Военные реформы России — от средневековья до наших дней

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Л.Н. Толстой

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

Военные реформы Ивана III «Великого» и Ивана IV «Грозного»


Солдаты времен Ивана Грозного.

Впервые серьезные изменения в организации военного дела на Руси пришлись на конец средневековья, впрочем, как и во многих других европейских государствах. Начало этому процессу положил Иван III «Великий» (годы правления с 1462 по 1505), запустивший практику раздачи земельных наделов служивым людям – кадровым военным, как говорят сейчас. Практика прижилась, и ко времени вступления на престол Ивана IV (спустя 30 лет) Россия располагала огромной по тем временам армией в 300 тысяч человек – такого воинства не имело ни одного государство Европы.

Иван Грозный продолжил начинания по укреплению мощи страны и в период с 1550 по 1571 г.г. провел первую «настоящую» военную реформу, начало которой положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы между 1000 помещиками, занявшими ключевые командные штаты в армии. Итогами этой работы стали:

  • Упорядочение системы комплектования и военной службы.
  • Организация централизованного управления армией.
  • Создание постоянного стрелецкого войска, основы будущей регулярной армии.
  • Единая централизованная системы снабжения армии.
  • Организация пограничной службы.

Причины и предпосылки

Необходимость повышения боеспособности армии — за первую половину 16 века Казанское ханство совершило около 40 нашествий, разоривших многие русские города. Централизация власти в новообразованном Русском царстве также требовала повышения качества военных соединений государства.
Зависимость от поместного войска — дворянское ополчение играло центральную роль в армии, но его дисциплина оставляла желать лучшего, царь осознал необходимость закладывания основ регулярной армии.

Угроза Крымского ханства — со стороны южных границ на территорию Русского царства регулярно совершали набеги крымские татары и ногайцы, для эффективной борьбы с ними необходимо было продолжить создание Засечной черты (начато Елене Глинской)

Военные реформы Петра I


За полтора столетия в мире многое изменилось. Солдаты петровского времени.

Царь-реформатор взялся за реформирование вооруженных сил России с присущим ему рвением. Приняв в начале царствования по сути средневековую армию (к слову, российская армия на тот момент не была ни отсталой, ни худшей в мире, и вполне сносно воевала по всей протяженности своих границ), за 30 лет он превратил её в самую современную и эффективную на континенте. Основные результаты воинских реформ Петра I:

  • Создание регулярной армии и флота, основанных на системе рекрутского набора.
  • Упразднение ранее существовавших и создание новых унифицированных, четко разделенных на рода войск соединений, одетых в одинаковую форму, вооруженных одинаковым оружием и т.п.
  • Появление армейского устава и введение единой системы воинского обучения и воспитания.
  • Централизация военного управления.
  • Учреждение должности главнокомандующего, создание полевого штаба.
  • Открытие военных школ для подготовки офицерских кадров.
  • Проведение военно-судебных реформ.

Преимущества и недостатки

То, что хотел сделать Петр Первый, полностью осуществилось. После этого никто в мире не мог усомниться в мощи России и ее победе над любой армией. Но изменения имели как свои плюсы, так и минусы.

Преимущества реформы:

  1. Выигранная Северная война открыла выход в Балтийское море, а также утвердила статус империи для России.
  2. Организация производства для самостоятельного обеспечения военных артиллерией, формой, вооружением, боеприпасами.
  3. Организация полноценных регулярных войск, которые могли не только воевать, но и доблестно побеждать.
  4. Создание нового образовательного направления, а именно введение в эксплуатацию новых учебных заведений для обучения современному ремеслу.
  5. Мощный морской флот, которого до этого момента никогда не было в России.

Значение реформы сложно недооценить: после выполненных модернизаций по снабжению и организации всех сухопутных и морских сил Россия получила в собственное распоряжение современный флот и армию, что в дальнейшем отразилось на успехе ведения различных кампаний и расширении территории страны.

Но реформа имела ряд недостатков:

  1. Значительные финансовые затраты, негативно влиявшие на жизнь простого русского народа.
  2. Полное закрепление крестьян на производственных предприятиях.
  3. Служба была обязательной для дворян и вначале подразумевалась как пожизненная, а через время стала 25-летней.

Таким был итог основных преобразований Петра, которые привели к организации и укреплению войск. Рядовой состав преимущественно состоял из крестьянского сословия, а офицерами были дворяне. Создание армии и способы ее обучения постоянно усовершенствовались с учетом огромного боевого опыта, который был получен во время Северной войны.

Военные реформы Милютина (Александра II) (1860-70 г.г.)


Форма солдат русской армии 19-го века.

Военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин, после неудач Крымской войны, правильно оценил обстановку и затребовал немедленных реформ в армии. Крымская кампания наглядно показала две слабые точки российской армии: резко наметившееся отставание в вооружении от Франции и Англии, плохо организованные логистика и системы снабжения войск. К чести неутомимого министра, со своими задачами он справился, вновь подтянув армию до высочайших стандартов. Итогом десятилетия реформ стали:

  • Замена рекрутской повинности общей воинской повинностью.
  • Создание армейского резерва.
  • Образование военных округов (15 округов).
  • Современный устав армии.
  • Перевооружение армии нарезным оружием и артиллерией
  • Реорганизация боевой подготовки войск и офицеров.
  • Учреждение военных гимназий, военных и юнкерских училищ.
  • Военно-судебные реформы.

Военные реформы 1905-12 гг.


Русская армия после реформ 1905 года, на пороге Первой мировой

Новое поражение, на сей раз – во время Русско-Японской войны 1904-1905 г.г. породило новый виток реформ. Именно с армией реорганизованной на данном этапе стране предстояло вступить в Первую Мировую Войну. Основная задача, решаемая этим пакетом состояла в:

  • Усилении централизации военного управления.
  • Введении территориальной система комплектования войск.
  • Сокращении сроков службы для младших чинов и значительный приток «свежей крови» среди офицеров.
  • Принятие новых программ для военных училищ, новых уставов службы.
  • Перевооружение частей новыми артиллерийскими орудиями.
  • Создании тяжелой полевой артиллерии.
  • Значительном усилении роли инженерных войск и улучшении снабжения армии.

«Революционные» военные реформы 1917-18 г.г.


Революция — время, когда все вокруг принимает весьма странные формы. В том числе и обмундирование.

Рождение «несокрушимой и легендарной» Красной Армии на обломках имперской. Эта реформа затрагивала в основном организационные моменты, и серьезно перетрясла как офицерский корпус, так и саму систему управления войсками. Многие элементы «революционной реформы» с современной точки зрения кажутся полной нелепостью, и вскоре в этом убедились и сами её авторы. В собственно «военном» плане большевики не стали изобретать ничего нового и продолжили уже сформировавшуюся до них линию. Военные реформы 1917-18 г.г.:

  • Отмена воинских званий и знаков различия, уравнивание в правах офицеров и рядового состава.
  • Армия управляется решениями солдатских комитетов и советов солдатских депутатов. Командиры — вплоть до командира полка – избираются общим собранием частей их непосредственного подчинения, командиры выше полкового уровня — на совещаниях и съездах комитетов соединений.
  • Армия расформировывается и создается заново, по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.

Уже меньше года спустя после обозначенных реформ, в апреле-мае 1918 года от принципа добровольного призыва отказались в пользу всеобщей воинской повинности, а командиров стали назначать «сверху», а не избирать.

В.В.Путин о реформе вооруженных сил 2020-2021 в России: последние свежие новости


Обсуждение новой реформы по сокращению вооруженных сил на 10% и оптимизации расходов МВД России (полиции) 2020-2021 привлекло внимание Президента РФ В.В. Путина.

Никаких решений о сокращении финансирования министерства обороны и других силовых структур пока не принималось, заявил президент РФ Владимир Путин. «Никаких решений пока у нас не планируется, мы не планируем ни сокращение, ни увеличение каких-то сроков чего-то. Это просто одно из предложений министерства финансов, оно пока до меня даже не дошло. Это все дискуссии внутри правительственных ведомств между собой», — сказал Путин в четверг на ежегодном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай». «При принятии окончательных решений я, конечно, буду исходить из реальной ситуации в экономике, из реальной ситуации, связанной с доходами граждан, в том числе и сотрудников правоохранительной сферы, военных структур, военной организаций государства, соотношения их доходов с гражданским сектором, чтобы не было перекоса на рынке труда. Здесь много факторов», — добавил президент, информирует портал finmarket.ru По его словам, министерство финансов предлагает это постоянно. «Есть кризис, нет кризиса — министерство финансов постоянно выступает за то, чтобы оптимизировать расходы», — пояснил он. «В целом, так поступают практически все министерства финансов во всех странах, ничего здесь оригинального министерство финансов РФ не предлагает», — сказал он. Накануне в СМИ появились сообщения о предложениях Минфина РФ секвестрировать расходы на оборону. Между тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что никаких решений по оптимизации бюджета, предусматривающих сокращения должностей в Вооруженных силах, не принималось. Подробности — в ежедневных сводках на портале «ДЕЖУРКА» https://silovik-inform.ru/

