Закат эпохи чудовищ Первые дредноуты на первой войне

Война – это самое ужасное время в истории человечества, но во время неё, как это не парадоксально, бывает технический прогресс, помогающий поддерживать жизнь в мирное время. Сегодня мы поговорим о разных типах линкоров, участвовавших в Первой мировой войне.

В Великой войне участвовали многие государства. Она повлекла за собой большое количество жертв во всём мире. Человеческая изобретательность не знала границ в деле создания боевой техники. Военные корабли стали частью этих изобретений. Сражения на море были неотъемлемым важным аспектом Первой мировой войны. Они приводили страны к быстрым победам.

В Великой войне участвовало много великих линкоров. Большое количество их было потеряно во время сражений, а другие были модернизированы и улучшены. Они являлись кораблями разных стран, Японии, Германии, Великобритании, но не все из них будут участвовать в нашем списке.

Аммиральо-ди Сан-Бон

Этот корабль был построен в Италии в 1890-е годы. Ему удалось привести итальянский флот к нескольким важным победам в итало-турецкой войне. Его объём был 10700 тонн, длина 367 футов, балка 69 футов, а осадка 25 футов. На нём могло поместиться 500 морских офицеров.

Скорость его достигала 18 узлов. Этот линкор хорошо зарекомендовал себя во время морских сражений. В нём было достаточно места для размещения арсенала. На носу и корме линкора располагалось большое количество комплектов орудий. В его конструкции было достаточно места для размещения торпедных аппаратов, которые уничтожали вражеские корабли ниже ватерлинии.

Лёгкие крейсера

Лёгкие крейсера типа «Кольберг» — 4 шт.

Анализ состояния флотов после появления «Дредноута», выявил ещё одно слабое место: англичане ещё на скаутах серии «Форвард» начали применять лёгкий броневой пояс. А опыт РЯВ (да что там – ещё Ялу!) показал, насколько значим броневой пояс. Также был проведён опытный расстрел исключаемых старых кораблей 10,5 см орудиями крейсера «Бремен» и 15 см орудиями с крейсера «Виктория Луиза». Результат был однозначен – никакая скорострельность не помогала пяти 10,5 см орудиям пересилить мощь 15 см снарядов даже при меньшем числе стволов. А опыт РЯВ подсказывал, что 6″ орудия вполне годятся для стрельбы и по миноносцам. В связи с этим было принято решение о переходе лёгких крейсеров на 150 см калибр. Тут возникала проблема веса, но она была актуальна только для орудий стоящих по бортам, т.к. в оконечностях можно было просто заменить пару 10,5 см на одиночное 15-сантиметровое. Что, кстати, и решено было проделать и с ранее построенными крейсерами, начиная с находящихся в достройке, приведя их вооружение к виду 2*15 см + 6*10,5 см.

Но новые корабли нуждались в однородном 15 см калибре.

Все эти соображения привели к появлению принципиально нового корабля. От таранообразного форштевня отказались, ют был срезан для экономии веса и уменьшения поражаемой площади.

Вооружение же составили 5*15 см орудий, причём расположенных по схеме «Дредноута». С незадействованным одним орудием пришлось смириться, ради огня на острых курсовых углах, необходимых для крейсера. На всякий случай всё же решили оставить 4*8,8 см орудий для стрельбы по малоразмерным целям (впоследствии заменённых на зенитки). Столь скромное количество стволов объяснялось экономией и разумной достаточностью – но, кроме того, именно малое число 15 см орудий обеспечило минимизацию реакции английского флота.

Водоизмещение: 4400 т.

Мощность КМУ: 19 000 – 20 200т, скорость 25,5-26,5 уз.

Вооружение: 5*15 см, 4*8,8 см, 2 ТА 500мм

Бронирование: пояс 60 мм, палуба до 40 мм, рубка 100 мм.

Лёгкие крейсера типа «Магдебург» — 4 шт.

Почти полное повторение предыдущего типа, с увеличенной до 27-27,5 узлов скоростью и незначительными улучшениями бронирования (площадь брони в носовой части, башенноподобные щиты орудий вместо традиционных ценой уменьшения их толщины).

Лёгкие крейсера типа «Карлсруэ» — 2 шт.

Почти полное повторение предыдущего типа, с увеличенной до 28 узлов скоростью.

Лёгкие крейсера типа «Грауденц» — 2 шт.

Предыдущая серия оказалась сокращённой, ввиду решения сделать следующий шаг в вооружении. Было добавлено шестое 15 см орудие на корме, одиночные подводные торпедные аппараты заменены строенными поворотными на палубе, прикрытыми лёгкими противоосколочными кожухами. Правда, скорость из-за утяжеления вооружения снизилась до 27,5 ул.

Лёгкие крейсера типа «Висбаден» — 4 шт.

Развитие предыдущего типа с увеличением скорости до 28 уз. Водоизмещение достигло величины 5000т.

Лёгкие крейсера типа «Нюрнберг»

В связи с английским ответом – крейсерами типа С с однородными 152 мм орудиями – было решено продолжить курс на качественное превосходство. Теперь вооружение было усилено до 7*15 см орудий (на борт – 6, в любую точку горизонта не менее 3, за счёт линейно-возвышенного расположения орудий в оконечностях). Была также увеличена площадь бронирования, водоизмещение составило 5 600т. Вступали в строй уже в ходе войны, по военной программе было заложено 10 крейсеров.

НМS Барэм

Барэм построили в Великобритании 1910-е годы. Этот линкор имел славную легендарную историю. Его создавали, чтобы лишить немцев превосходства на море и увеличить победы британцев в морских сражениях. Данный корабль – известный ветеран Первой мировой войны. Судно относится к классу Queen Elizabeth. В общей сложности имелось шесть таких аналогов. Имевший более чем 24 котла, линкор был одним из самых стремительных и маневренных кораблей времён Первой мировой войны.

Его скорость достигала 24 узлов. На Барэме было размещено несколько орудий и специальная двухорудийная башня. Линкор представлял огромную угрозу для противника. На его борту могла разместиться команда из 1000 человек. Когда на нём разместили торпеды, корабль доказал свою значимость в знаменитом Ютландском сражении.

Бенедетто Брин

Этот линкор был построен итальянцами в 1899 – 1905 годах.

Срок его эксплуатации был недолог. Бенедетто Брин одним из первых вступил в Первую мировую войну.

Он относился к классу военных кораблей «Реджина Маргерита».

Он был создан для военных конфликтов на открытой воде.

Его преимуществом была скорость, а не защита.

Линкор был хорошо оснащён вооружением, это компенсировало недостаток защиты. Бенедетто Брин являлся грозным противником на морских просторах.

Корабль был потерян во время взрыва, произошедшего на его борту во время его дислокации в Триполи.

Существует версия, что это было следствием саботажа и диверсии.

Кайо Дуилио

Это ещё один итальянский линкор типа «Андреа Дориа». Он был построен в 1912 году. Кайо Дуилио удалось пережить не только две мировые войны, но и Холодную. Благодаря возможностям класса дредноут, он смог бы выстоять во многих конфликтах. На нём было размещено пять башен и 1500 человек команды на борту. Линкор осуществлял патрулирование. Противник боялся близко подходить к нему, поэтому корабль не участвовал в боевых действиях. Но роль его для итальянцев велика, так как линкор служил отличной защитой итальянскому флоту.

