Як-9
До начала войны конструкторское бюро Александра Яковлева производило, в основном, только спортивные крылатые машины. Только в 1940 году в серийное производство попал истребитель Як-1. В его конструкции, помимо алюминия использовались также полотно и дерево.
Як-9. Источник: wikipedia.org
Когда грянула война, Як-1 показал себя с лучшей стороны. Он не выдерживал конкуренцию только с Messerschmitt Bf.109. Поэтому встал вопрос о модернизации. И в 1942 году в советской армии появился Як-9, который уже мог достойно противостоять «мессерам». Любопытно, что в ближнем бою на малых высотах был лучше советский истребитель. А вот на больших высотах Bf.109 «отыгрывался».
Як-9 стал самым массовым советским истребителем. До 1948 года было произведено около 17 тысяч этих крылатых машин в 18 различных вариациях.
Авиация в годы Великой Отечественной войны
«Крылья Родины создавались тяжелым трудом, напряжением умственных и физических сил всего народа. И подобно тому как сегодня космический корабль воплощает в себе наивысшие результаты науки и промышленности, так в годы довоенных пятилеток создание воздушного флота было вершиной отечественной индустрии, торжеством советской научно-технической мысли». Выдержка из книги советского авиаконструктора А.С. Яковлева «Цель жизни: Записки авиаконструктора». Современная история полна ярких, интересных, многогранных, противоречивых и даже ужасающих событий. XX век запомнился именно такими событиями, ворвавшимися в жизнь людей новыми научными достижениями, кровопролитными войнами, политико-идеологическими, философскими и духовными открытиями, навсегда изменившими мир и, прежде всего, самого человека. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война. В период с 1941 по 1945 гг. советский народ пережил грандиозное испытание духа, стойкости и морали, противостояние великих ученых умов, политических и экономических систем. Война оставила глубокий след в душах и умах нескольких поколений. Память об этой войне передается по наследству, чтобы новые поколения помнили о великой цене победы, которая добывалась не только на полях сражений, но рождалась в чертежах и планах инженеров и конструкторов, бесперебойно ковалась советскими людьми на — таков был лозунг Коммунистической партии СССР, нашедший свое документальное отражение в директиве Совета народных комиссаров от 29 июня 1941 года и в выступлении И.В. Сталина на радио 3 июля 1941 года. Военно-теоретическая мысль, развивавшаяся с момента окончания Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. и Гражданской войны в России 1918 – 1922 гг., привела к переосмыслению роли авиации в выполнении оперативно-тактических задач в условиях позиционной войны. В период Великой Отечественной войны авиация стала одним из ключевых факторов, способствовавших коренному перелому в борьбе с немецкими вооруженными силами. При подготовке данной статьи были использованы архивные документы, находящиеся на хранении в РГАНТД в составе личных фондов журналистов Я.К. Голованова, И.Э. Чутко, ученого и специалиста в области экспериментальной гиперзвуковой аэродинамики А.П. Красильщикова (включая документы по истории федерального государственного унитарного предприятия «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского), Сокольского В.Н., научная, энциклопедическая и мемуарная литература. Основной массив исторических источников представлен научно-исследовательской документацией архивных фондов организаций – источников комплектования РГАНТД: федерального государственного унитарного предприятия «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова», акционерного общества «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова». Начатая в предвоенные годы в СССР реорганизация управления воздушным флотом была нацелена на эффективное решение стратегических вопросов, обусловленных геополитической обстановкой в мире. В свою очередь инструменты для решения этих вопросов лежали в плоскости научных исследований, разработке новых видов вооружения и их массовом производстве, особенно в авиационной промышленности. В годы технической реконструкции Вооруженных Сил постепенно менялся вес родов авиации. Если к концу 1928 года более 80% самолетного парка ВВС составляли самолеты-разведчики, то к июню 1941 года их удельный вес равнялся 3,2%, бомбардировщиков было 41,2%, истребителей – 53,4%, а штурмовиков – 2,2%. До 1942 года система управления воздушными силами в СССР представляла собой сложную децентрализованную структуру военной организации, обусловленную стратегическим и оперативно-тактическим назначением, и делилась на следующие виды авиации: войсковую, армейскую и фронтовую. Каждый вид был представлен отдельными родами авиации: истребительной, бомбардировочной, штурмовой. Группирование родов авиаций для выполнения организованных действий осуществлялось в рамках авиационных дивизий, полков, эскадрилий и бригад. Создание в 1942 году воздушных армий, объединявших разрозненную структуру управления в единый боевой механизм, позволило сосредоточить военную авиацию на главных направлениях удара советских войск. На момент начала войны в составе Военно-воздушных сил находилось 10045 исправных и 908 неисправных самолетов различного назначения, в том числе: 7541 (из них 442 неисправных) истребителей и фронтовых бомбардировщиков, 556 (142 неисправных) разведчиков и штурмовиков, 989 (58 неисправных) самолетов дальнебомбардировочной авиации Главного командования, 1735 (247 неисправных) учебно-тренировочных самолетов и 132 (19 неисправных) самолета вспомогательной авиации. Многочисленность авиационных сил вкупе с существовавшей системой управления авиацией, а также летно-технические характеристики самолетов, выпускавшихся неритмично, с дефектами и поначалу уступавших немецким образцам военной техники, не могла решить в должной мере возникшие стратегические проблемы, с которыми столкнулось советское командование на начальном этапе войны. Только за 1940 год и первую половину 1941 года было выпущено свыше 12 000 боевых самолетов, однако в их числе новых экземпляров машин было построено мало: МиГ-1 – 100, МиГ-3 – 1309, Як-1 – 399, ЛаГГ-3 – 322, штурмовиков Ил-2 – 249, бомбардировщиков Пе-2 – 460. К исходу 22 июня по официальным данным советской статистики потери авиации Красной армии составили 1136 боевых самолетов (336 – в воздухе, остальные – на земле): ВВС Западного Особого Военного Округа – 738 боевых самолетов (387 истребителей и 351 бомбардировщик), из них 528 самолетов на земле и 210 в воздухе; ВВС Прибалтийского Особого Военного Округа – 98 самолетов; ВВС Киевского Особого Военного Округа – 277 боевых машин и ВВС Одесского Военного Округа – 23 самолета. Основными проблемами советской авиации начального периода войны являлись: отсутствие теории эффективности боевых самолетов и децентрализованный характер управления воздушными силами, отсутствие опыта правильной эксплуатации самолетов нового образца, ведения учета состояния исправности самолетного парка, технологическое отставание от отдельных образцов немецкой авиационной техники, вызванное стремительным развитием авиации в целом. Несмотря на это, основная научная, промышленная и испытательная база по созданию новых самолетов, формировавшаяся в годы пятилеток, оказалась способной не только выстоять в тяжелейших условиях реорганизации в эвакуации, но и произвести совершенно новые образцы авиационной техники, которая не только преобладала своим количественным составом, но и превосходила по качественным характеристикам технику противника. Эта база была заложена научно-исследовательскими институтами в сфере авиационной промышленности: ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского), ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения), ЛИИ (Летно-исследовательский институт) и др. Отметим, что некоторые упомянутые институты, включая конструкторские бюро, формировались преимущественно в системе ЦАГИ. Боевые самолеты, разработанные советскими инженерами, построенные на авиационных заводах и испытанные в условиях военного времени, показали самобытность и изобретательность советской конструкторской и технологической школы вкупе с опытом летчиков-испытателей, в том числе фронтовиков. Создание новых и использование старых образцов самолетов диктовалось сложившимися условиями на всем протяжении театра военных действий и основывалось не только на опыте предыдущих войн, но и переосмыслении общей стратегии их применения в войне текущей. Разработка перспективных образцов авиационной техники велась с середины 1930-х гг. В ее создании участвовали такие известные авиаконструкторы, как: С.