Испытания, производство, эксплуатация
По аббревиатуре заказчика (сокращенное наименование 7-го отделения Общего управления Военного министерства) танк стал называться A7V. В этом сокращении буква «V» иногда расшифровывалась как «bauartvollmer» («конструкция Фольмера»). От «500» и далее получили номера шасси, под которыми и числились впоследствии танки. Макет шасси и деревянный макет бронекорпуса был продемонстрирован 16 января 1917 года в Берлин-Мариенфельде. Заказ на постройку 100 шасси Военное министерство подготовило 20 января.
Демонстрация 16.01.1917 года.
Там же 30 апреля продемонстрировали первый прототип танка, состоящий из рабочего шасси и макета бронекорпуса, 14 мая в Майнце его показали Ставке Главного командования, для большего сходства загрузив машину 10-ти тонным балластом. Испытания прототипа танка A7V проходили параллельно с полугусеничным «Мариенваген 11» (на базе шасси которого позже изготавливались самоходные зенитные и противотанковые орудия), а так же представила свой вариант «боевой артиллерийской машины» K.D 1. Однако, по результатам испытаний Главным командованием был выбран A7V.
Демонстрация 30 апреля 1917 года
К 15 июля 1917 года планировалось получить первые 5 готовых A7V, к 1 августа — следующие 5 танков и 40 небронированных шасси, к 1 сентября — последние 49 шасси. Участие французских танков в бою на реке Эн у Шмен-де-Дам 16 апреля 1917 года способствовало ускорению работ по A7V. Проводившиеся весной и летом 1917 года испытания, выявили ряд технических недостатков, исправление которых затянуло работы, к тому же сказывался растущий дефицит материалов. И только к концу октября 1917 года завершили постройку первого серийного танка A7V. Броневой корпус устанавливался на раме сверху и собирался клепкой на стальном каркасе. Было два типа корпуса — производства «Крупп» и «Рехлинг».
Тяжелый танк A7V (корпус ) | ||
Нажмите на изображение для увеличения |
Корпус . Каждый борт корпуса собирался из пяти вертикальных листов, крыша — из четырех продольных и одного поперечного, лобовая и кормовая части — из трех листов каждая. Эти корпуса получили танки № 540, 541, 542, 543 и 544. Корпуса . Их отличали цельные, из единого листа борта. Их имели танки № 502, 505, 506, 507. Толщина и качество брони позволяли противостоять бронебойным винтовочным пулям на дальностях от 5 метров, а также осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии. Бронезащита корпуса несколько повышалась наклонной установкой листов и «корабельной» формой лобовой и кормовой части. Уязвимыми местами были стыки бронелистов (в первую очередь на углах) и как утверждали союзники — сквозь них проникали осколки пуль и свинцовые брызги. В крыше корпуса спереди и сзади имелись большие вентиляционные решетки, служившие частично и для освещения боевого отделения танка. Верхняя рубка собиралась из пяти съемных листов и складывалась при перевозке и на марше. Танк A7V мог перевозиться на стандартной платформе при сложенной верхней рубке. Смотровые лючки по периметру рубки прикрывались складывающимися вверх крышками, позволявшими регулировать высоту открытой щели. В крыше рубки имелся лючок с откидной решетчатой крышкой.
Тяжелый танк A7V (корпус )
Тяжелый танк A7V
Нажмите для увеличения |
Командир танка размещался на верхней площадке слева; справа и чуть позади него находился механик-водитель. Верхняя площадка располагалась на высоте 1,6 м над полом. Два механика располагались на сиденьях спереди и сзади от двигателей и должны были следить за их работой. Наводчики, заряжающие и пулеметчики размещались по периметру корпуса. Откидные двери (в правом борту — впереди, в левом — сзади) служили для посадки и высадки экипажа. Снаружи под дверью находились две узкие ступеньки. Внутри корпуса на верхнюю площадку вели две лестницы (спереди и сзади).
