«Теле-бомбы»
Самолеты F-15E и Су-34 поступили на вооружение уже с возможностью применения управляемых авиабомб (УАБ), которая наращивалась в ходе их модернизации. Их преимущества – высокая точность попадания при возможности поражения цели с расстояния, превышающего рубеж пуска зенитных ракет малой дальности, большая мощность боевой части и меньшая стоимость по сравнению с тактическими ракетами воздух-поверхность. Такие боеприпасы сегодня чрезвычайно разнообразны по размерности, боевым частям и системам наведения.
Для корректируемой авиабомбы КАБ-500Кр достаточно, чтобы на кадре местности перед попаданием оставались 3 видимых ориентира, а сама цель может быть даже закрыта дымом Фото: С.Г. Мороз
Управляемые авиабомбы (УАБ, в СССР они именовались корректируемыми – КАБ, но это одно и то же) предназначены в основном для поражения опорных пунктов и огневых точек обороны противника, зданий и сооружений, в т.ч. высокопрочных и подземных, позиций огневых средств, а также судов в базе и на ходу. Они применяются по видимым целям – простым глазом или с помощью электронно-оптических средств, работающих в диапазоне света, воспринимаемого глазом, или тепловом.
В Советском Союзе, корректируемые бомбы для фронтовой бомбардировочной авиации разрабатывались калибра 500 и 1500 кг, в России они сохранились, но добавился 250-килограммовый. В Америке типовые калибры УАБ в переводе с фунтов 227, 454, 908 и 1134 кг, но в последнее время появились УАБ и калибра 113 кг.
Применяя бомбы с телевизионным самонаведением, оператор должен увидеть цель на своем индикаторе, наложить на нее метку захвата. После сброса летчик может выполнять произвольный маневр, она сама будет наводиться на цель по ее образу или по месту на общем кадре в момент захвата – автокорреляционный метод обеспечивает попадание, даже если в последний момент точка прицеливания будет затянута дымом, но часть кадра с заданным числом ориентиров останется свободной. Головка самонаведения (ГСН) может дополняться радиокомандным каналом, с помощью которого оператор управляет полетом бомбы, пока не получит от ГСН настолько четкое изображение цели, чтобы можно будет дать команду «захват», и только после этого можно отворачивать.
Российский Су-34 берет две-шесть авиабомб КАБ-500Кр с телевизионным автокорреляционным самонаведением. Их круговое вероятное отклонение (КВО) в худших условиях сброса не превышает 7 м, но представитель их разработчика ГНПП «Регион» в беседе с автором заявил, что по данным анализа объективного контроля применения таких боеприпасов в войнах в Афганистане и в Чечне устойчиво наблюдались попадания в отдельные части малых зданий – обычно, в дверь или в окно, т.е. КВО у хорошо натренированного экипажа 2 м и менее.
Тяжелая корректируемая авиабомба КАБ-1500ТК разработки ГНПП «Регион» с телевизионно-командным наведением Фото: С.Г. Мороз
В арсенале F-15E таких УАБ нет, но есть вдвое более тяжелые GBU-15, сделанные на базе осколочно-фугасной бомбы Mk.84 или проникающей BLU-109. При сбросе с большой высоты они планируют на расстояние до 28 км в автономном или командном режиме, но практика показывает, что первый используется чаще и он эффективнее, хотя дальность сброса таким образом обычно до 10 км. Самолет Су-34 может применять КАБ-1500ТК с более мощной фугасной БЧ, но на меньшую дальность, впрочем опять же максимальная используется крайне редко, а обычный рубеж – те же 10 км.
Исходя из этого вполне рациональным выглядит остальной набор «теле-бомб» Су-34, не имеющих командного канала, зато телевизионный работает как автокоррелятор. Это КАБ-1500Кр-Ф с фугасной, КАБ-1500Кр-Пр с проникающей и КАБ-1500Кр-Од с «вакуумной» объемно-детонирующей БЧ, о свойствах которой мы говорили в предыдущей части статьи.
Важным преимуществом «Страйк Игла» остается возможность применения УАБ с тепловизионно-командной системой наведения GBU-15(V)2/B и GBU-15(V)32/B ночью при условии достаточного инфракрасного контраста цели. Число бомб GBU-15 и КАБ-1500 на подвеске под F-15E и Су-34 одинаково – от одной до трех. Но даже несильный снегопад или дождь могут существенно затруднить их применение.
Опыт минувшей мировой войны и последовавших за ней малых войн разной интенсивности показывает, что бомбы калибра 1000 кг и более тактическая авиация использует намного реже, чем 500, т.е. связка Су-34 плюс КАБ-500Кр имеет особую ценность. Более тяжелые боеприпасы нужны лишь против особо прочных сооружений, таких как укрытия или плотины, и их эффективность зависит от веса – полного, определяющего кинетическую энергию, и взрывчатого вещества (ВВ, от этого зависит остальное поражающее воздействие). Американские GBU-15 легче, но точнее, они большую дальность планирования, но это дает выгоду лишь в поражении объектов, не прикрытых ЗРК средней дальности или авиацией, а такую ПВО характер и ценность возможных целей как раз и предполагает.
Достижение максимальной дальности применения тяжелых УАБ предполагает их сброс с большой высоты с последующим сопровождением носителем до захвата цели. Аэродинамика же этих бомб требует ограничения скорости сброса до 1100 км/ч, что облегчает задачу для ПВО, потому безопаснее подойти ближе на бреющем, выполнить подскок до минимальной высоты сброса (около 1000 м) и применить УАБ в режиме самонаведения.
