Битвы 1914 года
Крупнейшее сражение 1914 года на Восточном фронте произошло в Галиции. Оно длилось с августа по сентябрь. В сражении приняло участие более 2 млн. человек. Россия потеряла 230 тысяч убитыми, а Австро-Венгрия 325 тысяч, включая пленных.
Не менее масштабным было российское наступление в Пруссии. Битва при Таненберге прошла с 26 по 30 августа между 2-й русской армией и германскими войсками. Войска Пауля фон Гинденбурга, несмотря на храбрость русских солдат, наголову разгромили наступавшие русские части генерала Самсонова, который не смог принять это поражение и покончил с собой.
Рис. 1. Генерал Самсонов.
В это время на Западном фронте Франция чуть было не капитулировала перед наступавшими немецкими войсками. Уже в сентябре они могли занять Париж, однако подоспевшие англичане устроили генеральное сражение на реке Марна. Битва была растянута на 130 км., явного победителя выявить не удалось и стороны перешли к ведению «окопной» войны.
Бомбардировка Папеэте
После начала Первой мировой войны Германская Восточно-Азиатская крейсерская эскадра двинулась на восток через Тихий океан. Во время долгого плавания германские корабли старались наносить ущерб странам-противникам. Например, 7 сентября «Нюрнберг» появился на островах Фаннинга, уничтожил здесь английскую телеграфную станцию, перерезал трансокеанский кабель и скрылся.
В ночь с 13 на 14 сентября броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» подошли к Апиа, за две недели до этого оккупированному новозеландскими войсками, но не обнаружили там противника. Тогда фон Шпее решил изменить свой маршрут и навестить французские Острова Общества, чтобы дать хоть один выстрел по врагу по пути к Америке.
Чтобы обмануть береговых наблюдателей, крейсера, отходя от Самоа, взяли курс на северо-запад, и перехваченная радиограмма из Апиа подтвердила, что уловка удалась. Описав в море большую петлю, крейсера направились на восток и 21 сентября подошли к острову Бора-Бора. Подняв французский флаг, немцы выдали себя за французов и закупили там свежую провизию.
Бомбардировка Папеэте. (diletant.media)
На Таити у французов имелась лишь береговая батарея из 4 орудий калибром 65 мм, которые в принципе не могли причинить вреда военному кораблю, способному просто доплыть из Европы до Таити. После визита германской эскадры в Апиа французские власти на всякий случай оповестили все свои колонии на юге Тихого океана о потенциальной опасности, и батарея была приведена в боевую готовность.
22 сентября германские броненосные крейсера подошли к Таити. Немцы предпочли бы получить уголь и провизию без боя, но французы, увидев противника, открыли огонь. Немцы ответили огнём из орудий главного калибра (210 мм). В Папеэте началась паника. Подойдя ближе к берегу, «Шарнхорст» заметил в гавани большой пароход и старую канонерку «Зелэ». Французские источники утверждают, что в ходе боя экипаж сам затопил «Зелэ» на входном фарватере, немецкие — что канонерка, получив несколько попаданий, перевернулась и утонула в гавани. Французы сами подожгли угольные склады, а от попадания пары немецких снарядов загорелись склады с копрой. Германские крейсера удалились от Таити, оставляя за кормой столбы чёрного дыма на берегу.
Рейд на Таити помог немецким морякам восстановить уверенность в себе, однако уменьшил их запас боеприпасов, который было невозможно пополнить. Британское командование, получив сведения о германских действиях, поняло, что противник движется к Америке, и направило корабли на перехват, что привело к сражению при Коронеле.
Битвы 1916 года
В 1915 году окопная война достигла своего пика. Продвижение на 5-10 км. считалось подвигом. Все изменилось в 1916 году.
Битва при Вердене на Западном фронте стала одной из самых кровавых страниц Первой Мировой. Она длилась с февраля по декабрь на северо-востоке Франции и была названа солдатами «Верденской мясорубкой» за то количество снарядов и мин, которое было выпущено на позиции обеих сторон.
Брусиловский прорыв, случившийся на Восточном фронте, стал лучшей военной операцией русского командования за все время войны. Генералом Брусиловым был разработан план наступления на австрийские позиции.
Рис. 2. Генерал Брусилов.
Ночью копались траншеи и маскировались, дабы приблизиться к позициям врага и внезапно атаковать. В июне 1916 года началось широкомасштабное наступление, которое перенесло линию фронта на десятки, а местами и сотни километров на запад. Однако вывести из войны Австро-Венгрию так и не удалось.
Главное морское сражение произошло в Северном море возле полуострова Ютландия между флотами Германии и Британии в соотношении кораблей 99 к 148. Потери были весомыми. Немцы потеряли 11 кораблей и 3000 человек экипажа, англичане потеряли 14 суден и порядка 7000 моряков. Явной победы не одержал в этой битве никто.
В 1916 году также произошла и битва на Сомме. Она примечательна тем, что там впервые были использованы танки при британской атаке.
Рис. 3. Танки на реке Сомма.
Первая мировая на морях и океанах
К началу боевых действий военно-морские силы Антанты значительно превосходили ВМС Союза Центральных государств
По пространственному размаху, количеству участвовавших и напряженности вооруженной борьбы на континентальных, океанских и морских театрах военных действий Первой мировой войне не было аналогов в предшествовавшей истории.
