Романтика и будни общества эпохи рыцарства в Средневековье

Средние века — это примерно десять столетий от хаоса падения Рима в V веке до расцвета феодального строя и христианской церкви к XV веку. Рыцарство в Средневековье было в полной мере вовлечено в процесс перемен и явилось одной из движущих сил прогресса. Средневековый рыцарь, в совершенстве владеющий боевыми навыками и следующий правилам кодекса чести, нередко становился героем народных легенд, примером храбрости, честности, щедрости и верности долгу.

Немного истории

Рассказы, дошедшие до современников из тех «тёмных времён», конечно, сильно упрощены, зачастую приукрашены и мало имеют общего с реальной жизнью. Рыцари, элита феодальной знати, наиболее романтизированы, легенды о них весьма популярны, но, к сожалению, вымысла в них больше, чем правды.

Феодальная раздробленность

Начало Средних веков отличалось особой жестокостью, постоянными войнами и ужасающей нищетой населения. Это был мир, где каждый феодал вынужден был с оружием в руках защищать свой замок и прилегающие к нему земли от набегов, а заодно и нападать порой на соседа с целью улучшить собственное благосостояние.

Постигая военное искусство с юных лет, землевладельцы становились боевыми профессионалами, каких принято называть рыцарями. Право сильного ставилось во главу угла, грубая сила и решительное её применение были лучшими качествами воина, о рыцарской чести и морали в первое время речи не было.

Развитие феодализма и создание армий

С развитием земледелия и ремёсел некоторые феодалы богатели, усиливали влияние в своём регионе и объединяли вокруг себя более скромные землевладения. Возникли первые государства — монархии. Владельцы присоединённых земель приносили присягу королю и обязались служить в его армии, приводя в неё вслед за собой собственные отряды лучников и пеших воинов из числа своих слуг.

Постепенно в Европе усиливалось влияние церкви, и христианская мораль играла всё более важную роль внутри европейского общества, снижая планку насилия.

Крестовые походы и рыцарские ордены

В XI веке европейцы, стремясь доказать превосходство своей религии, начали эру Крестовых походов против «неверных» нехристианских стран. Эти времена можно считать наивысшей точкой развития рыцарского служения. Под покровительством католической церкви повсеместно создавались рыцарские ордены — организации, которые имели много общего с монашескими орденами и в плане устройства, и в плане послушания. Наиболее крупными и известными были орден Тамплиеров, Тевтонский орден, Ливонский орден, Орден Алькантара и другие.

Члены орденов приносили обеты верности церкви, воздержания и бедности. Они принимали участие в Крестовых походах против язычников северных стран, а также против мусульман на Ближнем Востоке и на юге Европы, защищали странствующих в Святую землю паломников.

Изменения в конце эпохи

Многие рыцарские ордены накопили немалые богатства за счёт награбленных трофеев, а также благодаря торговле, порой ростовщичеству, и всегда жестокой эксплуатации зависимых крестьян своих землевладений. Поэтому рыцари на исходе Средних веков имели серьёзное политическое влияние в собственных государствах.

Но с ростом благосостояния и усиления власти военная составляющая жизни и служения рыцарства постепенно утрачивала значимость. Богатые феодалы платили королю откупные за право не являться на службу лично. Деньги шли на создание армии из наёмников, так стал формироваться новый класс профессиональных военных.

Рыцарскую отвагу и доблесть, искусство владения копьём и мечом рыцари позднего Средневековья стали демонстрировать на турнирах — соревнованиях всадников, которые были весьма популярны и собирали большое количество зрителей.

Посвящение в рыцари

К посвящению в рыцари сыновей знатных родов готовили с детства. С юного возраста 8 лет их оставляли при дворе феодала служить в роли пажа. В процессе обучения мальчик понемногу осваивал навыки рукопашного боя, верховой езды, владения мечом и копьём.