Таблица 4-1
Таблица 4-2
Точно в цель. Отечественные управляемые бомбы
К началу Второй Мировой войны у многих стран назрела необходимость в создании управляемого авиационного вооружения, в частности бомб. Свободнопадающие авиабомбы имели недостаточную точность, что на практике оборачивалось большим расходом боеприпасов и повышенным риском для экипажей самолетов-бомбардировщиков. Кроме того, положение усугублялось развивающейся зенитной артиллерией, которая постепенно заставляла самолеты подниматься все выше и выше, теряя точность бомбометания. Выход из этой ситуации виделся в создании бомбы, которая могла бы изменять траекторию своего падения и наводиться на цель уже в процессе полета. «Краб»
История отечественных корректируемых авиационных бомб началась вскоре после окончания Великой Отечественной войны. В руки советских инженеров попали материалы по немецкому проекту FX-1400 Fritz-X. Анализ документации затянулся и только в 1947 году Конструкторскому бюро №2 министерства сельскохозяйственного машиностроения было поручено разработать собственный боеприпас аналогичного типа. Тема получила наименование «Краб» и индекс СНАБ-3000, а главным конструктором проекта назначили Д.В. Свечарника. Техническим заданием предусматривалось создание управляемого боеприпаса калибра 3000 килограмм с тепловой головкой самонаведения. Исходя из требований, был сформирован общий облик новой бомбы. Корпус боеприпаса имел удлиненную каплевидную форму с характерным срезом в носовой части. В последнем располагалась аппаратура самонаведения. В средней части бомбы по Х-образной схеме было установлено четыре крыла. Наличие крыльев было обусловлено необходимостью маневрирования в полете. Без дополнительных плоскостей аэродинамические рули «Краба» попросту не смогли бы обеспечить должную скорость коррекции траектории. Передняя кромка крыльев имела стреловидность в 30°. Размах каждой пары крыльев – 2520 миллиметра. На всех консолях крыльев имелись интерцепторы размером 30х350 мм, служившие для управления по крену. На зауженном хвосте бомбы разместили оперение, состоявшее из двух стабилизаторов и двух килей. В отличие от Х-образных крыльев, стабилизаторы и кили устанавливались горизонтально и вертикально соответственно. В качестве рулей высоты и направления также использовались интерцепторы, однако на оперении они имели меньший размер: 30х173 мм. В средней части бомбы СНАБ-3000 поместили боевую часть с 1285 килограммами тротила. Специально для нового управляемого боеприпаса был разработан взрыватель АВ-515. При этом была предусмотрена возможность установки вместо штатного взрывателя двух серийных АВ-139.
Однако наибольший интерес представляет не конструкция бомбы, а аппаратура, установленная в ее носовой части. ЦКБ-393 разработало две тепловые системы наведения, получившие обозначения 01-53 и 01-54. Друг от друга они отличались чувствительностью. Датчики 01-53 фиксировали тепловое излучение не менее 0,04 мкВт/см2. Головка самонаведения 01-54, в свою очередь, «видела» уже 0,018 мкВт/см2. Конструктивно обе ГСН были похожими: каждая из них имела в своем составе два сернисто-свинцовых фотоэлемента, каждый из которых через собственный объектив следил за сектором шириной в восемь градусов. Один из фотоэлементов «производил наблюдение» в горизонтальной плоскости, другой – в вертикальной. Двукратное расхождение в чувствительности давало примерно такую же разницу в дальности обнаружения целей. Так, ГСН 01-53 была способна обнаружить цель типа ТЭЦ на расстоянии около 4,5 км. У 01-54 этот показатель равнялся девяти километрам. Однако менее чувствительная головка могла быть полезной при атаке некоторых промышленных объектов. Благодаря относительно низким характеристикам, 01-53 не «ослеплялась» оборудованием металлургических комбинатов и т.п. предприятий, где применялись особо высокие температуры.
В 1951 году было собрано два десятка бомб «Краб». Два экземпляра тут же использовали на испытаниях без головок самонаведения. По результатам этих сбросов была доработана система управления рулями-интерцепторами. В это время КБ-2, работавшее над бомбой, было переименовано в ГСНИИ-642. Мелкие доработки системы управления и головки самонаведения продолжались почти до конца 52-го года, после чего начались испытания бомб с рабочими ГСН. Вместо боезаряда на этом этапе применялся балласт. На полигоне Владимировка было оборудовано несколько учебных целей. Они представляли собой крупные жаровни с керосином. Пламя такого «костра» успешно имитировало ряд целей, в первую очередь, промышленных объектов. Во время испытательных бомбометаний самолетом-носителем «Крабов» был Ту-4, грузоподъемность которого позволяла доставлять к цели две бомбы одновременно. К концу испытаний в 1953 году все зачетные сбросы бомб окончились успешно. Все СНАБ-3000 легли на расстоянии не более 70-75 метров от точки прицеливания. Неуправляемые бомбы аналогичного калибра отклонялись почти на 800 метров. Дальнейший второй этап заводских испытаний закончился еще удачнее. 12 бомб без боевой части и три, оснащенные ею, показали немного лучший результат. При этом отклонение восьми бомб было менее полусотни метров.
На этапе окончания заводских испытаний окончательно сформировалась методика применения «Крабов». На подходе к цели бомбардировщик выдерживал примерный курс, так же как и в случае с использованием неуправляемых бомб. Сброс СНАБ-3000 производился в момент попадания цели в перекрестие стандартного прицела. Далее автопилот бомбы выводил ее в пикирование под углом 50° к горизонту. Через несколько секунд после этого включалась головка самонаведения, по командам которой осуществлялось дальнейшее наведение бомбы. Тип аппаратуры наведения сказался на ограничениях по применению. Ввиду использования инфракрасного излучения цели, «Крабы» могли использоваться только по ночам в безоблачную погоду. Допускалось бомбометание при облаках, но для этого они должны были находиться на высоте не менее трех километров.
