Лучшие советские самоходки времён Великой Отечественной войны


Огневая поддержка

Самоходные артиллерийские установки, следуя за танками или в рядах пехоты, поддерживали наступление танкистов и пехотинцев своим огнём или, наоборот, сидя в засаде, били прямой наводкой по наступающим танкам противника. Основным качеством самоходной пушки (в нашей стране принято называть «самоходная артиллерийская установка») является мощь и точность артиллерийского огня. Обычно на самоходке стояла более мощная пушка, чем на танке аналогичного веса. Бронирование для неё – не самое главное. Ведь самоходка не должна лезть напролом на передовые позиции противника. Её задача – стирать с лица земли выявленные цели, уничтожая их с дальних дистанций, оставаясь при этом недосягаемой для вражеских танковых и противотанковых пушек.

Во всех странах мира было произведено огромное количество самоходных орудий разных типов. На одних самоходных установках орудие стояло открыто, на других располагалось в полностью бронированных казематах (рубках). Многие самоходки имели поворотные башни и внешне ничем не отличались от обычных танков.


СУ-76

Самой распространённой самоходной пушкой в Красной армии была СУ-76 (самоходная установка с 76-мм пушкой), созданная в 1943 г. на базе лёгкого танка Т-70. Её орудие размещалось в полуоткрытой рубке в корме корпуса. Эта лёгкая самоходка, отличавшаяся высокой маневренностью и подвижностью, была незаменимым помощником советским пехотинцам. Подобных боевых машин за годы войны было выпущено рекордное количество – почти 14 тыс. штук. Более мощные, полностью бронированные, самоходные установки выпускались на базе танка Т-34. В зависимости от калибра установленного на них орудия они назывались СУ-85, СУ-100, СУ-122.

Германские самоходные пушки типа «Веспе» или «Хуммель» во многом напоминали советскую СУ-76. Они также были полуоткрытыми, но вооружались более мощными 105- и 150-мм пушками соответственно. Сами немцы называли их самодвижущимися полевыми артиллерийскими системами. В американской армии получили широкое распространение самоходные установки, орудия которых устанавливались не только в рубке, но и в поворачивающейся башне, открытой сверху. Внешне они напоминали танк «Шерман», так как были выполнены на его базе.

«Веспе»

Самоходные артиллерийские установки | СССР

ЗСУ-37

Зенитная самоходная установка создана на базе САУ СУ-76М и принята на вооружение в 1944 г. Она имела отрытую башню с круговым вращением, оснащалась дальномером и радиостанцией. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,9 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 10,5 — 12,2 т; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя – два 6 цилиндровых, карбюраторных «ГАЗ-202»; мощность двигателя – 140 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 37-мм пушка 61-К обр.1939 г; боезапас – 320 выстрелов; экипаж – 4 человека.

ЗСУ ХТЗ-16

Зенитная самоходная установка была создана в 1941 г. на базе трактора «СТЗ-3», обшитого бронелистами с установленным пушечным и пулеметным вооружением. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. Всего было выпущено около 100 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 т; масса – 7 т; бронирование – 5-25 мм; тип двигателя — четырехцилиндровый, керосиновый; мощность двигателя – 52 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км; запас хода – 120 км; основное вооружение — 45-мм танковая пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДП; экипаж – 2 — 4 человека.

Противотанковая САУ ЗИС-30

САУ открытого типа была создана путем установки противотанковой пушки «ЗИС-2» на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» и принята на вооружение в конце 1941г. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. Всего было выпущено 101 машину. ТТХ САУ: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,2 м; масса – 4 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 6 цилиндровый карбюраторный; мощность – 50 л.с; удельная мощность – 12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение – 57-мм пушка ЗиС-2; дополнительное – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 4 — 5 человек.

САУ КВ-7, первый вариант

САУ КВ-7, второй вариант

Опытная установка разработана в 1941 г. на шасси танка КВ-1 с двумя вариантами артиллерийского вооружения. Самоходная установка разрабатывалась как артиллерийская машина сопровождения танков с большой скорострельностью основного оружия. Она относилась к типу полностью за крытых самоходных установок и представляла собой модификацию танка КВ-1, отличаясь от него в основном отсутствием вращающейся башни, установленным вооружением, боекомплектом, броневой защитой, численностью экипажа и меньшей высотой машины. Первый вариант имел сразу три пушки: одну 76,2-мм Ф-34 и двух 45-мм орудий 20-К. Второй вариант установки был оснащен двумя одинаковыми пушками ЗиС-5. Всего было выпущено по одному экземпляру. ТТХ САУ: длина – 6,7 м; ширина – 3,2 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 47,5 т; ширина гусениц – 700 мм; бронирование – 30-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность – 600 л.с; удельная мощность – 13 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 34 км/ч; запас хода – 225 км; экипаж – 6 человек. Вооружение первого варианта: основное вооружение – одна 76-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20-К; боезапас – 93 выстрела для 76-мм пушки и 200 выстрелов для 45-мм пушек; скорострельность строенных пушек – 12 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – два основных и один запасной 7,62-мм пулемет ДТ; боекомплект – 3 591 патрон. Вооружение второго варианта: 2 пушки 76,2-мм ЗИС-5; скорострельность – 15 выстрелов залпом; боекомплект – 150 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – три 7,62-мм пулемета ДТ; боекомплект – 2 646 патрон; 30 гранат Ф-1.

САУ СУ-12 (СУ-12-1)

САУ выпускались в 1933-1935 гг. путем монтажа на тумбовой установке 76,2-мм пушки образца 1927 г. на шасси грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4 «Морланд» (СУ-12) и ГАЗ-ААА (СУ-12-1). Из выпущенных 99 машин к началу войны на вооружении находилось 3 установки. ТТХ САУ: длина — 5,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,3 м; масса – 3,7 т; толщина щита – 4 мм; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 50 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 370 км; скорострельность – 10 — 12 выстрелов в минуту; боекомплект – 36 выстрелов; экипаж – 4 человека.

