Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я
Перед войной в СССР предпринимались многочисленные попытки создания различных самоходно-артиллерийских установок (САУ). Были рассмотрены десятки проектов, по многим из них построены опытные образцы. Но до массового принятия на вооружение дело так и не дошло. Исключение составили: 76-мм зенитная установка 29К на шасси грузовика ЯГ-10( 60 шт.), САУ СУ-12 — 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года на шасси грузовика «Морланд» или ГАЗ-ААА(99 шт.), САУ СУ-5-2 — 122-мм гаубичная установка на шасси Т-26(30 шт.).
СУ-12 (на базе грузовика «Морланд»)
Наибольший интерес в противотанковом отношении представляла не принятая на вооружение САУ СУ-6 на шасси танка Т-26, вооруженная 76-мм зенитным орудием 3-К. Испытания установки проходили в 1936 году. Военных не устроило, что расчет СУ-6 в походном положении полностью на САУ не помещался и установщики дистанционных трубок должны были ехать на машине сопровождения. Это привело к тому, что СУ-6 признали непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн в качестве самоходной зенитной установки.
САУ СУ-6
Хотя возможность использования её для борьбы с танками не рассматривалась, САУ вооруженные такими орудиями могли бы стать отличным противотанковым средством. Выпущенный из орудия 3-К бронебойный снаряд БР-361, на дистанции 1000 метров, по нормали пробивал 82-мм броню. Танки с таким бронированием стали массово применятся немцами только с 1943 года.
Справедливости ради стоит сказать, что в Германии к моменту вторжения в СССР так же не существовало серийных противотанковых САУ (ПТ САУ). Первые варианты САУ «Артштурм» StuG III вооружались короткоствольными 75-мм орудиями и существенными противотанковыми возможностями не обладали.
Германская САУ StuG III Ausf. G
Однако наличие в производстве весьма удачной машины, позволило в короткие сроки путём наращивания лобовой брони и установки 75-мм орудия с длиной ствола 43 калибра, превратить её в противотанковую.
В ходе первых же боев Великой Отечественной войны остро встал вопрос о необходимости скорейшей разработки противотанковой самоходно-артиллерийской установки, способной быстро менять позиции и бороться с немецкими танковыми частями, которые по мобильности значительно превосходили части Красной Армии.
В срочном порядке на шасси лёгкого тягача «Комсомолец» была установлена 57-мм противотанковая пушка обр.1941 года, обладавшая отличной бронепробиваемостью. На тот момент, это орудие уверенно поражало на реальных дистанциях боя любой немецкий танк.
ПТ САУ ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую установку открытого типа. Боевой расчет установки состоял из пяти человек. Верхний станок орудия крепился в средней части на корпусе машины. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25°, по горизонту – в секторе 30°. Стрельба велась только с места. Устойчивость самоходной установки при стрельбе обеспечивалась с помощью откидных сошников, располагавшихся в кормовой части корпуса машины. Для самообороны самоходной установки использовался штатный 7,62-мм пулемет ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре справа в лобовом листе кабины. Для защиты расчета от пуль и осколков использовалось броневое щитовое прикрытие пушки, которое имело откидную верхнюю часть. В левой половине щита для наблюдения имелось специальное окно, закрывавшееся подвижным щитком.
ПТ САУ ЗИС-30
Производство ЗИС-30 продолжалось с 21 сентября до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок было остановлено в связи с отсутствием снятых с производства «Комсомольцев» и прекращением выпуска 57-мм орудий.
САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов.
В ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект.
К лету 1942 года в войсках практически не осталось ПТ САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам.
С января 1943 года началось серийное производство созданных Н.А. Астровым на базе лёгкого танка Т-70, самоходных 76-мм установок СУ-76( позже Су-76М). Хотя эта лёгкая САУ очень часто привлекалась для борьбы с танками противника, считать её противотанковой нельзя. Броневая защита СУ-76 (лоб: 26-35 мм, борт и корма: 10-16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня и тяжелых осколков.
САУ СУ-76М
При правильном использовании, а это пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне — при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении — при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками. На бронированную машину устанавливалась дивизионная пушка ЗИС-3. Ее подкалиберный снаряд с дистанции 500 метров пробивал броню до 91 мм, то есть любое место корпуса немецких средних танков и борта «пантеры» и «тигра».
По характеристикам вооружения к СУ-76М была очень близки САУ СУ-76И, созданные на базе трофейных германских танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Первоначально планировалось установить в боевом отделении САУ 76,2-мм пушку ЗИС-3Ш (Ш — штурмовая), именно эта модификация пушки устанавливалась на серийные САУ СУ-76 и СУ-76М на станке, укрепленном к полу, но такая установка не обеспечивала надежной защиты орудийной амбразуры от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите неизменно образовывались щели. Эта проблема была решена установкой вместо 76-мм дивизионной пушки специального самоходного 76,2-мм орудия С-1. Это орудие было спроектировано на базе конструкции танковой пушки Ф-34, которым оснащались танки Т-34.
САУ СУ-76И
При одинаковой с СУ-76М огневой мощи, СУ-76И гораздо больше подходила для использования в качестве противотанковой из-за лучшей защищённости. Лоб корпуса имел противоснарядное бронирование толщиной – 50-мм.
Производство СУ-76И было окончательно остановлено в конце ноября 1943 года в пользу СУ-76М, которая уже избавилась к тому времени от «детских болезней». Решение о прекращении производства СУ-76И было связано с сокращением применяемых на Восточном фронте количества танков Pz Kpfw III. В связи с этим уменьшалось количество захваченных танков этого типа. Всего было выпущено 201 САУ СУ-76И (включая 1 опытную и 20 командирских), которые приняли участие в боях 1943-44 гг., но ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из Красной Армии.