Вооружение
Вооружение танка A7V выбрали не сразу. Но в итоге было решено ограничиться, по примеру англичан, 57-мм орудием. Выбрали 57-мм капонирные пушки Максима-Норденфельдта, захваченные в октябре 1914 года в крепости Антверпен. Пушка имела длину ствола 26 калибров, длину отката 150 мм, наибольшую дальность стрельбы 6400 м. В боекомплект входили 100 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами, 40 бронебойных и 40 картечных. Осколочно-фугасные снаряды имели взрыватель с замедлителем и могли использоваться против полевых укреплений. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 487 м/с, бронепробиваемость — 20 мм на дальности 1000 м и 15 мм на 2000 м.
Танки A7V первой постройки отличались и типом установки орудий (кроме корпусов, упомянутых выше).
- Собранные первыми танки с корпусами «Рехлинг» в передней части имели раму (козлы), на которой крепилась поворотная артиллерийская установка системы Артиллерийской Испытательной комиссии. Широкая маска (щит) пушки качалась в вертикальной плоскости, а небольшой внутренний щиток — в горизонтальной. Установка снабжалась противовесом и двумя маховиками наведения.
- Танки № 540-544 с корпусами «Крупп» получили тумбовые установки, которые разрабатывались для танка A7VU, но использовались на A7V. Угол наведения орудия по горизонтали составлял 45° в обе стороны, по вертикали +20°. Наводчик располагался на сиденье, укрепленном на кронштейне тумбы и поворачивавшемся вместе с пушкой. Сиденье опиралось на ролик, перемещавшийся по полу корпуса. Для наводки служил телескопический прицел. Маска состояла из двух частей. Большой щит полуцилиндрической формы соединялся с тумбой и вместе с ней вращался в горизонтальной плоскости, в левой части он имел вертикальную прорезь для прицеливания. В вертикальном вырезе посредине щита имелся щиток, связанный со стволом пушки и перемещавшийся в вертикальной плоскости. Таким образом, наводчик сидел как бы внутри полубашни. Заряжающий размещался справа от него на неподвижном сиденье. Узкое поле зрения прицела и расположение пушки в передней точке приводили к тому, что наводчик терял цель из виду при любом движении танка. Поэтому по обеим сторонам от орудийной амбразуры сделали смотровые лючки с двустворчатыми крышками. И все же — танк мог вести прицельный огонь только с места.
Демонстрация MG.08 на танке A7V 542 «Elfriede» | |
Нажмите на изображение для увеличения |
Стандартные 7,92-мм пулеметы MG.08 (системы Максима) крепились на вертлюжных установках с полуцилиндрическими масками и винтовыми механизмами вертикального наведения. Угол горизонтального наведения пулемета был ±45°. Расчет каждого пулемета состоял из двух человек. Пулеметчики располагались на приклепанных к полу сиденьях с низкой спинкой. Коробка с лентой на 250 патронов крепилась на сиденье стрелка. Танк мог возить с собой 40-60 лент (10-15 тысяч патронов). В бортах корпуса и дверях имелись лючки с бронезаслонками для стрельбы из личного оружия экипажа, которое включало ручной пулемет, карабины, пистолеты, ручные гранаты и даже один огнемет. Таким образом, экипаж танка вооружался подобно гарнизону форта, но на практике это не вполне соблюдалось (по крайней мере, ни один танк огнемета не получил). Танк № 501 оказался полностью «симметричным» — вместо артиллерийской установки в его передней части, так же как и в кормовой располагались два пулемета, что обеспечивало действительно круговой обстрел. Позже танк перевооружили 57-мм пушкой на тумбовой установке.
Генератор устанавливался для питания внутреннего и внешнего освещения. Указатель на цель (средство внутреннего управления) крепился на крыше корпуса над артиллерийской установкой и поворачивался командиром танка с помощью троса. Над правым смотровым лючком перед расчетом орудия располагалась панель с белой и красной лампочками: их сочетания означали команды «Заряжай», «Внимание» и «Огонь». Но как и во всех танках того времени остальному экипажу командир подавал команды криком, перекрывая шум двигателей. Средств внешней связи не было. Был предусмотрен лючок для сигнализации флажками. Существовал и вариант танка связи, оснащенного радиостанцией, вооруженного только двумя пулеметами, с экипажем 11-13 человек, включая радистов и наблюдателей. Но этот проект так и остался теорией.
