Сколько авианосцев в мире?
На данный момент в мире существует всего 22 корабля подобного класса. Рассмотрим детальнее действующие типы:
- Первое место по количеству имеющихся кораблей на вооружении являются США, они включают 11 авианосцев. Как уже было сказано выше, в их составе находятся около 1000 самолетов, длина каждого корабля составляет от 250 до 331 метров, скорость движения от 31 узла, экипаж каждого судна составляет от 2000 до 5000 человек.
- Далее по количеству авианосных кораблей занимают Италия и Испания – они имеют по 2 единицы вооружения в своем составе;
- Третье место занимают страны, имеющих по одному такому судну. Это Россия, Китай, Бразилия, Франция, Таиланд, Индия и Великобритания.
На вооружении у России находится один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», его водоизмещение составляет 70 500 тонн, длина – 304 метра. Судно в своем составе имеет 24 самолета и 42 вертолета, скорость движения достигает 32 узла.
Количество по странам
- США (11 кораблей) – тип «Форд» (1 корабль Джеральд Р. Форд) – на вооружении с мая 2022 года. Запуск производства – 2005 год, спустя 8 лет спущен на воду с последующим проведением испытаний и укомплектованием. Предшественником данного корабля стал легендарный «Энтерпрайз», который прослужил свыше 40 лет и участвовал во многих военных миссиях, совершаемых Америкой. Сейчас это самый большой авианесущий крейсер в мире, на его строительство ушло около 13 миллиардов долларов – соответственно Джеральд Р. Форд – также является самым дорогим авианосцем в мире. Тип «Нимиц» (10 кораблей) – судна с ядерным реактором, также принадлежащие США. В 1975 введен в эксплуатацию I экземпляр, а к 2009 году десятый. Корабли этого класса широко использовались при вооруженных столкновениях на территории бывшей Югославии и в Ираке. Себестоимость каждого такого авианосного крейсера составляет около 4,5 миллиардов долларов.
- Италия (2 корабля) – «Кавур» – находится в составе флота с 2007 года, на борту имеет 8 самолетов и 12 вертолетов, протяженность судна составляет 244 м, скорость хода 30 узлов. «Джузепе Гарибальди» – еще один флагман итальянского флота, спущен на воду в 1983 году, имеет длину 180 м, скорость хода 30 узлов.
- Индия (1 корабль) – Индийский авианосец «Викрамадитья» был куплен у России в 2013 году. Прежнее название «Адмирал Горшков». Длина составляет 274м, максимальная скорость 32узла, вмещает в себя до 20 самолетов и около 10 вертолетов. В 2022 и 2023 годах планируются к вводу в состав ВМФ страны еще 2 авианесущих крейсера.
- Китай (1 корабль) – Китайский Авиносец «Ляонин» был куплен у Украины в 2012 году за 20 миллионов долларов. Прежнее название «Варяг». Его длина составляет 304 м, состав авиации включает 24 истребителя и 12 вертолетов.
- Испания (2 корабля) – Авианосец «Хуан Карлос» состоит на вооружении ВМС Испании, находится в строю с 2010 года, длина 230м, имеет на вооружении до 30 самолетов и вертолетов.
- Франция (1 корабль) – Атомный авианосец «Шарль де Голь» – является флагманом военных сил Франции. Введен в эксплуатацию в 2001 году, размеры в длину составляют 261м, включает до 40 летательных аппаратов.
- Бразилия (1 корабль) – «Сан-Паулу» – авианосец эксплуатируется с 2001года, длина 265 метров, включает 14 самолетов и 11 вертолетов;
- Таиланд (1 корабль) – представлен авианосцем «Чакри Нарубет» – имеет самый маленький размер среди ныне существующих аналогов, длина составляет 182 метра, авиационная группа состоит из 14 самолетов и 12 вертолетов. Эксплуатируется с 1997 года.
- Великобритания (1 корабль) – тип «Илластриес» – один из старейших действующих авианосцев, участвовал во Второй мировой войне. Длина 205 м, на вооружении 33 самолета. В настоящее время готовятся к спуску новые авианосцы, которые должны заменить действующий экземпляр.