Первой специализированной, отечественной ПТ САУ способной действовать в боевых порядках наравне с танками, стала СУ-85. Эта машина стала особенно востребована после появления на поле боя немецкого танка PzKpfw VI «Tiger». Броня «Тигра» была такой толщины, что ее с большим трудом и только на самоубийственно близких дистанциях могли пробить орудия Ф-34 и ЗИС-5, устанавливаемые на Т-34 и КВ-1.
Специальные стрельбы по захваченному немецкому танку показали, что гаубица М-30, установленная на СУ-122, имеет недостаточную скорострельность и малую настильность. Вообще, для стрельбы по быстро передвигающимся целям она оказалась мало приспособлена, хотя и обладала неплохой бронепробиваемостью после введения кумулятивного боеприпаса.
По распоряжению ГКО от 5 мая 1943 года, КБ под руководством Ф.Ф.Петрова развернуло работы по установке 85-мм зенитного орудия на шасси СУ-122.
ПТ САУ СУ-85 с пушкой Д-5С
Пушка Д-5С имела ствол длиной 48,8 калибра, дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,8 км, максимально возможная — 13,6 км. Диапазон углов возвышения составлял от −5° до +25°, сектор горизонтального обстрела был ограничен значениями ±10° от продольной оси машины. Боекомплект орудия составлял 48 выстрелов унитарного заряжания.
По советским данным, 85-мм бронебойный снаряд БР-365 по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 111 мм, на вдвое большей дистанции при тех же условиях — 102 мм. Подкалиберный снаряд БР-365П на расстоянии 500 м по нормали пробивал бронеплиту толщиной 140 мм.
Отделение управления, моторное и трансмиссионное остались такими же, как у танка Т-34, что позволило комплектовать экипажи для новых машин практически без переучивания. Для командира в крыше рубки приваривался броневой колпак с призматическими и перископическими приборами. На самоходных установках поздних выпусков броневой колпак был заменен командирской башенкой, как у танка Т-34. Общая компоновка машины, была аналогична компоновке СУ-122, отличие заключалось только в вооружении. Защищённость СУ-85 была аналогична Т-34.
Машины этой марки выпускались на «Уралмаше» с августа 1943 по июль 1944 года, всего было построено 2337 самоходок. После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов и прекращения выпуска бронекорпусов для СУ-85 с сентября до декабря 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85 модернизированная СУ-85М отличалась более мощной лобовой бронёй и увеличенным боезапасом. Всего было построено 315 таких машин.
Благодаря использованию корпуса СУ-122 удалось очень быстро наладить массовое производство ПТ САУ СУ-85. Действуя в боевых порядках танков, они эффективно поддерживали огнем наши войска, поражая немецкие бронированные машины с дистанции 800—1000 м. Особенно отличались экипажи этих самоходок при форсировании Днепра, в Киевской операции и в ходе осенне-зимних боев на Правобережной Украине. Если не считать немногочисленные КВ-85 и ИС-1, до появления танков Т-34-85, только СУ-85 могли эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра. А на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций.
Построенные в середине 1943 года СУ-152 и появившиеся позже ИСУ-122 и ИСУ-152 поражали в случае попадания любой немецкий танк. Но для борьбы с танками из-за высокой стоимости, громоздкости и низкой скорострельности они не слишком подходили. Главным назначением этих машин было разрушение укреплений и инженерных сооружений и функции огневой поддержки наступающих подразделений.
В середине 1944 года под руководством Ф. Ф. Петрова, с использованием выстрелов морского зенитного орудия Б-34, была сконструирована еще более мощная, 100-мм пушка Д-10С. Пушка Д-10С обр. 1944 г. (индекс «С» — самоходный вариант), имела длину ствола в 56 калибров. Бронебойный снаряд пушки с расстояния в 2000 метров поражал броню толщиной 124 мм. Осколочно-фугасный снаряд массой 16 кг позволял эффективно поражать живую силу и разрушать укрепления противника.
Используя это орудие и базу танка Т-34-85, конструкторы «Уралмаша» оперативно разработали истребитель танков СУ-100 — лучшую противотанковую САУ второй мировой войны. По сравнению с Т-34 лобовая броня была усилена до 75-мм. Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8°. Наводка осуществлялась при помощи ручных подъёмного механизма секторного типа и поворотного механизма винтового типа. Боекомплект орудия состоял из 33 унитарных выстрелов, размещавшихся в пяти укладках в рубке.
СУ-100 обладала исключительной для своего времени огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника всех типов на всех дистанциях прицельного огня. Серийное производство СУ-100 началось на «Уралмаше» в сентябре 1944 года. До мая 1945 года завод успел произвести более 2000 этих машин. Выпуск СУ-100 на «Уралмаше» велся, по меньшей мере, до марта 1946 года. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 — в начале 1948 года, суммарно выпустив 204 машины. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также налажен в Чехословакии, где в 1951—1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.
В послевоенные годы значительная часть СУ-100 была модернизирована. На них появились ночные приборы наблюдения и прицелы, новое противопожарное и радиооборудование. В боекомплект был введён выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-41Д с защитным и баллистическим наконечниками, а позднее — с подкалиберным и невращающимся кумулятивными снарядами. Штатный боекомплект САУ в 1960-х годах состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.
Имеющие с танком Т-34 одну базу, СУ-100 широко распространились по миру, официально состояв на вооружении более чем в 20 странах, они активно использовалась в многочисленных конфликтах. В ряде стран они всё еще в строю. В России СУ-100 можно было встретить «на хранении» вплоть до конца 90-х.
По материалам: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ https://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su https://voencomrus.ru/index.php?id=120
Развитие колесных САУ в России
В современных российских вооруженных силах идет интенсивная работа по созданию различных артиллерийских систем на колесном шасси. Как развивались артиллерийские установки на колесной базе ранее? Зачем российской армии понадобились подобные самоходки? Читайте в нашем материале.
Еще во времена раннего строительства РККА Советский Союз весьма серьезно относился к созданию передовых вооружений, прошедшие первая мировая война, гражданская война и ряд локальных конфликтов еще сильнее подстегивали СССР к строительству мощной армии. Касалось это и артиллерии.
