Малые торпедные корабли часть 2
- Опубликовано: 18.02.2014, 21:02
- Печать
Содержание материала
- Малые торпедные корабли часть 2
- Все страницы
Страница 1 из 41
МАЛЫЕ ТОРПЕДНЫЕ КОРАБЛИ Раздел создан на основании книги «Торпедой пли» (под общей редакцией А.Е.Тараса) и других материалов.
Часть 2
Часть 1
Глава 5 Торпедные катера Второй Мировой войны
НОВОЕ ТОРПЕДНОЕ ОРУЖИЕ Торпеды 40-х гг. были еще более совершенными, чем предвоенные. За годы войны скорость парогазовых торпед достигла 50—55 узлов; а дальность их хода возросла до 15—20 км. Одновременно увеличилось поражающее действие торпедного оружия, которое теперь несло исключительно мощный заряд взрывчатки (к концу войны до 500-600 кг в тротиловом эквиваленте). Для снаряжения торпед, наряду с тротилом, стали использовать вещества с более сильной восприимчивостью к детонации: тетрил, гексоген и другие. Наконец, возросло число режимов хода: многие торпеды военного времени имели три режима по дальности и скорости; итальянцам удалось создать даже шестирежимные образцы. Увеличение скорости и дальности действия происходило при сохранении прежнего калибра. Поэтому простое увеличение запаса топлива и емкости стального резервуара для окислителя (сжатого воздуха) не решало проблему. Габариты подводного снаряда уже достигли своего разумного предела. К примеру, на вооружении британского флота появилась 609-мм торпеда длиной 8,2-8,5 м и весом 2,2 тонны. Разработчикам торпедного оружия приходилось использовать более энергоемкое топливо либо более эффективные окислители. Так, в японской торпеде образца « 93» в качестве окислителя вместо воздуха использовался чистый кислород, а в экспериментальных немецких образцах — перекись водорода. Торпеды времен войны обладали новыми боевыми возможностями. Например, советская торпеда образца 1939 г. была укомплектована гироскопическим прибором МО-3, позволявшим производить плавную установку угла изменения курса (до 90° влево или вправо). Особой популярностью они пользовались у экипажей торпедных катеров. Дело в том, что гироскоп МО-3 обеспечивал новый способ стрельбы — «веером». Если раньше атака завершалась после пуска одной торпеды (либо торпеды выпускали друг за другом через определенный промежуток времени), то с появлением МО-3 стала возможна залповая стрельба. При этом к цели одновременно, с небольшим углом растворения (около 1°), направлялись сразу несколько торпед. Разумеется, стрельба «веером» давала наилучшие результаты.
Поворот торпеды после пуска на определенный угол с учетом перемещения корабля-цели.
Немцы часть своих торпед снабжали приборами маневрирования, с помощью которых самодвижущаяся мина могла настичь корабль, если тот пытался уклониться от прямого торпедного удара. Германские торпеды с извилистой траекторией оказались особенно хороши для атаки судов в конвоях, ходивших специальным противолодочным зигзагом. Работы по созданию маневрирующих торпед проводили и в СССР. Первый образец такого оружия был создан во время войны на базе парогазовой торпеды «53-39», он получил обозначение «53-39ПМ». Помимо рассмотренных, существовал еще один способ повышения вероятности поражения цели: установка на торпеде акустической системы самонаведения. В 1943 г. германские подводные лодки получили торпеду T-V с первой в мире пассивной системой АСН, которая не реагировала на собственные шумы самодвижущейся мины. T-V была рассчитана на поражение целей, движущихся со скоростью до 18 узлов. В эту категорию попадало подавляющее большинство боевых и транспортных кораблей союзников но антигитлеровской коалиции, т.к. экономическая скорость указанную величину никогда не превышала.
Принцип устройства акустической системы самонаведения торпеды: 1 — прибор излучения и приема звуковых волн; 2 — преобразователь сигналов; 3 — предохранитель; 4 — генератор; 5 — усилитель; 6 — сетевой фильтр; 7 -взрывателъ.