Наиболее интенсивные боевые действия велись: на Северном море, в северной части Атлантического океана, на Средиземном, Балтийском, Черном, Баренцевом и Белом морях. Кроме того, эпизодические военные действия, особенно в начальный период войны, а затем при выходе в океан одиночных германских крейсеров, развертывались в центральной и южных частях Атлантического океана, а также в Тихом и Индийском океанах и (в период неограниченной подводной войны) у атлантического побережья Северной Америки.
В северной части Атлантического океана, между Северной Америкой и Западной Европой, проходили важнейшие пути морских сообщений, имевшие большое значение для военной экономики приатлантических стран, особенно для Англии, экономика которой полностью зависела от морской торговли. Главным узлом этих сообщений являлись юго-западные подходы к Англии.
На побережье Атлантического океана Англия и ее союзники располагали разветвленной системой базирования, в то время как немногочисленные германские крейсера, дислоцировавшиеся перед войной в Атлантике и предназначавшиеся в случае возникновения войны для действий на морских сообщениях, таких баз не имели. К тому же, в расчете на кратковременность войны, исход которой должен был решиться в сухопутных сражениях и на Северном море, Германия не придавала большого значения крейсерским действиям на отдаленных океанских путях сообщений. Английские крейсерские эскадры, выделенные для зашиты океанских сообщений, должны были действовать, каждая в своей зоне, базируясь на Халифакс, Кингстон и Гибралтар и т.д. B первые три-четыре месяца войны на морских сообщениях в Атлантике действовали одиночные германские крейсера, не достигшие значительных успехов, но отвлекшие на себя крупные крейсерские силы англичан с главного морского театра – Северного моря.
После поражения германской эскадры в бою у Фолклендских островов действия на океанских сообщениях в Атлантике почти прекратились.
В 1915-1916 г. здесь лишь периодически появлялись одиночные германские вспомогательные крейсера, прорывавшие английскую блокаду в Северном море. Осенью 1916 г. у берегов США появились первые германские подводные лодки. Со вступлением США в войну (апрель 1917 г.) они в период неограниченной подводной войны распространили район своих действий на центральную и западную часть северной Атлантики, вплоть до побережья США, совершив в этот район в 1917 — 1918 гг. до 15 походов. Однако главным районом действий германских подводных лодок в продолжение всей подводной войны оставались западные подходы к Англии, включавшие северо-восточную Атлантику, Бискайский залив, Английский канал и Ирландское море. Здесь в период наиболее интенсивной неограниченной подводной войны было сосредоточено до 1/4 всех боевых ресурсов подводных сил ВМС Германии, базировавшихся в Северном море, и потоплено (за всю войну) до шести млн. тонн торгового тоннажа. Однако огромные силы и средства союзников, при наличии многочисленных и хорошо оборудованных баз, позволили успешно развернуть мощную противолодочную оборону. Перевозки по важнейшим морским сообщениям Антанты в Атлантическом океане продолжались, хотя и с большим напряжением и при значительных потерях тоннажа, на протяжении всей войны.
На Тихом океане, особенно со вступлением в войну Японии, союзные флоты располагали развитой системой базирования, обеспечивавшей действия любых соединений кораблей для защиты морских сообщений. Германия имела здесь свою единственную колониальную военно-морскую базу Циндао, где в мирное время базировалась Восточноазиатская крейсерская эскадра, составлявшая половину всех крейсерских сил Германии, которые она держала перед войной вне вод метрополии. Ввиду подавляющего превосходства сил союзных флотов на Тихом океане, германское командование не предполагало использовать Циндао в качестве базы в военное время. Германская крейсерская эскадра после некоторых, второстепенных по значимости, действий в западной части Тихого океана ушла к берегам Южной Америки. Здесь, у Коронеля, произошел единственный за войну в Тихом океане морской бой между германскими и английскими крейсерскими эскадрами. После этого только в 1917 г. на морских сообщениях в Тихом океане довольно продолжительное время действовали два германских вспомогательных крейсера. В это время были минные постановки у берегов Новой Зеландии и Австралии. Эти действия ввиду относительно небольшого военного значения тихоокеанских коммуникаций, носили преимущественно демонстративный характер и имели целью отвлечь часть сил союзных флотов с главного театра военных действий – Атлантического океана и Северного моря.
Индийский океан, к берегам которого выходили обширные колониальные владения Англии, считался, в отношении системы базирования, «английским озером». Хорошо оборудованные порты Кейптаун, Аден, Бомбей, Коломбо, Сингапур обеспечивали базирование всех сил, необходимых для защиты морских сообщений против периодически действовавших здесь одиночных германских крейсеров. В начальный период войны в Индийском океане находились два германских легких крейсера, против которых Антанте, учитывая протяженность и разбросанность океанских путей сообщения, пришлось выделить довольно значительные силы. После уничтожения этих -крейсеров перевозки через Индийский океан, имевшие серьезное значение для экономики Англии, осуществлялись беспрепятственно. В 1917 г., во время особенно интенсивных действий германских подводных лодок в Средиземном море, важный морской путь, ведший из Индийского океана через Суэцкий канал и Средиземное море, был временно (и не для всех судов) перенесен и проходил вокруг южной оконечности Африки. В это же время на морских сообщениях в Индийском океане действовал германский вспомогательный крейсер, который поставил мины у южного берега Африки и у Цейлона.