В то же время двадцатые и тридцатые годы двадцатого века стали настоящим бумом развития самых разных видов артиллерийских систем, создавались целые семейства совершенно новых орудий: скорострельные пушки, зенитные орудия, противотанковые орудия, универсальная артиллерия и прочие. При этом претерпевала изменения и концепция перемещения орудия на поле боя. Многие военные эксперты небезосновательно считали, что артиллерия в сражении должна непрерывно сопровождать и поддерживать войска и поэтому для нее должна быть создана своя подвижная база.
Подобные идеи ходили и среди военного руководства СССР. Однако если в ряде стран основным движителем для подобных систем выступали гусеничные платформы, то в Советском Союзе с этим делом было не все так гладко. Гусеничной техники катастрофически не хватало, тем более что одним из основных направлений военного строительства было создание мощных бронетанковых сил, для производства же самоходных артиллерийских установок ресурсов уже явно недоставало.
В этих условиях военное руководство СССР приняло решение о создании артиллерийской подвижной системы на шасси американского колесного грузовика «Морланд». В качестве основного вооружения в кузове машины решили расположить на тот момент современную 76-мм полковую пушку образца 1927 года. В 1933 году прошли испытания данной артиллерийской системы, которые в целом были признаны весьма успешными. В этом же году началось серийное производство самоходной установки названной СУ-12.
Впоследствии изготовление этой колесной самоходной артиллерийской установки (САУ) наладили на шасси ГАЗ-ААА. Из-за чего боевые машины, выпущенные на базе ГАЗ-ААА начали именоваться как СУ-1-12. Всего было выпущено 48 САУ на базе «Морланд» и 51 на базе ГАЗ-ААА.
СУ-12 активно принимали участие в учениях и маневрах РККА, впоследствии состоялось и их боевое применение. В 1938 году 8 СУ-1-12 приняли участие в боевых действиях против японской армии на озере Хасан. Своим огнем колесные САУ поддерживали идущие в атаку танки БТ-5 и Т-26. Всего по японским войскам было выпущено около 248 снарядов, самоходные установки в боях потерь не понесли, а их боевое применение было признано в целом успешным. В весьма ограниченном количестве данные САУ приняли участие в боевых действиях у реки Халхин-Гол и зимней войне с Финляндией.
Несмотря на в целом успешное боевое применение СУ-12 военные к данным машинам относились в основном скептически. Еще на момент своего создания данные самоходки считались скорее временным решением и впоследствии должны были быть заменены гусеничными аналогами. Серьезной критике подверглась и слабая защита как самих установок, так и расчетов. Вызывали нарекания и недостаточная проходимость машины, невозможность дальнейшей модернизации и установка более мощных орудий.
Все это привело к тому, что в 1935 году производство данных САУ остановилось. Поучаствовать в великой отечественной войне СУ-12 так же не удалось, практически все машины данного типа к тому времени полностью выработали свой ресурс. К началу войны три колесные самоходки оставались в частях РККА в Забайкальском военном округе, однако так же были впоследствии списаны с боевой службы.
После боевого дебюта различных самоходок на гусеничном шасси во время великой отечественной войны идея развития ствольной артиллерии на колесном ходу долгое время оставалась похороненной. Вернулись к данной концепции в СССР только в 80-х годах.
Боевые действия в Афганистане продемонстрировали, что гусеничные САУ не всегда удобны в применении. Они заметно ограничивали скорость войсковых подразделений и не годились для прикрытия армейских колонн. Решать данную проблему пришлось за счет имеющихся ресурсов. Так, в кузова грузовиков начали монтироваться различные орудия и минометы, превращая тем самым обычные машины в скоростные артиллерийские установки.
Опыт применения данных самодельных САУ не был проигнорирован военным руководством страны и в конструкторских бюро начались разработки современных самоходных артиллерийских установок на колесном шасси.
Так, предполагалось создать целое семейство колесных САУ для батальонного, полкового и дивизионного звена. Одним из амбициозных проектов стала попытка переноса гаубицы «Мста» на шасси автомобиля КрАЗ. Проект получил именование «Мста-К», где буква «К» обозначала колесную базу. Начавшиеся в 1985 году работы над проектом позволили уже к 1987 году создать техническую документацию и выставить опытной образец САУ на испытания.
В ходе испытаний военная комиссия выявила ряд недостатков колесной базы грузовика и в своем заключении потребовала их устранения. Однако озвученные требования в Министерстве автомобильной промышленность посчитали тяжело устранимыми и дорогостоящими, поэтому проект «Мста-К» оказался быстро закрыт.
Подобная судьба постигла многие проекты колесных САУ того времени. Однако некоторые идеи все-таки смогли воплотиться в жизнь. Так, еще с конца 70-х годов в СССР шла разработка самоходной артиллерийской установки для поддержки обороны береговой линии. В 1988 году начались испытания опытного образца САУ на шасси МАЗ-543М, названной А-222 «Берег».
Испытания были признаны успешными и в том же 1988 году началось серийное производство данной самоходки. «Берег» обладал весьма хорошими для своего времени характеристиками. Он позволял наносить удары по малым и средним надводным кораблям, двигающимся со скоростью до 100 узлов (более 180 км в час) с расстояния до 20 километров. В «Береге» была достигнута высокая степень автоматизации систем. Данный комплекс способен поражать и наземные цели.
Однако «Берег» создавался в первую очередь для защиты береговой линии, а не как полноценная САУ для поддержки сухопутных войск. Работы над поиском оптимальной для армейских частей колесной самоходки были продолжены.
В 1983 году, пользуясь наработками, полученными в ходе работ над противотанковой самоходкой «Жало-С» на базе БТР-70, был изготовлен опытный образец САУ на все той же базе, но с боевым модулем от десантируемой самоходной установки «Нона-С». Испытания данной машины показали положительные результаты, и работы над колесной самоходкой на базе бронетранспортера были продолжены.
