Общая характеристика современных разработок УАБ за рубежом

Конфигурации

Как было сказано ранее, трансформация в управляемую или планирующую бомбу при нынешнем уровне технологии является довольно простым делом. Берется стандартная свободнопадающая авиационная бомба и на нее крепятся при помощи съемных хомутов и болтов несколько элементов для планирования, но, судя даже по нескольким фотографиям из этой статьи, существует по сути два способа это сделать, особенно, когда дело касается движущихся управляющих поверхностей, необходимых для удержания бомбы на требуемой траектории.

Управляющие поверхности могут устанавливаться в носовой части в стиле «носовые рули» или более традиционно в хвостовой части. Последнее решение подходит, прежде всего, для более крупных и более тяжелых бомб, но требует, как можно увидеть на некоторых фотографиях, установки защищенных (в том числе и физически) каналов передачи данных, идущих вдоль корпуса бомбы и связывающих носовой сенсорный блок с задними движущимися поверхностями.

Достаточно странно, но схема с носовыми рулями была реализована на ветеране среди планирующих бомб современной эпохи – тяжелой авиабомбе с лазерным наведением Paveway оригинальной разработки компании Texas Instruments, которая применялась американскими ВВС в 60-х годах во Вьетнаме. Известная в войсках под обозначением GBU-1 (GBU – guided bomb unit – управляемая авиационная бомба), управляемая авиационная бомба с лазерным наведением Paveway (позднее задним числом получившая обозначение Paveway 1) выглядела довольно топорно, поскольку базировалась на несколько «толстоватой» и без особого намека на аэродинамику 750-фунтовой бомбе M117. Но на то время цель была одна – повысить точность бомбы.

После первой модели Paveway, разработка и производство которой было передано компаниям Raytheon и Lockheed Martin (частично), последовали бесчисленные типы и модификации, особенно на базе бомб Mk84 и Mk82, соответственно массой 2000 и 500 фунтов (900 кг и 227 кг).


Фугасная бомба Mk 84 (BLU-117/B) весом 900 кг с комплектом JDAM получила обозначение GBU-31 JDAM

Европейцы разработали свой комплект для авиабомб, получивший обозначение PGM (precision guided munition – высокоточный управляемый боеприпас). Самые первые конструкции были разработаны итальянской компанией GEC Marconi, ставшей позднее Alenia Marconi, которая, в конце концов, влилась в то, что известно сегодня как MBDA. Бомба массой 500 фунтов с комплектом PGM имеет довольно гладкие обводы, так как носовая и задняя его части имеют достаточно большой диаметр и при установке образуют вокруг бомбы единый корпус.

У бомбы массой 2000 фунтов при установке этого комплекта основной корпус остается незакрытым. Впрочем, серийно изготавливался только комплект меньшего размера, который был продан Объединенным Арабским Эмиратам (на то время единственное оружие этого типа неамериканского происхождения) под обозначением Hakim для установки на истребители Mirage 2000-9 ВВС этой страны.


Управляемые бомбы PGM 500 (вверху) и PGM 2000


Название этого комплекта Diamond Back (алмаз на спине), созданного компанией MBDA, не требует пояснений. Комплект Diamond Back (на рисунке с расправленными крыльями) может устанавливаться фактически на любую управляемую бомбу с единственной целью – значительно повысить ее планирующие свойства

Позднее появились новые системы с большей дальностью действия и более высокой точностью, но на этот раз за счет принятия комплектов крыльев, расположенных приблизительно над центром тяжести бомбы с целью получения дополнительной подъемной силы, чего не могли предложить даже большие выступающие крестообразные хвостовые рули поздних моделей бомб Paveway. Окончательное решение пришло в виде складных крыльев, раскрывающихся в полетную конфигурацию после того, как бомба отходила на безопасную дистанцию от самолета.

Здесь сразу приходит на ум пример подобной конструкции – комплект Diamond Back от компании MBDA, который может крепиться хомутами к существующим бомбам типа Paveway с установленным комплектом наведения: сенсорным блоком и расположенными сразу за ним крестообразными управляющими поверхностями. Комплект Back Diamond обеспечивает подъемную силу, способствующую увеличению радиуса действия авиабомбы в 20 раз.