Помимо этого, молодой паж учился читать и писать на родном языке и на латыни, а также петь и танцевать. Будущий рыцарь тщательно изучал этикет, дабы правильно вести себя при дворе в присутствии высокопоставленных особ.

Преуспевший в обучении подросток мог стать оруженосцем рыцаря. В его обязанности входило прислуживать господину, сопровождая его повсюду, заниматься уходом за лошадьми, чистить доспехи и вооружение.

Освоивший эту науку юноша к 20 годам был готов к обряду посвящения в рыцари. Предшествующую важному событию ночь он проводил в посте и молитвах, очищая свою душу, в то время как священник местной церкви освящал меч и оставлял его до утра на алтаре. На рассвете вступающему на путь служения полагалось исповедаться, после чего проводилась церемония.

Будущий рыцарь преклонял колени перед своим господином, и тот, поочерёдно прикоснувшись освящённым мечом к каждому плечу молодого мужчины, провозглашал его благородным рыцарем. После этого посвящённый обычно приносил обет служения.

Три типа служения

У средневековых рыцарей были приняты обеты трёх типов: они приносили клятву служить либо Богу, либо простому народу, либо прекрасной даме. Разделение, разумеется, условно, но тем не менее означало следующее:

  1. Служение народу — обязательство защищать свои земли от врагов, а также помогать бедным. Пример — Сэр Гевэйн из легенд о короле Артуре.
  2. Служение Господу означало преданность Богу и церкви, стремление всегда выступать на стороне добра и светлых сил. Образец — сэр Персиваль.
  3. Служение даме — поклонение одной избранной женщине, и в целом галантное и трепетное отношение ко всем остальным. Яркий представитель — Сэр Ланселот.

Преклонение перед прекрасной дамой берёт начало от культа обожествления Девы Марии как пути к спасению для человека. Интересно, что трепетное отношение к Святой деве резко контрастировало в Средние века с отношением к женщинам в жизни, которое ставило их в строго подчинённое положение и считало существами третьего сорта. Если девушки знатного рода ещё как-то ценились, то среди низших сословий зачастую и вовсе считались источником зла и греха.

Феодальные отношения

Мир в средневековом понимании был вечен и неизменен, а в нем таким же вечным и неизменным представлялось господство владетельных сеньоров и рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное – безобразно и аморально. Таково распространенное суждение того времени, и, надо сказать, отчасти оно было справедливо, так как в данном сословии некое подобие культуры имело возможность сохраняться и развиваться. Простой же крестьянин не знал ничего, кроме нескончаемой борьбы за существование.

Сеньор имел достаточно широкие права на своих крестьян и значительно меньшие – на своих вассалов, однако и он сам должен был выполнять целый ряд определенных обязанностей. Во-первых, для сохранения своего образа жизни ему просто необходимо было всесторонне защищать как своих крестьян, так и своих вассалов. Это касается и военной защиты от внешних или внутренних врагов путем организации обороны замка, города или феода, и юридической защиты от посягательств другого сеньора, церкви или даже короля. Кроме того, за службу сеньор был обязан предоставить вассалу феод (лен), т.е. поместье, а крестьянину – надел земли, а вот отобрать их при условии добросовестного выполнения вассалами и крестьянами своей службы он не мог. Также сеньор должен был помогать своим вассалам выкупиться из плена и дать рыцарское воспитание их сыновьям. В континентальной Европе сеньор не мог требовать службы от вассалов своего вассала – это отчасти практиковалось лишь в Англии. С другой стороны, необходимо учитывать, что в таком обществе почти все феодалы (за исключением короля и мельчайших рыцарей) одновременно были чьими-нибудь сеньорами и чьими-нибудь вассалами. Поэтому почти каждый сеньор одновременно выполнял и обязанности вассала по отношению к более высокопоставленному сеньору.

