Артиллерийские катера проектов 1400А, 1400М и 1400Э


Сторожевые катера

Сторожевое судно – это, прежде всего, класс боевого корабля. Он достаточно скоростной и имеет небольшие габариты.

Катер предназначен для службы в пограничных службах и выполняет несколько основных задач:

  • Охраняет государственные водные границы;
  • Несет сторожевую и патрульную службу в прибрежных водах и на подходах к стратегически важным морским базам;
  • Наносит огневые удары по другим судам;
  • В военное время охраняют корабли и другой транспорт, а также сопровождают субмарины.

Лодка отличается от других судов, например, грузных миноносцев или эсминцев небольшими габаритами, высокой скоростью хода и маневренностью, что позволяет судну успешно выполнять, поставленные перед ним задачи, на государственных границах. За счет своих малых размеров и высокой автономности он способен долго и незаметно скрываться в засадах, оперативно и практически бесшумно перехватывать и обезвреживать нарушителей. Для обнаружения противника на борту предусмотрено навигационное оборудование и система определения государственной принадлежности.

Катера

Разновидности

Торпедный катер

Сторожевой катер

Рейдовый катер

Катер на воздушной подушке

Ракетный катер – малый ракетный корабль

Десантный катер

Торпедный катер тип г-5

Артиллерийский катер

Патрульный катер


Эстонский сторожевой катер EML P421

Первые сторожевые катера

История создания сторожевого катера началась в первые годы XX века. Когда началась Первая мировая война, в Российском флоте не было ни одного боевого катера. Вопрос был поставлен остро. Флоту были необходимы быстроходные суда, вооруженные пушками, для патрулирования и борьбы с немецкими подлодками и миноносцами.

Строительство сторожевика осуществлялось на верфи Золотова. В 1916 году Балтийский флот получил на вооружение 12 быстроходных катеров с деревянными корпусами. Лодка была вооружена 47-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Эти судна принимали непосредственное участие в боевых действиях Первой мировой войны.

Вторая серия уже более крупных катеров была выпущена в 1918 году. Длина корпуса составляла – 19 метров. Часть судов отправили на Волгу, где они принимали участие в битвах за Казань. Еще один был переброшен на реку Кама для перевозки войск и грузов, воюющих против Колчака.

В 20-ее гг. XX столетия некоторые представители сторожевых катеров использовались для пограничного дозора. Серия для массового производства была разработанна в 1925 году.

История создания

3 пр.1400М МЧ ПВ СССР

Проектирование сторожевых катеров для морских частей погранвойск КГБ СССР началось с середины 1960-х годов. В 1967 году в ЦМКБ «Алмаз» командой главного конструктора В. М. Бурлакова и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга В. И. Литовского был создан проект 1400 под кодовым шифром «Гриф». Катера подобного проекта предназначались для охраны государственной морской границы в прибрежных районах, проливах и на открытых рейдах портов, на речных и озерных участках, а также для обеспечения морских КПП. В 1967-2000 годах построено около 300 катеров этого типа: на ССЗ «Море» Феодосия (217 ед.), на Батумском ССЗ и 8 на Приморском ССЗ. Из них 118 проданы в 20 стран мира.[1][3][4]

Сторожевой катер «Гриф» – проект 1400

Патрульный катер, стоящий на вооружении у погранвойск Федеральной Службы Безопасности РФ и у ряда иных государств. Спроектирован в конце 60-хх гг. инженерами конструкторского бюро «Алмаз».

Лодка была сконструирована для выполнения нескольких задач:

  1. Охрана государственных любых водных границ вблизи берега, в проливах, заливах, гаванях портов;
  2. Обеспечение морских контрольно-пропускных пунктов;
  3. Участие в поисково-спасательных работах;
  4. Участие в экологическом контроле.


Сторожевой катер «Гриф»

У «Грифа» небольшие габариты, поэтому легко транспортируется грузовыми поездами. Его длина достигает 22 метров, а осадка – 1 метр. Судно оснащено двумя дизелями М-401, генераторами и двумя винтами. Максимальная скорость разгона – 29-30 узлов. В составе команды 10 моряков.

Вооружение лодки состоит:

  • Навигация: радары «Лоция» и «Градус-2М», магнитные компасы;
  • Радиолокация: система государственного распознавания «хром-К»;
  • Радиоэлектроника: радиостанции;
  • Артиллерийское оружие: пулемет 2М либо пулеметная установка «Утес-М».