В начале 1955 года бомбардировщик Ту-4 был признан окончательно устаревшим и неподходящим для доставки бомб «Краб». Новым носителем выбрали только что созданный Ту-16. Грузоподъемность этого самолета ценой дальности позволяла вдвое увеличить количество перевозимых бомб. Только вот большая в сравнении с Ту-4 крейсерская скорость вызвала определенные опасения. Весной 55-го было произведено четыре пробных сброса «Крабов» с Ту-16. Все они оказались неудачными. Новый бомбардировщик летал выше и быстрее, что плохо сказалось на характеристиках бомбы. На скоростях около М=0,9 СНАБ-3000 теряла продольную устойчивость, а рули-интерцепторы переставали оказывать существенное влияние траекторию. В ходе следующих 32-х полетов были выработаны рекомендации по применению нового оружия. Максимальную высоту сброса ограничили до десяти километров, а максимальную скорость – до 835-840 км/ч.
Но даже такие ограничения почти не дали результата: характеристики точности заметно упали. Государственные испытания в сентябре 1955 года подразумевали 18 сбросов бомб. Первые 12 «Крабов» были сброшены на условную цель, имевшую средний тепловой «облик», аналогичный Краснодарскому нефтеперерабатывающему заводу. Четыре бомбы упали на расстоянии до сорока метров. Отклонение еще двух оказалось в два раза большим. Остальные бомбометания не дали результата из-за отказа аппаратуры. Тепловая цель малой яркости (имитировала Щекинскую ТЭЦ) осталась целой. Только одна бомба захватила цель, но легла за пределами круга радиусом 80 метров, предусмотренного техническим заданием. Еще две бомбы не захватили недостаточно яркую цель, а на четвертой произошла поломка ГСН. Наконец, самая яркая цель, имитировавшая Азовский металлургический комбинат, была поражена обеими сброшенными бомбами с отклонением не более 12 метров.
В результате не слишком удачных испытаний был принят ряд мер. Однако они ни к чему не привели, и в августе 1956 года проект СНАБ-3000 был закрыт за бесперспективностью. Главной проблемой управляемой бомбы «Краб» считается неправильный выбор типа системы наведения. Инфракрасная ГСН имеет достаточные характеристики для поражения техники противника, однако почти всегда такие системы наведения устанавливаются на ракеты, предназначенные для уничтожения вражеской авиации. Для боеприпасов класса «воздух-поверхность» инфракрасное самонаведение оказалось невыгодным, прежде всего, из-за трудности обнаружения конкретного объекта по тепловому излучению.
«Чайка» и «Кондор»
Через несколько лет после начала работ по «Крабу» в том же ГСНИИ-642 под руководством А.Д. Надирадзе началось создание двух других управляемых бомб, одна из которых в итоге даже была принята на вооружение. Это были УБ-2000Ф «Чайка» и УБ-5000Ф «Кондор». Управляемые боеприпасы калибра 2000 и 5000 килограмм соответственно должны были иметь более простую систему наведения, нежели СНАБ-3000. Заказчик требовал установить на новые бомбы радиокомандную систему управления с самолета-носителя для наведения на цель по методу трех точек. Уже в начале пятидесятых эту схему вряд ли можно было назвать современной и перспективной. Тем не менее, военные желали получить именно подобный боеприпас.
Для упрощения работ конструкторы решили максимально унифицировать агрегаты бомб. Так, корпус «Чайки» представлял собой соответствующим образом доработанный корпус «Краба». То же самое касалось и Х-образных крыльев размахом 2100 мм. Одновременно с этим было изменено хвостовое оперение бомбы. Для обеспечения приемлемых габаритов задней части боеприпаса пришлось изменить конструкцию стабилизатора и килей. Стреловидные стабилизаторы «Чайки» размаха 1560 мм имели большую длину корневой части и несли на себе две шайбы килей. При этом часть конструкции стабилизатора выступала наружу за плоскость киля. На этих «отростках» крепились два трассера. Система управления траекторией в целом осталась такой же, какой она была на СНАБ-3000. На крыльях, стабилизаторах и килях монтировались небольшие интерцепторы, выполнявшие функции рулей. При этом на «Чайке» отсутствовала аппаратура самонаведения. Вместо нее внутри бомбы монтировалось оборудование радиоуправления. Оно получало команды с бомбардировщика и преобразовывало в электрические сигналы для рулевых машинок. Благодаря отсутствию тяжелых элементов аппаратуры самонаведения, «Чайка» при собственном весе в 2240 килограмм (конструкторы не смогли уложиться в исходные условия по массе) несла 1795 кг тротила.
В ноябре 1954 года опытная партия бомб УБ-2000Ф «Чайка» ушла на заводские испытания. До февраля следующего года экипаж испытателей сбросил с бомбардировщика Ил-28 полтора десятка управляемых бомб. Использование управляемых боеприпасов было нелегким делом. Поскольку наведение «Чайки» осуществлялось по методу трех точек, бомбардировщик не мог маневрировать после сброса бомбы до самого ее попадания в цель. В это время он представлял собой легкую цель для противовоздушной обороны противника. Кроме того, штурману-оператору после сброса приходилось постоянно следить за полетом бомбы и корректировать ее траекторию при помощи специального пульта. Даже со специальным оптическим прицелом это было далеко не просто, в том числе и в хороших метеоусловиях. При плохой видимости, естественно, «Чайка» была бесполезна.
Государственные испытания бомбы УБ-2000Ф начались в июле 1955 года. Два десятка пробных бомбометаний с рядом оговорок были признаны удачными. В декабре того же года «Чайку» под названием УБ-2Ф (индекс ГАУ 4А22) приняли на вооружение Советской армии. Производство «Чайки» продолжалось недолго: за несколько месяцев было изготовлено всего 120 новых боеприпасов. Носителями управляемых бомб стали самолеты Ил-28 и Ту-16. Первый мог нести одну «Чайку» под фюзеляжем, второй – сразу две на балочных держателях под крылом. Производить сброс рекомендовалось с высоты не менее семи километров. В таких условиях опытный штурман-оператор мог поразить цель размером 30-50 метров всего двумя-тремя бомбами. Для выполнения той же задачи свободнопадающими ФАБ-1500 требовался на порядок больший расход боеприпасов.