В. Ильюшин, А.Н. Туполев, П.О. Сухой, В.М. Петляков, С.А. Лавочкин, А.С. Яковлев. Каждый из упомянутых личностей внес неоценимый вклад в обеспечение обороноспособности страны, но об их заслугах лучше всех скажут их собственные творения, прочно вошедшие в историю войн и авиационной науки. «Успех нашей боевой авиации – итог совместных усилий воинов фронта и тружеников тыла» Выдержка из книги советского авиаконструктора А.С. Яковлева «Цель жизни: Записки авиаконструктора») Ил-4 (также известный, как ДБ-3Ф) – двухмоторный дальний бомбардировщик, являвшийся глубокой модификацией бомбардировщиков серии «ДБ-3». Самолет был создан в 1939 г. в ЦКБ-29 НКВД (изначально ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского, авиационный завод № 39 В.Р. Менжинского) под руководством главного конструктора, инженера и ученого С.В. Ильюшина. Ил-4 заметно отличался от своих предшественников, и прежде всего, своей формой. Фюзеляж самолета отличался улучшенной обтекаемостью носовой части, конструкцией планера, усовершенствованным вооружением, упрощенной топливной и тормозной системой и использовал более современные навигационные приборы. Самолет имел следующие летно-технические характеристики: максимальная скорость – 445 км/ч, максимальная дальность полета с бомбовым грузом 1000 кг и полетной массой 9780 кг – 3800 км, потолок – 9700 м, экипаж – 4 человек. Ил-4 имел двигатель – М88Б, вооружение – три пулемета системы ШКАС (Шпитального–Камарицкого авиационный скорострельный) и пулемет УБТ (Универсальный пулемет Березина). За все время войны было произведено 6784 образцов машины. Одним из выдающихся достижений С.В. Ильюшина стало создание и производство в 1940 – 1941 гг. самолета Ил-2 – низковысотного штурмовика, так же известного, как «летающий танк». Ил-2 прочно вошел в историю авиационной техники и культуры, как самый массовый самолет периода Великой Отечественной войны. Ил-2, включая его последующие модификации, рассматривался как самолет поддержки наземных войск, для которого была характерна высокая живучесть и огневая мощь. Конструкция самолета – смешанная, носовая часть состояла из бронеплит толщиной 4–7 мм общей массой около 700 кг, максимальная скорость – 400 км/ч, максимальная дальность полета – 800 км, потолок – 5440 м, экипаж – 2 человека. Ил-2 имел двигатель АМ-38 с жидкостным охлаждением (данный двигатель оборудовался на всех самолетах серии после 1942 года), вооружение – два пулемета ШКАС, две пушки системы ШВАК (Шпитального–Владимирова авиационный крупнокалиберный) или ВЯ (пушка Волкова-Ярцева), пулемет УБТ, бомбы (400–600кг). Оригинальность конструкции Ил-2 заключалась в оптимальном сочетании вооружения, брони и скорости, что обеспечивало его максимальную боевую эффективность. За время войны было произведено более 36 000 образцов машины.
Параллельно с ЦКБ-29 велась работа и других научно-технических, конструкторских и проектных коллективах. В частности, в ЦАГИ, в ОКБ Архангельского, руководимого авиаконструктором и ученым А.Н. Туполевым, с 1934 велась разработка и производство скоростного бомбардировщика АНТ-40/CБ. Основное назначение данного самолета заключалось в выполнении задач стратегического характера – нанесение бомбовых ударов по противнику в местах дислокации без прикрытия истребителей.
Во время Великой Отечественной войны самолеты АНТ-40/СБ активно использовались на фронтах, а также обеспечивали поддержку армий и тыла как транспортные и связные самолеты. Характерная особенность конструкции – наличие противофлаттерной (противовибрационной) весовой компенсации, являвшейся обязательной для скоростных самолетов. Максимальная скорость полета – 423 км/ч, максимальная дальность полета – 2150 км, потолок – 9,56 км, экипаж – 4 человека, вооружение – четыре пулемета ШКАС, бомбовая нагрузка – 1 – 1,5 т. До 1941 года было произведено около 7 000 образцов машины.Создание в 1940 – 1941 гг. фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2 (Самолет «103», «АНТ-58») рассматривалось в качестве эффективной замены уже состоявших на вооружении в ВВС Ил-4 и Пе-2. В истории авиации Ту-2, разработанный А.Н. Туполевым, является одним из лучших бомбардировщиков Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Ту-2 отличался повышенной надежностью, боевой эффективностью и высокой скоростью. Максимальная скорость полета – 530 км/ч, максимальная дальность полета – 2050 км, потолок – 9,6 км, экипаж – 3 – 5 человека, вооружение – две пушки ШВАК, три – пять пулеметов УБТ, бомбовая нагрузка – 3 бомбы (до 4 т.). В период войны было произведено до 2500 образцов машины. Конструкторские бюро создавали самолеты различной специализации. Многие из них функционально совмещали возможности штурмовиков и бомбардировщиков для оказания наземной помощи, штурмовиков и истребителей – для уничтожения воздушных целей и прикрытия сухопутных и морских сил, а также функции транспорта и разведки.
Одним из таких самолетов, совмещавших возможности бомбардировщика и разведывательного самолета, являлся Су-2 (ББ-1 – ближний бомбардировщик), созданный в ОКБ под руководством авиаконструктора и впоследствии одного из родоначальников реактивной авиации П.О. Сухого в 1936 году (изначально 4-ая бригада Авиации, гидроавиации и опытного строительства ЦАГИ).
Несмотря на то, что самолеты данной серии не имели столь массового производства в отличие от бомбардировщиков Ил-4 и Пе-2, им также нашлось активное применение в годы Великой отечественной войны.
Су-2 отличался от других самолетов большой кабиной, расширявшей угол обзора пилота, и высокой живучестью. Кроме того, при создании самолета использовались шаблоны изготовления основных комплектующих, что позволяло решить технологическую проблему массового производства самолетов. Максимальная скорость полета – 468 км/ч, максимальная дальность полета – 1190 км, потолок – 9 км, экипаж – 2 человека, вооружение – шесть пулеметов ШКАС, бомбовая нагрузка – 200 кг. В период войны было произведено около 1000 экземпляров техники.
Как уже упоминалось ранее, одним из основных самолетов, состоявших на вооружении Красной армии, являлся фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2 (так же известный, как «Пешка»), созданный в 1939 году коллективом отдела «100» ЦКБ-29 НКВД под руководством советского авиаконструктора В.М. Петлякова. Пе-2 задумывался как замена устаревшему АНТ-40/СБ. Изначально Пе-2 отличались своими аэродинамическими качествами и герметичностью кабины, что позволяло самолету находиться на больших высотах (свыше 10 км), однако необходимость в применении пикирующих бомбардировщиков, направленных на несение точных бомбовых ударов, диктовалось общим военным положением, и его назначение было изменено. Кроме того, в Пе-2 широко применялся электропривод для управления основными частями самолета. Ввиду массового использования бомбардировщиков, на самолетах также испытывались воющие сирены, разработанные в лаборатории № 11 ЦИАМ, оказывавшие психологический эффект на противника. Пе-2 можно наблюдать в советском художественном фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика», снятом в 1967 г. режиссером Н.Б. Бирманом. Максимальная скорость полета – 581 км/ч, максимальная дальность полета – 1500 км, потолок – 8,8 км, экипаж – 3 человека, вооружение – четыре пулемета ШКАС, бомбовая нагрузка – 1 т. В период войны было произведено более 11000 экземпляров техники.