ЗСУ 29-К

САУ выпускалась в 1935-1937 гг. на базе шасси трехосного грузовика ЯГ-10 (6х4) и 76-мм зенитной пушки 3-К образца 1931 г. Для устойчивости по бортам платформы были смонтированы четыре сошника «домкратного типа». Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу. Всего было выпущено 61 установку. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 420 мм; масса – 10,6 т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 275 км; тип двигателя – карбюраторный «Hercules-YXC», мощность – 94 л.с; боекомплект – 48 выстрелов; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,3 км; бронепробиваемость – 85 мм; экипаж – 5 человек.

САУ ОСУ-76

Установка являлась максимально облегченной и упрощенной версией САУ СУ-76. Она была разработана в 1944 г. Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 3 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,6 м; клиренс – 290 мм; масса – 4,2 т; бронирование – 6-10 мм; тип двигателя -рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 11,9 л.с/т; скорость движения по шоссе – 41 км/ч; запас хода – 220 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 30 выстрелов; экипаж – 3 человека.

САУ СУ-76

САУ СУ-76

Установка выпускалась в 1943-1945 гг. в двух вариантах: СУ-76 (с двигателями ГАЗ-202) и СУ-76М (с двигателями ГАЗ-203). Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 14 292 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 300 мм; масса – 11,2 т; бронирование – 7 — 35 мм; тип двигателя – два спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 140/170 л.с; удельная мощность – 12,5 л.с/т; скорость движения по шоссе – 44 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 60 выстрелов; дальность стрельбы – 13 км; экипаж – 4 человека.

САУ СУ-76и («СУ С-1»)

Штурмовое орудие было построено в 1943 г. на базе трофейных немецких танков «Pz Kpfw III» и САУ «StuG III». Всего было выпущено 201 машину, из них 20 командирских машин, оснащенных башенкой с входным люком и радиостанцией повышенной мощности. ТТХ САУ: длина – 6,3 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,4 т; клиренс – 350 мм; масса – 22,5 т; бронирование – 10-60 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 265 л.с; удельная мощность – 11,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение – 76,2-мм пушка «С-1»; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; боезапас – 98 выстрелов; экипаж – 4 человека.

САУ СУ-85

СУ-85М

Истребитель танков выпускался на шасси Т-34 и рубки САУ СУ-122. Принят на вооружение в 1943 г. Известна модификация установки СУ-85М, по сути являвшаяся СУ-100 с 85-мм пушкой (выпущено 315 шт.). Установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Всего было построено 2 652 машины. ТТХ САУ: длина – 8,2 м; ширина – 3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,2 т; бронирование – 20-60 мм; тип двигателя – дизель; мощность – 500 л.с; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 400 км; вооружение – 85-мм пушка – Д-5Т; боезапас – 48 выстрелов; скорострельность – 6-7 выстрелов в минуту; бронепробиваемость на дистанции 500 м – 140 мм; экипаж – 4 человека.

САУ СУ-100

Истребитель танков создан на базе танка «Т-34-85» и принят на вооружение в 1944 г. САУ относилась к типу закрытых самоходных установок. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Всего в период войны было выпущено 2320 машин. ТТХ САУ: длина – 9,5 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 31,6 т; бронирование – 20-110 мм; тип двигателя — V-образный 12 цилиндровый дизель «В-2-34»; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность — 16,4 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 310 км; вооружение – 100-мм пушка «Д-10С»; дальность стрельбы прямой наводкой – 4,6 км, максимальная – 15,4 км; боезапас – 33 выстрела; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 135 мм; экипаж – 4 человека.

САУ СУ-122

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1943 гг. как максимально упрощенная конструкция танка Т-34. Орудие было установлено на тумбе, прикрепленное к днищу машины. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Захваченные Вермахтом установки служили под обозначением «StuG SU-122(r)». Всего выпущено 638 машин. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,6 т; бронирование — 15-45 мм; тип двигателя – дизель «В-2-34», мощность двигателя – 500 л.с; удельная мощность – 16,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 600 км; вооружение – 122-мм гаубица М-30С; боезапас – 40 выстрелов; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 160 мм; скорострельность – 203 выстрела в минуту; экипаж – 5 человек.

САУ СУ-5

Самоходная гаубица выпускалась в 1939 г. на шасси танка Т-26 путем демонтажа башни и открытой установки на ее место 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. К началу войны на вооружении находилось 28 машин. ТТХ САУ: длина – 4,8 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; клиренс – 380 мм; масса – 10,5 т; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 90 л.с; бронирование – 6 — 15 мм; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 170 км; боекомплект – 8 выстрелов; экипаж – 5 человек.

САУ ИСУ-122

ИСУ-122С

Установка создана на базе танка ИС и принята на вооружение в 1944 г. Известна модификация САУ – ИСУ-122С с орудием Д-25Т. САУ имела бронированный корпус, который был разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. С конца 1944 г. на САУ устанавливался зенитный крупнокалиберный пулемет. Всего построено 1 735 машин. ТТХ САУ: длина – 9,9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,5 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 220 км; основное вооружение – 121,9-мм пушка А-19С; скорострельность – 2 выстрела в минуту; скорострельность Д-25Т — 3-4; высота линии огня – 1,8 м; боезапас – 30 выстрелов; дополнительное вооружение – 12,7 мм пулемет ДШК; боезапас – 250 патронов; дальность выстрела прямой наводкой – 5 км, максимальная дальность – 14,3 км; экипаж – 5 человек.

