Как родилась газетная утка о пулемете ШКАС из рейхсканцелярии Гитлера?


ШКАС

советский скорострельный 7,62-мм авиационный пулемет

В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Борис Гаврилович Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор Иринарх Андреевич Комарицкий 1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения Автоматика пулемета работала за счет отвода пороховых газов, питание осуществлялось от рассыпной металлической звеньевой ленты. Конструкция состояла из ствола с кожухом, ствольной коробки с крышкой, затворной рамы со штоком и поршнем, затвора, зубчатки, кожуха зубчатки, рычага подачи и его крышки, муфты с рукояткой заряжания, отражателя, гильзоулавливателя, спускового механизма, затыльника Ствол крепился в кожухе сухарным соединением. Патронник ствола – плавающего типа, то есть с продольными канавками на стенках, выходящими за передний срез гильзы (канавки Ревелли). После выстрела часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая разность давлений на стенки гильзы и силу ее сцепления со стенками патронника. Это облегчало экстракцию и предотвращало разрыв гильзы при высоких скоростях движения затвора. В 180 мм от дульного среза в стенке ствола выполнялось поперечное газоотводное отверстие. Газовая камора закрытого типа располагалась над стволом и снабжалась пробкой – газовым регулятором с тремя отверстиями диаметрами 2,5, 3,0 и 3,5 мм. Кожух со стволом крепился к ствольной коробке соединительной муфтой. Охлаждение ствола было воздушным, хотя в 1939 г. испытывался вариант и с водяным охлаждением. Ведущим звеном автоматики служила затворная рама, жестко связанная со штоком поршня. В канале штока помещалась трехжильная возвратно-боевая пружина. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, при этом задний скошенный срез затвора вставал на боевой упор ствольной коробки позади приемного окна. Запирание и отпирание затвора производил фигурный вертикальный выступ затворной рамы. Общая масса подвижной системы составляла 921 г, скорость движения назад – от 9,0 (при газоотводном отверстии 2,5 мм) до 12,1 м/с (при отверстии 3,5 мм) Ударник был смонтирован в затворе. Выстрел производился с заднего шептала, что естественно для пулемета с большим разогревом ствола. Боевой взвод находился на левой стороне затворной рамы. Спусковой механизм собирался в отдельном корпусе, для повышения живучести в него ввели буферную пружину шептала. При приходе затворной рамы в крайнее переднее положение (то есть после запирания затвора) ее выступ бил по ударнику


Главной изюминкой ШКАСа была система питания, собственно, и позволившая достичь столь высокого темпа стрельбы – 1800 выстр./мин. Подача патрона производилась зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся на продольной оси внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При движении штока поршня назад его криволинейный гребень давил на ведущий ролик рычага подачи, качавшегося в горизонтальной плоскости, и поворачивал его влево. Рычаг своим пальцем проворачивал зубчатку. Патрон, подхваченный зубчаткой, входил закраиной гильзы в винтовой паз. За один цикл автоматики зубчатка поворачивалась на 1/10 оборота, при этом патрон скользил по винтовому пазу, извлекался из звена рассыпной ленты и перемещался назад. Таким образом, извлечение патрона из ленты и его подача происходили плавно – к приемному окну ствольной коробки патрон подходил за полный оборот, т.е. 10 выстрелов. Здесь его подхватывал рычажный подаватель и прижимал к приемному окну, удерживая приподнятым вверх. Это позволяло сократить длину хода затвора. Непрерывная работа подающего механизма, снижение скоростей движения ленты и патрона при подаче на линию досылания предотвращало их повреждения, разрушение или перекос (правда, прочность гильзы и крепления в ней пули у авиационных патронов все же пришлось увеличить). Кроме того, описанная система позволяла уменьшить длину оружия, что немаловажно для размещения на самолете. При заряжании пулемета следовало освободить зубчатку, подвести к ней патронную ленту и с помощью откидной рукоятки заряжания провернуть зубчатку, введя в нее 8-9 патронов, затем включить подаватель. Не менее остроумно был устроен выбрасывающий механизм. Его работа раскладывалась на два этапа. При движении назад затворная рама поворачивала в поперечной плоскости отражатель. Тот выталкивал гильзу из лапок затвора в боковое гнездо ствольной коробки, где она удерживалась подпружиненным гильзоулавливателем. Отсюда ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при движении вперед В затыльнике монтировались пружинные буферы затворной рамы и затвора. Они не только смягчали удар подвижной системы в заднем положении, но и повышали начальную скорость ее возврата вперед. В сочетании с малой длиной хода затвора и совмещением по времени операций перезаряжания это уменьшало длительность цикла автоматики и повышало темп стрельбы

