Сторожевые катера
Сторожевое судно – это, прежде всего, класс боевого корабля. Он достаточно скоростной и имеет небольшие габариты.
Катер предназначен для службы в пограничных службах и выполняет несколько основных задач:
- Охраняет государственные водные границы;
- Несет сторожевую и патрульную службу в прибрежных водах и на подходах к стратегически важным морским базам;
- Наносит огневые удары по другим судам;
- В военное время охраняют корабли и другой транспорт, а также сопровождают субмарины.
Лодка отличается от других судов, например, грузных миноносцев или эсминцев небольшими габаритами, высокой скоростью хода и маневренностью, что позволяет судну успешно выполнять, поставленные перед ним задачи, на государственных границах. За счет своих малых размеров и высокой автономности он способен долго и незаметно скрываться в засадах, оперативно и практически бесшумно перехватывать и обезвреживать нарушителей. Для обнаружения противника на борту предусмотрено навигационное оборудование и система определения государственной принадлежности.
Катера
Разновидности
Торпедный катер
Сторожевой катер
Рейдовый катер
Катер на воздушной подушке
Ракетный катер – малый ракетный корабль
Десантный катер
Торпедный катер тип г-5
Артиллерийский катер
Патрульный катер
Эстонский сторожевой катер EML P421
Первые сторожевые катера
История создания сторожевого катера началась в первые годы XX века. Когда началась Первая мировая война, в Российском флоте не было ни одного боевого катера. Вопрос был поставлен остро. Флоту были необходимы быстроходные суда, вооруженные пушками, для патрулирования и борьбы с немецкими подлодками и миноносцами.
Строительство сторожевика осуществлялось на верфи Золотова. В 1916 году Балтийский флот получил на вооружение 12 быстроходных катеров с деревянными корпусами. Лодка была вооружена 47-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Эти судна принимали непосредственное участие в боевых действиях Первой мировой войны.
Вторая серия уже более крупных катеров была выпущена в 1918 году. Длина корпуса составляла – 19 метров. Часть судов отправили на Волгу, где они принимали участие в битвах за Казань. Еще один был переброшен на реку Кама для перевозки войск и грузов, воюющих против Колчака.
В 20-ее гг. XX столетия некоторые представители сторожевых катеров использовались для пограничного дозора. Серия для массового производства была разработанна в 1925 году.
История создания
3 пр.1400М МЧ ПВ СССР
Проектирование сторожевых катеров для морских частей погранвойск КГБ СССР началось с середины 1960-х годов. В 1967 году в ЦМКБ «Алмаз» командой главного конструктора В. М. Бурлакова и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга В. И. Литовского был создан проект 1400 под кодовым шифром «Гриф». Катера подобного проекта предназначались для охраны государственной морской границы в прибрежных районах, проливах и на открытых рейдах портов, на речных и озерных участках, а также для обеспечения морских КПП. В 1967-2000 годах построено около 300 катеров этого типа: на ССЗ «Море» Феодосия (217 ед.), на Батумском ССЗ и 8 на Приморском ССЗ. Из них 118 проданы в 20 стран мира.[1][3][4]
Сторожевой катер «Гриф» – проект 1400
Патрульный катер, стоящий на вооружении у погранвойск Федеральной Службы Безопасности РФ и у ряда иных государств. Спроектирован в конце 60-хх гг. инженерами конструкторского бюро «Алмаз».
Лодка была сконструирована для выполнения нескольких задач:
- Охрана государственных любых водных границ вблизи берега, в проливах, заливах, гаванях портов;
- Обеспечение морских контрольно-пропускных пунктов;
- Участие в поисково-спасательных работах;
- Участие в экологическом контроле.
Сторожевой катер «Гриф»
У «Грифа» небольшие габариты, поэтому легко транспортируется грузовыми поездами. Его длина достигает 22 метров, а осадка – 1 метр. Судно оснащено двумя дизелями М-401, генераторами и двумя винтами. Максимальная скорость разгона – 29-30 узлов. В составе команды 10 моряков.
Вооружение лодки состоит:
- Навигация: радары «Лоция» и «Градус-2М», магнитные компасы;
- Радиолокация: система государственного распознавания «хром-К»;
- Радиоэлектроника: радиостанции;
- Артиллерийское оружие: пулемет 2М либо пулеметная установка «Утес-М».
На основе проекта 1400 было построено несколько вариантов:
- Модификация «Э» экспортный катер. Судно строили для Куба и Гвинеи. Они мели дополнительно турельный пулемет и кондиционеры на борту.
- Лодка серии «М» имел корпус из сверх прочного металла.