Впрочем, задолго до появления крепимых хомутами комплектов фирма Kentron, подразделение компании Denel, по всей видимости, проложила путь технологии планирующих бомб в нынешнем её виде. Разработка системы Raptor началась в 70-х годах и по ее завершении она поступила на вооружение истребителей Mirage F1 южноафриканских ВВС, ведших в то время боевые действия с Анголой. В отличие от Diamond Back, раскрывающиеся крылья комплекта Raptor крепились к нижней части авиабомбы, а небольшой винт в хвостовой части запитывал электронику бомбы для того, чтобы не зависеть от энергосистемы самолета-носителя. Что же касается бомб, оснащенных комплектом Diamond, то они переворачиваются после раскрытия крыльев.


Комплект Raptor (задним числом названный Raptor 1, когда уже планировался Raptor 2) стал первым экземпляром планирующей бомбы. Первоначально он управлялся по радиокомандам, но позднее получил телевизионную ГСН. По словам южноафриканских пилотов, он был чувствителен к солнечным бликам и мог лишь ограниченно применяться при расположении солнца над линией горизонта. Скорее всего, вариант Raptor 2 не продвинулся далее этапа разработки (фото внизу)


Бомба малого диаметра SDB от Boeing, оборудованная комплектом Diamond Back, через мгновение поразит цель. Diamond Back также используется наряду с комплектом Jdam, позднее развившимся в вариант Jdam-ER

Комплект Raptor II, который по задумке должен был включать пару расположенных параллельно реактивных двигателей, установленных под блоком крыльев, так и не был до конца доработан. Вместо него компания Denel разработала комплект Umbani и показала его на выставке Africa and Aerospace Defence 2004. Свой первый полет на авиабомбе Mk82 он совершил с истребителя Hawk в 2011 году. По данным компании, в тот раз она улетела на 40 км. Несмотря на сделанные по заказу компании картинки, демонстрирующие сброс авиабомбы с этим комплектом с южноафриканского самолета Gripen, в ближайшем будущем эта система не будет воплощена в реальность, поскольку необходимы огромные вложения в сертификацию ее применения со сверхзвукового самолета. Впрочем, всё может измениться с сертификацией комплекта Al Tariq, разработанного компанией Tawazun Dynamics. Стоит заметить, что, тем не менее, ВВС ЮАР закупили авиабомбы Paveway IV для вооружения своих истребителей Gripen.

С целью увеличения радиуса действия существующих управляемых авиабомб серии Spice компанией Rafael также был разработан комплект крыльев, крепимый под фюзеляжем.


Компания Rafael разработала комплект Spice 1000, который крепится к бомбе Mk83. Авиабомба, оснащенная раскладными крыльями в нижней части фюзеляжа, имеет дальность полета до 60 км. Оборудованная системой двойного наведения (ПЗС- и инфракрасная камера на конечном участке траектории), бомба распознает свои цели с помощью системы сравнения эталонного и реального отображения местности. Компания Rafael заявляет о круговом вероятном отклонении три метра


Если нет необходимости в экстремальных дальностях, то предложение компании Boeing в виде комплекта Jdam с GPS-наведением, возможно, станет хорошим предложением ориентировочно за 20000 долларов, что примерно в пять раз дешевле его аналогов с лазерным наведением. Как правило, он позволяет иметь максимальную дальность 30 км и типичную точность около 10 метров. После передачи координат цели в систему бомба готова к сбрасыванию

Дело упрощается, когда задействуется простой GPS-приемник или блок инерциальных измерений, ведь в этом случае нет нужды в сложном сенсорном модуле в носовой части. В этом случае достаточно только хвостового блока с подвижными стабилизирующими поверхностями, как например, у комплекта оборудования Jdam (Joint Direct Attack Munition) от Boeing, трансформирующего существующие свободнопадающие бомбы во всепогодные корректирующие. Эта система представляет собой комплект из крыльев, крепящихся в средней части бомбы, и хвостового блока, имеющего хвостовое оперение. Изначально он был разработан компанией McDonnell Douglas и впервые применен в Косово в конце 90-х годов. С тех пор комплект был продан в 26 стран.