ШКАС был первым во многих отношениях. Предшествовавшие ему ПВ-1 Надашкевича, ДА и ДА-2 Дегтярева были продолжением опыта Первой мировой – приспособленными для авиации пехотными пулеметами Максим и ДП-27. ШКАС стал первым специально авиационным пулеметом, сконструированным с учетом требований своего времени. Непрерывная подача ленты, многожильная возвратно-боевая пружина – это было реализовано в ШКАС впервые. Равно как впервые в одноствольных системах был достигнут такой темп стрельбы. В самом деле: 7,62-мм французский авиационный пулемет Дарн с ленточным питанием давал 1100-1200 выстр./мин, английский 7,7-мм Виккерс-Р (магазинное питание) – 1000, американский 7,62-мм Кольт-Браунинг (ленточное) – 900, германский 7,92– мм MG-17 (ленточное) – 1100 ШКАС применялся в трех вариантах. Первым получил это оружие истребитель И-16 – в виде крыльевых пулеметов без прицельных приспособлений, с тросовым механизмом перезаряжания и системой тросов для спуска В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (или переднего визира), на кожухе – стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике – рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг. Флажковый предохранитель запирал шептало. Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной системы в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной. Изменился кожух ствола. Турельную установку разработал Н.Ф.Токарев. К примеру, четыре установки Тур-8 имел бомбардировщик ТБ-3-АМ-34РН. Позднее, с созданием новых самолетов, разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок Наконец, в 1936 г. был принят синхронный вариант (ШКАС обр.1936 г.), разработанный К.Н.Рудневым, В.П.Котовым, В.Н.Салищевым. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр./мин, зато некоторое удлинение пути разгона пули повышало начальную скорость до 800-850 м/с Разработка Н.М.Елизаровым вариантов винтовочного патрона с бронебойно-зажигательной, трассирующей, зажигательной пулей завершило формирование авиационного пулеметного комплекса Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933 г. их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934 – 2476, то в 1937 – 13 005, в 1940 – 34 233. Правда, больший интерес к началу войны вызывало авиационное оружие более крупных калибров – на 1941 г. запланировали выпуск только 3500 пулеметов ШКАС и 30 000 запасных стволов к ним. Перечислим типы самолетов, на которых стояли ШКАСы: истребители И-16, И-153, Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, МиГ-3, штурмовик Ил-2, бомбардировщики ТБ-3, ТБ-7, , Су-2, He-2, Ту-2, Ил-4, Ер-2, У-2 (По-2), разведчики Р5-ССС, P-Z, Бе-2 (корабельный), военные варианты Ли-2. ШКАСы ставили вместо ДШК также на торпедные катера Г-5 и Д-3 В 1939 г. был принят и выпускался в небольшом количестве сверхскорострельный Ультра-ШКАСС – время цикла автоматики в нем сократили, придав стволу движение вперед после отпирания. На СБ ставили носовые установки со спаренными ШКАС. В 1935 – 1937 гг. К.Н.Руднев, В.Н.Полюбин, А.А.Тропенков отрабатывали так называемую механическую спарку ШКАС (МСШ) – органически спаренные ШКАС с темпом стрельбы до 6000-6400 выстрелов в минуту. Штоки пулеметов снабжались зубчатыми рейками и связывались шестерней – цикл автоматики включал два цикла выстрела, а максимальная сила отдачи не превышала ее величины при одном выстреле. Но показательно, что дальнейшие работы в этом направлении были прерваны в связи с планировавшимся переходом на крупнокалиберные пулеметы Впервые ШКАСы на советских истребителях применялись в воздушных боях в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании воевали и бомбардировщики , также несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне. Применялся ШКАС и в Великой Отечественной. Именно из ШКАСа сбил в одном бою шесть самолётов самый результативный воздушный стрелок Андрей Пихота Однако, к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, в борьбе с вражескими самолётами резко снизилась, они могли разрушить вражеский самолёт только при очень большом числе попаданий.