Помимо штурмовиков и бомбардировщиков ключевую роль в достижении «господства в воздухе», разумеется, играли истребители, основное назначение которых заключалось в уничтожении воздушных целей. Одним из таких истребителей являлся Ла-5 (ЛаГГ-5), созданный в ОКБ-21 под руководством советского авиаконструктора С.А. Лавочкина в 1942 году. Ла-5 стал логическим продолжением предыдущего самолета С.А. Лавочкина – ЛаГГ-3 – и его своевременной заменой уже в разгар войны, поскольку большинство экземпляров ЛаГГ-3 состояли на вооружении Красной армии. В отличие от своего предшественника, Ла-5 отличался высокой скоростью, броней и неприхотливостью в эксплуатации. По своим летно-техническим характеристикам Ла-5 был сравним, а в чем-то и превосходил немецкий многоцелевой истребитель Мессершмитт-109, что являлось особенно важным в достижении военного паритета с противником. ЦАГИ активно участвовал в испытании Ла-5 (в том числе и самолетов Як-1, Як-3) и разрабатывал рекомендации для улучшения аэродинамических характеристик самолета, включая его обслуживание[13]. Максимальная скорость полета – 626 км/ч, максимальная дальность полета – 655 км, потолок – 9,6 км, экипаж – 1 человек, вооружение – две пушки ШВАК, бомбовая нагрузка – 2 бомбы по 100 кг. В период войны было произведено около 10000 экземпляров техники[14]. Помимо истребителей С.А. Лавочкина отдельного упоминания заслуживают самолеты, созданные коллективом Государственного союзного завода № 115 под руководством выдающегося советского авиаконструктора А.С. Яковлева. Истребители А.С. Яковлева завоевали вечную славу на полях сражений Великой Отечественной войны и широко известны в мировой культуре. Самолеты серии «Як-18», послевоенные модификации, использовались во время съемок советского художественного фильма режиссера и актера Л.Ф. Быкова «В бой идут одни старики», а также знаменитой военной киноэпопее режиссера Ю.Н. Озерова «Освобождение».
Одним из первых боевых самолетов-истребителей, созданных в 1940 году и принявших участие в Великой Отечественной войне, являлся Як-1 (И-26). Як-1 стал основой для последующих модификаций, отличаясь от других типов самолетов легкостью конструкции, маневренностью, простотой пилотирования, а также сочетанием огневой мощи и скорости. Результатом переосмысления его боевой эффективности стало создание в 1942 году истребителя Як-7Б с более усиленным вооружением без изменения внешнего вида. Максимальная скорость полета – 593 км/ч, максимальная дальность полета – 820 км, потолок – 9,9 км, экипаж – 1 человек, вооружение – одна пушка ШВАК, два пулемета ШКАС. В период войны было произведено около 6500 экземпляров военной техники.
Настоящим техническим достижением стало создание в 1942 году Як-9 – истребителя, ставшего самым массовым многоцелевым самолетом Великой Отечественной войны. Примечательная особенность самолета А.С. Яковлева заключалась в возможности введения различных технологических вариаций, способствовавших его более широкому применению и удобству производства. «Самолет Як-9 был предельно простым по конструкции и приспособленным для производства в условиях военного времени. Почти все материалы, из которых он строился, вырабатывались в Сибири: фюзеляж – из стальных труб, производимых на местных металлургических заводах, крылья – деревянные – из сибирской сосны», – пишет А.С. Яковлев[15]. Во многом благодаря технической сборке, самолет имел меньший вес, чем Як-1 и Як-7Б, что позволяло усилить его летно-технические характеристики, а также ставить различное вооружение и спецоборудование для выполнения боевых задач: сопровождение бомбардировщиков, ведение воздушного боя, бомбардировка сухопутных войск противника, фоторазведка, использование в качестве учебно-тренировочной машины. Равно, как и Ла-5 Як-9 был крайне опасным противником для немецких самолетов Мессершмитт-109 и Фокке-Вульф-190. Максимальная скорость полета – 598 км/ч, максимальная дальность полета – 1000 км, потолок – 10,4 км, экипаж – 1 человек, вооружение – одна пушка ШВАК, два пулемета УБС. В период войны было произведено около 17 000 экземпляров военной техники.
И, наконец, последний истребитель, о котором также стоит упомянуть – это маневренный и скоростной истребитель Як-3, созданный А.С. Яковлевым в 1943 году. На Як-3 в отличие от Як-1 были улучшены аэродинамические свойства, снижена масса самолета за счет применения дюралюминия, облегчавшего конструкцию самолета. Максимальная скорость полета – 660 км/ч, максимальная дальность полета – 900 км, потолок – 10,8 км, экипаж – 1 человек, вооружение – одна пушка ШВАК, два пулемета УБС. В период войны было произведено до 5 000 экземпляров военной техники. В послевоенные годы Як-3 послужил основной для создания реактивного истребителя Як-15.
Всего за годы войны авиационная промышленность Советского Союза выпустила свыше 125 000 самолетов[16]. В условиях военного времени авиационная промышленность, находясь в эвакуации, смогла конкурировать не только с немецкой военной машиной, но и с научно-технической мыслью других зарубежных стран, показав тем самым свою жизнеспособность.
Благодаря перестройке управления воздушным флотом и административной реструктуризации конструкторских бюро, удалось наладить поточный выпуск военной продукции и сосредоточить основные усилия на изыскании новых технологических решений, при их обязательном серийном освоении. Созданные образцы советской воздушной техники не только внесли значительный вклад в победу над немецкими вооруженными силами и их сателлитами, но и сформировали базу перспективных исследований в авиационной науке, позволивших развить их в дальнейшем в космической отрасли.
Спустя 75 лет мы вновь чествуем выдающихся конструкторов, инженеров, рабочих, фронтовиков. Вновь вспоминаем те неспокойные времена, когда именно от ученых умов зависели судьбы многих советских людей и страны в целом, судьбы солдат и командиров, отдававших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Но эти времена были полны тревогами и волнениями так же, как полны надеждой и энтузиазмом. И как самолеты несли на своих крыльях гибель врагу и мир освобожденной земле, так и сегодня они хранят небесный покой и служат человечеству.
Степанов В.А.
Messerschmitt Bf.109
Исходная позиция Вилли Мессершмитта была далека от идеальной. Он находился в натянутых отношениях со статс-секретарем министерства авиации Германии генералом Эрхардом Мильхом. Поэтому, когда был объявлен конкурс на создание перспективного истребителя, Мессершмитт не питал ложных иллюзий. Он понимал, ему необходимо создать гениальную крылатую машину, чтобы даже предвзятое отношение комиссии не смогло повлиять на результат.
Messerschmitt Bf.109. Источник: wikipedia.org
Вилли ожидаемо не допустили к конкурсу. Возможно, другой бы человек сдался, но только не он. Мессершмитт заключил с одним из румынских предприятий контракт на создание самолета. Когда об этом узнали, разразился жуткий скандал. Конструктора обвинили в предательстве, а им самим заинтересовалось гестапо. Только личное вмешательство Рудольфа Гесса позволило Вилли все же принять участие в конкурсе.
Интересно, что в условиях конкурса прописали техническое задание, которому должен был соответствовать новый истребитель. Но Мессершмитт решил не обращать на него внимания, поскольку посчитал, что такой самолет Германии не нужен. И создал истребитель именно таким, каким его хотел видеть сам.
Конструктор не ошибся. Его Bf.109 оказался лучшим, особенно в начале Второй Мировой войны. На момент поражения Германии было выпущено чуть менее 34 тысяч истребителей в тридцати различных модификациях. Поэтому самолет образца 1945 года существенно превосходил свой аналог 1937 года.