На основе проекта 1400 было построено несколько вариантов:

  • Модификация «Э» экспортный катер. Судно строили для Куба и Гвинеи. Они мели дополнительно турельный пулемет и кондиционеры на борту.
  • Лодка серии «М» имел корпус из сверх прочного металла.
  • Проект «А» – лодка для перевозки правительства страны. На корабле снято все вооружение.
  • Корабль «Гурзуф» использовался как транспортировочное плав средство. На борту у катера было снято все оружие.

«Сделано у нас» и на Яндекс.Дзен

Предлагаю Вашему вниманию фотообзор корабельно-катерного состава Береговой охраны Федеральной пограничной службы ФСБ России. Так получилось, что на сайте «Сделано у нас» ВМФ России уделяется достаточно много внимания, а пограничники остались «в тени». Я решил исправить эту ошибку!

Обзор не претендует на роль справочника, из которого можно узнать исчерпывающую информацию о всех типах кораблей, катеров и вспомогательных судов, их количестве и ТТХ. Однако получить первоначальные знания о разнообразии и современном облике кораблей, охраняющих морские и речные рубежи нашей Родины — можно!

1. Пограничный сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей»:

Водоизмещение: 3642 тонны

Максимальная скорость хода: 31 узел

На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

Такую окраску имели пограничные корабли и катера в 90-е годы:

2. Пограничное патрульное судно проекта 850285:

Водоизмещение: 2553/2684/2695 тонн

Максимальная скорость хода: 19 узлов

На судне имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

3. Пограничный корабль обеспечения проекта 1595 «Певек»:

Водоизмещение: 4040 тонн

Максимальная скорость хода: 18 узлов

4. Пограничный сторожевой корабль проекта 97П:

Водоизмещение: 3525 тонн

Максимальная скорость хода: 15 узлов

На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

5. Пограничный сторожевой корабль проекта 745П:

Водоизмещение: 1620 тонн

Максимальная скорость хода: 13 узлов

6. Пограничный сторожевой корабль проекта 12081 «Слепень»:

Водоизмещение: 450 тонн

Максимальная скорость хода: 23 узла

7. Пограничный сторожевой корабль проекта 1248/12481 «Москит»:

Водоизмещение: 213 тонн

Максимальная скорость хода: 17,5 узлов

8. Пограничный сторожевой корабль (корабль управления) проекта 1249:

Водоизмещение: 225 тонн

Максимальная скорость хода: 17 узлов

9. Пограничный сторожевой корабль проекта 12412/1241ПЭ «Молния»:

Водоизмещение: 475/495 тонн

Максимальная скорость хода: 32,8/30,5 узлов

10. Пограничный сторожевой корабль проекта 10410 «Светляк»:

Водоизмещение: 375 тонн

Максимальная скорость хода: 32 узла

11. Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 «Ропит-Марс-06»:

Водоизмещение: 670 тонн

Максимальная скорость хода: 24,8 узла

На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

12. Пограничное патрульное судно ледового класса проекта 22120 «Пурга»:

Водоизмещение: 1066 тонн

Максимальная скорость хода: 24 узлов

На судне имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

13. Пограничное патрульное судно проекта 6457С «Спрут»:

Водоизмещение: 835 тонн

Максимальная скорость хода: 21,5 узел

14. Пограничный сторожевой корабль проекта 14310/14310М «Мираж»:

Водоизмещение: 120 тонн

Максимальная скорость хода: 50 узлов

15. Пограничный сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»:

Водоизмещение: 57,5 тонн

Максимальная скорость хода: 48 узлов

Пицунда, Абхазия, 24 июня 2011 года:

16. Пограничный сторожевой катер проекта 12150 «Мангуст»:

Водоизмещение: 27,2 тонн

Максимальная скорость хода: 52 узла

Кроме указанных типов, в составе БО ФПС ФСБ России имеется ещё несколько типов сторожевых катеров (более мелких), СВП, а также большое количество вспомогательных судов различного назначения. Общее количество кораблей, катеров и судов всех типов, используемых пограничниками, в т.ч. маломерных, достигает четырёх сотен!

Ближайшая перспектива.

ПСКРы пр. 12412 «Молния» — постепенное списание по мере поступления кораблей новых проектов.

ПСКРы пр. 10410 «Светляк» — завершение серийного строительства.

ПСКР пр.10410 (зав. №808) в достройке на Ярославском ССЗ — 32-й корабль серии:

ПСКРы пр. 22460 «Ропит-Марс-06» — серийное строительство на 2-х ССЗ — Судостроительная (Санкт-Петербург) и «Восточная верфь» (Владивосток).

ПСКР «Бриллиант» в достройке на СФ «Алмаз» — 1-й серийный корабль:

ПСКА пр. 12200 «Соболь» и 12150 «Мангуст» — продолжение серийного строительства.