Присоединение Крыма к РоссииРусь и Каганат Воссоединение Украины с Россией Присоединение Казахстана к России Взятие Ташкента Ледовое побоище Куликовская битва Разгром Хазарского Каганата Невская битва Стояние на реке Угре

Обзор универсального пулемёта Березина (УБТ-турельная модификация)

12,7х108 мм

из коллекции @xo.expert

13 апреля 1939 года, постановлением Комитета обороны СССР на вооружение Красной Армии был принят синхронный пулемет БС конструкции М. Е. Березина, который по праву заслужил звание лучшего в своем классе.

Пулемет из советского штурмовика ИЛ-2, сбитого в воздушном бою летом 1944 на Карельском перешейке, когда при возвращении на аэродром после штурмовки на израненный самолет зашла «двойка» Bf-109 в лобовую атаку…. Боевое место воздушного стрелка. Экипаж: пилот -штурман 566 ШАП, майор Зеленко Тимофей Константинович, погиб вместе с машиной. Стрелок-старшина Анашкин Александр Иванович, до войны-простой школьный учитель. Покинул самолет с парашютом. Именно он сидел в тот день за этим пулеметом. На фронте с июля 1941. Совершил более 100 боевых вылетов (что для стрелка ИЛ-2-невероятно!). Трижды был сбит, горел. Попал в плен-бежал. Лично сбил в бою немецкий истребитель FW-190. По праву считался ЛУЧШИМ стрелком полка. Прошел всю войну и встретил победу в Кенигсберге.- информация из блога @xo.expert

Любопытно, что на момент появления первых прототипов пулемета фамилии конструктора в то время не знали даже в Управлении вооружения ГУ ВВС КА, поэтому в некоторых документах наименование пулемета писали так — 12,7-мм пулемет «Березина», полагая, что оно выбрано по имени реки.

Фотография пулемета после подъема из болота.

популярная газоотводная схема

В проекте Березин выбрал достаточно популярную в те годы газоотводную схему автоматики, которая имела ряд преимуществ перед другими схемами, в частности, компактность конструкции, надежность работы, меньшую зависимость от разброса мощности патрона, а поскольку ствол при выстреле остается неподвижным, большую кучность стрельбы.

Калибр, мм Тип автоматики Масса пулемета, кг Длина орудия, мм Длина ствола, мм Масса ствола, кг Темп стрельбы, выст/мин Начальная скорость снаряда, м/сек Тип патрона Ёмкость магазина Масса пули, г Масса бронебойно-зажигательного патрона, г. Масса порохового заряда, г.12,7 газоотвод 24,2 (БС) 21,45 (УБС); 21,14 (УБК); 21,43 (УБТ) 1347 (УБС, УБК); 1397 (УБТ) 890 6.135 800-1050 (700-800 в версии УБС) 840-860 12,7х108 мм лента 38.25 ≈ 55.5 130 17 — 18

В октябре-декабре 1938 пулемет БС (Березина-Синхронный) прошел серию заводских и полигонных испытаний, показав исключительно высокие характеристики, хорошую живучесть и надежность работы его автоматики. Так, при массе чуть более 24 кг пулемет имел темп стрельбы до 1000 выстр/мин, при работе с синхронизатором, который неизбежно падал до 700-800 выстр/мин, что все равно превышало таковые показатели у любых современных ему иностранных образцов. А использование исключительно мощного патрона, делало итоговый залп этого оружия самым мощным в мире, сопоставимым с 20-мм системами того времени.

вид с низу на подаватель

13 апреля 1939 года, еще до завершения войсковых испытаний пулемета, на основании постановления Комитета обороны пулемет был запущен в серийное производство.

Устройство и назначение отдельных механизмов и деталей пулемета

Пулемет состоит из следующих основных частей: ствола в собранном виде, ствольной коробки в собранном виде, подвижных частей, механизма питания (приемника), ударно-отрывного механизма, спускового механизма, крышки ствольной коробки, гребня, затыльника цилиндра пневмоперезарядки и отдельных деталей.

Ствол в собранном виде состоит из следующих частей: собственно ствола, газового цилиндра, передней муфты, задней муфты, штифта передней муфты, штифта газового цилиндра, штифтов задней муфты, газового регулятора, штыря газового регулятора и шплинта. Ствол представляет собой трубу. В казенной части ствола имеется патронник; канал ствола имеет 8 нарезов, идущих слева вверх направо. Шаг нареза 381 мм, глубина нареза 0,17 мм, ширина каждого нареза 2,8 мм. Угол нарезов 6 град 2 мин. 27 сек.

