовой агрегат неэффективен. Обратная ситуация наблюдалась с бортовыми передачами, которые решено было оставить. Позже было налажено их серийное изготовление. В апреле испытывали новую коробку передач, рассчитанную на 8 скоростей, и мотор на 700 л. с. Как утверждают специалисты, до конца двигатель протестировать не удалось, а коробкой передач вскоре начали оснащать танк КВ-1С. Всего советской оборонной промышленностью было выпущено 1120 боевых единиц.
Тактико-Технические Характеристики КВ-1С
- Масса, т — 43
- Экипаж, ч — 5. Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-Водитель, Стрелок-Радист.
- Длина корпуса, мм — 6900
- Ширина корпуса, мм — 3250
- Высота, мм — 2640
Бронирование КВ-1с
- Лоб корпуса (верх), мм/град. — 40/65° и 75/30°
- Лоб корпуса (низ), мм/град. — 75/−30°
- Борт корпуса (верх), мм/град. — 60/0°
- Борт корпуса (низ), мм/град. — 60/0°
- Корма корпуса (верх), мм/град. — 40/35°
- Корма корпуса (низ), мм/град. — 75/цил.
- Днище, мм — 30
- Крыша корпуса, мм — 30
- Маска орудия, мм/град. — 82
- Борт башни, мм/град. — 75/15°
- Крыша башни, мм — 40
Ходовые кач-ва
- Мощность двигателя, л. с. — 600
- Максимальная скорость, км/ч — 42
- Запас хода по шоссе, км — 180
- Удельная мощность, л. с./т — 14,1
- Преодолеваемый подъём, град. — 36°
Знакомство
Танк КВ-1С (фото боевой единицы можно увидеть ниже) является одной из моделей тяжелой бронетехники, выпускаемой оборонной промышленностью СССР. Советские тяжелые танки, производимые с 1940 по 1943 г., обозначаются аббревиатурой КВ. Что же означает в танке «Клим Ворошилов» 1С? Данный индекс свидетельствует о том, что боевая единица является скороходной и первой моделью из всей серии танков.
О силовом агрегате
Танк использовал четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2К. Мощность мотора составила 600 лошадиных сил. Для запуска агрегата имелся стартер СТ-700 (15 л. с.). Также для этой цели применяли сжатый воздух, содержащийся в двух 5-литровых резервуарах в боевом отсеке. Объем основных топливных баков составил 600 и 615 литров. Местом их расположения стали боевое и трансмиссионное отделения. Дополнительно на танке было еще четыре наружных топливных бака, не связанных с общей системой. Каждая емкость рассчитана на 360 л горючего.
Внутри советского скоростного танка
Рабочее место механика-водителя – передняя часть корпуса в центре. Стрелок-радист – слева от него. Боевой экипаж численностью три человека размещались в башне. Слева от пушки сидели наводчик и командир машины, справа – заряжающий. Командир располагал литой наблюдательной башенкой, броня которой имела толщину 6 см. Для посадки и выхода боевого экипажа в танке были предусмотрены два люка круглой формы. Один из них был под заряжающим, второй – в верхней крышке корпуса над стрелком-радистом. Кроме того, КВ-1С оборудовали днищевым аварийным люком. Ремонт узлов и агрегатов машины осуществлялся через дополнительные маленькие технические лючки. Через них можно было добраться к топливным бакам, а также погрузить в танк боекомплект.
О ходовой части
В проектировании данного узла разработчики использовали ходовку от КВ-1. Однако с целью снизить общую массу боевой машины, размеры некоторых деталей все же пришлось уменьшить. КВ-1С шел с индивидуальной торсионной подвеской, предусмотренной для каждого цельнолитого двускатного опорного катка. Всего их — по 6 штук с каждого борта. Диаметр катка составил 60 см. Оборонная промышленность СССР выпускала катки двух типов: с круглыми отверстиями и треугольными. Первый тип был самым распространенным. Каждый каток оснащался ограничителем хода, который приваривали к бронированному корпусу.