Правда, разработать средство защиты от АСН оказалось намного проще и быстрее, нежели саму эту систему. Уже в 1944 г. англичане приняли на вооружение «фоксер» — буксируемый кораблем прибор, который отвлекал на себя торпеду. «Приманкой» для нее являлось акустическое поле «фоксера», более интенсивное, чем шум корабельных винтов. Но радость англичан за свои «фоксеры» продолжалась недолго -только до появления немецких телеуправляемых торпед «Лерхе» с системой корректировки курса по проводам.
Пуск управляемой немецкой торпеды G-7A из бункера в Норвегии…
Принципиальная схема механизма корректировки курса торпеды
Пока парогазовая торпеда продолжала совершенствоваться, в СССР и в Германии уже разрабатывали первые электрические торпеды. В отличие от парогазовых, они не оставляли следов в виде дорожки пузырьков на воде. Однако по скорости (не более 30 узлов) и дальности действия они заметно уступали парогазовым торпедам. Поэтому на катерах во время войны их не применяли — только на подводных лодках. Всего за годы Второй Мировой войны торпедами надводных кораблей, подводных лодок и самолетов-торпедоносцев было уничтожено 369 боевых кораблей, в том числе 3 линкора, 20 авианосцев, 27 крейсеров, более сотни эскортных и эскадренных миноносцев. Довольно много, если сопоставить потери флотов с их численностью, и слишком мало, если учесть, что общий расход боезапаса при этом превысил 30 тысяч торпед (в среднем 82 торпеды на один потопленный боевой корабль).
- Вперед
- Назад
- Вперед
Большой торпедный катер проекта 206 «Шторм»
По поводу таймера, отключающего коллекторный мотор. Простые схемы можно в Сети найти. Могу предложить нЕсколько вариантов….
Таймер запускается кратковременным нажатием кнопки SB1. Время выдержки регулируется переменным резистором R2. При необходимости диапазон выдержки может быть изменен изменением емкости конденсатора С1 — увеличение емкости увеличивает максимальное время выдержки и наоборот. Можно добавить цепь останова таймера Rдоп и SB2 (рис.2а). В этом случае таймер будет останавливаться кратковременным нажатием кнопки SB2. Таймер на рис.1 имеет недостаток — некоторую нестабильность в оборотах мотора, а именно в конце выдержки начинает уменьшаться ток в цепи стока VT1, что приводит к уменьшению оборотов (снижению мощности) мотора перед его отключением. Транзистор VT1 выбирается исходя из параметров мотора. Сразу скажу: берите мосфет с n-каналом на 30-50А и 30В — хватит на все случаи жизни, тип не указываю, т.к. в радиомагазине Вашего города указанного мной типа может не оказаться. Берите любой, по приведенным параметрам. Диод VD1 типа SR550 или аналогичный (50В 5А).
Для исключения указанного выше недостатка в схему можно ввести элемент с определенным порогом включения/отключения — реле. На рис. 2 обозначено К1. Реле следует выбирать по напряжению срабатывания 9…11В с контактной группой, расчитанной на максимальный ток мотора. Недостатком данной схемы является необходимость использования реле, которое при значительном токе мотора может иметь достаточно большие размеры, а так же электромеханический износ контактной группы реле )))) Транзистор VT1 может быть заменен на любой мосфет с n-каналом (ну, люблю я мосфеты в ключах )))))). На схеме указан самый маломощный, что был в продаже в радиомагазине.
Третий вариант (рис. 3) лишен указанных выше недостатков, но имеет более сложную схему, хотя сложность — вещь относительная )))).
Выдержка времени начинается при включении тумблера S1. Останавливается таймер отключением тумблера. При указанных на схеме значениях R1 и C1 и с учетом разброса их параметров время выдержки составляет 7-10сек. При необходимости диапазон выдержки может быть изменен изменением емкости конденсатора С1 — увеличение емкости увеличивает максимальное время выдержки — вплоть до нескольких часов и наоборот. Параметры VT1 и VD1 выбираются в том же порядке, как это описано для рис. 1 Буржуйским аналогм микросхемы 1006ВИ1 является микросхема NE555. Резистор R1 может быть заменен на цепочку резисторов, аналогично изображенной на рис. 1 цепочки резисторов R2R3, что позволит регулировать выдержку времени.