САУ ИСУ-152

САУ СУ-152 (КВ-14)

Установка создана на базе танка «ИС-1/2» и принята на вооружение в 1943 г. С начала 1945 г. на САУ устанавливался зенитный крунокалиберный пулемет. Самоходка использовалась как тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков и как самоходная гаубица. Всего в период войны было выпущено 1 885 машин. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,9 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20 — 100 мм; тип двигателя — 4 тактный 12 цилиндровый дизель В-2-ИС; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 350 — 500 км; основное вооружение – 152,4-мм гаубица-пушка «МЛ-20С»; боезапас – 21 выстрел; бронепробиваемость на дистанции 1000 м -123 мм; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; высота линии огня – 1,8 м; дополнительное вооружение – 12,7-мм пулемет ДШК, боезапас – 250 патронов; экипаж – 5 человек.

САУ СУ-152

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1944 гг. на базе тяжелого танка КВ-1с. Во время ремонтов на САУ могла устанавливаться турельная установка зенитного 12,7-мм пулемета ДШК. Всего было выпущено 671 машину. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3.3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 45,5 т; бронирование – 20-65 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный В-2К; мощность — 600 л. с.; удельная мощность – 13,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20С; боезапас – 20 выстрелов; скорострельность – 1 — 2 выстрела в минуту; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; экипаж – 5 человек.
Поделиться в:

Штурмовые орудия

Во время войн не всё подчиняется классическим правилам. Вот и самоходная пушка «Штурмгешутц» стала исключением из правил. Начав войну в качестве пехотного штурмового артиллерийского орудия, не имевшего вообще никакого отношения к танковым войскам Германии (члены экипажа «Штурмгешутцев» считались не танкистами, а артиллеристами), эта боевая машина в середине войны была принята на вооружение танковых войск. Мало того, если в начале войны экипажам лёгких «Штурмгешутцев» предписывалось не вступать в поединки с танками противника, то в конце войны именно они составляли основу противотанковых подразделений вермахта. При этом, как и другие классические танки, «Штурмгешутцы» последних серий были оснащены и мощными пушками, и толстой бронёй. Эти самоходки получили и пулемётное вооружение. Это была уже не просто артиллерийская установка, всего лишь поддерживающая войска огнём издалека, а настоящая боевая машина, предназначенная для ведения жестокого ближнего боя. Другими словами – самый настоящий танк, пусть и безбашенный.


Штурмовое орудие «Штурмгешутц» III начального периода войны имело короткоствольное орудие калибром 75 мм

Развитие бронетехники во время войны подчинялось единому закону развития жизни: выживает сильнейший. Не все боевые машины, созданные накануне или даже в годы войны, смогли «дожить» до её окончания. Типичным примером является германский тяжёлый танк «Тигр», производство которого было прекращено в 1944 г. А вот «Штурмгешутцы», наоборот, не только производились до самого конца войны, но и их выпуск постоянно увеличивался. Именно «Штурмгешутцы» стали самыми массовыми образцами бронетехники Германии. Их было выпущено более 10 тыс. штук. Производить безбашенные боевые машины по упрощённой технологии оказалось намного легче, чем «нормальные» танки. И это дало свои результаты. «Штурмгешутц», может, и не был столь хорош, как Т-IV. Зато два «Штурмгешутца» на поле боя оказывались всё же эффективнее, чем один «Панцер».

Самоходные пушки «Штурмгешутц» выпускались на базе танков Т-III и Т-IV, а потому назывались «Штурмгешутц» III и «Штурмгешутц» IV. В конце войны они с тали самым востребованным немецким оружием.

За четыре года непрерывных боёв «Штурмгешутцы» видоизменились. Маневренные, оснащённые новой длинноствольной пушкой и пулемётами, имеющие достаточное бронирование, они оказались чуть ли не главным средством сдерживания наступающего противника. Их единственный серьёзный недостаток (неповорачивающаяся пушка) в условиях оборонительных боёв перестал быть столь уж явным. Ведь сидящим в засаде самоходкам не нужно поворачивать пушку для стрельбы во все стороны, что свойственно танкам, идущим в наступление.


Низкий силуэт самоходной пушки «Штурмгешутц» IV делал эту эту боевую машину малозаметной на местности

Презент из-под Киева

Впервые эту боевую машину, «крёстным отцом» которой являлся будущий фельдмаршал Манштейн, немцы применили в ходе боёв за Францию в мае-июне 1940 года. Нельзя сказать, что советская разведка ничего не знала о StuG III. Просто она не особо акцентировала на ней внимание, ограничившись коротким описанием:

«В качестве артиллерии сопровождения пехоты при атаках укреплённых позиций и гнёзд сопротивления на направлениях главного удара вводятся, пока в виде опыта в моторизованных дивизиях, а затем в танковых и пехотных дивизиях, дивизионы штурмовой артиллерии.

Дивизионы вооружены 75-мм танковыми пушками, установленными на шасси среднего танка III, но с особой башней и бронировкой.

Главная задача этих орудий – уничтожение прямой наводкой огневых точек».

О том, насколько важным и эффективным инструментом нападения являются эти низкие, подвижные и хорошо вооружённые боевые машины, советские военные не догадывались. Между тем, в июне 1941 года на границах Советского Союза находилось более десяти батальонов штурмовых орудий (Sturmgeschütz-Abteilung, сокращённо StuG.Abt.), действовавших обычно на самом острие наступления. Среди них был и 197-й батальон штурмовых орудий под командованием майора Гельмута Христа.


Красноармейцы позируют на трофейном StuG III из StuG.Abt.197, август 1941 года

Этот батальон был сформирован в октябре 1940 года. На вооружение он получил машины StuG III Ausf.B. Боевое крещение StuG.Abt.197 прошёл в мае 1941 года, когда совместно со 132-й пехотной дивизией участвовал во вторжении в Югославию. В начале вторжения в СССР батальон был подчинён XXXXVIII-му танковому корпусу группы армий «Центр». Вскоре после начала боевых действий его переподчинили XXXXIV-му корпусу 6-й армии в составе группы армий «Юг».