- Россия (1 корабль) «Адмирал Кузнецов», последний в списке, но не по значимости и мощности. Используется с 1991 года, длина 270м, численность авиации: 50 самолетов и вертолетов. Ниже рассмотрим его более детально.
Технические характеристики
Авианосцы — корабли стратегического назначения и потому подробных данных об их устройстве и наборе технических характеристик отыскать в широком доступе нельзя. Но некоторые общие сведения всё же вполне доступны интересующимся.
Размеры авианосцев колеблются в следующем диапазоне:
- длина — от 182 до 342 метров
- ширина — от 20 до 75 метров
- осадка — до 12 метров
- водоизмещение — от 10 000 до 100 000 тонн.
Подобный разброс габаритов связан с тем, что авианосцы делятся на четыре крупных класса в зависимости от их стратегического назначения:
- Суперавианосцы
или ударные авианосцы — самые крупные среди кораблей этого типа, являются полноценными стратегическими многоцелевыми судами. - Многоцелевые авианосцы
или средние — уступают ударным авианосцам по численности авиагруппы, запасам авиатоплива, боевой живучести и автономности, или же по набору выполняемых функций. - Лёгкие авианосцы
, они же авианосцы для самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП). Их военные потенциал существенно ограничен, но эти суда стоят на вооружении многих стран, не располагающих ресурсами для содержания более крупных авианосцев. - Универсальные десантные корабли
— десантные вертолетоносцы с гладкой полетной палубой и возможностью принимать небольшую авиагруппу СВВП поддержки. К этому классу кораблей относится и недавно приобретённый во Франции «Мистраль».
Сравнение лучших авианосцев мира
Авианесущий крейсер Воряг
Рассмотрим десять мощнейших и самых крупных авианосцев в мире за всю историю существования данных судов. Детальнее остановимся на каждом из них.
- Энтерпрайз (США) – этот атомный крупный авианосец по праву занимает первое место. Он был введен в эксплуатацию еще в 1961 году, в течение следующих 50 лет так и не нашлось замены этому боевому монстру. В середине 20 века планировалось построить еще пять таких же кораблей, однако, учитывая слишком высокую стоимость судна, было решено оставить его в единственном экземпляре. Благодаря ядерному горючему он может до 13 лет находиться в автономном состоянии в океане. Самый большой авианосец в мире имеет протяженность 342,3 метра, вмещает до 80 самолетов, экипаж состоит из 3000 человек. Атомоход включает четыре паровые катапульты, которые позволяют запускать один за другим самолеты за 15 секунд каждый. На взлетно-посадочную полосу осуществлена установка четырех тросов, помогающих функционировать тормозные цилиндры. Также корабль оснащен специальной нейлоновой сеткой, которая при возникновении проблем при торможении самолета сумеет поймать его и предотвратить аварию. Судно принимало участие в войнах с Кубой, Вьетнамом и Ираком. В 2012 году был выведен из состава американского флота. Спустя еще 5 лет легендарный авианосец Энтерпрайз был списан. Взамен ему пришел новый корабль Джеральд Р. Форд, который планирует встать на вооружение ВМФ США к 2022 году. До этого периода судно совершит несколько выходов в открытое море для подтверждения своей боеготовности. Корабль обошелся стране приблизительно в 13 миллиардов долларов, это самый дорогой авианосец в мире. По своему вооружению судно не отличается от предшественника, однако оно значительно превосходит его по уровню автоматизации, что позволяет уменьшить количество экипажа. Также были использованы новые технологии, обеспечивающие незаметность корабля при его попытке его обнаружения с помощью радиолокаторов.
- Нимиц (США) – еще один пример атомного авианосца, первый его экземпляр произведен в 1975 году. Выпуск продолжался вплоть до 2009 года. В настоящее время на вооружении у США состоит 10 таких кораблей. Его длина равна 330 метров. Такие судна активно эксплуатировались в период военных действий в Югославии и Ираке. Стоимость корабля составляет около 4,5 миллиарда долларов. Атомный реактор позволяет кораблю находиться в автономном плавании около 25 лет. Период эксплуатации составляет 50 лет.