В 1984 году начались работы над колесной САУ на базе БТР-80, в этом же году был создан и опытный образец, который проходил сначала заводские, а затем и полигонные испытания. После выявления и устранения недостатков новая колесная самоходка была принята на вооружении ВС СССР в 1991 году под индексом 2С23 «Нона-СВК».
«Нона-СВК» представляла собой колесную базу БТР-80 с установкой на нее заместо пулеметной турели, боевого модуля от САУ «Нона-С», с возможностью монтажа пулемета ПКТ на крыше башни. Примечателен тот факт, что военные чиновники были уверены в успехе данной машины настолько, что серийное производство САУ было организовано в 1990 году, то есть за год до официального принятия на вооружение. Это во многом помогло произвести около 30 машин до 1991 года и оснастить войска минимальным количеством 2С23 перед распадом Советского Союза.
После краха СССР основное количество данных самоходок досталось Российской Федерации. И уже в 90-е годы состоялось их боевое применение в ходе Первой Чеченской войны. «Ноны-СВК», как и было задумано, использовались в целом для поддержки войск, подавления огневых позиций противника в зданиях и стрельбы с закрытых позиций подобно другим гаубичным системам. В ходе боевых действий была потеряна как минимум одна «Нона-СВК».
В какой-то мере «Нона-СВК» имела и коммерческий успех. Так, более десятка данных САУ были поставлены в сухопутные войска Венесуэлы. Однако в отечественных вооруженных силах количество колесных самоходок этого типа оставалось весьма ограничено. Изначально это было связано с тяжелым экономическим положением страны после распада СССР.
После прихода к должности министра обороны России Сердюкова «Нона-СВК» так же не нашла свое место в списках закупаемого вооружения для нужд российской армии. По словам военного министра это было связано с устареванием данной самоходки и не вписывание ее в общий облик вооруженных сил России.
В то же время конструктора пытались создать новую САУ на базе перспективного бронетранспортера БТР-90 путем установки в него боевого модуля от самоходки 2С31 «Вена», но после того, как по приказу Сердюкова Министерство обороны отказалось закупать и БТР-90 все работы по данной самоходке были свернуты. Закупки «Ноны-СВК» для нужд российской армии были продолжены лишь в 2022 году, когда Министерство обороны уже прочно возглавлял Сергей Шойгу.
Война в Чечне снова продемонстрировала необходимость в появлении самоходной артиллерии на колесных машинах, но из-за тяжелого экономического положения промышленность явно не могла быстро изготовить необходимое армии вооружение. Как и во время войны в Афганистане создавать «САУ на колесах» пришлось за счет армейских грузовых автомобилей.
Впоследствии отечественные конструктора пытались решить эту проблему переделкой бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник» путем демонстрирования задней верхней части корпуса и установки площадки для монтажа минометов непосредственно в кузове машины. Однако сами бронеавтомобили «Водник» не снискали популярность в российских войсках из-за устаревания своей концепции и ряда технологических несовершенств, да и подобная САУ была явно не тем, что хотели видеть военные. Поэтому минометная версия бронеавтомобиля «Водник» так и осталась опытным образцом.
В тоже время в двухтысячных начался настоящий бум колесных САУ. Многие страны стали создавать подобную технику, вооружать ими свои войска и поставлять на экспорт. В России же данная концепция долгое время оставалась невостребованной. Однако все изменилось после вступления войск России в войну в Сирии.
В ходе конфликта создание различных самодельных колесных САУ было поставлено многими воюющими сторонами на поток. Данные колесные самоходки активно и причем весьма успешно участвовали в боях. Они позволяли сопровождать войска в наступлении, обладали хорошей мобильностью и могли быстро уходить от возможного ответного обстрела противника. Концепцией подобных САУ серьезно заинтересовались российские военные. Впоследствии это выразилось в создание множества колесных артиллерийских самоходок в России.
Уже в 2016 году на закрытом показе военного форума «Армия-2016» была представлена новая самоходная установка на базе бронеавтомобиля «Тигр» с 120-мм минометом «Сани», получившая название МЗ-304 «Горец».
Данная САУ помимо мощного 120-мм миномета выделяется еще и серьезной автоматизацией как процессов стрельбы, так и перезарядки основного орудия. При ведении огня САУ экипажу не требуется покидать машину, заряжание ведется в полуавтоматическом режиме, когда заряжающий через специальное окно для перезарядки засылает мину в дуло горизонтально наклоненного миномета. После этого автоматически миномет занимает положение для стрельбы.
Миномет способен стрелять любыми типами 120-мм мин. Информация о целях стекается на компьютер командира расчета. Еще одним преимуществом данной САУ является то, что в случае необходимости ствол миномета может быть снят и за счет находящихся в машине плиты и лафета собираться в обычный переносной миномет. Это особо полезная функция в случае, если машина потеряет способность передвигаться или не сможет куда-либо проехать. На данный момент данная САУ проходит государственные испытания.
Еще одной колесной САУ, которая может стать на вооружение российской армии стала 2С36 «Зуралец-Д» создающаяся для нужд войск ВДВ. Данная САУ проектируется на базе бронеавтомобиля ВПК-39373 «Волк-3» с использованием как основного орудия 2Б16 «Нона-К». Помимо этого, ведутся работы по варианту самоходки и на гусеничной базе БМД-4М.
По заявлениям разработчиков «Зауралец-Д» способна десантироваться из транспортных самолетов и вести обстрел из своей 120-мм пушки как минометными минами, так и артиллерийскими снарядами. Стоит отметить, что испытания данной САУ все еще продолжаются, и военные должны будут выбрать вариант самоходки либо на гусеничном, либо на колесном ходу, однако некоторые эксперты склонны полагать, что на вооружение будут поставлены оба варианта.