Морская тревога

Альфред фон Тирпиц

Второй после своего тезки Шлиффена военный ум кайзеровской Германии. Если того больше интересовала Франция, то Тирпиц бросил вызов морскому владычеству Британии.

Корабли немецкой школы отличались от британских. «Владычица морей» строила свои линкоры для обобщенного боя на любом доступном театре (что сразу задавало требования к автономности и дальности хода). По ту сторону пролива Альфред фон Тирпиц создавал «контрбританский» флот с поправкой на необходимость преимущественного действия у своих берегов — в плохих условиях видимости, характерных для Северного моря.

В результате германский флот регулярно получал корабли с небольшой дальностью, формально более слабой артиллерией (по поколениям: 280 миллиметров против 305; 305 миллиметров против 343), но зато гораздо лучше защищенные. Преимущество более тяжелых орудий британцев на коротких дистанциях частично скрадывалось настильной траекторией и скоростью более легких немецких снарядов.

Германия отвечает Фишеру серией из четырех линкоров типа «Нассау» (21 тысяча тонн, 20 узлов, 12×280 в шести башнях, главный пояс 270-290 миллиметров), введенных в строй в 1909-1910 годах. В 1911-1912-х Кайзерлихмарине получил серию из четырех «Гельголандов» (24,7 тысячи тонн, 20,5 узла, 12×280 в шести башнях, главный пояс 300 миллиметров).

В тот же период (1909-1912 годы) немцы строят и три линейных крейсера: несерийный «Фон дер Танн» (21 тысяча тонн, 27 узлов, 8×280 в четырех башнях, главный пояс 250 миллиметров) и однотипные «Мольтке» с «Гебеном» (25,4 тысячи тонн, 28 узлов, 10×280 в пяти башнях, главный пояс 280 миллиметров).

По характеристикам немецких соперников «Инвинсибла» виден подход школы. У «гроссеркрейцеров» тактическая ниша была другой — их сразу создавали с расчетом на участие в линейном бою, отсюда большая защищенность и повышенное внимание к живучести. Опять же злоключения изуродованного в Ютланде «Зейдлица», в полузатопленном состоянии доковылявшего-таки до базы, говорят сами за себя: по сути они были не столько крейсерами, сколько предтечами нового класса быстроходных линкоров.

Изображение «Нассау», первого из кайзеровских дредноутов

Фото:

Британия в стороне не осталась. Получив сведения о германской программе 1908 года, британская пресса устроила истерику с тиражированием лозунга «We want eight and we won’t wait» («Хотим восемь [кораблей], не будем ждать»). В рамках этой «морской тревоги» закладывалась часть кораблей с 305-миллиметровыми орудиями из перечня, приведенного выше.

Однако проектировщики смотрели вперед. Чрезвычайная кораблестроительная программа 1909 года предусматривала разработку «сверхдредноутов» — линкоров с 343-миллиметровым главным калибром. Именно это «железо» и стало основой британского линейного флота в Первую мировую: четыре «Ориона» и четыре «Кинг Джорджа V» (26 тысяч тонн, 21 узел, 10×343 в пяти башнях, главный пояс 305 миллиметров) и четыре «Айрон Дьюка» (30 тысяч тонн, 21 узел, 10×343, главный пояс 305 миллиметров) — все они были введены в строй с 1912 по 1914 год.

Второе поколение линейных крейсеров, введенное между 1912 и 1914 годами, было представлено двумя кораблями типа «Лайон», одним типа «Куин Мэри» (31 тысяча тонн, 28 узлов, 8×343 в четырех башнях, главный пояс 229 миллиметров) и одним типа «Тайгер» (34 тысячи тонн, 28 узлов, 8×343 в четырех башнях, главный пояс 229 миллиметров). Серия получила неофициальную кличку Splendid Cats («Великолепные кошки»), что с учетом тех времен и нравов отдавало некоторой похабщиной, ведь два крейсера именовались «Принцесс Ройял» и «Куин Мэри».

Линейный крейсер «Тайгер» (Великобритания)

Фото:

Немцы ответили на это переходом на калибр 305 миллиметров. В 1912-1913 годах появились пять дредноутов типа «Кайзер» (27 тысяч тонн, 21 узел, 10×305 в пяти башнях, главный пояс 350 миллиметров), в 1914 году — четыре типа «Кениг» (29 тысяч тонн, 21 узел, 10×305 в пяти башнях, главный пояс 350 миллиметров). В 1913 году достроили переходный линейный крейсер «Зейдлиц» с 280-миллиметровками, а дальше началась серия из трех новых кораблей типа «Дерфлингер» (31 тысяча тонн, 26 узлов, 8×305 в четырех башнях, главный пояс 300 миллиметров).

Ф. Ж. Буве

Этот линкор относился к французскому флоту. Его построили в 1912 году. Он стал звездой французского флота, сыгравший решающую роль в Первой мировой войне. Но судьба его печальна. Во время сражения корабль затонул около Дарданелл в марте 1915 года. Ф. Ж. Буве был одним из главных пограничных линкоров во время Первой мировой войны. Французы очень гордились им. Затем он был понижен до дредноута. И все же он был довольно грозен с прочной надстройкой моста и сдвоенными мачтами. На нём находились низкопрофильные и одиночные орудийные мачты на носу и корме. Линкор участвовал в войне против турок, но его потопили минами.

ВМС ведущих держав в начале Первой мировой войны

Перед началом Первой мировой войны великие державы большое внимание уделяли своим Военно-морским силам, шла реализация масштабных морских программ. Поэтому, когда началась война, ведущие страны обладали многочисленными и мощными флотами. Особенно упорное соперничество в наращивании военно-морской мощи шло между Великобританией и Германией. Британцы в тот период обладали самыми мощными ВМС и торговым флотом, что позволяло контролировать стратегические коммуникации в Мировом океане, связывать воедино многочисленные колонии и доминионы. В 1897 году германские ВМС значительно уступали британскому флоту. У британцев было 57 броненосцев I, II, III, классов, у немцев 14 (соотношение 4:1), у британцев 15 броненосцев береговой обороны, у немцев 8, у британцев 18 броненосных крейсеров, у немцев 4 (соотношение 4,5:1), у британцев 125 крейсеров 1-3 классов, у немцев 32 (4:1), уступали немцы и по другим боевым единицам.

Гонка вооружений

Британцы хотели не только сохранить преимущество, но и нарастить его. В 1889 году парламент принял закон, по которому на развитие флота выделялось больше средств. В основе военно-морской политики Лондона лежал принцип, по которому ВМС Британии должен был превосходить два флота наиболее сильных морских держав.

Берлин первоначально не уделял большого внимания развитию флота и захвату колоний, канцлер Бисмарк не видел в этом большого смысла, считая, что основные усилия надо направлять на европейскую политику, развитие армии. Но при императоре Вильгельме II приоритеты были пересмотрены, Германия начинает борьбу за колонии и строительство мощного флота. В марте 1898 года рейхстаг принимает «Закон о флоте», который предусматривал резкое увеличение ВМС. В течение 6 лет (1898-1903 годов) планировали построить 11 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 17 бронепалубных крейсеров и 63 миноносца. Кораблестроительные программы Германии в дальнейшем постоянно корректировались в сторону увеличения – 1900, 1906, 1908, 1912 годах. По закону 1912 года численность флота планировали довести до 41 линкора, 20 броненосных крейсеров, 40 лёгких крейсеров, 144 миноносцев, 72 подводных лодок. Особенно большое внимание уделяли линейным кораблям: в период с 1908 по 1912 годы в Германии ежегодно закладывали по 4 линкора (в предыдущие годы по два).