Ходовая танка — с цевочным зацеплением и съемными венцами. Натяжение гусеницы осуществлялось посредством специального винтового механизма. Гусеницу оборудовали 86 одногребневыми траками. В отличие от базовой модели, ширина трака в скоростном танке составила 60 см.
Порядок исследования модулей:
Ходовая | Башня | Орудие | Орудие | Двигатель | Радиостанция | Радиостанция | |
Итог: Опыт: 27880 Кредиты: 173550 | |||||||
КВ-1С обр. 1943 г. | КВ-122 обр. 1944 г. | 122 мм гаубица С-41 | 85 мм С-31 | В-2ИС | 10Р | 10РК | |
2450 опыта — 10390 кредитов | 2650 опыта — 10500 кредитов | 3720 опыта — 45200 кредитов | 4350 опыта — 49200 кредитов | 11000 опыта — 36000 кредитов | 610 опыта — 3660 кредитов | 3100 опыта — 18600 кредитов |
Подробней по исследованию.
- Ходовая КВ-1С обр. 1943 г. — добавит грузоподъемности, а также увеличит манёвренность танка.
- Башня КВ-122 обр. 1944 г. — повышает бронирование, дальность обзора и позволят установить более мощное вооружение.
- Орудие 122 мм гаубица С-41 — обладает большим разовым уроном, но по другим показателям уступает 85 мм С-31.
- Орудие 85 мм С-31 — обладает высокой точностью, скорострельностью и пробиваемостью.
- Двигатель В-2ИС — значительно увеличивает динамику.
- Радиостанции 10Р и 10РК — повышают дальность связи.
О средствах для наблюдения и прицелах
Как утверждают специалисты, из всех крупносерийных советских танков скоростной КВ-1С считается первым, в котором использовалась командирская башенка, оборудованная смотровыми щелями. Всего их было 5 штук, и прикрывались они с помощью защитных стекол. Механик-водитель располагал смотровым прибором. Для защиты триплекса имелась специальная броневая заслонка. Местом размещения данного прибора стал люк-пробка в лобовой части танка. В небоевой обстановке водитель для обзора большей площади мог этот люк выдвинуть немного вперед. В КВ-1С использовались два орудийных прицела: телескопический ТОД-6, который обеспечивал ведение огня по прямой наводке, и перископический ПТ-6. Его эксплуатировали, если стрелять нужно было из закрытой позиции. ПТ-6 был защищен посредством специального броневого колпака. Благодаря приборам подсветки, которыми оснастили шкалы прицелов, ведение огня было возможным и в ночное время. К курсовому и кормовому пулеметам ДТ прилагались прицельные устройства, используемые в снайперских винтовках. Каждый такой прицел обеспечивал трехкратное увеличение.
О средствах связи
Для связи боевого экипажа с командованием КВ-1С оборудовали радиостанцией 9Р и переговорным устройством ТПУ-4-БИС. Он мог использоваться четырьмя абонентами. Танки также оснащались радиостанциями 10Р или 10РК. В комплекте прилагался передатчик, приемник и умформер. Последний представлял собой одноякорный мотор-генератор, посредством которого осуществлялось питание станций от бортовой электросети в 24 В. Как утверждают специалисты, в телефонном режиме связь обеспечивалась на дальности от 20 до 25 тыс. м. Во время движения танка дальность связи была ниже. Для переговоров внутри танка применяли ТПУ-4-Бис. Если обстановка была слишком зашумлена, экипаж мог воспользоваться шлемофонной гарнитурой, которая также была связана и с внешней радиосвязью.
