Автор: IdIuaM
15 ноября 2022 23:07
Метки: корабли крейсеры флот
2685
23
Во второй половине ХХ века на карте мира появилось 180 независимых государств, однако из этого дикого разнообразия стран и народов, мощный океанский флот имелся только у двух сверхдержав – Советского Союза и США. Например, никто, кроме нас и американцев, массово не строил ракетные крейсеры.
0
Смотреть все фото в галерее
Еще четыре европейские страны, ради поддержания былого статуса «морских держав», делали усилия по созданию собственных ракетных крейсеров, но все их попытки завершились постройкой единственного корабля с преимущественно американским вооружением и системами. «Корабли престижа», не более того. Пионерами в области создания ракетных крейсеров были американцы – уже к концу 40-х годов их военная промышленность создала первые боеспособные ЗРК, пригодные для установки на корабль. В дальнейшем судьба ракетных крейсеров ВМС США определялась исключительно эскортными функциями в составе авианосных группировок; американские крейсера никогда не рассчитывались на серьезный морской бой с надводными кораблями. Но особенно уважали ракетный крейсера в нашей стране: за время существования СССР на просторах Мирового океана появились десятки самых разных конструкций: тяжелые и легкие, надводные и подводные, с обычной или ядерной силовой установкой, существовали даже противолодочные крейсера и крейсера-авианосцы! Неслучайно ракетные крейсера превратились в главную ударную силу ВМФ СССР. В общем смысле, понятие «советский ракетный крейсер» подразумевало крупный многоцелевой надводный корабль с мощным противокорабельным ракетным комплексом. История о семи лучших ракетных крейсерах – всего лишь краткий экскурс в морскую историю, связанный с развитием этого уникального класса боевых кораблей. Автор не считает себя вправе расставлять какие-либо конкретные оценки и создавать рейтинг «лучших из лучших». Нет, это будет всего лишь рассказ о самых выдающихся конструкциях эпохи Холодной войны с указанием их известных достоинств, недостатков и интересных фактов, связанных с этими машинами смерти. Впрочем, характер подачи материала поможет читателю самостоятельно определить, кто из этой «великолепной семерки» все-таки достоин высшего пьедестала.
Ракетные крейсера типа «Олбани»
1944/1962 гг. Полное водоизмещение 17 500 тонн. Экипаж 1200 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 9000 миль (на 15 уз.). Вооружение: — ЗРК большой дальности Talos (2 ПУ, боезапас 104 ракеты); — ЗРК малой дальности Tartar (2 ПУ, боезапас 84 зенитные ракеты); — противолодочный ракетный комплекс ASROC (боезапас 24 ракетоторпеды); — 8 межконтинентальных баллистических ракет «Полярис» (так и не были установлены); — два универсальных орудия калибра 127 мм.
×
0
Три американских страшилища, перестроенные из тяжелых крейсеров Второй мировой. После первых успешных опытов с ракетным оружием ВМС США решились на глобальную модернизацию артиллерийских крейсеров типа «Балтимор» — с кораблей демонтировали все вооружение, срезали надстройку и разворотили им внутренности. И вот, через 4 года, на морские просторы вышел невероятный «громила» с высоченной надстройкой и мачто-трубами, усеянными секретным радиоэлектронным оборудованием. О том, что этот корабль когда-то был тяжелым артиллерийским крейсером типа «Балтимор», напоминала лишь форма носовой оконечности. Несмотря на свой уродливый облик, «Олбанская серия» крейсеров представляла собой крутые боевые корабли, способные обеспечить в ближней зоне качественную противовоздушную оборону авианосных соединений (по меркам тех лет) — дальность огня ЗРК Talos составляла более 100 км, а две сотни ракет на борту позволяли продолжительное время отбиваться от авиации противника. Достоинства: — 15-сантиметровый броневой пояс, доставшийся в наследство от тяжелого крейсера «Балтимор», — 8 РЛС управления огнем, — большая высота установки радаров, Недостатки: — отсутствие ударного вооружения, — надстройки из алюминиевых сплавов, — архаичная, в целом, конструкция.
