Противотанковые средства советской пехоты в годы войны

Минное оружие является одним из основных видов инженерно-технических средств вооружений. Особенно это оружие стало актуальным, когда на вооружении армий появилась тяжелая бронированная техника и другие транспортные средства. Для борьбы с бронированной техникой противника едва ли не самым удобным средством противотанковой обороны является противотанковая мина. Правильно установленный фугасный заряд может не только вывести из строя танк или бронетранспортер. Минные поля могут стать непреодолимой преградой для механизированных подразделений противника, предотвращая наступление на наиболее угрожаемых участках противостояния.

Минное оружие становится основным средством обороны

Первоначально мина в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это оружие, не вызывала у военных особого энтузиазма. Минное оружие главным образом применялось в инженерных целях для прорыва прочных оборонительных порядков противника, для разрушения долговременных оборонительных укреплений. Только с появлением на вооружении механизированных средств мины стали использоваться более целенаправленно.

Первыми познакомиться с минным оружием пришлось военным кораблям. Установка мин на пути следования военных судов ставила под угрозу все существующие транспортные коммуникации. Русско-японская война стала первым вооруженным конфликтом, во время которого массово использовались мины. Результаты оказались ошеломляющими. Более 20% всех военных судов противоборствующих сторон было потоплено с помощью мин. Мина могла легко вывести из строя любой крупный военный корабль. С этого момента мина прочно вошла в арсенал всех флотов, став важнейшим элементом морской оборонительной стратегии.

На сухопутном театре военных действий мины стали активно использоваться в ходе Первой Мировой войны. Когда на поле боя стали появляться первые бронированные транспортные средства, пришлось вспомнить о минном оружии. В то время применялись мины фугасного действия, способные взрывом мощного заряда тротила нанести серьезные разрушения наземным объектам. Разделение минного оружия на противотанковые и противопехотные мины произошло гораздо позже, когда возникла необходимость в создании эффективного инженерного средства сдерживания наступательных действий. Долговременные оборонительные рубежи, возникшие на границах Франции и Германии, на советской Западной границе и на рубежах между Финляндией и Советским Союзом, включали в себя масштабные минные поля. Акцент делался на закладку фугасных зарядов, способных сдержать механизированные и подвижные соединения. Сначала это были объектные фугасы, мины противотранспортного действия, которые не имели четко определенной цели. Как правило, такие заряды срабатывали при простом механическом воздействии на взрыватель, или приводились в действие с помощью электрического разряда.

Полноценная табельная противотанковая мина ТМ появилась в начале 30-х годов. В Германии и в СССР к созданию этого оружия отнеслись с интересом. Все дело в том, что именно военная доктрина фашисткой Германии и Советского Союза предполагала во время военного конфликта массированное использование бронетанковых соединений. Противостоять удару бронированной техники можно было только с помощью эффективной противотанковой обороны. Одним из важнейших элементов такой обороны и стали противотанковые мины.

Начало 30-х годов ознаменовалось активной работой по созданию новых типов минного оружия, способного поражать все виды бронированной техники.

Военно-инженерная механизация

Эксперименты по минированию с воздуха, проводимые Третьим рейхом во время войны, были преждевременными, и именно поэтому они не показали надлежащей эффективности. Конструкция мин того времени была недостаточно надежной, да и утраченное господство в воздухе не позволяло активно использовать такой способ постановки минных заграждений. Немудрено, что послевоенное развитие минного оружия далеко не сразу пришло к средствам механизации.

Советский минный заградитель третьего поколения УМЗ.

Этап механизации установки мин начался лишь к началу 1960-х. Первоначальный подход, кое-как опробованный во время войны, был в какой-то мере слепым копированием флотских методик — создавались так называемые минные раскладчики. Простейшие раскладчики были деревянными лотками, цепляемыми к заднему борту автомобиля (советский ПМР-2 отличался лишь тем, что был металлическим). Разложенные на грунте мины вручную снаряжались взрывателями, переводились в боевое положение и маскировались.