Важнейшие морские пути сообщения>проходили через Ла-Манш (Английский канал), а также вдоль восточного побережья Англии и к берегам Норвегии.
Через это море осуществлялась почти вся внешняя морская торговля Германии. C закрытием торговых путей по Северному морю для Германии оставалась возможность импорта только из Скандинавских стран через Балтийское море и его проливную зону. Морские сообщения Северного моря имели существенное значение и для Англии. Этим путем ввозились продовольствие и лесоматериалы из Скандинавских стран, шведская железная руда, вывозился уголь.
В базах Северного моря был сосредоточен основной состав флотов сильнейших морских держав – Англии и Германии.
Таблица 1
Состав военно-морских сил на Северном море к началу войны
Главная военно-морская база германского флота Вильгельмсхафен располагала достаточными ремонтными средствами для кораблей всех классов и запасами снабжения. При этом подходы с моря прикрывались островной крепостью Гельголанд, в свою очередь являвшейся базой легких сил и гидроавиации.
Водное пространство, защищенное укреплениями Гельголанда, о. [Боркум] и прилегающее к устьям Везера и Эльбы, называлось Германской бухтой или «мокрым треугольником». При подготовке к войне германское командование уделяло большое внимание обороне указанного района. Здесь были установлены береговые батареи, а на подходах к базе поставлены заграждения. В ходе войны базирование германского флота было расширено за счет оборудования баз подводных лодок в бельгийских портах Брюгге, [Зебрюгге] и Остенде.
Следует отметить, что довоенное базирование английского флота не отвечало поставленной перед ним задаче дальней блокады Германии и явно отставало от строительства самого флота.
Отсутствие хорошо оборудованных баз в северной части моря поставило в начале войны Гранд-флит в трудное положение, и только наличие удобных укрытых якорных стоянок позволило флоту находиться в этой части моря. Перед войной главной базой английского флота являлся Портсмут, базой флота — Плимут (Девонпорт). Эти базы были укреплены с моря и имели доки, ремонтные средства и запасы материально-технических средств.
Пунктами базирования служили Дувр и Портленд. На юго-восточном побережье Англии (устье Темзы) располагался военно-морской район Нор с базами Чатам и Ширнесс. На восточном побережье Англии в глубине залива Фёрт-оф-Форт оборудовалась база Розайт, а в заливе Мори-Фёрт было начато строительство базы Кромарти. Однако расположение всех этих баз мирного времени не отвечало главным задачам, стоявшим перед английским флотом, установить дальнюю блокаду Германии и не дать противнику возможности действиями минных флотилий и подводных лодок ослабить силы английского флота. Поэтому непосредственно перед началом войны главные силы английского флота были переведены в обширную укрытую бухту Оркнейских островов – Скапа-Флоу.
В начале войны на западном побережье Шотландии в качестве пунктов базирования временно (до оборудования Скапа-Флоу) были использованы бухта Лох-Ю и залив Лох-на-Кил. На Шетландских островах для базирования легких сил, обеспечивавших с 1917 г. скандинавские конвои, использовался порт Леруик (Лервик).
Важным рубежом, отделявшим Англию от континента, являлся Английский канал (пролив Ла-Манш) – узел важнейших морских путей. Через канал осуществлялись все грузовые и войсковые перевозки из Англии во Францию и проходил путь из Атлантики к восточным портам Англии. В то же время Английский канал с Дуврским проливом являлся кратчайшим путем для выхода германских подводных лодок на западные морские пути Англии.
На побережье Английского канала располагались также главная военно-морская база французского флота Брест и база Шербур. Вследствие того, что главные силы флота действовали на Средиземном море, эти базы имели второстепенное значение
На восточном побережье Англии была создана развитая сеть гидроаэродромов, а для защиты непосредственных подходов к портам установлены береговые батареи.
В течение всей войны Северное море оставалось районом базирования главных сил военно-морских флотов Англии и Германии. Вместе с северо-восточной частью Атлантического океана, Английским каналом и подходами к нему с запада оно являлось важнейшим из морских театров военных действий, хотя решающих боевых столкновений между сосредоточенными здесь флотами не произошло.
Важное стратегическое положение в годы Первой мировой войны занимал Средиземноморский театр военных действий, где проходили морские пути в Европу из Индии и с Дальнего Востока, а также морские сообщения Франции и Италии с их североафриканскими колониями.
Со вступлением в войну Италии превосходство в силах на Средиземном море оказалось на стороне Антанты. Англия не могла выделить значительных сил для действий на Средиземном море. Однако здесь были сосредоточены главные силы французского флота, что позволяло блокировать австрийский флот в Адриатическом море.
Таблица 2
Линейные корабли
Рассматривая проблему базирования флотов, следует отметить, что главной военно-морской базой английского флота на Средиземном море являлась Ла-Валлетта на острове Мальта, который был хорошо укреплен. Базой флота служил Гибралтар, а временной базой являлась Александрия.
Оценивая в целом систему базирования английского флота на Средиземном море, следует признать, что она обеспечивала его боевую деятельность, однако в период Дарданелльской операции сказалось отсутствие баз в районе Эгейского моря.
Главной военно-морской базой французского флота являлся Тулон. При этом база располагала всеми судоремонтными средствами и большими запасами материально-технических средств. Бизерта служила базой для всех классов кораблей, Алжир использовался, в основном, для базирования миноносцев, а Оран являлся пунктом базирования.