0
0
Тяжелый артиллерийский крейсер типа «Балтимор» — вот так выглядели «Олбанские крейсера» до модернизации
0
Хищная птица
К 70-м годам атомные подводные лодки научились применять баллистические ракеты и стали стратегическим оружием. Для борьбы с ними Советский Союз строил противолодочные корабли все больших размеров и мощи. Наконец, штаб ВМФ принял решение объединить противолодочные возможности БПК и ударную силу ракетного крейсера. Чтобы проецировать эту силу в любую точку земного шара, новый корабль оснастили ядерной энергетической установкой. Большое впечатление на советских флотоводцев произвела «атомная кругосветка» трех американских кораблей: авианосца Enterprise, крейсера Long Beach и фрегата Bainbridge, — обошедших планету за 65 суток.
Назвали проект «Орлан». Это одна из самых хищных птиц в мире, изображенная к тому же на гербе США. Главным конструктором стал Борис Купенский, автор наиболее передовых советских БПК. Сразу же возникла серьезная проблема: мощности ядерных энергоустановок для подлодок и ледоколов не хватало для гигантского боевого корабля, а поставить два реактора не позволяло установленное военными ограничение по водоизмещению, 8000 тонн. Его снял главком ВМФ Сергей Горшков.
— Сергей Георгиевич походил среди принесенных нами моделек, что-то пальцами померил и говорит: «Мне вот этот корабль». И показал на двухреакторный, — рассказал Георгий Кудров, ведущий конструктор Северного ПКБ по ядерным энергетическим установкам.
КБ в тот момент одновременно проектировало семь разных кораблей, нагрузка на конструкторов была чудовищная. В помощь прислали 100 инженеров-судостроителей из других КБ. Их разместили в актовом зале: концерты и собрания отменили, кресла вынесли, вместо них установили кульманы.
Ракетные крейсера типа «Белкнап»
1964 г. Полное водоизмещение 8 000 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 7000 миль (на 20 уз.). Вооружение: — универсальная пусковая установка Мk.10 (80 зенитных и противолодочных ракет); — автоматизированная артиллерийская установка Mk.42 калибра 127 мм; — 3 беспилотных противолодочных вертолета DASH (впоследствии заменены на обычный вертолет SH-2 «Си Спрайт»); — два вспомогательных орудия калибра 76 мм (впоследствии заменены на зенитные автоматы «Фаланкс»); — 8 противокорабельных ракет «Гарпун» (добавлены после модернизации в начале 1980-х).
0
Серия из 9 легких эскортных крейсеров, на которых возлагались большие надежды – уже при рождении крейсера типа «Белкнап» получили универсальный комплекс морского оружия, в том числе оригинальную компьютеризированную БИУС, беспилотные вертолеты и новую подкилевую гидроакустическую станцию AN/SQS-26, будто бы способную услышать винты советских лодок за десятки миль от борта корабля. В чем-то корабль себя оправдал, в чем-то нет, например, дерзкий проект беспилотного вертолета DASH оказался малопригоден для реального применения в открытом море – слишком несовершенны были системы управления. Пришлось расширять ангар и вертолетную площадку под базирование полноценного противолодочного вертолета. Примечательно, что после недолгого исчезновения, на корабль вновь вернулись орудия калибра 127 мм – полностью отказываться от артиллерии американские моряки так и не решились. В 60…70-е годы крейсера этого типа регулярно патрулировали у побережья Вьетнама, обстреливая зенитными ракетами северовьетнамские МиГи, неосторожно залетевшие в зону поражения крейсеров. Но прославился «Белкнап» отнюдь не ратными подвигами – в 1975 году головной корабль этого типа был раздавлен в Средиземном море авианосцем «Джон Кеннеди». Крейсеру дорого обошлась его навигационная ошибка – полетная палуба авианосца буквально «срезала» все надстройки, а сверху на искореженные останки корабля обрушился керосиновый ливень из разорванных топливных магистралей авианосца. Последовавший затем восьмичасовой пожар полностью уничтожил крейсер. Восстановление «Белкнапа» было чисто политическим решением, иначе столь глупая гибель корабля могла подорвать престиж ВМС США. Достоинства «Белкнапа»: — компьютеризированная боевая информационно-управляющая система NTDS; — наличие на борту вертолета; — малые размеры и стоимость. Недостатки: — единственная пусковая установка, выход из строя которой оставлял корабль по существу безоружным; — пожароопасные алюминиевые надстройки; — отсутствие ударного вооружения (что, впрочем, продиктовано назначением крейсера).