Более крупная бомба УБ-5000Ф «Кондор» представляла собой изрядно увеличенную «Чайку». Длина корпуса выросла с 4,7 метра до 6,8 м, размах Х-образных крыльев до 2670 мм, а размах стабилизатора – до 1810 мм. Полный вес новой бомбы составлял 5100 килограмм, 4200 из которых приходилось на заряд тротила. Конструкция стабилизатора и килей «Кондора» была аналогична примененной на УБ-2Ф, а крылья являлись переработкой плоскостей «Краба». Система управления тяжелой бомбой и комплекс, предназначенный для установки на самолеты, были взяты с «Чайки» без каких-либо изменений. Как оказалось, такой инженерный «каннибализм» себя не оправдал.
В марте 1956 года в ходе заводских испытаний с бомбардировщиков Ту-16 было сброшено 16 «Кондоров». Выяснилось, что при высотах сброса более десяти километров и скорости самолета-носителя свыше 800 км/ч бомба успевает разогнаться до сверхзвуковой скорости, из-за чего рули-интерцепторы на крыльях оказываются неэффективными. Следствием этого в большинстве случаев являлось вращение бомбы вокруг продольной оси. Площадь интерцепторов увеличили, но в дальнейшем потребовалось еще и исправление аэродинамики боеприпаса. Было изготовлено и испытано несколько бомб УБ-5000Ф с обновленной системой управления и новой формой корпуса. Работы по теме «Кондор» продолжались до осени 1956 года, когда руководство страны приняло решение свернуть все проекты управляемых бомб и сосредоточить усилия на создании управляемых ракет для авиации. К тому времени уже начались испытания «Кондора», оснащенного телевизионной системой наведения, но в связи с распоряжением сверху их спешно прекратили.
Семейство «КАБ»
После закрытия проекта «Кондор» работы по созданию новых управляемых бомб прекратились на полтора десятилетия. В 1971 году в НИИ Прикладной гидромеханики (ныне ГНПП «Регион») началось создание сразу нескольких управляемых бомб для фронтовой авиации. Первыми из них стали КАБ-500 и КАБ-1500. Оба боеприпаса оснащались лазерной головкой самонаведения флюгерного типа. Она размещалась на передней конусообразной части корпуса бомбы. Новые бомбы предназначались для использования на фронтовых истребителях-бомбардировщиках МиГ-27, оснащенных лазерной системой целеуказания. Полуактивная лазерная ГСН бомбы после сброса выводила боеприпас в точку, куда пилот самолета направлял луч лазера. Таким образом, бомбы КАБ-500 и КАБ-1500 работали по принципу «сбросил-довел». В составе фугасных боевых частей бомб КАБ-500 и КАБ-1500 было 200 и 450 кг взрывчатого вещества соответственно.
Незадолго до принятия на вооружение первых бомб с лазерным наведением, в 1976 году были начаты работы по совершенствованию этого класса вооружения. В ходе этих работ была спроектирована бомба КАБ-500Л-К. В ее основе была разовая бомбовая кассета РБК-500. Ввиду такой особенности «боевой части», поражающими элементами КАБ-500Л-К стали 266 противотанковых бомб ПТАБ-1. Основное применение этого боеприпаса заключалось в поражении бронетехники любого типа в различных условиях, на марше и в местах сосредоточения. КАБ-500Л-К была принята на вооружение Советской армии только в 1988 году.
Немного меньшие сроки заняло создание другой управляемой бомбы – КАБ-500Кр. От других отечественных управляемых бомб ее отличала оригинальная система наведения. Предыдущие бомбы наводились при прямом содействии пилота самолета-носителя. КАБ-500Кр, в отличие от них, уже работала по схеме «сбросил-забыл». Для этого в носовой части цилиндрического корпуса бомбы, под полусферическим прозрачным обтекателем, установили гиростабилизированную платформу с телевизионной камерой. Наведение бомбы осуществляется по т.н. телевизионно-корреляционному методу. Такое наведение работает следующим образом.Перед сбросом боеприпаса летчик включает телевизионную систему бомбы, которая передает сигнал на монитор в кабине. Далее пилот при помощи отдельной рукоятки управления находит на экране цель и наводит на нее прицельную метку. В момент подтверждения пилотом цели бомба «запоминает» внешний вид цели и окружающих ее объектов. После сброса ГСН боеприпаса следит за тем, что «видит» телевизионная камера и вносит соответствующие поправки в траекторию полета. Стоит отметить, что алгоритм наведения, разработанный в НИИ Прикладной гидромеханики, является более надежным, чем применяемый на зарубежных аналогах КАБ-500Кр того же времени. В качестве примера можно привести американскую бомбу AGM-62 Walleye. Американская ГСН производит наведение путем фиксирования оптически контрастных участков цели. Советская бомба, в свою очередь, использует для опознания цели сразу несколько контрастных участков. Благодаря этому для уверенного поражения цель не обязательно должна иметь характерные внешние признаки – в таком случае бомба самостоятельно вычислит необходимую точку попадания с использованием характерных ориентиров вокруг цели. Круговое вероятностное отклонение бомбы КАБ-500Кр лежит в пределах 4-8 метров. Такой точности в сочетании со ста килограммами взрывчатого вещества достаточно для уничтожения большого спектра целей. Бомба КАБ-500Кр была принята на вооружение в 1984 году.
