В категорию военно-инженерной техники входит ряд специализированного вооружения, включая агрегаты активного противостояния, подвижные транспортные механизмы эксплуатации и ремонта, электротехнические модификации общевойскового направления. Указанные агрегаты ориентированы на выполнение заданий инженерного курса во время разведки, ведения боя или оборонного обеспечения. Машины состоят на вооружении подразделений инженерных батальонов и ряда других войсковых подразделений.
ИРМ-2
Данная единица военно-инженерной техники России предназначена для разведывательных действий и определения путей перемещения войск с возможностью пересечения водных препятствий. На указанной машине устанавливаются стационарные и мобильные приспособления разведки, которые дают возможность получить сведения о количестве перемещаемых подразделений противника, наличии минных и прочих заграждений, а также уровня зараженности территории.
Касательно водных препятствий выдается информация в следующем формате:
- параметры ширины и глубины;
- интенсивность течения;
- наличие навигационных противостояний;
- данные о технологических возможностях имеющихся мостов.
Скорость при разведывательных операциях составляет 10 км/ч, обнаружении взрывных и минных заград – 5 км/ч, определении характеристик водных препятствий шириной до 100 метров – около пяти минут.
Конструкция машины ИРМ-2 разработана на бронированной траковой основе с применением узлов и деталей БМП-1. Силовой агрегат УТД-20 представляет собой дизель на шесть цилиндров силой 220 кВт, который гарантирует высокий показатель маневренности техники. Скоростной параметр на суше – 50 км/ч, на воде – 10-12 км/ч.
Инженерные войска: Какие новинки военной техники поступят в армию
Председатель Военно-научного комитета инженерных войск Максим Кривошеев рассказал о новинках военной техники, которые будут поступать в армию, а так же о том как совершенствуется инженерная техника с учетом сирийского опыта.
Максим Владимирович, Инженерные войска сейчас разрабатывают установку получения воды из снега и льда УПВС-5. Поставки такой специализированной техники вызваны тем, что с освоением Арктического региона мы столкнулись с проблемой питьевой воды?
Максим Кривошеев: Это главная из причин. Да, сейчас инженерные войска стали более активно привлекаться к выполнению задач в Арктической зоне. Там расширилась группировка. Возникли задачи по обеспечению людей питьевой водой. Конечно, раньше у нас на снабжении были подобные установки, но с гораздо меньшей производительностью. Сейчас мы работаем над созданием новой установки, которая по характеристикам более чем в пять будет превосходить нынешние средства очистки. Однако УПВС-5 при этом останется мобильным, его можно будет в короткое время доставить к месту выполнения задачи, развернуть и приступить к получению воды.
Как установка будет действовать? Подгоняется машина, бойцы с лопатами закидывают в нее снег…
Максим Кривошеев: Упрощенно — да. Установка перевозится на любом транспортном средстве. Это такой контейнер, который сгружается с машины и что называется с колес готов работать. УПВС-5 имеет в своем составе электростанцию, которая обеспечивает работу плавильного элемента установки. Есть там и система очистки воды, потому что снег не бывает безупречно чистым даже на Севере. Кроме того, вода, полученная из снега, — это талая вода. Она деминерализована, то есть ее нельзя постоянно употреблять, чтобы не вымывать кальций из организма. Поэтому там есть средство, которое насыщает воду необходимыми минеральными веществами для того, чтобы вода стала питьевой и была пригодна для потребления личным составом.
Когда ее примут на вооружение?
Максим Кривошеев: Сейчас ведется сборка опытного образца. Мы приступаем к проведению заводских испытаний. После этого начнутся Государственные испытания. Мы рассчитываем до конца года завершить разработку этого средства.
Сейчас наверное самая актуальная тема, внедрение робототехнических комплексов. Что по этой теме создается для инженерных войск?
Максим Кривошеев: Работа инженерных войск, особенно по разминированию, связана с опасностью для личного состава. Для минимизации таких рисков уже созданы робототехнические средства, которые позволяют облегчить работу именно при разминировании. Сейчас выполняются опытно-конструкторские работы по созданию многофункциональных робототехнических комплексов штурма и разграждения ИМРТК-ШР, робототехнического комплекса разминирования тяжелого класса ИМРТК-РТ. Ведутся работы по малым роботизированным комплексам.
Можно рассказать поподробнее о роботизированных комплексах для батальонов штурма и разграждения, или, как их еще называют, — инженерного спецназа?