Ил-2
Ил-2 — это советский штурмовик, ставший самым массовым самолетом. Промышленность выпустила свыше 36 тысяч экземпляров данной модели.
Ил-2 отличался простой и прочной конструкцией, надежными двигателями и способностью справляться с разными условиями эксплуатации. При этом немецкие истребители легко уничтожали первые версии советского самолета. Но позднее, после проведенной модернизации боевая авиация противника не могла справиться с Ил-2.
Supermarine Spitfire
В летном деле преуспели, конечно, и англичане. И хоть Реджинальд Митчелл являлся конструктором-самоучкой, это не помешало ему создать достойный самолет.
Supermarine Spitfire. Источник: wikipedia.org
Его первое детище — Supermarine Type 221 — появилось еще в 1934 году. Во время пробного полета самолет сумел разогнаться до 562 км/ч и подняться на 9145 метров всего за 17 минут. Ни одна из крылатых машин того времени не могла похвастать такими выдающими результатами. Не было конкурентов у «англичанина» и в огневой мощности.
В 1938 году в массовое производство для Британских королевских ВВС был определен еще один гениальный «ребенок» Митчелла — Supermarine Spitfire. Вот только сам конструктор до этого момента не дожил. Он умер в 1937 году от рака.
Supermarine постоянно переживал, если так можно выразиться «рестайлинги». Работу над улучшением истребителя проводили конструкторы компании.
Так, самым массовым истребителем Британии стала вариация Supermarine Spitfire MkI. В общей сложности было создано свыше 20 тысяч этих крылатых машин. Всю свою мощь этот самолет продемонстрировал в Битве за Британию.
цЕПЛЮМХЪ Arado юr.64 оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Arado юr.65 нДМНЛЕЯРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Arado юr.67 нДМНЛЕЯРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Arado юr.68 нДМНЛЕЯРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Arado юr.76 хЯРПЕАХРЕКЭ Х сря Arado юr.80 нДМНЛЕЯРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Arado юr.197 оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭArado Ar.440 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Bachem бЮ.349 NATTER нДМНЛЕЯРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Blohm und Voss бV.155 бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Dornier Do.17Z KAUZ мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Dornier Do.215B KAUZ II мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Dornier Do.217J мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Х НУНРМХЙ Dornier Do.217N/R мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Х НУНРМХЙ Dornier Do.335 PFEIL нДМНЛЕЯРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.56 STOSSER хЯРПЕАХРЕКЭ Х ЯЮЛНКЕР ОНБШЬЕМХЪ КЕРМНИ ОНДЦНРНБЙХ Focke-Wulf Fw.57 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.159 хЯРПЕАХРЕКЭ Focke-Wulf Fw.187 FALKE рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Focke-Wulf Fw.189 UHU мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Focke-Wulf Fw.190V нОШРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.190A-0(1) хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.190A-2(3) хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.190A-4 хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.190A-5 хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.190A-6(7) хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.190A-8(9) хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.190B(C) бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Focke-Wulf Fw.190D-0(9) хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.190D-10(13) хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.190F-1(3) хЯРПЕАХРЕКЭ-ЬРСПЛНБХЙ Focke-Wulf Fw.190F-4(9) хЯРПЕАХРЕКЭ-ЬРСПЛНБХЙ Focke-Wulf Fw.190G-1(3) хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf Fw.190G-7(8) хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Focke-Wulf рЮ.152B лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Focke-Wulf рЮ.152C хЯРПЕАХРЕКЭ Focke-Wulf рЮ.152H бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Focke-Wulf рЮ.153 бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Focke-Wulf рЮ.154 мНВМНИ БЯЕОНЦНДМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Gotha Go.229 хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Heinkel мЕ.51 хЯРПЕАХРЕКЭ Heinkel мЕ.52 бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Heinkel мЕ.74 хЯРПЕАХРЕКЭ-сря Heinkel HЕ.100 нДМНЛЕЯРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Heinkel HЕ.112 хЯРПЕАХРЕКЭ Heinkel He.162 SALAMANDER пЕЮЙРХБМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Heinkel HЕ.219 UHU мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Heinkel HЕ.280 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭHenschel Hs.121 хЯРПЕАХРЕКЭ Х ЯЮЛНКЕР ОНБШЬЕМХЪ КЕРМНИ ОНДЦНРНБЙХ Henschel Hs.125 хЯРПЕАХРЕКЭ Х ЯЮЛНКЕР ОНБШЬЕМХЪ КЕРМНИ ОНДЦНРНБЙХ Junkers Ju.88C TЪФЕКШИ МНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Junkers Ju.88G TЪФЕКШИ МНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Junkers Ju.88R TЪФЕКШИ МНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Junkers Ju.248 хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Junkers Ju.388J STERTEBEKKER рЪФЕКШИ ОЕПЕУБЮРВХЙ Klagenfurt Klf.255 хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Messerschmitt Bf.109б хЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Bf.109я хЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Bf.109D хЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Bf.109E дМЕБМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Bf.109F хЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Bf.109G хЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Bf.109H бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Bf.109K хЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Bf.109р оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Messerschmitt Bf.109X хЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Bf.109Z ZWILLING рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Messerschmitt Bf.110б(ю) яРПЮРЕЦХВЕЯЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Bf.110C рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Bf.110F(D,E) рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Messerschmitt Bf.110G(H) мНВМНИ Х БЯЕОНЦНДМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭMesserschmitt Me.155 бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Messerschmitt лЕ.163 яOMET хЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt лЕ.209 бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Me.210ю-1 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Me.262A-1 SCHWALBE бШЯНЙНЯЙНПНЯРМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Messerschmitt Me.262A-2 STURMVOGEL хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Messerschmitt Me.262B-1a/U1 мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt Me.262я HEIMATSCHUTZER хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Messerschmitt Me.263 хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Messerschmitt Me.265 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Messerschmitt лЕ.309 хЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt лЕ.329 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Messerschmitt Me.410 HORNISSE рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Messerschmitt п-1101 хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ
бЕКХЙНАПХРЮМХЪ Bell P-400 AIRACIBRA лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Blackburn FIREBRAND оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-РНПОЕДНМНЯЕЖ Blackburn ROC лНПЯЙНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Blackburn SKUA лНПЯЙНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Boulton Paul DEFIANT лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Boulton Paul P.94 хЯРПЕАХРЕКЭ Bristol BEAUFIGHTER I(V) лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Bristol BEAUFIGHTER VI лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Bristol BEAUFIGHTER TF.X лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-РНПОЕДНМНЯЕЖ Bristol BLENHEIM I(IV)F мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Bristol TYPE 146 хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss-Wright MOHAWK хЯРПЕАХРЕКЭ de Havilland MOSQUITO F хЯРПЕАХРЕКЭ de Havilland MOSQUITO FB хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ de Havilland MOSQUITO NF мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ de Havilland SEA MOSQUITO лНПЯЙНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Douglas HAVOC рЪФЕКШИ МНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Fairey FOX III(VIII) хЯРПЕАХРЕКЭ-ПЮГБЕДВХЙ Fairey FULMAR оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Fairey FIREFLY лМНЦНЖЕКЕБНИ ОЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Gloster F.5/34 хЯРПЕАХРЕКЭ Gloster F.9/37 REAPER мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Gloster GAUNTLET хЯРПЕАХРЕКЭ Gloster GLADIATOR хЯРПЕАХРЕКЭ Gloster METEOR F.I хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Gloster METEOR F.III хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Gloster SEA GLADIATOR оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Grumman GANNET оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Grumman MARLET оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Hawker, Hillson FH.40 HURRICANE хЯРПЕАХРЕКЭ Я сбо Hawker FURY хЯРПЕАХРЕКЭ Hawker HOTSPUR хЯРПЕАХРЕКЭ Hawker HURRICANE Mk.I хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Hawker HURRICANE Mk.II хЯРПЕАХРЕКЭ Hawker HURRICANE Mk.IV хЯРПЕАХРЕКЭ Hawker HURRICAT оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭHawker SEA FURY оЮКСАМШИ ЛМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ
Hawker SEA HURRICANE лНПЯЙНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Hawker TORNADO лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Hawker TYPHOON хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Hawker TEMPEST лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Martin-Baker MB.2 хЯРПЕАХРЕКЭ Martin-Baker MB.3 хЯРПЕАХРЕКЭ Martin-Baker MB.5 хЯРПЕАХРЕКЭ Miles M.20 FIGHTER оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ North American NA-73 нОШРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ North American MUSTANG I сДЮПМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ North American MUSTANG II лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ North American MUSTANG III лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ North American MUSTANG IV щЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SPITFIRE Mk.I хЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SPITFIRE Mk.II хЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SPITFIRE Mk.III хЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SPITFIRE Mk.V хЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SPITFIRE Mk.V(IX) хЯРПЕАХРЕКЭ — ЦХДПНЯЮЛНКЕР Supermarine SPITFIRE Mk.VI бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Supermarine SPITFIRE Mk.VII бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Supermarine SPITFIRE Mk.VIII хЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SPITFIRE Mk.IX хЯРПЕАХРЕКЭSupermarine SPITFIRE Mk.XII хЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SPITFIRE Mk.XIV яЙНПНЯРМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SPITFIRE Mk.XVI хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Supermarine SPITFIRE Mk.XVIII хЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SPITFIRE Mk.21 хЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SPITFIRE Mk.22(24) хЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SPITEFUL хЯРПЕАХРЕКЭSupermarine SEAFANG оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SEAFIRE Mk.I(II) оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SEAFIRE Mk.III оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SEAFIRE Mk.XV(XVII) оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Supermarine SEAFIRE Mk.47 оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Vickers 432 бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Vickers VENOM хЯРПЕАХРЕКЭ Westland WELKIN хЯРПЕАХРЕКЭ Westland WHIRLWIND хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ
яью Seversky 2PA хЯРПЕАХРЕКЭ Bellanca 28-90 хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Curtiss-Wright CW-19 хЯРПЕАХРЕКЭ-ЬРСПЛНБХЙ Curtiss-Wright CW-21 DEMON хЯРПЕАХРЕКЭ Brewster F2A BUFFALO оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Grumman F2F оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ПЮГБЕДВХЙ Goodyear F2G SUPER CORSAIR оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Ryan F2R DARK SHARK оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Northrop F2T мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Brewster F3A CORSAIR оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Grumman F3F оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Grumman F4F WILDCAT оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Grumman F4F-3S WILD CATFISH оНОКЮБЙНБШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Chance Vought F4U CORSAIR оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Grumman F5F SKYROCKET хЯРПЕАХРЕКЭ Grumman F6F HELLCAT оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Grumman F7F-1 TIGERCAT оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Grumman F7F-2 TIGERCAT оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Boeing F8B хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Grumman F8F BEARCAT оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss F14C оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Curtiss F15C оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Goodyear FG-1 CORSAIR оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Bell FL-1 AIRABONITA хЯРПЕАХРЕКЭ Bell FM-1 AIRACUDA рЪФЕКШИ ЩЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ General Motors FM-1 оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ General Motors FM-2 WILDCAT оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Ryan FR FIREBALL оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Seversky NF-1 хЯРПЕАХРЕКЭ Consolidated PB-2 хЯРПЕАХРЕКЭ Boeing п-26 PEASHOOTER хЯРПЕАХРЕКЭ Consolidated P-30 хЯРПЕАХРЕКЭ Seversky P-35 хЯРПЕАХРЕКЭ Republic P-35ю хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss-Wright P-36 HAWK хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss-Wright P-37 хЯРПЕАХРЕКЭ Lockheed P-38D LIGHTNING хЯРПЕАХРЕКЭ Lockheed P-38E/F LIGHTNING хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Lockheed P-38G/H LIGHTNING хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Lockheed P-38J/L LIGHTNING хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Lockheed P-38M LIGHTNING мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Bell XP-39 AIRACOBRA нОШРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Bell P-39C AIRACOBRA хЯРПЕАХРЕКЭ Bell P-39D AIRACOBRA хЯРПЕАХРЕКЭ Bell P-39E(F) AIRACOBRA хЯРПЕАХРЕКЭ Bell P-39K(L,M,N) AIRACOBRA хЯРПЕАХРЕКЭ Bell P-39Q AIRACOBRA хЯРПЕАХРЕКЭ Bell P-400 AIRACOBRA лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss P-40 TOMAHAWK хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss P-40B(C) TOMAHAWK хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss P-40D(E) KITTYHAWK хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Curtiss P-40F KITTYHAWK хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Curtiss P-40G TOMAHAWK хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss P-40й(L,M) KITTYHAWK хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Curtiss P-40N KITTYHAWK хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Curtiss P-40Q WARHAWK лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Republic P-41 хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss P-42 хЯРПЕАХРЕКЭ Republic Yп-43 LANCER хЯРПЕАХРЕКЭ Republic п-43 LANCER хЯРПЕАХРЕКЭ Republic п-43A LANCER хЯРПЕАХРЕКЭ Republic п-43A-1 LANCER хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss P-46 хЯРПЕАХРЕКЭ Republic Xп-47B хЯРПЕАХРЕКЭ Republic п-47B THUNDERBOLT