- Проект «А» – лодка для перевозки правительства страны. На корабле снято все вооружение.
- Корабль «Гурзуф» использовался как транспортировочное плав средство. На борту у катера было снято все оружие.
«Сделано у нас» и на Яндекс.Дзен
Предлагаю Вашему вниманию фотообзор корабельно-катерного состава Береговой охраны Федеральной пограничной службы ФСБ России. Так получилось, что на сайте «Сделано у нас» ВМФ России уделяется достаточно много внимания, а пограничники остались «в тени». Я решил исправить эту ошибку!
Обзор не претендует на роль справочника, из которого можно узнать исчерпывающую информацию о всех типах кораблей, катеров и вспомогательных судов, их количестве и ТТХ. Однако получить первоначальные знания о разнообразии и современном облике кораблей, охраняющих морские и речные рубежи нашей Родины — можно!
1. Пограничный сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей»:
Водоизмещение: 3642 тонны
Максимальная скорость хода: 31 узел
На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.
Такую окраску имели пограничные корабли и катера в 90-е годы:
2. Пограничное патрульное судно проекта 850285:
Водоизмещение: 2553/2684/2695 тонн
Максимальная скорость хода: 19 узлов
На судне имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.
3. Пограничный корабль обеспечения проекта 1595 «Певек»:
Водоизмещение: 4040 тонн
Максимальная скорость хода: 18 узлов
4. Пограничный сторожевой корабль проекта 97П:
Водоизмещение: 3525 тонн
Максимальная скорость хода: 15 узлов
На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.
5. Пограничный сторожевой корабль проекта 745П:
Водоизмещение: 1620 тонн
Максимальная скорость хода: 13 узлов
6. Пограничный сторожевой корабль проекта 12081 «Слепень»:
Водоизмещение: 450 тонн
Максимальная скорость хода: 23 узла
7. Пограничный сторожевой корабль проекта 1248/12481 «Москит»:
Водоизмещение: 213 тонн
Максимальная скорость хода: 17,5 узлов
8. Пограничный сторожевой корабль (корабль управления) проекта 1249:
Водоизмещение: 225 тонн
Максимальная скорость хода: 17 узлов
9. Пограничный сторожевой корабль проекта 12412/1241ПЭ «Молния»:
Водоизмещение: 475/495 тонн
Максимальная скорость хода: 32,8/30,5 узлов
10. Пограничный сторожевой корабль проекта 10410 «Светляк»:
Водоизмещение: 375 тонн
Максимальная скорость хода: 32 узла
11. Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 «Ропит-Марс-06»:
Водоизмещение: 670 тонн
Максимальная скорость хода: 24,8 узла
На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.
12. Пограничное патрульное судно ледового класса проекта 22120 «Пурга»:
Водоизмещение: 1066 тонн
Максимальная скорость хода: 24 узлов
На судне имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.
13. Пограничное патрульное судно проекта 6457С «Спрут»:
Водоизмещение: 835 тонн
Максимальная скорость хода: 21,5 узел
14. Пограничный сторожевой корабль проекта 14310/14310М «Мираж»:
Водоизмещение: 120 тонн
Максимальная скорость хода: 50 узлов
15. Пограничный сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»:
Водоизмещение: 57,5 тонн
Максимальная скорость хода: 48 узлов
Пицунда, Абхазия, 24 июня 2011 года:
16. Пограничный сторожевой катер проекта 12150 «Мангуст»:
Водоизмещение: 27,2 тонн
Максимальная скорость хода: 52 узла
Кроме указанных типов, в составе БО ФПС ФСБ России имеется ещё несколько типов сторожевых катеров (более мелких), СВП, а также большое количество вспомогательных судов различного назначения. Общее количество кораблей, катеров и судов всех типов, используемых пограничниками, в т.ч. маломерных, достигает четырёх сотен!
Ближайшая перспектива.
ПСКРы пр. 12412 «Молния» — постепенное списание по мере поступления кораблей новых проектов.
ПСКРы пр. 10410 «Светляк» — завершение серийного строительства.
ПСКР пр.10410 (зав. №808) в достройке на Ярославском ССЗ — 32-й корабль серии:
ПСКРы пр. 22460 «Ропит-Марс-06» — серийное строительство на 2-х ССЗ — Судостроительная (Санкт-Петербург) и «Восточная верфь» (Владивосток).
ПСКР «Бриллиант» в достройке на СФ «Алмаз» — 1-й серийный корабль:
ПСКА пр. 12200 «Соболь» и 12150 «Мангуст» — продолжение серийного строительства.