Максим Кривошеев: Сейчас по этому комплексу выполняется опытно-конструкторская работа. Идет разработка документации. До испытаний еще дело пока не дошло.
Что в него закладывается в первую очередь? Он именно для тех ребят, которые штурмуют здания, а он идет впереди и их прикрывает?
Максим Кривошеев: Да. Штурмовики за ним прячутся, прикрываются. У него впереди будет отвал, который будет позволять пробивать какие-то завалы в разрушенных конструкциях, у него будет средство огневой поддержки штурмовиков, будет универсальный бульдозер, который предназначен для разбора завалов или проделывания проломов в стенах здания. То есть тот комплект оборудования, который позволит с наименьшими затратами и потерями выполнить задачу по штурму зданий. Они могут использоваться для пробивания стен, чтобы штурмовики могли зайти в здание с любой стороны, независимо от того, есть ли там двери. Он необитаемый полностью. Безэкипажный. Управляется оператором.
Сейчас практически вся военная техника прошла обкатку в Сирии. Расскажите про образцы инженерной техники, которые это сделали?
Максим Кривошеев: Наши подразделения испытывали технику в ходе реального выполнения боевых задач. Это хороший способ испытать те средства, которые у нас есть. При каждом выходе отряда разминирования, мы вместе с ним отправляли перспективные и опытные образцы. В Сирию вывозились в первую очередь средства инженерной разведки, различные миноискатели, подповерхностные обнаружители, георадары, бомбоискатели. Все, что у нас сейчас есть нового в войсках, прошло апробацию в ходе выполнения задач в сирийской кампании. По результатам этих испытаний были доработаны даже те средства, которые уже стоят на вооружении. К примеру была проведена апробация подповерхностных обнаружителей ППО-2. Был выявлен ряд недостатков, мы выслушали замечания и предложения от людей, которые непосредственно их эксплуатировали. Это было все учтено, проверено в ходе госиспытаний. На снабжение принято уже доработанное средство.
Активно апробировались робототехнические комплексы. Тот же «Уран-6». По результатам работы, которые проводились в Сирии, в его конструкцию были внесены изменения. В частности, изменено расположение камер, усилена противоосколочная защита и защита от пыли. К примеру, установлены дополнительные уплотнители, система фильтрации. И так по каждому образцу.
В Сирии часто приходится сталкиваться с большим количеством тоннелей, подземными проходами, которые тянутся на многие километры. Как эти тоннели исследовать, зачищать? С какими трудностями сталкиваются саперы?
Максим Кривошеев: При работе в Сирии выявлено большое количество тоннелей, которые использовались боевиками и для передвижения, и для хранения оружия, боеприпасов. Разработаны различные средства для контртоннельной борьбы. Это и выкапывание рвов для выявления и предотвращения подкопов под охраняемой территорией. Инженерными войсками выявляются такие тоннели при ведении инженерной разведки. Для выявления тоннелей мы в Сирии применили георадары, которые позволяют на большой глубине обнаружить пустоты в грунте. Раньше нами такие средства не применялись. С помощью этих приборов можно выяснить, есть ли подкоп, тоннель или что-то иное. После чего выполняются мероприятия по вскрытию этого тоннеля и уничтожению. Ведение работ непосредственно по разминированию в замкнутом пространстве — сложная задача. Там, где не может работать человек, используются собаки минно-розыскной службы, обученные для работы в таких местах. Для того, чтобы работать в абсолютной темноте в комплекте разминирования на шлемах крепятся достаточно мощные фонари, которые позволяют в темных подвальных помещениях освещать место работы. В основном, там, где не может пройти человек, применяются собаки. Они большую пользу приносят.
В армии появилась еще одна новинка — радиолокационные имитаторы движущейся колонны. Можно рассказать, как они действуют?
Максим Кривошеев: Сейчас средства разведки используют самые современные методы для обнаружения движущейся техники. Возникла необходимость создания средств, которые имитируют сигнал движущейся техники. И эти средства расставлены на определенном расстоянии друг от друга, могут имитировать движение колонны.
Как это действует? Колонна техники — это танки, БМП, грузовики, как их можно заменить прибором?
Максим Кривошеев: Каждая единица техники имеет свой радиолокационный портрет. Этот портрет излучается в определенной длине волн при применении средств разведки противника. И они используют свои средства наблюдения, радиолокационные средства, для выявления таких излучений. То есть визуально они движения колонны не видят, но сигнал на радары поступает.