В дальнейшем на основе бомб КАБ-500, КАБ-500Кр и КАБ-1500 было разработано несколько других боеприпасов, оснащаемых пассивными лазерными и телевизионно-корреляционными системами наведения. Эти типы управляемых бомб оснащаются боевыми частями различного типа, в том числе проникающими (КАБ-1500Л-Пр) и объемно-детонирующими (КАБ-500ОД). Одной из последних разработок является бомба КАБ-500С, несколько лет назад принятая на вооружение. Этот управляемый боеприпас является своеобразным ответом на текущие зарубежные веяния в области систем самонаведения. Впервые в отечественной практике управляемая бомба имеет спутниковую ГСН. Электроника боеприпаса принимает сигнал со спутников навигационных систем ГЛОНАСС или GPS и отслеживает свое положение относительно координат цели. Отклонение бомбы КАБ-500С при таком наведении не превышает 8-10 метров. Бомба оснащается 195 килограммами взрывчатого вещества. Еще одной новинкой являются управляемые бомбы калибра 250 килограмм. КАБ-250 и КАБ-250Л оснащаются полуактивной лазерной головкой самонаведения и несут заряд осколочно-фугасного действия.
***
За прошедшее с начала работ над «Крабом» время отечественные управляемые бомбы претерпели существенные изменения. Прежде всего, стоит отметить снижение калибра и изменение тактической ниши подобных боеприпасов. Первые разработки имели вес в несколько тонн и предназначались для атаки крупных объектов, в первую очередь, промышленных предприятий. Большой заряд взрывчатого вещества и немалые размеры таких целей позволяли компенсировать сравнительно низкую точность. Со временем, после длительного перерыва в разработках, облик управляемых бомб существенно изменился. Теперь это были относительно небольшие и легкие боеприпасы, предназначенные для поражения точечных целей. В целом, концепция применения осталась прежней – уменьшение расхода боеприпасов и, как следствие, финансовых затрат на атаку ценой повышения точности и удорожания единичной бомбы. Однако, изменился «облик» целей для высокоточного вооружения. Результатом всех этих изменений стало появление бомб калибра 500 и 250 килограмм. Пожалуй, в пятидесятых годах прошлого века подобные управляемые боеприпасы обвинили бы в недостаточной мощности. Однако в современных условиях начала XXI века именно управляемые бомбы и ракеты являются наиболее перспективным авиационным средством поражения.
По материалам сайтов: https://airwar.ru/ https://russianarms.ru/ https://mkonline.ru/ https://voenavia.ru/ https://warfare.ru/ https://militaryparitet.com/ https://ktrv.ru/
По лучу лазера
Часто бывает, что электронно-оптическая аппаратура носителя цель видит, а телевизионная ГСН – нет, и причина кроется в ограничениях, накладываемых габаритами и ценой этих систем. Это усугубляется с ухудшением метеоусловий, тогда как лазерное полуактивное самонаведение продолжает работать. Оно основано на приеме ГСН лазерного луча, испускаемого целеуказателем и отраженного от цели. Недостатком метода является необходимость «подсвечивать» ее до попадания, что делается вручную или автоматически специальной системой, включающей теле- или тепловизионную камеру с функцией захвата цели.
Американский F-15E над Ближним Востоком – на правых узлах подвески УАБ GBU-12 «Пейвуэй» II с лазерной полуактивной ГСН, на левых – GBU-38/B JDAM с ИК ГСН и спутниковым каналом Фото: Интернет
Полуактивные лазерные ГСН дешевле и меньше телевизионных, что упрощает их установку на УАБ малых калибров, таких, как GBU-12, входящая в вооружение F-15E. У России долгое время таких боеприпасов не было, однако списание большого числа управляемых ракет Х-25 и Х-29 по причине старения их твердотопливных двигателей «высвободило» большое число ГСН типа 24Н1, которые были использованы в новых бомбах КАБ-250ЛГ. Из обнародованных данных следует, что они значительно уступают GBU-12 по точности и Су-34 может брать их меньше – шесть против восьми GBU-12 на борту одного F-15E. Но у «Страйк Игла» нет лазерных бомб практичного полутонного калибра, тогда как «Тридцатьчетверка» несет те же шесть проверенных еще в Афганистане КАБ-500Л с осколочно-фугасной боевой частью и специальной флюгерной головкой 27Н1.
Корректируемая авиабомба КАБ-500Л разработки ГНПП «Регион» с лазерной полуактивной ГСН типа 27Н1 Фото: С.Г. Мороз
Самые тяжелые тактические лазерные бомбы России и США сделаны в той же размерности, что и телевизионные и соответственно российские отличаются большим поражающим действием, зато американские имеют лучшую точность при прочих равных показателях.
Типовым вооружением Су-34 являются КАБ-1500Л с головкой 27Н1 в модификациях Ф и Пр с фугасной и проникающей БЧ, ничего не препятствует ему применять и варианты Од и К с «вакуумным» и кассетным снаряжением, а также КАБ-1500ЛГ с головкой 24Н1 и проникающей БЧ.
F-15E из 48-го авиакрыла командования ВВС США в Европе сбрасывает проникающую УАБ GBU-27, предназначенную для поражения бункеров Фото: Интернет
«Страйк Игл» использует старые тяжелые УАБ типов GBU-10A/B, C/В, D/B и E/B с осколочно-фугасной БЧ типа Mk.84 и или G/В, H/B и J/B с проникающей BLU-109, и более новые проникающие GBU-24, 27 и 28, но последний тип изготавливался по единственному спецзаказу еще в 1990 г. для операции «Буря в пустыне» и есть сомнения на счет его наличия в запасе.