О броневой защите и танковой башне
В производстве скоростного танка «Клим Ворошилов» (фото данной боевой единицы можно увидеть в статье) использовались катаные броневые плиты, толщина которых составляла 2, 3, 4, 6 и 7,5 см. Машина с дифференцированной противоснарядной бронезащитой. Башня в танке имеет сложную обтекаемую форму и изготавливалась путем отливки. С целью повысить ее снарядостойкость, конструкторы борта башни расположили под углом 75 градусов в вертикальной плоскости. Борта, как утверждают специалисты, имели самую большую толщину – 75 мм. В лобовой башенной части разместили и амбразуру для пушки. Данную часть отливали отдельно. Затем соединяли с остальными бронированными деталями методом сварки. Орудийная маска изготавливалась на базе катаной бронированной плиты, которая гнулась и оснащалась тремя отверстиями под пушку, спаренный пулемет и прицел. В итоге получилось изделие в виде цилиндрического сегмента толщиной 8,2 см. Башню расположили на крышке в боевом отделении на погон, диаметр которого составил 153,5 см. Чтобы она не свалилась при сильном крене танка, ее надежно зафиксировали специальными захватами.
Мнение специалистов
Как утверждают военные эксперты, проектирование КВ-1С стало ответным шагом на неудачи в первом этапе войны. Сразу же после того, как был налажен серийный выпуск, танки перебросили на фронт. В ходе боевых действий командование РККА отметило, что брони в скоростных КВ-1 недостаточно для того, чтобы выдерживать стандартные снаряды, используемые Т-3 и Т-4. Эти танки пробивали КВ-1С с дистанции 200 м.
Кроме того, проходимость этой боевой машины по пересеченной местности оставляла желать лучшего. Имелись также нарекания относительно надежности трансмиссии. Если рассматривать огневую мощь КВ-1С, то ее хватало, чтобы уничтожить фашистский танк с дистанции 200 м. Улучшение на фронте наблюдалось до тех пор, пока немцы не начали производить «Тигры» и «Пантеры». Конечно, КВ-1С мог уничтожить подобный танк, однако из-за незначительного калибра основного орудия для этого советскому экипажу приходилось приближаться к фашистской бронетехнике почти вплотную. Снаряд из КВ-1С пробивал «Тигров» и «Пантер» с расстояния меньше 200 м.
Советские танки
Т-28, 1933
Боевая масса – 25.4 т. Экипаж – 6 чел. Бронирование – 10-30 мм. Вооружение: 1×76,2-мм КТ-28, 4×7,62-мм пулемёта . Мощность двигателя – 500 л.с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Тираж – 503 шт. Читать статью о нём →
26 пушечный однобашенный, 1933
Боевая масса – 9,4 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года и 7,62-мм пулемёт , толщина брони: лоб, борт, корма и башня – 13 мм; крыша – 10 мм; днище – 6 мм. Двигатель – 90 л. с. Скорость по шоссе – 30 км/ч. Запас хода по шоссе – 130 км. Читать статью о нём →
БТ-5, 1933
Боевая масса – 11,5 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один 7,62-мм пулемёт . Толщина брони – лоб, борт корпуса и башня – 13 мм. Двигатель – авиационный М-5, 400 л. с. Скорость по шоссе – 52 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах. Тираж – 1884 шт. Читать статью о нём →
Т-37А, 1935
Боевая масса – 3,2 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – 1 пулемёт. Толщина брони – 9 мм лоб и борт корпуса. Двигатель – ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе – 36, на плаву 6 км/ч. Читать статью о нём →
Т-35, 1935
Боевая масса – 50 т. Экипаж – 11 человек. Длина корпуса – 9720 мм, Ширина – 3200 мм, Высота – 3430 мм, Клиренс – 530 мм. Вооружение – одна 76,2-мм КТ-28, две 45-мм танковых пушки обр. 1932 года 20К , 6 пулемётов . Бронирование: лоб корпуса – 50 мм, борт – 20 мм, башня – 20 мм. Двигатель – М17, 500 л. с. Скорость по шоссе – 30 км/ч. Тираж – 61 шт. Читать статью о нём →
38, 1936
Боевая масса – 3,3 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – один 7,62-мм пулемёт. Бронирование: лоб, борт корпуса и башня – 9 мм, днище – 4 мм. Двигатель – карбюраторный ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе – 40 км/ч, по воде – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 200 км. Читать статью о нём →
Т-29, 1936
Боевая масса – 28,5 т. Экипаж – 5 чел. Бронирование – 30–10 мм. Длина – 6530 мм. Ширина – 3055 мм. Высота – 2850 мм. Клиренс – 450 мм. Вооружение: 1×76,2-мм КТ-28, 4×7,62-мм пулемёта . Мощность двигателя – 500 л.с. Скорость по шоссе – 56 км/ч на гусеницах, 81 км/ч на колесах. Тираж – 8 шт. Читать статью о нём →
