Немецкая 150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H. 18 – скрывающая возраст и страдающая лишним весом

15cm sFH18 – немецкая тяжелая полевая гаубица периода Второй мировой войны. Данная гаубица состояла в штатах одного их четырех артполка пехотной дивизии, наряду с 10,5 cm leFH18 которые находились в трех остальных дивизионах. Эта же гаубица находилась в штатах отдельных тяжелых артдивизионов РГК. 150-мм гаубицы sFH18 широко применялись для уничтожения живой силы противника, контрбатарейной борьбы, а также борьбы с танками на исходных позициях, а также разрушения долговременной фортификации и обстрела тыла противника.

Основания появления 15cm sFH18.

Как известно, одним из пунктов Версальского договора, Германии прямо запрещалось разрабатывать, строить и иметь на вооружении артиллерийские орудия калибром 150 мм и более. За единственным исключением — артиллерия Кенигсбергской крепости смогла сохранить двенадцать полевых гаубиц 15cm lg. sFH13


Естественно, такая ситуация никак не устраивала немецких военных. Втайне от союзников они припрятали довольно значительное количество гаубиц lg.sFH13 . В тридцать девятом году Вермахт располагал 696 гаубицами этой модификации. Еще до того, как Международная контрольная комиссия окончила свою работу в Германии, немецкие военные поставили вопрос о возобновлении серийного производства тяжелых гаубиц. Однако существующая гаубица уже не отвечала современным требованиям, прежде всего вследствие недостаточной дальнобойности, а также угла горизонтального обстрела.

Конструкторы и «Крупп» начали работу над будущей гаубицей 15cm sFH13 за несколько месяцев до отъезда контрольной комиссии. В этот раз, по решению Отдела вооружения сухопутных войск, конкуренты трудились сообща. отвечала за проектирование ствола гаубицы, тогда как «Рейнметалл» проектировала лафет. Новая гаубица в целях сохранения секретности получила индекс 15cm sFH18, т.е 150-мм тяжелая полевая гаубица обр.18г. Работы над гаубицей, включая проектирование, изготовление опытных образцов, а также испытания продолжались около трех лет.

ТТХ мортиры 21 cm Mrs 18.

21 cm Mrs 18
Ствол
Калибр, мм.210,9
Длина ствола мм/клб.6510/31
Длина трубы, м.6080/29
Длина нарезной части мм5274
Длина зарядной части, мм.643
Объем зарядной каморы,л.2,45
Крутизна нарезов, клб/гр.:36/30
Число нарезов32
Глубина нарезов, мм.2,4
Ширина нареза, мм.5,6
Ширина поля, мм.3,9
Вес ствола с затвором, кг.5990
Лафет
УВНот -00 до + 700
УГН
без перестановки хобота160
с перстановкой хобота3600
Длина отката, мм.
короткого850-1200
длинного950-1000
Вес системы в боевом положении, кг.16700
Вес системы в походном положении при нераздельной возке, кг.17900
Вес системы в походном положении на двух повозках, кг22700
Скорострельность, выстр/час.30
Скорость букировки при раздельной возкие, км/ч.до 20

Баллистические данные 21 cm Mrs 18.

№ зарядаОсколочно-фугасный снаряд весом 113 кг.Бетонобойный снаряд весом 121,4 кг.
Начальная скорость, м/сДальность стрельбы, м.Начальная скорость, м/сДальность стрельбы, м.
12254650218
22565850247
32907325281
43559800344
544012500426
65651670055016700

Предыстория создания

По условиям Версальского мирного договора, с 31 марта 1920 года Германия не могла иметь больше семи пехотных и трёх кавалерийских дивизий, общий численный состав её армии не должен был превышать 100 000 человек, включая офицеров и вольнонаёмных. Суммарное количество офицеров, включая персонал штабов, не должно было быть больше 4000 человек. Генеральный штаб распускался и не мог быть восстановлен ни в какой форме. Всеобщая обязательная военная служба отменялась, а армия могла комплектоваться только добровольно.