Существовавшая система базирования в целом обеспечивала действия французского флота в западной части Средиземного моря. Для действий в Адриатическом море французский флот базировался на Ла-Валлетту.
Главной базой итальянского флота в Средиземном море являлась Специя. При этом Таранто был главной базой итальянского флота на Адриатическом море. В качестве базы флота использовался также Неаполь. Временными базами служили порты на восточном побережье Италии: Бриндизи, Анкона, Венеция.
Что касается систем базирования итальянского флота, то она обеспечивала боевые действия в средней части Средиземного моря, однако на Адриатическом море была недостаточно развитой.
Определенный интерес представляет система базирования в Средиземном море австро-венгерского флота. его главная военно-морская база Пола имела укрытую стоянку для кораблей всех классов, несколько доков и ремонтные мастерские. Пунктом базирования с ограниченными ремонтными средствами являлся Котор. Непосредственная близость к черногорской границе допускала до 1916 г. возможность обстрела этой базы артиллерией. С моря подходы к заливу Котор были защищены береговой артиллерией. В ходе войны оборудование базы Котор было улучшено. Здесь базировалась большая часть германских подводных лодок, действовавших в Средиземном море.
К началу войны находившиеся на Средиземном море германские корабли «Гёбен» и «Бреслау» прошли проливами в Константинополь и в продолжение войны действовали на Черном море.
За всю войну на Средиземном море не было крупных операций и боевых столкновений надводных сил. В то же время наибольшее развитие приобрели на морских сообщениях Антанты действия германских подводных лодок. Причем за три года, с осени 1915 г. здесь было потоплено около 4 млн. тонн торгового тоннажа, т.е. 1/3 всего торгового тоннажа, потопленного германскими подводными лодками в 1915-1918 гг. В продолжение всей войны Антантой осуществлялись крупные войсковые перевозки по Средиземному морю на Западно-Европейский и Балканский театры военных действий.
С началом Первой мировой войны порты Балтийского и Черного морей оказались отрезанными от океана, приобрел особо важное значение, как единственный путь сообщения России с союзниками (кроме пути через Тихий океан и Сибирь), Северный русский морской театр военных действий.
Как известно, Баренцево и Белое моря, вследствие суровых климатических условий в зимний период покрываются в значительной своей части плавучими льдами. В это время только Баренцево море у западной части Кольского побережья не замерзает и доступно для плавания круглый год.
Следует подчеркнуть, что в планах воины России военные действия на Северном театре не предусматривались. Баренцево и Белое моря имели лишь некоторое промысловое значение. Порты Белого моря использовались для вывоза леса. На незамерзающем побережье Баренцева моря портов не было. Только Архангельск был связан с центром страны железной дорогой. С военной точки зрения театр военных действий оборудован не был, оборонительные сооружения отсутствовали. Все наблюдение за побережьем осуществлялось посыльным судном «Бакан», ежегодно приходившим из Балтийского моря для охраны промыслов.
Сложившаяся обстановка требовала быстрого развития оборудования существовавших портов и создания новых, а также развертывания мероприятий по защите морских сообщений. Необходимо было прежде всего построить железную дорогу к побережью незамерзающего Кольского залива, а для продления навигаций на Белом море использовать ледоколы. Первые мероприятия по оборудованию театра сводились к сооружению наблюдательных постов на подходах к Архангельску. На острове Мудьюгский были установлены береговые батареи и организована дозорная служба. В январе 1915 г была закончена прокладка подводного телеграфного кабеля из Англии до Александровска. В это же время для защиты выхода кабеля у Александровска были установлены батарея и боновые заграждения. Здесь же была построена радиостанция и несколько наблюдательных постов.
На протяжении всей войны важное значение для России имел Балтийский морской театр военных действий, откуда противник, обладавший сильным флотом мог угрожать всему русскому прибалтийскому побережью, включая район Петербурга. Кроме того в море упирался северный фланг русско-германского фронта.
Сложные навигационные и гидрометеорологические условия и продолжительный ледостав затрудняли ведение боевых действий и ограничивали использование военно-морских сил. В то же время небольшие размеры моря позволяли в сравнительно короткие сроки осуществлять развертывание сил для операций, а также облегчали взаимодействие различных классов кораблей.
Большое стратегическое значение имел Финский залив, на восточном побережье которого находилась столица России. Опорой морской обороны залива и основной ремонтной базой флота перед войной являлся Кронштадт, однако базирование на Кронштадт было затруднено из-за продолжительного ледостава. Особое значение для оборону Финского залива имели узкое место залива между островом Нapген и полуостровом Порккала-Удд, а также Або-Аландский и Моонзундский районы, занимавшие фланговое положение ко входу в залив и обеспечивавшие выход флота для действий в открытом море. Або-Аландекий шхерный район использовался для базирования легких сил, а Моонзундский район, не имевший к началу войны никаких средств для базирования и обороны, прикрывал вход в Рижский залив.