Вооружение и доспехи

Рыцари отправлялись в поход в сопровождении своих слуг — пеших солдат, обоза и лучников. Разумеется, рыцарь был среди них наиболее эффективной и наилучшим образом защищённой боевой единицей. Латные доспехи, оружие и щит, а также боевой конь стоили весьма недёшево, поэтому рыцарем мог быть только человек богатый, имевший обычно собственное поместье, приносившее хороший доход.

Снаряжение рыцаря — это очень сложная и хорошо продуманная система из брони и вооружения. В процессе развития ремёсел и совершенствования мастерства кузнецов и оружейников доспехи для воинов превращались в подлинные произведения искусства, состоящие из огромного количества деталей.

Облачение в броню можно описать следующим образом: на обычную одежду сверху надевалась специальная куртка из нескольких слоёв плотной ткани, так называемый гамбезон. Следующим слоем была металлическая кольчуга, призванная закрыть щели между кованными пластинами брони. Затем латами закрывали ноги и руки, и, наконец, на грудь и спину пристраивали кирасу, а голову защищали шлемом.

Кроме того, рыцари в бою использовали щиты. Металлические или деревянные, окованные железом, они нередко были украшены родовым гербом владельца. Основным оружием средневекового рыцаря был кованый меч. Его носили прикреплённым к поясу с левой стороны, а с правой обычно располагался кинжал. Кроме этих видов оружия, в те времена использовались также копья, палицы, боевые топоры и даже молоты.

Классификация

В средневековье рыцарское братство было представлено двумя классами:

  • Религиозное рыцарство. Состояло из воинов, принявших религиозный обет. К примеру, рыцари ордена тамплиеров воевали против арабов и представителей других религиозных групп.
  • Светское рыцарство. Данное сословие состояло из воинов, состоявших на службе у высокой знати или самого короля.

Чтобы стать рыцарем, нужно было быть не только физически сильным и отважным, но и весьма богатым человеком. Так, крепкий боевой конь и полное рыцарское обмундирование (шлем, панцирь, копье, щит и меч) стоило как стадо коров одной деревни.

Кодекс рыцарства

Средневековая литература превозносила идеи и атмосферу древнеримской империи. В XIII веке во Франции перевели, например, трактат Вегеция о военном искусстве «Де Ре Милитари», и авторы того времени позже не раз цитировали её как образец.

Отчасти из этих идей, отчасти под влиянием христианских заповедей сложился неписаный Кодекс чести — своего рода библия рыцаря. Соблюдение правил каждый из них считал святым своим долгом, а нарушение — несмываемым позором. Требования кодекса были весьма благородны: служить Богу и королю, защищать обездоленных, проявлять милосердие к поверженному противнику. При этом, правда, собственные крестьяне за обездоленных не считались, и с ними феодалы обходились порой грубо и жестоко.

Основными добродетелями, которыми рекомендовалось обладать рыцарям средневековья были следующие:

  • верная служба при дворе;
  • помощь вдовам и сиротам;
  • бескорыстие;
  • уважение чести и достоинства соратников;
  • непременное принятие вызова от равного;
  • полное выполнение взятого обязательства;
  • честность.

В завершение сообщения о рыцарстве Средних веков следует упомянуть, что Мигель де Сервантес, испанский писатель, в романе о Дон Кихоте в XVI веке сатирически описал идеи рыцарского благородства. Главный герой произведения слишком буквально понимает принципы романтического служения и постоянно оказывается в неловких и смешных ситуациях. Наиболее известная из них — битва с ветряными мельницами — стала, пожалуй, символом идеалистического мировоззрения и окончания эпохи «рыцаря на белом коне», которого, что там скрывать, втайне до сих пор ждут многие прекрасные дамы.

Тест по теме

  1. /5
    Вопрос 1 из 5

    Где зародилось рыцарство?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Катя Павильченко

    5/5

  • Жека Корташов

    5/5

  • Ангелина Обломей

    3/5

  • Павел Паршин

    5/5

  • Андрей Яковлев

    5/5

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]