Транспортировка ПСКА типа «Соболь» из Санкт-Петербурга на Дальний Восток:
В ближайшее время на Зеленодольском ССЗ должна состоятся закладка первого ПСКРа нового проекта 22100 «Океан». Пограничные сторожевые корабли этого типа должны прийти на смену ПСКРам проектов 11351 и 97П.
Про подготовке материала использованы фотографии:
Владимира Сергеевича с сайта russianplanes.net
И. Казимирчика с сайта fleetphoto.ru
Baltiec на Яндекс.Фотках https://fotki.yandex.ru/users/baltiec/
а также с сайтов forums.airbase.ru и docklife.ucoz.ru
Характеристики кораблей можно посмотреть здесь: https://russian-ships.info/pogran/
Описание
Катер имел размеры, позволяющие перевозить его по железной дороге. Основным вооружением была спаренная пулемётная установка 2М-7 калибра 14,5 мм, расположенная в носовой части. Двухвальная энергетическая установка состояла из двух V-образных дизелей М-401А мощностью 1000 л. с. каждый. Дизель-генератор ДГ-40 и дизель-генератор-комрессор-насос ДГКН-40. Корпус с комбинированными обводами (круглоскулыми в носу и остроскулый в корме) из прессованных панелей, листового и профильного материала из алюминиево-магниевых сплавов. Система набора продольная с навесными шпангоутами, кроме носа, где поперечная система набора. Корпус сварной (пр. 1400 — клёпанный) из алюминиево-магниевого сплава марки В48-4Т1, что позволяет использовать блочный метод постройки корабля. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. Катер способен оставаться на плаву при затоплении любого отсека. Одноярусная надстройка также из алюминиево-магниевых сплавов со сварными или клеесварными конструкциями. Управление двигателями дистанционное автоматизированное. При необходимости из машинного отделения.[1]
Страны-операторы
- СССР с 1967 года более 180[5]
- Россия 31
- Украина 12 на 2010 год[6]
- Грузия 10. На многих штатного вооружения нет, 2 подорваны 13.08.2008 в Поти частями ВДВ РФ, с 1 в 2012 вооружение снято[4]
- Казахстан 4 проекта 1400М[4]
- Эстония в 1992 годах 2, 1 списан в 2001, с 25 мая 2001 года как музей в Таллине
- Азербайджан 1
- Туркмения 1 проекта 1400Т построен для Туркмении[4]
- Куба в 1971—1988 годах 40 (18 выведены из флота)
- Южный Йемен Южному Йемену: в 1975 году — 2 (выведены из флота) и в 1978—1990 годах — 14 (4 выведены из флота), в 1975—1988 годах Северному Йемену — 5 (выведены и флота)
- Вьетнам 14 — 3 в 1978 году, 3 в 1979, 1 в 1981, 3 в 1986, 2 в 1989, 2 в 1990 году
- Болгария в 1981 году 10
- Никарагуа в 1982—1986 годах 8 (шесть выведены из состава флота)
- Сирия 8 — 3 в 1981 году, 3 в 1984 году, 2 в 1985 году
- Ирак в 1974—1975 годах 5 (выведены из состава флота)
- Мозамбик в 1978—1980 годах 5 (три выведены из состава флота)
- Бенин 4 в 1979 и 1980 годах, 2 списаны в 1992 году
- Эфиопия в 1982—1985 годах 4 (два выведены из состава флота)[5]
- Кабо-Верде в 1980 году 3 (два выведены из состава флота)
- Камерун в 1985—1988 годах 3 (2 выведены из состава флота)
- Республика Конго в 1982 году 3
- Экваториальная Гвинея в 1974—1975 годах 3 (выведены из состава флота)
- Гвинея в 1987 году 2
- Камбоджа в 1988 году 2
- Маврикий в 1990 году 2
- Сейшельские Острова в 1981 и 1982 годах 2
- Алжир в 1981 году 1 (выведен из состава флота)
- Ангола в 1975 году Анголе 1 (выведен из состава флота)
- Сомали в 1974 году 1 (выведен из состава флота)
Все данные и по[1]
Служба
Первые катера проданы за границу в 1971 году на Кубу и в Экваториальную Гвинею. Из более чем трёхсот катеров чуть больше ста отправлено на экспорт в 23 страны Африки, Азии и Америки. Ещё два катера получила Эстония после распада СССР в 1992 году и несколько десятков корпусов достались Украине при разделе Черноморского флота (один передан Грузии). К настоящему времени практически все катера проекта 1400-М списаны, и на декабрь 2001 года в составе морских частей ФПС России насчитывается не более четырёх катеров проекта 1400М.[1]