В Лондоне считали, что военно-морские усилия Германии создают большую угрозу стратегическим интересам Британии. Англия усилила гонку морских вооружений. Была поставлена задача иметь на 60% больше линкоров, чем у немцев. С 1905 года британцы начали строить линейные корабли нового типа – «дредноуты» (по названию первого корабля этого класса). Они отличались от эскадренных броненосцев тем, что имели более сильное вооружение, были лучше бронированы, с более мощной силовой установкой, большим водоизмещением и т. д.


Линкор «Дредноут».

Германия ответила строительством своих дредноутов. Уже в 1908 году у британцев было 8 дредноутов, а у немцев 7 (часть была в процессе достройки). Соотношение по «додредноутам» (эскадренным броненосцам) было в пользу Британии: 51 против 24 немецких. В 1909 году Лондон принял решение на каждый немецкий дредноут строить два своих.

Своё военно-морское могущество британцы пытались сохранить и дипломатическим путём. На Гаагской мирной конференции 1907 года они предложили ограничить масштабы строительства новых военных кораблей. Но немцы, посчитав, что этот шаг будут выгоден только Британии, отвергли это предложение. Гонка морских вооружений между Англией и Германией продолжалась до Первой мировой войны. К её началу Германия прочно заняла позиции второй военной морской державы, обогнав Россию и Францию.

Другие великие державы – Франция, Россия, Италия, Австро-Венгрия и т. д., также старались наращивать свои военно-морские вооружения, но в силу ряда причин, в том числе и финансовых проблем, не смогли достичь таких впечатляющих успехов.


«Королева Елизавета» — головной корабль супердредноутов серии Queen Elizabeth.

Значение флотов

Флоты были должны выполнять ряд важных задач. Во-первых, защищать побережье стран, их порты, важные города (к примеру, основное предназначение русского Балтийского флота — защита Петербурга). Во-вторых, борьба с вражескими Военно-морскими силами, поддержка своих сухопутных сил с моря. В-третьих, охрана морских коммуникаций, стратегически важных пунктов, особенно это касалось Британии и Франции, они владели огромными колониальными империями. В-чётвертых, обеспечивать статус страны, мощный военно-морской флот показывал положение державы в мировой неформальной табели о рангах.

Основой тогдашней морской стратегии и тактики был линейный бой. В теории два флота должны были выстроиться в линию и в артиллерийской дуэли выяснить, кто победитель. Поэтому, основой флота были эскадренные броненосцы и броненосные крейсера, а затем дредноуты (с 1912-1913 годов и сверхдредноуты) и линейные крейсера. Линейные крейсера имели более слабое бронирование, артиллерию, но были быстрее и обладали большим радиусом действия. Эскадренные броненосцы (линейные корабли додредноутного типа), броненосные крейсера не списали, но они были выведены на второй план, перестав быть главной ударной силой. Легкие крейсера были должны осуществлять рейды на морские коммуникации противника. Эсминцы и миноносцы предназначались для торпедных ударов, уничтожения транспортов противника. Их боевая живучесть основывалась на скорости, маневренности и скрытности. В ВМС входили также корабли специального назначения: минные заградители (устанавливали морские мины), тральщики (проделывали в минных полях проходы), транспорты для гидросамолётов (гидрокрейсера) и т. д. Постоянно росла роль подводного флота.


Линейный крейсер «Гебен»

Великобритания

Британцы в начале войны имели 20 дредноутов, 9 линейных крейсеров, 45 старых линкоров, 25 броненосных и 83 лёгких крейсеров, 289 эсминцев и миноносцев, 76 подлодок (большинство устаревшие, они не могли действовать в открытом море). Надо сказать, что, несмотря на всю мощь британского флота, его руководство отличалось большим консерватизмом. Новинки с трудом находили себе дорогу (особенно, не касающиеся линейного флота). Ещё вице-адмирал Филипп Коломб, военно-морской теоретик и историк, автор книги «Морская война, ее основные принципы и опыт» (1891 год), говорил: «Нет ничего, что показало бы, что давно установленные историей морских войн законы каким-либо образом изменились». Адмирал обосновывал теорию «владения морем» как основу имперской политики Британии. Считал, что единственным способом достижения победы в войне на море является создание полного превосходства в морских силах и уничтожение ВМС врага в одном генеральном сражении.

Когда адмирал Перси Скотт высказал мысль, что «эра дредноутов и сверхдредноутов кончилась безвозвратно» и посоветовал Адмиралтейству сосредоточить усилия в области развития авиации и подводного флота, его новаторские идеи подвергли резкой критике.

Общее руководство флотом осуществляло Адмиралтейство, во главе него был У. Черчилль и первый морской лорд (начальник главного морского штаба) принц Людвиг Баттенберг. Базировались британские корабли в гаванях Хумберга, Скарборо, Ферт-оф-Форта и Скапа-Флоу. В 1904 году Адмиралтейство рассмотрело вопрос о перебазировании главных сил ВМС из района Ла-Манша на север, в Шотландию. Это решение выводило флот из-под угрозы блокады узкого пролива растущими германскими ВМС, и позволяло оперативно контролировать всё Северное море. Согласно английской морской доктрине, которую выработали незадолго до войны Баттенберг и Бриджман, базирование главных сил флота в Скапа-Флоу (гавань в Шотландии на Оркнейских островах), вне радиуса эффективного действия немецкого подводного флота, должно было привести к блокаде основных сил германского флота, что и произошло в ходе Первой мировой войны.

Когда началась война, британцы не спешили соваться к немецким берегам, опасаясь ударов подводных лодок и миноносных сил. Основные боевые действия развернулись на суше. Британцы ограничились прикрытием коммуникаций, защитой побережья и блокадой Германии с моря. Вступить в бой британский флот был готов, если немцы выведут в открытое море свой основной флот.


Британский «Большой флот».

Германия

Германские ВМС располагали 15 дредноутами, 4 линейными крейсерами, 22 старыми линкорами, 7 броненосными и 43 лёгкими крейсерами, 219 эсминцами и миноносцами, 28 подлодками. По ряду показателей, к примеру, в скорости хода, немецкие корабли были лучше британских. На технические новинки в Германии обращали намного больше внимания, чем в Англии. Берлин не успел завершить свою военно-морскую программу, она была должна завершиться в 1917 году. Хотя и германские военно-морские руководители были довольно консервативны, так, адмирал Тирпиц первоначально считал, что увлекаться строительством подводных лодок «легкомысленно». А господство на море определяется числом линейных кораблей. Только поняв, что война начнётся до завершения программы строительства линейного флота, он стал сторонником неограниченной подводной войны и форсированного развития подводного флота.

Германский «Флот открытого моря» (нем. Hochseeflotte), он базировался в Вильгельмсхафене, должен был уничтожить основные силы британского флота («Гранд флит» — «Большой флот») в открытом сражении. Кроме того, военно-морские базы были в Киле, о. Гельголанд, Данциге. Русские и французские ВМС в качестве достойных противников не воспринимали. Немецкий «Флот открытого моря» создавал постоянную угрозу Британии и вынуждал английский Гранд-Флит постоянно быть в районе Северного моря в полной боевой готовности в течение всей войны, несмотря на нехватку линейных кораблей на других театрах военных действий. По причине того, что немцы уступали в числе линейных кораблей, германские ВМС старались избегать открытых столкновений с Гранд-Флитом и предпочитали стратегию рейдов в Северное море, стараясь выманить часть британского флота, отрезать её от главных сил и уничтожить. Кроме того, немцы сконцентрировали своё внимание на ведении неограниченной подводной войны для ослабления британских ВМС и снятия морской блокады.