Дизайн [ править ]
Танк А7В
A7V был 7,34 м (24 фута 1 дюйм) в длину и 3 м (9 футов 10 дюймов) в ширину, а максимальная высота составляла 3,3 м (10 футов 10 дюймов). Танк имел по бокам 20 мм стального листа, 30 мм спереди и 10 мм на крыше; [5] Однако сталь не была закаленной бронеплитой , что снизило ее эффективность. Этого было достаточно, чтобы остановить пулеметный и ружейный огонь, но не более крупнокалиберными.
Экипаж официально состоял из не менее 17 солдат и одного офицера : командир (офицер, обычно лейтенант ), водитель, механик, механик / связист, 12 пехотинцев (шесть пулеметчиков, шесть заряжающих) и два артиллериста (наводчик и заряжающий). . A7V часто вступали в бой, имея на борту до 25 человек.
A7V
A7V | |
Gewicht (t) | 30 |
Länge (mm) | 7.350 |
Breite | 3.050 |
Höhe | 3.300 |
Bodenfreiheit | 200 |
Motor | Daimler |
PS | 2×100 |
Geschw. (km/h) | 10 |
Kraftstoff (1) | 500 |
Fahrbereich (km) | 35 |
Besatzung | 18 |
Bewaffnung | |
Kanone (Kal/Mun) | 5,7/180 |
MG (Anzahl) | 6 |
После войны [ править ]
Танковый мемориальный знак 1921 года
Офицер СС Йозеф «Зепп» Дитрих (третий справа) с танковым мемориальным знаком 1921 года. Йозеф Геббельс — второй слева.
Две машины, очень похожие на A7V, одна из которых была названа Hedi
, были среди нескольких, использованных
Kokampf
, танковым подразделением
Freikorps
, для подавления гражданских беспорядков в Берлине в 1919 году. Они были построены с использованием шасси от
Überlandwagen
и вооружены четырьмя MG08 / 15 пулеметы. Неизвестно, были ли бронированные машины. [8]
Существует популярный миф о том, что Франция передала несколько A7V польским войскам, которые использовали их во время польско-советской войны 1919–1920 годов. Однако надежные источники отвергают эту идею, потому что судьба каждого A7V, который был на вооружении во время Первой мировой войны, известна и не включает передач в Польшу, а также нет известных официальных записей или фотографических свидетельств того, что A7V находились на вооружении Польши. [9] [10]
Дизайн A7V изображен на Танковом мемориальном знаке 1921 года, который был вручен немецким ветеранам Первой мировой войны, которые служили танкистами.
K-Wagen
K-Wagen | |
Gewicht (t) | 150 |
Länge (mm) | 12.700 |
Breite | 6.000 |
Höhe | 3.000 |
Bodenfreiheit | |
Motor | Daimler |
PS | 2×650 |
Geschw. (km/h) | 7,5 |
Kraftstoff (1) | 3.000 |
Fahrbereich (km) | k.A. |
Besatzung | 22 |
Bewaffnung | |
Kanone (Kal/Mun) | 4×7,7/8000 |
MG (Anzahl) | 7 |
Двигательная установка [ править ]
На пересеченной местности
Мощность поступала от двух центральных 4-цилиндровых бензиновых двигателей Daimler мощностью 75 кВт (101 л.с.) каждый; A7V перевозил 500 литров (110 галлонов США; 130 галлонов США) топлива. Максимальная скорость составляла около 15 км / ч (9,3 мили в час) на дорогах и 5 км / ч (3,1 мили в час) по стране. Подрессоренная подвеска на 24 колеса была индивидуально рессорной — преимущество перед неподрессоренными британскими танками. Удельная мощность A7V составляла 5,1 кВт / т (6,8 л.с. / т), он мог преодолевать траншеи шириной до 2,1 м (6 футов 11 дюймов), а его дорожный просвет составлял от 190 до 400 мм (от 7,5 до 15,7 дюйма). ).
