Советские торпедные катера в Великой Отечественной войне

Советский Союз по праву считается страной-родоначальницей такого класса военных кораблей, как ракетные катера. Разработанная в недрах Высшего военно-морского руководства морская концепция развития флота предусматривала оснащение флота малыми боевыми судами, которые по мощности вооружения были сравнимы с кораблями дальней морской зоны. Создание «москитного флота» позволяло в короткие сроки и при достаточно невысоких расходах создать эффективные средства обороны морских рубежей. Высокая скорость хода, малозаметность и мощное ракетное вооружение делали такие суда по-настоящему опасными противниками для любого военного корабля.

Появление на море ракетных катеров сводило на нет преимущества большого океанского флота в прибрежной морской зоне. Последующие исторические события показали правильность разработанной концепции. Созданные советскими конструкторами ракетные катера стали «революционным прорывом» в истории мирового военного кораблестроения. Несмотря на малое водоизмещение, благодаря высокой скорости и мощнейшему вооружению корабли этого класса в западной классификации были причислены к корветам. Одним из лучших представителей кораблей этого класса по праву считаются ракетные катера типа проекта 1241, строившиеся на отечественных судостроительных заводах на протяжении 17 лет.

Предыстория появления катеров проекта 1241

Следует отметить, что идея создания «москитного флота» не нова. Еще накануне Первой Мировой войны некоторые государства Европы стремились за счет строительства малых скоростных боевых судов усилить собственные военно-морские силы. Тогда основным вооружением кораблей такого класса являлось минное оружие. Успешное применение итальянскими моряками торпедных катеров во время морской войны с более сильным противником показало большие возможности малого флота. Из категории флота для бедных, «москитный флот» перешел в разряд наиболее эффективных инструментов ведения боевых действий в прибрежной морской зоне.

Эту же мысль после окончания Второй Мировой войны стали развивать и в Советском Союзе. Если с торпедным и минным оружием современные флоты научились эффективно бороться, то появление ракет открыло новые горизонты для ведения войны на море. Корабли с небольшим водоизмещением, обладающие высокой скоростью хода и вооруженные противокорабельным ракетами могли стать надежным щитом в обороне портов и мест базирования флота. Особенно привлекательно выглядела возможность установить боевые ракеты на подвижную платформу, обладающую высокой скоростью хода.

Первой ласточкой стал ракетный катер типа «Комар», который активно строился на советских верфях на протяжении 3 лет, с 1959 по 1961 год. За такой короткий срок было спущено на воду до 100 боевых кораблей, каждый из которых нес по две крылатые противокорабельные ракеты SS-N-2A «Styx».

Именно эти военные корабли первыми продемонстрировали на практике свою эффективность. Во время «Шестидневной арабско-израильской войны» 1967 года египетский ракетный катер типа «Комар» сумел потопить израильский эсминец «Эйлат». Это и послужило поводом к интенсивному и массовому строительству кораблей этого класса во всем мире. Особенное внимание на новое оружие обратили страны третьего мира, которые не могли себе позволить ни строить, ни содержать большие военные флоты.

Советский Союз в этой гонке вооружения считался явным фаворитом. На вооружении ВМФ СССР к тому времени уже имелось достаточно большое количество ракетных катеров разных типов. Шла разработка новых, более мощных судов, способных выполнять более широкий спектр тактических задач. Вершиной конструкторской мысли стал проект 1241 – новый ракетный катер типа «Тарантул».

Минные катера

Торпедные катера – быстрые малогабаритные и быстрые судна, чьё основное вооружение являются самодвижущиеся боевые снаряды – торпеды.

Прародителями лодок с торпедами на борту стали русские минные судна «Чесма» и «Синоп». Боевой опыт в военных конфликтах с 1878 по 1905 года выявил ряд недостатков. Стремление исправить минусы лодок привело к двум направлениям развития судов:

  1. Размеры и водоизмещение были увеличены. Это было сделано для того, чтобы оснастить катера более мощными торпедами, усилить артиллерию, увеличить мореходность.
  2. Корабли были малогабаритными, их конструкция легче, поэтому маневренность и скорость стали преимуществом и главными характеристиками.

Первое направление родил такие типы судов, как миноносцы. Второе направление привело к появлению первых торпедных лодок.

