Почему немецкие танки отступали с поля боя при виде советской морской пехоты


«Летающий танк» Ил-2

Опыт боевых действий в период гражданской войны в Испании показал значительную роль штурмовых действий авиации. В СССР была поставлена задача создать штурмовик с мощным наступательным и оборонительным вооружением. И такой самолет был создан в КБ С. В. Ильюшина. Главной особенностью Ил-2 стал бронекорпус, защищавший летчика и штурмана, Доработка и выпуск самолета сразу столкнулись с множеством сложностей и для ускорения процесса было принято решение наладить первоначально производство одноместного Ил-2, что при этом не снимало задачи создания двухместного штурмовика. Базовое вооружение самолета состояло из двух 20 мм. пушек ШВАК и двух 7,62 мм. авиационных пулеметов ШКАС. Самолет мог нести реактивные снаряды РС-82 или РС-132 и авиабомбы. Выпуск Ил-2 изначально был развернут в Воронеже на заводе № 18.


Сергей Владимирович Ильюшин [1894 — 1977]. (xexe.mirtesen.ru)

Одно из первых массовых применений Ил-2 было отмечено 27 июня 1941 г., когда Ил-2 4-го штурмового авиаполка атаковали немецкую колонну в районе Бобруйска. Это был единственный на тот момент советский авиаполк, полностью укомплектованный новыми штурмовиками. В последующие дни полк препятствовал форсированию противником Березины, уничтожив 9 переправ. Однако и потери оказались очень значительными. Из 63 самолетов к 10 июля 1941 г. в строю оставались не более десяти машин и полк был отведен на переформирование. В дальнейшем количество «илов» в действующей армии постепенно увеличивалось. Тем не менее, ситуация с производством Ил-2 в условиях эвакуации и перевода промышленности на военные рельсы оставалось тяжелой, а количество выпускавшихся в тяжелейших условиях штурмовиков явно не соответствовало потребностям армии. В телеграмме Сталина от 23 декабря 1941 г. на имя руководства авиационных заводов № 1 и № 18 отмечалось: «Вы подвели нашу страну и Красную Армию. Вы не изволили до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб Шенкман дает по одному Ил-2 в день, а Третьяков дает МиГ-3 по одной, по две штуки. Это насмешка над страной, Красной Армией. Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Если 18 завод думает отбряхнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю последний раз».


Одноместный Ил-2. Весна 1942 г. (fotowarmotors.ru)

Боевое применение Ил-2 выявило уязвимость со стороны задней полусферы, откуда немецкие истребители нередко атаковали советский штурмовик. Поэтому с осени 1942 г. в армию стал поступать двухместный вариант штурмовика. Стрелок, вооруженный 12,7 мм. пулеметом УБ прикрывал заднюю полусферу, что несколько снизило риск безнаказанной атаки истребителей противника. Была предпринята попытка вооружить Ил-2 более мощной 37 мм. пушкой НС, однако практика показала значительную отдачу этого оружия, что затрудняло его использование штурмовиком. Кроме того, получили распространение Ил-2, вооруженные двумя 23-мм пушками ВЯ. Начиная с Курской битвы, советские штурмовики начали применять такую военную новинку как ПТАБы. Противотанковые кумулятивные бомбы при встрече с целью давали направленную кумулятивную струю способную за счет колоссального давления и температуры пробить 60 мм броню. Нередко при попадании подобной бомбы следовала детонация боекомплекта или воспламенение горючего, танк выгорал полностью и восстановлению уже не подлежал. Каждый Ил-2 нес 280 кумулятивных бомб, обеспечивая поражение цели на площади 75 X 15 метров, что позволяло эффективно использовать кумулятивные бомбы по скоплениям техники.

Нашли Ил-2 боевое применение и в составе авиации флота. Если изначально штурмовая авиация флотов действовала в основном по наземным целям, поддерживая действия сухопутных войск, то с 1942 г. Ил-2 все чаще стали действовать против кораблей и военно-морских баз. Особенно часто Ил-2 Черноморского флота привлекались к действиям на коммуникациях противника в Керченском проливе, где немцы использовали небольшие маневренные корабли и суда, применение против которых бомбардировщиков было затруднительным. Однако потопить даже небольшое судно при помощи пушечно-пулеметного огня или реактивных снарядов штурмовика оказалось очень непросто. Нанести гибельные повреждения могли лишь авиабомбы, а Ил-2 мог взять лишь две ФАБ-250. 13 ноября 1943 г. советская авиация нанесла массированный удар по военно-морской базе Камыш-Бурун. Бомбардировщики и истребители повредили несколько судов и нанесли серьезный урон инфраструктуре порта. Среди погибших в результате этого налета был и командующий ВМС Германии на Черном море вице-адмирал Густав Кизерицки, чей штабной автомобиль был расстрелян советскими штурмовиками. Он стал первым немецким адмиралом, погибшем на Восточном фронте.


Противотанковые кумулятивные бомбы. ЦМВС, Москва. (armedman.ru)