- Китти Хоук (США) – первый подобный авианосец был спущен на воду в далеком 1955 году. Длина составляла 325 метров. На сегодняшний день корабли этой конфигурации более не состоят на вооружении ни одной страны мира. Однако судно до сих пор занимает третью строчку в списке самых больших авианосцев в мире.
- Форрестол (США) – длина авианосца 320 метров, экземпляр известен большим количеством происходивших на борту несчастных случаев, связанных с пожарами. В результате одной из таких трагедий сгорело 135 человек. Снят с вооружения в 1993 году.
- Джон Кеннеди (США) – в длину авианесущий крейсер также составляет 320 метров, был снят с вооружения ВМФ США в 2007 году. Корабль нес службу около 40 лет, осуществляя задания преимущественно в Средиземном море. За время своей службы потерпел несколько морских столкновений.
- Мидуей (США) – длина составляет 305 метров, произведен был в 1945 году, являлся первым тяжелым американским авианосцем. С 1992 года снят с вооружения, сегодня выполняет роль музея флота.
- Адмирал Кузнецов (СССР-РФ) – корабль построен в городе Николаев в 1985 году, сегодня состоит на вооружении Северного флота ВМФ России, длина авианосного крейсера составляет 300 метров.
- Лексингтон (США) – судно периода II мировой войны, но в 1946 году был затоплен после того как с его помощью проводились ядерные испытания.
- Крейсер Варяг/Ляонин (СССР-Украина-Китай) – был спущен на воду в 1988 году в Николаеве. В период развала Союза на борту продолжалось строительство. Соответственно, корабль перешел в собственность к Украине, однако ремонтные работы в этот период были прекращены. Впоследствии недостроенный авианосец был продан в Китай за 20 миллионов долларов. На сегодняшний день состоит на вооружении Китайского ВМФ.
- Синано (Япония) – был построен в 1942 году и участвовал в войне против Америки. Длина судна составляла 266м – вплоть до конца 50-х годов прошлого века это был самый большой в мире авианосец. В ноябре 1944 года при сражении с американскими военными судно было затоплено, а вместе с ним 1435 человек экипажа.
Первые авианосцы
Первый опыт взлета с борта корабля. Авианосцем выступает «Бирмингем»
Идея авианосца впервые была описана французским изобретателем Клементом Адером в книге «Военная авиация», в начале 20 века (вообще, французы и самолеты для армии закупили раньше, чем США, и по началу опережали все прочие страны во взглядах на морскую авиацию). Идеи Адера не были чистой теорией, выдающийся изобретатель, он много сделал для развития техники, в том числе собственноручно разработал и произвел несколько летательных аппаратов на паровом двигателе. Однако технологии того времени, не позволяли более основательно подойти к изучению этого вопроса. В то же время, сама мысль обеспечить авиации ещё большую мобильность, использовав вместо взлетной полосы палубу судна широко пропагандировалась автором и была принята к разработке многими морскими ведомствами по всему миру.
Знаете ли вы, что…
…крейсеры типа «Светлана»
заложили ещё до Первой Мировой, но воевали они уже во Вторую.
Первый «практический» шаг к созданию настоящего авианосца был сделан в США, внимательно наблюдавших за первыми полетами Орвилла Райта в Великобритании. Капитан 2 ранга Ф.Л. Чепин, главный наблюдатель, был так впечатлен увиденным, что немедленно предложил своему руководству перестроить один из новых броненосцев типа «Коннектикут», чтобы с него мог взлетать самолет Райта. Однако его доклады и идеи были встречены без энтузиазма.
Впрочем, когда в том же 1908 году ещё один изобретатель — Гленн Кертисс построил свой самолет, и через два года произвел настоящий фурор перелетев из Олбани в Нью-Йорка за 2 часа 50 минут, покрыв расстояние в 142,5 мили. «Битвы будущего будут проходить в воздухе. Аэроплан будет решать судьбу наций» — с таким заголовком вышла в тот день газета «NewYorkWorld».
А неугомонный Кертисс уже нанес новый удар по позициям старой флотской школы – точно сбросив со своей летающей этажерки несколько металлических прутьев, на плот в озере. NewYorkWorldотозвалась молниеносно: «самолет стоящий несколько тысяч, может уничтожить линкор стоящий много миллионов», и флотские чины (хотя и не без сопротивления), наконец смогли оценить задумку капитана Чепина и закупили «для военных нужд» первый самолет.