Тяжелая корректируемая авиабомба КАБ-1500Л с лазерным самонаведением – как и КАБ-500Л, она комплектуется головкой 27Н1 Фото: С.Г. Мороз
И на российский самолет Су-34, и на американский F-15E можно подвесить одну, две или три тяжелых УАБ с лазерным самонаведением. Однако в двух последних случаях «Страйк Игл» теряет возможность использовать подвесные топливные баки, а Су-34 свой единственный ПТБ сочетает с двумя КАБ-1500.
Таблица 4-3
Наведение с орбиты
Расширение коммерческого использования систем спутниковой навигации, известных под общим обозначения GPS, позволило снизить стоимость как этой услуги самой по себе, так и необходимой пользовательской аппаратуры за счет перевода ее на массовое производство. Это же позволило выявить и устранить недостатки аппаратного и программного обеспечения и достичь такой его точности и надежности, которая позволила бы повсеместно внедрить GPS и во всех аспектах военного дела.
А по своим свойствам эти технологии пригодны не только для облегчения навигации пилотируемых транспортных средств, но и беспилотных почти любой размерности. Управляемая бомба – это тоже транспортное средство и ее задача на первый взгляд проще некуда – доставка боевой части от носителя к цели. Однако опыт их использования показал, что развитие телевизионных, инфракрасных и лазерных средств наведения так и не смогло окончательно «пробить» такие обычные природные факторы, наведение затрудняющие, как пыль в воздухе, дым, туман, дождь или снег.
Управляемая авиабомба GBU-31(V)3/B JDAM (Joint Direct Attack Munition) на базе свободнопадающей проникающей BLU-109 калибра 2000 фунтов (908 кг) Фото: https://www4.plala.or.jp/klesa108/diary/yksk0712/jdam.jpg
Но бомбе, использующей сигналы GPS, это не мешает – достаточно лишь знать координаты цели, они же позволят вывести носитель в точку пуска и все это – автоматически. Это не только облегчает нагрузку на штурмана-оператора и уменьшает время на поражение каждой цели, но и снижает требования к квалификации экипажа – даже при слабой подготовке «спутниковыми бомбами» можно отбомбиться на отлично.
Но как работает GPS?
Приемник УАБ с таким наведением «ловит» сигналы нескольких спутников и измеряет расстояние до них, и по ним непрерывно определяет свои координаты. Инерциальная система навигации УАБ использует их для построения траектории к точке наведения. Координаты цели можно ввести перед полетом, что облегчает задачу экипажу, но требует предварительной разведки, а возможна и выдача их прямо на борту после того, как экипаж найдет и выберет цель сам.
Российская корректируемая авиабомба КАБ-500С со спутниковым наведением – разработка ГНПП «Регион» Фото: http.www//berloga.net
Хотя Советский Союз начал создание орбитальной навигационной системы раньше, ее работоспособный образец первыми сделали американцы, выведя на геостационарную орбиту серию специальных спутников-маяков NavStar. Их сигналы и составили первую матрицу глобальной позиционирующей системы GPS. Первоначально она задумывалась только в помощь штурманам морских и воздушных судов, но в 1992 г. Пентагон выдал заказ на «ударный боеприпас совместного и непосредственного применения» JDAM (Joint Direct Attack Munition). Этот новый термин означал, что он должен использоваться как самолетами ВВС, так и авиации ВМС и морской пехоты США методом прямой атаки цели.
Поставки первых УАБ со спутниковым наведением GBU-31(V)1/B JDAM калибра 908 кг с осколочно-фугасной БЧ, содержащей 429 кг тритонала, начались в 1998 г., и одним из главных получателей стали эскадрильи Боевого авиационного командования ВВС США, вооруженные F-15E. Почти одновременно был начат выпуск УАБ серии JDAM в других калибрах – GBU-32(V)1/B весом 460 кг и 245-килограммовой GBU-38/B с осколочно-фугасной БЧ.
Такие боеприпасы стали основным образцом ВТО в бомбардировках Югославии в 1999 г., по результатам которых были заявлены значительные преимущества нового оружия. Точность его не зависит от погодных условий. Возможно раздельное наведение УАБ на каждый объект в группе, расширение зоны возможного пуска – теперь для этого оператору не обязательно видеть цель, а после сброса наведение идет автоматически без его участия по принципу «выстрелил и забыл». Траектория полета УАБ такова, что угол встречи с горизонтальной крышей цели, близок к прямому, что это повышает пробиваемость. При нормальной работе GPS достигалась точность попадания 5 м и даже лучше, но если после сброса сигнал GPS теряется или подавлен противником, УАБ переходит на автономное инерциальное самонаведение и в этом случае КВО увеличивается до 30 м на 100 с полета, а типовая его продолжительность была 30 с.
Российский фронтовой бомбардировщик Су-34 сбрасывает корректируемые бомбы со спутниковым наведением КАБ-500С Фото: https://politikus.ru/events/98862-v-deyr-ez-zore-posypalis-golovy-vliyatelnyh-modzhahedov.html
Плановая цена одного комплекта JDAM была первоначально 40000 долл., но благодаря конкуренции к началу поставок ее снизили 18000 долл. (27574 на декабрь 2022 г.). Инфляция делала свое дело: в 2004 г. она достигла 21000 долл., а в 2011 г. – 27000 (30669 на ту же дату декабрь 2022 г.), но оставалась ниже первоначально ожидаемой. , а затем «Боинг» изготовили в период с 1998 по 20 августа 2013 г. более 250000 комплектов доработки для бомб JDAM всех типов (GBU-31, -32, -38 и -54). Фактический темп выпуска достигал 45 штук в рабочий день без учета выходных.
В конце 1999 г. итоги первого применения оружия со спутниковым наведением были изучены в России. Выявились его значительные недостатки – снижение точности с увеличением географической широты применения и крайне низкая помехозащищенность. Тем не менее, в том же году было принято решение о восстановлении создаваемой с советских времен собственной группировки навигационных спутников ГлоНаСС (далеко не первое с 1992 г., но наконец-то выполненное) и о создании собственного ВТО с таким наведением.