Так же испытания проходят такие колесные САУ как «Флокс» для нужд сухопутных войск и «Дрок» для подразделений ВДВ. По заявлениям разработчиков испытания должны закончиться через полтора года.
Пожалуй, на сегодняшний день венцом развития колесных САУ в России стало создание колесного варианта самоходной установки «Коалиция-СВ».
По заявлению Министерства обороны данная самоходка создается в первую очередь путем переработки сирийского опыта. Колесная «Коалиция-СВ» обязана сохранить основные параметры своего гусеничного варианта, но должна быть дешевле в производстве и иметь возможность перебрасываться транспортной авиацией. Время развертывания САУ составляет около полторы минуты. Скорострельность должна составить около 16 выстрелов в минуту. Данный комплекс на данный момент проходит государственные испытания.
Стоит отметить, что сейчас российская оборонная промышленность создает действительно множество САУ на колесном ходу из-за чего у военных появляется широкий выбор в закупке необходимого под определенные задачи вооружения. В то же время сами разработчики надеются получить от своих изделий и экспортный потенциал.
В ходе боев в Сирии колесные САУ показали себя как перспективный вид техники, в то же время основные причины в виде слабого бронирования и плохой подвижности, тормозивших подобную концепцию в настоящее время решены, путем создания более мощных автомобилей и применения в них концепции МРАПов. На данный момент колесные самоходки обладают рядом преимуществ перед гусеничными собратьями. В первую очередь это связано с подвижностью, так как современные войны в большинстве своем сводятся к маневренным боевым действиям, где немаловажен факт сочетания скорости войск и их огневой мощи. Принятие на вооружение колесных САУ поможет серьезно укрепить мощь российской армии, нивелировать ее отставание в данном классе вооружений и позволит проводить быстрые операции, которые зачастую и становятся решающими в современных конфликтах.
Александр Долбыш для ANNA-News.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Долгорукая пушка: дальность стрельбы артиллерии РФ вырастет в пять раз
Российская артиллерия научится поражать цели на расстоянии свыше 100 км. Сверхдальнобойные управляемые снаряды в ближайшее время пополнят боекомплекты установок «Коалиция» и «Мста». До сих пор предельная дистанция полета корректируемого боеприпаса не превышала 20 км. Увеличенная дальность позволит обычным самоходным орудиям поражать важнейшие объекты — пункты управления, штабы, аэродромы, узлы связи и мосты в глубоком тылу противника. Новинка радикально повысит возможности сухопутных войск, считают эксперты.
Ракета превращается
Как сообщили «Известиям» источники в оборонно-промышленном комплексе, сейчас ведутся работы сразу над несколькими вариантами сверхдальнобойных снарядов для новейшей гаубицы 2С35 «Коалиция-СВ». Точные сроки их окончания собеседники издания назвать отказались, но пояснили, что разработки будут переданы на испытания в ближайшее время. Уникальные боеприпасы позволят «Коалиции» наносить высокоточные удары на расстоянии свыше 100 км. Новинки также пополнят боекомплект гаубиц семейства «Мста».
Испытания самоходной установки «Коалиция-СВ» показали на видео
Один из проектов сверхдальнобойного боеприпаса представляет собой телескопический управляемый снаряд с ракетно-прямоточным двигателем. В настоящее время уже ведется научно-исследовательская работа по созданию экзотического боеприпаса, раскладывающегося в полете, как подзорная труба. Такая трансформация позволяет улучшить характеристики встроенного двигателя и радикально увеличить дальность по сравнению с традиционной конструкцией.
Сейчас наиболее массовый российский управляемый артиллерийский снаряд «Краснополь» имеет максимальную дальность 20 км. «Коалиция» с новыми высокоточными боеприпасами сможет поражать одиночными выстрелами объекты даже в глубоком тылу противника. С ними она решит боевые задачи, с которыми раньше справлялись оперативно-тактические ракеты.
— Цель может быть подсвечена с беспилотника, — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — Но есть и другие технические решения, которые позволяют добиться высокой точности. В этой сфере мы будем на одном уровне с самыми передовыми разработками западных стран.
Основное предназначение корректируемых боеприпасов заключается в поражении особо важных целей в тактической глубине: командных пунктов, узлов связи, стартовых позиций ракет, аэродромов, площадок подскока вертолетов, добавил эксперт.
— Сейчас на уровне дивизии-корпуса нет дальнобойных средств поражения, — отметил Виктор Мураховский. — В советское время в каждой дивизии был дивизион с ракетными комплексами «Точка», но сейчас такие средства в штатной структуре соединений не предусмотрены. В результате у командира нет под рукой огневых средств, способных поражать цели на всю глубину в его зоне ответственности. Генералу приходится обращаться за помощью к старшему начальнику, и нет гарантии, что ее всегда смогут предоставить.
«Лотос» на Красной площади: на параде Победы покажут пушку-миномет
Для ВДВ создали новейшую артсистему
В отличие от баллистических ракет, артиллерийский снаряд невозможно перехватить средствами ПВО. Его подлетное время меньше. Боеприпас прилетает совершенно внезапно, не давая противнику времени укрыться или переместиться.
Разработку сверхдальнобойных снарядов также ведет Пентагон. Чтобы повысить возможности обычной полевой артиллерии, в США планируют создать новую пушку под обозначением ERCA (Extended-range cannon) и боеприпасы к ней. С активно-реактивными XM113 модернизированные самоходные гаубицы M109A7 должны получить дальность в 40 км. А с удлиненным стволом и перспективным снарядом, оснащенным прямоточным реактивным двигателем, дистанция возрастет более чем до 100 км.
Снаряды против террора
Перспективные принципы использования артиллерии и высокоточных снарядов были опробованы российскими ВС в Сирии. В ноябре 2022 года появились видеокадры поражения десятков объектов террористов при помощи управляемых боеприпасов. Наведение их на цель проводилось с беспилотников. Дрон обнаруживал мишени и оперативно передавал данные на «Краснополи». Таким способом удавалось уничтожать даже малоразмерные блиндажи и пикапы боевиков.