На боеспособности германских ВМС сказывался фактор отсутствия единовластия. Главным создателем флота был гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц (1849 – 1930). Он был автором «теории риска», в ней утверждалось, что если германский флот сравнится с английским по силе, то британцы будут избегать конфликтов с Германской империей, т. к. в случае войны немецкие ВМС будут иметь шанс нанести Гранд-Флиту урон, достаточный для потери британским флотом господства на море. С началом войны роль гросс-адмирала упала. Тирпиц стал отвечать за постройку новых кораблей и снабжение флота. «Флотом открытого моря» руководил адмирал Фридрих фон Ингеноль (в 1913—1915 годы), затем Гуго фон Поль (с февраля 1915 года по январь 1916 года, до этого был начальником Генерального морского штаба), Рейнхард Шеер (1916-1918). Кроме того, флот был любимым детищем германского императора Вильгельма, если решения по армии он доверял делать генералитету, то ВМС управлял сам. Вильгельм не решился рискнуть флотом в открытом сражении и разрешил вести только «малую войну» — с помощью субмарин, миноносцев, минных постановок. Линейный флот должен был придерживаться оборонительной стратегии.


Германский «Флот открытого моря»

Франция. Австро-Венгрия

У французов было 3 дредноута, 20 линейных кораблей старого типа (броненосцев), 18 броненосных и 6 лёгких крейсеров, 98 миноносцев, 38 подлодок. В Париже решили сосредоточиться на «Средиземноморском фронте», благо британцы согласились защищать атлантическое побережье Франции. Таким образом, французы сберегали дорогие корабли, т. к. в Средиземном море большой угрозы не было – ВМС Османской империи были очень слабы и связаны русским Черноморским флотом, Италия сначала была нейтральной, а затем перешла на сторону Антанты, австро-венгерский флот выбрал пассивную стратегию. К тому же в Средиземном море была и довольно сильная британская эскадра.

Австро-Венгерская империя имела 3 дредноута (4-й вошёл в строй в 1915 году), 9 броненосцев, 2 броненосных и 10 лёгких крейсеров, 69 миноносцев и 9 субмарин. Вена также выбрала пассивную стратегию и «защищала Адриатику», почти всю войну австро-венгерский флот простоял в Триесте, Сплите, Пуле.


«Тегетгоф» в предвоенные годы. Австро-венгерский линейный корабль типа «Вирибус Унитис».

Россия

Российский флот при императоре Александре III уступал только ВМС Англии и Франции, но затем потерял эту позицию. Особенно большой удар ВМС России получили во время русско-японской войны: была потеряна почти вся Тихоокеанская эскадра и лучшие корабли Балтийского флота, посланные на Дальний Восток. Флот было необходимо восстанавливать. В период с 1905 по 1914 годы было разработано несколько военно-морских программ. Они предусматривали достройку 4 ранее заложенных эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсеров и постройку 8 новых линкоров, 4 линейных и 10 лёгких крейсеров, 67 эсминцев и 36 подводных лодок. Но к началу войны ни одну программу целиком не реализовали (свою роль в этом сыграла и Госдума, которая не поддерживала эти проекты).

К началу войны у России было 9 старых линкоров, 8 броненосных и 14 легких крейсеров, 115 эсминцев и миноносцев, 28 подлодок (значительная часть старых типов). Уже в ходе войны в строй вошли: на Балтике – 4 дредноута типа «Севастополь», все они были заложены в 1909 году – «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск», «Гангут»; на Чёрном море – 3 дредноута типа «Императрица Мария» (заложены в 1911 году).


«Полтава» в годы Первой мировой войны.

Российская империя не была отсталой державой в военно-морской области. По ряду направлений даже лидировала. В России были разработаны отличные эскадренные миноносцы типа «Новик». Корабль к началу Первой мировой войны являлся лучшим эсминцем в своём классе, и послужил мировым образцом при создании эскадренных миноносцев военного и послевоенного поколения. Технические условия для него создали в Морском Техническом комитете под руководством выдающихся русских учёных-кораблестроителей А. Н. Крылова, И. Г. Бубнова и Г. Ф. Шлезингера. Проект был разработан в 1908-1909 годах, судостроительным отделом Путиловского завода, который возглавляли инженеры Д. Д. Дубицкий (по механической части) и Б. О. Василевский (судостроительная часть). На русских верфях, в 1911—1916 годы, в 6-ти типовых проектах, всего заложили 53 корабля этого класса. Эсминцы сочетали качества миноносца и лёгкого крейсера – скорость хода, манёвренность и довольно сильное артиллерийское вооружение (4-е 102-мм пушки).

Русский инженер-железнодорожник Михаил Петрович Налётов первым воплотил идею подводной лодки с якорными минами. Уже в 1904 году, в ходе русско-японской войны, участвуя в героической обороне Порт-Артура, Налётов на свои средства построил субмарину водоизмещением в 25 тонн, способную нести четыре мины. Провёл первые испытания, но после капитуляции крепости аппарат был уничтожен. В 1909—1912 годах на Николаевской верфи была построена подводная лодка, получившая название «Краб». Она вошла в состав Черноморского флота. Во время Первой мировой войны «Краб» совершил несколько боевых выходов с минными постановками, дошёл даже до Босфора.


Первый в мире подводный минный заградитель — подводная лодка «Краб» (Россия, 1912 год).


Уже в ходе войны Россия стала мировым лидером в области применения гидрокрейсеров (авианосцев), благо этому способствовал фактор доминирования в сфере создания и использования морской авиации. Русский авиаконструктор Дмитрий Павлович Григорович, он с 1912 года работал техническим директором завода Первого Российского общества воздухоплавания, в 1913 году сконструировал первый в мире гидросамолёт (М-1) и сразу стал совершенствовать самолёт. В 1914 году Григорович построил летающую лодку М-5. Это был двухместный биплан деревянной конструкции. Гидросамолёт поступил на вооружение русского флота в качестве разведчика и корректировщика артогня, и весной 1915 года самолёт совершил свой первый боевой вылет. В 1916 году был принят на вооружение новый самолёт Григоровича, более тяжёлый М-9 (морской бомбардировщик). Затем русский самородок сконструировал первый в мире гидросамолёт-истребитель М-11.

На русских дредноутах типа «Севастополь» впервые применили систему установки не двух-, а трехорудийных башен главного калибра. В Англии и Германии первоначально отнеслись к идее скептически, но американцы оценили идею и линейные корабли типа «Невада» строили с трёхорудийными башнями.

В 1912 году было заложено 4 линейных крейсера типа «Измаил». Они были предназначены для Балтийского флота. Это были бы самые мощные в мире по артиллерийскому вооружению линейные крейсера. К сожалению, они так и не были достроены. В 1913—1914 годах было заложено восемь лёгких крейсеров типа «Светлана», по четыре для Балтийского и Черноморского флотов. Их собирались ввести в строй в 1915-1916 годах, но не успели. Одними из лучших в мире считались русские подводные лодки типа «Барс» (их начали строить с 1912 года). Всего построили 24 «Барса»: 18 для Балтийского флота и 6 для Черноморского.