Ну, и наконец, экзотический вариант, который можно собрать «на коленке», не прибегая к программированию контроллеров и особо не заморачиваясь )))). Предназначен для работы с исполнительным механизмом, управляемым сигналом PWM (сервоприводы, регуляторы электродвигателей и т.п)
Однокомандный электронный таймер для модели+21 20 июл. 2015 г., 9:58:51 | Андрей Горбачев Иваново Статья https://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/12079/ Будут вопросы пишите на a147258a собака yandex.ru. Чем смогу — помогу )))
Большие торпедные катера Проект 206
Количество
80 единиц
Постройка
Ярославль, ССЗ №345 (затем Ярославский ССЗ) – 50 единиц
Наименование
Заводской | Заложен | Спущен на воду | Вступление в строй | Примечание | |
ТК-73 | №200 | — | — | 10.1960 | с 19.05.1966 — Т-73 |
ТК-74 | №201 | — | — | 10.1960 | с 19.05.1966 — Т-74 |
ТК-85 | №202 | — | — | 1960 | с 19.05.1966 — Т-85, с 1978 — ОК-1034 |
ТК-14 | №203 | — | — | — | с 19.05.1966 — Т-14 |
ТК- | №204 | — | — | — | |
ТК- | №205 | — | — | — | |
ТК-144 | №206 | — | — | 5.05.1961 | с 19.05.1966 — Т-144 |
ТК-145 | №207 | — | — | 5.05.1961 | с 19.05.1966 — Т-145 |
ТК-8 | №215 | — | — | 1964 | с 19.05.1966 — Т-8 |
ТК-3 | №216 | — | — | 1964 | с 19.05.1966 — Т-3 |
ТК-528 | №217 | — | — | — | с 19.05.1966 — Т-528 |
ТК-24 | №218 | — | — | — | с 19.05.1966 — Т-24 |
ТК-17 | №219 | — | — | 1964 | с 19.05.1966 — Т-17 |
ТК-19 | №220 | — | — | — | с 19.05.1966 — Т-19 |
ТК-532 | №221 | — | — | — | с 19.05.1966 — Т-532 |
ТК-533 | №222 | — | — | — | с 19.05.1966 — Т-533 |
ТК-534 | №223 | — | — | — | с 19.05.1966 — Т-534 |
ТК-124 | №224 | — | — | 1965 | с 19.05.1966 — Т-124 |
ТК-130 | №225 | — | — | 24.01.1965 | с 19.05.1966 — Т-130 |
ТК-131 | №226 | — | — | 1965 | с 19.05.1966 — Т-131 |
ТК-18 | №237 | — | — | 1965 | с 19.05.1966 — Т-18 |
Т- | №240 | — | — | — | |
Т- | №241 | — | — | — | |
Т- | №242 | — | — | — | |
Т- | №249 | — | — | — | |
Т- | №251 | — | — | — | |
Т- | №260 | — | — | 1965 | |
Т- | №261 | — | — | 1965 | |
Т- | №262 | — | — | 1966 | |
Т- | №263 | — | — | 1967 | |
Т- | №264 | — | — | 1967 | |
Т- | №265 | — | — | 1967 |
Ленинград, Средне-Невский ССЗ — 5 единиц
Наименование | Заводской | Заложен | Спущен на воду | Вступление в строй | Примечание |
ТК- | №228 | — | — | 1960 | |
ТК-172 | №229 | — | — | 1960 | с 19.05.1966 — Т-172 |
ТК-176 | №230 | — | — | — | с 19.05.1966 — Т-176 |
ТК-179 | №231 | — | — | 1967 | с 19.05.1966 — Т-179 |
Т-57 | №234 | — | — | 1967 |
Сосновский ССЗ — 25 единиц (зав.№3201-3225)
Наименование | Заводской | Заложен | Спущен на воду | Вступление в строй | Примечание |
ТК-132 | №3201 | — | — | 1965 | с 19.05.1966 — Т-132 |
