От Т-34 до «Арматы»: самые знаменитые отечественные танки
T-34. Легендарная «тридцатьчетверка»
Средний танк периода Великой Отечественной войны стал выпускаться в СССР с 1940 года. В течение 1942–1947 годов он был основным танком нашей армии. В 1945 году был модернизирован в Т-34-85. Война стала своеобразной «разгонной полосой» для этого типа танков. В послевоенный период они поставлялись ряду дружественных стран, одной из первых стала Северная Корея. Стоит отметить, что спустя более чем 70 лет после окончания Второй мировой войны этот танк продолжает применяться в некоторых военных конфликтах. Так, в прошлом году в Сети появилось видео, на котором армия Йемена применяет в бою советский танк Т-34-85 против повстанцев-хуситов.
Т-55. Танк для ядерной войны
Т-55 – советский средний танк, созданный на базе первого серийного послевоенного танка Т-54. Первый в мире серийный танк, способный вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия. Кроме того, машина первой имела комплекс активной защиты. Всего с 1958 года было выпущено свыше 23 тыс. танков, которые поставлялись во многие страны мира, где находятся на вооружении до сих пор. Во время вооруженного конфликта в Сирии эти танки применялись неоднократно.
Т-64. Революционное заряжание
Т-64 – первый советский танк, который первый в процессе своего развития получил обозначение «основной». Создание машины началось в начале 1960-х годов, а выпуск – в 1962 году. Хотя внешне машина мало чем отличалась от Т-55, на деле разница между ними была колоссальной. Касалось это, в частности, автоматического механизма заряжания пушки (что позволило увеличить ее скорострельность и исключить из экипажа заряжающего), прицела-дальномера, который позволял более точно определять расстояние до цели. Кроме того, планетарные механизмы поворота трансформировали в бортовые коробки передач, созданные по такому же принципу. Традиционная коробка передач в танке фактически отсутствовала.
Т-72. Рабочая лошадка войны
Т-72 «Урал» – самый массовый танк второго поколения. Всего с 1974 года было произведено более 30 тыс. машин. Принимал участие во всех вооруженных конфликтах современности, начиная с ирано-иракской войны в 1980 году и заканчивая событиями на Украине (используется обеими сторонами конфликта) и войной с боевиками в Сирии. Модификация танка Т-72Б3 получила динамическую защиту ВДЗ «Контакт-5» и «Реликт», пушку 2А46М-5-01. Все эти изменения позволили довести некоторые характеристика танка до уровня Т-90А.
Т-90. «Владимир» на экспорт
Т-90 «Владимир» – российский основной боевой танк, глубокая модернизация танка Т-72Б. В период с 2001 по 2010 год Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке боевым танком.
Все танки, находящиеся сегодня на вооружении российской армии, подлежат модернизации до уровня Т-90М «Прорыв-3». Их вооружение – 125-мм гладкоствольная пушка, рассчитанная на 45 выстрелов без подзарядки с интенсивностью до 10–12 выстрелов в минуту на расстояние до семи километров.
Т-14. Великолепная «Армата»
Новейший российский танк на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» был представлен на Параде Победы в 2015 году. Это первый в мире серийный танк, реализующий концепцию «сетецентрической войны». Она подразумевает, что Т-14 будет использоватсья как машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и эскорта из танков Т-90 своего тактического звена. Танк имеет круговой доплеровский АФАР-радар средней дальности, ультрафиолетовые HD-камеры наблюдения с круговым охватом на 360°, способные детектировать работу двигателей техники по выхлопу из ионизированного газа. Еще одной особенностью «Арматы» является то, что экипаж танка находится в так называемой бронекапсуле, что значительно увеличивает его выживаемость. В данный момент танк находится на этапе заводских испытаний, ведется процедура военной приемки и устранения недостатков.
В ФУРЬЕ
Стремительный силуэт советского танка Т-34-85 на долгие годы запомнился всему миру, став одним из символов победы над гитлеровской Германией. Один из самых массовых танков еще долгое время оставался в строю, периодически участвуя в боях в различных горячих точках планеты: Корея, Кипр, Венгрия, Куба, Ближний Восток, Вьетнам, Ангола, Сомали, Югославия – вот далеко не полный список. Надеюсь, больше не стоит распространяться о боевой славе и сопутствующем ей интересе моделистов, и так ясно. Перейдем к сравнению моделей в М 1:35, в изобилии появившихся на прилавках в последнее время.
Модель танка Т-34-85 Макет», башня фирмы Навигатор
Как их не привязывай к колесам (полиэтилен ничем не клеится), все равно выглядит неправдоподобно, мало того, гусеница норовит отогнуть или оторвать направляющее колесо вместе с кривошипом, служащим как раз для натяжения первой.