Надо отметить, что в западноевропейских флотах в предвоенные годы уделяли мало внимания подводному флоту. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, предшествующие войны ещё не выявили их боевого значения, только в Первую мировую войну стало понятно их огромное значение. Во-вторых, доминирующая тогда военно-морская доктрина «открытого моря» отводила подводным силам одно из последних мест в борьбе за море. Господство в морях должны были завоевать линейные корабли, одержав победу в решающем сражении.

Русские инженеры и артиллеристы-моряки внесли большой вклад в развитие артиллерийского оружия. Перед началом войны на русских заводах было освоено производство улучшенных образцов морских орудий калибра 356, 305, 130 и 100 мм. Началось изготовление трёхорудийных башен. В 1914 году инженер Путиловского завода Ф. Ф. Лендер и артиллерист В. В. Тарновский стали первопроходцами в области создания специальной зенитной пушки калибром в 76 мм.

В Российской империи перед войной разработали три новых образца торпед (1908, 1910, 1912 годов). Они превосходили однотипные торпеды зарубежных флотов в скорости, дальности хода, хотя имели меньший общий вес и вес заряда. Перед войной были созданы многотрубные торпедные аппараты — первый такой аппарат построили на Путиловском заводе в 1913 году. Он обеспечивал залповую стрельбу веером, русские моряки освоили её до начала войны.

Россия была лидером в области минного дела. В Российской империи после войны с Японией были построены два специальных минных заградителя «Амур» и «Енисей», Началось также строительство специальных тральщиков типа «Запал». На Западе до начала войны не уделяли внимания необходимости создания специальных кораблей для постановки и траления морских мин. Это доказывает и тот факт, что в 1914 году британцы были вынуждены купить у России тысячу шаровых мин для защиты своих военно-морских баз. Американцы купили не только образцы всех русских мин, но и тралов, считая их лучшими в мире, и приглашали русских специалистов, чтобы обучить их минному делу. Купили американцы и гидросамолёты Ми-5, Ми-6. Перед началом войны в России разработали гальваноударные и ударно-механические мины образцов 1908 и 1912 годов. В 1913 году сконструировали плавающую мину (П-13). Она удерживалась в подводном состоянии на определённой глубине благодаря действию электрического прибора плавания. Мины прежних образцов держались на глубине за счёт буёв, что не давало большой устойчивости, особенно во время штормов. П-13 имела электроударный взрыватель, заряд в 100 кг тола и могла держаться на заданной глубине трое суток. Кроме того, русские специалисты создали первую в мире речную мину «Рыбка» («Р»).

В 1911 года на вооружение флота поступили подсекающие змейковые и катерные тралы. Их применение сокращало сроки тральных работ, т. к. подсечённые и всплывающие мины сразу уничтожались. Ранее затраленные мины надо было буксировать на мелководье и там уничтожать.

Русский флот был колыбелью радио. Радио стало средством связи и управления в бою. Кроме того, перед войной русские радиотехники сконструировали радиопеленгаторы, что позволяло применять прибор для разведки.

Учитывая тот факт, что новые линкоры на Балтике не вступили в строй, к тому же немцы имели полное превосходство в силах линейного флота, российское командование придерживалось оборонительной стратегии. Балтийский флот должен был защищать столицу империи. Основой морской обороны были минные заграждения – за годы войны в устье Финского залива выставили 39 тыс. мин. К тому же на берегу и островах были мощные батареи. Под их прикрытием крейсера, эсминцы и подводные лодки совершали рейды. Линейные корабли были должны встретить германский флот, если тот попробует прорваться через минные заграждения.

Черноморский флот к началу войны был хозяином Чёрного моря, т. к. у турецких ВМС было всего несколько относительно боеспособных кораблей — 2 старых эскадренных броненосца, 2 бронепалубных крейсера, 8 эсминцев. Попытки турок перед войной изменить ситуацию покупкой новейших кораблей за границей успеха не принесли. Русское командование планировало с началом войны полностью блокировать Босфор и турецкое побережье, поддерживать войска Кавказского фронта (при необходимости и Румынского) с моря. Рассматривался и вопрос проведения десантной операции в районе Босфора, для захвата Стамбула-Константинополя. Ситуацию несколько изменил приход новейшего линейного крейсера «Гебен» и легкого Бреслау». Крейсер «Гебен» был мощнее любого русского линейного корабля старого типа, но вместе эскадренные броненосцы Черноморского флота его бы уничтожили, поэтому при столкновении со всей эскадрой «Гебен» отступал, пользуясь своей высокой скоростью. В целом, особенно после ввода в строй дредноутов типа «Императрица Мария», Черноморский флот контролировал бассейн Чёрного моря – поддерживал войска Кавказского фронта, уничтожал турецкие транспорты, совершал нападения на вражеское побережье.


Эсминец типа «Новик» («Пылкий»).

HMS Агамемнон

Этот линкор принадлежал Великобритании. Его построили в 1908 году. Он был последним из британских линкоров, а потом эти корабли устарели. В своё время он стал звездой Великобритании, кораблём, принимавшим участие в грандиозных сражениях на море во время Великой войны. Возможно, кораблю удалось бы сохраниться, будь он более мощным и усовершенствованным или видоизменённым до дредноута. Его скорость достигала 19 узлов. Он с лёгкостью мог обстреливать турецкую береговую линию и выдерживать удар гаубиц. Его экипаж находился под надёжной защитой.

Линкоры

Линейные корабли типа «Остфрисланд», 4 шт.

Эти корабли стали первыми линкорами, воплотившими новый подход. От консервативной паромашинной силовой установки решительно отказались. Благо турбинный «Любек» был уже в строю, да и другие лёгкие крейсера с турбинами уже строились, т.е. технология турбин уже была немцам доступна. Стандарт скорости англичан уже известен – 21 узел. Значит, чтобы иметь минимально достаточное превосходство в 2 узла, скорость немецкого линейного флота должна составлять 23 узла. (В том же году началось проектирование 23-узловых линкоров в Италии и России, т.е. ничего анахронистичного в этом нет). Разумеется, это вынудило использовать четырёхвальную силовую установку, иначе мощности турбин могло не хватить. Впрочем, немцы сочли это временным вынужденным решением и предполагали вернуться к трёхвальной схеме позже, когда возможности турбин позволят.

При этом истинные скоростные возможности данного корабля были засекречены. Официально его скорость указывалась в 21,5 узла, и иногда «с гордостью» писали, что какой-то из линкоров достиг 22 узлов. Впрочем, это было не очень далеко от правды, поскольку 23 узла развивались всё-таки на пределе.

Чтобы впихнуть всю необходимую машинерию, пришлось пойти на необычную компоновку корпуса, подняв нижнюю броневую палубу аж на 1,6 метров над ВЛ (см. реальный «Мольтке»). Это потянуло за собой высоту борта. Для компенсации же веса решено было, как и на реальном «Мольтке», срезать ют, благо рост высоты борта и предполагаемый ТВД это, вроде бы, позволяли. Это также потребовало изменить соотношение высот поясов. Главный пояс был сделан более широким, его верхняя кромка возвышалась на 2,5 м над ВЛ или на 0,9 м над уровнем броневой палубы. Ширина же верхнего пояса была менее 2 метров.