Т-174 | №3206 | — | — | 19.04.1967? | |
Т-190 | №3208 | — | — | 1968 | |
Т-148 | №3211 | — | — | 1.02.1967 | |
Т-213 | №3212 | — | — | 28.03.1969 | |
Т-165 | №3213 | — | — | 22.08.1968 | |
Т-152 | №3214 | — | — | 4.02.1969 | |
Т-214 | №3215 | — | — | 12.02.1969 | |
Т-220 | №3216 | — | — | 27.04.1970 | |
Т-25 | — | — | — | — | |
ТК-29 | — | — | — | 1965 | с 19.05.1966 — Т-29 |
Т-31 | — | — | — | — | |
Т-33 | — | — | — | — | |
Т-34 | — | — | — | — | |
Т-38 | — | — | — | — | |
Т-39 | — | — | — | — | |
Т-83 | — | — | — | — | |
Т-84 | — | — | — | — | |
Т-86 | — | — | — | — | |
Т-97 | — | — | — | — | |
Т-162 | — | — | — | — | |
Т-169 | — | — | — | — | |
Т-181 | — | — | — | — | |
Т-182 | — | — | — | — | |
Т-296 | — | — | — | — | |
Т-337 | — | — | — | — |
Завод?: ТК-7 (вст.1964, с 19.05.1966 Т-7), Т-60, ТК-115 (вст.1961, с 19.05.1966 Т-115), ТК-116 (вст.1961, с 19.05.1966 Т-116), ТК-125 (вст.1965, с 19.05.1966 Т-125), Т-129, Т-181, Т-182, Т-185 (вст.1968), Т-188, Т-191, Т-200 (вст.1968), Т-215, Т-216, Т-359, Т-434, Т-450, Т-526, Т-536 (вст.24.01.1967) Переклассифицированы в торпедные катера.
Тактико-технические данные
Водоизмещение, т: | |
стандартное: | 129 |
полное: | 161 (с дизелями М-503Г — 152 т) |
Размеры, м: | |
длина: | 34,14 |
ширина: | 6,77 |
осадка: | 1,72 |
Скорость полного хода, уз: | 46 уз (с дизелями М-503Г) |
Дальность плавания: | 1700 миль (13 уз), 800 миль (30 уз), 600 миль (35 уз), 460 миль (42 уз) |
Автономность, сут: | 5 |
Силовая установка: | 3х4000 л.с., дизели М-503Г или 3х5000 л.с., дизели М-504Б, 3 ВФШ, 3 ДГ по 28 кВт |
Вооружение: | 2х2 30 мм АК-230 (2000 выстрелов) — СУ МР-104 «Рысь» 4х1 533 мм ОТА-53-206 (4 торпеды 53-56В) — ПУТС «Онега-4» (на некоторых) 2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1), 6 мин |
РТВ: | РЛС МР-102 «Баклан» (нет на некоторых) |
Экипаж, чел: | 21 (2 офицера) |
Общий вид
Большой торпедный катер проекта 206 — Общий вид
История создания проекта
—
Модернизации проекта
Опытовые катера: шифр «Катран» – 1 единица: ОК-1034 (ТК-85) для испытаний крыльевых систем и транцевых плит ОК-443 (вст.1969, Иссык-Куль) для испытаний торпед ВА-111 «Шквал» (2х2 ПУ) На 1 единице БФ установлена 1 ПУ помех УБ-32
Распределение по флотам
БФ
:ТК-19, 24, Т-33 (затем КВФ), 60, 174, 181 (с 18.06.1972 ЧФ), 182 (с 18.06.1972 ЧФ), 215 (с 1972 ЧФ), 216 (с 1972 ЧФ, затем ТОФ)
ЧФ
: ТК-3, 7, 29, 85, 115, 116, 125 (затем КВФ), 132, 144 (с 1961 СФ, с 1978 ЧФ, затем КВФ), 145 (с 1961 СФ, с 1974 КВФ), 176, Т-25, 38, 129, 162, 169, 185, 188, 190 (затем БФ), 200, 359, 434, 450, 526, 536, зав.№240-242, 249, 251
СФ