Главной базой русского флота на Балтийском море являлся Гельсингфорс с рейдом и крепостью Свеаборг. Однако Гельсингфорс не был достаточно укреплен и оборудован для базирования флота. Внутренний рейд был неудобен для больших кораблей, поэтому линейные корабли вынуждены были стоять на незащищенном внешнем рейде. Что касается судоремонтных средств, то они были незначительны: единственный на Балтийском море сухой док для линейных кораблей находился в Кронштадте. Ревель также имел ограниченные ремонтные возможности: намеченное здесь строительство и оборудование главной, хорошо защищенной базы Балтийского флота (крепость Петра Великого) было перед войной только начато.
Как пункты базирования легких сил русского флота использовались Балтийский Порт, Рогонюль (с 1915 г.) и Усть-Двинск. Якорными стоянками служили рейды Порккала-Уддский [Лапвик], Эрё, Утё, Вердер [Куйваст].
Передовые базы и опорные пункты Либава и Виндава согласно плану в начале войны были оставлены русским флотом, а в 1915 г. заняты противником.
Для Германии значение Балтийского театра возрастало в связи с тем, что при наличии почти круговой блокады Балтийское море с его проливной зоной оставалось единственным путем для перевозки из Швеции железной руды и другого сырья, в которых Германия остро нуждалась.
Германский флот располагал на Балтийском море развернутой системой базирования с достаточными ремонтными средствами. При этом главной базой являлся Киль. Благодаря наличию Кильского канала эта база как ремонтная и тыловая имела большое значение и для Северного моря. В качестве баз использовались Данциг с хорошо укрытым рейдом Путциг, пункт базирования Пиллау, а с середины 1915 г. – Либава. Следует подчеркнуть, что соотношение постоянных сил флотов на Балтийском море было в пользу русского флота.
Таблица 3
Состав военно-морских сил на Балтийском море к началу войны
Однако германское командование имело возможность в случае необходимости переводить значительные силы флота Открытого моря через Кильский канал и создавать, таким образом, большой перевес в силах. Так, в 1915 г. был осуществлен перевод кораблей из Северного моря для прорыва в Рижский залив , а в 1917 г. – для Моонзундской операции.
Учитывая возможность быстрого сосредоточения на Балтийском море главных сил германского флота, русское командование исходило из общего соотношения сил флотов и ставило перед своим флотом оборонительные задачи, важнейшей из которых являлась оборона побережья и прикрытие подступов к столице с моря.
Нельзя не отметить, что оборудование Балтийского театра к началу войны было недостаточным и явно не отвечало задачам, поставленным перед русским флотом.
Основой обороны Финского залива в начале войны была Центральная минно-артиллерийская позиция — минное заграждение, выставленное в узкости залива и прикрытое с флангов батареями на острое Нарген и у Порккала-Удда. Непосредственно к ней примыкала флангово-шхерная позиция к западу от Порккала-Удда, где в первые дни войны были выставлены мины и установлены батареи. Береговая оборона Центральной позиции не обеспечивала прочного прикрытия флангов. Оборона позиции возлагалась на флот, главные силы которого развертывались в тылу позиции в ожидании боя с германским флотом при его прорыве в Финский залив.
Развертывание в 1914 г. неактивных действий в средней и южной частях моря потребовало усиления оборудования театра с целью обеспечить оборону Финского залива. Были построены батареи в районах острова Нарген и Ревеля, две батареи на острове Вормс и батарея на полуострове Порккала-Удд.
Для расширения базирования легких сил и подводных лодок в районах Або-Аландских шхер и Моонзундского архипелага в конце 1914 г. начались интенсивные работы, которые продолжались и в последующие годы.
Оценивая состояние обороны побережья Германии в начале войны, следует признать ее стабильной. В ходе войны на побережье была создана широкая сеть гвдроаэродромов, радиостанций и радиопеленгаторных станций. Оборонительные минные заграждения ставились главным образом в проливной зоне и на подходах к своим базам, активные минные заграждения – в северной части Балтийского моря с целью заблокировать русский флот в Финском заливе.
Переходя к рассмотрению Черноморского театра военных действий, следует отметить, что если оборудованию Балтийского морского театра военных действий (ТВД) перед Первой мировой войной уделялось более или менее достаточное внимание, то о Черноморском ТВД этого сказать нельзя. Отношение высшего военного руководства России к последнему, как второстепенному театру военных действий, отрицательно сказывалось не только на строительстве кораблей, но и организации системы базирования.
Между тем ограниченные размеры Черного моря, а следовательно и сравнительно небольшие расстояния до важнейших объектов противника (от Севастополя до Босфора 280 миль) обусловливали возможность быстрого развертывания сил в любом районе.
Главной базой Черноморского флота являлся Севастополь, пунктами базирования – Одесса и Батум, тыловой ремонтной базой – Николаев. При этом относительно оборудована была только главная база флота. Однако с моря Севастополь был слабо укреплен. Поэтому безопасность находившихся в Севастополе кораблей в военное время не гарантировалась. Недостаточно был оборудован и сам порт. Остальные базы находились в крайне неудовлетворительном состоянии. Военное ведомство, которому они подчинялись до 1910 г., неоднократно требовало ликвидировать укрепления в Батуме (Батуми) и Очакове и только решительное выступление Морского министерства против такого необдуманного решения позволило сохранить их в качестве возможных пунктов базирования флота во время войны.