Самолет Эли заходит на посадку на палубу «Пенсильвании». Хорошо видны «тормозные» мешки с песком.
Говорить об уничтожении линкоров самолетами (как и произносить в слух диковинное слово «авианосец») конечно, было ещё рано. На деле, и купленная флотом «этажерка» Райта, вовсе не отменила стереотипа, что самолеты — это лишь игрушки, к серьезному делу не годные. Подстегнуло флотских не желание создать принципиально новый тип боевого корабля, а страх опоздать. Как стало известно, пароходная планирует приобрести свой самолет, и уже назначила на 5 ноября 1910 года удивительное шоу – с лайнера «Кайзерин Августа-Виктория» с помощью специального трамплина, должен был взлететь аэроплан пилота Дж.Э.Д. МакКарди. Целью эксперимента было «улучшение работы почтовой службы», однако по имеющейся информации, операцию тайно финансировал германский штаб ВМФ…
Медлить было нельзя. В рекордно короткие сроки капитану Чемберсу были выданы все полномочия, мат.часть (в том числе легкий крейсер «Бирмингем», также с импровизированным деревянным «трамплином») и приказ – к 19 ноября 1910 г (у конкурентов что-то не заладилось и их вылет немного перенесли) обеспечить взлет самолета с палубы корабля.
14 ноября «Бирмингем» вышел на рейд Хэмптон-Роудз (штат Виржиния) в сопровождении 4 эсминцев. На его палубе стоял аэроплан (биплан) Кертисса с двигателем в 50 лошадиных сил, а за штурвалом сидел пилот по имени Юджин Эли.
Юджин Эли. Пилот не только совершивший первый взлет с авианосца, но и первую посадку на него.
Вылет все время откладывался. Сперва не было подходящего ветра, затем зарядил дождь… к трем часам дня уже никто не верил в успех, когда небо вдруг прояснилось и прозвучала команда к старту. Юджин так боялся упустить шанс, что даже не став ждать, когда «Бирмингем» выберет якорь и наберет ход, запустил двигатель и самолет побежал по палубе, подскочил на трамплине и провалился вниз… высоты 11 метров пилоту едва хватило, чтобы выровнять машину – самолет чиркнул шасси и винтом воду и вдруг взмыл в небо. Эксперимент был успешно завершен.
Однако, требовалось не только взлетать, но и садится на корабли, и эта задача была даже сложнее. Все тот же Чемберс, после консультаций с пилотами, внес предложение использовать для эксперимента броненосный крейсер «Пенсильвания» водоизмещением 13680 тонн. На корме корабля соорудили деревянную платформу, по всей длине которой разместили 22 пары мешков с песком. Каждая пара мешков была соединена тросом, а на самолете, в свою очередь, были установлены 3 пары крюков, которые должны были цепляться за эти тросы, когда самолет будет проходить над палубой. Конструкция выглядела не очень надежно, поэтому в конце «полосы», дополнительно натянули брезентовое полотнище, а на воде дежурили спасательные шлюпки.
18 января Юджин Эли взлетел с аэродрома Сан-Франциско и полетел к крейсеру «Пенсильвания», стоящему в бухте на якоре. Самолет пролетел на «Пенсильванией», снизился вдалеке от корабля и начал приближаться к нему с попутным ветром. Пилот направил самолет прямо на корму крейсера и выключил мотор. Инерция и попутный ветер пронесли самолет над первыми 11 тормозными канатами. Затем крюк захватил один из канатов, самолет пробежал по палубе 30 футов и замер. Через секунду вся палуба взорвалась оглушительными аплодисментами. Командир «Пенсильвании» капитан 1 ранга К.Ф. Понд подвел итог этому дню такими словами: «это самая замечательная посадка птички с того дня, как голубь вернулся на ковчег». Отныне самолеты не только взлетали, но и приземлялись на корабли.