: ТК-8 (с 1975 БФ), 17 (затем БФ), 18 (с 1975 БФ), 73, 74 (с 1978 ЧФ), 124 (с 1975 БФ), 130 (с 1978 ЧФ), 131 (затем БФ), Т-57 (с 1978 БФ), 148 (с 1978 ЧФ), 152 (затем ЧФ), 165 (затем ЧФ, затем ТОФ), 179 (с 1978 ЧФ), 213 (с 1978 БФ), 214 (с 1978 БФ), 220 (с 1978 ЧФ)
ТОФ
: Т-191
КВФ
: Т-125 (с 1986 ЧФ)
Бортовые номера
Т-8: 324 Т-125: 314?(1985) Т-165: 483(1976) Т-185: 333(1972) Т-216: 473
Списание
1978 – ТК-73 1983 – Т-60 (экспонат музея «Военная горка» в Темрюке) 1990 – Т-174 (19.04) 1999 – Т-33 (30.12) Использовались после списания в качестве гражданских судов: Вихрь (НИС, из состава ЧФ)
Экспорт
Ангола
: 6 единицы 1 единица в 16.12.1977, 2 единицы в 16.12.1978, 1 единица в 02.1979, 1 единица в 05.1981, 1 единица в 1983. №22
Болгария
: 6 единиц ТКА-24, с 28.12.1985 Орёл 104 в 1978, ТКА-25, с 28.12.1985 Ястреб 105 30.09.1970, ТКА-26, с 28.12.1985 Альбатрос 106 30.09.1970, ТКА-27, с 28.12.1985 Ягуар 114 30.09.1970, ТКА-28, с 28.12.1985 Барс 115 30.09.1970, ТКА-29, с 28.12.1985 Пантера 116 в 1978. Переоборудованы в патрульные пограничные катера №515 (Пантера) – сняты ТА, №524 (Барс) в 1996 – сняты носовые ТА, списан в 2000, передан КЮМ
Вьетнам
: 16 единиц HQ-301, с 2006 патрульный катер БОХР CSB5011 (до 16.04.1979 Т-165), HQ-302, с 2006 патрульный катер БОХР CSB5012 (до 16.04.1979 Т-191), HQ-303 (до 08.1980 Т-216), HQ-304 в 08.1980, HQ-305 в 10.1980 – списан в 2016, HQ-306 в 10.1980 – списан в 2010, HQ-307 в 06.1981 – списан в 2002, HQ-308 в 06.1981 – списан в 2002, HQ-309 в 06.1983 – списан в 2002, HQ-310 в 06.1983 – списан в 2015, HQ-311 в 06.1983 – списан в 2015, HQ-312 в 06.1983 – списан в 2015, HQ-313 в 06.1983 – списан в 2015, HQ-314 в 06.1983 – списан в 2015, HQ-315, с 2006 патрульный катер БОХР CSB5013 в 06.1983 – списан в 2015, HQ-316, с 2006 патрульный катер БОХР CSB5014 в 06.1983 – списан в 2015 (бывшие ТК-17 в 1983, ТК-19 в 1983, ТК-24 в 1983, Т-169, Т-190 в 1983). HQ-301, 302 переданы без ТА. На HQ-311 и еще 1 единице 2х2 30 мм АК-230 заменены на 2х2 25 мм 2М-3М. На патрульных катерах БОХР сняты ТА, 2х2 30 мм АК-230 заменены на 2х2 25 мм 2М-3М
Гвинея
: 3 единицы 1 единица в 12.1978, 1 единица в 01.1979, 1 единица в 12.1979. Затем переоборудованы в патрульные катера – сняты ТА. Списаны в 1987
Гвинея-Биссау
: 2 единицы Т-3 в 1978, 1 единица в 12.1979. Затем переоборудованы в патрульные катера — сняты ТА
ГДР