Напомним, что Минфин России в октябре 2022 года направил в Совет безопасности проект реформы по сокращению военнослужащих в 2021 году, основанный на оптимизации бюджета, сообщает газета «Известия» со ссылкой на копию документа. Как сообщили источники издания в Министерстве обороны, военное ведомство действительно получало предложения Минфина. В первую очередь, в нововведениях предлагается сократить штатную численность военнослужащих на 10 процентов. Как пишет «Лента.Ру», исходя из того, что в указе Президента РФ В.В.Путина от 2022 года численность войск установлена в размере чуть более 1 млн человек. Урезать штат Вооруженных сил, согласно планам Минфина, следует за счет свободных вакансий и перевода на гражданскую службу лиц, не связанных с выполнением боевых задач, то есть медиков, кадровиков, юристов, финансистов, преподавателей, служащих тыла. Другой способ экономии, предложенный Минфином, — увеличение сроков использования вещевого имущества или его замена денежной компенсацией. Более того, как пишет издание, в случае досрочного расторжения контракта военнослужащему придется возместить стоимость военной формы «пропорционально сроку носки». Реформирование может отразиться и на питании военнослужащих. Минфин предлагает обеспечивать им контрактников только в полевых выходах и на боевом дежурстве. Еще один пункт реформирования — предложение исключить ежегодную индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции. Кроме того, предлагается увеличить срок выслуги, необходимой для ее получения, с 20 до 25 лет. Причем Минфин хочет убрать из этого срока учебу в военном вузе, которая сейчас входит в него. Ввиду таких изменений период, нужный офицерам для пенсии, может увеличиться в общей сложности на десять лет. Как сказал в беседе с «Известиями» учредитель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев, предложение не включать годы учебы в военном вузе в срок выслуги противоречит законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе». «Курсанты приступают к учебе после принятия присяги. Во время обучения их привлекают для решения задач военной службы, они заступают в караулы, патрули, охраняют гарнизонные гауптвахты. На них распространяются ограничения, как и на других военнослужащих. В отличие от студентов, у них всего один месяц отпуска летом», — обратил внимание эксперт. Помимо этого, в Минфине России предложили увеличить срок службы, который нужен для получения военного ипотечного счета: ежемесячно на него перечисляются средства, которые служащий через несколько лет может использовать как первоначальный взнос по ипотеке. Сейчас он открывается для офицеров сразу по окончании вуза, а для контрактников — через три года. Финансисты собираются увеличить эти сроки до пяти лет для офицеров после окончания вуза и до восьми лет для контрактников. Накануне стало известно, что похожие предложения со стороны Минфина поступили и в Федеральную службу войск национальной гвардии. Копия документа также была в распоряжении «Известий». Эти предложения дословно повторяют текст, направленный в военное ведомство, но адресованный главе Росгвардии Виктору Золотову. Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, Министерство финансов предложило оптимизировать расходы на правоохранительный блок. Впоследствии из Совета безопасности в несколько силовых ведомств направили запрос, в котором просили сформулировать свое видение по этому вопросу. О полученном запросе РБК сообщил источник в центральном аппарате МВД. Отмечается, что министерство «фактически предлагает провести масштабную реформу силового блока». Оно предложило сократить на 10% и численность сотрудников органов внутренних дел. Минфин также отметил, что это должно произойти за счет перевода в разряд гражданских служащих сотрудников подразделений, которые не участвуют в правоохранительной деятельности. Кроме того, в ведомстве предложили передать часть функций полиции в Минтруд России и Минздрав России. Речь идет о координации программы переселения россиян из-за рубежа, регулировании трудовой миграции, а также контрольно-разрешительном регулировании в области легального оборота наркотических средств. Минфин также предложил рассмотреть возможность создания единого правоохранительного органа на основе МВД, которому могут передать функции Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), Государственной фельдъегерской службы (ГФС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) при условии одновременного сокращения штатов. «При этом Министерство финансов считает необходимым рассмотреть возможность создания единой системы материально-технического (тылового) обеспечения силового блока», — указали в материале. Что касается пенсионного обеспечения военнослужащих, то как сообщает «Российская газета» Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о повышениях пенсий по утере кормильца нетрудоспособным членам семей погибших военных. Согласно поправкам Правительства РФ, всем нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих будут сделаны прибавки к такой пенсии. Документ затрагивает также семьи погибших сотрудников силовых структур. Около 1,8 млрд рублей в год потребуется для реализации мер, прописанных в законопроекте о повышении пенсий, сообщила а пленарном заседании в Госдуме заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова. При отсутствии подобного закона семьи имеют право только на пенсии по потере кормильца и получают доплаты к пенсии только через суд. Документ предложено принять в целях снятия социальной напряженности среди членов семей погибших (умерших) военнослужащих исходя из судебной практики. Кроме того, Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит обеспечивать жильем нуждающихся членов семей погибших военнослужащих, не являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы. Авторами законопроекта выступили первый зампред комитета ГД по обороне Андрей Красов и зампред комитета Юрий Швыткин. Бюджет Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 год учитывает повышение на уровень инфляции денежного довольствия военнослужащих и ряда