Ну, то есть, летит самолет-разведчик…
Максим Кривошеев: Да. Он фиксирует передвижение колонны техники, а на самом деле используется радиолокационные имитаторы. Мы вводим таким образом противника в заблуждение. Имитатор — это такой не особо крупный прибор, на штативах. Достаточно компактное средство, которое может выставляться силами небольшого подразделения. Каждый элемент носится руками. И от небольшой, двухкиловаттной электростанции все это запитывается и расставляется на нужном участке.
Совсем недавно в войска стали поступать инженерно-разведывательные катера, они поставляются на апробацию или уже пошли в серию?
Максим Кривошеев: Да, в войсках они уже есть, в небольшом количестве, но уже поступают. Госиспытания таких катеров завершены. Документация утверждена. Сейчас их принимают на снабжение. Пока в войска поступило пять таких катеров. Это для нас абсолютно новый образец. Раньше такой техники просто не было. Я не знаю, у кого сейчас в вооруженных силах есть на снабжении маленькие катера на воздушной подушке с таким широким функционалом. Это и разведка, которая обеспечивается различными средствами. Это курсовой и боковой гидролокатор, эхолоты, которые позволяют профилировать дно, — профилографы. Катер прошел и может в режиме реального времени определять характер водной преграды, скорость, течение, глубину, характер дна, у берегов. Он легко выходит на берег заболоченный, песчаный, твердый. Ему без разницы, куда выходить. Воздушная подушка позволяет это делать. И в режиме реального времени все передается вышестоящему командиру. Сразу видно, что из себя представляет та водная преграда, в каком месте ее можно форсировать, какую оборудовать переправу.
Куда эти катера будут поставляться?
Максим Кривошеев: В подразделения инженерной разведки, понтонно-мостовые подразделения.
Военно-научные комитеты, занимаются в том числе и вопросами прогнозирования. Наверное не просто заглянуть лет на десять, пятнадцать вперед и понять, как будет идти развитие войск. Есть ли какие-то перспективные разработки, которые появятся у нас не завтра, не послезавтра, через, допустим, пять лет?
Максим Кривошеев: Военно-научный комитет инженерных войск, Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск проводит глубокий анализ развития перспективных средств. В том числе и у противника. Проводится анализ, в каком направлении идут они, в каком направлении идем мы. Проводится анализ выполнения задач инженерного обеспечения различными подразделениями. Специалисты военной науки участвуют практически во всех операциях и задачах, которые выполняют инженерные войска, по результатам которых проводится глубокий анализ, который позволяет определить проблемы на том или ином направлении. И соответственно скорректировать наши планы.
Стационарные приспособления
В категорию статичных приборов военно-инженерной техники входит миноискатель с широким захватом (РШМ-2). Он ориентирован на поиск противотанковых и противопехотных мин с металлическим корпусом. Обнаружение боеприпасов ведется как на суше, так и на воде.
Еще одно приспособление стационарного типа – разведывательный эхолокатор (ЭИР). Прибор служит для фиксации донного профиля и прочих особенностей жидкостной преграды, степени плотности почвы и нахождения навигационных помех с последующей фиксацией на электротермической бумаге. Колебание глубинных измерителей составляет от 0,5 до 20 метров.
Подготовка военных инженеров
Подготовку офицерских кадров ведут Общевойсковая академия ВС РФ (Москва) и ее филиал — Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова. Младших специалистов готовит 187-й Псковский ордена Красной Звезды и 210-й Гвардейский Ковельский Краснознаменный межвидовые региональные учебные центры (последний расположен в Нижегородской области).
Российских специалистов по разминированию готовит 66-й Межведомственный методический учебный центр. В августе 2014 года для иностранцев было образовано специальное подразделение — Международный противоминный центр (МПЦ) ВС РФ в подмосковном Нахабине. Военнослужащие центра участвуют в операциях по гуманитарному разминированию за пределами страны.
В январе этого года Восточный военный округ начал формирование и подготовку сводных противопаводковых групп, которые весной будут помогать защищать населенные пункты Дальневосточного федерального округа.
Переносные устройства
К переносным агрегатам военной инженерной техники СССР и России относится ПАБ-2АМ (буссольная техника), миноискатели типа РВМ и ИМП, стандартный разведывательный перископ. В эту же категорию входят:
- дальномер саперного действия ДСП-30;
- пенетрометр механической конфигурации РП-1;
- приспособление изучения мостов КРМ;
- набор для разминирования КР-О;
- линейка-ледомер.