Катера

Разновидности

Торпедный катер

Сторожевой катер

Рейдовый катер

Катер на воздушной подушке

Ракетный катер – малый ракетный корабль

Десантный катер

Торпедный катер тип г-5

Артиллерийский катер

Патрульный катер


Минный катер “Чамса”

Рождение ракетного катера нового проекта 1241

Боевое применение ракетных катеров наглядно показало насколько может быть эффективным такой тип военно-морских вооружений. Ракетное оружие, ставшее со временем основным видом вооружения на флоте, кардинально изменило тактику ведения морского боя. В современных боевых условиях терял смысл непосредственный контакт между противоборствующими сторонами. Удары можно было наносить не только неожиданно и на больших расстояниях, но и гораздо меньшими силами. Крупный военный корабль стал уязвимым на море перед слабейшим противником. Практически ракетные катера уравняли шансы военно-морских флотов, пошатнув принципы овладения морским театром посредством крупных соединений боевых кораблей.

Ракетный катер проекта 1241 представляет собой самый современный тип кораблей этого класса, который продолжает оставаться на боевой службе в составе ВМФ России. Несмотря на то, что первый корабль был спущен на воду в 1978 году, более 40 лет назад, эффективность этого вида морских вооружений по-прежнему остается на высоком уровне. О высоких боевых возможностях советского корабля лестно высказывались представители ВМС США, которые сумели на практике проверить тактико-технические характеристики судна.

На заметку: Катер «Рудольф Эгельхофер» типа «Тарантул», входящий в состав ВМС Восточной Германии, после объединения страны вошел в состав ВМС ФРГ. Судно получило новое название и вскоре было передано заокеанским союзникам для тщательного изучения.

Головной корабль этого проекта был спущен на воду в Ленинграде в 1978 году. Местом постройки катера стал судостроительный завод им. Петровского, ныне Приморский судостроительный завод. Новый большой ракетный катер получил шифр «Тарантул» и классифицировался в западных странах как корвет.

Проектную документацию на боевой корабль разработали конструкторы Центрального Морского Конструкторского Бюро «Алмаз» – вотчины советских ракетных катеров и кораблей других основных классов. Первоначально техническое задание на создание более совершенного корабля было получено еще в 1973 году. Проектная документация на новый ракетный катер с четырьмя противокорабельными ракетами была готова в течение 2-х лет, однако реализацию проекта пришлось на время отложить. Задержка со строительством кораблей была связана с ведущимися работами по созданию нового противокорабельного комплекса «Москит», которым планировалось вооружить новые суда.

Новый корабль должен был иметь в сравнении с предыдущими судами этого класса большее водоизмещение, лучшие мореходные характеристики и увеличенную автономность. Стоящие на вооружении военно-морского флота противокорабельные ракеты 3М80 имели значительные габариты и вес, поэтому требовалось создать высокоподвижную платформу большего водоизмещения. Ориентиром стали 400-500 тонн, в которые должны были уместиться новая мощная двигательная установка, более совершенное радиолокационное оборудование и четыре ПКР 3М80.

Новыми малыми судами планировалось оснастить Черноморский и Балтийский флоты, которым необходимо было иметь надежную и мощную ударную группировку на ограниченном морском театре. Параллельно разрабатывался и экспортный вариант. Основными заказчиками на новый корабль стали арабские страны, ВМС Вьетнама, Кубы и стран, входящих в организацию Варшавского договора.

Назначение кораблей проекта 1241 – нанесение ракетного удара по кораблям вероятного противника в ближней морской зоне. Благодаря высокой скорости хода ракетные катера могли быстро выйти на перехват корабля противника, осуществить пуск боевых ракет и выйти на большой скорости из под ответного удара.

Следом за головным кораблем было начато серийное строительство судов. Для нужд Советского ВМФ было построено 13 катеров этого проекта. На экспорт было поставлено 20 кораблей этого типа. В ВМС Вьетнама советские ракетные катера составили основную ударную мощь флота. Пополнили ракетные катера «Тарантул» боевые ряды флотов стран Варшавского договора, Египетского флота, ВМС Йемена, Индии и Туркмении. Всего было спущено на воду до 80 ракетных катеров всех модификаций, базовой основой для которых стал проект 1241.

Военный катер на подводных крыльях

В конце 19 века начали проводится первые попытки в строении судов с подводными крыльями. Первая страна, которая решили развить скорость водных транспортов является Франция. Именно там, де Ламбер, конструктор российского происхождения предложил создать корабль с крыльями под водой. Он предположил, что при использовании подводных крыльев или винтов под судном будет создаваться некая воздушная подушка. За ее счет, сопротивление воды будет гораздо меньше и корабли, оснащённые подводными крыльями смогут развивать гораздо большую скорость. Но проект не был реализован, так как мощности паровых машин, попросту не хватало.