Прицепной минный заградитель ПМР-3 уже предусматривал автоматическую раскладку мин с заданным шагом минирования, перевод их в боевое положение и даже маскировку грунтом. Для этого заградителя была разработана новая противотанковая мина ТМ-57, снаряженная таким же новым взрывателем МВЗ-57. Автоматизация минирования достигалась за счет того, что непосредственно перед установкой мины на грунт механизм заградителя нажимал на кнопку, запускавшую часовой механизм взрывателя. Через несколько минут после установки мина переводилась в боевое положение.

Три заградителя ПМР-3, каждый из которых вмещал 200 мин, выставляли трехрядное минное поле около 800 метров по фронту, затрачивая на это меньше часа.

Следующим шагом был гусеничный заградитель ГМЗ конструкции Г. С. Ефимова, созданный на базе САУ СУ-100П (он же «Объект 118»). Он был способен установить километровое минное поле за 10—15 минут. Такой результат был уже очень серьезным достижением.

Кассета для вертолетного минораскладчика ВМР, снаряженная минами ПФМ-1.

Это интересно:

минный заградитель ГМЗ более поздних модификаций имел дополнительное вооружение — шесть гранатометов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча», предназначенной для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

В вопросе механизации постановки минных заграждений Советский Союз на добрый десяток лет опередил своего вероятного противника. Аналогичные машины поступают на вооружение армии США лишь в 1972 году. Великобритания обзавелась заградителями чуть раньше — в 1969-м, а Франция — лишь в 1977 году. Такой временный недосмотр со стороны потенциального противника выглядит необъяснимым и несколько странным, если учесть, что официальная военная доктрина СССР того времени во многом опиралась на стремительные перемещения бронетанковых войск.

Существенный прорыв в технике оперативного противотанкового минирования США совершили в 1973 году, когда на вооружение поступила первая полноценная вертолетная система, включавшая в себя вертолет UH-1H c двумя подвешенными к нему бомбовыми кассетами . В одной кассете помещалось 80 противогусеничных мин М56.

Развитие минного оружия в СССР

Официально в СССР первая противотанковая мина появилась в 1934 году. Говорить о сложной конструкции взрывного устройства не приходилось. Основной заряд представлял собой набор тротиловых шашек, которые приводились в действие взрывателем нажимного действия. Изделие после проведения ряда испытаний так и не получило широкого распространения. На смену ей в 1935 году пришла более совершенная конструкция – противотанковая мина ТМ-35. Это изделие уже было сделано основательно и продуманно. Заряд тротила весом 2,8 кг был заключен в стальной корпус. Установка мины осуществлялась в ручном режиме, практически в любой тип грунта. Мина приводилась в действие с помощью универсального взрывателя.

Созданный в 1935 году взрыватель МУВ имел простую и надежную конструкцию, благодаря которой продолжает использоваться и в наши дни. Серьезным преимуществом, которым обладал взрыватель данного типа, являлось наличие технической возможности обезвреживания мины. Установив на шток взрывателя предохранительную втулку или чеку, можно было приступать к разминированию.

Перед самой войной советская мина прошла этап модернизации, в результате которой улучшились тактико-технические характеристики устройства. Мину можно было устанавливать не только в грунт, но и в воду, на небольшую глубину. Принцип действия устройства заключался в следующем. При наезде колеса или гусеницы транспортного средства на крышку взрывателя срабатывал основной заряд. В результате подрыва и фугасного действия разрушалась ходовая часть машины. В предвоенное время советские военные инженеры старались использовать опыт советско-финского конфликта, во время которого советские бронетанковые части несли ощутимые потери от минного оружия. На вооружении инженерных и саперных частей РККА появляются противотанковые мины противогусеничного и противоднищевого действия. Это оружие было способно поразить взрывом днище транспортного средства, полностью выводя его и экипаж из строя.