БТ-7, 1937
Боевая масса – 13,8 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один-два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – бензиновый М17Т, 400 л. с. Скорость по шоссе – 52-73 км/ч. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками). Читать статью о нём →
БТ-7А, 1937
Боевая масса – 13,8 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна 76-мм пушка КТ-26, два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – бензиновый М17Т, 400 л. с. Скорость по шоссе – 50-73 км/ч. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками). Тираж – 154 шт. Читать статью о нём →
БТ-7М, 1939
Боевая масса – 14,65 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один-два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – дизельный В2, 500 л. с. Скорость по шоссе – – 62 км/ч на гусеницах, 86 км/ч на колесах. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками). Тираж – 706 шт. Читать статью о нём →
Т-40, 1939
Боевая масса – 5,5 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение: один 12,7-мм пулемёт ДШК, один 7,62-мм пулемёт . Бронирование: лоб и борт корпуса – 13 мм, башня – 10 мм. Двигатель ГАЗ-11, 85 л. с. Скорость по шоссе – 44 км/ч, (на плаву 5 км/ч.). Запас хода по шоссе – 220 км. Читать статью о нём →
КВ-1, 1940
Боевая масса – 43,1 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка Л-11, три 7,62-мм пулемёта . Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм, борт – 60 мм, башня – 82 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Скорость по шоссе – 36 км/ч. Запас хода по шоссе – 230 км. Читать статью о нём →
КВ-2, 1940
Боевая масса – 52 т. Экипаж – 6 чел. Вооружение – одно 152-мм орудие М-10, три 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня – 75 мм. Двигатель – В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе – 35 км/ч. Запас хода по шоссе – 250 км. Тираж – 434 шт. Читать статью о нём →
Т-34, 1939
Боевая масса – 26,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка Л-11 (с 1941 – Ф-34), два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм, башня – 45 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость – 55 км/ч. Запас хода – 370 км. Читать статью о нём →
Т-50, 1941
Боевая масса – 13,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: корпус и башня – 37 мм. Двигатель – дизель В-6, 300 л. с. Скорость по шоссе – 60 км/ч. Запас хода по шоссе – 340 км. Тираж – 75 шт . Читать статью о нём →
Т-34-57, 1941
Боевая масса – 26 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 57-мм пушка ЗиС-4 (с 1943 – ЗиС-4М), два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм, лоб башни – 52 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость – 55 км/ч. Запас хода – 300 км. Читать статью о нём →
НИ-1, 1941
Боевая масса ~ 7 т. Экипаж – 2-3 чел. Вооружение – лёгкое орудие калибра 37-45 мм, 2 × 7,62-мм . Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 10 мм, башня – 20 мм. Двигатель – многотопливный четырехцилиндровый карбюраторный 1МА, 52-56 л. с. Скорость по шоссе – 20 км/ч. Запас хода по шоссе – 140 км. Тираж – 62 шт. Читать статью о нём →
Т-60, 1941
Боевая масса – 5,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – одна 20-мм пушка ТНШ, один 7,62-мм пулемет . Толщина брони: лоб корпуса – 35 мм, борт – 15 мм, башня – 15 мм. Двигатель – ГАЗ 202. 70 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 450 км. Тираж – 5920 шт. Читать статью о нём →
Т-70, 1942
Боевая масса – 9,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один 7,62-мм пулемет . Толщина брони: лоб 35-45 мм, башня – 35 мм, маска пушки – 65 мм, борт – 15 мм, корма – 25 мм, крыша, днище –10 мм. Двигатель – 2×ГАЗ 202. 140 л. с. Скорость по шоссе – 45 км/ч. Запас хода по шоссе – 350 км. Тираж – 8231 шт. Читать статью о нём →
КВ-1с, 1942
Боевая масса – 42,5 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка Ф-34, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм, борт – 40 мм, башня – 82 мм. Двигатель – дизель В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 250 км. Тираж – 2769 шт. Читать статью о нём →
Т-80, 1943
Боевая масса – 11,6 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один 7,62-мм пулемет . Толщина брони: лоб корпуса – 45 мм, борт – 25 мм, башня – 35 мм. Двигатель – два ГАЗ 80 по 85 л. с. Скорость по шоссе – 45 км/ч. Запас хода по шоссе – 360 км. Тираж – 85 шт. Читать статью о нём →