Парад немецких войск в поверженной Варшаве, осень 1939 года. Проезд s.F.H. 18 на конной тяге: на переднем плане — ствольная повозка, вдали — лафетная повозка. Колеса цельнометаллические (Bundesarсhiv)

Серьёзному сокращению подвергалась артиллерия. В каждой пехотной дивизии полагалось иметь один артиллерийский полк из трёх дивизионов по 12 орудий в каждом, причём два дивизиона были вооружены пушками и только один — гаубицами. Ограничивалось не только количество орудий, но также их тип и калибр: так, оговаривались 105-мм лёгкие гаубицы. В кавалерийских дивизиях гаубиц не предусматривалось вовсе.

Немцам запрещалось заниматься разработкой любых новых систем вооружения, но спустя некоторое время работы были начаты — тайно либо за пределами Германии. Также запрещалось иметь тяжёлую артиллерию, но здесь было небольшое исключение — крепостной район Кёнигсберг. В нём разрешалось сохранить небольшое количество тяжёлых орудий, а именно 150-мм полевых гаубиц образца 1913 года (15 cm s.F.H. 13), принадлежащих к одному из наиболее распространённых типов тяжёлых орудий имперской немецкой армии.

Официально разрешалось оставить 12 гаубиц s.F.H. 13 с боекомплектом 400 снарядов на ствол, однако в реальности орудий было больше: немцы сумели кое-что припрятать, в том числе и 210-мм мортиры. Это дало возможность проводить подготовку артиллеристов пехотных дивизий и создавать кадровый костяк тяжёлой артиллерии будущего вермахта.

150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H. 13 и её расчёт

Для наблюдения за выполнением условий Версальского договора в Германии работала союзническая контрольная комиссия, состоявшая из 337 офицеров и 654 солдат. Комиссия заметила ведение новых разработок и даже закрыла конструкторское бюро концерна Круппа, ведущее в отрасли. Тем не менее работы были продолжены теми же инженерами буквально в соседнем городке. Комиссия убыла из Германии 28 февраля 1927 года, после чего прятаться особой нужды не было.

Модификации 15cm sFH18

В 1942 г в серию пошла гаубица 15cm sFH18M. Основным отличием этой модификации был дульный тормоз и лейнер ствола. Благодаря этим изменениям удалось уменьшить нагрузку на лафет при стрельбе на зарядах №7 и 8 и позволило по мере износа менять лейнер стола, а не сам ствол.


15cm sFH18M – первое немецкое орудие в боекомплект, которого входили активно-реактивные снаряды. Снаряд 15cm RGr весом в 45,25 кг позволил вести огонь на дистанцию до 19 км, благодаря чему гаубица получила возможность обстреливать цели ранее доступных только для пушек 10,5 cm K18. Что позволило отказаться от выпуска этих пушек, хотя активно-реактивные снаряды в виду несовершенства конструкции имели большое рассеивание. Так на предельной дистанции рассеивание снарядов достигало 1250м.

В тридцать пятом году по указанию Отдела вооружений и «Крупп» начато проектирование легкой 150-мм гаубицы. Основная цель проекта – обеспечить транспортировку гаубицы единственной шестиоконной упряжкой. Облегченная гаубица получила индекс 15cm sFH36. Основное отличие — укороченный на 890 мм ствол с ДТ и широкое использование легких сплавов. Вес гаубицы удалось снизить едва ли не вдвое, до 3500 кг, при этом пришлось пойти на снижение дальности стрельбы до 12,5 км. Прототип 15cm sFH36 изготовили в 1938 году, в тридцать девятом году началось мелкосерийное производство облегченных гаубиц. Но уже в сорок первом году производство пришлось прекратить в виду дефицита легких сплавов, которые требовались для авиационной промышленности.


Проектирование еще одного варианта 15cm sFH18, специально для мехтяги, было начато в тридцать восьмом году. В этом варианте, благодаря увеличению на три калибра длины ствола удалось увеличить дальнобойность до 15,6 км. Существенно увеличен УВН- до 70 градусов. Данная модификация получила индекс 15cm sFH40. Опытный образец увидел свет уже в 1938 году, но производство sFH40 было заблокировано в виду необходимости форсированного увеличения выпуска уже существующих артиллерийских систем. Все работы по этой модификации прекращены в сорок первом году.