История развития катеров на подводных крыльях

В начале прошлого столетия, итальянский авиаконструктор Э. Форланини, все-таки смог реализовать идею Лабера о подводных крыльев. И произошло это благодаря появлению и использованию новых, мощных бензиновых двигателей. Многоярусные крылья и мотор мощностью 75 л. с. на бензине, сделали свое дело, судно смогло не только встать на крылья, но и достигло рекордной на тот момент скорости в 39 узлов.

Чуть позже, американский изобретатель усовершенствовал разработку, увеличив скорость корабля до рекордных 70 узлов. Позже, уже в 1930 году инженер из Германии, изобрел крылья более эргономичной формы, напоминающей латинскую букву V. Новая форм крыла позволяла кораблю удерживаться на воде, даже при сильных волнах, с развитием скорости вплоть до 40 узлов.

Россия тоже вошла в число стран, которые занимались подобными разработками и в 1957 году, известный советский кораблестроитель разработал серию крупных катеров под кодовыми названиями:

  • Ракета;
  • Метеор;
  • Комета.

Корабли пользовались большой популярностью на внешнем рынке, их закупали такие страны как США, Великобритания, а также страны ближнего востока. Широкое применение катера на подводных крыльях послужили в военных целях, для разведки территории и патрулирования морских границ.

Особенности катеров проекта 1241

Оба проекта, и отечественный и экспортный предусматривали широкие возможности для последующего усовершенствования судов в рамках текущего переоснащения и перевооружения. Катера должны были иметь водоизмещение не более 500 тонн и нести мощное наступательное и оборонительное вооружение. Основным боевым оружием для катеров стали ПКР П-270 «Москит», которые размещались в двух контейнерах, по два с каждого борта. Ракетные контейнеры были не наводящимися, а установлены стационарно с постоянным углом возвышения и под углом в диаметральной плоскости относительно оси судна.

Зенитное вооружение корабля было представлено ЗРК «Оса-М» или «Стрела-3». Дополнительно экипаж судна оснащался ПЗРК «Игла». В качестве традиционного наступательного и оборонительного вооружения выступала артиллерийская установка АУ-176 калибром 76 мм, которая могла вести огонь, как по морским целям, так и по наземным и воздушным объектам. Боевую мощь катера усиливала и 30-мм артиллерийская установка АК-630М, установленная на корме.

Артиллерийская установка имеет общий вес до 9 тонн. Орудие могло вести огонь в автоматическом режиме на дальность 4000 м.

Боевое управление и наведение оружия на цель осуществляла многофункциональная радиолокационная станция «Жемчуг». Работа системы была наполовину автоматизирована, что позволяло экипажу принимать непосредственное участие в управлении боевыми возможностями судна. Несмотря на то, что новая РЛС обладала уникальными характеристиками, создание ее затянулось и поэтому спускаемые на воду катера оснащались РЛС «Монолит».

Отличительной особенностью ракетных катеров является колпак цилиндрической формы, размещенный над ходовой рубкой. В нем располагается антенна активного канала радиолокационного комплекса. На катерах следующих серий стали устанавливать установки для пуска ложных целей и снарядов с радиолокационными отражателями. Эти мероприятия велись в рамках радиоэлектронной борьбы, которая в последние годы приобрела на море интенсивный характер. Установки ПК-16 размещались по бортам судна и могли вести огонь снарядами, оснащенными дипольными отражателями.

На катера экспортной постройки ставились радиолокационные станции «Гравий-М». В связи с этим на катерах были сняты ЗРК «Оса-М», и установлена дополнительная артустановка АК-630М.

Тактико-технические характеристики новых советских ракетных катеров были впечатляющими. По своим боевым и огневым характеристикам «Тарантул» больше походил на корвет. Катер мог на боевом курсе развить скорость до 36 узлов, а дальность плавания экономичным ходом составляла почти 1500 миль. На поздних версиях, которые сегодня стоят на оснащении российского флота, дальность плавания составляет более 2000 морских миль.

Однако проектные данные – это одно, а реальная картина – это другое. Как и в случае с РЛС «Жемчуг», сильно запаздывала разработка и освоение промышленного производство ПКР «Москит». Было решено устанавливать на катера проверенные противокорабельные ракеты П-15 «Термит», а на суда по экспортным контрактам – ПРК П-20.

На заметку: Советская ракета П-15М «Термит» имела стартовую массу 2,5 тонны и была оснащена боевой частью массой до 400 кг ракета совершала полет на высоте 20-50 м на уровнем моря, развивая скорость 320 м/с.