0
0
Сгоревший «Белкнап»
Крейсера СССР в годы войны.
В начале Великой Отечественной Войны, Советский Союз располагал вполне значительными крейсерскими силами. В строю или в постройке находились восемь средних и один легкий крейсер с 180-миллиметровыми орудиями, один легкий крейсер с 150-миллиметровыми орудиями, два устаревших легких крейсера с 130-миллиметровыми орудиями и два крейсера-минзага. Кроме этого, два старых броненосных крейсера – “Профинтерн” (в 1938 переименованный в “Испанскую Республику”) и “Баян” – исполняли роли кораблей береговой обороны.
Дислокация крейсерских сил была следующей:
- КБФ – “Домбровский”, “Киров”, “Максим Горький”, “Красный Урал” и “Начдив Котовский”
- ЧФ – “Варлен”, “Ворошилов”, “Молотов”, “Красный Кавказ”, “Червона Украина”, “Красный Крым”, “Начдив Щорс”
- ТОФ – в постройке “Калинин”, “Каганович”.
На крейсера Краснознаменого Балтийского Флота с самого начала войны выпала тяжелая боевая работа. Крейсера интенсивно нарушали работу немецких минных заградителей, пытавшихся “запереть” Финский Залив, и осуществляли прикрытие советских тральщиков и минзагов, оперировавших против немецких сил. Дополнительно, крейсерские силы балтфлота также регулярно оказывали огневую поддержку советским войскам, и наносили удары по финскому побережью. “Начдив Котовский” осенью 1942 года затонул, подорвавшись на двух минах.
В апреле 1943 года, Геббельс в одном из выступлений заявил, что “большая часть советского флота на Балтике уничтожена Люфтваффе, а остатки так устрашены, что даже угрозы Сталина не могут заставить их выйти в море”. Это хвастливое заверение вызвало настоящую ярость Сталина, который приказал немедленно провести демонстративную операцию. 11 мая 1943 года, три крейсера – “Домбровский”, “Киров” и “Красный Урал” – прокрались через предварительно разведанные минные поля Финского Залива и совершили короткий рейд в восточную часть Балтики, потопив немецкий пароход “Аустлофф”. Военное значение рейда было невелико[8], но в пропагандистском плане он вызвал значительное воодушевление среди советских граждан.
Черноморский Флот к началу военных действий имел наибольшее число крейсеров – семь единиц – из всех трех основных советских флотов. Он же был единственным, имевшим “постоянного” противника – 21 июня 1941 года, по просьбе Гитлера, соединение из двух итальянских легких крейсеров — “Альберико да Барбиано” и “Бартоломео Коллеони” – и шести эсминцев, прошло проливами и перебазировалось в Констанцу. В дальнейшем, этот “Imperio squadrone di incrociatori del Mar Nero[9]” доставил флоту немало неприятностей.
На долю черноморских крейсеров выпала интенсивнейшая боевая работа в 1942-1943 году. Они осуществляли поддержку, огневое и транспортное обеспечение Керченско-Феодосийской десантной операции 1942 года. Во многом, именно благодаря оказываемой флотом поддержке было сорвано наступление Манштейна на Феодосию 18 января, что позволило РККА удержать фронт и летом 1942 года прорвать блокаду Севастополя.