По сравнению с другими танками времен Первой мировой войны скорость A7V была довольно высокой, но у машины были очень плохие внедорожные качества и высокий центр тяжести, что делало ее склонной к застреванию или переворачиванию на крутых склонах. Большой передний свес и низкий клиренс означали, что траншеи или очень илистые участки были непроходимыми. Обзор водителю на местность прямо перед танком был закрыт корпусом машины, что означало наличие слепого пятна около 10 метров (33 фута). Однако на открытой местности A7V можно было использовать с определенным успехом, и он предлагал большую огневую мощь, чем доступные броневики .
LK II
LK II (Kanone) | |
Gewicht (t) | 8,5 |
Länge (mm) | 5.080 |
Breite | 1.950 |
Höhe | 2.675 |
Bodenfreiheit | 400 |
Motor | Diverse |
PS | 40-60 |
Geschw. (km/h) | 14 |
Kraftstoff (1) | 150 |
Fahrbereich (km) | 70 |
Besatzung | 3 |
Bewaffnung | |
Kanone (Kal/Mun) | 3,7/100 |
MG (Anzahl) | 0 |
Выживший пример [ править ]
Лобовая броня и главное орудие немецкого танка A7V «Мефисто».
Единственный уцелевший A7V — Mephisto
, брошенный экипажем во время битвы при Виллер-Бретоннё в апреле 1918 года. Через три месяца британские и австралийские войска обнаружили его и доставили в Австралию в 1919 году в качестве трофея. Автомобиль стоял возле старого музея Квинсленда в Боуэн-Хиллз, Брисбен , под навесом с открытыми стенами в течение многих лет, пока в 1986 году его не перевезли в новый музей Квинсленда на Саутбэнке. Он был поврежден наводнением в 2011 году и отправлен на реставрацию. Мастерские Железнодорожного музея , Северный Ипсвич, Квинсленд. После восстановления он был показан на Австралийской военный мемориале , Канберра, с 2015 по 2022 год. Сейчас он возвращен в Музей Квинсленда. [15]
Пушка A7V 504 Schnuck
выставлена в Северном Имперском военном музее в Манчестере .
Ссылки [ править ]
Примечания
- Передняя часть корпуса: 30 мм (1,2 дюйма), корма и борта корпуса: 15 мм (0,59 дюйма), верх корпуса: 6 мм (0,24 дюйма) Funk (2003) , стр. 135, командирская башенка: 20 мм (0,79 дюйма) спереди, 15 мм (0,59 дюйма) сзади и по бокам и 5 мм (0,20 дюйма) сверху Funk (2003) , стр. 135
- Залог (2006), стр 7-10.
- ↑
Tucker (2004) , стр. 24–25. - Залог (2006) , стр. 7.
- ^ Б с Hundleby & Strasheim (1990) , стр. 23, 34, 61, 79.
- Сорок (1995) , стр. 39-47.
- Перейти
↑ Koch (1994) . - Schneider & Strasheim (1990) .
- Hundleby & Strasheim (1990) , стр. 150.
- Залог (2006) , стр. 43.
- Перейти
↑ Foley (1967) . - «57 мм Максим-Норденфельт» Sockel «Gun» . Императорский военный музей
. Проверено 10 декабря 2012 года . - Подбитый танк «562» фото
- ↑
Танк «563», фото - «Возлюбленный Мефисто Квинсленда снова на выставке в Музее железных дорог Мастерских» . Мастерские рельсового музея
. 14 марта 2013 г. - «Реплика A7V добавлена в коллекцию» . Танковый музей, Бовингтон
. 29 ноября 2012 года Архивировано из оригинала 18 сентября 2013 года . Проверено 7 апреля 2013 года . - Hundleby & Strasheim (2010) , стр. 100.
- «Танкодром Миловице» . Horydoly.cz
. 2011 . Проверено 24 июня +2016 .