В январе 2022 года, по сообщению Минобороны, управляемыми снарядами была ликвидирована группа боевиков в Идлибе. Она атаковала беспилотниками-бомбардировщиками российскую авиабазу Хмеймим.
В феврале нынешнего года в СМИ появились новые кадры массового использования управляемых артиллерийских боеприпасов в Сирии.
Корректируемые 152-миллиметровые снаряды причиняют меньший побочный ущерб, чем тяжелые авиабомбы, что особенно важно при боевых действиях на плотно заселенных территориях. При высокоточном попадании, когда отклонение составляет менее метра, боеприпаса такого калибра достаточно для уничтожения большинства объектов на поле боя.
Гаубица c доставкой: разработан мобильный вариант комплекса «Коалиция»
Армия получит новую легкую, но мощную артустановку
По данным разработчиков, новые модели тяжелых и средних российских беспилотников могут оснащаться мощными лазерными дальномерами-целеуказателями. Это даст возможность использовать их в роли наводчиков для существующих и новых дальнобойных управляемых снарядов даже на предельных расстояниях стрельбы гаубиц.
Многоликая «Коалиция»
Официально перспективную российскую самоходную артустановку представили в 2015 году. Она была продемонстрирована на Красной площади 9 мая. А ее разработка началась гораздо раньше, в 2006 году. Первые два опытных образца были готовы в 2013 году, тогда же начались их испытания. В следующем году была выпущена опытная партия из 10 прототипов на шасси танка Т-90, которые и приняли участие в параде Победы.
В феврале 2022 года стало известно, что первая партия из четырех предсерийных образцов на новом шасси готова для поставки в армию. Ожидается, что их войсковые испытания продлятся до 2022 года. После начала серийного производства гаубицы поступят на вооружение отдельных артиллерийских бригад. Возможно, эти установки возьмет на вооружение и береговая артиллерия флота.
Ведутся также испытания колесного варианта «Коалиции» на шасси грузовика «КамАЗ» с колесной формулой 8*8. Он сможет совершать длительные марши по обычным дорогам, не разрушая их покрытие. Мобильность колесных САУ в условиях развитой дорожной сети выше, чем у традиционных гусеничных. По словам Дмитрия Семизорова, руководителя «Уралтрансмаш», где выпускают «Коалиции», Минобороны заинтересовано и в такой артустановке.
Морально устаревшие российские буксируемые гаубицы получат новую жизнь – специалисты «планируют оснастить их современным автоматизированным и электронным оборудованием. Так ли необходим такой шаг и насколько целесообразно модернизировать оружие прошлого, разбиралась «ПолитРоссия».
«Умная» артиллерия
rostec.ru / Пресс-служба Ростех
Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал» (входит в состав госкорпорации «Ростех») займется разработкой комплекта унифицированного оборудования, которое обеспечит автоматический ввод данных для стрельбы и наведение на буксируемых орудиях. Таким образом, классические гаубицы, которые сами военные нередко именуют «кабриолетами», смогут достичь уровня высокоэффективных артиллерийских систем. Специалисты ВНИИ «Сигнал» уже провели ряд научных изысканий, в рамках которых исследовалась возможность автоматизации ствольной буксируемой артиллерии для резкого повышения ее эффективности. И принципиальная возможность такой модернизации подтверждена официально. Как сообщается, разработкой новой системы конструкторы займутся уже в самое ближайшее время.
Как известно, на вооружении российской армии, наряду с самоходными артиллерийскими установками, сегодня имеется целый ряд буксируемых орудий, ввод данных для стрельбы, наведение на цель и огонь в которых ведутся в ручном режиме боевыми расчетам. Однако требования современных боевых действий предполагают все более высокую степень автоматизации средств поражения в рамках единой разведывательно-ударной системы. В частности, для артиллерии предполагается автоматизированное получение по каналам связи информации о целях противника и координатах, автоматическое наведение и расчет момента открытия огня. Из-за ручного управления несамоходные гаубицы лишены возможности полноценной интеграции в единое инфополе в режиме реального времени.
Prt Scr youtube.com / РОЙ ТВ
Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, военный эксперт Константин Сивков, любую артиллерийскую систему, тем более буксируемую (то есть не имеющую ограничений по ходовой части), можно модернизировать для сокращения времени реакции, повышения точности ведения огня, возможности быстрого свертывания и развертывания. При этом сама модернизация может осуществляться сразу по нескольким направлениям.
«Первое заключается в повышении точности стрельбы за счет сопряжения с современными системами выдачи и указания цели, в частности со станциями артиллерийской разведки. Второе – это сокращение времени реакции, то есть времени с момента постановки задачи до выпуска огня. В третьих, может быть проведение модернизации системы зарядки, что позволит повысить темп огня и сократить время выполнения задач», – объясняет эксперт.
Что касается модернизации артиллерийского решения, то есть изменения баллистических характеристик орудия, то такие задачи тоже ставятся перед конструкторами. Вариантов здесь может быть сразу несколько: это и применение нового ствола, и повышение объема порохового заряда, и применение новых форм снаряда – за счет всех этих факторов может быть улучшена боевая мощь практически любой гаубицы.
Об этом же говорит и военный эксперт и директор Музея войск ПВО России, полковник в отставке Юрий Кнутов. В интервью нашему изданию он подчеркнул, что такая автоматизация в несколько раз сократит цикл боевого управления, а также обеспечит ее встраивание в автоматизированную систему управления войсками.
«Включение таких орудий в автоматизированную систему управления происходит сегодня по всему миру. Можно, конечно, создавать новые самоходные гаубицы, и мы это тоже делаем. И, если говорить о самоходках, то тут мы и вовсе идем впереди планеты всей. Но с обычными буксируемыми орудиями были некоторые проблемы. Главное – это вопрос быстродействия. С момента получения информации о цели до ввода координат проходит немало времени, за которое цель может переместиться, из-за чего падает точность поражения. Когда же все делается в онлайн-режиме, это соответствует требованиям сегодняшнего дня», – отмечает Кнутов.