В августе 1942 года, легкий крейсер “Червона Украина” погиб в бою с итальянскими крейсерами. Это произошло 18 августа, когда эскортирующий группу небольших транспортов старый корабль был обнаружен немецкой авиаразведкой, которая навела на него отряд в составе “Альберико да Барбиано”, “Бартоломео Коллеони” и двух эсминцев.
Хотя старый легкий крейсер с 130-миллиметровыми орудиями почти не имел шансов против двух превосходивших в скорости итальянских легких крейсеров с 152-миллиметровой артиллерией, “Червона Украина” отважно вступила в бой, пытаясь выиграть время для отхода транспортов. На полной скорости советский крейсер устремился на итальянский отряд, который, стремясь оставаться вне радиуса поражения советских пушек, был вынужден отходить назад. Транспортам удалось спастись, но “Червона Украина” получила три попадания и практически лишилась хода.
От немедленной гибели, старый крейсер спас подход на помощь “Красного Кавказа”. Примчавшийся на максимальной скорости легкий крейсер дал залп из своих перефорсированных 180-миллиметровок на максимальную дистанцию, легший за итальянскими крейсерами. Считая, что имеют дело с новым тяжелым крейсером типа “Киров”, итальянцы почли за лучшее отступить[10].
Тяжело поврежденная “Червона Украина”, тем не менее, оставалась на плаву. Вскоре на помощь подошли другие корабли ЧФ, и старый крейсер, едва развивая 7 узлов, поплелся в Севастополь. Но немецкая авиация, поднявшаяся с аэродромов Крыма, нанесла удар по эскадре. Несмотря на отчаянные усилия кораблей сопровождения и подтянувшихся советских истребителей, еле двигающаяся “Червона Украина” получила еще два попадания 500-кг бомбами, полностью потеряла ход, и командующий ЧФ принял решение оставить корабль.
Летом 1943 года, после многочисленных неудач Оси, Бенито Муссолини понял, что оказался не на той стороне, и начал искать возможность выйти из войны. В августе 1943, после секретных переговоров с Рузвельтом и Сталиным, Муссолини официально вышел в отставку и был помещен под “домашний арест”[11], и Италия заключила сепаратный мир с Объединенными Нациями. Согласно условиям перемирия, итальянские корабли на Черном Море перешли в Новороссийск, где и были интернированы. После начала немецкого вторжения в Италию, оба крейсера были реквизированы советским правительством, и введены в строй ЧФ СССР как “Керчь” и “Евпатория”. Под этими именами, они приняли участие в завершающих операциях войны против Румынии и Болгарии.
Наибольшая по масштабу работа выпала в итоге на два тихоокеанских крейсера. Они были единственными кораблями этого класса в ВМФ СССР, имевшими свободу выхода в мировой океан. В 1942 году, только что введенные в состав действующих сил “Калинин” и “Каганович” были переведены через Панамский Канал на Северный Флот (причем в связи с нехваткой во Владивостоке зенитных орудий, корабли были временно вооружены 102-мм британскими зенитками и “пом-помами”).
На северном флоте, тихоокеанские крейсера в основном действовали в охранении конвоев. Зимой 1943 года они принимали участие в сражении у Шпицбергена, где противостояли немецким легким крейсерам. Летом 1943, во время операции “Торхаммер” – удара немецкого флота по Исландии и Фарерским Островам – эти два крейсера оказались единственными кораблями под советским флагом, принявшими активное участие в сражении. Вместе с другими легкими крейсерами, они прикрывали отряд британских эскортных авианосцев у Фарерских Островов, и позднее – добили поврежденный авиацией легкий крейсер “Кёнигсберг”, отставший от отступающего немецкого флота.
В 1944 году, “Калинин” принял участие в операции “Драгун” (высадка в Южной Франции), поддерживая огнем союзные войска.