Та же машина на НИИБТ Полигоне, начало сентября 1941 года. Хорошо видны повреждения ходовой части, а также буква Е на борту

К 15 августа батальон находился в районе города Канев, где начались затяжные бои за Днепр. Именно здесь в ходе контратак советской пехоты удалось захватить как минимум два StuG III Ausf.B из состава StuG.Abt.197. Машина из 3-й батареи досталась в ходовом состоянии и поучаствовала в фотосессии с захватившими её бойцами. На ходу оказалась и вторая машина, имевшая номер шасси 90 247 и имя собственное Prinz Eugen. Судя по повреждениям и отчётам StuG.Abt.197, потеряны самоходки были в результате подрыва на минах. После небольшого ремонта их отвели в тыл советских войск.

Часто встречается утверждение, что как минимум одна из этих захваченных самоходных установок позже пошла в бой с советским экипажем. Однако это не соответствует действительности. Уже в начале сентября самоходная установка из 3-й батареи оказалась на НИИБТ Полигоне. Что же касается машины с именем собственным Prinz Eugen, то её сначала переправили в тыл Центрального фронта. Там было составлено её краткое описание, причём называли трофей в нём не иначе, как «средний немецкий танк Т-3 с неподвижной башней». Описание касалось исключительно внутреннего и внешнего устройства машины. Полученные в ходе изучения характеристики примерно соответствовали реальным ТТХ StuG III. Несмотря на скоротечность составления описания, специалисты, изучавшие машину, успели её частично разобрать, после чего собрали обратно.


Вторая трофейная САУ StuG III Ausf.B из StuG.Abt.197

На НИИБТ Полигоне пошли по другому пути. Вместо того, чтобы подробно изучать новую машину, для начала был составлен краткий перечень её характеристик. Сводный материал о танках немецкой армии был подготовлен уже к 11 сентября 1941 года. Отражённые в нём тактико-технические характеристики оказались точнее, особенно это касалось толщины брони. Помимо измерений, на НИИБТ Полигоне были проведены и кратковременные испытания. В ходе них StuG III Ausf.B развил максимальную скорость 50 км/ч.

Эта же машина слева. Самоходная установка несла имя собственное Prinz Eugen

В документах НИИБТ Полигона немецкая штурмовая САУ именовалась не иначе как «артиллерийский танк», сокращённо Art-Sturm. Неизвестно, кто «изобрёл» этот термин, но обозначение «Артштурм» намертво прикрепилось к StuG III в советских документах.

Разрушители городов

В годы Второй мировой войны самой сложной боевой задачей считалось взятие штурмом укреплённого оборонительного района, насыщенного долговременными огневыми точками (дот), а также крупных городов, где каждый многоэтажный дом превращался в неприступную крепость. Для разрушения таких очагов сопротивления требовались исключительно мощные боевые машины. Фугасными и бетонобойными снарядами они должны были проламывать бреши в обороне противника. Американцы решали эту проблему ударами авиации и огнём дальнобойных пушек и гаубиц. Они устанавливали на шасси танков М-24 «Чеффи» 105-мм гаубицы, а на шасси танков М-3 и М-4 тяжёлые – 155-мм, 203-мм и даже 240-мм гаубицы. Сплошного бронирования эти самоходки не имели, так как предназначались для ведения огня с больших дистанций.


203-мм самоходная гаубица М-43 стреляла снарядами весом 90 кг на дальность до 17 км. Ответного огня можно было не опасаться

Столкнувшись в 1941 г. с яростным сопротивлением бойцов Красной армии, немцы поняли, что без сверхмощных танков сложно захватывать города. Осенью 1942 г. во время тяжёлой Сталинградской битвы идея создания такого оружия стала особенно актуальной. И в конце 1942 г. в Германии на базе среднего танка Т-IV спроектировали САУ «Бруммбер» («медведь-гризли») с мощной 150-мм пушкой. Из-за очень толстой брони эту самоходку немцы называли штурмовым танком. Однако штурмовать советские города «медведям» не пришлось.


«Бруммбер»

Когда они появились, Красная армия уже наступала. Неповоротливый «Бруммбер» с короткоствольной пушкой не годился для боёв на открытой местности. Экзотический штурмовой танк «Штурмтигр» создали в 1943 г. на шасси тяжёлого танка Т-VI «Тигр». Конструкторы решили использовать ракетную установку, стреляющую реактивными снарядами весом почти в 350 кг! Снаряд длиной 1,5 м и диаметром 38 см, оснащённый реактивным двигателем, мог пролететь 5,5 км и разрушить многоэтажный дом: 130 кг взрывчатки пробивали железобетонную стену толщиной в 2,5 м. Страшное по своей разрушительной силе оружие создала для вооружения кораблей. Это был реактивный бомбомёт. Германские танкисты называли его мортирой. Поэтому и «ракетный» танк стали именовать «Штурммортир», но прижилось имя «Штурмтигр». В августе 1944 г. опытный «Штурмтигр» вместе с «Бруммберами» воевал в Варшаве. Чудовищное оружие уничтожало всё вокруг, превращая дома в руины.