Хорошие идеи зачастую перенимаются другими, особенно когда они простые. Так и произошло с турецким комплектом высокоточного наведения HGK, разработанным НИИ оборонной промышленности Совета Турции по научно-техническим исследованиям Tubitak Sage. Этот комплект фактически воспроизводит раздвижную конструкцию Jdam, используемую в качестве аэродинамических стабилизаторов. По данным производителя, это комплект обеспечивает для авиабомбы Mk82 с системой инерциальной навигации круговое вероятное отклонение всего 10 метров, а при активации GPS всего 6 метров. При сбросе с большой высоты дальность действия составляет около 30 км. Комплект Jdam со своей стороны крепится на 2000-фунтовую бомбу Mk84 и 1000-фунтовую Mk3.


Комплект At Tariq на стенде компании Tawazun на выставке Dubai Air Shоw в ноябре 2015 года

Заметки [ править ]

  1. Гамильтон, Ричард (1995). «Боеприпасы с высокоточным наведением и новая эра оружия» . Центр изучения авиации, Королевские ВВС Австралии . Проверено 2 февраля 2009 .
  2. » Бомба с мозгом
    «. Бритиш Пате кинохроника 52 / 51A, 23 июня 1952 г. Проверено 4 апреля 2013 г.
  3. Fitzsimons, оп. соч.
    , Том 10, с.1090, «Горгульи».
  4. Fitzsimons, оп. соч.
    , Том 9, с.926, «Феликс».
  5. Таньхоа мост архивации 2005-11-09 в Wayback Machine

  6. Британские Маленькие войны, заархивированные 20 января 2011 в Wayback Machine.
  7. JDAM продолжает оставаться любимым оружием воинов.
  8. Информационные бюллетени ВВС США : боеприпасы для совместной прямой атаки
  9. Технические характеристики JDAM
  10. DCI Заявление о Белграде китайского посольства Архивированных 2006-10-04 в Wayback Machine
  11. Fitzsimons, оп. соч.
    , Том 9, с.926, «Феликс».
  12. Boeing Laser JDAM
  13. Raytheon Enhanced Paveway в архив 2008-03-07 в Wayback Machine

Двигатель

По разным причинам на несколько моделей управляемых бомб были установлены ракетные ускорители. Кроме того, что ускорители позволяют увеличить дальность подобного вооружения, которая может достигать 100 км при сбросе с больших высот, они позволяют запускать управляемые бомбы либо с легких реактивных самолетов (даже с самолетов изначально разработанных как учебно-тренировочные), либо с более низких высот.

При этом авиабомба с реактивными ускорителями на борту может совершать набор высоты по крутой траектории, например, для дальнейшего почти вертикального пикирования, позволяющего минимизировать косвенный ущерб. Это, впрочем, определяет очень высокую точность работы не только касательно головки самонаведения (ГСН), но также управляющих аэродинамических поверхностей, которые должны мгновенно реагировать на корректирующие команды от ГСН. В настоящее время вооружение этого типа, как например модульная система наведения AASM от компании Sagem в режиме крутого пикирования, достигло метровой точности.

Система Umbani от Denel первоначально предлагалась с ракетным ускорителем, однако компания Denel не смогли подтвердить продолжаются ли работы по ней. Подобная разработка кажется маловероятной в связи с появлением нового комплекта Al Tariq от компании Tawazun.

Ранее уже был упомянут комплект PGM от MBDA и его использование для вооружения истребителей Mirage 2000-9 эмиратских ВВС. Однако позднее с его закупкой возникли определенные сложности. Но ничто так не подвигает и не стимулирует страну на разработку своего собственного варианта вооружения и его совершенствование, как лишение ее возможности использовать его в своих собственных интересах. Эмираты совместно со своей компанией Tawazun Dynamics и южноафриканской Denel вышли на рынок с системой AL Tariq в двух вариантах. Один – более традиционной схемы как у Paveway, а второй с надфюзеляжными раскладывающимися крыльями для увеличения дальности (см. первое фото). По правде говоря, комплект Al Tariq очень похож на серийный вариант системы Urnbani. Более простой из двух вариантов был продемонстрирован в Южной Африке в апреле 2015 года; сброшенная с самолета Hawk авиабомба с этим комплектом поразила цель с впечатляющей точностью.