КВ-85, 1943
Боевая масса – 46 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка Д5, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм, борт – 60 мм, башня – 100 мм. Двигатель – дизель В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 330 км. Тираж – 148 шт. Читать статью о нём →
ИС-1, 1943
Боевая масса – 44 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение: 85-мм танковая пушка Д5 и 3 пулемета . Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 120 км. Тираж – 107 шт. Читать статью о нём →
Т-34-85, 1944
Боевая масса – 32 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемета . Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм, башня – 90 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость – 55 км/ч. Запас хода – 420 км. Читать статью о нём →
ИС-2, 1943
Боевая масса – 46 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 122-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 120 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Двигатель – дизель В-2ИС, 520 л. с. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода – 220 км. Тираж – 3385 шт. Читать статью о нём →
Т-44, 1945
Боевая масса – 31,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 120 мм. Двигатель – В-44, 520 л. с. Максимальная скорость – 51 км/ч. Тираж – 1823 шт. Читать статью о нём →
ИС-3, 1945
Боевая масса – 47 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 122-мм пушка, один 7,62-мм пулемет, один 12,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони – лоб корпуса – 120 мм, борт – 90 мм. Двигатель – дизель, В-11ИС 520 л. с. Скорость макс. – 40 км/ч. Запас хода по шоссе – 200 км. Тираж – 2311 шт. Читать статью о нём →
Польские танки
TKS
Боевая масса – 2,65 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – 1 пулемет. Толщина брони – 8– 10 мм лоб и борт корпуса. Двигатель – «польский Фиат» 42 л. с. Скорость по шоссе – 40 км/ч. Запас хода по шоссе – 180 км.
7ТР
Боевая масса – 9,9 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна 37-мм пушка, один 7,92-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса – 17 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – дизель Заурер VBLD 110 л. с. Скорость по шоссе 32 км/ч. Запас хода по шоссе – 160 км. Подробнее →
Бельгийские танки
Т-13
Т-15
Американские танки
М3 Стюарт
Боевая масса — 12,7 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — одна 37-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса — 43 мм, борт — 25 мм, башня — 38 мм. Двигатель — дизель Гиберсон Т1020-М, 220 л. с. Скорость по шоссе — 57 км/ч. Запас хода по шоссе — 110 км. Подробнее →
М3 Ли/Грант
Боевая масса – 27 т. Экипаж – 7 чел. Вооружение – одна 75-мм и одна 37-мм пушки, четыре 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 51 мм, борт – 38 мм. башня – 57 мм. Двигатель – Континенталь R975ЕС2, 340 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Подробнее →
М4 Шерман
Боевая масса – 32,5 т, экипаж – 5 человек, вооружение – 76-мм танковая пушка, 2 пулемета, один крупнокалиберный зенитный пулемет, бронирование – 38-63 мм, скорость по шоссе – 48 км/час. Тираж – 48071 штука. Подробнее →
Английские танки
Crusader
Боевая масса – 19,7 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна 57-мм пушка, один 7,92-мм пулемет, один 7,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса и башня – 52 мм, борт – 45 мм. Двигатель – «Либерти III», 345 л. с. Скорость по шоссе – 48 км/ч. Запас хода по шоссе – 160 км. Тетрарх
Боевая масса – 7,62 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение: одна 40 мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет. Толщина брони: лоб – корпуса – 16 мм, борт – 14 мм, башня – 4-16 мм. Двигатель – Meadows МАТ, 12-цилиндровый, горизонтально-оппозитный, карбюраторный; мощность 165 л.с. Скорость по шоссе – 64 км/ч. Запас хода по шоссе – 224 км. Читать статью о нём →
Матильда I
Боевая масса – 11,2 т. Экипаж – 2 чел. Бронирование: лоб и борт корпуса – 60 мм. Днище и корма 20 мм, крыша – 12 мм.. Борт корпуса – 60 мм. Вооружение: 1 × 7,7-мм или 12,7-мм пулемёт «Виккерс». Двигатель – V-образный 8-цилиндровый карбюраторный «Форд» 70 л. с. Скорость по шоссе – 13 км/ч. Запас хода по шоссе – 128 км. Тираж – 139 шт.