Значительными оказались и потери Ил-2 на всем протяжении боевых действий. В начале войны Ил-2 часто становились жертвой немецких истребителей, которые быстро обнаружили слабое место советского штурмовика и атаковали Ил-2 со стороны задней полусферы. Бронированный корпус был способен в ряде случаев выдерживать попадания пуль, но практически всегда пробивался снарядами автоматических пушек. К концу войны потери от действий истребительной авиации стали постепенно снижаться. Это было связано с уменьшением активности немецких истребителей в силу значительных потерь и нехватки опытных кадров. В свою очередь штурмовики действовали большими группами, обеспечивая взаимную защиту. Сильнее стало и истребительное прикрытие. Однако большая часть Ил-2 была потеряна в результате огня зенитной артиллерии. Высокая насыщенность вражеской обороны пулеметами, 20- мм и 37 мм. автоматическими пушками вела к тому, что атаку Ил-2 нередко встречал ливень пуль и снарядов и практически каждый массированный удар не обходился без потерь для советской авиации. В дальнейшем, с увеличением количества штурмовиков, перед частью Ил-2 ставилась задача подавления ПВО противника для чего нередко выделялось не менее половины атакующих самолетов. А при атаке противника, не имевшего зенитного и авиационного прикрытия, Ил-2 наносили немецким войскам колоссальный урон. Так, например, в ходе операции «Багратион» на Могилевском и Осиповическом направлениях немецкие войска были вынуждены отступать в лесисто-болотистой местности по нескольким дорогам, загруженным войсками и техникой, что создавало благоприятные условия для применения штурмовой авиации. Один из немецких пленных показал: «Все дороги нашего отступления усеяны тысячами разбитых автомашин и повозок, трупами лошадей и солдат. Моральное воздействие русской авиации было огромным. При появлении советских самолетов солдаты бросали на дорогах автомашины и подводы и бежали прятаться в лес».

Всего за время Великой Отечественной войны было выпущено 34943 Ил-2 и 1211 ИЛ-2У (учебный). Боевые потери Ил-2 составили 10759 единиц — это около 29% всех потерянных в ходе войны Красной Армией советских самолетов. Еще 807 штурмовиков потерял Военно-морской флот. Потери летчиков, воевавших на Ил-2, составили 7837 человек.

Стальная броня и крылья из дерева

Авиаконструктор Сергей Ильюшин разрабатывал свой штурмовик как противовес успешной немецкой модели «Юнкерс» Ju 87 «Штука». Гитлеровские машины отличались способностью очень точно сбрасывать снаряды на позиции сухопутных войск и танки, чем наносили ощутимый ущерб противнику. Перед Ильюшиным стояла задача создать максимально простой в сборке и дешевый самолет, который при этом смог бы составить достойную конкуренцию германским штурмовикам.

Авиаконструктор намеревался установить на Ил-2 броню, но понимал: если к самолету просто прикрутить бронированные плиты — он полетит как кирпич. И тогда он предложил следующее: стальная броня становится силовым элементом конструкции штурмовика, заменив собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа, при этом задняя его часть и крылья, как и раньше, изготавливаются из дерева.

Было сделано несколько прототипов, и в конечном итоге в массовое производство пошел одноместный Ил-2, весивший почти 4,5 тонны, в то время как вес «Юнкерса» составлял 3,2 тонны. Максимальная бомбовая нагрузка у обеих машин была примерно одинаковой и составляла около 500 килограммов. Но Ил-2 был немного быстрее, обладая скоростью 400 километров в час. Он был лучше вооружен: две 20-миллиметровые пушки и два пулемета в крыльях. Броня толщиной от пяти до 12 миллиметров защищала кабину, топливные баки, двигатель АМ38 и радиаторы. Даже фонарь кабины был из бронированного стекла толщиной шесть сантиметров! Шасси у штурмовика были чрезвычайно прочные, позволявшие сажать его на неровные фронтовые аэродромы.

Победы и потери

Однако ситуация в небе на Восточном фронте была настолько отчаянной, что Ил-2 часто выполнял задачи истребителей. Штурмовик не мог догнать немецкие самолеты истребительной авиации, однако он оказался смертоносным средством уничтожения более медленных немецких бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и транспортников.

Удары штурмовой авиации сыграли важнейшую роль зимой 1942-43 годов, лишив снабжения запертую в Сталинграде 6-ю немецкую армию. На аэродроме в Сальске Ил-2 уничтожили 72 немецких самолета, а в воздухе сбили множество транспортников. Но величайшим моментом славы для штурмовиков стало эпическое Курское сражение, которое вошло в историю как величайшая танковая битва. Не менее величественным было и сражение в воздухе, в котором приняли участие 500 самолетов. Немцы потеряли несколько десятков, а Советы — около сотни машин. Но первоначальная неудача не остановила советское командование, которое ввело в бой дополнительные силы штурмовой авиации. В сражении под Курском летчики Ил-2 начали совершать над полем боя «карусель смерти», прикрывая хвосты друг друга от вражеских истребителей. Периодически штурмовики по одному выходили из общего строя, чтобы нанести удар по наземным целям, а затем возвращались в круг. В тот же период советские пилоты-штурмовики стали применять некоторые военные хитрости. Они заметили, что после бомбардировки самолет становился значительно легче, а мощные двигатели позволяли развивать высокую скорость. Это делало Ил истребителем. Облегченный Ил-2 становился способен дать жесткий отпор любому немецкому «Юнкерсу» или «Мессершмиту».

К 1943 году ВВС приняли на вооружение вариант Ил-2М3, в котором были устранены многие недостатки самолетов-предшественников. Задний стрелок наконец получил броневую защиту толщиной 13 миллиметров, а концы консолей крыла были поданы назад на 15 градусов для изменения центра тяжести. Это существенно улучшило управление штурмовиком. До конца вой­ны авиационную поддержку Красной армии оказывали тысячи штурмовиков. Они бомбили последних защитников Берлина во время тяжелого четырехдневного сражения на Зееловских высотах. Советские архивы указывают на то, что всего во время Второй мировой войны было потеряно 11 тысяч Ил-2, хотя некоторые источники утверждают, что потери были в два раза больше.

КСТАТИ

Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Всего было выпущено более 36 тысяч машин. В Вермахте его называли «Черной смертью», «мясорубкой» и «железным Густавом», а еще «бетонным самолетом» — за высокую боевую живучесть. Это был эффективный штурмовик, который помог, пусть и дорогой ценой, одержать победу в той страшной войне.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]