«Штурмтигр»

Опытный «Штурмтигр» не имел необходимого бронирования. Его рубка была сварена из толстых листов обычного железа. Первый серийный танк со 150-мм бронёй вышел из цехов завода лишь в сентябре 1944 г. Всего же было сделано 18 таких супертанков…

Истребители танков

Самое страшное, что ждало германских солдат на Восточном фронте, – это появление неуязвимых русских танков КВ и Т-34. Вот почему уже в конце 1941 г. все силы германской промышленности были направлены на создание противотанковых средств поражения, в том числе и специальных противотанковых самоходных орудий. При этом в германской армии для обозначения противотанковых самоходных орудий использовались два очень похожих термина: «Panzerjager» («Панцерягер») и «Jagdpanzer» («Ягдпанцер»). Слово «панцер» – это по-немецки «танк», слово «ягер» – « охотник». Слово «ягд» – «истребитель». «Панцерягер» можно перевести на русский язык как «охотник за танками» или «истребитель танков», а «ягдпанцер» – как «танк-истребитель». По смыслу вроде бы одно и то же. Так зачем же придумывать два разных названия? Ведь и то и другое означает не что иное, как просто «антитанк».

Термин «истребитель танков» существовал в германской армии. В британской, американской и Красной армиях истребители танков назывались противотанковыми самоходными пушками.


«Панцерягер»

В реальности всё было не так просто. Если вдуматься в смысл слов «истребитель танков», то под ним подразумевается всё что угодно и кто угодно. Это может быть и танк, и самоходная противотанковая пушка, и обычное буксируемое противотанковое орудие, и солдат с противотанковым ружьём, гранатой или бутылкой с зажигательной смесью. Это также может быть диверсант, заложивший мину на дороге, и, наконец, самолёт-штурмовик. А вот «танк-истребитель» – это уже однозначно что-то на гусеницах, с мощной пушкой и прикрытое толстой бронёй.


«Мардер» III

В германской армии так сложилось, что все «антитанки» делились на две группы. Первая группа истребителей танков – это просто гусеничные машины, предназначенные для перевозки установленной на них противотанковой пушки. Другими словами – это обычные противотанковые самоходные артиллерийские установки (САУ), прикрытые лёгкой бронёй, защищающей экипаж от пуль и осколков. Типичными представителями «охотников» были противотанковые САУ «Панцерягер» I, «Мардер» («куница») или «Насхорн» («носорог»). Охотник тихо сидит в засаде или осторожно подбирается, чтобы дичь не вспугнуть, но никак не лезет напролом через бурелом или камыши. Так же действовали и германские истребители танков. Сидя в засаде и будучи хорошо замаскированными, они вели огонь по танкам противника до тех пор, пока их не засекали и по ним не открывался ответный огонь. После этого «охотники за танками», опасаясь получить вражеский снаряд, быстро ретировались или переползали на запасную огневую позицию.


В Красной армии лучшим истребителем танков считалась самоходная артиллерийская установка Су-100

Танки-истребители

Совсем по-иному воевали настоящие танки-истребители. Стандартный танк, как вы знаете, является оружием наступления. Он предназначен для того, чтобы «грудью» лезть на врага, а значит, он должен иметь не только мощную пушку, но и хорошее бронирование. Естественно, танк-истребитель также должен был обладать всеми этими качествами. Ведь ему полагалось не просто идти в атаку вместе с пехотой и обычными линейными танками, а идти в атаку на самом сложном направлении – там, где находились танки противника. В обороне танк-истребитель тоже должен был стоять насмерть, прикрываясь своей толстой бронёй, а не ускользать из-под обстрела, как истребители танков.


«Ягдпантера» была лучшим немецким танком-истребителем времён Второй мировой войны

Разрабатывать специальные танки-истребители немцы начали сразу же после того, как начали войну против нашей страны, когда убедились, что советские танки КВ и Т-34 представляют исключительно серьёзную угрозу не только пехоте, но и всем имеющимся в вермахте бронированным боевым машинам. Обычные линейные танки «Панцер» III и «Панцер» IV оказались беспомощны против советских танков. Нужно было срочно создавать боевые машины нового поколения, способные бороться с советскими танками. В 1943 г. первые танки-истребители уже появились на фронте – это были знаменитые «Фердинанды».

На следующий год появились «Ягдтигр» и «Ягдпантера». «Ягдтигр» был создан на базе «Королевского Тигра», а «Ягдпантера» представляла собой самоходную установку на базе тяжёлого танка «Пантера». Во всех этих боевых машинах пушка устанавливалась в неподвижной рубке-каземате. Танки-истребители представляли собой чрезвычайно мощные образцы бронетехники. Толщина лобовой брони корпуса на «Фердинанде» и «Ягдтигре» доходила до 200 мм! «Фердинанд» и «Ягдпантера» были вооружены мощнейшей 88-мм пушкой, а на «Ягдтигре» вообще стояло чудовищное орудие калибра 128 мм. Отдачу таких пушек не могла выдержать никакая башня. Вот почему их пришлось устанавливать в неподвижной рубке. Неуязвимость всего этого сооружения обеспечивалась лобовой бронёй рубки невиданной толщины – 250 мм! «Ягдтигр» был на 10 т тяжелее «Королевского Тигра». Доставка таких тяжёлых боевых машин к месту боёв превращалась в большую проблему. А ещё производство столь сложной боевой техники невозможно было наладить в массовом количестве.


Военная промышленность Германии смогла построить всего около 70 «Ягдтигров»

Что такое 90 «Фердинандов», 70 «Ягдтигров» и 400 «Ягдпантер» против тысяч советских танков? Наступающая Красная армия их просто не заметила. Лишь «Фердинанд» оставил о себе след в ис тории, «засветившись» в ходе боёв на Курской дуге.

Ориентир

Примерно в это же время изучением конструкции корпуса StuG III занимался коллектив НИИ-48. Определялся состав брони, типы соединения листов, выявлялись наиболее удачные решения, которые можно было бы внедрить в советское броневое производство:

«Корпус германского танка «Арт-Штурм»

Корпус сварной. Потолок боевого отделения крепится болтами с потайной головкой. В первоначальном выпуске имел 50 мм толщины лобовые листы, 30 мм бортовые и 20 мм кормовые. Впоследствии 20 мм броня кормовых листов заменена бронёй 50 мм толщины.