По его словам, нельзя не отметить и сам факт замены привычного боевого расчета, состоящего из нескольких человек, на автоматику. В этом контексте автоматизация позволит исключить человеческий фактор и сведет на нет ошибки при наведении орудия и непосредственно стрельбе. Недооценивать их нельзя, ведь ошибочное наведенное оружие может ударить и по своим войскам.
Американский пример
wikipedia.org/Allied Joint Force Command Brunssum; Vitaly V. Kuzmin
Говоря о практике переоснащения буксируемых гаубиц, нельзя не отметить и опыт других стран в этом направлении. Как отмечает Юрий Кнутов, наибольшего успеха здесь добилась страна, неизменно занимающая первые строчки во всевозможных рейтингах лучших армий мира, – Соединенные Штаты Америки. Штаты, во многом как и Россия, имеют богатую историю использования буксируемой артиллерии, которая также постоянно проходит и через всевозможные этапы модернизации.
«Не только мы, но и многие другие страны мира разрабатывают такие системы. В первую очередь это, конечно, США. Их технологии спокойно позволяют вводить данные с тех же беспилотников и моментально передавать их на орудие. И этот момент – секунда, – по сути, является самым драгоценным. Чтобы не было даже таких потерь, и вводится система наведения орудия. Устанавливается небольшой электродвигатель, который, исходя из поступивших данных, моментально отрабатывает наводку и под контролем боевого расчета производит огонь», – объясняет эксперт.
В частности, в США и некоторых других странах НАТО для аналогичных целей используют 155-миллиметровую гаубицу M777 производства BAE Systems. Орудие поступило на вооружение Сухопутных войск и Корпуса морской пехоты в 2005 году, сейчас в распоряжении американских военных находятся более 900 единиц. Самая первая модификация этой пушки имела систему оптического управления огня, в дальнейшем к ней добавились источник питания, система GPS, инерциальная навигация, радиоприемник, дисплей, автомат заряжания и новая система управления огнем. В настоящий момент M777 активно используется американскими военными в Сирии, Ираке и Афганистане.
wikipedia.org/Allied Joint Force Command Brunssum; Vitaly V. Kuzmin
Также ВС США и их союзники используют 105-миллиметровые гаубицы М119, способные эффективно уничтожать легкобронированную технику противника и укрепленные объекты на расстоянии до 19 километров. Пушка поступила в войска еще в 1989 году и успела послужить американским военным во многих горячих точках. Впоследствии оружие было модернизировано: в 1998 году на него были установлены новые прицельные приспособления, в 2013 году – цифровая система управлением огнем и инерциальная навигационная система.
Несмотря на то, что в 2022 году в американском Минобороны заявили о планах по созданию новой буксируемой гаубицы, в Пентагоне по-прежнему не собираются отказываться ни от M777, ни от M119. Как считает Юрий Кнутов, это абсолютно оправданное и логичное решение – обе пушки отличаются хорошими баллистическими данными, которая остается вполне конкурентоспособной и по сей день. По такому же пути, уверен эксперт, следует идти и России – как минимум подобная модернизация окажет позитивный эффект с точки зрения экономии средств и повышения точности, как максимум – оснастит российскую армию принципиально новыми артиллерийскими орудиями.
Советское наследие
wikipedia.org / ShinePhantom
Из отечественной буксируемой артиллерии в составе ВС РФ находится 200 единиц (150 экземпляров на вооружении сухопутных войск, 50 пушек на вооружении береговых войск ВМФ РФ) 152-миллиметровой гаубицы 2А65 «Мста-Б» – буксируемого варианта самоходной артиллерийской установки 2С19 «Мста-С», разработанного еще в 1976 году. Помимо этого, на хранении в российских складах находится еще свыше 600 единиц данного орудия. Также нельзя не вспомнить и про другую оставшуюся с советского периода «реликвию» – 100-миллиметровую буксируемую противотанковую пушку МТ-12 «Рапира», впервые произведенную в 1970 году.
Как отмечает Константин Сивков, обе пушки, несмотря на свой солидный возраст, по-прежнему остаются крайне эффективным оружием даже в сравнении с более молодыми западными аналогами. Например, «Мста-Б» значительно выигрывает у американских M777 и M119 в дальнобойности – 29,8 километра против 24 и 19 километров соответственно. Показатели «Рапиры», правда, выглядят значительно скромнее – она способна стрелять на расстояние от 3 до 8 километров в зависимости от типа выбранного снаряда. Впрочем, в ее случае это некритично – пушка заточена исключительно на стрельбу по танкам. Более того, подчеркивает Константин Сивков, если рассматривать 2А65, то ей по силам соперничать и с современными зарубежными самоходными артиллерийскими установками.
«Если говорить о той же гаубице «Мста-М», то она полностью отвечает современным требованиям. Она превосходит американскую самоходку M109 по дальности стрельбы и по темпу огневой производительности, и лишь немного уступает по дальности стрельбы немецкой Panzerhaubitze 2000. А, вот, например, наша новая пушка «Коалиция» и вовсе превосходит все зарубежные образцы – ее дальность стрельбы достигает 70 километров, и такого нигде больше нет», – объясняет Константин Сивков.
wikipedia.org / Bukvoed / CC BY 2.5
По его словам, под «Коалицией» в данном случае стоит понимать не самоходный артиллерийский комплекс 2С35, а его буксируемую версию – пушку-гаубицу Д-400, разработка которой ведется с 2022 года. Она изначально будет оснащена новейшим автоматизированным оборудованием и будет представлять собой новое слово в отечественной буксируемой артиллерии. Впрочем, считает Юрий Кнутов, на сегодняшний день свое слово еще не сказали даже советские раритетные гаубицы. И с новой электроникой у них, без сомнения, появится такая возможность.