С расположением башен поначалу было хотели использовать схему «Дредноута», потом — линейно-монотонную или диагональную. Но первая не устроила из-за не задействованной башни, вторая – из-за слабого погонно-ретирадного огня, третья – из-за ограниченных углов задействования всей огневой мощи в относительно коротком и широком корпусе линкора. А ведь тактика флота предполагалась активной, требующих манёвров, и делающей бой на курсах преследования высоко вероятным. В итоге предпочтение было отдано уже известной к тому моменту схеме американского «Мичигана». Да, в этом был некий риск, но ведь мы помним принципиальные установки, верно?

Орудия «Остфрисланда» стали первыми, разработанными под тяжёлый снаряд весом 460 кг.

Впрочем, один консервативный элемент оставался: 15 см средний калибр. Всё же решили, что про туманы тоже не стоило забывать. К тому же, как показал опыт РЯВ, орудия такого калибра вполне годились и для противоминного огня. Сохранялась и броня 170 мм толщины. По опыту Цусимы её сочли достаточной против даже 305 мм фугасов, бывших основным боеприпасом английских линкоров.

Водоизмещение: 22 300т

Мощность ЭУ: 33 000 л.с.

Вооружение: 4*2* 30,5 см/50, 12*15 см/45, 10*8,8 см/45, 2 ТА 500 мм.

Бронирование: пояс 280 мм, верхний пояс 200 мм, барбеты от 80 до 280 мм, лоб башен 300 мм, казематы СК 170 мм, оконечности 80 мм, палубы 55 мм + 20-25 мм, командная рубка 320 мм.

Линкоры типа «Кайзер», 5 шт.

Не успели немцы заложить предыдущую серию, как обнаружили, что в чём-то они всё ещё в хвосте прогресса: у них только 8 орудий в бортовом залпе. А вот у «Минас Жераиса», «Флориды» или «Нептуна» — 10. Не говоря уже о «Данте Алигьери». Значит, количество орудий ГК нужно увеличивать.

Вот только куда их пихать? Хотели поначалу просто поставить пятую башню по центру, как все белые люди. Вот только тогда приходилось или уменьшать объём КМУ, и тогда скорость снижалась, или идти на рост длины, и тогда корабль рисковал не поместиться в Кильский канал. Но тут вспомнили о работах итальянцев и русских над трёхорудийными башнями. Поначалу эта идея не вызвала восторга, артиллеристы опасались снижения практической скорострельности. Но всё же сочли, что полуторакратный рост числа стволов перекроет вероятное снижение темпа. Благо работы немецких фирм по русскому конкурсу были, и они (фирмы) обещали, что снижение скорострельности будет незначительным. В конце концов, 12 стволов в трёхорудийных башнях посчитали эквивалентными 10 стволам в двухорудийных. К тому же, корабль далеко не всегда стреляет с максимально возможным темпом, и тогда разница не будет заметна. Наконец, 12 стволов позволяли стрелять в три такта, ускоряя пристрелку, а вот это точно ценнее, чем просто скорострельность. В итоге решено было положиться на немецкий технический гений и пойти на рискованное решение.

Зато рост мощности машин позволил снова вернуться к трёхвальной силовой установке.

На кораблях этой серии измелился подход к бронированию башен. Толщина боковых стенок была уменьшена, но увеличена толщина крыши.

На выходе линкоры типа «Кайзер» оказались почти точной, но увеличенной копией предыдущей серии, с трёхорудийными башнями и несколько усиленным бронированием.

Предполагалось построить их в количестве 4 шт, как обычно. Но патриотичный рейхстаг внезапно дал денег на пятый корабль. Отказываться, конечно, никто не стал.

Водоизмещение: 24 500 т.

Мощность ЭУ: 34 000 л.с.

Вооружение: 4*3*30,5 см/50, 12*15 см/45, 10*8,8 см/45, 2 ТА 500мм.

Бронирование:

пояс 300 мм, верхний пояс 200 мм, барбеты от 80 до 300 мм, лоб башен 320 мм, казематы СК 170 мм, оконечности 80 мм, палубы 60 мм + 20-30 мм, командная рубка 320 мм.

Линкоры типа «Кёниг», 4 шт.

Пока шло строительство «Кайзеров», немцы опять обнаружили, что их обошли. Обошли в росте калибров. «Орион» выглядел (да и был) прорывом. Немцы немедленно начали работы над орудиями большего калибра, но тут разведка донесла, что американцы, японцы, да и русские, планируют 14» орудия. Казалось бы, очевидное решение – делать 35,5 см пушки. Очевидное, но очевидное не всегда верно. Аналитики Адмиралштаба подумали и рассудили: Англия не смирится с тем, что её 343 мм пушки слабее американских 356 мм. Но делать шаг на полдюйма было явно нерационально. Тем более, учитывая ограниченные возможности английской проволочной конструкции стволов. А значит, логично ожидать от англичан ответа в виде пушек большего калибра, вероятнее всего — 15″. Отсюда напрашивался вывод – германскому флоту требовались 38 см орудия. Точнее, предложено-то было 40 см, но это сочли всё-таки избыточным. Собственно, пока что – практически реал, примерно такие рассуждения и были. Только тут процесс идёт оперативнее. Но тут возник вопрос №2: до закладки следующей серии линкоров новые пушки не успевали. И вот тут снова вспоминаем базовый принцип: не бояться рисков. И тогда последнее слово было за Круппом: способен ли он гарантировать разработку 38 см орудия? Крупп гарантировал. И корабли следующей серии начали проектироваться под ещё отсутствующие новые пушки.

Из соображений секретности новые пушки обозначили как «35,5 см». Понятно, что секретность эта продлится на пару лет в лучшем случае, но и это имело значение, чтобы реакция Англии была не слишком оперативной.

Поначалу хотели пойти на ещё одно новшество: перейти с турбинных силовых установок на дизельные. Но концерн MAN, в отличие от Круппа, дал отрицательный ответ о готовности машин такой мощности.

По архитектуре линкоры типа «Кёниг» опять же полностью повторяли предыдущий тип. И не только по архитектуре – броня жизненных частей и вспомогательное вооружение так же остались без изменений. А вот вспомогательным для экономии веса таки пришлось пожертвовать. Логика тут была проста: в связи с ростом калибров орудий противника, да и с вероятным прогрессом боеприпасов, прежняя броня казематов СК 170 мм стала рассматриваться уже как явно недостаточная. А довести её до нужных величин вряд ли получится. А раз так – рациональнее обойтись минимальными 80 мм. Всё равно ведь не самый важный элемент корабля.

Но на место трёхорудийных башен с 30,5 см орудиями встали двухорудийные с 38-сантиметровыми. Несмотря на экономию на броне казематов, водоизмещение, всё равно возросло, в силу большего веса башен, с 24 500 т до 25 800 т.

Линкоры типа «Байерн», 4 шт.

На следующей серии было решено исправить очевидно слабое место «Кёнигов» — броню, соответствовавшую только предыдущему поколению пушек. Но тут возникла проблема: возможности роста длины корпуса были исчерпаны. Дальше корабль просто не влезет в шлюзы Кильского канала. Нарастить броню (а значит – водоизмещение) можно только ценой нерационально полных обводов, при которых скорость не сможет превысить 22 узла (см. реальный «Байерн»).