других категорий. Это 3% с 1 октября 2020 года. Следствием будет рост пенсий военным пенсионерам на ту же величину. Данная индексация станет третьей за последние восемь лет для военных пенсионеров. А в ближайшие два года их пенсии будут индексироваться на четыре процента. В целом по плану до 2022 года военные пенсии увеличатся на 11 процентов. Вплоть до 1 октября пенсии военным будут начисляться в прежнем объёме. Глава комитета по обороне Владимир Шаманов выступил с предложением перенести срок индексации на более раннюю дату, чтобы инфляция не опережала рост выплат. Однако официально это предложение не было внесено в Госдуму. В 2022 году пенсии военных снова вырастут. На этот раз индексация составит 4%. Также в текущем году для них повысятся гражданские пенсии по старости. Для тех военных, которые достигли возраста завершения трудовой деятельности, страховая часть выплат вырастет на 6,6%, информирует портал live24.ru Еще не так давно действовал закон о том, что военные пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников. Рост был запланировал в 2% — ежегодно, начиная с 1 января 2013 года. Однако в 2015 году действие этой нормы было приостановлено. Депутаты решили продлить «заморозку» до 1 января 2022 года. До этой даты сохраняется размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 73,68%. Как работает система социальных гарантий в армии Военнослужащие, как ещё говорят «армейские» – это категория особая, живущая по другим, нежели у других категорий граждан, правилам. Достаточно строгим и обязывающим при постоянной готовности к любым неожиданностям. В похожем режиме привыкли жить и семьи военнослужащих. Именно поэтому их социальное обеспечение, его уровень во многом определяет не только моральное и психологическое состояние каждого воина и члена его семьи, личного состава подразделений, но, в конечном итоге серьезно влияет на уровень обороноспособности страны. Не случайно, особенно в последнее время, такое пристальное внимание государства к проблеме социальных гарантий военнослужащих. Национальные интересы заставляют постоянно совершенствовать всю систему обеспечения материальным довольствие и, конечно, жильем тех, кто стоит на страже Отечества, порой, рискуя своей жизнью и благополучием. Постоянной стала также оценка качества, эффективности принимаемых Законов и постановлений, решений и конкретных шагов, предпринимаемых по инициативе Президента России и Правительства. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает такие основные направления социальной защиты, как: реализация в полной мере всех прав и существующих гарантий (в том числе и финансовых), а также компенсаций военнослужащим; постоянное совершенствование специально созданных для этой цели государственных институтов и механизмов защиты; охрану здоровья и самой жизни военнослужащих; иные эффективные меры, которые учитывают специфику военной службы и конкретные ситуации во время прохождения службы. Повышение зарплат и пенсий Если говорить в целом, то на социальное обеспечение военнослужащих государство направит в течение 3 лет немалую сумму в размере 113 миллиардов рублей. При этом уже предусмотрена ежегодная индексация денежного довольствия, которая в текущем 2020-ом году (это произойдёт с 1 октября) будет равна трем процентам, а в последующие два года зарплаты вырастут дважды на 4%.. Благодаря этому заработная плата военных вырастет больше, чем на 10%. Вырастут и пенсии. Так с 1 октября текущего года средний размер военной пенсии увеличится и станет равен 26 968 рублям. А что с призывниками? Их оклад повысят до 2 тысяч рублей в месяц (напомним, что они в принципе в это время находятся на полном армейском довольствии). И здесь есть свои нюансы. Если раньше оклад срочника полностью зависел от должности (к примеру, старшина батальона имел 1800 рублей, а пулемётчик чуть больше тысячи, то теперь установлен единый оклад для всех призывников вне зависимости от занимаемой должности. Такое решение стало итого семилетнего эксперимента Министерства обороны России. Готовится и ещё одно решение, которое предусматривает определенные надбавки для военнослужащих по призыву. Так выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья (если речь идёт о мирном времени, к примеру, обезвреживание бомб, спасательные и водолазные работы), предусматривают надбавку в 50%. Есть одно новшество и для контрактников рядового состава – им теперь будут платить «подъёмные» точно также, как офицерам и прапорщикам. Медицинское обеспечение С начала года Минобороны получило право самостоятельно регистрировать лекарства для Вооруженных сил России. Понятно, чем это продиктовано: военнослужащие, выполняющие определённые задания, подвергаются специфическому воздействию – на них оказывают влияние химические, радиационные, биологические и иные неблагоприятные факторы. И для лечения и профилактики здесь потребуются уже иные лекарства и средства. Еще одна новость – Министерство обороны завершит создание до 2025 года целой системы военных госпиталей. Всего их будет 155. Это будут самые современные медицинские учреждения. Министр обороны С. Шойгу подчеркнул, что госпитали будут обслуживать кроме военнослужащих членов их семей и военных пенсионеров. Жильё и ипотека Сразу стоит отметить, что за последние восемь лет, в результате реализации целевых правительственных решений, создания специальной накопительно-ипотечной системы (НИС) и такой организации, как «Росвоенипотека» очередь на постоянное жилье среди военнослужащих сократилась более чем в два раза. Новая редакция закона о военной ипотеке позволяет государству единым платежом и досрочно погасить ипотечный кредит военнослужащего, погибшего при исполнении служебного долга. Появились и новые подходы в решении такой проблемы, как обеспечение своим жильем увольняющихся в запас, но остающихся жить в закрытых военных городках. Полезной и эффективной осказалась и такая форма поддержки, как компенсация аренды жилья. Указанная информация касается структурных подразделений системы МВД РФ из всех регионах России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