: 18 единиц Ярославский ССЗ: большие торпедные катера Артур Бекер 841, с 1971 S-43, затем S-816, с 1981 816 14.10.1968 (с 1970 по 1981 учебный катер) списан 20.10.1984, Ганс Коппи 842, с 1981 812 9.11.1968 списан 1.09.1984, Бернард Бэстляйн 843, с 1971 S-41, затем S-814, с 1981 836 14.12.1968 (с 1970 по 1981 учебный катер), списан 1.09.1984, Эдгар Андре 844, с 1971 811 18.01.1969, списан 1.09.1984, Фриц Хеккерт 845, с 1971 834 24.07.1969 списан 1.09.1984, Вилли Бэнш 861, с 1971 831 16.08.1969, списан 1.10.1986, Вальтер Хуземанн 862, с 1971 S-42, затем S-815, с 1981 856 19.09.1969 (с 1970 по 1981 учебный катер), списан 20.10.1986, Адам Кукхофф 863, с 1971 814 15.10.1969, списан 15.09.1984, Вильгельм Флорин 864, с 1971 815 13.12.1969, списан 28.02.1990, Эрнст Грубе 865, с 1971 833 16.07.1970, списан 28.02.1990, Рудольф Брайтшайд 821, с 1971 852 1.08.1970, списан 1.10.1986, Фриц Бен 822, с 1971 851 5.09.1970, списан 1.10.1986, Эрнст Шнеллер 823, с 1971 835, с 1986 851 12.10.1970, списан 28.02.1990, Антон Саефков 824, с 1971 853 28.11.1970, списан 28.02.1990, Фите Шульце 825, с 1971 854 22.12.1970, списан 20.10.1986, Арвид Харнак 843, с 1971 813 16.07.1971, списан 15.08.1985, Бруно Кюн 862, с 1971 832 26.08.1971, списан 28.02.1990, Хайнц Капелле 841, с 1971 855, с 1984 811 6.10.1971, списан 28.02.1990. Ранее б/н 859 (в 1982)
Египет
: 6 единиц №310, затем №751 (до 02.1967 зав.№260) списан в 2008, №321, затем №753 (до 4.11.1967 зав.№261), №332, затем №755 (до 11.11.1967 зав.№262), №343, затем №757 (до 11.1967 зав.№263), №354, затем №759 (до 5.01.1968 зав.№264), №365, затем №761 (до 02.1968 зав.№265). Затем переоборудованы в патрульные катера – сняты ТА, установлены 2х8 РЗСО 122 мм (№343 и еще 1 единица) или 1х24 РЗСО 240 мм и 1х4 ПУ ЗРК 9К32 «Стрела-2» (ЗУР 9М32) (4 единицы)
Кабо-Верде
: 2 единицы №451, 452 (1 единица в 03.1979, 1 единица в 07.1979). Затем переоборудованы в патрульные катера — сняты ТА, установлены 2х20 ПУ НУРС 122 мм
Кампучия
: 2 единицы №1123 (до 02.2006 Вьетнам HQ-304), №1124 (до 02.2006 Вьетнам HQ-303?). Без ТА и 2х2 25 мм 2М-3М вместо АК-230
КНДР
: 4 единицы В 1968: Ярославский ССЗ — №1322
Конго
: 3 единицы 1 единица 8.12.1979, 2 единицы в 12.1979
Хорватия
: 1 единица Вуковар 51 (до 28.09.1991 Югославия №222). Списан в 2004
Югославия
: 4 единицы 4 единицы (Ярославский ССЗ): Пионир 211 в 1965, Партизан 212, с 1972 297, с 1972 212 в 1965, Топчидер 214 в 1965 списан в 1993, Иван 215 в 1965. 10 единиц построены по лицензии в Кралевице «Титово бродоградилисте» (заложены на Ярославском ССЗ) Пролетер 213 (зав.№386) 1968 списан в 1993, Напредак 216 (зав.№387) 1969 списан в 1993, Корнат 217 (зав.№388) 1969, Биоковац 218 (зав.№389) 1969, Стрелько 219 (зав.№391) 1970 списан в 1991, потоплен как мишень 12.10.1994, Црвена Звийезда 220 (зав.№392) 1970, Борац 221 (зав.№393) 1970, Партизан II 222 1970 (зав.№396) 1971, Партизан III 223 (зав.№397) 1971, Пионир II 224 (зав.№398) 1971
Переданы: 66 единиц: зав.№240 в 1968, зав.№241 в 1968, зав.№242 в 1968 «объект 204» — Т-185 в 1978