Управляемые торпеды «Кайтэн». Последняя надежда японского флота


Итог неутешителен

«Кайтены» были задуманы как грозное оружие, способное нанести существенный урон противнику в океанских базах и при отражении десантных операций. Однако больше ущерба от них понес сам Императорский флот Японии. Применение человеко-торпед обернулось не только потерей восьми подлодок-носителей «кайтенов».

А главное – утратой свыше сотни подготовленных пилотов. Механизмы и корпуса торпед ржавели и выходили из строя в результате длительных погружений носителей.

Зачастую камикадзе встречали смерть в открытом море, не сумев рассчитать расход кислорода для двигателей.

Не лучшим образом обстояли и дела с навигационной подготовкой водителей «кайтенов». Ведь их применение подразумевало старт с носителя из подводного положения и следование к цели на максимальной скорости. Причем подвсплытие и коррекция курса возможны были не ближе 1000 метров от цели.

В общем, чуда не произошло и очередной «божественный ветер» не спас империю от поражения.

Боевое применение

20 ноября 1944 в районе атолла Уитли появилась пара подлодок – I-36 и I-47 – носителей торпед «кайтен». Третья субмарина, которая принимала участие в операции, I-37, до Каролинских островов не дошла, будучи потопленной американскими эсминцами. В атаку на американские корабли ушли восемь вместо двенадцати смертников.

Первой в сторону врага отправилась торпеда под управлением Сэкио Нисина. Этот бой стал последним не только для лейтенанта, который выдвинул идею пилотируемых торпед, но – в определенном смысле – и для Хироси Куроки. Хотя Куроки погиб 6 сентября 1944 на испытаниях «кайтена», урна с его прахом находилась на борту «воли небес» Нисины.

По итогам боя 20 ноября, нанести удар смогла только одна торпеда (две утонули, две – не достигли цели из-за поломки при запуске, одна – взорвалась на курсе, одна – пропала).

В результате подрыва «кайтена» загорелся и пошел ко дну танкер «Mississinewa». Японская пропаганда признала атаку успешной и поначалу даже распространяла сведения о потопленном авианосце. Но – в целом – этот эпизод действительно можно считать едва ли не наиболее эффективным случаем применения человеко-торпед.

Дело в том, что японцы претендовали на потопление 32 кораблей ВМФ США. В их список, помимо авианосца, вошли линкоры, эсминцы и многочисленные грузовые суда. На деле же, в результате применения «кайтенов» считаются подтвержденными потери танкера, десантного корабля и эскортного эсминца.

Например, относительно успешной для японской стороны была атака 9 января 1945 года. Однако, все поврежденные в ходе этой операции корабли (за исключением потопленного «десантника») вскоре вернулись в строй.

варианты

  • Тип 94, торпеда Люфтваффе в двух моделях диаметром 533 мм и 610 мм, никогда не входившая в штатное использование
  • Тип 95 Модель 1, Подводная лодка-Торпеда под 533 мм орудия с уменьшенным зарядом ВВ 405 кг
  • Тип 95 Модель 2, подводная торпеда, 533 мм, с зарядом ВВ 550 кг и уменьшенной дальностью полета.
  • Тип 97 модель 1, торпеда для Малые подводные лодки, Дальность 4500 метров с боевой частью 350 кг, непригодна из-за конструктивного недостатка
  • Тип 98 (также именуемый «Тип 97 Special»), с 1942 г. торпеда для малых подводных лодок, Тип 97 с доработанной системой привода и управления.
  • Kaiten, пилотируемая торпеда-самоубийца с технологией Тип 93

оглавление

  • 1История развития
  • 2Структура и функционал 2.1Кислородные баллоны
  • 2.2Генератор, двигатель и вал 2.2.1Генератор газа
  • 2.2.2Двигатель и вал
  • 2.3рулевое управление
  • 2.4Боеголовка и нос
  • 3миссия
      3.1Подготовка и теоретический процесс
  • 3.2Звонки
  • 4варианты
  • 5Доказательства и ссылки
      5.1Индивидуальные доказательства
  • 5.2литература
  • 5.3веб ссылки
  • 5.4Индивидуальные доказательства
  • Первые трудности

    Перспективность идеи была оценена далеко не сразу. Во-первых, изобретатели поняли, что их квалификации не достаточно, чтобы «просто» вписать в обводы торпеды камикадзе.

    Кстати, сам термин «камикадзе» связан с историей флота.

    Буквально он означает «божественный ветер» — титул, которым японские историки присвоили тайфунам, чудесным образом сорвавшим высадку монгольских войск на острова при непосредственном участии военных кораблей.

    Авторам усовершенствования пришлось обратиться за помощью к Хироси Судзукаве – представителю Военно-морского арсенала в Куре. В итоге, документация на получившийся гибрид сверхмалой подлодки и торпеды была готова уже в начале 1943 года. Осталось заинтересовать ею людей во флотском штабе.

    Признание «кайтена»

    И здесь создатели нового оружия столкнулись с очередным препятствием. Командование попросту отмахивалось от идеи. По свидетельству Екоты Юдаки, прошедшего подготовку японского человека-торпеды и оставившего об этом воспоминания, такая ситуация вызывала недоумение у лейтенантов-изобретателей.

    Они сами подчеркивали неизбежность противостояния американскому флоту за обладание стратегически важными островами и атоллами. Как раз для уничтожения кораблей противника на якорных стоянках подходили быстроходные управляемые торпеды со значительным запасом автономности!

    Достаточно хотя бы четырем подводным лодкам с таким оружием на борту скрытно подобраться к базам врага – и у Императорского флота появится шанс разом уничтожить 16 кораблей!

    В итоге энтузиасты ударов камикадзе вынуждены были написать письмо руководству собственной кровью.

    Японский кодекс чести не позволял оставить без внимания прошение, поданное таким образом.

    Сложно сказать однозначно, что стало решающим фактором: необычное послание или постепенный захват союзными войсками новых баз и все более отчетливая перспектива высадки американцев непосредственно на основной гряде японских островов. Но, в итоге, разработка получила добро. Тогда же она получила название «кайтен»

    Сохранившиеся экземпляры

    В разделе не хватает ссылок на источники.

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 19 августа 2022 года

    .

    К настоящему времени сохранилось пять экземпляров торпеды в музеях:

    1. Имперский военный музей в Даксфорде, Великобритания
    2. Национальный музей, Порт-Морсби, Папуа-Новая Гвинея
    3. Мемориал линкора «Аризона», Пёрл-Харбор, США
    4. Военно-морская академия США, Аннаполис, США
    5. Военный музей в Токио, Япония
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]