Арсенал инженерно-технических средств РККА перед началом Великой Отечественной войны насчитывал следующие виды минного оружия:

  • противотанковая мина ТМ-39;
  • противотанковые мины ПМЗ-40 и ТМД-40;
  • противотанковая мина АКС;
  • противопехотные мины ПМК-40, ППМ-6 и мина ПОЗМ – боеприпас осколочного действия.

Все минное оружие, находящееся на оснащении РККА, комплектовалось взрывателями различного действия. Это могли быть детонаторы замедленного действия, капсюли-детонаторы, взрыватели натяжного или нажимного действия. Особых успехов советские военные инженеры добились в конструировании дистанционных взрывателей и электродетонаторов. Огромная заслуга в создании советского минного оружия, с которым пришлось вплотную столкнуться подразделениям вермахта, принадлежит генералу Д.М. Карбышеву.

Советский Союз активно использовал минное оружие в ходе Великой Отечественной войны. Наиболее массово советские противотанковые мины использовались в 1942-43 гг., в период наиболее активных боевых действий на советско-германском фронте. Курская битва стала апофеозом минного оружия. Наибольшие потери немецкие танковые соединения понесли именно в результате подрывов на противотанковых фугасах. В последующие месяцы, ввиду начавшегося полномасштабного наступления советских войск по всей линии фронта, интенсивность применения противотанковых и противопехотных мин снизилась.

Всего за годы войны советские военные инженеры и саперы установили более 70 млн. мин различного назначения.

В период 1941-42 годов средняя плотность минных полей составляла 200-600 мин на километр фронта. В 1943 году это значение достигло максимальной цифры – 800 мин на километровый участок фронта.

Огромное количество мин после окончания Второй Мировой войны оставалось на армейских складах. Некоторое количество противотанковых мин было использовано при оборудовании государственной границы в Средней Азии, в Закавказье и на Дальнем Востоке. На смену устаревшим образцам минного оружия, доставшегося в наследство со временем Великой Отечественной войны, в 1957 году пришла противотанковая мина ТМ 57. Это оружие имело вес основного заряда 6,5 кг и могло устанавливаться в грунт, в снежный покров или под воду. Мина стала первым инженерно-техническим средством, которое можно было устанавливать вручную или механизированным способом. Боевая работа минного оружия новой конструкции не имела ограничений по времени.

Следом за миной ТМ-57 на вооружение Советской Арии поступило в 1962 году новое оружие. Это был более совершенный пассивный боеприпас, имеющий практичную и универсальную конструкцию. Устройство приводилось в действие посредством взрывателя нажимного действия. Установка мины могла осуществляться вручную или механизированным способом. Основной заряд представлял собой 7,5-8 кг. тротила, ТГА или МС. Противотанковая противогусеничная мина ТМ 62М – это инженерно-техническое устройство продолжает оставаться на вооружении и в наши дни, являясь едва ли не единственным пассивным средством организации противотанковой обороны.

Дизайн [ править ]

Более современные противотанковые мины обычно более продвинуты, чем простые контейнеры, наполненные взрывчаткой, взорванной дистанционно или под давлением транспортных средств. Наибольшие успехи были достигнуты в следующих областях:

  • Мощность взрывчатых веществ (таких как гексоген ).
  • Фигурные заряды для увеличения бронебойного эффекта.
  • Продвинутые системы распыления.
  • Более продвинутые или специфические детонационные триггеры.

Большинство современных корпусов мин или гильз сделаны из пластика, чтобы их не было легко обнаружить. В них используются комбинации детонаторов, активируемых давлением или магнитным полем, чтобы гарантировать, что они срабатывают только от транспортных средств.

Противотанковое оружие вермахта

Как и в СССР, Германия вступила в войну, имея ограниченное количество минного оружия. Акцент в новом вооруженном конфликте делался на атакующие действия, поэтому инженерно-технические и специальные средства вооружения оставались на заднем плане. В дальнейшем, когда вермахт столкнулся с ожесточенным сопротивлением Красной Армии, когда советские войска стали предпринимать контратакующие действия, немцам пришлось прибегнуть к минному оружию.

