Когда на Параде Победы 9 мая на Красной площади впервые были показаны танки «Армата», практически все отметили высокий боевой потенциал этой машины. И мало кто знал, что в России имеется еще один танк, который практически ничем не уступает этой новинке.
Танки идут в города
Чтобы понять причину появления нового танка, необходимо знать, как изменились представления о характере ведения боевых действий. Ведь как рассуждали маршалы Советского Союза? Война будет обязательно глобальной с использованием ядерного оружия. Сначала мы наносим удары по военным базам, промышленным центрам и транспортным развязкам, а затем наши войска в едином порыве устремляются вперед, к Ла-Маншу, по хорошим европейским дорогам.
Именно под такую войну создавались все советские танки, начиная от Т-55 и заканчивая Т-80. Не стал исключением и танк Т-72. Низкий силуэт, плотная компоновка, мощная защита лобовой части — все было продумано для того, чтобы повысить живучесть танка в случае столкновения с бронетехникой НАТО. Однако случилось то, чего никто не ожидал, — боевые действия стали развиваться по другому сценарию. Вместо глобальной войны — череда локальных конфликтов. Вместо сражений с армией НАТО — противостояние различным вооруженным формированиям, любящим к тому же пострелять не в лоб, а со всех сторон исподтишка.
Критическим моментом, который выявил все слабости наших танков, стал «новогодний» штурм Грозного зимой 1996 года. Наверное, все помнят те ужасные кадры: десятки подбитых танков и обгорелые трупы танкистов. Стало понятно, что в условиях современных локальных конфликтов, когда враг может быть со всех сторон, а бои идут преимущественно в городской застройке, — нужна качественно новая боевая машина.
«Владимир» — новый российский танк
Внимательно изучив опыт боев в Чечне, российские военные умельцы внесли серьезные изменения в конструкцию самого массового российского танка — Т-72, сумев создать практически новую боевую машину, получившую индекс Т-90. По тем временам, в 90-х годах прошлого века, это был один из самых современных танков, не уступающий своим западным аналогам. Он получился настолько удачным, что после смерти главного конструктора Владимира Поткина машине, в знак уважения, был присвоен словесный индекс «Владимир».
Однако времена были тяжелые, денег в стране не было, и выпуск нового танка оказался под угрозой срыва. Шла активная приватизация советского наследства. Какое властям было дело до нового танка и умирающего завода в Нижнем Тагиле?
Положение дел спас большой индийский заказ. Индия, которая в своем противостоянии с Пакистаном традиционно делала ставку на танки, заинтересовалась новой российской машиной и сделала заказ на поставку нескольких сотен танков Т-90.
В результате за счет разработки экспортного варианта танка Т-90 С удалось не только спасти погибающее производство, но и получить средства на дальнейшее его развитие.
Следом за Индией машиной заинтересовались Алжир, Азербайджан и Казахстан. По условиям контракта 2022 года намечена поставка российских танков во Вьетнам. Всего на экспорт, начиная с 2001 года, было поставлено около 1500 машин этого типа. Тогда же началось производство варианта танка для российской армии, получившего индекс Т-90 А. Сегодня этот танк составляет основу наших бронетанковых войск.
Чудо-танк Т-90 М
Тем не менее, как бы ни был хорош танк Т-90 А, в настоящее время его боевые возможности не отвечают требованиям современной войны. Ведь сегодня, как ни парадоксально, основным врагом стали не танки противника, а пехота, вооруженная противотанковыми гранатометами и управляемыми ракетами. Необходимость действовать в городской черте существенно сокращает дистанцию боя до нескольких десятков метров. И в этих условиях танк может быть атакован не только спереди, но и сверху, с боков и даже снизу. Известен случай, когда в Грозном один из танков был поражен в днище выстрелом РПГ из канализационного люка.
Читать: История создания военного автомобиля «Ленд Ровер»
В результате изучения характера боевых действий конструкторский коллектив «Уралвагонзавода» создал совершенно новый танк, получивший название Т-90 М. Главным нововведением машины стала башня. Теперь это полноценный боевой модуль с улучшенной эргономикой. Внутри все сделано для того, чтобы экипаж чувствовал себя намного комфортнее. Есть даже кондиционер! На оснащение танка поступил новый прицел наводчика, который может распознать цель на расстоянии до 5 км днем и ночью, в дождь и туман. На танке Т-90 М также установлена новая 125-мм гладкоствольная пушка 2 А46 М5 с хромированным стволом, что значительно увеличило ресурс орудия. Кроме того, машина наконец-то получила круговую защиту: танк одинаково хорошо защищен со всех сторон, включая верхнюю и боковую часть корпуса.