Батум имел важное значение не только как пункт базирования флота, но и как транспортно-перегрузочный пункт для снабжения Кавказской армии. Усиленные оборонительные работы по укреплению Батума начались лишь в ходе войны. Береговая оборона была усилена полевыми орудиями, наблюдательным постом и на подходах к порту — минными заграждениями. Была оборудована база гидроавиации, а крепостная артиллерия Батума, имевшая недостаточную дальность стрельбы, в конце 1914 г. получила на усиление новые орудия.
Кроме перечисленных укрепленных пунктов, береговые батареи были установлены у Одессы, на Тендровской косе, у Ак-Мечети, Евпатории, Ялты, Феодосии, Новороссийска, Туапсе, Сочи, Гагр, Сухуми, Поти.
К началу войны в России имелось несколько радиостанций, ряд новых станций был построен в ходе войны.
Сеть постов наблюдения и связи получила широкое развитие, все прибрежные пункты были связаны между собой телеграфной и телефонной связью. Была развита аэродромная сеть.
Самым серьезным недостатком системы базирования сил флота на Черноморском ТВД являлось отсутствие хорошо оборудованной и защищенной военно-морской базы на Кавказском побережье.
Основным противником России на Черноморском ТВД являлась Турция.
К началу войны Турция имела единственную на ТВД базу флота – Константинополь, а с 1915 г., когда на стороне Центральных держав выступила Болгария, для временного базирования использовалась (в частности, подводными лодками) Варна.
Морские сообщения на Черном море имели большое значение для Турции, так как дорожная сеть на анатолийском побережье была развита очень слабо. Ее важнейший внутренний морской путь проходил вдоль анатолийского побережья от Константинополя до Трапезунда. Этим путем осуществлялось снабжение армий Кавказского фронта, а также доставлялся в столицу каменный уголь из района Зонгулдак и Эрегли. Отсутствие удобных, защищенных с моря якорных стоянок затрудняло для турок организацию защиты морских сообщений. Во время войны этот путь по сравнению с мирным временем претерпел некоторые изменения. При этом суда шли ближе к берегу по сравнительно малым глубинам, что значительно осложняло действия русских подводных лодок.
Таблица 4
Состав военно-морских сил на Черном море к началу войны с Турцией
К началу войны в составе Черноморского флота не было новых линейных кораблей (3 дредноута строились в Николаеве), тем не менее русские линейные корабли были сильнее турецких. Однако приход в августе 1914 г. из Средиземного моря в Константинополь германского линейного крейсера «Гёбен» свел на нет преимущество русского флота.
Дело в том, что быстроходный «Гёбен», так же как и германский легкий крейсер «Бреслау», мог уйти от любого превосходящего его по силе соединения русских кораблей и, в свою очередь, имел возможность навязать бой более слабому из кораблей противника.
Следует несколько слов сказать о черноморских проливах Босфор и Дарданеллы, соединяющих Черное и Средиземное моря через Мраморное море. Длина пролива Босфор 16 миль, ширина до двух миль; глубины по оси пролива 28-100 м. Оба берега у входа в пролив из Черного моря к началу войны были сильно укреплены.
На азиатском берегу пролива со стороны входа из Черного моря имелось восемь фортов и береговых батарей – всего до 50 орудий калибра от 150 до 80 мм; на европейском берегу также восемь фортов и батарей – всего свыше 20 орудий калибра от 150 до 350 мм.
Минная оборона Босфора была организована еще до начала войны. Три ряда управляемых с берега мин были поставлены поперек пролива в узкости между Румели-Кавак и Агадолу-Кввак. При этом проход был оставлен с восточной стороны. Несколько рядов мин были поставлены севернее Анадолу-Кавак, а несколько отдельных минных банок – вдоль азиатского берега. Непосредственно у входа было поставлено заграждение поперек пролива. Мины также были поставлены вблизи Кильоса.
Длина пролива Дарданеллы 35 миль, ширина две-три мили, глубина по оси пролива 50 — 100 м; узкость у Чанаккале имеет ширину восемь кабельтов.
Укрепления Дарданелл состояли из ряда батарей, которые располагались у самого побережья и разделялись на внешние и внутренние. Промежуточные батареи, расположенные на высотах, имели орудия (большей частью полевые и мортиры) калибра не свыше 150 мм.
К началу военных действий оборона пролива включала ряд старых открытых фортов постройки 1877- 1878 гг., вооруженных устаревшими пушками, несколько батарей. Дальность стрельбы орудий не превышала девяти км. Общее число орудий доходило до 100. В ходе войны оборудование было обновлено и расширено, особенно в связи с Дарданелльской десантной операцией англо-французского флота.
При подходе к проливу со стороны Эгейского моря корабли противника прежде всего попадали в зону огня фортов и внешних батарей Кумкале и Седдюльбахир, установленных у самого входа в пролив. На вооружении этих фортов и батарей было 26 орудий, в том числе 16 – калибра 240 — 280 мм.
Подходя к траверзу батарей Седдюльбахир, корабли выходили из-под обстрела батареи Кумкале, но оставались в зоне огня батарей и форта Седдюльбахир. Подобная система расположения орудий позволяла вести обстрел как поперек, так и вдоль пролива, в корму прорывающимся в пролив кораблям.
Далее вдоль азиатского и европейского берегов располагались промежуточные батареи (85 орудий калибра 120 – 210 мм. В их числе находилась батарея Дарданос на высоком холме азиатского берега у бухты Кепез-Лиманы, обстреливавшая пролив в обе стороны на предельную дальность стрельбы.