хЯРПЕАХРЕКЭ Republic п-47я THUNDERBOLT хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Republic п-47D-1(20) THUNDERBOLT хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Republic п-47D-25(40) THUNDERBOLT хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Republic п-47E THUNDERBOLT хЯРПЕАХРЕКЭ Republic п-47F THUNDERBOLT хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss п-47G THUNDERBOLT хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Republic п-47H THUNDERBOLT хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Republic п-47J THUNDERBOLT щЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Republic п-47K THUNDERBOLT хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Republic п-47L THUNDERBOLT хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Republic п-47M THUNDERBOLT щЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Republic п-47N THUNDERBOLT хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Lockheed P-49 хЯРПЕАХРЕКЭ Grumman P-50 хЯРПЕАХРЕКЭ North American NA-73 нОШРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ North American P-51A MUSTANG лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ North American P-51B/C MUSTANG хЯРПЕАХРЕКЭ North American P-51D MUSTANG хЯРПЕАХРЕКЭ North American P-51F(G,J) MUSTANG хЯРПЕАХРЕКЭ North American P-51H MUSTANG хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss P-53 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Vultee P-54 SWOOSE GOOSE хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss-Wright P-55 ASCENDER хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Northrop P-56 BLACK BULLET хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Lockheed P-58 CHAIN LIGHTNING дЮКЭМХИ ЩЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Bell P-59A AIRACOMET хЯРПЕАХРЕКЭ Bell P-59B AIRACOMET хЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss XP-60 хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Curtiss P-60A хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Curtiss P-60B(D) хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Curtiss P-60E хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Northrop Y(X)п-61 BLACK WIDOW мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Northrop п-61A BLACK WIDOW мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Northrop п-61B BLACK WIDOW мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Northrop п-61C BLACK WIDOW мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Northrop п-61D BLACK WIDOW мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Northrop п-61E BLACK WIDOW щЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Northrop п-61F BLACK WIDOW мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Northrop п-61G BLACK WIDOW мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Northrop п-61H BLACK WIDOW мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss P-62 хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Bell P-63 KINGCOBRA лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ North American п-64 (NA-50A/NA-68) хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Vultee P-66 VANGUARD хЯРПЕАХРЕКЭ McDonnell P-67 BAT хЯРПЕАХРЕКЭ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ Republic P-69 щЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Douglas п-70 NIGHTHAWK рЪФЕКШИ МНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Republic P-72 хЯРПЕАХРЕКЭ Huges P-73 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ General Motors п-75 EAGLE хЯРПЕАХРЕКЭ Bell P-77 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Northrop п-79 FLYING RAM лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Lockheed п-80 SHOOTING STAR лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Consolidated,Vultee P-81 дЮКЭМХИ ЩЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ North American п-82 TWIN MUSTANG дЮКЭМХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Curtiss HAWK 75 хЯРПЕАХРЕКЭ Vultee V-48 VANGUARD хЯРПЕАХРЕКЭ
ъОНМХЪ Mitsubishi A5M хЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi A6M1(3) REISEN хЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi A6M5(8) REISEN хЯРПЕАХРЕКЭ Nakajima A6M2-N оНОКЮБЙНБШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi ю6л2-й сВЕАМН-АНЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi A7M REPPU оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Nakajima C6N-1S мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Yokosuka D4Y2-S SUISEI-е рЪФЕКШИ МНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi G6M рЪФЕКШИ ЩЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Nakajima J1N GEKKO лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi J2M RAIDEN хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Kawanishi J3K JINPU хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Mitsubishi J4M SENDEN хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Nakajima J5N TENRAI хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Kawanishi J6K JINPU хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Kyushu J7W SHINDEN оЕПЯОЕЙРХБМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Mitsubishi J8M SHUSUI хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Nakajima J8N KITSUKA хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Nakajima Ki-8 хЯРПЕАХРЕКЭ Kawasaki Ki-10 хЯРПЕАХРЕКЭ Nakajima Ki-11 хЯРПЕАХРЕКЭ Nakajima Ki-12 хЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi Ki-18 хЯРПЕАХРЕКЭ Nakajima Ki-27 хЯРПЕАХРЕКЭ Kawasaki Ki-28 хЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi Ki-33 хЯРПЕАХРЕКЭ Nakajima Ki-43 HAYABUSA хЯРПЕАХРЕКЭ Nakajima Ki-44 SHOKI хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Kawasaki Ki-45 TORYU мНВМНИ РЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi Ki-46-III KAI хЯРПЕАХРЕКЭ обн Nakajima Ki-58 рЪФЕКШИ ЩЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Kawasaki Ki-60 хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Kawasaki Ki-61 HIEN хЯРПЕАХРЕКЭ Kawasaki Ki-64 хЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi Ki-83 рЪФЕКШИ ЩЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Nakajima Ki-84 HAYATE хЯРПЕАХРЕКЭ Nakajima йi-87 бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Kawasaki Ki-88 хЯРПЕАХРЕКЭ Rikugun Ki-93 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Tachikawa Ki-94 бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Tachikawa Ki-94-II бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Kawasaki Ki-96 дБСУЛНРНpМШИ ХЯРpЕАХРЕКЭ Mansyu Ki-98 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Kawasaki йi-100 хЯРПЕАХРЕКЭ Kawasaki Ki-102 мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ЬРСПЛНБХЙ Tachikawa Ki-106 хЯРПЕАХРЕКЭ Kawasaki Ki-108 бШЯНРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi Ki-109 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Nakajima Ki-116 хЯРПЕАХРЕКЭ Nakajima Ki-117 хЯРПЕАХРЕКЭ Mitsubishi Ki-200 SHUSUI хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Nakajima Ki-201 KARYU хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Rikugun йi-202 хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Kawanishi N1K KYOFU оНОКЮБЙНБШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Kawanishi N1K1-J SHIDEN хЯРПЕАХРЕКЭ Kawanishi N1K2-J SHIDEN-KAI хЯРПЕАХРЕКЭ Yokosuka P1Y2-S KYOKKO рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭAichi S1A DENKO мНВМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ
хРЮКХЪ Ambrosini SAI 107 хЯРПЕАХРЕКЭ Ambrosini SAI 207 хЯРПЕАХРЕКЭ Ambrosini SAI 403 DARDO хЯРПЕАХРЕКЭ Ambrosini SS4 хЯРПЕАХРЕКЭ Breda бЮ.27 хЯРПЕАХРЕКЭ Breda Ba.88 LINCE хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ CANSA FC.20 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Caproni Ca.165 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Caproni Ca.331 RAFFICA лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Caproni Ca.335 MAESTRALE хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Caproni Vizzola F.4 хЯРПЕАХРЕКЭ Caproni Vizzola F.5 хЯРПЕАХРЕКЭ Caproni Vizzola F.6 хЯРПЕАХРЕКЭ Fiat я.R.30 хЯРПЕАХРЕКЭ Fiat C.R.32 хЯРПЕАХРЕКЭ Fiat C.R.33 хЯРПЕАХРЕКЭ Fiat C.R.42 FALCO хЯРПЕАХРЕКЭ Fiat G.50 FRECCIA хЯРПЕАХРЕКЭ Fiat G.50V хЯРПЕАХРЕКЭ Fiat G.55 CENTAURO хЯРПЕАХРЕКЭ Fiat G.56 хЯРПЕАХРЕКЭ IMAM Ro.44 хЯРПЕАХРЕКЭ-ПЮГБЕДВХЙ IMAM Ro.51 хЯРПЕАХРЕКЭ IMAM Ro.57 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ IMAM Ro.58 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Macchi MC.200 SAETTA хЯРПЕАХРЕКЭ Macchi MC.201 хЯРПЕАХРЕКЭ Macchi MC.202 FOLGORE хЯРПЕАХРЕКЭ Macchi MC.205V VELTRO лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Macchi MC.205N ORIONE хЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Piaggio P.119 хЯРПЕАХРЕКЭ Reggiane Re.2000 FALCO хЯРПЕАХРЕКЭ Reggiane Re.2000C FALCO оЮКСАМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Reggiane Re.2001 ARIETE I хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Reggiane Re.2001 DELTA хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Reggiane Re.2002 ARIETE II хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ Reggiane Re.2003 хЯРПЕАХРЕКЭ-ПЮГБЕДВХЙ Reggiane Re.2005 SAGITTARIO хЯРПЕАХРЕКЭ Reggiane Re.2006 хЯРПЕАХРЕКЭ Reggiane Re.2007 хЯРПЕАХРЕКЭ Savoia-Marchetti SM.91 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Savoia-Marchetti SM.92 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Umbra AUT.18 хЯРПЕАХРЕКЭ
тПЮМЖХЪ Arsenal DELANNE 10 хЯРПЕАХРЕКЭ Arsenal VB-10 хЯРПЕАХРЕКЭ Arsenal VG-30 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Arsenal VG-31 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Arsenal VG-32 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Arsenal VG-33 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Arsenal VG-35 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Arsenal VG-36 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Arsenal VG-39 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Bloch MB.150 хЯРПЕАХРЕКЭ Bloch MB.151 хЯРПЕАХРЕКЭ Bloch MB.152 хЯРПЕАХРЕКЭ Bloch MB.155 хЯРПЕАХРЕКЭ Bloch MB.157 хЯРПЕАХРЕКЭ Bloch MB.700 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Caudron C.710 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Caudron C.713 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Caudron CR.714 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Caudron CR.760 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Caudron CR.770 кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine D.500 хЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine D.501 хЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine D.503 хЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine D.510 хЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine D.513 хЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine D.514 хЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine D.520 хЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine D.520Z хЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine D.524 хЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine D.550(551) хЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine D.600 хЯРПЕАХРЕКЭ Dewoitine HD.780 оНОКЮБЙНБШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Hanriot H-220 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Loire-Nieuport LN.161 хЯРПЕАХРЕКЭ Loire LN 210 оНОКЮБЙНБШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Loire 250 хЯРПЕАХРЕКЭ Morane-Saulnier MS.405 хЯРПЕАХРЕКЭ Morane-Saulnier MS.406 хЯРПЕАХРЕКЭ Morane-Saulnier MS.408 хЯРПЕАХРЕКЭ Morane-Saulnier MS.410 хЯРПЕАХРЕКЭ Morane-Saulnier MS.411 хЯРПЕАХРЕКЭ Morane-Saulnier MS.412 хЯРПЕАХРЕКЭ Morane-Saulnier MS.450 хЯРПЕАХРЕКЭ Nennig C.5 хЯРПЕАХРЕКЭ Nieuport Ni.160 хЯРПЕАХРЕКЭ Nieuport Ni.161 хЯРПЕАХРЕКЭ Potez 230 хЯРПЕАХРЕКЭ Potez 630 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Potez 631 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Potez 670 щЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Potez 671 щЯЙНПРМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Roussel R.30 хЯРПЕАХРЕКЭ Romano R-110 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ SNCAC NC.600 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ SNCAO CAO 200 хЯРПЕАХРЕКЭ Sud-Est SE.100 дЮКЭМХИ РЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ
мХДЕПКЮМДШ Fokker D.XVII хЯРПЕАХРЕКЭ Fokker D.XXI хЯРПЕАХРЕКЭ Fokker D.XXIII хЯРПЕАХРЕКЭ Koolhoven FK-55 хЯРПЕАХРЕКЭ Koolhoven FK-58 хЯРПЕАХРЕКЭ Fokker G.1 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ЬРСПЛНБХЙ De Schelde S.21 хЯРПЕАХРЕКЭ
вЕУНЯКНБЮЙХЪ Avia Av-135 хЯРПЕАХРЕКЭ Avia б-34 хЯРПЕАХРЕКЭ Avia б-35 хЯРПЕАХРЕКЭ Avia б-135 хЯРПЕАХРЕКЭ Avia B-534 хЯРПЕАХРЕКЭ Avia B-634 хЯРПЕАХРЕКЭ Avia S-199 хЯРПЕАХРЕКЭ
оНКЭЬЮ PZL P-24 хЯРПЕАХРЕКЭ PZL п-38 WILK хЯРПЕАХРЕКЭ-ЬРСПЛНБХЙ PZL п-45 SOKOL кЕЦЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ PZL п-48 LAMPART хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ PZL пZL-50 JASTRZAB хЯРПЕАХРЕКЭ-ЬРСПЛНБХЙ PZL п-62 хЯРПЕАХРЕКЭ
юБЯРПЮКХЪ Commonwealth яю-12 BOOMERANG Mk.I хЯРПЕАХРЕКЭ Commonwealth яю-13 BOOMERANG Mk.II хЯРПЕАХРЕКЭ Commonwealth яю-15 KANGAROO хЯРПЕАХРЕКЭ Commonwealth яю-19 BOOMERANG хЯРПЕАХРЕКЭ
ьБЕЖХЪ Republic J 9 хЯРПЕАХРЕКЭ Reggiane J 20 хЯРПЕАХРЕКЭ SAAB J 21 хЯРПЕАХРЕКЭ FFVS J 22 хЯРПЕАХРЕКЭ
кЮРБХЪ Irbitis I-16 хЯРПЕАХРЕКЭ
бЕМЦПХЪ AVIS AVIS I хЯРПЕАХРЕКЭ AVIS AVIS II хЯРПЕАХРЕКЭ AVIS AVIS III хЯРПЕАХРЕКЭ Marton X/V хЯРПЕАХРЕКЭ MAVAG HEJJA II хЯРПЕАХРЕКЭ Weiss WM-23 EZUST NYIL хЯРПЕАХРЕКЭ Weiss XNI-2 KAMELEON хЯРПЕАХРЕКЭ
пСЛШМХЪ IAR IAR-80 хЯРПЕАХРЕКЭ IAR IAR-81я хЯРПЕАХРЕКЭ
чЦНЯКЮБХЪ Ikarus IK-2 хЯРПЕАХРЕКЭ Ikarus IK-3 хЯРПЕАХРЕКЭ Ikarus IK-5 рЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ Ikarus S-49 хЯРПЕАХРЕКЭ
аЕКЭЦХЪ Fairey FOX III(VIII) хЯРПЕАХРЕКЭ-ПЮГБЕДВХЙRenard R-36 хЯРПЕАХРЕКЭRenard R-37 хЯРПЕАХРЕКЭRenard R-38 хЯРПЕАХРЕКЭRenard R-40 хЯРПЕАХРЕКЭ SABCA S.47 хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ
хЯОЮМХЪ Hispano HA-1112 BUCHON хЯРПЕАХРЕКЭ Hispano HS-50 хЯРПЕАХРЕКЭ
тХМКЪМДХЪ VL HUMU хЯРПЕАХРЕКЭ Mörkö MORKO-MORANE хЯРПЕАХРЕКЭ VL MYRSKY хЯРПЕАХРЕКЭ VL PYORREMYRSKY хЯРПЕАХРЕКЭ
йЮМЮДЮCCF FDB-1 хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ
ьБЕИЖЮПХЪ
DoFlug(FWA) D-3800 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ DoFlug(FWA) D-3802 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ DoFlug(FWA) D-3803 лМНЦНЖЕКЕБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ
йХРЮИ Chu X-PO хЯРПЕАХРЕКЭ Liuchow KWANGSI TYPE 3 хЯРПЕАХРЕКЭ
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2022 (яРПЮМХЖЮ: дЮРЮ ЛНДХТХЙЮЖХХ: )
Mitsubishi A6M Reisen
Было чем похвастать и японцем. Вот только в отличие от других стран — участниц войны, у них самым массовым истребителем стал палубный. А назывался он Mitsubishi A6M Reisen, по прозвищу «Zero». На момент окончания Второй Мировой японцы успели выпустить около 11 тысяч «ноликов».
Mitsubishi A6M Reisen. Источник: pinterest.com
Массовость палубного истребителя объясняется просто — у Японии был впечатляющий авиационный флот. Есть и вторая причина. Именно «Zero» стал использоваться в качестве самолета камикадзе. Естественно, их «популяции» постоянно сокращалась.
Mitsubishi A6M Reisen мог разгоняться до 500 км/ч на высоте 4000 метров. Продолжительность его полета приближалась к отметке в 8 часов, а разбег — 70 метров.
Кстати, именно «Zero» 7 декабря 1941 года участвовали в атаке на американскую базу Пёрл-Харбор.
Potez 630. Франция
Французы не остались в стороне от разработки двухмоторных истребителей, и, в принципе, шли почти параллельно с немцами. Французское военное ведомство задумало в 1934 году разработать многофункциональный самолет, который мог бы использоваться как лидер истребителей, с которого по радио руководили бы группой истребителей в бою, дневного истребителя-штурмовика, способного также сопровождать бомбардировщики, и ночного истребителя.
Первая машина планировалась трехместной, вторая и третья – двухместными. Вообще сама по себе идея этакого летающего КП была свежа и довольно интересна, особенно учитывая то, что радары в те годы только находились в стадии разработки и испытаний.