Пришлось снова обратиться к нестандартным решениям. А именно: отказаться от полубака, заменив его на сильный седловатый подъём к форштевню. Это позволило обойтись меньшим ростом водоизмещения, и менее полными обводами носовой части. Наконец, немцы отказались от таранообразного форштевня, применив вместо него прямой форштевень с бульбом (в принципе известен с 1911г) в подводной части.

Всё это позволило получить корабль с сохранением 23-узловой скорости (правда, уже с трудом и на пределе) и вооружения при приросте брони.

Вспомогательное вооружение изменилось незначительно. От противоминного 8,8 см калибра отказались, заменив его на 8*8,8 см зениток. Зато добавили ещё пару 15 см орудий.

Водоизмещение: 27 000 т.

Мощность КМУ: 35 000 л.с.

Вооружение 4*2*38 см/45, 14*15 см/45, 8*8,8 см зен., 2 ТА 500 мм.

Бронирование: пояс 350 мм, второй пояс 250 мм, нос 80-200 мм (высотой равный главному поясу, т.е. легче реала), корма 200 мм, барбеты 100-350 мм, лобовая броня башен 370 мм, борт башен 200 мм, крыши 120 мм, рубка 370 мм, казематы 80 мм, палубы 70 мм +20-25 мм.

HMS Эджинкорт

Линкор Эджинкорт был лучшим в классе дредноутов. Его построили в 1910 году. Он полностью оправдывал свою репутацию. Сначала он предназначался для армии Бразилии, но потом его решили направить в Османскую империю. Но в конечном итоге, британцы решили купить его для Королевского флота. В нём идеально сочетались скорость и безопасность. Турки были очень рассержены на англичан, так как они уже ранее заплатили деньги за линкор. Этот поступок Британии убедил турок в верности выбора врага. Корабль был хорошо оснащён, на нём было более семи башен и орудия особого назначения. Скорость линкора достигала 22 узлов. Он обладал дополнительной огневой мощью и торпедами. Прославился линкор своим участием в Ютландском сражении, где помог союзникам победить.

Преамбула

Германский флот Первой мировой обычно пользуется заслуженным уважением. И АИ с таким названием может показаться странной – куда уж рациональнее-то? Но если присмотреться поближе, можно заметить одну странность. Особенно если сравнить немецкий подход к строительству флота с тем, что мы можем увидеть во флотах Франции конца XIX века или Японии 1920х-30х гг.

Что общего у всех этих флотов? То, что их вероятный противник – морской гегемон. Т.е. достижение численного превосходства или хотя бы паритета заведомо невозможно. Как же тогда побеждать-то?

Вот тут и обнаруживается, что Тирпиц, великолепный организатор, оказался просто никудышным аналитиком. Он попросту не осознал, что победа над морским гегемоном принципиально достижима только путём инноваций – будь то оперативно-тактических, позволяющих «удивить» противника, или технических, обеспечивающих качественное превосходство. Но требующих идти на технические риски.

Французы конца XIX не боялись идти на рискованные технические новации, активно искали альтернативные оперативно-тактические решения. И на какой-то момент даже получили качественное превосходство. Японцы так и вовсе изворачивались всеми возможными способами, строя откровенно экстремальный флот. А немцы – нет.

Реальный флот Тирпица – флот очень консервативный. Возможно, самый консервативный в тогдашнем мире. Для гегемона это простительно, как простительно и для флота третьеразрядной державы. Но для флота, который готовится воевать с гегемоном, консервативность – путь к гарантированному поражению.

Собственно, тут мы и подходим к условию альтернативы: руководство германского флота в какой-то момент осознаёт, С КЕМ им предстоит воевать. И какой принципиальный подход при этом необходим. Ничего больше, никаких попаданцев или решений, выходящих за рамки возможностей времени. Но – быть на острие тогдашнего прогресса, а не в хвосте.

Конкретнее это будет выглядеть так. После появления «Дредноута» руководство кайзерлихмарине не просто видит шанс в гонке дредноутов, но и проводит определённый анализ. По итогам которого принимается ряд требований, которым должен соответствовать будущий дредноутный флот.

Итак:

  1. Войны не выигрываются глухой обороной. География подсказывает, что для блокады Германии англичанам не обязательно подходить к немецким берегам, достаточно перекрыть выход из Северного моря. История подсказывает, что при потере континентального союзника Англия не капитулирует, а ищет нового союзника, и обычно находит. Т.е. надеяться на то, что армия выиграет войну вместо флота, можно, а вот рассчитывать на это не стоит. Флот должен быть способен выиграть свою войну сам.
  2. При невозможности численного паритета победа возможна только созданием оперативного и позиционного превосходства. Перед глазами пример Цусимы, в которой японский флот, включавший только четыре ЭБРа, разбил эскадру, в которой было восемь ЭБРов, за счёт скорости. Значит, германский линейный флот должен быть быстроходнее английского. Но не афишировать это превосходство.

Скорость важна ещё по одной причине. Германские адмиралы не должны бояться выйти в море и столкнуться с флотом врага, от которого нельзя уйти. Скорость – гарант не только самой инициативы, но и её относительной безопасности.

3. Мало иметь превосходство или паритет в кораблях – нужно превосходство в огневой мощи. Средний калибр если и не уходит в прошлое совсем, то как минимум его роль снижается. Значит, превосходство должно быть в главном калибре. Добавив сюда вероятный рост дистанций боя, получаем вывод: прежнее отставание в калибрах ГК далее недопустимо.

4. Качественного превосходства не получить, не идя на технические риски инноваций. Значит, нужно на них идти. Благо, вера в мощь немецкого инженера имеет под собой основания и сводит риск к минимуму.

5. Лёгкий снаряд не имеет смысла. Он был бы полезен на дистанции прямого выстрела или в ситуации превосходства брони над снарядом, но в той реальности нет ни того, ни другого. Дистанция не всегда будет желаемой, условия бывают всякие, противник тоже на месте не стоит. Можно сколько угодно рассчитывать на балтийский туман, но если тяжёлый снаряд пробивает определённую броню на дальней дистанции, то на меньшей он её пробивает тем более. По разрушительной же силе тяжёлый снаряд выигрывает на любой дистанции. А значит – только тяжёлые снаряды. Исключение допустимо только для 15 см пушек с ручным заряжанием, из-за физических возможностей заряжающих, там снаряды должны быть среднего веса.

6. Разработка и отработка тактики групповых действий по разгрому противника путём комплексной операции флота. На одни линкоры не полагаться.

7. Превосходство в неявных показателях (СУАО, оптика, живучесть и т.п.) – наше всё.

8. В вопросе живучести корабля прежний сугубо оборонительный принцип «не утонуть» уступает место другому, наступательному: «сохранять боеспособность». На практике это означает больший упор на защиту артиллерии ГК, нежели пояса. Особенно лобовой брони башен, всегда повёрнутых к противнику, благо её площадь невелика.

9. Главный калибр должен быть задействован весь, таскать с собой лишние пушки на всякий случай не рационально.

10. Торпедные аппараты на линкорах – оружие только для исключительных случаев, и не должно мешать чему-либо ещё. Оставить самый минимум, и только там, где они не будут мешать, и не больше.

Всё это осмысливается с конца 1906 до середины 1907гг. Изменить «Нассау» и «Блюхера» уже невозможно, они строятся как есть. Зато яркая неудача с «Блюхером» порождает установку «никогда больше» — отныне все следующие корабли должны быть лучшими и передовыми.