«У нас, в принципе, большое количество действительно мощных буксируемых артиллерийских орудий. Можно смотреть даже на период Второй мировой – например, на 152-миллиметровую гаубицу Д-1, появившуюся еще в 1943 году. Есть легендарная 122-миллиметровая гаубица Д-30, по сей день остающаяся одной из самых популярных в мире артиллерийских систем. Она не только стоит на вооружении – она по-прежнему выпускается в некоторых странах. В Перу, например, ее установили на легкий танк. То есть проблем с модернизацией быть в данном случае не может», – рассказывает военный эксперт.
По его словам, в случае использования современных активно-реактивных снарядов гаубица Д-30 способна поражать цели на расстоянии до 22 километров, что делает ее абсолютно конкурентоспособным оружием по части баллистических характеристик. Таким образом, воскрешение архаичных, на первый взгляд, пушек и гаубиц окажется действительно выгодным решением.
Вопрос целесообразности
wikipedia.org/Allied Joint Force Command Brunssum; Vitaly V. Kuzmin
Впрочем, не стоит забывать, что любая модернизация требует значительного вложения средств, вследствие чего невольно возникает вопрос: будет ли стоить всех затраченных усилий итоговый результат? По мнению экспертов, рассуждать над ответом на этот вопрос можно долго, однако разумнее всего будет прибегнуть к банальным цифрам. На сегодняшний день на хранении у российской армии находятся порядка 700 установок Д-1, более 4 тысяч гаубиц Д-30, свыше 2 тысяч пушек «Рапира» и, как уже было сказано ранее, примерно 600 единиц гаубицы «Мста-Б». И все это без учета тех установок, которые на данный момент по-прежнему стоят на боевом дежурстве.
Безусловно, отмечают эксперты, далеко не все из них будут модернизированы, однако общее количество таких систем говорит о главном – Россия, не тратясь на глобальные новые разработки и решения, способна в несколько крат увеличить свои артиллерийские возможности за счет создания комплекта унифицированного оборудования. О том, насколько такой процесс может осовременить кажущееся устаревающим оружие, наглядно говорит пример самоходной пушки «Малка» – модернизированного варианта пушки 2С7 «Пион», созданной в 1980-х годах.
«»Малка» – это самая мощная самоходная пушка в мире, если сравнивать со всеми образцами, находящимися сейчас в составе вооруженных сил разных стран. Один ее снаряд весит под 100 килограммов – такого нет больше ни у кого. И, если «Пион» был, что называется, на голом железе, то «Малка» получила новую гусеничную платформу и системы навигации, связи и управления огнем. Самому же боевому модулю время, по сути, не страшно. Точно так же будет и с нашими гаубицами», – объясняет Юрий Кнутов.
По его словам, если следить за примером все той же «Малки», то после модернизации она получила возможность интегрироваться в автоматизированную систему управления войсками и оружием. Такое же будущее уготовано и для буксируемых гаубиц. Уже сейчас в РФ создаются разведывательно-ударные системы, предполагающие объединение всех боевых и информационно-разведывательных средств в сеть, что должно обеспечить превосходство над противником за счет повышения скорости, точности и эффективности поражения целей. И, отмечает эксперт, гаубицы прошлого века имеют все необходимые приводы для встраивания в такую систему.
wikipedia.org / mil.ru / CC BY 4.0
Гораздо более сложным является поиск ответа на вопрос о роли самой буксируемой артиллерии в текущих условиях. Некоторые эксперты всерьез рассматривают несамоходные гаубицы как своего рода анахронизм, не играющий серьезной роли в современной войне. Более того, крайне невысокая мобильность делает их легкой целью для атак противника. Как считает Юрий Кнутов, это замечание действительно верно, но верно лишь отчасти.
«Минусы, конечно, есть в любой ситуации. Самый главный заключается в том, что боевой расчет слабо защищен от пуль и осколков снарядов противника. Если в самоходках используется противоосколочная броня, а сами они обладают лучшей скоростью и проходимостью, то буксируемые орудия всего этого не имеют. Но там, где не требуется использование артиллерии на поле боя, и нет угрозы жизни, такие гаубицы будут очень эффективны. Отстрелялись и уехали, что называется», – уверен эксперт.
Константин Сивков, в свою очередь, отмечает, что при очевидных минусах – это большое время развертывания, реагирования и ухода с позиции, отсутствие брони – буксируемые гаубицы обладают и неоспоримыми преимуществами, в ряде случаев делающими их более выгодными в использовании по сравнению с самоходными установками.
«У буксируемой артиллерии есть целый ряд достоинств. В первую очередь это значительно меньший вес по сравнению с самоходными орудиями. То есть буксируемые гаубицы проще перемещать по дорогам, по воздуху и так далее. Одно дело взять 2С19 весом более 45 тонн, и совсем другое – 2А65 весом в 7 тонн. Разница очень ощутимая, особенно для перевозки по воздуху», – объясняет Сивков.
mil.ru / Пресс-служба Минобороны России
Собственно, именно понимание главных достоинств подобных гаубиц и позволит грамотному командованию снизить все возможные риски. Так, американские M777 и M119 используются преимущественно для боевых операций в труднодоступных горных районах. В этом же направлении должна действовать и российская армия – задействовать «умную» буксируемую артиллерию не на основных, а на второстепенных театрах военных действий.
«Если мы говорим о линии соприкосновения НАТО, там гораздо целесообразнее использовать самоходные орудия, оснащенный опять же аналогичными системами. Если же речь идет о нашем южном подбрюшье – границе со среднеазиатскими республиками – то там куда целесообразнее использовать как раз буксируемые орудия. Потому что низкая стоимость, высочайшая точность, минимум расходов на модернизацию», – резюмирует Юрий Кнутов.
Ранее «ПолитРоссия» приводила мнение аналитиков американского издания The National Interest, объяснивших, какими неприятностями может обернуться для США недооценка эффективности российской системы противовоздушной обороны.