25.10.2020 20:07

Военные реформы 1937-39 гг.


Советская армия перед — и в первые годы Великой Отечественной

Реформы этого периода, под стать времени – они вновь сводятся к организационным моментам, в основном, касающихся «затягивания гаек», то есть увеличению ответственности военнослужащих.

  • Создан Главный Военный Совет Красной Армии и Главный Совет Военно-Морского Флота, занимающиеся вопросами военного строительства.
  • Увеличение числа военных округов и комиссариатов, создание военных отделов в местных партийных органах.
  • Водится институт военных комиссаров, просуществовавший до августа 1940 г. (после — заместитель командира по политической части, политрук).
  • Увеличен срок военной службы, снижен призывной возраст, удлинен срок пребывания в запасе.
  • Весь личный состав вооруженных сил обязан принимать присягу.
  • Более строгие наказания за дезертирство и самовольные отлучки из части.

Цели и задачи

Повышение субординации и дисциплины — споры среди воевод на счет поместных правил (кто будет главным во время похода) необходимо было устранить, определить порядок прохождения воинской службы, и нормы предоставления дворянами воинов в зависимости от их земельного надела. Также требовалось внести ясность в структуру войска
Развитие артиллерии — без пушек взятие крепостей превращалось в многомесячную осаду, поэтому каждому из пехотных полков необходима была полковая артиллерия

Выборные пехотные полки — создание первых регулярных войск должно было положить основу будущей профессиональной армии и разнообразить функционал текущих боевых соединений, расширяя круг доступных для решения тактических задач.

Военные реформы периода Отечественной войны 1914-1945 г.г.


Бойцы Советской армии, 1943 год

Благодаря тому, что с момента прихода к власти большевиков, и аж двух военных реформ, армия вместо более современной, дисциплинированной и боеспособной, стала скорее весьма хаотичным и стихийным механизмом, кампания 1941 года началась крайне неудачно. Руководству страны предстояло исправить это положение, во-первых, быстро, а во-вторых, в условиях все нарастающего хаоса. Речь не шла о каком-то едином программном механизме реформ, в этот краткий период было принято огромное количество решений – как совершенно необдуманных, так и тех, что используются до сих пор в армии России. Военные преобразования 1941-1945 г.г.:

  • Изменение системы организации высшего командования, создание оперативных объединений и армейских корпусов.
  • Всеобщая мобилизация всех мужчин с 19 до 55 лет.
  • Более эффективная структурная организация вооруженных теперь это: фронт, армия, корпус, дивизия, бригада, полк, батальон, рота, взвод, отделение.
  • Издан Боевой устав пехоты (1942 г.).
  • Деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.
  • Введение новых знаков различия.
  • Учреждено Главное управление тыла.
  • Республиканские, областные и районные комитеты партии обязывались развернуть в тылу врага сопротивление.
  • Усложнилась и увеличилась система военных трибуналов.

Результаты реформы

В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее. Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии. Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов. Теперь же структура армии менялась. Менялась в лучшую сторону. Именно поэтому историки и говорят, что военная реформа Милютина 1874 года – одно из важнейших преобразований в России Александра 2.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]