Основным требованиям к самолетам была высокая (более 4 часов) продолжительность полета и манёвренность, сопоставимая с одномоторными самолетами. Отсюда очень резкое ограничение по массе (до 3,5 тонн) и довольно небольшой выбор моторов.
Технологически получился очень примечательный и простой самолет. На изготовление одного такого истребителя уходило всего 7500 человеко-часов. Это практически столько, сколько требовал Девуатин D.520 и почти вдвое меньше, чем на устаревший Моран-Солнье MS.406.
Касаемо боевых действий. Как и все французские самолеты, «Потэ 630» воевал сразу на все стороны света одновременно.
Самолёты ВВС Франции использовались в Битве за Францию с мая по июнь 1940 года. В январе 1941 они же применялись против войск Таиланда в Камбодже. В ноябре 1942 года самолёты, принадлежавшие на тот момент правительству Виши воевали с английскими и американскими самолетами при высадке союзников на побережье Северной Африки, а одновременно самолеты, принадлежавшие ВВС Франции на территории африканских колоний, применялись против самолетов Германии и Италии.
Как воевали «Потэ 630». Сложно. Вообще легкий и маневренный самолет с реально длительным временем полета был до ужаса медленным и практически безоружным. На момент свое краха Франция не смогла решить вопросы по выпуску авиапушек «Испано-Сюиза» в должном объеме, потому основная масса «Потэ-630» выпускалась в варианте разведчика, с тремя пулеметами 7,62-мм пулеметами.
На таком некоторое время воевал Антуан де Сент-Экзюпери. И положительных отзывов в книге «Военный летчик», честно говоря, немного.
Хотя иногда даже получалось сбивать самолеты противника, что с помощью не самых хороших пулеметов МАС.34 уже было подвигом.
А идея летающих командных пунктов была все-таки реализована, и 630-е в некотором роде заменяли современные самолеты ДРЛО, только в оптическом диапазоне, глазами наблюдателя-диспетчера. Так как Р.630 и Р.631 по продолжительности полета значительно превосходили одномоторные истребители, это получилось использовать по полной программе.
Иногда летающие КП пытались атаковать самостоятельно. И даже получалось сбивать немецкие самолеты, но это было редко.
По большому счету, кроме разведывательных вылетов и корректировки огня артиллерии, большого вклада у «Потэ 630» не вышло. Слишком медленный и слишком слабый. Кроме того, был еще один неприятный момент: французский самолет волею судьбы был очень схож визуально с немецкими Bf 110C. Потому экипажам французских истребителей и разведчиков перепадало от своих, наверное, чаще, чем от немцев. По ним стреляли и с земли, и с истребителей, как французских, так и английских.
Была попытка улучшить отчаянное положение с вооружением, и появилась модификация «Потэ Р.631», на котором пулеметы были заменены на 20-мм пушки «Испано-Сюиза» с боекомплектом 90 снарядов на ствол. В войска поступило чуть больше 200 таких самолетов и какого-то значительного влияния на ситуацию в общем они не смогли оказать.
Здесь, справедливости ради, стоит отметить, что виноват не столько самолет, сколько бардак в разваливающейся армии Франции.
Достоинства: простота конструкции, прекрасная маневренность, длительность полета
Недостатки: скорость, вооружение.
P-51 Mustang
Не отставали и американцы. В 1942 году по заказу британского правительства компания North American создала истребитель P-51 Mustang. Только предназначение у него было несколько иное. В отличие от других крылатых машин, «Мустангу» доверили сопровождение бомбардировщиков дальней авиации. Соответственно, конструкторы основательно поработали над практической дальностью самолетов, увеличив ее до 1 500 километров. А вот перегоночная составляла аж 3 700 километров.
P-51 Mustang. Источник: wikipedia.org
Такой феноменальной дальности удалось достичь благодаря тому, что на P-51 впервые использовали ламинарное крыло. А за высокий уровень комфорта истребитель прозвали «летающим кадиллаком».
Bristol Beaufighter I. Великобритания
Это вообще один из наиболее удачных боевых самолетов, использовавшихся кем-либо из участников Второй мировой войны. Причем, не результат планомерных разработок, а плод импровизации, причем весьма вольной. Почти джаз.
Но эта импровизация оказалась весьма многофункциональной машиной, которая провоевала, как и Bf-109 всю войну на всех ТВД, которые можно было измыслить для британской машины, от самой Британии до островов в Тихом океане. Единственное, где не воевали «Бофайтеры», это был Восточный фронт.
Итак, я сказал слово «импровизация». На деле все обстояло так: жил-был весьма посредственный бомбардировщик «Бленхейм».
О нем будет отдельный рассказ, этот несчастный бомбер достоин того, чтобы о нем поговорить. Но машина была так себе. Очень так себе. Что привело вполне очевидно, к попытке сделать из «так себе» хотя бы «что-то».
«Что-то» — это тяжелый истребитель. «Бофайтер» — это как раз переделка «Бленхейма» в истребитель, используя наработки по другому самолету – «Бизли». Bristol Bisley – это как раз первый шаг на пути переделки бомбардировщика в истребитель, довольно неудачный. Настолько, что «Бизли» лишили имени и назвали «Бленхейм» IV.
Откуда взялся тогда «Бофорт»? Все просто. «Бофорт» — это «Бленхейм», который собирали по лицензии в Австралии. Но так как в переделку первыми пошли самолеты австралийской сборки, то есть, «Бофорты», то отсюда и название: Beaufort-fighter, «Бофорт-истребитель». «Бофайтер».
Что сделали британцы для того, чтобы получилось «то самое» из «так себе»? Понятно, что убрали бомбы. Потом убрали топливо, которое перемещало бомбы. Потом убрали двух стрелков, ибо истребитель. Фактически – минус тонна.
Экипаж состоял из двух человек. Первый – понятно, пилот, а вот второй… Второй член экипажа должен был совмещать несколько функций, а именно радиста, штурмана, наблюдателя и заряжающего!
Основным вооружением «Бофайтера» были 4 пушки «Испано-Сюиза» с барабанным питанием! Ну не было у британцев других на тот момент!
И этот второй член экипажа в бою должен был открыв специальный люк, засунуться в носовую часть самолета и там, в дыму и пороховых газах перезаряжать пушки! Вручную!
Кстати, в том же отсеке размещались еще 4 пулемета калибром 7,7-мм, что однозначно делало задачу высшим пилотажем с примесью мазохизма. Но когда это крутых британских парней волновали такие мелочи?
Зато как можно было от души шарахнуть из восьми стволов…
Кстати, внезапно выяснилось, что «Бофайтер» летает намного лучше, чем «Бофорт» и «Бленхейм»! Он оказался намного более маневренным, что не мудрено, при такой развесовке и снижении веса.
Потом дополнительным бонусом оказалось то, что в пустой корпус в середине «Бофайтера» вполне нормально можно запихнуть радиолокатор AI Mk IV, что и было осуществлено. И «Бофайтер» стал ночным истребителем задолго до многих одноклассников. Правда, этот радар был, мягко говоря, сыроват и слабоват в плане мощности, так что основные победы «Бофайтеры» совершали без него. Но факт, Британия в 1940 году заимела ночной истребитель с радаром.
В общем, «Бофайтер» провел всю войну примерно так, как и был создан, то есть, не совсем понятно, но весело. Дрался с немецкими и японскими бомбардировщиками, мог отоварить и немецкий истребитель. Японцы брали маневренностью, но тут они вообще вне конкуренции были всю войну. Штурмовал баржи и катера, гонял японские танки и пехоту в Бирме, Таиланде, Индонезии.
В общем – как есть, воздушный рабочий войны. Многофункциональный и простой, как барабан.
Достоинства: вооружение, дальность, маневренность
Недостатки: скорость, сложность конструкции.