Газовый регулятор служит для регулирования темпа стрельбы пулемета.

Штырь газового регулятора служит для крепления-газового регулятора и газового цилиндра в передней муфте.

Шплинт предохраняет штырь от выпадания из газового цилиндра.

Проектирование пулемета

Проектирование мощного 12,7-мм синхронного авиационного пулемета Михаил Евгеньевич Березин начал еще в 1937 году. Характерно, что задания «сверху» на создание оружия в рамках какой-либо государственной программы не было. Видимо работа по проектированию авиационного пулемета была инициирована внутри завода. Пулемет изначально создавался под мощный патрон 12.7х108 мм от пехотного пулемета ДШК.

Первая в советской авиации пневматическая система перезарядки

Это был первый советский авиационный пулемет, в котором была реализована пневматическая система перезарядки, существенно облегчавшая жизнь летчику и эксплуатацию пулемета в боевых условиях. При этом в связи с невозможностью применения данной системы на турельной версии пулемета (причина была в габаритах кабины) конструктор Г. И. Никитин спроектировал для УБТ новую рукоятку перезаряжания рычажного типа, расположенную сверху ствольной коробки в горизонтальной плоскости.

Войсковые испытания

Войсковые испытания новой версии пулеметов состоялись в 1941 году, они проходили с 7 января по 22 февраля. Синхронные пулеметы испытывались в 116-м авиационном истребительном полку на самолетах И-153 и И-16. Всего испытаниям подверглись 6 пулеметов, из которых было выполнено в общей сложности 48 286 выстрелов, в том числе 36 870 выстрелов в воздухе и еще 11 416 выстрелов в наземном тире. В воздухе стрельба из 12,7-мм пулемета велась в диапазоне высот от 1 до 9 тысячи метров очередями по 20-50 выстрелов. Проверка работы автоматики пулемета в условиях низких температур воздуха проводилась стрельбой на высоте около 8-9 тысяч метров, где температура воздуха доходила до -42 -48 градусов по Цельсию.

Действие на работу пулемета Березина инерционных сил проверялось свободным отстрелом патрона во время выполнения различных фигур высшего пилотажа: на боевых разворотах, глубоких виражах, бочках, петлях и во время пикирования. Во всех случаях установленные на истребителях пулеметы отработали надежно, давая небольшое число задержек. При этом при стрельбе пулеметы без дополнительной смазки и чистки могли выпустить в среднем по 1470 патронов, что обеспечивало возможность совершения за день до 5-6 боевых вылетов, не снимая пулемета для обслуживания.

Универсальный пулемёт Березина (УБТ-турельная модификация)

После успешного выполнения основной программы испытаний в воздухе пулеметы были подвергнуты испытаниям на живучесть в наземном тире. Средняя живучесть ствола пулеметов составляла 10-12 тысяч выстрелов. При этом новому пулемету дали высокую оценку летчики-испытатели, которые отстреливали его в воздухе. Старший лейтенант Крючков докладывал, что в процессе проведения войсковых испытаний пулемет БС продемонстрировал себя вполне пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии. Во время испытаний пулемет демонстрировал бесперебойную работу, дав лишь несколько легко устранимых задержек в стрельбе. Поэтому Крючков считал работу пулемета отличной, такого же мнения придерживались и другие летчики, участвовавшие в его испытаниях. Комиссия, которую возглавлял Герой Советского Союза полковник Н. П. Каманин, в своем заключении отмечала, что 12,7-мм синхронный пулемет конструкции Березина выдержал испытания и может быть принят на вооружение.

Михаил Евгеньевич Березин

Михаил Евгеньевич Березин начал трудовую деятельность в девять лет, работая батраком, чернорабочим, лесорубом, плотником. В 1926 г. поступил на рабфак при Ленинградском политехническом институте, затем в Ленинградский военно-механический институт, после окончания которого в 1934 г. он работал на Тульском оружейном заводе сменным мастером, затем инженером-конструктором.

Михаил Евгеньевич Березин

В 1935 г. перешел в конструкторское бюро, где разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет, который стал первой самостоятельной работой молодого конструктора.

Боекомплект 12.7 мм, найден при подъеме части самолета ИЛ-2

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]