Корпус изготовлен из катанной хромистой стали с наличием ванадия в количестве 0,1%.

Листы обработаны на твёрдость Hв 10/3000 476–337, диаметр отпечатка 2,80–3,32. Броня вязкая, имеет хорошую снарядостойкость и не колется.

<�…>

2. Немецкие корпуса танков T-3, T-4 и Артштурм изготовлены из хромистой стали, обладают хорошей снарядостойскостью.

Для производства брони нашей промышленностью до толщин 50 мм наиболее подходящим составом является состав немецкой хромистой брони. Варка, прокатка, термообработка и сварка хромистой стали марок 5140 и 5150 нашей промышленностью освоены, и в производстве брони затруднений не будет.

3. В качестве электрода для сварки корпусов можно рекомендовать хромистый электрод с содержанием хрома 2,1% и углерода 0,2%».


Схема бронекорпуса StuG III из отчёта НИИ-48

Стоит отметить, что и до обстрела немецких танков шли работы по подкалиберным снарядам для 45-мм пушек, а также разработка 45-мм противотанковой пушки с удлинённым стволом. Итоги испытаний лишь подстегнули сроки внедрения обоих конструкторских решений.

Поначалу немецкая новинка не особо заинтересовала советских конструкторов. Однако впоследствии САУ StuG III оказала огромное влияние на развитие советской средней самоходной артиллерии. До неё отечественные средние САУ представляли собой, как правило, полуоткрытые истребители танков с вращающейся башней, например проект У-20. Но уже весной 1942 года приоритеты конструкторов поменялись в пользу разработки штурмовых САУ с закрытой рубкой, концептуально повторяющих StuG III. Но об этом поговорим уже в следующий раз.

Слон по имени «Фердинанд»

В 1941 г. единственным германским орудием, которое пробивало броню советских тяжёлых танков, оказалась 88-мм зенитная пушка. Для этих пушек разработали специальные бронебойные снаряды. С расстояния в один километр (именно на таких дистанциях велись танковые дуэли) бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 150 мм. В то время ни у одного танка в мире не было столь толстой брони, потому можно с уверенностью говорить о том, что танк с такой пушкой мог стать «абсолютным» оружием. И такими пушками немцы решили вооружить 90 изготовленных на шасси для тяжёлого танка «Тигр». После того как весной 1942 г. «Тигр» профессора Порше проиграл конкурс , бронекорпуса танков стояли без дела.


«Фердинанды» пошли в бой 6 июля 1943 г. на Курской дуге. За месяц боевых действий было уничтожено 39 этих машин

Новые машины производили неизгладимое впечатление. Это были не только самые мощные, но и самые тяжёлые и наиболее защищённые бронированные боевые машины в мире! Толщина их лобовой брони достигала 200 мм! По тем временам это была исключительно толстая броня. У всех германских средних танков начального периода войны толщина лобовой брони составляла 30–50 мм. К середине войны толщину брони увеличили до 80 мм, а у самого мощного танка «Тигр» её довели до 100–120 мм. А тут 200 мм!

Говорят, наименование «Фердинанд» машине дал Гитлер. Однако «Фердинанд» – это упрощённое название. Официальное обозначение нового стального монстра было очень сложным: «8.8-cm PaK-43/2 Sfl. L/ 71 Panzerjager Tiger (P) Sd.Kfz. 184 Ferdinand». В переводе на русский язык это звучит примерно так: «Самоходное противотанковое орудие с 88-мм пушкой РаК-43 второй модификации и длиной ствола в 71 калибр, выполненное на базе опытного танка «Тигр» модели конструктора Порше и имеющее отныне обозначение модель 184 и персональное название ”Фердинанд»». Создавался «Фердинанд» как танк-истребитель, но в бой пошёл как обычное штурмовое орудие. Экипажам «Фердинандов» пришлось прорывать линии обороны Красной армии на Курской дуге. Но почти все чудо-танки вскоре остановились: или подорвались на минах, или увязли в грязи, так и не выполнив поставленной боевой задачи.


«Фердинанд» был скорее не танком, а подвижной стальной крепостью. Даже с боков его прикрывала броня толщиной 80 мм

Танк-истребитель «Фердинанд» имел ещё одно официальное название. По аналогии с «Тигром», «Пантерой», «Медведем» и другими боевыми машинами вермахта, несущими «звериные» имена, «Фердинанд» получил наименование «Элефант» («слон»).

Легенда о «Фердинанде»

Две недели боёв под Курском сделали «Фердинанда» известным на весь мир. Огромную роль в этом сыграла как геббельсовская пропаганда, восхвалявшая «Фердинанда» как самый мощный и неуязвимый танк в мире, так и сводки советского командования, в которых каждый день упоминалось о подбитых и захваченных «Фердинандах». В те дни, похоже, все страсти кипели вокруг этой самоходки. Возможно, первопричиной интереса было необычное название. В названии «Фердинанд» красноармейцам слышалось что-то ненавистное, действительно ассоциирующееся с германским фашизмом.


Издалека «Фердинанд» напоминал своим внешним видом другие германские самоходные пушки – «Мардер», «Хуммель», «Веспе», «Насхорн»

Противотанковая САУ «Насхорн» («носорог») оснащалась такой же пушкой, что и «Фердинанд»


Тяжёлая 150-мм САУ «Хуммель» («шмель») вела огонь фугасными снарядами, каждый весом 43,5 кг

На Курской дуге «Фердинанд» олицетворял собой всю военную мощь Третьего рейха. Поджечь «Фердинанд» для советского солдата было куда престижнее, чем уничтожить любого другого фашистского «зверя». Кстати, за подбитый «Фердинанд» боец сразу же получал орден. И вскоре счёт подбитым «Фердинандам» пошёл на сотни. Но, как мы знаем, их всего-то построили 90 штук. Откуда тогда взялись остальные?