История развития мин в Германии идентична процессам, происходящим в Советском Союзе. Еще в 1929 году была создана немецкая противотанковая мина Tellermine 29. В дальнейшем, с приходом к власти Гитлера, немецкие военные инженеры приступили к работам по созданию противопехотных и противотанковых мин. В отличие от советского оружия, где основная противотанковая мина ТМ имела мощный фугасный заряд и взрыватель нажимного действия, немецкие взрывные устройства несли меньший основной заряд. Однако количество взрывателей было увеличено до трех, что повышало вероятность срабатывания боеприпаса.

К началу военных действий арсенал минного оружия вермахта не отличался большим разнообразием. Только в 1943 году, после начала коренного перелома в военных действиях на Восточном фронте, немецкая армия стала получать в огромных количествах противотанковые и противопехотные мины. Немецкие минные поля устанавливались на наиболее вероятных участках прорыва советских бронетанковых частей. Однако появление на оснащении Советской Армии механизированных средств разминирования позволяло успешно преодолевать это препятствие.

Внедорожные мины [ править ]

Польская мина MPB .

Внедорожные мины разработаны таким образом, чтобы они были эффективны при подрыве рядом с транспортным средством, а не под ним. Они полезны в тех случаях, когда земля или поверхность не подходят для закапывания или укрытия мин. Обычно они используют кумулятивный заряд Мишнея-Шардина, чтобы выстрелить пробивной пулей через броню цели. Этот принцип самозарядного снаряда использовался в некоторых французских и советских внедорожных минах и заслужил дурную славу как метод самодельных взрывных устройств (СВУ) в Израиле и особенно в Ираке.

Как использовать американскую противотанковую мину М-24

Из-за критического противостояния, необходимого для проникновения и развития технологий нейтрализации противостояния, мины с кумулятивным зарядом вне маршрута, использующие эффект Манро, встречаются реже, хотя британская / французская / немецкая мина ARGES с тандемной боеголовкой является примером одной из тем успешнее.

Термин «внедорожная мина» относится к специально разработанным и изготовленным противотанковым минам. Снаряды взрывного действия (EFP) — это один из типов СВУ, который использовался в Ираке, но большинство самодельных СВУ не используются таким образом.

В итоге

Мины, как пассивное средство вооружений, продолжают оставаться в арсенале всех современных армий. Благодаря этому оружию более слабой стороне конфликта удается сдержать наступательный порыв сильнейшего противника. Это прекрасно проявилось во время арабо-израильских войн, во время войны в Персидском Заливе. Огромные минные поля существенно ограничивали действие коалиционных войск в Кувейте и в Южном Ираке. В отличие от других средств вооружений, мины продолжают оставаться опасными и спустя длительное время. До сих пор на участках наиболее ожесточенных боев во время вооруженных конфликтов продолжают находить поставленные на боевой взвод противотанковые и противопехотные мины.

Контрмеры [ править ]

Основная статья: Разминирование

Самая эффективная мера противодействия минным полям — разминирование с использованием взрывных или механических методов. Взрывные методы, такие как Giant Viper и SADFPlofadder 160 AT, включает закладку взрывчатки через минное поле, либо путем метания зарядов через поле с помощью ракет, либо путем сбрасывания их с самолета, а затем взрыва взрывчатого вещества, расчищающего путь. Механические методы включают вспашку и детонацию под давлением. При вспашке специально разработанный плуг, прикрепленный к передней части тяжелобронированного танка, используется для отталкивания земли и любых заложенных в ней мин, расчищая путь шириной с толкающий танк. При подрыве под давлением тяжелобронированный танк толкает вперед тяжелый металлический ролик сферической или цилиндрической формы, в результате чего мины взрываются.

Кадровый перевозчик Casspir

Есть также несколько способов сделать автомобили устойчивыми к последствиям подрыва мин, чтобы снизить вероятность травм экипажа. В случае действия взрыва мины это может быть достигнуто путем поглощения энергии взрыва, отклонения ее от корпуса транспортного средства или увеличения расстояния между экипажем и точками, где колеса касаются земли — где вероятнее всего сконцентрируются любые взрывы.