Машина ИРМ оборудуется различными механизмами, позволяющими наблюдать за местностью днем и ночью с одновременной ориентацией. Сюда причисляют:
- перископ выдвижного панорамного типа ПИР-451;
- приспособление ночного слежения ТВН-2БМ;
- определитель угла уклона «авиагоризонт» АГИ-С;
- персональные устройства наблюдения ТНПО;
- танковые навигаторы ТНА-3;
- система комплексной обороны и маскировки ТДА, помпа для отвода воды.
- устройства связи;
- вооружение – курсовая пулеметная установка ПКГ.
Цели и текущее состояние
Современные инженерные войска ВС РФ:
- выполняют задачи по инженерной разведке, устройству окопов, траншей, укрытий, противотанковых рвов;
- устанавливают минные поля и занимаются разминированием, производят взрывные работы;
- оборудуют переправы на водных преградах, добывают и очищают воду в полевых условиях;
- ведут работы по маскировке, имитации войск и объектов.
В мирное время эти подразделения очищают местность от взрывоопасных предметов, участвуют в ликвидации последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий, предупреждают разрушение мостов и гидротехнических сооружений во время ледоходов.
Тактические учения мотострелковой бригады и инженерных подразделений 5-й армии
Источник изображения: © Юрий Смитюк/ТАСС
Отдельные инженерные бригады входят в состав Западного, Южного, Центрального и Восточного военных округов; морские инженерные батальоны — в состав Северного и Тихоокеанского флотов ВМФ. В составе Черноморского и Балтийского флотов — отдельные морские инженерные полки. Также подобный полк создан для обеспечения действий флота в Арктике. К 2022 году инженерно-саперные и понтонно-мостовые бригады планируется создать в каждой общевойсковой армии.
Начальник инженерных войск — генерал-лейтенант Юрий Ставицкий (с июля 2010 года).
Комплект КРВ
Советская военная инженерная техника включает в свой перечень систему аэрографической и аэровизуальной разведки. Благодаря этому приспособлению ведется обнаружение жидкостных преград путем перемещения подразделений, минных и прочих заграждений, включая наземную обработку разведданных и контроль качества маскирования боевых частей.
Модификации КРВ транспортируются на кузовном фургоне 131-го ЗИЛа. В комплект входит фотоаппарат, бинокль, визир оптический, зенитная труба, диктофон и командирская ТЗК. Ведение разведки с воздуха на МИ-8 осуществляется при помощи аэрофотоаппаратов АФА и ФС. Применение указанной единицы военно-инженерной техники позволяет проводить плановую съемку на скорости до 170-180 км/ч. Глубина проверки – до 15 километров при удалении летательного аппарата на 2-5 км от авангарда событий.
Ножевые тралы
Военная инженерная техника, фото которой приведено ниже, относится к стандартным ножевым тралам типа КМТ. Машины работают по принципу выкапывающих приспособлений, конструктивно сделаны в виде отвала с режущими частями черенковой конфигурации.
Колейно-катковые модификации оснащаются ножевыми и специальными отсеками. Под их весом взрыватели противотанковых нажимных мин активируются. Тральные приспособления электромагнитного действия (ЭМТ) могут монтироваться на танках с любыми видами креплений.
УР-77
Военная техника инженерных войск в данном исполнении ориентирована на проделывание тоннелей по минным полям взрывным способом. В качестве базы выступает многопрофильный тягач на гусеницах МТЛ. Техника гарантирует подачу заряда на 200-500 метров, в результате образуется «просека» шириной 6 м и глубиной 90 м. Вес машины – 15,5 тонны, показатели скорости – 60/5 км/ч (на суше/в воде).
Ниже приведены нормы трудоемкости и ремонта инженерной военной техники типа МВЗ:
- Дистанционное минирование усложняет обнаружение боеприпасов противником.
- Приспособления для механизированной раскладки мин подразделяются на несколько групп (наземные заградители, вертолетное оборудование, системы удаленного минирования типа ВСМ и АСМ).
Эх, дороги!
В середине 1930-х после специальных испытаний для инженерных частей были отобраны различные образцы дорожных и строительных машин. В 1937–1938 гг. опыт их эксплуатации в воинских подразделениях позволил принять на вооружение модифицированную для армии спецтехнику: тяжёлый грейдер ГТМ и бульдозер БГ-М, скреперы СП и СТ-5, двухотвальные канавокопатели КВ-2 и КВ-3, тяжёлый разборный риппер (рыхлитель), а также мощный спецгрейдер СПГ и колёсный автогрейдер с кирковщиком.