Во-первых, по ненавистному «Фердинанду» наши бойцы били из всех видов оружия. Об уничтожении вражеского самохода могли одновременно доложить командованию и танкисты, и артиллеристы, и пехотинцы, и лётчики. Так один подбитый «Фердинанд» в отчётах превращался в два, а то и в три или четыре. Такое происходило и происходит в армиях всех стран мира.

В общем, стоило появиться немецкой самоходке, у которой пушка торчала из рубки, расположенной в задней части корпуса, как по передовой разносился слух о том, что это «Фердинанд». В этом нет ничего удивительного. Стоит учесть и тот факт, что немецкие танки и самоходки часто имели камуфляжную окраску, затрудняющую их обнаружение. Вот и попробуй разберись, что это за пятнистое чудовище с длинной пушкой вылезает из-за сарая? В лучшем случае бойцам удавалось определить – танк это или самоходка. А дальше всё просто – если танк, значит, «Тигр». Ну а уж если самоходка, то «Фердинанд». Ведь названий других германских САУ наши бойцы не знали и в документах записывали их как «Фердинанд с 75-мм пушкой» или «Фердинанд со 105-мм пушкой». В общем, били «Мардеров» и «Хуммелей» и всех их засчитывали как «Фердинанды».

После Курской дуги «Фердинанды» массированно уже никогда не применялись . Вскоре все эти машины увезли на капитальный ремонт в Германию, а затем часть из них направили воевать в Италию.

Крепкий орешек

StuG III на НИИБТ Полигоне изучался в рамках составления справочника по немецкой бронетанковой технике, в котором остро нуждались войска. Из-за этого обстоятельства изучение проводилось по сокращённой программе, а потому и выводы местами могут показаться несколько необоснованными:

«Артиллерийский танк-штурмовик предназначен для действий в первом эшелоне танков.

В танке отсутствует башня. Огонь из пушки можно вести только вперёд с сектором обстрела 28° поворотом пушки, установленной на тумбе.

Пулемётное вооружение отсутствует.

При изготовлении артиллерийского танка нижняя часть броневого корпуса, ходовая часть, двигатель, планетарный механизм поворота, приводы управления взяты с танка Т-III.

Коробка перемены передач однотипна с КПП, установленной в танке Т-IIб, и отличается от неё только увеличенными габаритами.

Броневая защита танка поражается артиллерией всех калибров.

Через открытые места над орудийной установкой сверху танк может поражаться бутылкой с горящей жидкостью и гранатой».

StuG III, вид сзади

Крайне легкомысленным в данном случае выглядит вывод относительно уровня броневой защиты немецкой самоходной установки. Безусловно, ряд её элементов создателями StuG III был выполнен не особо удачно, особенно это касается защиты рубки. Установка под прицел получилась такой, что нередко «ловила» снаряды, и уже на модификации Ausf.C её переделали. Не самой удачной с точки зрения снарядостойскости оказалась и орудийная установка. Тем не менее, броневую защиту лобовой части немецкого самохода сотрудники Полигона сильно недооценили. Именно StuG III стала первой немецкой боевой машиной с лёгким противоснарядным бронированием, пошедшей в серию. Толщина лобовых листов корпуса и рубки уже на первой модификации, StuG III Ausf.A, составила 50 мм. Машина получила надёжную защиту от 37-мм противотанковой пушки. И лишь годом позже до той же толщины усилили лоб Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV.


Плакат с наиболее поражаемыми элементами «Артштурма», 1942 год. Реальность несколько отличалась от этого изображения

То, что с пробитием немецкой брони у советской 45-мм противотанковой пушки могут быть проблемы, было очевидно ещё в конце 1940 года. Тогда был проведён обстрел эвакуационного люка Pz.Kpfw.III, закупленного в Германии. Люк удалось пробить и даже расколоть, но не с первого раза. При таких результатах было очевидно, что более толстая броня будет непробиваема. Тем не менее, в сентябре 1941 года о StuG III в войска пошёл вердикт «поражается артиллерией всех калибров». Он же оказался продублирован в листовках из серии «Уничтожай немецкие танки».

Полноценное изучение брони немецкой самоходной установки было проведено лишь в сентябре 1942 года. На НИИБТ Полигоне в Кубинке, а также на территории филиала в Казани были проведены испытания обстрелом Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV, Pz.Kpfw.38(t) и StuG III. Машины обстреливали советскими, американскими, английскими, немецкими, чехословацкими и французскими танковыми пушками. Определялась устойчивость их бронезащиты при обстрелах с дистанций 50, 100, 200, 400, 600 и 800 метров.


Результаты обстрела лба корпуса 45-мм снарядами (отмечены цифрами 1 и 2)

Первым делом самоходную установку обстреляли из 45-мм танковой пушки обр.1942 года, установленной в танке Т-70. Борта толщиной 30 мм пушка пробила без проблем, причём сделала это на дистанции 850 метров. Совсем другая картина выяснилась при обстреле лобовой части немецкой машины. Обстрел с дистанций 100 и 50 метров выявил один и тот же результат – вмятины глубиной 20 мм. При попадании снаряды разрушались.


Попадания 2-фунтовых снарядов. Пробитие оказалось скорее случайностью

На этом месте можно было бы закончить повествование и посетовать на плохое советское вооружение. Но весьма похожие результаты показала и другая пушка – английская 2-фунтовая (40 мм), установленная в канадском танке Valentine VII. Борта немецкой самоходной установки для неё также оказались беспроблемными. Что же касается лобовой части, то пробила английская пушка её лишь единожды, причём это произошло скорее случайно, а саму пробоину признали «некондиционной», так как пробитие пришлось на стык центрального и верхнего лобовых листов. В остальных случаях при попадании снарядов образовывались вмятины глубиной до 25 мм. Остаётся лишь посочувствовать английскими танкистам, у которых 2-фунтовка была основным вооружением танков вплоть до осени 1942 года.