Система Umbani, базирующаяся на авиабомбе Mk84 и впервые представленная компанией Denel в 2004 году, послужила в качестве основы для разработки Al Tariq


На фото представлены два из трех вариантов AASM. На переднем плане с лазерной ГСН, а сразу за ней с системой инерциального и GPS-наведения (на заднем плане бомба Paveway II). Третий вариант AASM оснащен инфракрасной ГСН и напоминает своей стеклянной сферой вариант с лазерной ГСН

См. Также [ править ]

  • Комплект точного наведения XM1156
  • M982 Экскалибур
  • XM395 Высокоточный минометный боеприпас
  • M712 Медная голова
  • Краснополь (оружие)
  • Стрикс минометный снаряд
  • Крылатая ракета
  • Ракета с проводным наведением
  • Планирующая бомба
  • Боеприпас высокоточного наведения
  • Система наведения
  • Ракета
  • Наведение ракеты
  • Терминальное руководство
  • Датчик приближения
  • Артиллерийский взрыватель
  • Магнитный неконтактный взрыватель
  • Бесконтактный взрыватель

Первые шаги в будущее

Планирующие управляемые авиабомбы Сименса во время Первой Мировой войны не были уникальными. в те годы над аналогичными проектами работали Mannesmann AG, Mercur, Франц Шнайдер (Franz Schneider) и Хуго Юнкерс. И все же заслуга разработки концепции управляемого оружия воздушного базирования принадлежит Вильгельму фон Сименсу и его команде. Хотя ни один нескольких сотен планеров Сименса, из изготовленных в ходе Великой войны, не участвовал в боевых действиях, тем не менее они подготовили почву для будущих гораздо более смертоносных систем вооружения.

  • * — дословно полдюжины (half a dozen) (в источнике 2 указано, что в операции принимали участие 11 бомбардировщиков Dornier Do 217)
  • ** — в источнике 2 приведена высота 4-5 км
  • *** — «fly-by-wire» — дистанционное управление рулями с помощью электроприводов

источники:

  1. RAY RIMELL «The Kaiser’s guide missiles» AEROPLANE SEPTEMBER 2008
  2. https://www.warfleet.ru/roma.html

Су-24М2 «Чемодан»

Старый советский двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полета передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырех положений: 16° — на взлете и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полете, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Принят на вооружение в 1975 году. Активно применялся в ходе обеих чеченских войн, во время конфликта в Южной Осетии, ограниченно использовался некоторыми зарубежными странами (Азербайджан, Узбекистан, Ливия, Украина).

Современная модификация Су-24М2 поступила в войска в 2007 году. На машине установлена новая навигационная система, которая за счет интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полет на высотах 30—50 м (кратковременно — 10—30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, которое может применять бомбардировщик.

Внешние ссылки [ править ]

  • « Бомба с мозгом
    ». Британская кинохроника Pathé 52 / 51A, 23 июня 1952 года.
  • Как работают умные бомбы
  • Краткая история высокоточного оружия
  • «Умные бомбы» не попали в иракские цели. BBC рассказала о первом применении JSOW, сбои наведения были связаны с ошибкой программного обеспечения, которая впоследствии была исправлена.
  • «Подшивка фактов: умные бомбы — не очень умная история BBC, обсуждающая ограничения применения управляемых боеприпасов.
  • Украина разрабатывает отечественное управляемое авиационное вооружение Статья об украинской разработке управляемой бомбы, август 2006 г.
  • Планирующие бомбы Второй мировой войны планирующие бомбы Второй мировой войны (Часть 1)
  • Планирующие бомбы Второй мировой войны планирующие бомбы Второй мировой войны (Часть 2)
  • Планируемые бомбы времен Второй мировой войны Современные планирующие бомбы
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]