Скептики были побиты на их же поле. Теперь от желающих стать соавтором «первого настоящего авианосца» не было отбоя в штабах. Предлагалось даже оснастить взлетной палубой без исключения все крупные корабли, организовать взлетную полосу хоть на крышах башен линкоров. Однако специалистам было уже ясно – для организации серьезной авиационной ударной силы не подходят не крейсеры ни линкоры, необходим был совершенно новый тип корабля… как впрочем и самолета.
О создании полноценного авианосца – корабля предназначенного исключительно для организации взлета/посадки самолетов, пока не шло и речи. Задача того периода стояла несколько иначе – как с минимальными переделками обеспечить крупные корабли приданными им самолетами основной функцией которых была пока только разведка. Выход был найден тем же Чемберсом – самолет оснащался поплавками вместо колес, взлет и посадка осуществлялись с поверхности моря, после чего самолет краном поднимался на корабль.
Уже в феврале 1911 года Гленн Кертисс сел на одном таком «гидроаэроплане» у борта знакомой нам «Пенсильвании», был поднят на борт, а через полчаса спущен обратно на воду, после чего улетел восвояси. Вновь Чемберсу сопутствовал успех – несмотря на громоздкость операции, для одиночного вылета самолета-разведчика такой способ посадки (вернее погрузки) был вполне приемлем, а переделки корабля свелись к минимуму. Самолет же, можно было просто разобрать и сложить до следующего вылета, чтоб не загромождать палубу.
Взлет «этажерки» с палубы «Пенсильвании»
1 июля 1911 года с экспериментами было покончено – в воздух поднялся первый «боевой» самолет американского флота – гидроаэроплан Кертисса А-1.
В 1914 году состоялось и первое боевое крещение морской авиации — линкор «Миссисипи» и легкий крейсер «Бирмингем» с 5 «гидроаэропланами» ВМФ в рамках операции по оккупации мексиканского порта Веракрус, успешно задействовали свои самолеты для разведывательных целей.
Последние разработки
Адмирал кузнецов
Одной из последних новинок в сфере ВМФ по слухам экспертов является разработка подводной авиации Российской Федерации. Первый атомный подводный авианосец России проекта 941-бис по слухам должен быть готов к 2022 году. Идея такого судна разрабатывалась с 1991 года на Рубиновском проекте транспортных подлодок. Сегодня в интернете можно встретить макет такой субмарины. Однако эта подводная лодка и ее устройство строго засекречены, узнать реальные даты ввода в эксплуатацию не представляется возможным. Одно можно сказать с уверенностью – если он будет введен в эксплуатацию – это будет лучший авианосец в мире и единственный атомный подводный корабль с истребителями на борту.
Как видно из перечня самых больших авианесущих крейсеров мира всех времен неоспоримое лидирующее место в данном виде вооружения занимают авианосцы США. Авианосцы – важный атрибут в военно-морских силах любой страны, в то же время они являются одними из самых уязвимых кораблей при масштабных сражениях. Такие корабли незаменимы при ведении боевых действий со странами, не имеющими современного ядерного вооружения. При агрессии со стороны равной по мощности державы авианосцы будут оставаться важной, но не основной составляющей при проведении боевых действий.
Топливо, скорость, запас хода
Максимально возможная крейсерская скорость, которую способны развивать современные авианосцы, составляет от 29 до 32 узлов, что в переводе на привычные нам единицы измерения составляет примерно 55 — 60 км/ч.
Развитие подобных скоростей стало возможно благодаря установкам на кораблях ядерных силовых установок. Эти установки позволяют экономить водоизмещение для запасов авиационного топлива и боезапасов. Кроме того, ядерная силовая установка вырабатывает значительно больше энергии для корабельных катапульт (особенно это важно для авианосцев, оснащаемых электромагнитными катапультами).
Авианосцы представляют собой мощную ударную силу, но их эффективность значительно выше в составе ударной авианесущей группы, в состав которой входят 1 ударный авианосец, 8-10 кораблей охранения и суда обеспечения.
Первый материал об авианосцах можно найти здесь. Приятного чтения.
Гибель «Лэнгли»
Переоборудование завершилось 26 февраля 1937 года, а 11 апреля корабль получил новое обозначение — AV-3, перестав быть авианосцем. Затем «Лэнгли» был переведён в Разведывательные силы Тихоокеанского флота, в 1939 году короткое время действовал в Атлантике, а затем отправился на Филиппины. Здесь в базе Кавите он и встретил начало войны.