В рамках программы ленд-лиза, СССР в 1943 году получил от США легкий крейсер “Милуоки”, класса “Омаха”. Этот устаревший корабль под названием “Мурманск” использовался на СФ как учебный и в 1949 году был возвращен США. В 1944 году, СССР был временно одолжен современный легкий крейсер “Хьюстон” (в ВМФ СССР – “Шпицберген”), возвращенный в 1949 году.
После капитуляции Германии, СССР начал сосредотачивать на ТОФ значительную военно-морскую группировку, готовясь к войне с Японией. К августу 1945 года, таковая включала линейный крейсер, четыре авианосца и три легких крейсера – “Калинин”, “Каганович” и переведенный с Черного Моря “Варлен”. Готовилась также переброска крейсерских (и линейных) сил с Балтики, в рамках поддержки предполагаемой десантной операции против Хоккайдо, но Япония капитулировала раньше, чем переход мог быть осуществлен.
Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный»)
1962 г. Полное водоизмещение 5 500 тонн. Экипаж 340 человек. Полный ход – 34 узла. Дальность плавания – 3500 миль (на 18 уз.). Вооружение: — противокорабельный комплекс П-35 (2 ПУ, боезапас 16 ПКР); — ЗРК малой дальности М-1 «Волна» (16 зенитных ракет); — два автоматических спаренных орудия калибра 76 мм; — 6 торпед калибра 533 мм; — 2 х 12 реактивные пусковые установки РБУ-6000; — вертолетная площадка
0
Любимый корабль Никиты Хрущева. Маленький советский крейсер с колоссальной для своих размеров ударной мощью. Первый в мире боевой корабль, оснащенный противокорабельными ракетами. Даже невооруженным взглядом заметно, насколько малыш был перегружен оружием – согласно планам тех лет, «Грозному» предстояло практически в одиночку нести вахты в дальних широтах Мирового океана. Мало ли какие задачи могут возникнуть перед советским крейсером – «Грозный» должен быть готов ко всему! В результате на борту корабля появился универсальный комплекс оружия, способный бороться с любыми воздушными, надводными и подводными целями. Очень высокая скорость хода – 34 узла (более 60 км/ч), универсальная артиллерия, оборудование для приема вертолета… Но особенно впечатлял противокорабельный комплекс П-35 – восемь четырехтонных болванок, способных в любой момент сорваться с направляющих и унестись за горизонт на сверхзвуковой скорости (дальность стрельбы – до 250 км). Несмотря на сомнения в возможностях дальнего целеуказания для П-35, мощное радиоэлектронное противодействие и зенитный огонь со стороны американских АУГ, крейсер представлял смертельную угрозу для любой эскадры противника – одна из четырех ракет каждой пусковой установки была с мегатонным «сюрпризом». Достоинства: — исключительно высокое насыщение огневыми средствами; — великолепный дизайн. Недостатки: Большинство недостатков «Грозного» было так или иначе связано с желанием конструкторов разместить максимум оружия и систем в ограниченном корпусе эсминца. — малая дальность плавания; — слабая ПВО; — несовершенные системы управления оружием; — пожароопасная конструкция: алюминиевая надстройка и синтетическая отделка внутренних помещений.
0
Морская мощь СССР
0
Стая хитрых ракет
Главным ударной силой крейсера стали сверхзвуковые крылатые ракеты П-700 «Гранит»: очень быстрые (2,5 Маха), дальнобойные и хитрые. ПКР «Гранит» атаковали стаей, обмениваясь информацией на лету. После залпа основная группа ракет шла низко над водой, а одна — высоко. Она искала намеченную к уничтожению эскадру и отвлекала на себя внимание ее ПВО. Если «верхнюю» ракету сбивали, ее место занимала другая. Приблизившись к кораблям противника, ПКР распределяли между собой цели и атаковали их с разных сторон.