HMS Индефатигебл

Этот линкор, принадлежащий Королевскому флоту Великобритании, был классическим линейным крейсерским кораблём до Первой мировой войны. Его построили в 1907 году. Он пожертвовал своей бронёй в пользу более высокой скорости. Это был шаг к формированию категории крейсерских военных кораблей. Скорость данного корабля достигала 25 узлов. Он имел две грот-мачты и две надстройки корпуса. На линкоре могли разместиться 800 человек, а в военное время их количество доходило до 1000. Этот корабль был одним из лучших доступных линкоров. Индефатигебл осуществлял свою деятельность в Средиземном море. Он прославился в битве при Дарданеллах. Гибель корабля произошла во время Ютландского сражения.

Линейные крейсера

Линейный крейсер «Фон дер Танн»

Строго говоря, здесь описывать почти нечего. Реальный «Фон дер Танн» для технических решений, воззрений и вероятных противников своего времени почти идеален. Почти.

Исключение – в принципе «сохранить боеспособность», а не просто «не утонуть». В этой реальности «Фон дер Танн» будет иметь только 230 мм пояс, зато 250 мм башни. Барбеты – 230 мм с локальными утолщениями до 250 мм. Минимальная толщина барбетов в нижней части – не менее 80 мм. Это было принципиальным решением, т.к. меньшая толщина (т.е. 30 мм реала) не гарантировала защиты от осколков 305 мм снарядов.

Линейные крейсера типа «Мольтке» — 2 шт.

При проектировании следующего линейного крейсера возник спор между сторонниками 28 см и 30,5 см калибра. 28 см калибр считался предпочтительным для обстрела нескольких целей (реал). Но в этой реальности победило простое соображение: немецкий линейный крейсер – прежде всего линейный, и только потом – крейсер. Ведь по числу линкоров ФОМ заведомо проигрывает Гранд Флиту. А значит, линейным крейсерам надо будет драться с линкорами. То есть – быть способными топить линкоры. И выбор был сделан в пользу 30,5 см калибра.

Вес четырёх башен с 30,5 см был больше, чем у пяти с 28 см. Но зато меньше была их общая длина, позволившая сэкономить на длине цитадели. Немаловажным был и экономический фактор: отказ от разработки теперь лишних 28 см/50 орудий экономил деньги.

В отличие от линкоров, на линейно-возвышенное расположение тут не рискнули. , сохранив от предшествующего типа диагональное расположение. Для линкоров его признали неудобным, т.к. углы обстрела орудий при такой схеме сильно зависели от относительного удлинения корпуса. Коротким линкорам не подошло, но для линейного крейсера было признано приемлемым.

Другим отличием от РИ стало распределение толщин брони. Главный пояс – 250 мм, барбеты 250 мм, лоб башен 280 мм. Второй пояс только 170 мм, вместо 200 мм реала, но зато главный пояс шире (верхняя кромка на 2 м над ВЛ вместо 1,2 м реала), а верхний уже, без уязвимой полосы между главным поясом и броневой палубой.

Линейные крейсера типа «Зейдлиц» — 3 шт.

Состав вооружения остался тот же. Но на этот раз было решено перейти к линейно-возвышенной схеме, позволявшей задействовать всю огневую мощь в большем диапазоне курсовых углов. Однако проблема веса носовой возвышенной башни потребовала применения экзотичной конструкции корпуса.

В итоге Альт-«Зейдлиц» получился почти полным аналогом реального «Дерфлингера», только чуть меньше за счёт скорости и брони. Распределение брони так же отличалось: пояс 280 мм, барбеты 80-280 мм, лобовая броня башен 300 мм. Скорость же составила 26,5 узлов без форсировки.

Первоначально планировалось два корабля. Но к моменту, когда пора было закладывать головной корабль следующей пары, предполагавшийся с 38 см пушками, выявилось два препятствия. В создание-то 38 см пушек Адмиралштаб верил, но приходилось считаться с риском задержек, да и бюджет не позволял заложить крейсер заметно большего водоизмещения. По этой причине решили пока повторить предыдущий проект, только увеличив скорость до 27 узлов за счёт технического прогресса в конструкции силовой установки.

Линейные крейсера типа «Гинденбург»

Внешне крейсер с 38 см пушками был похож на предыдущий тип, хотя конструкцию корпуса имел совершенно другую. Технический прогресс позволил уместить силовую установку под низко расположенную палубу, над которой вместо одного высокого межпалубного пространства размещалось два низких. Высота борта теперь составила 5,2 м против 4,6 м у предыдущего типа. Это позволило уместить аналог огневой мощи «Эрзац Йорка» в водоизмещение немногим более реального «Макензена».

HMS Беллерофон

Данный линкор тоже был активным участником Ютландской битвы. Он был построен в 1907 году и стал одним из самых быстрых кораблей Королевского флота Великобритании. Беллерофон построили под впечатлением от технологических достижений Германии. Это была настоящая революция в войне на море. У данного линкора были превосходящие возможности по сравнению с обычным классом дредноутов. На корабле были размещены дополнительные орудия и улучшена броня. Количество торпед тоже было больше, чем на других кораблях. Беллерофон отважно защищал торговые пути. Он наносил морскому флоту Германии большой урон, сдерживая его натиск.

Эскадренные миноносцы

В реальном германском флоте вплоть до начала Великой войны не было класса эскадренных миноносцев. Немцы предпочитали строить просто миноносцы числом побольше, поскольку рассчитывали на оборонительную стратегию. Но принятие наступательной доктрины потребовало строительство именно эскадренных миноносцев.

С 1908г стандартом вооружения стало 3*8,8 см/45, вместо прежних 2*8,8 см/30, и 2*2 + 2*1*500 мм ТА. В первых сериях сохранялась традиционная компоновка с коротким полубаком.

Ситуация снова изменилась с появлением русского «Новика», проектировавшегося с участием немецких фирм. Первоначальный скепсис Адмиралштаба в отношении больших эсминцев был быстро нивелирован простой немецкой арифметикой: рост боевых возможностей явно превосходил рост цены. Особенно если чуть уменьшить скорость в сравнении с «Новиком» на пару узлов, что в любом случае было достаточно, зато радикально снижало стоимость корабля.

В связи с чем была даже введена новая нумерация эсминцев, и введён новый класс «цершторер». С 1911г началось строительство эсминцев с 3*10,5 см/45 и 4*2*500 мм ТА. Помимо вооружения, изменилась и архитектура корабля: теперь эсминцы имели протяжённый полубак, обеспечивший высокую мореходность.

А в 1913г был сделан следующий шаг. Идею подсказали линейные крейсера серии «Зейдлиц» — гладкопалубный корпус с сильным подъёмом к форштевню позволял сэкономить вес, сохранив достаточную мореходность, и даже улучшить прочность корпуса. Это было тем более актуально для эсминца, не имевшего ни пояса, ни нескольких палуб. Вооружение составило 4*10,5 ми/45, размещённых по схеме, подражавшей тому же «Зейдлицу», и 3*3*500 ТА. В ближайшие последующие годы изменений не вносилось: качество было достаточным, и важнее было гнать вал.

Численность миноносного флота в сравнении с реалом, конечно, уменьшилась, по причине роста стоимости каждой единицы. Но суммарный торпедный залп остался на почти том же уровне, что и в РИ, за счёт более мощного вооружения эсминцев программ 1911 и 1913гг. При этом оперативные возможности стали больше, по причине большей дальности и лучшей мореходности эсминцев.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]