Гидроавиатранспорт «Лэнгли» в Пёрл-Харборе, 29 июля 1938 года. collections.naval.aviation.museum
8 декабря 1941 года «Лэнгли» покинул Кавите, отправившись на остров Баликпапан в голландской Ост-Индии. 1 января 1942 года он прибыл в австралийский порт Дарвин, где вошёл в состав союзных военно-морских сил (ABDA). До 11 января самолёты с «Лэнгли» вели противолодочное патрулирование, а затем авиатранспорт отправился в австралийский Фримантл, где принял на борт 32 истребителя Кёртисс Р-40 «Вархаук» из состава 13-й эскадрильи американской Дальневосточной авиации для переброски их в Чилачап (остров Ява).
«Лэнгли» в Дарвине (Австралия) перед выходом в Перт, 19 февраля 1942 года. navsourse.org
После этого «Лэнгли» и транспорт «Си Вич», также загруженный истребителями, присоединились к американо-австралийскому конвою MS.5, шедшему с войсками и снаряжением на Цейлон. 22 февраля оба транспорта вместе с конвоем покинули Фримантл, а в ночь с 26 на 27 февраля отделились от него и в сопровождении эсминцев «Уиппл» и «Эдсолл» направились к Чилачапу.
В 11:40, когда до Чилачапа оставалось около 75 миль, маленький конвой подвергся нападению японских базовых самолётов — это были 16 двухмоторных бомбардировщиков «Мицубиси» G4M из флотского кокутая «Такао», возглавляемые лейтенантом Дзиро Адати и вылетевшие с аэродрома Денпасар (остров Бали). Бомбардировщики шли под прикрытием 15 истребителей A6M.
Повреждённый и горящий «Лэнгли», рядом с ним — эсминец «Эдсолл». Фото сделано с эсминца «Уиппл». navsource.org
Главной целью японцев стал «Лэнгли» — на нём была хорошо видна полётная палуба, поэтому его приняли за авианосец. Горизонтальные бомбардировщики атаковали со средней высоты и с одного направления, поэтому от первых двух атак авиатранспорту удалось уйти отчаянным маневрированием. Но третья атака велась с двух направлений: на этот раз корабль получил пять бомб весом в 250 и 60 кг (возможно, последние были с истребителей), а также три близких разрыва. Это произошло в 12:12.
Потопление «Лэнгли». Фото сделано с эсминца «Уиппл» (обычно оно ошибочно публикуется в зеркальном виде). history.navy.mil
Было убито 16 моряков, повреждено рулевое управление, на верхней палубе вспыхнул пожар. В отсеки начала поступать вода — постепенно она залила машинное отделение, и «Лэнгли» остановился. В 13:25 был отдан приказ покинуть корабль, а около половины третьего бывший авианосец был потоплен двумя торпедами с эсминцев эскорта. 485 человек с «Лэнгли» перешли на эсминцы.
Гибель «Лэнгли». history.navy.mil
Эсминцы довели «Си Вич» до Чилачапа, а затем вступили в охранение танкера «Пекос», шедшего из Чилачапа за топливом в Индийский океан. Спасённых с «Лэнгли» передали на него; всего на танкере оказалось около 700 моряков с потопленных судов. Увы, через два дня возле острова Рождества танкер вместе с «Эдсоллом» был потоплен японскими пикировщиками с авианосцев «Кага», «Хирю» и «Сорю»; уцелевшему «Уипплу» удалось спасти всего 232 человека. Погибли почти все пилоты истребителей, которые были на «Лэнгли» — 31 из 33. Транспорту «Си Вич» удалось добраться до Чилачапа и выгрузить там самолёты, но вскоре их пришлось уничтожить, чтобы они не остались японцам.
«Лэнгли» не довелось поучаствовать в боевых действиях в качестве авианосца, но он погиб в бою, от удара вражеской морской авиации и с самолётами на борту. Это произошло в самый тяжёлый для американского флота период, когда на море господствовали вражеские авианосцы.