Одними из первых в инженерных частях появились передвижные зарядно-осветительные электростанции АЭС-1 (в 1930 г., мощность 3 кВт на шасси Ford AA) и АЭС-3 (в 1935 г., мощность 15 кВт на шасси ГАЗ-АА). Начались поставки водоочистительных станций АСФ-500, буровых установок АВБ-100 (на шасси ЗИС-5 или ЗИС-6), полевых авиаремонтных мастерских ПАРМ-1 и походных мастерских инженерных войск АПРИМ. Трёхосные ЗИС-6 послужили основой для автокранов АКЭ, АК-3 и АКМ заводов им. Январского восстания и «Красный металлист», автомобильных электростанций АЭС-4 и самоходных компрессорных станций СКС-36 для питания передвижных пневматических молотов и береговых сваебоев.
Всё большее распространение получали зенитные прожекторные установки (станции). На шасси ЗИС-5 выпускали прожекторную станцию О-15-3, на шасси ЗИС-6 – прожекторную станцию ПО-15-8. С 1938 по 1942 г. для установки зенитной прожекторной установки З-15-14 получили распространение длиннобазные ЗИС-12 с низкими бортами.
Однако основными средствами механизации работ до Великой Отечественной войны в инженерных частях оставались гусеничные и колёсные тракторы. Причём до первой половины 1930-х основу парка в народном хозяйстве и Красной Армии составляли иностранные машины. В период 1922–1930 гг. в СССР было ввезено свыше 60 тыс. тракторов, тогда как на всех заводах выпущено не более 17 тыс. С освоением производства гусеничных тракторов доля отечественной техники значительно перевесила импорт.
Гусеничный минный заградитель
Среди заброшенной инженерной военной техники Советского Союза имеется такой представитель, как ГМЗ-3, который предназначался для механизированной раскладки противотанковых мин конфигурации ТМ, оснащаемых контактными и бесконтактными типами взрывателей.
Машина оборудовалась аппаратурой для контроля минных полей, броневой защитой и пулеметной установкой ПКТ. В качестве силового агрегата использовался дизельный двигатель с 12 цилиндрами мощностью 520 лошадиных сил. Вес агрегата – 28,5 тонны, скорость при установке мин в грунт/на поверхность – 10/16 км/ч. Экипаж – три человека.
Начало моторизации
К началу ХХ века механизация применялась лишь в военно-дорожном строительстве, где главным подрядчиком выступало МПС. Первые самоходные паровые катки поступили в МПС ещё во второй половине XIX века. К 1990 году их поставляли Simeon & Porter, Aveling & Porter, Fowler, Marshall, «Альбарэ». Затем парк пополнился машинами Механических , Брянского машиностроительного завода, варшавской , Коломенского машиностроительного завода, Механического и чугунолитейного в Белостоке и Воткинского казённого завода. Параллельно артиллерийские части русской армии активно снабжали паровыми рутьерами и тракторами.
Как только автомобили стали неотъемлемым техническим средством вооружённых сил, колёсную технику начали привлекать и в инженерном деле. Во время III Международной автомобильной выставки в мае 1910 г. Главное инженерное управление Русской императорской армии испытало на шоссе между Петербургом и Москвой 16 грузовых автомобилей и 2 трактора с прицепными тележками. Выводы комиссии по использованию механического транспорта для перевозки тяжёлых грузов были положительными. Однако масштабное оснащение инженерных частей автомобилями началось лишь в 1914 г., и использовались они в основном для перевозки стройматериалов.
К 1917 г. в части моторизации войск и машинизации Российская армия выглядела вполне достойно среди ведущих держав. Более того, в Первой мировой войне инженерные части Австро-Венгрии и Германии на фоне оснащения Антанты выглядели более чем скромно.
Траншейные и котлованные агрегаты
Колесные ТМК и гусеничные БТМ служат для отрывки траншей при помощи роторного рабочего элемента. Он позволяет выполнять проработку грунта на глубину до до 1,5 метра, причем очертание может быть прямо- или криволинейным. Отвал выполняется в две стороны, параметр готовой траншеи по ширине составляет 0,5/1,1 метра (по дну/верху). Некоторые модификации оснащаются бульдозерными механизмами, служащими для засыпания воронок, рвов, отрывания траншей.
Котлованная инженерная техника ориентирована на выработку мест под фортификационные строения, специальные укрытия боевых и вспомогательных единиц. Стандартная конструкция рассматриваемых машин состоит из тракового тягача, фрезерного рабочего органа, дополнительного оборудования. Например, машина МДК-3 оснащается рыхлителем, дающим возможность обрабатывать мерзлую и твердую почву на глубину до 30 сантиметров.