Имеющийся задел стволов решили выработать, наложив их на серийный лафет sFH18. Полученная гаубица 15cm sFH18/40 или 15cm sFH42 оказалась орудием не совсем удачным. Более длинный, по сравнению с sFH18 стол увеличил дальность стрельбы, но штатный лафет не позволял вести огонь по таким высоким траекториям как у sFH40. Цена орудия оставляла 60 тысяч рейхсмарок против 40 тысяч за sFH18. Всего таких гаубиц выпустили 46 штук.

В руках победителей

После войны «Шкода» модернизировала s.F.H. 18 для нужд чехословацкой армии, унифицировав гаубицу с советскими орудиями по боеприпасам. Орудие стало называться 152 mm houfnice vz. 18/47: новый ствол с дульным тормозом устанавливался на лафет s.F.H. 18. Это модификация состояла на вооружении армии Чехословакии до конца 80-х годов прошлого века, а часть стволов была использована для установки на самоходную гаубицу vz. 77 DANA (Samohybná Kanónová Houfnice vzor 77).

Чехословацкая 152 mm houfnice vz. 18/47. Технический музей Лещаны (Чехия)

В ходе войны Красная армия захватила некоторое количество s.F.H. 18, и Главное артиллерийское управление провело их испытания. По итогам испытаний составили подробное описание гаубицы, при этом заслуживающими внимания были признаны следующие конструктивные особенности:

  • механизмы крепления щитков противооткатных устройств в казённике;
  • способ крепления гидравлического накатника в воздушном;
  • конструкция нижнего станка;
  • конструкция ходовой части;
  • размещение маховика подъёмного механизма на станине.

Тем не менее общий вывод был негативным:

«В производстве система, ввиду сложности ряда механизмов, трудности обработки некоторых частей и деталей, большого числа заклёпочных соединений, не обладает достаточной простотой. Это делает её не вполне отвечающей условиям массового производства. Однако сложной в производственном отношении систему всё же назвать нельзя».

Снаряды и гильзы с зарядами для гаубицы s.F.H. 18

Тактико-технические характеристики гаубицы s.F.H. 18:

Работы над новыми 150-мм гаубицами.

В сентябре 1943 года Верховным командованием вермахта был объявлен конкурс на проектирование полевой гаубицы 15cm sFH43 с круговым обстрелом и увеличенным до семидесяти градусов УВН. Помимо традиционных игроков – «Крупп» и «Рейнметалл» в этом конкурсе приняла участие фирма «Шкода. Основная интрига заключалась в том чтобы перебить пушки-гаубицы МЛ-20 на километр. Ни один предъявленный проект не смог удовлетворить военных. В следующем году был объявлен новый конкурс, с новыми ТТХ на 15cm sFH44. Но и эти проекты не были реализованы.

Особенности конструкции


При конструировании гаубицы 10,5 cm leFH16 было уделено много внимания на ремонтопригодность, унификацию и взаимозаменяемость составных частей и отдельных узлов, принимая во внимание возможный подвоз и замену пришедших в негодность деталей. Так, например гаубица и пушка обр.16 года использовали одинаковый лафет гаубицы 98/09 с некоторыми изменениями и усилением конструкции. Далее, в противооткатном механизме, удалось использовать однообразный компрессор Felda 16 c постоянным откатом. Это было особенно важной мерой, так как благодаря этому была достигнута полная взаимозаменяемость.

Для достижения ранее указанной дальности стрельбы, ствол 10,5 cm leFH16 был значительно удлинен – ствол гаубицы увеличили аж на 10 калибров- с 11,9 до 22. Вместе с этим гаубица утратила типичную на тот момент особенность орудия с крутой траекторией (короткий ствол) и приняла вид пушки – явление, в одинаковой степени повторявшееся у тяжелых орудий. Гаубица получила новый клиновой затвор вертикального типа и сохранила прогрессивную нарезку ствола.


Таким образом, гаубица 10,5 cm leFH16 была орудием не вполне новой конструкции, а представляла собой дальнейшее последовательное развитие прежней материальной части немецкой артиллерии. Во многом она базировалась на данных существующей материальной части. Например, это вопрос калибра, который был сохранен в целях использования заготовленных запасов боеприпасов. Не маловажным было также возможность использования уже имевшегося на заводах оборудования и оснастки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]