Пробития подкалиберными снарядами 37-мм пушки А-7, установленной на танке Pz.Kpfw.38(t)

Похожий результат показала и 37-мм пушка A-7, установленная на чехословацком танке Pz.Kpfw.38(t). При уверенном пробитии бортов лоб StuG III оказался неуязвим и для неё – попадания отмечались вмятинами глубиной до 40 мм. Но картина резко поменялась при использовании подкалиберных снарядов. Эти боеприпасы уверенно пробивали лобовую броню немецкого штурмового оружия на дистанциях 100, 200 и 400 метров.

Гораздо увереннее показала себя 37-мм пушка M5, установленная в американском лёгком танке M3. Её бронебойный снаряд M51 без проблем пробивал лоб немецкой самоходки со 100 метров, а на дистанции в 150 метров наблюдались вмятины глубиной 35–50 мм. Объяснялось это прежде всего тем, что при создании противотанковой пушки М3 Гладеон Барнс использовал увеличенную гильзу для её боеприпасов, благодаря чему начальная скорость снаряда оказалась выше таковой у советских и британских аналогов.


Штатный бронебойный снаряд 37-мм пушки M5 на дистанции 100 метров уверенно пробивал броню немецкой САУ

Ещё эффективнее оказалась 47-мм танковая пушка SA 35, установленная во французском танке Somua S 35. Максимальная дистанция, на которой удалось пробить лоб StuG III из неё, составила 400 метров. Правда, на таком расстоянии пробитие происходило через раз. Немецкая 5 cm KwK 38 L/42, штатное вооружение Pz.Kpfw.III по состоянию на 1941 год, смогла пробить лобовую броню САУ на дистанции в 800 метров.


Пробоины, оставленные 47-мм танковой пушкой SA 35, установленной во французском танке Somua S 35

Довольно любопытными были результаты обстрела из 75-мм пушки M2, которая устанавливалась на американский средний танк M3. Бронебойные снаряды для неё в первых конвоях не поставлялись, по этой причине по StuG III стреляли осколочно-фугасными боеприпасами. Итоги стрельбы оказались неутешительными: не было отмечено ни единого пробития. Максимум, чего удалось добиться – это вмятины глубиной до 10 мм. Кроме того, при стрельбе по лобовому листу рубки глубокая вмятина образовалась на крыше трансмиссионного отделения. Совсем иные результаты оказались у 76-мм пушки Ф-34 – её бронебойные снаряды делали из StuG III решето с любых дистанций. При попадании происходили проломы брони с образованием большого числа осколков.

Результаты стрельбы из 75-мм пушки M2, которая устанавливалась на американский средний танк M3

Солдат без наград

Военная промышленность Германии не могла построить много тяжёлых стальных монстров. Куда большую опасность в те годы представляли лёгкие и грозные «Ягдпанцеры» IV, которых немцы выпустили почти в четыре раза больше, чем «Фердинандов», «Ягдтигров» и «Ягдпантер» вместе взятых. Проектировать истребитель танков «Ягдпанцер» IV начали в конце 1942 г. В то время Т-IV являлся основным танком вермахта. Немецкие танкисты этот танк знали и любили. Он был удобен и неприхотлив в эксплуатации. Базу Т-IV выбрали в качестве основы для будущего танка-истребителя. Мощную пушку поместили в бронированном каземате.

Толщину лобовой брони «Ягдпанцера» IV довели до 80 мм – по бронестойкости он сравнялся с «Ягдпантерой»


Низкий силуэт «Ягдпанцера» IV затруднял обнаружение, а мощная пушка поражала любую бронетехнику

«Ягдпанцер» IV, массовый танк-истребитель Германии (построено почти 2 тыс . штук), остался одним из самых малоизвестных образцов бронетанковой техники Третьего рейха. Его судьба сравнима с судьбой простого солдата: больше всех воевал, но слава, почести и награды достались «генералам» – «Фердинандам», «Ягдпантерам» и «Ягдтиграм».

К новому танку-истребителю предъявлялись высокие требования: толщина лобовой брони – до 200 мм, вооружение – 75-мм длинноствольная пушка. Но поняв, что с 200-мм бронёй танк увязнет в грунте, оставили 60-мм лобовую броню. Машина получила наименование «Ягдпанцер» IV. В декабре 1943 г. прототип боевой машины запустили в серийное производство с обычными 75-мм пушками: мощных пушек не хватало, они шли на вооружение «Пантер». Наличие дульного тормоза снижало отдачу при выстреле, но приводило к образованию клубов пыли, что демаскировало огневую позицию машины: пушка на «Ягдпанцере» располагалась ниже, чем на исходном танке. В полевых условиях экипажи снимали дульные тормоза. Вскоре и на заводах их перестали монтировать на стволы орудий. Истребители «Ягдпанцер» IV часто покрывали антимагнитной циммеритной обмазкой (тогда на броню нельзя прилепить магнитную мину). В их комплект входили сетчатые или 5-мм стальные бортовые экраны – средство против кумулятивных снарядов. Когда производство мощных противотанковых орудий в Германии возросло, на «Ягдпанцер» IV стали устанавливать длинноствольные пушки от «Пантеры». Выпускали эти машины до марта 1945 г. – до разрушения завода во время бомбардировки. Но производство танков-истребителей не прекратилось. Для «Ягдпанцеров» стали использовать шасси и корпуса танков Т-IV ранних модификаций с установкой на них неподвижных боевых рубок.


Последний «Ягдпанцер» IV стал выше. От ранних машин он отличался прямыми бортами нижней части корпуса и ступенькой на лобовом бронелисте

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]