Основу обороны пролива составляли сильные внутренние батареи, расположенные по обе стороны узкой части пролива до Чанаккале. На азиатском берегу находились береговые батареи Хамидие I и Чименлик, на европейском — Румели, Хамидие II, Намазгях. Кроме того, севернее Чанаккале на азиатском берегу до узкости Награ имелось три форта, также входивших в общую систему обороны узкости пролива.
Все внутренние форты и батареи имели 88 орудий, в том числе 12 орудий калибра 280 — 355 мм, 57 орудий от 210 до 260 мм. Особенно сильно укрепленными были батареи новейшей постройки — Хамидие I на азиатском берегу и против нее Хамидие II — на европейском. Управление огнем батарей, как и все руководство морской обороной пролива, осуществлялось немецкими офицерами.
Оценивая соотношение сил сторон на море к началу Первой мировой войны, следует отметить, что объединенные военно-морские силы Антанты (Англия, Франция и Россия) значительно превосходили военно-морские силы Союза Центральных государств как в целом, там и на большинстве морских ТВД.
С учетом кораблей, находившихся в постройке, флоты государств Антанты превосходили военно-морские силы Германии и ее союзников по новым линейным кораблям в два раза, по линейным крейсерам в 2,5 раза, по эскадренным миноносцам – в 2,5 раза, по подводным лодкам — в три раза.
Кроме того, флоты Антанты имели более развитую систему базирования и лучшее стратегическое положение на большинстве морских театрах военных действий.
Битва 1917 года
Самой значимой битвой предпоследнего года войны стала операция Нивеля. Британия и Франция готовили наступление с целью переломить ход войны. На Западном фронте в местах наступления были стянуты огромные силы, превосходящие немцев, однако, прорвать линию фронта так и не удалось. Антанта потеряла более 340 тысяч человек, а немцы более 160 тысяч.
В России к 1917 году произошли сложные политические процессы внутри страны, что окончательно вывело ее из войны и на Восточном фронте возникло затишье.
Фишер не спятил
Адмирал сэр Джон Арбетнот Фишер, Первый морской лорд Британии в 1904-1910 годах, был малоприятным человеком, но обладал совершенно убойным сочетанием ума, воли, работоспособности, буйной фантазии, острого языка и того свойства натуры, который на современном сленге именуют «отмороженностью». Фишер на каждом углу говорил, что проблему растущего немецкого флота надо решать единственным способом — уничтожить внезапным нападением в базе, на что в конце концов получил высочайшую резолюцию короля Эдуарда VII: «Боже, Фишер, да вы, должно быть, спятили?!»
Неудивительно, что этот человек стал одним из крупнейших реформаторов Королевского флота — сумел согнуть об колено «государствообразующую» корпорацию, чья инерция, подаваемая под соусом следования традициям, к тому времени уже пошла в анекдоты. «Не советую мне мешать, — отрезал он, встретив сопротивление адмиралов. — Я сотру в порошок любого, кто осмелится встать на моем пути».
Капитан Джон Арбетнот Фишер, 1883 год.
Фото не совсем той эпохи, зато отлично передает характер.
Заслуги Фишера в освобождении флота от старых кораблей, перестройке системы подготовки офицеров и базирования можно перечислять долго, но нас сегодня интересует только одна: постройка линейного корабля «Дредноут», запустившего в мире морскую «дредноутную» гонку.
К началу 1900-х годов в мире сформировался «стандарт де-факто» для линейных кораблей: боевая единица водоизмещением 14-16 тысяч тонн со скоростью полного хода около 18 узлов и вооружением из четырех 305-миллиметровых орудий и 12-18 орудий среднего калибра (обычно 12-14 шестидюймовок).
Развитие тяжелых артиллерийских кораблей фактически зашло в тупик: дальше можно было либо наращивать водоизмещение, либо откатываться к более мелкому главному калибру (203-254 миллиметра), увеличивая число пушек. Какое-то время надежды возлагались на комбинации крупного 305-миллиметрового и промежуточного калибра (например, 234 миллиметра на британских броненосцах типа «Кинг Эдуард VII» и «Лорд Нельсон», 240 — на французских «Дантонах», или 203 — на русских «Андреях Первозванных» и «Евстафиях»), но этот вариант также не пошел.
Основной причиной отказа от этого решения было незначительное могущество таких снарядов в сравнении с тяжелыми. Есть грубое правило, по которому вес, а следовательно и эффективность бронебойных снарядов можно оценить через соотношение кубов калибров. В итоге эффективность огня существенно падала, а установки все равно забирали непропорционально много верхнего веса. Кроме того, дистанции боя росли, а на них точность тяжелых снарядов выше.