Простой и очень эффективный способ защиты пассажиров колесного транспортного средства — заполнить шины водой. [3] Это будет иметь эффект поглощения и отклонения энергии взрыва мины. Стальные пластины между кабиной и колесами могут поглощать энергию, и их эффективность повышается, если их можно наклонить, чтобы отклонить ее от кабины. Увеличение расстояния между колесами и пассажирским салоном, как это сделано на южноафриканском CasspirБронетранспортер, является эффективной техникой, хотя с таким транспортным средством существуют проблемы с мобильностью и легкостью вождения. В противоминно-устойчивом транспортном средстве может использоваться пассажирская кабина клиновидной формы с тонким краем клина вниз, чтобы отводить энергию взрыва от пассажиров. Самодельные меры, такие как мешки с песком в полу автомобиля или пуленепробиваемые жилеты, размещенные на полу, могут обеспечить небольшую защиту от крошечных мин.

Стальные пластины на полу и по бокам, а также бронированные стекла защитят пассажиров от осколков. Установка сидений сбоку или на крыше транспортного средства, а не на полу, поможет защитить пассажиров от ударов, передаваемых через конструкцию транспортного средства, а четырехточечный ремень безопасности минимизирует вероятность получения травмы, если транспортное средство брошено на бок. или его крыша — мина может сбросить транспортное средство на расстояние 5-10 м от точки взрыва.

Полиция и военные могут использовать робота для удаления мин с территории. [4]

Ссылки [ править ]

  1. «Происхождение военных мин: Часть II» . Бюллетень инженера. Ноября 1998 . Проверено 31 декабря 2008 . Цитировать журнал требует |journal=( помощь )
  2. Барретт Хазельтин; Кристофер Булл (2003). Полевое руководство по соответствующей технологии . Академическая пресса. п. 853. ISBN. 978-0-12-335185-2.
  3. «Исследование механического применения в разминировании» (PDF) . Женевский международный центр по гуманитарному разминированию. 2004. Архивировано из оригинального ( PDF ) 28 сентября 2007 года . Проверено 23 июля 2007 . Цитировать журнал требует |journal=( помощь )
  4. https://www.army-technology.com/projects/uran-6-mine-clearing-robot/
  5. Дэвид М. Гланц (1986). «Советская оборонительная тактика под Курском, июль 1943 года». Колледж командования и генерального штаба армии США: 19. OCLC 320412485 . Цитировать журнал требует |journal=( помощь )
  6. «РУССКАЯ АНТИТАНКОВАЯ ТАКТИКА, январь 1943 г.» . Одинокий часовой. 2007-05-10 . Проверено 23 октября 2015 .
  7. Питер Дарман (2012). Вторжение союзников в Европу . Издательская группа «Розен». С. 8–9 . ISBN 978-1-4488-9234-1.

  8. О потерях танков союзников в ВЭД и немецких противотанковых орудиях

  9. Противотанковая мина убила 7 камбоджийских саперов.

См. Также [ править ]

  • Консультативная группа по горнодобывающей промышленности
  • Швейцарский фонд противоминной деятельности (FSD)
  • Список наземных мин (содержит подробную информацию о различных типах)
  • Взрывостойкая мина
  • Устройство защиты от манипуляций

Примеры противотанковых мин

  • Тип 72 , Китай (современный)
  • Теллермайн , немецкий ( эпоха Второй мировой войны )
  • Topfmine German ( эпоха Второй мировой войны )
  • Рудник ТМ-83 , Россия (современный) внедорожный рудник с использованием эффекта Мишнея-Шардена
  • Шахта ARGES , внетрассовая шахта Австрия
  • Шахта FFV 028 , Швеция
  • Банкомат 2000E , Австрия
  • Шахта VS-HCT , Италия

Системы разгонки шахт

  • Шахтная система GEMSS
  • Минная система GATOR
  • Система шахт вулкана
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]