Цари природы
Большие задачи требовали больших машин, и после войны они не преминули появиться. Высокоэнергетичные гусеничные транспортёры АТ-Т, выпускаемые в 1949–1979 гг. на Харьковском заводе транспортного машиностроения, стали основой для большой гаммы высокопроизводительных машин. Удлинённое изделие 426У для наведения переправ, установки электростанций и балок, изделие 409У и 405МУ для траншейных БТМ и БТМ-3, котлованных МДК-2, путепрокладочного оборудования БАТ и многих др. землеройных и экскавационных орудий с активными и пассивными рабочими органами.
Принято считать что в качестве носителей землеройных агрегатов в основном используется гусеничная техника, но необходимо сюда включить автогрейдеры, скреперы и землевозы и инженерные тягачи. Например, ТМК на базе инженерного колёсного тягача ИКТ (МАЗ-538) монтировали роторный рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществлялся со скоростью 700 м/ч, в мёрзлых грунтах – 210 м/ч. На раме рабочего органа устанавливали откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. На шасси КЗКТ-538ДК, КЗКТ-538ДН и КЗКТ-538ДП были изготовлены машины РК2, ПКТ-2, И-400.
Гигантомания в инженерных войсках связана не только с необходимостью иметь высокопроизводительные и энергонасыщенные агрегаты, но они являются и средством прикрытия крупной техники. Например, современный «Агрегат 15М69 МИОМ» – машина инженерного обеспечения и маскировки на шасси МЗКТ-7930 «Астролог» – сегодня несёт службу в инженерных частях РВСН. Будь ракетоносцы поменьше, то и автомобили маскировки не были бы столь крупными.
Прочая военно-инженерная техника
Землеройная машина ПЗМ-2 служит для проделывания траншейных и котлованных сооружений. Рабочие механизмы созданы на базе колесного тягача с роторным метателем, тяговой лебедкой и бульдозерным отвалом. Также в данную категорию входят армейские экскаваторы, предназначенные для погрузочных и землеройных работ при оборудовании войсковых позиций и управленческих постов.
Конструкция войскового экскаватора:
- базовое шасси в виде автомобиля с повышенным показателем проходимости;
- рама-обвязка с выносными опорными элементами;
- силовой агрегат;
- экскаваторные приспособления;
- платформа поворотного типа;
- гидравлический привод;
- крюковая подвеска;
- обратная лопата.
Путепрокладчики конфигурации БАТ предназначены для содержания и подготовки путей маневров и движения войсковых частей. Эти машины, наряду с универсальными аналогами УДМ и БКТ, ориентированы также на обустройство съездов с мостов, переправ, преодоление оврагов и прочих грунтовых препятствий.
Бульдозеры в броне
Одним из основных подразделений инженерных войск являются понтонно-мостовые бригады. Их задача – провести технику и личный состав там, где без их помощи, что называется, ни проехать ни пройти. Мешать продвижению войск могут разрушенные здания, искусственные заграждения противника, особенности природы и ландшафта или водоемы. Со всем этим с помощью спецтехники справятся инженеры.
Бронированные инженерные машины на базе тракторов Б10М2 и Б12 и фронтальный колесный погрузчик со спецзащитой ПК-55С выпускаются Челябинским тракторным заводом (входит в УВЗ). Эти машины позволяют эффективно разбирать завалы и прокладывать путь в ходе боевых действий. Основные элементы техники защищены броней, высокий процент деталей унифицирован с деталями гражданских моделей завода.
Инженерная машина разграждения ИМР-3М. Фото: Минобороны
Инженерная машина разграждения ИМР-3М производства УВЗ – настоящий «терминатор» инженерных войск. Работающая на шасси танка Т-90 машина оснащается универсальным бульдозерным отвалом и телескопической стрелой с манипулятором. ИМР-3М может проделывать проходы в каменистых и лесных завалах, в сугробах и минных полях, рыть или засыпать котлованы. Экипаж способен работать даже в условиях радиации, а для самообороны на машине установлен пулемет.
Одна из перспективных разработок УВЗ в этом направлении − универсальная бронированная инженерная машина УБИМ. Она совмещает возможности сразу трех инженерных агрегатов − бронированной ремонтно-эвакуационной машины, инженерной машины разграждения и бронированной машины разминирования. Этот броневой монстр может работать под плотным вражеским огнем и прокладывать дорогу войскам даже по территории, на которой применялись средства массового поражения.