В результате танк Т-90 М настолько же стал превосходить танк Т-90 А, насколько тот превосходил своего прародителя — Т-72.
Штрихи к портрету Т-14
От «Объекта 195» «Армате» в наследство достались изолированный отсек управления с хорошо защищённой капсулой, необитаемое боевое отделение и моторно-трансмиссионный отсек в корме. В танке максимально реализована модульная конструкция, которая обеспечивает огромные возможности для ремонта или модернизации: быстрой замене поддаётся большинство узлов и агрегатов. Можно, если потребуется, наращивать массу. Такой вот «лего-танк» массой от 50 до 65 тонн (максимальная заявленная грузоподъёмность шасси «Арматы»).
Двигатель и трансмиссия Т-14 для простоты ремонта в полевых условиях выполнены единым блоком, который можно заменить менее чем за час
Мощный лобовой узел бронирования Т-14 по своим габаритам сопоставим с капсулой отсека управления. Верхняя и нижняя лобовые детали корпуса, помимо многослойной комбинированной основной брони, защищены дополнительной бронеконструкцией, на которой расположена динамическая защита нового поколения. Её назначение — разрушение или дестабилизация боеприпасов, угрожающих основной броне. Дополнительными навесными модулями динамической защиты прикрыты и борта. Все узлы бронирования Т-14 можно достаточно легко заменять.
Почему всё-таки капсула, причём сильно вынесенная вперёд, как будто прижатая к лобовому узлу защиты? По расчётам конструкторов, мощную лобовую деталь Т-14 не сможет пробить ни одна из танковых пушек, существующих ныне (включая и орудие самой «Арматы») либо тех, которые появятся в ближайшие годы. Экипаж, который находится прямо за этой преградой, гораздо сложнее поразить: он будто прижимается к щиту. Снаряд противника попадёт не в лобовой узел брони, а в борт капсулы только в одном случае: если огонь будет вестись в борт, под углами, близкими к 90 градусам. Однако борта, крыша капсулы и боевое отделение также прикрыты многослойной бронёй и динамической защитой.
Башня Т-14 — это фактически лафет для прицелов, различного оборудования и, конечно же, 125-мм пушки высокого могущества 2А82. Конструкция пушки такова, что её точность очень высока даже без учёта высокотехнологичной системы управления огнём. Орудие проработано в двух вариантах: с эжектором для удаления пороховых газов, и без него — именно последний вариант установлен на Т-14. Благо вопрос загазованности для «Арматы» не имеет первостепенного значения, всё равно в боевом отсеке людей нет.
Двигатель танка дизельный, Х-образный, 12-цилиндровый. Его особенность — изменяемая мощность от 1200 до 1500 л. с. Ресурс работы на максимуме — около 10 000 часов. Это само по себе очень много, а если использовать «щадящий» режим, то срок жизни увеличится. При этом даже минимальной мощности достаточно, чтобы танк сохранил хорошую подвижность. Для упрощения ремонта в полевых условиях двигатель и трансмиссия выполнены единым блоком, заменяемым менее чем за час.
Ходовая часть танка длиной в семь опорных катков, как у «Объекта 195». Эту схему конструкторы сочли оптимальной. С одной стороны, благодаря ей удалось улучшить защиту танка, с другой — по сравнению со своим предшественником Т-14 не потяжелел и не увеличился в габаритах. Хотя по сравнению, например, с Т-90А или Т-80У «Армата» всё-таки весит больше.
Для повышения мобильности Т-14 оснащён управляемой адаптивной подвеской, которую можно подстраивать в зависимости от характера грунта, скорости движения танка, боевых задач. Можно менять жёсткость, предельный ход катка и т. д. В результате увеличиваются средняя и максимальная скорости движения, а также возрастает точность стрельбы на ходу (хотя это и дополнительный фактор, здесь главные роли у системы управления огнём и стабилизации вооружения).
Каждый современный танк напичкан высокотехнологичной начинкой, и Т-14 не исключение. Танкист превратился в оператора. Он получает комплексное изображение с разных каналов системы управления огнём, на экраны выводятся карты местности и различная информационная графика. Управление системами — кнопки, джойстики и сенсорные мониторы. Механик-водитель ведёт танк посредством штурвала, а не рычагов, что тоже намного удобнее.