К тому времени «Гранитами» были оснащены атомные субмарины проекта «Атлант». Для старта из-под воды контейнеры П-700 заполняли забортной водой. Чтобы не переделывать пусковую установку, на «Киров» также установили ракеты «подводного старта». Закачка воды в 11-метровые контейнеры занимала несколько секунд. Сбить летящий «Гранит» крайне затруднительно — даже после встречи с зенитным огнем семитонное изделие продолжает полет к цели по инерции. В НАТО ракета получила название Shipwreck (кораблекрушение).
Революционной была и система ПВО «Кирова» — впервые на корабле установили морскую версию зенитного комплекса дальнего действия С-300. В носу и корме 252-метрового корабля установили барабанные пусковые установки зенитных ракет.
— Мы могли одновременно обстреливать 12 целей с любого направления. И там был такой хитрый режим «стрельба из-за угла», — рассказал главный конструктор ЗРК «Форт» Аркадий Ежов. Для 70-х годов это звучало фантастикой.
В результате получился крейсер, способный прикрывать от нападения с воздуха соединения кораблей, атаковать морские надводные цели, находить и уничтожать подлодки, поддерживать огнем войска на суше.
Ракетный крейсер «Лонг Бич»
1961 г. Полное водоизмещение 17 000 тонн. Экипаж 1160 человек. Полный ход – 30 узлов. Дальность плавания – 360 000 миль. Вооружение: — ЗРК средней дальности Terrier (2 ПУ, боезапас 102 ракеты) — ЗРК большой дальности Talos (1 ПУ, боезапас 52 ракеты) — противолодочный ракетный комплекс АSRОС (боезапас 24 ракетоторпеды) — два универсальных орудия калибра 127 мм; — два зенитных автомата «Фаланкс», 8 ПКР «Гарпун», 8 КР «Томагавк» (модернизация в начале 1980-х).
0
Первый в мире атомный крейсер, несомненно, достоин упоминания в списке лучших кораблей ХХ века. По совместительству, «Лонг Бич» стал первым в мире ракетным крейсером специализированной постройки – все предшествующие конструкции (ракетные крейсера типа «Бостон» и т.д.) были всего лишь импровизацией на базе артиллерийских крейсеров Второй мировой. Корабль получился шикарный. Три ракетных системы различного назначения. Необычная «коробчатая» форма главной надстройки, продиктованная установкой фазированных радаров SCANFAR, тоже уникальных радиотехнических систем своего времени. Наконец, ядерное сердце крейсера, позволявшее повсюду сопровождать атомный авианосец «Энтерпрайз», для взаимодействия с которым и создавалось это чудо. Однако за все это было заплачена невероятная цена – 330 миллионов долларов (около 5 млрд. по нынешнему курсу!), кроме того, несовершенство ядерных технологий не позволило в 50-е годы создать компактную ЯСУ необходимой мощности – крейсер стремительно «разрастался» в размерах, достигнув, наконец, 17 тысяч тонн. Слишком много для корабля сопровождения! Вдобавок выяснилось, что «Лонг Бич» не имеет возможности реализовать свое преимущество на практике. Во-первых, автономность корабля ограничена не только запасами топлива. Во-вторых, в свите авианосца находилось множество кораблей с обычными силовыми установками, что затрудняло быстрое движение атомного крейсера.
0
«Лонг Бич» честно прослужил 33 года. За это время он оставил за кормой миллион морских миль, успев при этом повоевать во Вьетнаме и Ираке. Ввиду своей исключительной сложности и стоимости, он так и остался одиноким «белым слоном» флота, однако, оказал немалое влияние на развитие мирового кораблестроения (в том числе на рождение нашего следующего «героя»). Достоинства «Лонг Бич»: — неограниченная автономность по запасам топлива; — радары с ФАР; — универсальность. Недостатки: — чудовищная стоимость; — меньшая живучесть по сравнению с обычными крейсерами.