«Страйк Игл» из развернутой в Баграме в Афганистане 335-й эскадрильи ВВС США сбрасывают по четыре УАБ GBU-31(V)3/B «очередью» Фото: https://www.flying-tigers.co.uk/2019/mcdonnell-douglas-f-15e-strike-eagle-corgi-arrivals-soon-zoukei-mura-new-kits-and-hobbymaster-update/
Для этого понадобилось более 10 лет, поставки пошли в начале 2010-х гг., а в середине этого десятилетия российские «спутниковые бомбы» КАБ-250С, -500С и -1500С прошли проверку в Сирии. В отличие американских JDAM, они не переделывались из свободнопадающих бомб, а представляли собой модификации нового производства упомянутых выше КАБ с лазерным наведением. Их интерцепторное управление более эффективно, однако это не сказалось на точности, а достоверных данных о возможной дальности планирования найти пока не удалось.
За это время смогли решить проблему помехозащищенности такого наведения, но лишь частично. Приемник с 24 частотными каналами и математический фильтр вычислителя системы управления отсеивали электромагнитные шумы природные и простейшие искусственные, которые могут создавать, например, радиолюбители, как это пытались делать сербы в 1999-м. Но с современными системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) они бороться не могут.
Тем не менее, УАБ со спутниковым наведением остаются важной частью вооружения самолетов F-15E и Су-34. Их преимущество – возможность поражения нескольких расположенных последовательно целей «очередью» за короткое время, что важно в работе в зоне ПВО. Здесь чем больше бомб несет каждый самолет, тем лучше и по легким УАБ «Страйк Игл» имеет двойное преимущество, по средним – полуторное превосходство у Су-34, а по числу тяжелых «американец» мощнее на треть.
Американская малогабаритная планирующая бомба со спутниковым самонаведением GBU-39 SDB Фото: https://www.jforum.fr/les-avions-disrael-auraient-utilise-des-bombes-anti-bunker-gbu-39.html
Для истребителей V поколения Локхид-Мартин F-22 и F-35 с закрытыми отсеками вооружения пришлось создавать специальные малогабаритные УАБ Small Diameter Bomb – SDB. В 2006 г. на вооружение была принята планирующая бомба GBU-39/B SDB I с проникающей БЧ, а в 2008-м – осколочно-фугасная GBU-39A/B SDB FLM. Благодаря малым весу и размерам, а также способности к «стрельбе очередью», появилась возможность увеличить число единиц ВТО на борту F-15E до 20. Есть сведения и о разработке такого боеприпаса и в России, но о его использовании самолетами Су-34 пока ничего не известно, так что в этом важном классе ударных средств преимущество у американцев.
Но что это дает? Несмотря на тиражируемые рекламные видеокадры, физику не обманешь. Малая масса бомб SDB определяет недостаточную кинетическую энергию этих боеприпасов и соответственно сравнительно слабое их проникающее действие, осколочно-фугасное же меньше, чем у устаревшей российской свободнопадающей авиабомбы ОФАБ-100-120. Однако SDB вполне годятся для уничтожения земляных укрытий и небронированной техники на открытых позициях.
В Югославии спутниковые бомбы применялись по неподвижным объектам – обычно это были отдельные здания и сооружения, но кампании в Афганистане, Ираке и других странах Ближнего Востока имели не совсем такой характер. Там противник проявил более высокую мобильность. Первоначально считалось, что существующего быстродействия системы «средство разведки – ударный самолет – спутниковая группировка – УАБ» хватит даже для поражения такой цели, как джип на ходу при условии, что оператор на борту ударного самолета дает целеуказание в систему управления бомбы непосредственно перед сбросом. Но теория практикой не подтвердилась.
Тактический ударный самолет Боинг F-15E «Страйк Игл» с полной загрузкой малогабаритными планирующими бомбами со спутниковым наведением GBU-39 SDB Фото: https://warontherocks.com/2016/11/political-airpower-part-ii-the-seductive-allure-of-precision-weapons/
Таблица 4-4
«Отец всех бомб»
В сентябре 2007 года мир облетели кадры испытания новой российской сверхмощной бомбы объемного взрыва, которая сразу же получила прозвище, вынесенное в заголовок данного раздела. Описывая ее разрушительную силу, замначальника российского Генштаба Александр Рукшин сказал: «Все, что живо, просто испаряется».
Этот боеприпас, получивший в СМИ условное обозначение ОДАБ-9000 (действительное до сих пор неизвестно), по сообщениям, в четыре раза мощнее американской термобарической бомбы GBU-43/B, которую в СМИ часто называют «мать всех бомб». Этот российский боеприпас стал самым мощным обычным (не ядерным) оружием в мире.
Мощность ОДАБ-9000 эквивалентна 44 тоннам тротила при использовании около семи тонн ВВ нового типа. Для сравнения: американская бомба эквивалентна 11 тоннам тротила при 8 тоннах жидкой взрывчатки.
Мощность взрыва и ударная волна российской бомбы хотя и имеют гораздо меньшие масштабы, но все же сравнимы с тактическим ядерным боеприпасом минимальной мощности (именно сравнимы, но не равны!). В отличие от ядерного оружия, известного своими радиоактивными осадками, использование оружия объемного взрыва позволяет не повредить и не загрязнить окружающую среду за пределами радиуса взрыва.
Российская бомба меньше GBU-43/B, но гораздо опаснее, потому что температура в центре ее взрыва в два раза выше, а радиус взрыва российского боеприпаса составляет 300 метров, что также вдвое больше.