Транспортировка ПСКА типа «Соболь» из Санкт-Петербурга на Дальний Восток:

В ближайшее время на Зеленодольском ССЗ должна состоятся закладка первого ПСКРа нового проекта 22100 «Океан». Пограничные сторожевые корабли этого типа должны прийти на смену ПСКРам проектов 11351 и 97П.

Про подготовке материала использованы фотографии:

Владимира Сергеевича с сайта russianplanes.net

И. Казимирчика с сайта fleetphoto.ru

Baltiec на Яндекс.Фотках https://fotki.yandex.ru/users/baltiec/

а также с сайтов forums.airbase.ru и docklife.ucoz.ru

Характеристики кораблей можно посмотреть здесь: https://russian-ships.info/pogran/

Описание

Катер имел размеры, позволяющие перевозить его по железной дороге. Основным вооружением была спаренная пулемётная установка 2М-7 калибра 14,5 мм, расположенная в носовой части. Двухвальная энергетическая установка состояла из двух V-образных дизелей М-401А мощностью 1000 л. с. каждый. Дизель-генератор ДГ-40 и дизель-генератор-комрессор-насос ДГКН-40. Корпус с комбинированными обводами (круглоскулыми в носу и остроскулый в корме) из прессованных панелей, листового и профильного материала из алюминиево-магниевых сплавов. Система набора продольная с навесными шпангоутами, кроме носа, где поперечная система набора. Корпус сварной (пр. 1400 — клёпанный) из алюминиево-магниевого сплава марки В48-4Т1, что позволяет использовать блочный метод постройки корабля. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. Катер способен оставаться на плаву при затоплении любого отсека. Одноярусная надстройка также из алюминиево-магниевых сплавов со сварными или клеесварными конструкциями. Управление двигателями дистанционное автоматизированное. При необходимости из машинного отделения.[1]

Страны-операторы

  • СССР с 1967 года более 180[5]
  • Россия 31
  • Украина 12 на 2010 год[6]
  • Грузия 10. На многих штатного вооружения нет, 2 подорваны 13.08.2008 в Поти частями ВДВ РФ, с 1 в 2012 вооружение снято[4]
  • Казахстан 4 проекта 1400М[4]
  • Эстония в 1992 годах 2, 1 списан в 2001, с 25 мая 2001 года как музей в Таллине
  • Азербайджан 1
  • Туркмения 1 проекта 1400Т построен для Туркмении[4]
  • Куба в 1971—1988 годах 40 (18 выведены из флота)
  • Южный Йемен Южному Йемену: в 1975 году — 2 (выведены из флота) и в 1978—1990 годах — 14 (4 выведены из флота), в 1975—1988 годах Северному Йемену — 5 (выведены и флота)
  • Вьетнам 14 — 3 в 1978 году, 3 в 1979, 1 в 1981, 3 в 1986, 2 в 1989, 2 в 1990 году
  • Болгария в 1981 году 10
  • Никарагуа в 1982—1986 годах 8 (шесть выведены из состава флота)
  • Сирия 8 — 3 в 1981 году, 3 в 1984 году, 2 в 1985 году
  • Ирак в 1974—1975 годах 5 (выведены из состава флота)
  • Мозамбик в 1978—1980 годах 5 (три выведены из состава флота)
  • Бенин 4 в 1979 и 1980 годах, 2 списаны в 1992 году
  • Эфиопия в 1982—1985 годах 4 (два выведены из состава флота)[5]
  • Кабо-Верде в 1980 году 3 (два выведены из состава флота)
  • Камерун в 1985—1988 годах 3 (2 выведены из состава флота)
  • Республика Конго в 1982 году 3
  • Экваториальная Гвинея в 1974—1975 годах 3 (выведены из состава флота)
  • Гвинея в 1987 году 2
  • Камбоджа в 1988 году 2
  • Маврикий в 1990 году 2
  • Сейшельские Острова в 1981 и 1982 годах 2
  • Алжир в 1981 году 1 (выведен из состава флота)
  • Ангола в 1975 году Анголе 1 (выведен из состава флота)
  • Сомали в 1974 году 1 (выведен из состава флота)

Все данные и по[1]

Служба

Первые катера проданы за границу в 1971 году на Кубу и в Экваториальную Гвинею. Из более чем трёхсот катеров чуть больше ста отправлено на экспорт в 23 страны Африки, Азии и Америки. Ещё два катера получила Эстония после распада СССР в 1992 году и несколько десятков корпусов достались Украине при разделе Черноморского флота (один передан Грузии). К настоящему времени практически все катера проекта 1400-М списаны, и на декабрь 2001 года в составе морских частей ФПС России насчитывается не более четырёх катеров проекта 1400М.[1]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]