0
Предпосылки к созданию
Крейсера Проекта 1164 «Атлант» разрабатывались в СССР в 70-е годы прошлого века, а вступили в строй в 80-е годы. Как не крути, но в 30-е годы века 21-го, кораблям исполнится 50 лет, и они будут нуждаться в замене, просто по причине израсходования ресурса. И TheoComm решил представить, как будут выглядеть именно наследники Атлантов, то есть ракетные крейсера классом ниже, чем корабли Проекта 1144 Орлан.
Как можно увидеть эти корабли будут по своим размерам очень близки к китайским эсминцам Типа 055. По внешнему виду эти крейсера будут иметь современный внешний вид, в котором просматривается использование стелс-технологий (куда же без них). Ну а по характеристикам они должны превосходить китайских конкурентов.
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144.2 (шифр «Орлан»)
1980 г. Полное водоизмещение 26 000 тонн. Экипаж 635 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – не ограничена запасами топлива. Вооружение: — противокорабельный комплекс «Гранит» (20 ПУ, боезапас 20 ракет); — ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» ( 6 ПУ, боезапас 48 ракет); — ЗРК большой дальности С-300ФМ «Форт-М» (6 ПУ, боезапас 46 ракет); — ЗРК малой дальности «Кинжал» (12 ПУ, боезапас 128 ракет); — противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 20 ракетоторпед); — одна спаренная автоматизированная артиллерийская установка калибра 130 мм; — 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик»; — три реактивных бомбомета; — три вертолета.
0
Для сравнения был выбран ТАВКР «Петр Великий» — последний и самый совершенный из тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Орлан». Настоящий Имперский крейсер с потрясающим набором оружия – на его борту собран весь спектр систем, стоящих на вооружении ВМФ России. Теоретически, в бою один на один, «Орлану» нет равных среди всех кораблей мира – огромный океанский киллер сможет разобраться с любым противником. На практике ситуация выглядит гораздо интереснее – тот противник, против которого создавались «Орланы», по одиночке не ходит. Что ожидает «Орлан» в реальном бою с авианосцем и его эскортом из пяти ракетных крейсеров? Славные Гангут, Чесма или страшный Цусимский погром? Никто не знает ответ на этот вопрос. Появление первого «Орлана» в 1980 году немало взбудоражило весь мир – помимо циклопических размеров и богатырской стати, советский тяжелый крейсер стал первым в мире боевым кораблем с подпалубными системами вертикального запуска. Немало страхов вызвал зенитный комплекс С-300Ф – ничего подобного в то время просто не существовало ни в одной стране мира. По факту, первым кораблем с установленным экспериментальным комплексом С-300Ф был БПК «Азов». Кроме того, направляющие С-300Ф установлены не совсем вертикально, а под углом 5° к нормали во избежание падения ракеты на палубу при отказе стартового двигателя. Как и в случае с американским «Лонг Бич», при обсуждении «Орлана» часто звучит мнение об адекватности создания такого Чуда. Во-первых, для уничтожения АУГ привлекательнее выглядят атомные подводные ракетоносцы пр. 949А. Скрытность и защищенность субмарины больше на порядок, стоимость меньше, при этом залп 949А – 24 ракеты «Гранит». Во-вторых, 26 тыс. тонн водоизмещения – прямое следствие наличия ядерных реакторов, которые не дают никаких реальных преимуществ, лишь зря занимая пространство, усложняя обслуживание и ухудшая живучесть корабля в бою. Можно предположить, что без ЯСУ водоизмещение «Орлана» уменьшилось бы наполовину.
0
0
ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ФЛАГА
В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ находится один тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». С сентября 2008 года по март нынешнего года этот самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль – флагман российского Северного флота совершил сверхдальний поход. Записав на свой счет два трансатлантических перехода и побывав в трех океанах, атомный крейсер принял участие в совместных российско-венесуэльских учениях «Венрус-2008» и российско-индийских – «Индра-2009», а также провел маневры с кораблями ВМС ЮАР. Попутно еще погонял пиратов в Аденском заливе и даже поймал десяток морских разбойников.