Полезные комбинации
Для обеспечения поражения подвижных целей и неподвижных, но в условиях радиопомех, американцы были вынуждены вернуться к тому, от чего пытались уйти, разрабатывая бомбы JDAM – к применению дорогостоящих электронно-оптических ГСН. Но цена – ценой, а тактика – тактикой, и отказываться от GPS они не стали, предпочтя самый дорогой комбинированный вариант наведения.
Первый образец такого оружия EGBU-15 представляет собой дооснащение инерциально-спутниковой системой наведения тяжелых УАБ. Он существует в двух вариантах – GBU-15(V)1С/B с телевизионной и GBU-15(V)2С/B с тепловизионной головками. Оба они комплектуются осколочно-фугасной БЧ. Его ценность в том, что в случае применения на максимальную дальность сброса (до 28 км) можно получить хотя бы какую-то точность попадания, если оператору не хватит времени на захват цели или она окажется закрыта осадками, пылью и дымом.
Управляемая бомба GBU-54 LJDAM с лазерной полуактивной головкой PLGS, дополняющей основной спутниковый канал самонаведения Фото: https://www.ellsworth.af.mil/News/Article-Display/Article/215413/combat-hammer/
Такую же боевую часть имеет бомба GBU-56/B Laser JDAM, отличающаяся от чисто «спутниковой» GBU-31(V)1/B также дополнительным каналом наведения, но на этот раз лазерным. Головка установлена в носовой части, соединяется кабелями со штатной системой управления бомбы и работает весь полет, но ее сигналы начинают учитываться только на конечном участке траектории если разница между ними и сигналами GPS достигает определенной величины. Такие тяжелые авиабомбы рекомендуется применять по особо важным и защищенным стационарным объектам, а из подвижных – по судам на ходу.
Для таких целей, как, например, автомобиль, сделаны меньшие бомбы типа GBU-54/B LJDAM на базе осколочно-фугасной свободнопадающей Mk.82, которая содержит 87 кг взрывчатки. Применение их в Афганистане и на Ближнем Востоке показало достаточную эффективность против небронированных целей, но танк или даже некоторые образцы современных БМП и БТР она поражает только в случае прямого попадания. Также всплывает фактор ПВО – такой бомбе требуется сопровождение цели до попадания, что может занять до полутора минут. Пока американская авиация действует в условиях отсутствия у противника средств ПВО с достаточной досягаемостью это не важно, но как только она окажется в зоне поражения ЗРК с достаточной высотностью, то у его расчета хватит времени, чтобы сбить носитель.
Этого недостатка лишена следующая модель ВТО – GBU-38/B JDAM. Она также выполнена на базе «легкой» бомбы Mk.82, но имеет не лазерную, а инфракрасную головку самонаведения. Оператор выполняет захват цели как точки, имеющей положительный тепловой контраст с местностью, а дальше ГСН работает по тому же алгоритму, что и в бомбах LJDAM, но сама, а носитель может выполнять противозенитный маневр.
Появились и малогабаритные бомбы с комбинированным наведением – это модификации боеприпасов серии GBU-39 B/B Laser SDB с дополнительным лазерным каналом и новейшая GBU-53/B SDB II, которая сочетает спутниковое, радиолокационное и тепловизионное самонаведение, в котором цель уже не точка, а образ.
Подготовка к применению бомб GBU-38/B JDAM с инфракрасной и спутниковой системой наведения на базе ВВС США Баграм в Афганистане Фото: https://www.acc.af.mil/news/story.asp?id=123087409
По всем этим образцам, кроме SDB, уже есть обширная статистика боевого применения, свидетельствующая о повышении эффективности их в сравнении с обычными бомбами JDAM, но даже по этому значительному объему данных трудно сделать вывод, достаточно ли это повышение, чтобы перекрыть рост стоимости боевых операций. Впрочем, война – дорогое «удовольствие», а если все же начнется война большая между противниками с близким индустриальным уровнем, то станет и вовсе не до подсчета подобных «барышей».
Наличие такого вооружения, причем уже хорошо отработанного и освоенного в строевых частях ВВС, остается пока существенным преимуществом F-15E перед Су-34. По сообщениям СМИ в России разработка подобных авиабомб ведется, но когда оно будет в строевых полках?
Таблица 4-5
Механизм объемного взрыва
Данный тип авиабомб использует явление, при котором взрывается газовое облако, образующееся при мгновенной возгонке исходного жидкого взрывчатого вещества (ВВ). По похожему механизму происходят взрывы пылевых облаков, известные со второй половины XIX века. Тогда фиксировались неоднократные объемные взрывы облаков горючей пыли на мукомольных и текстильных производствах, угольной пыли в шахтах и т. д. Несколько позднее, уже в XX веке, происходили взрывы паровых облаков над нефтепродуктами в трюмах танкеров и внутри резервуаров НПЗ и нефтебаз.
Большинство обычных ВВ представляют собой смесь топлива с окислителем (порох, например, содержит 25 % топлива и 75 % окислителя), в то время как парогазовое облако является почти 100% топливом, использующим кислород из окружающего воздуха, чтобы генерировать интенсивный, высокотемпературный взрыв. На практике взрывная волна, возникающая в результате применения объемно-детонирующего боеприпаса, имеет значительно большую длительность воздействия, чем от обычного конденсированного ВВ. Поэтому бомбы объемного взрыва значительно более мощные (в тротиловом эквиваленте), чем обычные боеприпасы равной массы.
Но зависимость от атмосферного кислорода делает их непригодными для использования под водой, на большой высоте и в неблагоприятных погодных условиях. Они, однако, приводят к значительно большим разрушениям, когда используются внутри закрытых пространств, таких как тоннели, пещеры и бункеры, отчасти из-за длительности взрывной волны, отчасти потребляя имеющийся внутри кислород. По мощности и разрушительной силе эти авиабомбы уступают только тактическим ядерным боеприпасам.