Таблица основных сражений Первой Мировой войны
Сражение | Дата | Участники | |
На Марне | Сентябрь 1914 | Британия, Франция | Германия |
При Таненберге | 21-25.08.1914 | Россия | Германия |
В Галлиции | Август-сентябрь 1914 | Россия | Австро-Венгрия |
При Вердене | Февраль-декабрь 1916 | Британия, Франция | Германия |
Брусиловский прорыв | Июнь-ноябрь 1916 | Россия | Австро-Венгрия |
Ютландская морская операция | 31 мая – 1 июня 1916 | Британия | Германия |
Операция Нивеля | Апрель – май 1917 | Антанта | Германия |
Второе Марнское сражение
Немецкие солдаты между Луавром и Бримоном, вблизи реки Марна, 1918 год. Фото:. Дата: 15 июля — 6 августа 1918 г.Франция, Великобритания, США и Италия против Германской империи Разрушительные баталии 1915-1916-х поставили одних противников на грань революции и распада, а других ослабили до изнеможения. 1917-й в основном прошел в позиционной борьбе, которую неприятели вели с попеременным успехом и малыми силами. Финальный год военного противостояния требовал решительных действий и первыми в атаку пошли немцы. На свою беду. Потому что полуторамиллионному корпусу командующего Эриха Людендорфа противостоял объединенный фронт Франции, Великобритании, Италии и Соединенных Штатов, собравших для второй битвы на Марне более миллиона солдат. Людендорф начал атаку 15 июля 1918-го, однако через два дня прорыв был остановлен. А ещё через день союзники пошли в контрнаступление и отбросили соперников на прежние позиции. Под Марной Германия исчерпала свой военный потенциал и по большому счету проиграла войну. Серия последующих поражений в мелких схватках окончательно привела немцев в Компьень, где 18.11.1918 враги, четыре года убивавшие друг друга, подписали перемирие, подведя неутешительный итог ПМВ.
Карта Западного фронта на 1918 год. Фото: Public domain.
Операция «Дарданеллы»
Ещё одно крупное морское сражение, растянутое во времени на целый 1915 год. Кампания предусматривала захват проливов и высадку англо-французского десанта. Но непредвиденными ситуациями характеризовалась Первая мировая война. Основные сражения не всегда шли по разработанному плану, иногда операции проваливались. Это и случилось со стратегическим планом под названием «Дарданеллы». Стороны понесли колоссальные потери: в турецкой армии пострадали почти 200 тысяч солдат, у союзников — 150 тысяч. Это раненные и убитые, а также пропавшие без вести.
В мае к Антанте присоединилась Италия. В это же время германские подводные лодки смогли проникнуть на территорию Средиземноморья. Они сумели потопить 100 торговых суден, одновременно потеряв только одну свою единицу техники. Таким образом, несмотря на помощь Италии, союзники в морской кампании 1915 года не смогли добиться превосходства. Единственным плюсом стала эвакуация сербской армии, которая была разбита силами противника осенью.
Наступление Керенского
В 1917 году монархию свергли большевики, и поэтому дальнейший ход войны был продиктован революционными событиями в стране. Русские начали наступление в июне 1917 года, но после двух дней активного продвижения вперёд они вдруг остановились. Солдаты посчитали, что этого достаточно, они полностью исполнили свой священный долг.
Новички также отказывались становиться в первые ряды. Весь этот беспорядок и всеобщее непослушание происходили на фоне регулярного дезертирства, которое спровоцировала революция. Основные сражения Первой мировой войны никогда не видели такого массового хаоса и паники среди военного состава.
В это время, воспользовавшись ситуацией, Германия атаковала и оттеснила русские части на старые позиции. Когда-то сильная и мужественная армия России фактически перестала существовать как организованная сила. Германия больше не боялась своего противника и смогла укрепиться на всех фронтах. Русским пришлось заключить Брестский мир, невыгодный и унизительный для нашей страны.
Брусиловский прорыв
Основные сражения 1 Мировой войны не обошлись без мужества и стратегических навыков генерала Брусилова. Летом 2016 года под его руководством русские прорвались на Юго-Западном фронте. Австро-Венгерская армия потеряла много солдат и офицеров. Цифра поражает — 1,5 миллиона убитых.
Русские заняли Буковину и Галицию. Это заставило немцев усилить тут свои позиции, перебросив в этот район дополнительные силы с Западного фронта. Несмотря на это, союзники России укрепились на этой территории, Антанту также доукомплектовала Румыния, которая перешла на сторону Союза.
Русские войска также недосчитались много доблестных героев. А поэтому в стране объявили новую волну мобилизации, призывая новичков пополнить поредевшие ряды армии. Этот непопулярный шаг правительства вызвал возмущение и недовольство простого народа. Люди не хотели быть «пушечным мясом», ведь ни старых, ни молодых не щадила Первая мировая война. Основные сражения показывают: много было потерь как со стороны русских, так и со стороны их противников.
Сарыкамышский бой
Говоря про основные сражения Великой Отечественной войны (именно так называли ее до начала Второй мировой), нельзя не упомянуть и эту операцию. В ней состязались Россия и Турция на пороге нового 1915 года. В то время турецкое командование разрабатывало хитрый план: захватить Карас и полностью уничтожить армию Кавказа.
Войска Полумесяца наступали. Русские попали в окружение в Сарыкамыше, но они продолжали сковывать основные силы врага и препятствовали его продвижению. Привыкшие к более мягкому климату, их противники не выдержали суровой зимы. От лютых морозов и снежных буранов только за один день гибли десятки тысяч турецких воинов.
Русские в это время выжидали, что было правильным решением. Вскоре к Сарыкамышу подошло подкрепление, и армия Полумесяца была разгромлена. Всего в этой операции погибло около 100 тысяч людей. Самые крупные битвы Первой мировой войны предусматривают и этот бой, так как он сыграл важную стратегическую роль: ситуация на Кавказе была стабилизирована, а русские смогли обуздать ярого противника — Турцию.