Библиография
- Фоли, Джон (1967). A7V Sturmpanzerwagen
. Броня в профиль. Грейт Букхэм , Суррей: Профильные публикации. - Сорок, Джордж (1995). Танковые бои от Великой войны до Персидского залива
. Страуд , Глостершир: издательство Alan Sutton Publishing Ltd., стр. 39–47. ISBN 978-0-7509-0479-7. - Фосс, Кристофер Ф. (2003). Энциклопедия танков и боевых бронированных машин . Стейплхерст , Кент: Spellmount. ISBN 978-1-86227-188-3.
- Функ, Вольфрам (2003). «zur Technik des Sturmpanzers A7V (Технология Sturmpanzerwagen A7V)». Sturmpanzerwagen A7V: vom Urpanzer zum Kampfpanzer Leopard 2: ein Beitrag zur Militär- und Technikgeschichte
[
Sturmpanzerwagen A7V: от ранних танков до боевого танка Leopard 2: вклад в военную и технологическую историю
]. Wehrtechnik und wissenschaftliche Waffenkunde (на немецком языке).
15
. Бонн: Бернар и Грефе . ISBN 978-3-76376-243-9. - Хандлби, Максвелл; Страсхайм, Райнер (1990). Немецкий танк A7V и трофейные британские танки Mark IV времен Первой мировой войны
. Хейнс Фулис. ISBN 978-0-85429-788-7. - Хандлби, Максвелл; Страсхайм, Райнер (2010). Sturmpanzer A7V: Первый из танков
. Танкоград. ISBN 978-3-936519-11-2. - Кох, Фред (1994). Beutepanzer im Ersten Weltkrieg
[
Захваченные танки в Первой мировой войне
] (на немецком языке). Wölfersheim-Berstadt : Podzun-Pallas-Verlag GmbH. ISBN 978-3-7909-0520-5. - Шнайдер, Вольфганг; Страсхайм, Райнер (1990). Немецкие танки в Первой мировой войне — A7V и ранние разработки
. Западный Честер, Пенсильвания : публикации Шиффера. ISBN 978-0-88740-237-1. - Такер, Спенсер (2004). Танки: иллюстрированная история их воздействия
. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-57607-995-9. - Залога, Стив (2006). Немецкие танки 1914–18
. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-945-5. - Танк A7V можно использовать в шутере от первого лица под названием Battlefield 1. У редких женских версий этого танка по бокам были огнеметы, а не пулеметы, что делало его более эффективным для ближнего боя, чем солдаты, опасно использующие их для открытой экспозиции.
Реплики [ править ]
Танковый музей в копии A7V Бовингтона во время публичной демонстрации (июнь 2009 г.)
Ходовая копия была построена в 2009 году Бобом Гранди из компании British Military Vehicles, Уиган, Великобритания, которая специализируется на восстановлении старых военных машин. Реплика сделана из фанеры и углового железа с использованием двигателя, трансмиссии и гусениц от двух гусеничных сельскохозяйственных машин Fordson County Crawler и окрашена в цвет A7V № 504, Schnuck
. Он был приобретен Танковым музеем в Бовингтоне в ноябре 2012 года. Он выставлен в музее и участвует в выставках на открытом воздухе вместе с копией музея британской марки IV , созданной для фильма « Боевой конь» . [16]
Реплика A7V в Немецком танковом музее
Статическая копия находится в Немецком танковом музее в Мюнстере . Он называется Вотан
, но в значительной степени основан на сохранившемся
образце Мефисто
. Мобильный макет A7V появляется в восточногерманском художественном фильме
Trotz Alledem
(1972), рассказывающем о Карле Либкнехте и восстании спартаковцев в Берлине в 1919 году . [17]
Макет среди машин на танкодроме Миловице в Чехии. [18]
Концепт танка Леонардо да Винчи
Концепция танка была изобретена в начале 20 века
, но история этого типа машины
началась еще в далеком 15 веке.
У
Леонардо да Винчи
уже была идея машины, которую можно назвать
«прадедушкой»
современного танка.
Как видно на фото выше, знаменитому итальянцу пришла в голову идея машины, внутри которой сидит человек, а в корпусе находится орудие. Однако военным пришлось ждать несколько сотен лет, чтобы воплотить эту идею.