В неофициальных сообщениях о Т-14 иногда указывалось, что танк получит радар с активной фазированной решёткой, которая будет одновременно отслеживать сотню целей на огромной дистанции. Фазированные решётки и вправду есть, но относятся они к новейшему комплексу активной защиты «Афганит», задача которого — перехватывать вражеские боеприпасы с помощью специальных поражающих элементов. Новая система защищает не только от противотанковых ракет, гранат ручных противотанковых гранатомётов, но и от крышебойных боеприпасов, а также от снарядов всех типов: кумулятивных, осколочно-фугасных и даже бронебойных подкалиберных.
Любая боевая машина — продукт компромиссов. Некоторые решения, задуманные конструкторами Т-14, воплотить не удалось. Например, пришлось исключить из системы управления огнём дополнительный радиолокационный канал. Зато матрицы для тепловизоров, полностью разработанные в России и предназначенные специально для нового танка, уже вышли на стадию опытного производства.
«Армата» или Т-90 М?
Однако наше Минобороны не торопится принимать на вооружение новую машину. Более того, во время проведения сначала заводских, а потом и государственных испытаний представители этого ведомства всячески старались «завалить» танк. Дело в том, что если принять на вооружение Т-90 М, отпадет необходимость в развертывании производства «Арматы», новый танк покроет все потребности российской армии. А Россия намного беднее, чем СССР, и не может позволить выпускать не то что три, а даже два основных боевых танка одновременно. Поэтому военные, отложив выпуск Т-90 М на неопределенный срок, сделали ставку на хоть и новую, но весьма сырую «Армату».
Безусловно, «Армата» превосходит Т-90 М по всем параметрам, ведь это танк нового поколения, а Т-90 М — развитие старого. Однако от «Арматы» Т-90 выгодно отличается отсутствием «детских болезней», его не нужно доводить до ума. Он готов к запуску в серийное производство уже сейчас, в то время как на запуск в производство «Арматы» могут уйти годы.
Кроме того, унификация с Т-90 А по основным узлам существенно упрощает его освоение в войсках. А по боевой эффективности он не уступит ни «Абрамсам», ни «Леопардам». Но, к сожалению, Минобороны не хочет давать зеленый свет этой машине, и нашим танкистам приходится продолжать служить на Т-90 А и откровенно устаревших Т-72 Б3 и ждать, когда к ним приедет «Армата».
Реалия дня: Т-90М вместо «Арматы»
Наше военное ведомство объявило о том, что в войска начнут поступать танки Т-90М.
Если отбросить радужные ура-заверения, что «к 2027 году в войсках будет 900 по-настоящему современных танков», все-таки до 2027 года еще надо будет дожить и вспомнить об этом обещании, то реально сегодня ситуация такова: Т-90М может стать каркасом танковых войск. Если все пойдет так, как надо.
Александр Потапов (генеральный директор «Уралвагонзавода») не далее чем 13 февраля осторожно так прокомментировал планы в духе того, что «Я думаю, что в этом году мы их увидим».
Тут надо сказать, что Александр Валерьевич имел в виду НОВЫЕ танки. То есть совершенно новые. А это только часть плана. Поскольку основная работа – это модернизация танков моделей Т-90А выпуска 2004-2011 годов до уровня Т-90М.
Вообще, всего заключено три договора на 160 машин. Из них 40 будут новыми, а 120 – модернизированными до уровня Т-90М. В основном модернизация касалась электронной начинки системы управления огнем, в частности, сопровождения целей и установке на башню новой динамической защиты. Системы прошли испытания должным образом, теперь дело за реализацией.
В 2022 году завод должен будет отгрузить не менее 15 новых танков.
Цифра, скажем, не впечатляет. И общая, и перспективная на год. Однако не стоит спешить, здесь реально нужно разобраться.
Начнем с цифры 160.
Ее придется, насколько я понимаю, делить. На какое-то количество батальонов, на вооружении которых будут состоять эти танки. Именно батальонов, поскольку все-таки батальон у нас основная тактическая единица.
На 31 цифра «160» не делится совершенно. Именно 31 танк стоит на вооружении танкового батальона в танковом же полку. Значит, смотрим на танковый батальон в составе МСП. А в нем 40 танков. Уже лучше. Файлы, как говаривал Михаил Задорнов, ныне покойный, сошлись.