Выход из этого противоборства полистирола и полиэтилена был найден московской , выпустившей свой вариант Т-34-85, укомплектованный наборными траками, которые тут же появились в отдельной коробке. Чуть позже вышел и дизель В 2, предназначенный в первую очередь для Т-34-85, т. к. на других типах танков, КВ и ИС/ИСУ, агрегаты двигателя монтировались иначе. «Макстовский» корпус при первоначальном осмотре поразил прежде всего отсутствием крыши МТО: вся она состоит из отдельных люков и крышек, сетка над жалюзи давалась действительно сеткой, отверстия под которой были уже готовы. Также в комплект входит нить для изготовления буксирных тросов (у Tamiya и «Звезды» эти детали исполнены в пластике). Передние крылья опять «квадратные», но сделаны отдельно от корпуса. Множество претензий у моделистов почему-то вызвал задний лист, точнее, стык между верхним и нижним задними листами, линия разъема смотрела не вверх, как более привычно, а вниз. Могу посоветовать «знатокам» прилежнее изучать матчасть. В г. Липецке на постаменте стоит танк, в точности соответствующий тому, что сделал «Макет», за исключением колес. Правда, при упоминании «точности» следует сказать и о том, что эта модель повторила ошибку Tamiya с пропорциями корпуса. К неудачам можно отнести и колеса, которые больше по диаметру и ширине, а также отлиты с изрядными утяжками. Тем более досадно, что это резко контрастирует с тонким и изящным литьем траков и общим «супердеталировочным» подходом. К примеру, днище машины усеяно лючками и болтами, рычаги балансиров отлиты отдельно от корпуса и дополнены шахтами с пружинами, которых, правда, почти не видно. Эти детали, кстати, являются единственными в интерьере корпуса (впрочем, у других и такого Нет).
Баки, дымовые шашки и их крепления выполнены подробно, но грубовато. Башня, т. н. «составного типа», сильно отличает этот набор от всех остальных «тридцатьчетверок» в М 1:35. Этот вариант появился к концу войны и имеет не только характерную форму, но и разнесенные колпаки вентиляторов. Перископы МК-4 изготовлены отдельно, т. е. их можно повернуть, но их соответствие ориг иналу вызывает сомнение. Люк на командирской башенке опять одностворчатый. Структура литой брони показана довольно грубо, кроме того, стык с крышей башни обозначен двойным (?) уступом. Неплохо сделана казенная часть орудия. Собирается модель гораздо сложнее, как из-за большего, по сравнению с двумя предыдущими наборами, количества деталей, так и необходимости их подгонки друг к другу.
Последнюю «тридцатьчетверку» летом 1998 года выкатил Dragon. Конструкторы фирмы постарались переплюнуть всех возможных конкурентов. Модель вобрала весь лучший опыт и практически не имеет серьезных ошибок. Судите сами: наборные траки, причем безгребневые имеют отверстия для крепления дополнительных грунтоза- цепов, которые также есть в комплекте, полностью воспроизведен рельеф днища, балансиры катков сделаны отдельно от бортов, есть и шахты с пружинами. Колеса, в принципе, те же, что и у «Макета», но намного лучше сделаны, пожалуй, даже с перебором: На бандажах присутствуют клейма и раскрой от разъемов формы, в которой вулканизируется резина. Да их и в жизни почти не видно! На МТО открыт только центральный люк прямо над двигателем.
Сетка на корме сымитирована наихудшим образом из имеющихся наборов. В общем-то, объяснимо: все равно вырубать. Первые наборы были выброшены в продажу с такой скоростью, что не были сделаны головки болтов на круглом люкс на кормовом листе, впоследствии ошибку исправили. Все мелочи типа поручней, скоб, буксирных крюков и т. п. выполнены изящно, в большом соответствии с реальностью. Башня отлично тексгурирована. К слову, по геометрии она совпадает с моделью «Звезды» почти на 100%. Перископы поделены своеобразно: призма и основание на крыше башни, а ограждение и крышка приклеиваются сверху, т. е. деталей больше, а повернуть все равно нельзя. Люк командира, как вы наверное догадались, одностворчатый, а передние крылья надгусеничных полок «квадратные». (Сколько же можно? Прямо заговор какой -то! Судя по фотографиям, машин с такими отличиями было не так уже много, большинство имели двустворчатый люк на командирской башенке и скругленные крылья, как на более ранних Т-34 76.)
Dragon упаковал одинаковый пластик в два набора. Первый вышел с номерами и лозунгами наших машин, один из последних с двойной ошибкой. Во-первых, «Червонный», а не «Червонец», а во-вторых, эту надпись нес танк, одним из первых ворвавшихся в Минск летом 1944 года. Модель придется переделать под декаль, г. к. годичная разница в выпуске не могла не сказаться на внешнем виде, а Dragon сделал Т 34 85, появившийся примерно в апреле 1945 г.
Не могу не упомянуть рисунок на этой коробке: русские празднуют победу, катаясь по раздолбанному Берлину на танке под развевающимися знаменами. Фоном композиции служит Рейхстаг, пылающий как соломенный домик Ниф Нифа. Танкисты и пехотинцы веселятся традиционным образом – один из них держит бутылку, да и по лицам заметно…
Вторым был набор, отличающийся лишь декалью с «китайскими» и «корейскими» трехзначными номерами. Через небольшой промежуток времени появился еще и третий комплект, снабженный новыми колесами от Т 34 и дополнительным оборудованием, появившимся при модернизации 1960 года. В модели Dragon мне, в общем, нравится все, кроме цены, – в Москве уже около 600 руб.
В заключение несколько общих заметок. Все модели относятся к танкам выпуска конца войны, примерно весны 1945 года. К уже упоминавшимся «квадратным» крыльям и одностворчатому люку на командирской башенке можно отнести еще одну «фамильную черту» всех моделей. Крышки перископов водителя можно приклеить лишь в закрытом положении, т. к. смотровых приборов нет ни в одном наборе. Если у Вас нет денег на идеальный Dragon, не отчаивайтесь. Весьма достойного результата можно достичь, купив в дополнение к модели «Звезды» набор «Макета» в качестве источника запчастей. Даже если раскошелиться и украсить этот «винегрет» набором фототравленых деталей от чешского «Eduard» или польского «Aber», экономия в несколько раз (!) налицо. Желаю творческих успехов.
Фото автора
Т-34-85 фирмы Tamiya
Т-34-85
Т-34-85 фирмы Dragon
Оглавление