Силовая установка на катерах обоих версий была представлена четырьмя маршевыми двигателям М-75 суммарной мощностью 10000 л.с. и двумя двигателями М-70, обеспечивающими движение судна на высоких скоростях. Мощность форсажных двигателей составляла 24000 л.с. При огромной мощности и высокой экономичности, двигательная установка на ракетных катерах проекта 1241 имела ряд недостатков. Во время швартовых эволюций и на малых ходах управление двигательной установкой вызывало нарекания со стороны моряков.

Напоследок следует отметить хорошие мореходные качества, которыми обладали новые суда. Стальной корпус катера, разделен на 9 водонепроницаемых отсеков, имеет седловатую конфигурацию и стремительные обводы. При длине корпуса 56 метров, высота борта катера по миделю составляла 5,31 м, что делало небольшой корабль устойчивым к волнению моря в 7-8 баллов. Надстройки судна изготовлены из облегченных металлических сплавов, что существенно отразилось на соблюдении ограничений по водоизмещению.

В таких условиях экипаж судна насчитывал 41 человека, а автономность плавания судна составляла 10 суток.

История строительства катеров проекта 1241

Головным предприятием для постройки ракетных катеров проекта 1241 был выбран родной для ЦМКБ «Алмаз» Приморский судостроительный завод. На стапелях этого судостроительного завода были построены все катера первых двух модификаций. В дальнейшем постройка катеров проекта других модификаций велась сразу на трех верфях, на двух заводах в Ленинграде и на одном заводе в Хабаровском крае.

Проект 1241 стал самым массовым для кораблей подобного класса. За 12 лет, для ВМФ СССР было построено 41 судно, относящееся к различным модификациям. К моменту распада Советского Союза в 1991 году на стапелях находилось еще 6 ракетных катеров подобного типа, готовность которых оценивалась по-разному, от 30 до 90%. Последний корабль этого проекта должен быть спущен на воду в 1996 году.

На последних версиях был внесен ряд корректив относительно вооружения корабля. Вместо 30-мм оружий на катера установили зенитно-ракетный комплекс «Кортик». Также катера получили радиолокационную станцию обнаружения целей «Позитив».

Следует отметить, что экспортным вариантом занимались судостроительные заводы в Рыбинске и в Ярославле. По заграничным контрактам для ВМС стран Организации Варшавского договора было построено 14 ракетных катеров типа «Тарантул». Больше всех заказали ГДР и Польша, которые соответственно закупили 5 и 4 корабля. Четыре судна заказала Индия для своих ВМС. По одному катеру было построено для ВМС Йемена и Вьетнама. Один ракетный катер экспортного проекта был передан в учебный центр Балтийского флота, находящийся в Риге. Судно использовалось в качестве учебной платформы для обучения иностранных экипажей.

Повышенный интерес к кораблям этого проекта со стороны Индии подтверждается покупкой лицензии для последующего строительства судов этого класса на верфях в Мумбаи и в Гоа.

Для справки: В военно-морских флотах Румынии, Польши, Индии в украинских ВМС катера проекта 1241 причислены к классу корветов.

В отечественном российском флоте на сегодняшний день остаются в строю находят 5 судов самого первого проекта. На Черном море в строю остается ракетный катер Р- 71 «Шуя». В состав Балтийского флота входят корабли Р-129 «Кузнецк» и Р-257. До недавнего времени ракетный катер Р-101 был переведен с Северного флота на Каспий, где вошел в состав Каспийской военной флотилии. Один ракетный катер U155 Приднепровье» входит в состав ВМС Украины.

Корабли более поздних серий, улучшенной модификации продолжают оставаться в строю, представляя ударное звено Тихоокеанского флота, действуя в составе ударных соединений ракетных крейсеров в составе Черноморского и Балтийского флотов. Самый многочисленный отряд (10 боевых единиц) ракетных кораблей этого класса находится на Дальнем Востоке. По пять кораблей находились на черноморском морском театре и на Балтике. Из состава Черноморского флота один ракетный катер Р-160 передан в состав Каспийской военной флотилии.

Стоит ли говорить о том, какую роль сыграли ракетные катера проекта 1241, неся многолетнюю службу в составе ВМФ СССР и современного российского военного флота. Строительство одного корабля такого класса было просто несоизмеримо по стоимости и затратам с постройкой больших океанских судов, вооруженных ракетным оружием. Благодаря ракетным катерам сначала советский, а следом и российский флот сумел создать боеспособную группировку ударных кораблей на своих флангах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]