Матильда II
Боевая масса – 26,5 т, экипаж – 4 человека, вооружение – 40-мм пушка и 1 пулемет, броня – 40-78 мм, скорость по шоссе – 24 км/час. Тираж – 2987 штук.
Валентайн
Боевая масса — 16 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение — одна 40 мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет и один 7,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса – 60 мм, борт — 30-60 мм, башня — 65 мм. Двигатель — дизель AEC A190, 131 л. с. Скорость по шоссе — 24 км/ч. Запас хода по шоссе – 145 км.
Читать статью о нём →
Черчилль
Боевая масса – 45 т. Экипаж – 5 человек. Вооружение: 1 х 75-мм пушка Мk V, 2 х 7,92-мм пулемета. 1×7,69-мм зенитный пулемет. Боекомплект – 82 снаряда и 6525 патронов.. Бронирование: лоб корпуса — 152 мм, лоб башни – 152 мм. Двигатель — карбюраторный «Бедфорд», 350 л.с. Максимальная скорость – 28 км/час. Запас хода по шоссе – 200 км.
Французские танки
Боевая масса – 68 т. Экипаж – 13 человек. Вооружение – одно 75-мм орудие, четыре пулемета. Бронирование: лоб корпуса – 30 мм, борт – 22 мм, башня – 37 мм. Два двигателя «Майбах» по 250 л. с. Скорость по шоссе – 13 км/ч. Запас хода по шоссе – 100 км.
Боевая масса – 5 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение: 1 × 7,5-мм «Рейбель» m1931. Толщина брони: лоб корпуса – 13 мм, борт и корма – 5 мм. Двигатель – карбюраторный Reinstella 82 л. с. Скорость по шоссе – 60 км/ч. Запас хода по шоссе – 200 км. Тираж – 123 шт.
В-1
. Боевая масса – 32 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одно 75-мм орудие, одна 47-мм пушка, два 7,5-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 60 мм, башня – 56 мм. Двигатель – карбюраторный Рено, 300 л. с. Скорость по шоссе – 28 км/ч.
S-35
. Боевая масса – 20 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение: одна 47-мм пушка, один 7,5-мм. пулемет. Толщина брони: лоб корпуса – 36 мм, борт – 41 мм, башня – 56 мм. Двигатель – SOMUA, 190 л. с. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 260 км.
Подробнее →
D-2. Боевая масса – 20 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна 47-мм пушка, два 7,5-мм пулемета. Толщина брони – 20-40 мм. Двигатель «Рено», 150 л. с. Скорость по шоссе – 23 км/ч. Запас хода по шоссе – 155 км.
Н-35 Боевая масса — 11,4 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — одна 37-м м пушка, один 7,5-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса — 34 мм, борт — 34 мм, башня — 45 мм. Двигатель — «Гочкис», 75 л. с. Скорость по шоссе — 28 км/ч. Запас хода — 129 км
и R-35. Боевая масса — 9,8 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — одна 37-м м пушка, один 7,5-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса — 32 мм, борт — 40 мм, башня — 45 мм. Двигатель — «Рено», 82 л. с. Скорость по шоссе — 19 км/ч, запас хода — 138 км.