«Петр Великий» успешно перенес полугодовое плавание, продемонстрировал флаг и российскую мощь, привлек внимание и поднял престиж нашего флота. А, главное, показал, что не только РВСН и Ту-160 являются элементами большой международной политики. Более того, этот атомный рекордсмен Книги Гиннесса – фактор влияния, что называется, с доставкой на место – во время похода он заходил в порты Триполи (Ливия), Акзас-Караагач (Турция), Тулон (Франция), Ла-Гуайра (Венесуэла), Кейптаун (ЮАР) и Мармагао (Индия). Каждый такой заход – это информационный всплеск мирового масштаба.
ТАРКР «Петр Великий» («Куйбышев») — единственный корабль серии «Орлан», находящийся в строю. (Фото сайта FAS и из архива НВО)
Столь наглядная иллюстрация тезиса «Россия встает с колен» произвела сильное впечатление на верхи государства и Минобороны. Можно считать, что окончательно забыты попытки превратить российский военный флот в прибрежный. И вполне могла родиться соблазнительная мысль сделать океанское дежурство российского ВМФ постоянным. Но для этого необходимы как минимум три атомных корабля, поскольку один из них постоянно будет находиться на плановом ремонте. А два других смогут, чередуясь, по полгода бороздить Мировой океан.
Поскольку Россия из-за мирового финансового кризиса еще не окончательно «поднялась с колен», строить такие крейсера ей не по силам и не по карману. Но можно вернуть в строй советское наследие – ТАРКР «Адмирал Нахимов», пребывающий в ремонте с 1999 года, и ТАРКР «Адмирал Лазарев», отправленный на отстой в ожидании утилизации.
Ракетный крейсер типа «Тикондерога»
1986 г. Полное водоизмещение 10 000 тонн. Экипаж 390 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 20 уз.). Вооружение: — 122 вертикальные пусковые установки Mk.41 (запуск практически всех типов ракет, стоящих на вооружении ВМС США, за исключением баллистических ракет подводного базирования); — 8 противокорабельных ракет «Гарпун»; — две облегченные универсальные артиллерийские системы Mk.45 калибра 127 мм; — шесть противолодочных торпед калибра 324 мм; — два зенитных автомата «Фаланкс»; — две автоматические пушки «Бушмастер» калибра 25 мм.
0
«Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” — at sea!» — «Берегись адмирал Горшков: Иджис — в море!» — именно с таким сообщением вышла в море первая «Тикондерога» — неказистый снаружи корабль, с современнейшей электронной начинкой. Для сравнения был выбран крейсер CG-52 «Банкер Хилл» — головной корабль второй серии «Тикондерог», оснащенных УВП Mk.41. Продуманный до мелочей современный корабль с уникальными системами управления огнем. Крейсер по-прежнему ориентирован на обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны авианосных соединений, однако может самостоятельно наносить массированные удары по берегу с помощью крылатых ракет «Томагавк», количество которых на борту может достигать сотни единиц. Изюминка крейсера – боевая информационно-управляющая система «Иджис». Вкупе с неподвижными фазированными полотнищами радара AN/SPY-1 и 4 радарами управления огнем, компьютеры корабля способны одновременно отслеживать до 1000 воздушных, надводных, и подводных целей, при этом проводить их автоматическую селекцию и, в случае необходимости, атаковать 18 наиболее опасных объектов. При этом энергетические возможности AN/SPY-1 таковы, что крейсер способен обнаруживать и атаковать даже точечные быстродвижущиеся цели на низкой околоземной орбите. Достоинства «Тикондероги»: — невиданная прежде универсальность при минимальных затратах; — огромная ударная мощь; — возможность решения задач ПРО и уничтожения спутников на низких орбитах; Недостатки «Тикондероги»: — ограниченные размеры, и, как следствие, опасная перегруженность корабля; — широкое применение алюминия в конструкции крейсера.
0
0