Итак, в рамках программы перевооружения новыми Т-90М планируется укомплектовать 4 танковых батальона в мотострелковых полках.
Много? Мало?
Ну, у французов на сегодняшний день в сухопутных войсках 226 «Леклерков». У немцев — 224 «Леопардов-2» в наличии и еще почти 300 в резерве. У итальянцев — 200 «Ариете» и 120 «Леопардов».
Если так посмотреть, то вполне сопоставимо с армиями наших потенциальных…
То есть 160 танков это или 4 танковых батальона в составе какой-то МСД, разбивать смысла никакого нет, все-таки будет иметь место разница в обслуживании, скорее всего, либо какая-то такая бригада.
Лично мне больше нравится идея бригады, вооруженной такими танками. Смотрится весьма серьезно.
Но давайте задумаемся над вопросом: насколько все это своевременно, оправданно и полезно?
Думаю, что данная инициатива Минобороны и своевременная, и одновременно полезная.
Как бы уже совсем понятно, что «Арматы» не будет, а Т-72, он хоть и Б3 (и даже Б3м), но все-таки Т-72, что бы там ни говорил Юрий Борисов. Это танк, которому увы, почти (а с разработкой и совсем) пятьдесят лет.
И мне все равно, насколько хорошо его покупают, что неоднократно заявлял господин вице-премьер Борисов, покупаемость не есть показатель боевых качеств. Покупать можно по разным причинам.
Т-72 — это танк середины прошлого века, сколько его ни пытайся модернизировать, он современным не станет. Увы. И закончим на том тему скорого бронеюбиляра (юбилей – это как раз 50 на латыни).
А вот потенциал Т-90 не то что не раскрыт до конца, сегодня уверенно можно сказать по опыту работ с Т-72: даже не приблизились к середине. Поэтому начало модернизаций будет весьма и весьма значимым шагом.
Очевидно, что в первую очередь под модернизацию попадают танки модели Т-90А, которые выпускались не так уж и давно, с 2004 по 2011 годы. Однозначно переоснащение этих машин обойдется не так трудоемко и долго, как танков более ранних периодов выпуска.
Опыт использования Т-90 в ВС Индии показал, насколько серьезной боевой машиной является Т-90 при правильном применении. То, что в Минобороны принято такое решение, пойдет только на пользу нашим вооруженным силам.
И тут можно задать себе вопрос: насколько повысится боевой потенциал российских сухопутных войск?
160 танков – ну, мы уже пришли к выводу, что это и немного, но и не мало. Но для того чтобы уверенно говорить о каких-то там рубежах через 5-7 лет, стоит действительно подумать немного более широко.
И посмотреть на склады. Это для того, чтобы реально увидеть и оценить перспективу начавшейся модернизации, если таковая имеет место быть.
Выскажу свое мнение, что имеет, если все пойдет так, как мы думаем. Потому что весь объем танков Т-90 в войсках и на базах хранения сегодня оценивается цифрой около 550 единиц.
160 единиц из 550 имеющихся в войсках и на базах хранения – это треть.
То есть сама по себе идея модернизировать 160 машин не окажет такого уж существенного влияния на боевые возможности наших сухопутных сил в целом и танковых войск в частности, однако в случае модернизации в последующие годы остальных Т-90 плюс выпуск новых танков, о чем говорилось в программе – вот это уже более серьезный расклад.
Не стоит забывать, что по мере поступления модернизированных танков Т-90М в войска, для них будут готовиться экипажи, совершенствоваться техническая база, переобучаться техперсонал. И с течением времени, при поступлении всего 100-150 новых машин с заводов и модернизации всех Т-90, имеющихся на складах и базах хранения, мы сможем говорить о 7-8 полках, полностью оснащенных танками Т-90М. Что в итоге дает 3-4 танковых бригады или 2 танковых дивизии.
А вот это вполне серьезная сила, которая может действительно сильно поднять боевые возможности российских танковых войск.
Причем не за счет парадной «Арматы», которую по нашим современным принципам будут доводить до ума еще лет 10, а за счет танка, который себя прекрасно показал в боевых условиях. Не у нас, к сожалению (или к счастью), а на службе в другом государстве, но тем не менее, Т-90М – это реальная возможность усиления нашей обороноспособности. Да и наступательная мощь тоже внакладе не останется.
Главное, чтобы программа действительно сработала, а не «перенеслась вправо» лет на 15, как у нас часто случается в последнее время.
Идея вполне себе приличная, посмотрим за исполнением.